Договор о таможенном союзе и едином экономическом пространстве казахстана

7.4. Региональные интеграционные процессы и Таможенный союз России, Белоруссии и Казахстана

Вообще политическая составляющая играет очень большую роль в принятии и выполнении любых решений на пространстве СНГ. Политическая воля руководителей государств является необходимым импульсом и для экономического сотрудничества. Налаживание экономического взаимодействия привело к созданию Евразийского экономического сообщества. Начало экономической интеграции было положено подписанием Договора о создании Экономического союза СНГ , в основе которого была идея углубления экономического взаимодействия в соответствии с этапами развертывания экономической интеграции (зона свободной торговли, таможенный союз, общее экономического пространство и т. д). Однако двигаться в одном ритме все страны, по разным причинам, не смогли. 26 февраля 1999 г. Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Россия и Таджикистан подписали Договор о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве. В мае следующего года Межгосударственный совет «пятерки» принял решение по формированию на базе Таможенного союза международной экономической организации, наделенной функциями, связанными со вступлением во Всемирную торговую организацию, а в октябре 2000 г. было учреждено Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС) . Согласно Договору, организация создавалась для эффективного продвижения процесса формирования Таможенного союза и Единого экономического пространства.

Участие в Таможенном союзе предполагает согласование мер тарифной поддержки со всеми государствами, входящими в него. Однако на переговорах о присоединении к ВТО ни одна страна не согласовывала свои тарифы с остальными участниками. Не была выработана позиция по вопросу присоединения к этой организации всех участников Таможенного союза, не было принято окончательное решение о том, каким образом будет происходить присоединение: будет ли каждая страна вступать самостоятельно, согласовывая при этом свои позиции, или же государства будут вступать в рамках Таможенного союза. Накопились проблемы и по текущим двусторонним экономическим взаимоотношениям. Но компромиссное решение по принципиальным вопросам все же удалось найти. В августе 2006 г. главами государств — членов ЕврАзЭС было принято решение о создании правовой базы Таможенного союза. В октябре следующего года в Душанбе были подписаны документы, не только формирующие институциональную структуру, но и дающие возможность начать его полноценное функционирование.

С подписанием этого документа можно говорить о начале первого, предварительного этапа формирования ТС.

Подписание «Договора о создании единой таможенной территории и формировании Таможенного союза» 6 октября 2007 г. и «Плана действий по формированию Таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества на 2007–2009 гг.» определили стратегию и последовательность шагов по созданию Таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации.

Указанным договором определено, что «Таможенный союз» — форма торгово-экономической интеграции сторон, предусматривающая единую таможенную территорию, в пределах которой во взаимной торговле товарами, происходящими с единой таможенной территории, а также из третьих стран и выпущенными в свободное обращение на этой таможенной территории, не применяются таможенные пошлины и ограничения экономического характера. При этом стороны применяют единый таможенный тариф и другие единые меры регулирования торговли товарами с третьими странами.

В 2008 г. главами правительств были подписаны международные договоры, обеспечивающие деятельность Комиссии и Секретариата Комиссии Таможенного союза, а также принят целый ряд соглашений в целях формирования правовой базы в части применения тарифных квот, тарифных льгот, единой системы тарифных преференций. Главами правительств также были одобрены соглашения о порядке декларирования товаров, о порядке таможенного оформления и таможенного контроля; правила определения происхождения товаров из развивающихся и наименее развитых стран.

С 2010 г. в Республике Беларусь, Республике Казахстан и Российской Федерации в сфере таможенно-тарифного регулирования к товарам из третьих стран применяются единые ставки ввозных таможенных пошлин, установленные Единым таможенным тарифом (ЕТТ), который включает более 11 тысяч товарных позиций.

Таким образом, с 1 января 2010 г. Таможенный союз (ТС) начал функционировать. К 1 июля 2011 г. таможенный и иные согласованные виды государственного контроля будут перенесены с российско-казахстанской границы на внешний контур таможенной границы Таможенного союза . Формирование союза проводится поэтапно в сроки, определенные Межгоссоветом на уровне глав правительств 9 июня 2009 г. Согласно им, Таможенный союз формируется в несколько этапов: предварительный — до 1 января 2010 г., первый — до 1 июля 2010 г. и второй — до 1 июля 2011 г. На предварительном этапе была сформирована договорно-правовая база Таможенного союза. Этот этап завершился подписанием Таможенного кодекса Таможенного союза (ноябрь 2009), введением в действие с 1 января 2010 г. соглашений о едином таможенно-тарифном регулировании и едином нетарифном регулировании. Этап включал и наделение Комиссии Таможенного союза соответствующими полномочиями по ведению этих соглашений.

Был также составлен график разработки технических регламентов, которые позволят унифицировать между странами ТС требования безопасности продукции, включая санитарные, ветеринарные и фитосанитарные.

Переходный период. На переходный период — до принятия необходимых регламентов — в Таможенном союзе будут действовать соглашения о санитарных, ветеринарных мерах и о карантине растений, которые предусматривают взаимное признание разрешительных документов. При этом на переходный период предусмотрена возможность временного (до 5 лет) применения пониженных пошлин по товарам, которые особо значимы для экономики государств, формирующих Таможенный союз (отдельные виды сырья, технологическое оборудование и запчасти к нему, инвестиционные товары). Принимая во внимание, что на момент начала формирования ЕТТ ставки ввозных таможенных пошлин между Республикой Беларусь и Россией были унифицированы более чем на 90 %, а между Казахстаном и этими государствами — только на 38 %, этот переходный период введен для адаптации к новым условиям.

Важность сохранения единого экономического пространства всегда осознавалась хозяйственниками и руководителями постсоветских государств. Распад СССР сопровождался попыткой одновременного создания экономического союза, формирование которого осталось нереализованным из-за набравших силу центробежных тенденций радикального национализма. Вместе с тем удалось избежать введения импортных пошлин и подписать соглашения о свободной торговле между всеми государствами СНГ на двусторонней основе.

Эксперты отмечают, что сегодняшняя активизация интеграционных процессов в рамках ЕврАзЭС является частью политики экономического развития, ориентированного на модернизацию, на формирование новой инновационной экономики. Эта политика сосредоточена на решении следующих проблем:

— реструктуризация и модернизация экономики;

— восстановление, точнее переналаживание, на современном уровне с учетом произошедших изменений кооперационных связей между отраслями и предприятиями;

— образование совместных производственных структур;

— предотвращение создания дублирующих производств;

— стимулирование экспортноориентированных производств, выход на международные товарные рынки;

— привлечение прямых иностранных инвестиций и выход на международные рынки капиталов в противовес приоритетности помощи со стороны международных финансовых структур и развитых стран в виде кредитов;

— сохранение и развитие научно-технического потенциала;

— достижение внутренней социально-экономической и политической стабильности .

С. Ю. Глазьев образно определил такую политику как «выход из сырьевой ловушки на путь инновационной экономики» .

В экономическом росте всегда присутствуют составляющие, связанные как с наращиванием традиционных производств, так и с развитием новых видов экономической деятельности. Соотношение между традиционной и «новой» составляющей постепенно изменяется, вызывая тем самым структурные изменения в национальной экономике. Потенциалы наращивания старого и нового у стран разные. До сих пор для стран постсоветского пространства наиболее высокие темпы роста наблюдаются у стран, располагающих возможностями существенно нарастить экспортный потенциал традиционных сферах . Вместе с тем у стран ЕврАзЭС, и в первую очередь стран Таможенного союза, имеются все предпосылки для перехода на инновационный путь развития .

За последнее время в развертывании этой политики проделана большая работа, создана договорно-правовая база Таможенного союза ЕврАзЭС. Его формирование является фундаментом для построения Единого экономического пространства (ЕЭП), которое планируется завершить к началу 2012 г.

Экономические предпосылки создания Таможенного союза. По расчетам ученых института народнохозяйственного прогнозирования РАН, суммарный интеграционный эффект от деятельности Таможенного союза, измеряемый дополнительным производством валового внутреннего продукта, к 2015 г. составит примерно 400 миллиардов долларов. Государства — участники Таможенного союза за счет интеграционного фактора получат дополнительно около 15 % прироста ВВП к 2015 г. . Эти расчеты делались до глобального экономического кризиса. В нынешних (посткризисных) условиях прирост ВВП в результате интеграционных процессов будет еще больше.

Таможенный союз как вторая форма интеграции предполагает замену нескольких таможенных территорий одной. При этом таможенные службы на внутренних границах упраздняются, а их функции передаются соответствующим службам на внешних границах единой таможенной территории. Эта особая интеграционная группа, которая характеризуется не только отсутствием ограничений во взаимной торговле, но и договоренностью о единых таможенных тарифах по отношению к третьим странам, а также свободным перемещением товаров и услуг внутри этой группы стран.

Таможенный союз является достаточно завершенной формой. В то же время, ограничиваясь сферой торговли, он сам таит в себе внутреннее противоречие, развитие которого неизбежно порождает потребность перехода к более сложным формам.

С другой стороны, очевидно, что в таком сложном деле, как формирование Таможенного союза, не обойтись без издержек. И если практически все эксперты не критикуют объединение с гражданско-социальных позиций, то с экономической стороны — критики достаточно много, что обусловлено наличием серьезных проблем, связанных с процессом реализации идеи такого объединения на практике.

Проблемы, возникающие в процессе формирования Таможенного союза. Ответственный Секретарь Комиссии Таможенного союза говорит в связи с этим о двух проблемах:

— возрастание конкуренции между сходными предприятиями в некоторых отраслях;

— потери бюджетных доходов.

В плане конкуренции речь идет, прежде всего, о химико-металлургическом, агропромышленном, строительном комплексах и о торговле. Действительно, целый ряд предприятий стран, входящих в Таможенный союз, являются аналогами друг друга или весьма близкими по характеру основного производства. Вместе с тем, по мнению специалистов, большинство металлургических предприятий имеет значительную «подушку безопасности» в виде завышенных цен на свою продукцию вследствие злоупотребления доминирующим положением на своих национальных рынках. По многим позициям металлургической и химической продукции внутренние цены часто превышают мировые. В агропромышленном комплексе во всех трех государствах основная конкуренция разворачивается с продукцией из третьих стран, которая доминирует на рынках крупных городов. Важнейшие ниши рынка стройматериалов монополизированы крупными компаниями, систематически и существенно завышающими цены на свою продукцию. Во внешней торговле в течение достаточно длительного переходного периода сохранится принцип национального резидентства, что будет препятствовать свободному обращению товаров, импортируемых между национальными территориями .

Таким образом, повышение конкуренции на внутреннем рынке Таможенного союза для подавляющего большинства отраслей будет несущественным. А в тех отраслях, где это все же произойдет, общий экономический эффект будет положительным, как за счет снижения монополизации рынков, так и благодаря приближению к равновесным ценам.

Что касается потери бюджетных доходов, то согласно имеющимся договоренностям, все поступления от взимания импортных пошлин будут распределяться по согласованному макроэкономическому критерию, вне зависимости от страны назначения товара, а экспортные пошлины — по стране происхождения, за исключением внутреннего потребления в рамках Таможенного союза.

Вместе с тем имеются данные, что Российская счетная палата только за первый квартал 2010 г. оценила упущенные доходы, связанные с изменением ставок ввозных таможенных пошлин по сравнению с аналогичными ставками пошлин таможенного тарифа РФ, в сумму 158 миллионов долларов. Беспокойство предпринимателей Казахстана вызывает повышение значительной части таможенных ставок страны до уровня российских. Имеются вопросы по таможенной экспортной пошлине на нефть у белорусской стороны .

Договор о Комиссии Таможенного союза от 6 октября 2007 г. вступил в силу 10 октября 2008 г. В соответствии с ним, Стороны учреждают Комиссию Таможенного союза (КТС) основной задачей которой является обеспечение условий функционирования и развития Таможенного союза. Комиссия осуществляет свою деятельность в пределах полномочий, предусмотренных договором, другими международными договорами между Сторонами, а также решениями высшего органа Таможенного союза, которым является Межгоссовет ТС . Основными принципами ее деятельности являются:

— добровольная поэтапная передача Комиссии части полномочий государственных органов Сторон;

— обеспечение взаимной выгоды и учет национальных интересов Сторон;

— экономическая обоснованность принимаемых решений;

— открытость, гласность и объективность.

Функциями комиссии являются:

1. исполнение решений, принятых высшим органом Таможенного союза;

2. осуществление мониторинга исполнения международных договоров по формированию Таможенного союза;

3. разработка при участии правительств государств — участников организации рекомендаций для высшего органа Таможенного союза по вопросам формирования и функционирования Таможенного союза;

4. обеспечение в пределах своих полномочий реализации международных договоров, формирующих договорно-правовую базу Таможенного союза;

5. оказание содействия Сторонам в урегулировании споров в рамках Таможенного союза до обращения в Суд Евразийского экономического сообщества;

6. осуществление в пределах своих полномочий взаимодействия с органами государственной власти Сторон;

7. выполнение функций депозитария международных договоров по формированию Таможенного союза.

Определяющее значение имеют статьи 7 и 8 Договора о Комиссии Таможенного союза. В соответствии с ними, Комиссия в пределах своих полномочий принимает решения, имеющие обязательный характер для Сторон. Решения комиссии, имеющие такой характер, вступают в силу не ранее, чем через месяц со дня их официального опубликования. В настоящее время голоса между Сторонами в Комиссии распределяются так: Республика Беларусь и Республика Казахстан — по 21,5; Российская Федерация — 57.

Впервые в постсоветской практике государственного управления создан наднациональный орган, которому государства — члены Таможенного союза делегировали свои суверенные функции в части проведения внешнеторговой политики.

Правовую основу регулирования внешней торговли на единой таможенной территории трех государств, по разным оценкам, будут составлять более пятидесяти международных договоров, часть из которых уже вступили в силу.

С их учетом КТС переданы следующие функции:

— ведение Единого таможенного тарифа и Единой ТН ВЭД ТС (таможенной номенклатуры внешнеэкономической деятельности);

— ведение вопросов предоставления тарифных квот и порядка их распределения;

— формирование и ведение единой системы тарифных преференций и применения тарифных льгот;

— ведение применения единых мер нетарифного регулирования;

— формирование и ведение Единого перечня товаров, к которым применяются запреты или ограничения на ввоз или вывоз государствами — участниками Таможенного союза в торговле с третьими странами;

— ведение статистики внешней торговли Таможенного союза.

Каковы же перспективы развития ЕврАзЭС? По всей видимости, Таможенный союз в ближайшее время институционализируется в самостоятельную международную организацию. А само ЕврАзЭС займется формирование ЕЭП (во всяком случае, с точки зрения подготовки проектов договорно-законодательной базы). Сложно сказать что-либо о перспективах ближайшего развития самого ТС. Многое здесь будет зависеть от реального состояния экономики. На неформальном саммите 19 декабря 2009 г. в г. Алматы президенты подчеркнули, что «Таможенный союз будет содействовать росту взаимной торговли, повышению конкурентоспособности нашей продукции, откроет новые перспективы для инвестиций. Формирование нашего союза будет стимулировать углубление сотрудничества в ЕврАзЭС — динамичной структуре экономической интеграции на постсоветском пространстве, а также способствовать активизации взаимовыгодного взаимодействия в Содружестве Независимых Государств» .

Читайте так же:  Штраф за сплошную по камере

Для стран ЕЭП в Стратегических планах развития до 2020 г. общими направлениями экономических реформ являются модернизация экономики и формирование постиндустриальной экономики. На встрече глав государств в г. Алматы 19 декабря 2009 г. утвержден «План действий по формированию Единого экономического пространства Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации». С учетом уже сложившейся договорно-правовой базы Таможенного союза, формирование ЕЭП может вестись одновременно по всем основным направлениям, при условии синхронного принятия взаимных обязательств сторон и соответствующей корректировки их национальных законодательств.

Формирование ЕЭП требует от его участников координации действий во всех основных сферах деятельности, определения четких направлений, целей, механизмов реализации и этапности ее формирования. Создание основных нормативно-правовых конструкций ЕЭП с учетом повышения зрелости интеграционного процесса в рамках ЕврАзЭС позволит реально продвинуться к реализации цели построения ЕЭП .

Развертывание этих процессов, как и предполагало Алматинское Заявление от 19 декабря 2009 г., придало новый импульс развития интеграционных процессов в СНГ. На саммите в Санкт-Петербурге (ноябрь 2010) Россия представила экспертам стран СНГ свой проект нового многостороннего договора о зоне свободной торговли. Россия предлагает заменить двусторонние соглашения между странами СНГ одним многосторонним — о зоне свободной торговли. Сейчас действует порядка 110 соглашений о взаимной торговле между различными странами СНГ, что создает неудобства и приводит в результате к различным дискриминационным последствиям в торговле.

С образованием ТС в рамках ЕврАзЭС модель «разноскоростной» и «разноформатной» интеграции на постсоветском пространстве стала еще более очевидной. Именно она с наибольшей точностью отражает идущий интеграционный процесс в этом регионе.

Интеграция — противоречивый и многомерный процесс. Один из основоположников экономической теории интеграции, американский экономист Б. Балашша определял ее как процесс и состояние . С другой стороны — это сложный процесс, включающий в себя и объединение (интеграцию) и распад (сегментацию).

Интеграция пространства СНГ имеет несколько вариантов.

Первый вариант интеграции (самая низкая скорость) — Содружество Независимых Государств (СНГ). Представляет собой международную организацию политико-консультативного типа с определенными военно-политическими обязательствами в рамках о коллективной безопасности.

На второй скорости происходит экономическая интеграция более узкой группы государств в рамках ЕврАзЭС.

Максимальную скорость интеграции предполагают Таможенный союз в рамках ЕврАзЭС и Союзное государство России и Белоруссии .

Следует сказать, что последнее время строительство союзного государства замедлилось. И центр тяжести интеграционных процессов перешел в построение Таможенного союза и Единого экономического пространства в рамках ЕврАзЭС.

Такое развитие событий, на наш взгляд, связано с двумя политико-экономическими причинами. Первой такой причиной стал глобальный экономической кризис. В. А. Язев, заместитель председателя Государственной думы Федерального собрания Российской федерации, писал, например, что именно кризис, как это ни парадоксально, сослужил хорошую службу, ускорив процессы интеграции на постсоветском пространстве. «Он дал всем нам возможность немного по-другому расставить приоритеты, переключив основное внимание с далеких потенциальных партнеров по общемировому рынку на ближайших соседей. Значимость региональных связей в условиях кризиса значительно возросла…» .

За последнее время удалось существенно снизить конфликтный потенциал Содружества. При этом можно говорить о двух его составляющих: объективной и субъективной. К первой относятся объективные претензии государств друг к другу (экономические, территориальные и т. д.), ко второй — внутригосударственный политический процесс (желания национальных элит в вопросах развития государств). Так, в прагматическую плоскость перешли вопросы, связанные с определением правого статуса Керченского пролива, Каспийского и Азовского морей. Найдены возможности прекращения «газовых войн» и т. д. Ряд государств взяли курс на интеграцию в Европейский Союз (Украина, Грузия, Молдова), другие ориентируются на целый ряд центров силы — Казахстан, Азербайджан; Узбекистан и Туркменистан свели свою деятельность в СНГ к минимуму.

Так, в интеграционных процессах не принимает участие Украина. С экономической точки зрения это было бы весьма полезно. Напомним, что Украина была одним из инициаторов формирования Единого экономического пространства с Россией, Белоруссией и Казахстаном. Однако в настоящее время такой процесс противоречил бы выбранному ею политическому курсу на евроинтеграцию. Вместе с тем в целом все государства постсоветского пространства воспринимают СНГ как геополитическую реальность, выдержавшую проверку временем. Критика этого объединения странами перешла в фазу активного использования этой международной площадки общения. Во многом это обусловлено поведением России. Достаточно быстро выйдя из системного и экономического кризиса, пользуясь удачной конъюнктурой на сырьевые ресурсы в мире, Российская Федерация во многом возвратила себе ведущие позиции в региональных международных отношениях. Об этом свидетельствуют взаимоотношения с ЕС и Китаем, Турцией, другими странами региона. Подписание и ратификация Договора ОСВ с США способствовали уменьшению напряженности в мире. В этом плане также важную роль играет предложение Российской Федерации о строительстве новой системы безопасности в Европе.

За прошедшие годы на постсоветском пространстве сложилась целая система разного рода международных организаций. Все они в большей или меньшей степени взаимодействуют между собой, образуя сложную институциональную структуру реализации многосторонних отношений. В первую очередь, такими форумами являются Шанхайская Организация Сотрудничества (ШОС) и Организация Черноморского экономического сотрудничества (ОЧЭС). В них страны СНГ составляют основной контингент стран-участниц.

Шанхайская Организация Сотрудничества (ШОС) возникла на базе «Шанхайской пятерки» (Россия, Казахстан, Киргизия, Китай, Таджикистан). Общая территория стран Шанхайской пятерки охватывает 3/5 всей территории Евразийского континента, численность населения — 1,5 миллиарда человек. Эта организация сложилась на основе заключенного Соглашения об укреплении доверия в военной области в районе границы (1996) и Соглашения о взаимном сокращении вооруженных сил в районе границы (1997).

На третьем саммите «пятерки» в 1998 г. в Алма-Ате было достигнуто понимание необходимости продолжения углубленных консультаций по проблемам региональной и азиатской безопасности, налаживания широкомасштабного и долгосрочного сотрудничества, включая сферы торговли, экономики, энергоресурсов, а также совместной борьбы с этносепаратизмом, религиозным экстремизмом, международным терроризмом и транснациональной преступностью. Сложившиеся между государствами — участниками ШОС отношения конструктивного партнерства, базирующиеся на принципах доверия и взаимного уважения, позволяют использовать преимущества, предоставляемые географической близостью и взаимодополняемостью экономик, стимулируют активный поиск совместных проектов сотрудничества и кооперации, исходя из открытости вовне. Антитеррористическое направление в деятельности ШОС, ставшее в последнее время приоритетным для организации, получило дополнительный импульс после событий 11 сентября 2001 г. в США и сочетается теперь с борьбой против сепаратизма. Важным форумом многостороннего международного сотрудничества является Организация Черноморского экономического сотрудничества. В нее входят страны большого Черноморского бассейна. Созданная по инициативе Турции и России, организация решает экономические вопросы развития причерноморских стран. К определенной форме многосторонних отношений можно отнести взаимодействие России с ЕС в рамках совместных программ Северного измерения и Черноморской синергии.

Традиционным направлениями российской дипломатии является взаимодействие с НАТО, ОБСЕ, СЕ.

А вот развитие парламентской дипломатии связано с возрождением парламентаризма в странах СНГ. Межпарламентские Ассамблеи созданы в структурах СНГ, ЕврАзЭС, Союзного государства Белоруссии и России, ОДКБ. Их возникновение является закономерностью, результатом действия объективных тенденций интернационализации бытия и человеческого сообщества. Кроме международных парламентских структур пространства СНГ, парламентарии активно взаимодействуют в рамках Межпарламентского союза, Парламентской Ассамблеи Черноморского экономического сотрудничества, Парламентских Ассамблей ОБСЕ и Совета Европы, Европейской Межпарламентской Ассамблеи Православия. С 1994 г. формируется делегация Федерального собрания Российской Федерации в ПА НАТО. Обладая статусом ассоциированного члена, делегация имеет право выступать, вносить поправки в резолюции, декларации и другие документы ПА НАТО, участвовать в их обсуждении, но не имеет права голоса. В делегации 7 представителей Государственной думы и 3 (плюс 2 резервных) — Совета федерации Федерального собрания РФ .

После образования Совета Россия — НАТО (СРН) в 2002 г. создан Парламентский комитет Россия — НАТО (ПКРН), заседания которого проводятся 2 раза в год в рамках весенней и осенней сессий ПА НАТО.

Вместе тем очевидно, что развитие пространства СНГ и взаимодействие стран в рамках этой организации во многом зависит от курса наиболее большой и мощной во всех отношениях страны — Российской Федерации. И в связи с этим все зависит от того, насколько успешно в России будут решены стоящие перед ней проблемы. А это и стабилизация в кавказских республиках, и борьба с преступностью и терроризмом, и противодействие проявлениям экстремизма и коррупции, и структурная перестройка экономики на инновационное развитие, и решение демографических проблем.

Развитие сотрудничества с соседями по бывшему СССР является приоритетным направлением внешней политики России. Это обозначено в Концепции внешней политики Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации Д. А. Медведева. В программной статье Президента России «Россия, вперед!» ЕврАзЭС, ОДКБ, СНГ названы самыми близкими стратегическими партнерами. Если говорить о ЕврАзЭС, то политическая воля к углублению интеграции есть. Так, в соответствии с протоколом от 6 октября 2007 г. «О порядке вступления в силу международных договоров, направленных на формирование договорно-правовой базы Таможенного союза, выхода из них и присоединения к ним», присоединяющееся к Таможенному союзу государство должно выразить согласие на обязательность для него всех международных договоров, формирующих договорно-правовую базу союза. В марте 2009 г. Кыргызская Республика обратилась к председателю Межгосударственного совета ЕврАзЭС, Президенту Республики Беларусь А. Г. Лукашенко с просьбой о рассмотрении вопросов об участии Кыргызстана в работе по формированию договорно-правовой базы Таможенного союза и создании рабочей группы с целью анализа всех возможных вариантов участия Кыргызской Республики в Таможенном союзе . Примерно такой же позиции придерживается и Республика Таджикистан .

Активность в формировании Таможенного союза ЕврАзЭС в соответствии с «принципом домино» послужила активизации и процессов в СНГ. Так, на заседании СГГ СНГ в декабре 2010 г. были рассмотрены документы о проекте Договора о зоне свободной торговли СНГ, а также приняты решения о взаимодействии государств — участников СНГ в рамках ОБСЕ, о Стратегии международного молодежного сотрудничества государств-участников СНГ на период до 2020 г., о Концепции военного сотрудничества государств — участников СНГ до 2015 г. и т. д.

1. Какие сложности и противоречия возникли в процессе формирования СНГ?

2. Какие документы составляют учредительный акт СНГ?

3. Что представляет собой Устав Содружества Независимых Государств?

4. Назовите уставные органы СНГ и их полномочия.

5. Что представляет собой Концепция дальнейшего развития СНГ, одобренная СГГ в октябре 2007 г.?

6. В чем заключаются особенности проведения миротворческих операций в СНГ?

7. Какие государства подписали 26 февраля 1999 г. Договор о Таможенном союзе (ТС) и Едином экономическом пространстве (ЕЭП)?

8. В чем проявляется активизация интеграционных процессов в рамках ЕврАзЭС?

9. Какие проблемы возникли в процессе формирования Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС?

ДОГОВОР о Таможенном союзе и едином экономическом пространстве

ДОГОВОР
о Таможенном союзе
и е дином экономическом пространстве

от 26 февраля 1999 года

Государства-участники настоящего Договора, в дальнейшем именуемые Сторонами;

РУКОВОДСТВУЯСЬ Договором между Республикой Беларусия, Республикой Казахстан, Кыргызской Республикой и Российской Федерацией об углублении интеграции в экономической и гуманитарной областях от 29 марта 1996 года, далее именуемым Договором от 29 марта 1996 года, ранее заключенными соглашениями по его реализации, а также учитывая решения, принятые органами управления интеграцией;

ВЫПОЛНЯЯ соглашения, подписанные между Сторонами о свободной торговле, о едином порядке регулирования внешнеэкономической деятельности, о Таможенном союзе, об обеспечении взаимной конвертируемости и стабилизации курсов национальных валют, о предотвращении двойного налогообложения и уклонения от уплаты налогов на доход и капитал;

ИСХОДЯ из сложившихся производственных и научно-технологи-ч еских связей, взаимозависимости и взаимодополняемости экономик;

ИСПОЛНЕННЫЕ РЕШИМОСТИ придать новый импульс развитию более тесной интеграции, сближению экономики государств-участников в целях социального прогресса и улучшения благосостояния народов;

ПРИЗНАВАЯ, что устранение существующих барьеров и ограничений требует согласованных действий, гармоничного развития рыночных отношений государств и создания равных условий и возможностей хозяйствующим субъектам;

ПОДТВЕРЖДАЯ дружественные отношения, связывающие государства и народы, желая обеспечить их процветание, основываясь на принципах Устава Организации Объединенных Наций, Устава Содружества Независимых Государств, Договора о создании Экономического союза от 24 сентября 1993 года, нормах и принципах международного права;

УЧИТЫВАЯ стремление Сторон стать членами Всемирной Торговой Организации;

УВАЖАЯ суверенитет, территориальную целостность государств и гарантируя невмешательство во внутренние дела;

ВЫРАЖАЯ РЕШИМОСТЬ завершить формирование Таможенного союза и создать Единое экономическое пространство, договорились о нижеследующем:

Глава I. ПОНЯТИЯ И ТЕРМИНЫ

Для целей настоящего Договора, приводимые ниже понятия и термины имеют следующее значение:

1) Единое экономическое пространство – пространство, состоящее из территорий Сторон, на котором функционируют однотипные механизмы регулирования экономики, основанные на рыночных принципах и применении гармонизированных правовых норм, существует единая инфраструктура и проводится согласованная налоговая, денежно-кредитная, валютно-финансовая, торговая и таможенная политика, обеспечивающие свободное движение товаров, услуг, капитала и рабочей силы;

2) единая таможенная территория – территория, состоящая из таможенных территорий Сторон, применительно к которой Сторонами установлен Общий таможенный тариф, применяются единые меры нетарифного регулирования, действуют унифицированные таможенные правила, обеспечено единство управления таможенными службами и отменен таможенный контроль на внутренней таможенной границе;

3) общий (внутренний) рынок – совокупность экономических отношений на единой таможенной территории;

4) общий таможенный тариф – согласованный перечень единых ставок ввозных таможенных пошлин, применяемых к товарам, ввозимым на таможенные территории государств-участников Таможенного союза из третьих стран, систематизированный в соответствии с Единой товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Содружества Независимых Государств;

5) внутренняя таможенная граница – пределы таможенной территории каждой из Сторон, одновременно являющиеся пределами таможенной территории другой Стороны;

6) внешняя таможенная граница (внешний периметр) – пределы единой таможенной территории государств-участников Таможенного союза, разделяющие территории этих государств и территории государств, не входящих в Таможенный союз;

Читайте так же:  С чего начать оформление дачного дома в собственность

7) косвенные налоги – налог на добавленную стоимость и акцизы на товары и услуги.

Глава II. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

В соответствии с условиями настоящего Договора Стороны принимают на себя обязательство завершить формирование Таможенного союза и создать на его основе Единое экономическое пространство.

Основными целями формирования Единого экономического пространства являются:

эффективное функционирование общего (внутреннего) рынка товаров, услуг, капитала и труда;

создание условий стабильного развития структурной перестройки экономики Сторон в интересах повышения жизненного уровня их населения;

проведение согласованной налоговой, денежно-кредитной, валютно-финансовой, торговой, таможенной и тарифной политики;

развитие единых транспортных, энергетических и информационных систем;

создание общей системы мер государственной поддержки развития приоритетных отраслей экономики, производственной и научно-технологической кооперации.

Важнейшими принципами формирования Единого экономического пространства являются:

принцип взаимной выгоды;

общие (универсальные) принципы: взаимопомощь, добровольность, равноправие, ответственность за принятые обязательства, открытость.

Формирование Таможенного союза и Единого экономического пространства обеспечиваются следующими органами управления интеграцией:

– Советом глав правительств,

Каждый орган управления интеграцией действует в рамках полномочий, определенных Положением об этом органе.

По решению Межгосударственного Совета могут создаваться и другие органы управления интеграцией.

Государства – участники согласовывают экономическую политику по формированию Таможенного союза и Единого экономического пространства в соответствии с положениями Договора от 29 марта 1996 года, заключенными между Сторонами соглашениями и принятыми решениями по его реализации.

Стороны обязуются воздерживаться от любых действий, которые могли бы поставить под угрозу достижение целей настоящего Договора.

Единое экономическое пространство формируется поэтапно.

Продолжительность этапов, совокупность мероприятий в каждом из этапов и их реализация будут определяться Межгосударственным Советом.

Переход от этапа к этапу будет обусловлен фактическим достижением специфических целей настоящего Договора и выполнением Сторонами принятых по нему обязательств.

Первый этап имеет целью завершение формирования Таможенного союза и единой таможенной территории.

Второй этап предполагает создание Единого экономического пространства, включающего формирование общего (внутреннего) рынка товаров, услуг, капитала и труда, проведение общей экономической политики и создание единой инфраструктуры, завершение гармонизации законодательства Сторон, обеспечивающего функционирование Единого экономического пространства.

На последующих этапах экономического сотрудничества Стороны будут стремиться к согласованию параметров основных макроэкономических показателей.

Глава III. ЗАВЕРШЕНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ

Раздел 1. РЕЖИМ СВОБОДНОЙ ТОРГОВЛИ ТОВАРАМИ

Стороны во взаимной торговле обеспечивают реализацию в полном объеме режима свободной торговли товарами без изъятий и ограничений на основе действующих между Сторонами двусторонних и многосторонних соглашений о свободной торговле.

Стороны провозглашают следующие цели функционирования режима свободной торговли товарами:

а) неприменение тарифных и количественных ограничений в отношении товаров, происходящих с таможенной территории одной Стороны и вывозимых (ввозимых) на таможенную территорию другой Стороны, и предназначенных для свободного обращения на таможенной территории Сторон;

б) применение единой системы взимания косвенных налогов;

в) ничто не препятствует одной Стороне временно применять защитные меры в отношении ввоза товаров из другой Стороны в соответствии с общепринятыми международными нормами и правилами или национальным законодательством;

г) не предоставление без согласия Сторон любому третьему государству, не являющемуся участником настоящего Договора, торгового режима, более благоприятного, чем Стороны взаимно предоставляют друг другу;

д) устранение ограничений конкуренции, вызванных поведением хозяйствующих субъектов или вызванных вмешательством общегосударственных и территориальных органов, в той мере, в какой это может воздействовать на взаимную торговлю хозяйствующих субъектов Сторон;

е) взаимное неприменение Сторонами каких-либо мер (в том числе и коллективных) ограничительного либо фискального характера, которые прямо или косвенно могут привести к дискриминации в отношении товара, происходящего с таможенной территории одной из Сторон, по сравнению с аналогичными товарами, происходящими с таможенной территории другой Стороны.

Стороны предпринимают необходимые усилия для устранения на своих территориях административных, фискальных препятствий, имеющих местный либо региональный характер и затрудняющих нормальное функционирование режима свободной торговли товарами.

Для целей данной статьи настоящего Договора ничто не препятствует Сторонам применять национальное законодательство, касающееся въезда, пребывания, работы, учреждения фирм, компаний, осуществления услуг физическими и юридическими лицами. При этом они применяют режим таким образом, чтобы не аннулировать или не ограничивать преимущества, получаемые любой Стороной в силу настоящего Договора.

Раздел 2. РЕГУЛИРОВАНИЕ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ

Стороны устанавливают единый порядок регулирования внешнеторговой деятельности в рамках обязательств по соглашениям о Таможенном союзе и посредством гармонизации норм и правил, предусмотренных двусторонними соглашениями о едином порядке регулирования внешнеэкономической деятельности, действующих между Сторонами на дату вступления в силу настоящего Договора.

Единый порядок регулирования внешнеторговой деятельности и принятия согласованных решений по его синхронному изменению и дополнению включает следующие области:

1) тарифное регулирование внешнеторговой деятельности;

2) нетарифные меры регулирования в торговле с третьими странами;

3) установление торгового режима в отношениях с третьими странами;

4) косвенное налогообложение внешнеторговых операций с
третьими странами;

5) валютное регулирование внешнеторговых операций.

Стороны в развитие Решения Совета глав правительств от 22 января 1998 года № 2 «Об Общем таможенном тарифе государств-участников соглашений о Таможенном союзе» заключат соответствующие соглашения.

Стороны применяют согласованную систему тарифных льгот и тарифных преференций в торговле с третьими странами, включая единый порядок внесения в нее изменений и дополнений.

Стороны договорились о том, что порядок взимания и поступления таможенных пошлин, налогов и сборов, имеющих эквивалентное действие, будет определен отдельными соглашениями.

При подготовке вышеуказанных соглашений Стороны будут учитывать принятые решения и последующие договоренности, которые будут достигнуты Сторонами по данному вопросу на двусторонней и многосторонней основе.

Стороны соблюдают единый порядок применения мер нетарифного регулирования в торговле с третьими странами и в этих целях применяют в полном объеме Соглашение о единых мерах нетарифного регулирования при формировании Таможенного союза от 22 октября 1997 года.

Единый порядок регулирования внешнеторговой деятельности не распространяется на торговлю Сторонами вооружением, военной техникой и иной продукцией военного назначения, ядерными материалами, оборудованием, специальными неядерными материалами и соответствующими технологиями, а также товарами и технологиями двойного назначения, указанными в статье 5 Соглашения о единых мерах нетарифного регулирования при формировании Таможенного союза. В этих целях Стороны заключат отдельное Соглашение.

В отношении торговли товарами с третьими странами Стороны предпринимают согласованные действия по поэтапному установлению единого торгового режима.

Изменение торгового режима в отношении третьих стран, введение либо отмену тарифных и нетарифных ограничений в торговле товарами, включая введение или отмену временных ограничений, Стороны производят, как правило, одновременно. В этих целях Стороны подпишут соответствующие протоколы.

В торговле со странами, с которыми одна из Сторон имеет соглашение о режиме свободной торговли, эта Сторона согласовывает с другими Сторонами настоящего Договора перечни изъятий и ограничений из режима свободной торговли либо формы компенсации, вытекающие из сложившегося несовпадения торговых режимов.

Самостоятельные переговоры Сторон по присоединению к Всемирной Торговой Организации, процесс их интеграции в международные экономические и финансовые структуры не должны являться непреодолимым препятствием в их стремлении обеспечить поэтапную гармонизацию торговых режимов.

В целях достижения необходимого уровня согласования переговорных позиций Стороны будут эффективно использовать механизм регулярных консультаций, предусмотренный Протоколом о международных торговых переговорах государств – участников Таможенного союза при вступлении во Всемирную Торговую Организацию от 3 июня 1997 года и решением Межгосударственного Совета от 28 апреля 1998 года № 27.

Стороны применяют единую систему взимания косвенных налогов в торговле с третьими странами.

Ставки косвенных налогов на экспортируемые и импортируемые товары не превышают аналогичные ставки, которыми облагаются товары национального производства.

В торговле с третьими странами Стороны переходят на взимание косвенных налогов, исходя из принципа страны назначения.

При ввозе и вывозе товаров в торговле с третьими странами Стороны воздерживаются от предоставления индивидуальных налоговых льгот в части, касающейся ставок и порядка взимания налога на добавленную стоимость и акцизов по подакцизным товарам.

Любая из Сторон вправе затребовать информацию относительно применения ставок и механизма взимания налогов, предоставляемых налоговых льгот для резидентов и нерезидентов, осуществляющих торговые операции с товарами из третьих стран, у другой Стороны и получить ее в течение тридцати календарных дней.

Стороны применяют согласованный порядок валютного регулирования во внешнеторговых операциях, основанный на мониторинге действующего в государствах-участниках законодательства в данной области, на регулярном обмене информацией между центральными (национальными) банками, включая другую информацию по текущим и капитальным операциям платежного баланса.

В дальнейшем Стороны разработают отдельное Соглашение о применении общей системы валютного надзора.

Стороны подтверждают, что единый порядок регулирования внешнеторговой деятельности будет установлен по мере унификации законодательства с учетом текущих и долговременных внешнеторговых, экономических интересов и потенциалов Сторон.

Все изменения и дополнения в единый порядок регулирования внешнеторговой деятельности в областях, указанных в статье 12 настоящего Договора, вносятся по согласованию Сторон на этапе проектов решений правительств Сторон.

Стороны вправе вводить индивидуальные временные ограничения в торговле с третьими странами в соответствии с общепризнанными международными нормами и правилами.

Такие меры носят временный характер и будут применяться в соответствии с установленными Сторонами процедурами.

Стороны рассматривают применение единого порядка регулирования внешнеторговой деятельности в качестве важнейшего основания и необходимого условия для установления на взаимной основе режима свободной торговли без изъятий и ограничений.

Выход одной из Сторон из режима единого порядка регулирования внешнеторговой деятельности, предусмотренного статьями 11–18 настоящего Договора, может рассматриваться Стороной либо Сторонами основанием для возбуждения вопроса о прекращении действия режима свободной торговли без изъятий и ограничений в отношении данной Стороны.

Раздел 3. ТАМОЖЕННЫЙ СОЮЗ

Стороны подтверждают, что их стремление обеспечить завершение формирования Таможенного союза основывается на базе функционирования режима свободной торговли, поэтапного установления единого порядка регулирования внешнеторговой деятельности и исполнения обязательств, вытекающих из принципов и положений соглашений о Таможенном союзе.

Стороны в соответствии с общепризнанными международными нормами и правилами создают Таможенный союз в качестве торгово-экономического объединения, имеющего:

а) единую таможенную территорию;

б) общий таможенный тариф;

в) режим, не допускающий каких-либо тарифных и нетарифных ограничений (лицензирование, квотирование) во взаимной торговле, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Договором;

г) упрощение и последующую отмену таможенного контроля на внутренних таможенных границах;

д) однотипные механизмы регулирования экономики и торговли, базирующиеся на универсальных рыночных принципах хозяйствования и гармонизированном экономическом законодательстве;

е) органы управления;

ж) единую таможенную политику и применение единых таможенных режимов.

На этапе формирования Таможенного союза его исполнительным органом будет являться Интеграционный Комитет.

После выполнения условий, предусмотренных в статье 21, товары, ввезенные из третьих стран на единую таможенную территорию и выпущенные для свободного обращения в одном из государств – участников, не будут ограничены к перемещению через внутренние таможенные границы.

Стороны унифицируют нормы и правила таможенного оформления и контроля в отношении товаров, происходящих из третьих стран, и подпишут соответствующие документы об упрощении и последующей отмене таможенного оформления и контроля на внутренних таможенных границах.

При таможенном оформлении товаров, перемещаемых физическими лицами через внутренние границы Таможенного союза, Стороны будут руководствоваться Протоколом об упрощенном порядке таможенного оформления от 22 января 1998 года и в дальнейшем отменят таможенное оформление и таможенный контроль товаров на внутренних таможенных границах. В этих целях Стороны подпишут соответствующие документы.

Стороны определят дополнительными договоренностями временные рамки завершения формирования Таможенного союза с учетом общепризнанных международных норм и правил.

При установлении торговых режимов с третьими странами Стороны обеспечат друг другу преференциальный режим путем изъятия из режима наибольшего благоприятствования в пользу Сторон, формирующих Таможенный союз.

Стороны обеспечат объединение таможенных территорий Сторон в единую таможенную территорию после завершения создания для этого необходимых правовых, экономических и международных условий.

В этих целях Стороны договорились заключить договор о завершении создания Таможенного союза, регулирующий механизм функционирования единой таможенной территории.

Глава IV. СОЗДАНИЕ ЕДИНОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА

Раздел 4. ОБЩАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА

И РАЗВИТИЕ ИНФРАСТРУКТУРЫ

Стороны согласовывают основные направления и этапы структурной перестройки экономики государств-участников, обеспечивающие эффективное использование производственного потенциала, формирование благоприятного инвестиционного климата, поддержку высокоэффективных производств, проведение согласованной антимонопольной, налоговой и финансовой политики, а также создание условий для добросовестной конкуренции в рамках Единого экономического пространства.

Стороны создают необходимые условия для стабильного экономического развития государств – участников настоящего Договора, осуществляют согласованную государственную поддержку их приоритетных отраслей и производств, эффективную конверсию и реформирование предприятий оборонного комплекса.

Различные формы субсидий (помощи), предоставляемые государством-участником в виде дотаций или за счет государственных ресурсов, которые нарушают или грозят нарушить конкуренцию путем создания более благоприятных условий некоторым предприятиям или производству отдельных видов товаров, рассматриваются как несовместимые с принципами Единого экономического пространства в той мере, в какой они затрагивают торговлю между Сторонами, кроме случаев:

помощи социального характера, оказываемой индивидуальным потребителям при условии, что она предоставляется без дискриминации;

помощи, имеющей целью возмещение ущерба, причиненного стихийными бедствиями и какими-либо другими чрезвычайными происшествиями природного или техногенного характера;

субсидий, имеющих целью содействовать социально-экономи-ческому развитию регионов, в которых уровень жизни в соответствующем государстве ниже прожиточного минимума, определяемого каждой Стороной, или в которых отмечается низкая занятость;

субсидий, имеющих целью содействовать осуществлению проекта межгосударственного значения или призванных выправить серьезное нарушение в экономике государства – участника;

другие виды субсидий (помощи), которые могут быть определены решением Межгосударственного Совета.

Стороны будут применять единую систему взимания косвенных налогов во взаимной торговле по принципу страны назначения, для чего заключат соответствующее соглашение.

Ставки косвенных налогов на импортируемые товары во взаимной торговле не должны превышать ставки налогов, которыми облагаются аналогичные товары внутреннего производства.

В целях проведения согласованной акцизной политики Стороны будут придерживаться базового перечня подакцизных товаров, производимых и ввозимых на таможенные территории государств – участников.

Стороны в целях обеспечения полноты собираемости налогов, а также обмена информацией между налоговыми органами государств – участников настоящего Договора реализуют положения Соглашения о сотрудничестве и взаимной помощи по вопросам соблюдения налогового законодательства Сторон от 25 марта 1998 года и Решения Совета глав правительств от 22 января 1998 года № 4 на основе принципов взаимодействия налоговых служб государств – участников Договора от 29 марта 1996 года.

Читайте так же:  Приказ о усилении мер безопасности

Государственное регулирование экономики Сторон направляется на проведение институциональных преобразований, эффективное управление собственностью, регулирование отношений сфер экономики с банковским сектором, создание новых механизмов привлечения финансовых средств, упорядочение межгосударственных расчетов.

Стороны будут способствовать созданию эффективных взаимодополняемых производств с учетом экономических интересов государств.

Стороны примут меры к недопущению злоупотреблений своим доминирующим положением одним или несколькими хозяйствующими субъектами с тем, чтобы воспрепятствовать:

использованию методов недобросовестной конкуренции;

ограничению производства, рынков или технического развития в ущерб потребителям;

применению неодинаковых условий к равноценным сделкам с другими торговыми партнерами, ставя их, таким образом, в невыгодные условия конкуренции.

В случае выявления демпинговой практики, пострадавшая Сторона вправе принять соответствующие меры защиты, которые определены национальным законодательством, по согласованию со Сторонами.

Стороны создают Транспортный союз в соответствии с Соглашением между Республикой Беларусь, Республикой Казахстан, Кыргызской Республикой и Российской Федерацией о формировании Транспортного союза от 22 января 1998 года.

Стороны определяют Транспортный союз как интегрированную систему транспортных комплексов Сторон, функционирующих на основе взаимосогласованных технологий и параметров и унифицированной нормативно-правовой базе.

Создание Транспортного союза будет осуществляться поэтапно, по мере углубления интеграционных процессов, и предполагает реализацию мер по обеспечению правовых, экономических и организационных условий для беспрепятственного передвижения транспортных средств, осуществления перевозок пассажиров и грузов между Сторонами и транзита товаров по их территориям.

Формирование Транспортного союза государств-участников завершается в течение второго этапа.

Стороны будут осуществлять транзит в соответствии с Соглашением о единых условиях транзита через территории государств-участников Таможенного союза от 22 января 1998 года.

Государства-участники будут проводить согласованную аграрную политику, осуществлять совместное финансирование программ и проектов, обеспечивающих развитие производства сельскохозяйственной продукции и сырья в соответствии с согласованным Сторонами перечнем.

При проведении общей аграрной политики Стороны учитывают:

– необходимость обеспечения продовольственной безопасности государств-участников Договора;

– особый характер сельскохозяйственной деятельности,

обусловленный производственной и социальной структурой сельского хозяйства, а также природными особенностями Сторон;

– необходимость совершенствования структуры сельскохозяйственного производства.

Раздел 5. ОБЩИЙ РЫНОК УСЛУГ

Государства-участники будут стремиться предоставлять друг другу на взаимной основе национальный режим доступа на рынок услуг.

Стороны постепенно устраняют имеющиеся ограничения доступа на национальные рынки услуг в рамках Единого экономического пространства для юридических и физических лиц государств-участников настоящего Договора.

В этих целях Стороны примут общую программу развития торговли услугами в рамках Единого экономического пространства, при подготовке, которой они будут придерживаться общепризнанных международных норм и правил.

Стороны будут проводить в отношении третьих стран согласованную политику торговли услугами.

При установлении режима торговли услугами с третьими странами, Стороны предоставят друг другу преференциальный режим путем изъятия из режима наибольшего благоприятствования в пользу Сторон, формирующих Таможенный союз.

Раздел 6. ОБЩИЙ РЫНОК ТРУДА

И СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА

Стороны обеспечат свободное передвижение граждан государств-участников внутри Единого экономического пространства.

Свободное передвижение предполагает отмену любой дискриминации в отношении граждан Сторон и создание унифицированного правового режима в части трудоустройства, вознаграждения, других условий труда и занятости.

Это предполагает возможность:

– свободно передвигаться, занимаясь трудовой деятельностью, по территории Сторон;

– максимально упрощать процедуры принятия и выхода из гражданства;

– предоставление гражданам Сторон, постоянно проживающим на территории любой из Сторон, правового статуса, максимально приближенного к статусу граждан страны проживания;

– свободно пересекать границы и находиться на территории Сторон по паспорту гражданина одной из них;

– устанавливать единые нормы по провозу через границы государств-участников иностранной валюты и беспошлинного провоза багажа;

– применять национальные режимы в отношении граждан

государств-участников при пересечении их границ;

– находиться в одном из государств – участников, занимаясь трудовой деятельностью в соответствии с законодательством, регулирующим занятость граждан данного государства;

– оставаться на территории одного из государств – участников после завершения трудовой деятельности в этом государстве.

В этих целях Стороны подпишут соответствующие соглашения.

Стороны договорились о том, что трудовой стаж граждан, занятых трудовой деятельностью на территории государств-участников, засчитывается в общий трудовой стаж, в том числе при начислении пенсий и пособий.

Каждая из Сторон берет на себя обязательства не вводить без согласования с другими Сторонами дополнительные ограничения на право выбора места жительства и осуществление экономической деятельности на их территории для граждан других государств – участников со дня подписания настоящего Договора.

Стороны будут поэтапно отменять ограничения на право выбора места жительства и осуществления экономической деятельности, включая право на создание юридических лиц гражданами государств-участников на территориях друг друга.

Стороны будут проводить единую визовую политику в отношении третьих стран, в том числе в целях предупреждения неконтролируемой миграции. В этих целях Стороны заключат соответствующие соглашения.

Каждая из Сторон будет предоставлять гражданам других Сторон бесплатную неотложную медицинскую помощь при нахождении на территориях этих государств. С этой целью Стороны заключат соответствующие соглашения.

Интеграционный Комитет во взаимодействии с правительствами Сторон будет изучать, и анализировать проблемы, касающиеся социальной сферы, а по результатам представлять Совету глав правительств заключения и рекомендации по вопросам:

– трудового законодательства и условий труда;

– профессионального обучения и повышения квалификации;

– разработки минимальных стандартов социальной защиты;

– предотвращения несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

– прав на создание профессиональных объединений и заключение коллективных договоров.

Стороны обеспечат создание согласованной системы образования, повышения квалификации, подготовки и переподготовки кадров, единых правил и условий поступления в общеобразовательные и профессиональные школы, высшие учебные заведения, аспирантуры, а также взаимное признание и эквивалентность документов об образовании, ученых степенях и званиях.

Раздел 7. ДВИЖЕНИЕ КАПИТАЛА

Стороны, реализуя соглашения по взаимной конвертируемости национальных валют, продолжат последовательную либерализацию валютной политики в части отмены ограничений на использование валюты других государств по текущими операциям, введения единого обменного курса национальной валюты по текущим операциям платежного баланса, допуска банков-нерезидентов на внутренние валютные рынки, отмены ограничений на ввоз и вывоз национальной валюты уполномоченными банками и присоединятся к 8-й статье Устава Международного Валютного Фонда. В целях реализации мер по обеспечению взаимодействия национальных валютно-финансовых систем и по завершению этих мероприятий Стороны подпишут соответствующие протоколы.

Стороны реализуют положения соглашений об устранении двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов на доход и капитал.

Стороны согласуют механизм установления валютных курсов национальных валют.

Стороны формируют платежную систему государств-участников для обслуживания расчетов по товарообороту в межгосударственной и предпринимательской сферах, неторговым операциям, услугам транспорта, связи и других отраслей, а также по государственным, банковским и коммерческим кредитам, обменным валютным операциям.

Каждая из Сторон вправе принимать в области движения капитала временные защитные меры с немедленным уведомлением других участников Договора, если существующее движение капитала вызывает нарушения в функционировании внутреннего рынка капитала.

Стороны будут стремиться повысить степень либерализации движения капитала по мере улучшения экономического положения государств – участников.

Стороны не будут вводить в дополнение к существующим новые ограничения в области валютных операций, которые затруднили бы движение капитала и связанные с этим текущие платежи, а также не увеличивать ограничения в существующих правилах.

Возможность временного неприменения положений настоящей статьи будет регулироваться отдельными соглашениями.

Раздел 8. НАУЧНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ

И ИНФОРМАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ

Стороны будут осуществлять согласованную научно-техноло-гическую политику. В этих целях примут совместную программу по приоритетным направлениям реализации национальных научных исследований, технологических разработок и опытных производств с целью интеграции и дальнейшего развития научно-технологических потенциалов государств-участников.

Совместная программа реализуется через конкретные программы, разработанные по основным направлениям деятельности. В каждой программе определяются способы ее реализации, устанавливаются сроки и предусматриваются источники финансирования.

Координация научно-исследовательских работ и выполнение совместных программ осуществляется на национальном уровне во взаимодействии с Интеграционным Комитетом.

Финансирование научных исследований фундаментального и прикладного характера, реализуемых по межгосударственным программам и проектам, выполняется на основе государственного заказа и на коммерческих условиях, а также за счет совместного финансирования.

Стороны создадут единую систему научно-технической, экономической и правовой информации и соответствующие банки данных.

Стороны обеспечат свободу обмена и распространения радио и телепрограмм, других средств массовой информации на территории Сторон, доступ юридических и физических лиц к системам телекоммуникаций с учетом национальных интересов Сторон, расширения обмена информацией с третьими странами и заключат соответствующие соглашения.

Глава V. СБЛИЖЕНИЕ И УНИФИКАЦИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

Стороны принимают согласованные меры по сближению и унификации законодательных и иных правовых актов Сторон (далее именуемые мерами по гармонизации законодательства), которые оказывают непосредственное воздействие на выполнение Сторонами положений настоящего Договора.

В целях сближения и унификации законодательства Стороны будут принимать меры, включающие:

а) координацию деятельности по подготовке проектов

законодательных и иных правовых актов, включая проекты правовых актов

о внесении поправок в законы и иные акты;

б) заключение международных договоров;

в) принятие модельных актов;

г) принятие соответствующих решений Межгосударственным Советом либо Советом глав правительств;

д) иные меры, которые Стороны сочтут целесообразными и возможными, при условии утверждения таких мер Межгосударственным Советом.

Межгосударственный Совет принимает решения о том, какие законодательные и иные правовые акты Сторон, с учетом объекта и целей настоящего Договора, подлежат сближению и унификации, устанавливает последовательность осуществления соответствующих мер по гармонизации законодательства. Такие решения могут предусматривать принятие мер по гармонизации законодательства как в отношении конкретных актов, действующих на территориях Сторон, так и в отношении определенных областей правового регулирования.

Межгосударственный Совет также разрешает вопрос о том, какие меры по гармонизации законодательства следует применить в отношении соответствующих законодательных и иных правовых актов Сторон либо, с учетом принятых Межгосударственным Советом решений, соответствующей области правового регулирования.

В случаях, когда, по общему мнению, Сторон это является необходимым и оправданным. Межгосударственный Совет вправе принимать:

а) решения, устанавливающие единые для государств-участников настоящего Договора правила, которые являются обязательными во всех своих частях и подлежат непосредственному применению государствами-участниками;

б) резолюции, являющиеся обязательными для государства – участника или государств – участников, которым они адресованы, в том, что касается ожидаемого результата, при сохранении за органами Сторон свободы выбора форм и методов действий;

в) рекомендации, не являющиеся обязательными.

Решения, предусмотренные в статьях 57 и 58 настоящего Договора, принимаются Межгосударственным Советом на основании предложений Интеграционного Комитета, вносимых после консультаций с Межпарламентским Комитетом и одобренных Советом глав правительств.

Предложения о принятии мер по гармонизации законодательства, вносимые Межпарламентским Комитетом, подлежат предварительному рассмотрению Интеграционным Комитетом, который после консультаций с Межпарламентским Комитетом вносит в Совет глав правительств соответствующие рекомендации. Данное положение не ограничивает право Межпарламентского Комитета принимать модельные акты, носящие рекомендательный характер, как это предусматривается в статье 22 Договора от 29 марта 1996 года.

Предложения о принятии мер по гармонизации законодательства должны основываться на беспристрастной и всесторонней оценке ситуации в соответствующей области правового регулирования в контексте отношений между государствами – участниками и проблем, возникающих в этой связи, для осуществления целей и принципов настоящего Договора.

Полномочия Межгосударственного Совета, предоставляемые ему на основании статьи 57 и пунктов б) и в) статьи 58 настоящего Договора, могут делегироваться Совету глав правительств, при условии принятия Межгосударственным Советом соответствующего решения.

Глава VI. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

В случае действия или угрозы действия со стороны третьих стран, способных нанести экономический ущерб одному или нескольким государствам – участникам Договора, правительства по предложению одной или нескольких Сторон немедленно приступают к консультациям для выработки согласованных мер по предотвращению экономического ущерба или угрозы нанесения такого ущерба.

Настоящий Договор не затрагивает обязательств Сторон по ранее заключенным ими международным договорам с третьими государствами, в том числе в рамках Содружества Независимых Государств.

Настоящий Договор открыт для присоединения к нему любого государства, признающего его принципы и заявившего о готовности принять на себя в полном объеме обязательства, вытекающие из настоящего Договора, и направившего соответствующую просьбу в Межгосударственный Совет через депозитария. Условия присоединения к Договору третьего государства определяются соответствующим решением Межгосударственного Совета.

Стороны могут представлять Межгосударственному Совету предложения о внесении изменений и дополнений в настоящий Договор.

Межгосударственный Совет единогласно принимает решения о внесении изменений и дополнений в настоящий Договор, которые вступают в силу после их ратификации всеми государствами – участниками.

Настоящий Договор подлежит регистрации в Секретариате ООН.

Стороны решают спорные вопросы, возникающие при исполнении обязательств Сторон, толковании и применении положений настоящего Договора, путем проведения консультаций, переговоров или иным способом, о котором они договорятся.

Стороны заключат соглашение об ответственности Сторон за невыполнение принятых обязательств, вытекающих из настоящего Договора.

Местопребывание органов управления интеграцией устанавливается Межгосударственным Советом. Органы управления функционируют на территории государств-участников в соответствии с отдельными соглашениями об условиях пребывания.

Депозитарием настоящего Договора является Интеграционный Комитет.

Каждая Сторона может выйти из настоящего Договора, письменно уведомив об этом депозитария не позднее, чем за 12 месяцев до даты выхода.

Настоящий Договор подлежит ратификации и вступает в силу, для государств-участников его ратифицировавших, с даты получения депозитарием на хранение ратификационной грамоты от третьего государства-участника.

Для каждого из остальных государств-участников Договора он вступает в силу с даты получения депозитарием на хранение его ратификационной грамоты.

Для Республики Таджикистан настоящий Договор вступает в силу после получения депозитарием грамоты о ратификации Республикой Таджикистан настоящего Договора и завершения правового оформления ее присоединения к Соглашениям о Таможенном союзе от 6 и 20 января 1995 года.

Совершено в г. Москве 26 февраля 1999 года в одном экземпляре на белорусском, казахском, кыргызском, русском и таджикском языках, причем все тексты имеют одинаковую силу. В случае возникновения разногласий Сторон по тексту настоящего Договора Стороны будут использовать текст на русском языке.

Подлинный экземпляр Договора хранится в Интеграционном Комитете, который направляет каждому государству, подписавшему настоящий Договор, его заверенную копию.

За Республику Беларусь А.Лукашенко

За Республику Казахстан Н.Назарбаев

За Кыргызскую Республику К.Жумалиев

За Российскую Федерацию Б.Ельцин

За Республику Таджикистан Э.Рахмонов