Договор о коллективной безопасности 1992 г

Договор о коллективной безопасности 1992 г

На территории Беларуси и России в операциях по нелегальной переправке людей участвуют хорошо законспирированные преступные группировки, которые обеспечивают проработку маршрутов переброски, подбор и расстановку «кадров», легализацию нелегальных мигрантов и отправку их за рубеж. В этот бизнес вовлечена также и Украина. Основные потоки незаконной миграции из стран дальнего зарубежья идут с маньчжурского (граница с Северо-Восточным Китаем), среднеазиатского (граница с Китаем, Афганистаном, Ираном), закавказского (граница с Ираном, Турцией), а также западного (в основном с территории Украины и республик бывшей Югославии) направлений. Так, в Беларуси каждый второй нарушитель границы – выходец из Азии или Африки. На территории Российской Федерации, по оценкам экспертов МВД, России находятся до 5–7 млн. иностранных граждан и лиц без гражданства, не имеющих определенного правового статуса. При этом в большинстве случаев иммигранты на вполне законных основаниях въезжают в страну, но затем находятся на ее территории с нарушением режима пребывания. Свободному и слабо контролируемому перемещению иностранцев в значительной степени способствует, с одной стороны, Бишкекское соглашение о безвизовом передвижении граждан государств–участников по территории участников данного Соглашения от 1992 г., а также Московское соглашение о взаимном признании виз от 1992 г., которое дает право иностранцу с визой одного из государств СНГ–участника Соглашения свободно въезжать на территорию другого, с другой – необустроенность внутренних границ СНГ В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации № 641 от 30 августа 2000 г. Россия с 5 декабря того же года вышла из Бишкекского соглашения о безвизовом передвижении граждан государства СНГ по территории его участников, который являлся базовым документом, регулирующим правоотношения стран Содружества в данной сфере. Российская сторона объяснила, что принятие столь ответственного решения было обусловлено необходимостью усиления борьбы с возрастающей нелегальной миграцией, международным терроризмом, контрабандой наркотиков. При этом имелось в виду сохранение безвизового режима с большинством партнеров по СНГ. В 1997 г. были заключены соответствующие двусторонние соглашения с Украиной и Азербайджаном, в течение 2000 г. – Арменией, Молдовой, Узбекистаном и Украиной, а также многостороннее Соглашение между правительством Беларуси, Казахстана, Киргизии, России и Таджикистана. Таким образом, на сегодняшний 91 день безвизовый режим границ действует со всеми странами Содружества, за исключением Грузии и Туркменистана (вышел из соглашения).

Международные связи Содружества быстро развиваются. Так, Европейская экономическая комиссия ООН сотрудничает с СНГ в проведении экономического и статистического анализа. Техническая помощь и экономическое сотрудничество осуществляется и через ПРООН. Составными элементами этой работы на перспективу являются экологическое и экономическое возрождение таких районов, как Аральское море. Сотрудничество между СНГ и системой ООН включает и осуществление обширных программ совместно с бреттонвудскими учреждениями: Всемирным Банком и Международным валютным фондом.

Важной вехой в биографии СНГ стало представление Генеральной Ассамблеей ООН в марте 1994 г. статуса наблюдателя Содружеству. Аналогичный статус предоставлен Содружеству и Советом по торговле и развитию ЮНКТАД в том же году.

В 1994 г. между Секретариатом ЮНКТАД и Исполнительным Секретариатом СНГ было подписано Соглашение о сотрудничестве, в 1996 г. – Соглашение о сотрудничестве между Секретариатом Европейской экономической комиссии ООН и Исполнительным Секретариатом СНГ. В 1995 г. налажены деловые контакты с Международной организацией труда, Всемирной организацией здравоохранения, Управлением Верховного Комиссара ООН по делам беженцев.

Минскую штаб-квартиру СНГ посетил Генеральный секретарь ООН г-н Бутрос Бутрос-Гали (1994 г.), Исполнительный секретарь ЕЭК ООН г-н Ив Бертелло, Генеральный секретарь Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе г-н Вильгельм Хойнк (1994 г.), Генеральный директор Всемирной организации интеллектуальной собственности г-н Арпад Богш (1994 г.), Генеральный секретарь ОБСЕ г-н Джанкарло Арагона (1996 г.), Генеральный секретарь Совета Министров Северных стран г-н Пер Стейнбек (1996 г.), Президент Форума «Кран-Монтана» г-н Жан-Поль Картерон (1997 г.).

В свою очередь, представители Исполнительного Секретариата СНГ принимают участие в работе крупнейших совещаний и форумов, проводимых по линии ООН, ЕС, ОБСЕ, ЕЭК ООН, ЭСКАТО, АСЕАН, ЮНЕСКО, ФАО, ОАГ, УВКБ ООН и других международных организаций.

17.6. Организация Договора о коллективной безопасности

В начале 1990-х гг. в мире и на территории бывшего СССР резко изменилась геополитическая обстановка. В 1992 г. девять государств бывшего СССР (Азербайджан, Армения, Белоруссия, Грузия, Казахстан, Киргизия, Россия, Таджикистан, Узбекистан) заключили Договор о коллективной безопасности. Государства обязались разрешать все разногласия мирными средствами. Участники приняли обязательство не вступать в военные союзы или принимать участие в каких-либо группировках государств, а также в действиях, направленных против другого участника. Если одно из государств подвергнется агрессии, это рассматривается как агрессия против всех государств — участников Договора. В случае агрессии против любого государства — члена Договора все остальные обязались предоставлять необходимую помощь, включая военную, а также оказать поддержку в порядке осуществления права на коллективную оборону в соответствии со ст. 51 Устава ООП. Был создан Совет коллективной безопасности (далее СКБ) в составе глав государств-участников и главнокомандующего Объединенными Вооруженными Силами СНГ.

Однако с течением временем в Договоре прекратили участвовать Азербайджан, Грузия и Узбекистан. В конце 1990-х гг. было решено обновить международно-правовую базу и структуры коллективной безопасности.

В 2000 г. было принято Соглашение о статусе формирований сил и средств системы коллективной безопасности. Оно создало правовую базу для временного пребывания воинских формирований Коллективных сил на территориях участников. Государства могут направлять на территории других государств по их просьбе и по согласованию с ними свои воинские формирования для совместного отражения внешней военной агрессии, проведения совместных контртеррористических операций или учений. Решение о вводе, задачах, составе, численности воинских формирований, местах их дислокации, а также времени их пребывания на территории государства, принимается главами государств — членов СКБ.

Устав Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) был принят 7 октября 2002 г. уже шестью государствами (Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия, Таджикистан). В 2010 г. в Устав были внесены изменения; сегодня он действует в новой редакции.

В 2002 г. было подписано Соглашение о правовом статусе Организации договора о коллективной безопасности. 2 декабря 2004 г. ОДКБ был предоставлен статус наблюдателя в Генеральной Ассамблее ООН.

В 2006 г. было восстановлено членство Узбекистана в ОДКБ. Однако в июне 2012 г. государство приостановило свое участие в Организации.

В настоящее время органами ОДКБ являются: Совет коллективной безопасности (Совет); Совет министров иностранных дел (СМИД); Совет министров обороны (СМО); Комитет секретарей советов безопасности (КССБ). Постоянно действующим рабочим органом Организации является Секретариат. Функции и порядок работы указанных выше органов регламентируются Уставом ОДКБ, а также отдельными положениями, утверждаемыми Сонетом 2003 г.

Решения Совета, СМИД, СМО и КССБ по вопросам, кроме процедурных, принимаются консенсусом. Порядок голосования регламентируется Правилами процедуры органов Организации, утвержденных Советом в 2004 г.

Совет является высшим органом ОДКБ. Он рассматривает принципиальные вопросы деятельности Организации и принимает решения, направленные на реализацию ее целей и задач, а также обеспечивает совместную деятельность государств. В состав Совета входят главы государств. В заседаниях Совета могут принимать участие министры иностранных дел, министры обороны, секретари советов безопасности государств-членов, Генеральный секретарь Организации, полномочные представители государств-членов при ОДКБ и приглашенные лица.

В период между сессиями Совета вопросами координации взаимодействия государств-членов в реализации решений органов ОДКБ, занимается Постоянный совет при Организации. Он состоит из полномочных представителей, назначаемых государствами.

СМИД является консультативным и исполнительным органом ОДКБ по вопросам координации взаимодействия государств в области внешней политики.

СМО является консультативным и исполнительным органом Организации по вопросам координации взаимодействия государств-членов в области военной политики, военного строительства и военно-технического сотрудничества.

КССБ является консультативным и исполнительным органом ОДКБ по вопросам координации взаимодействия государств-членов в области обеспечения их национальной безопасности.

Секретариат осуществляет организационное, информационное, аналитическое и консультативное обеспечение деятельности органов Организации.

Генеральный секретарь является высшим административным должностным лицом ОДКБ и осуществляет руководство Секретариатом. Генеральный секретарь назначается решением Совета сроком на три года по представлению СМИД из числа граждан государств-членов.

Постоянный совет является координационным органом Организации, который в период между сессиями Совета занимается вопросами сотрудничества в рамках 0/1К Б и обеспечивает реализацию решений, принимаемых Советом, СМИД, СМО и КССБ. Постоянный совет состоит из постпредов, назначаемых главами государств-членов в соответствии с их внутригосударственными процедурами, и действует в соответствии с Положением, утверждаемым Советом.

6 октября 2007 г. было принято Соглашение о создании системы управления силами и средствами системы коллективной безопасности Организации Договора о коллективной безопасности. Система базируется на элементах систем управления Сторон в регионах (районах) коллективной безопасности с учетом общности оборонного пространства, оперативного оборудования и инфраструктуры. Задачи, состав сил и средств Системы определяются Советом коллективной безопасности ОДКБ. Создание, развитие и совершенствование системы управления силами и средствами ОДКБ осуществляет Совет министров обороны ОДКБ. Состав, порядок комплектования и полномочия органов управления коалиционными (региональными) группировками войск (сил) определяются министрами обороны Сторон региона коллективной безопасности.

Читайте так же:  Иск об отмене решения суда

В составе сил и средств системы коллективной безопасности ОДКБ функционируют системы управления коалиционными (региональными) группировками войск в регионах коллективной безопасности: а) система управления группировки войск Центрально-азиатского региона коллективной безопасности (формируется на основе двусторонних и региональных соглашений между Сторонами); б) система управления группировки войск Восточноевропейского региона коллективной безопасности (формируется в рамках СГ); в) система управления группировки войск Кавказского региона коллективной безопасности (формируется на основе двусторонних соглашений между Арменией и Россией).

В 2007 г. было подписано Соглашение о миротворческой деятельности Организации Договора о коллективной безопасности. Для участия в миротворческих операциях создаются миротворческие силы. Для их комплектования государства выделяют на постоянной основе миротворческие контингенты.

Решение о проведении миротворческой операции на территории государств принимается СКБ на основании обращения государства-члена или решения Совета Безопасности ООН о проведении миротворческой операции на территории государства, не входящего в ОДКБ. СКБ незамедлительно информирует СБ ООН о своем решении провести миротворческую операцию. СКБ может запрашивать полномочия у СБ ООН па проведение миротворческой операции или устанавливать процедуру периодического информирования СБ ООН о ходе миротворческой операции. KMC в ходе подготовки и проведения миротворческой операции подчиняются командующему KMC, который назначается СКБ и подотчетен ему. Координация мероприятий по подготовке KMC и проведению миротворческих операций возлагается на Объединенный штаб ОДКБ.

В 2009 г. было принято Соглашение о Коллективных силах оперативного реагирования Организации Договора о коллективной безопасности. Коллективные силы оперативного реагирования (КСОР), которые являются компонентом постоянной готовности сил и средств системы коллективной безопасности Организации. КСОР предназначены для оперативного реагирования на угрозы безопасности государств-членов. Решение о составе, сроках развертывания и применении контингентов КСОР принимается СКБ на основании официального обращения одной или нескольких Сторон на основе консенсуса или с согласия Сторон, для которых Соглашение вступило в силу.

Положение о порядке реагирования ОДКБ на кризисные ситуации и Положении о порядке принятия и реализации коллективных решений на применение сил и средств системы коллективной безопасности ОДКБ были утверждены Решениями СКБ от 10 декабря 2010 г.

Таким образом, ОДКБ взяла на себя ответственность за обеспечение коллективной безопасности и стабильности в евразийском регионе. Она способна решать задачи как оперативно-тактического, так и стратегического характера. Вместе с тем необходимо радикальное повышение уровня взаимодействия членов ОДКБ в вопросах формирования эффективной и всеобъемлющей системы коллективной безопасности, налаживания равноправного и взаимовыгодного сотрудничества с другими государствами и международными организациями. В настоящее время в ОДКБ разрабатываются: Стратегия коллективной безопасности, Концепция развития системы коллективной безопасности, а также Система стратегического и оперативного планирования.

Договор о коллективной безопасности 1992 г

&nbspДоговор СНГ по коллективной безопасност&

Договор о коллективной безопасности

Заключен 15 мая 1992 г. в Ташкенте на встрече глав государств — участников СНГ.
Договор подписали Армения, Казахстан, Кыргызстан, Россия и Узбекистан.
По состоянию на 9 апреля 1993 года Договор ратифицировала одна Армения.

Из Договора о коллективной безопасности:
—Из ст. 1: «Государства — участники не будут вступать в военные союзы или принимать участие в каких-либо группировках государств, а также действиях, направленных против другого государства — участника».
—Из ст. 4: «Если одно из государств — участников подвергнется агрессии со стороны какого-либо государства или группы государств, то это будет рассматриваться как агрессия против всех государств — участников настоящего Договора.
В случае совершения акта агрессии против любого из государств — участников все остальные государства — участники предоставляют ему необходимую помощь, включая военную. «;
—Из ст. 5: «Координацию и обеспечение совместной деятельности государств — участников в соответствии с настоящим Договором берет на себя Совет коллективной безопасности и создаваемые им органы».
—Из ст. 6: «Решение об использовании Вооруженных Сил в целях отражения агрессии . принимается главами государств — участников».

Договор о коллективной безопасности 1992 г

Министра иностранных дел России впервые за долгое время вынудили ответить о двойных гражданах с Туркменией и о Борисе Шихмурадове

Почему судебная реформа в Узбекистане сосредоточилась на мелочах

ДОГОВОР О КОЛЛЕКТИВНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Найдено 2 определения термина ДОГОВОР О КОЛЛЕКТИВНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

ДОГОВОР О КОЛЛЕКТИВНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ (ДКБ)

военно-политическая организация Содружества Независимых Государств. Создана Арменией, Казахстаном, Киргизией, Россией, Таджикистаном и Узбекистаном 15 мая в Ташкенте. Со временем к ДКБ присоединились Азербайджан, Белоруссия и Грузия. Договор вступил в силу по завершении процесса ратификации 20 апреля 1994 сроком на 5 лет. Протокол о продлении Договора на последующие 5 лет подписан президентами Армении, Белоруссии, Казахстана, Киргизии, Российской Федерации и Таджикистана 2 апреля 1999. Протоколом предусмотрено в дальнейшем автоматическое продление срока действия Договора на очередные 5-летние периоды. Договор открыт для присоединения к нему др. государств, разделяющих его цели и принципы. Азербайджан, Грузия и Узбекистан Договор не пролонгировали. Приоритетными направлениями в деятельности государств-участников являются: противодействие новым транснациональным угрозам и вызовам, разрешение имеющихся и предотвращение воз-можных региональных или локальных конфликтов, борьба с международным терроризмом, агрессивным экстремизмом, незаконным оборотом оружия и наркотиков, организованной преступностью, распространением оружия массового поражения. Высшим политическим органом ДКБ является Совет коллективной безопасности, куда входят главы государств-участников, министры иностранных дел и обороны, а также Генеральный секретарь Совета. Учреждены высшие консультативные органы: для согласования вопросов внешней политики — Совет министров иностранных дел; для согласования вопросов военной политики и военного строительства — Совет министров обороны. В качестве консультативного органа функционирует Комитет секретарей советов безопасности. В систему органов Договора входит Комитет начальников штабов вооруженных сил государств-участников. Рабочим органом Совета коллективной безопасности является Секретариат, возглавляемый Генеральным секретарем Совета; при нем аккредитованы полномочные представители государств-участников. Договор в 1995 зарегистрирован в Секретариате ООН, что дает его участникам право на коллективную оборону в соответствии с Уставом ООН. Союз 6 участников Договора обладает достаточной юридической базой для военного сотрудничества, в т. ч. и на случай войны. Эту базу составляют принятые в разное время основополагающие документы: сам Договор и Концепция коллективной безопасности; Декларация государств-участников ДКБ; Основные направления углубления военного сотрудничества государств-участников ДКБ; О статусе формирований сил и средств системы коллективной безопасности; Об углублении военно-политической интеграции в рамках Договора и мерах по формированию региональной системы коллективной безопасности и др. Договором предусматривается, что «в случае совершения акта агрессии против любого из государств-участников все остальные государства-участники предоставят ему необходимую помощь, включая военную, а также окажут поддержку находящимися в их распоряжении средствами в порядке осуществления права на коллективную оборону в соответствии со статьей 51 Устава ООН». На основе положений Договора осуществлены: защитные меры в связи с обострением обстановки в Афганистане в 1996, 1998 и 2001; локализация и разрешение внутреннего конфликта в Таджикистане, пресечение в сжатые сроки государствами-участниками и Узбекистаном действий вооруженных банд, проникших осенью 1999 на юг Киргизии. Проведены командно-штабные учения «Южный щит Содружества-99» и «Южный щит Содружества-2000»; сделаны конкретные шаги по укреплению стабильности и безопасности в этом регионе. Качественному укреплению ДКБ послужила состоявшаяся 24 мая 2000 в Минске встреча глав государств и правительств стран-участниц. На сессии Совета коллективной безопасности был принят пакет из 9 документов по адаптации Договора к новым геополитическим условиям. Утверждены Меморандум о повышении эффективности Договора в условиях особой опасности, связанной сраспространением оружия массового уничтожения и созданием новых видов вооружений, контрабандой оружия, незаконным оборотом наркотиков, международным терроризмом, религиозным и этническим экстремизмом, и Положение о порядке принятия и реализации коллективных решений на применение сил и средств системы коллективной безопасности. На сессии в Бишкеке (октябрь 2000) была заложена основа нового силового института, функционирование которого рассматривается, прежде всего, как ответ на вызов для государств Центральной Азии, исходящий от исламского экстремизма. Подписанное там соглашение позволяет направлять при необходимости на территорию стран-участниц ДКБ вооруженные силы союзников в широком диапазоне — от совместного отражения агрессии до проведения учений. Беларусь подписала соглашение о создании региональных сил с оговоркой, имея в виду, что Конституция этой страны запрещает размещать национальные вооруженные силы за рубежом. Соглашением, в частности, предусмотрено право стран-участниц ДКБ приобретать российское оружие и военную технику на льготных условиях «по ценам заводов-изготовителей». В 2002 ДКБ трансформировался в Организацию Договора о коллективной безопасности.

ДОГОВОР О КОЛЛЕКТИВНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

(ДКБ) был открыт для подписания 15 мая 1992 г. и вступил в действие 20 апреля 1994 г. на пятилетний срок (с последующим продлением) для государств: Азербайджан, Армения, Белоруссия, Грузия, Казахстан, Киргизия, Россия, Таджикистан и Узбекистан.

2 апреля 1999 г. участники Договора подписали протокол, продлевающий его действие. Грузия не подписала данный протокол, заявив о выходе из Договора. Оригинал Ноты направлен 29 апреля 1999 г. Секретариату Совета коллективной безопасности.

Читайте так же:  Договор хранения виды шпора

Узбекистан 20 апреля 1999 года уведомил Исполнительный Секретариат о выходе из Договора. Оригинал Ноты направлен 29 апреля 1999 года Секретариату Совета коллективной безопасности.

Государства-участники Договора подтвердили обязательство воздерживаться от применения силы или угрозы силой в межгосударственных отношениях, а также обязательство разрешать все разногласия между собой и с другими государствами мирными средствами.

Государства-участники не будут вступать в военные союзы или принимать участие в каких-либо группировках государств, а также в действиях, направленных против другого государства-участника.

В случае создания в Европе и Азии системы коллективной безопасности и заключения в этих целях договоров о коллективной безопасности, к чему неуклонно будут стремиться договаривающиеся стороны, государства-участники вступят в незамедлительные консультации друг с другом для внесения необходимых изменений в настоящий Договор.

Государства-участники будут консультироваться друг с другом по всем важным вопросам международной безопасности, затрагивающим их интересы, и согласовывать по этим вопросам позиции. В случае возникновения угрозы безопасности, территориальной целостности и суверенитету одного или нескольких государств-участников, либо угрозы международному миру и безопасности, государства-участники будут незамедлительно приводить в действие «механизм» совместных консультаций с целью координации своих позиций и принятия мер для устранения возникшей угрозы.

Государства-участники образуют Совет коллективной безопасности в составе глав государств-участников и главнокомандующего Объединенными Вооруженными Силами Содружества.

Если одно из государств-участников подвергнется агрессии со стороны какого-либо государства или группы государств, то это будет рассматриваться как агрессия против всех государств-участников Договора. В случае совершения акта агрессии против любого из государств-участников все остальные государства-участники предоставят ему необходимую помощь, включая военную, а также окажут поддержку находящимися в их распоряжении средствами в порядке осуществления права на коллективную оборону в соответствии со статьей 51 Устава ООН.

Координацию и обеспечение совместной деятельности государств-участников в соответствии с Договором берет на себя Совет коллективной безопасности государств-участников и создаваемые им органы. До создания указанных органов координацию деятельности Вооруженных Сил государств-участников осуществляет Главное командование Объединенных Вооруженных Сил Содружества.

Решение об использовании ВС для отражения агрессии в соответствии со статьей 3 настоящего Договора принимается главами государств-участников. Использование ВС за пределами территории государств-участников может осуществляться исключительно в интересах международной безопасности в строгом соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций и законодательством государств-участников Договора.

Размещение и функционирование объектов системы коллективной безопасности на территории государств-участников регулируется специальными соглашениями.

14 мая 2002 г. в Москве состоялась сессия Совета коллективной безопасности, приуроченная к десятой годовщине Договора. В сессии приняли участие главы государств, секретари советов безопасности, министры иностранных дел и обороны Армении, Белоруссии, Казахстана, Киргизии, России и Таджикистана. Накануне состоялось совместное заседание Совета министров иностранных дел и Совета министров обороны государств-участников ДКБ.

Главным на сессии был вопрос о роли и месте ДКБ в условиях динамично меняющейся ситуации в мире. Был сделан общий вывод о востребованности ДКБ как действенного инструмента обеспечения безопасность и стабильности на постсоветском пространстве. Вместе с тем, отмечены недостатки в работе механизмов согласования и принятия решений в контексте международной антитеррористической операции в Афганистане.

Главы государств признали целесообразным преобразовать ДКБ в международную региональную организацию.

Правительствам государств-участников поручено до 1 июля 2002 г. сформировать Рабочую группу на уровне заместителей руководителей соответствующих министерств и ведомств с участием Генерального секретаря Совета коллективной безопасности и в срок до 1 ноября 2002 г. подготовить с учетом существующей в рамках ДКБ правовой базы проекты документов, регламентирующих деятельность организации и ее органов.

Настрой на наполнение взаимодействия государств-участников новым качественным содержанием подтвержден в Заявлении глав государств-участников ДКБ. Подчеркивается также, что создаваемая организация будет открыта для всех государств.

Детально рассмотрены вопросы, касающиеся дальнейшего углубления военного и военно-технического сотрудничества между государствами-участниками. Достигнута договоренность о том, что льготный режим поставок продукции военного назначения, предусмотренный Соглашением об основных принципах ВТС между государствами-участниками ДКБ, будет распространен на весь состав ВС партнеров по Договору, а также на разработку производства и модернизация новых видов вооружений, подготовку национальных военных кадров для государств-участников ДКБ.

Для организации текущей работы по вопросам военного строительства в рамках ДКБ создается Группа координаторов из представителей генеральных (главных) штабов ВС государств-участников ДКБ. Принято отдельное решение по вопросам функционирования Коллективных сил быстрого развертывания (КСБР) Центрально-азиатского региона коллективной безопасности.

Председательство в органах Совета коллективной безопасности (в СМИД и Совете министров обороны) на сессии перешло к Российской Федерации.

Министерство иностранных дел Российской Федерации

Договор о коллективной безопасности подписан 15 мая 1992 г. в Ташкенте главами шести государств-участников СНГ – Армении, Казахстана, Киргизии, России, Таджикистана, Узбекистана. В сентябре 1993 г. к нему присоединился Азербайджан, в декабре того же года – Грузия и Белоруссия. Договор вступил
в силу для всех девяти стран в апреле 1994 г. сроком на пять лет. В апреле
1999 г. Протокол о продлении Договора о коллективной безопасности подписали шесть из них (кроме Азербайджана, Грузии и Узбекистана).

14 мая 2002 г. была учреждена Организация Договора о коллективной безопасности (ОДКБ), объединившая Армению, Белоруссию, Казахстан, Киргизию, Россию и Таджикистан. В июне 2006 г. было принято Решение
«О восстановлении членства Республики Узбекистан в ОДКБ», однако в декабре 2012 г. членство этой страны было приостановлено. В настоящее время в состав ОДКБ входят шесть государств – Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия и Таджикистан.

7 октября 2002 г. в Кишиневе принят Устав ОДКБ. В соответствии с ним основными целями Организации являются укрепление мира, международной и региональной безопасности и стабильности, защита на коллективной основе независимости, территориальной целостности и суверенитета государств-членов, приоритет в достижении которых государства-члены отдают политическим средствам.

Высшим органом ОДКБ, рассматривающим принципиальные вопросы деятельности Организации, является Совет коллективной безопасности (СКБ), состоящий из глав государств-членов. Председателем СКБ является глава председательствующего в Организации государства. В заседаниях СКБ могут принимать участие министры иностранных дел, министры обороны, секретари советов безопасности государств-членов, Генеральный секретарь Организации
и приглашенные лица. Сессии СКБ ОДКБ проводятся не реже одного раза в год.

Очередная сессия СКБ ОДКБ состоялась 14 октября 2016 г. в Ереване[1]. На ней был принят пакет документов, направленных на дальнейшее укрепление потенциала Организации: о реформировании Объединённого штаба ОДКБ, о создании Центра кризисного реагирования ОДКБ, об утверждении Стратегии коллективной безопасности ОДКБ на период до 2025 года, концепций стандартизации вооружения и военной техники в рамках ОДКБ и развития системы совместной подготовки военных кадров для вооружённых сил государств-членов ОДКБ, Перечня дополнительных мер по противодействию международному терроризму и экстремизму, Положения о формировании Единого списка организаций, признанных террористическими в формате ОДКБ.

Консультативными и исполнительными органами ОДКБ являются Совет министров иностранных дел (СМИД), осуществляющий координацию внешнеполитической деятельности государств-членов ОДКБ; Совет министров обороны (СМО), обеспечивающий взаимодействие государств-членов в области военной политики, военного строительства и военно-технического сотрудничества; Комитет секретарей советов безопасности (КССБ), курирующий вопросы обеспечения национальной безопасности. Заседания данных органов проводятся не реже двух раз в год.

В период между сессиями СКБ координация реализации решений органов ОДКБ возлагается на Постоянный Совет (действует с марта 2004 г.), который состоит из полномочных представителей государств-членов.

Постоянно действующими рабочими органами ОДКБ являются Секретариат и Объединенный штаб Организации (действуют с января 2004 г.).

Решением СКБ ОДКБ от 14 апреля 2017 г. со 2 мая 2017 г. Генеральным секретарем ОДКБ назначен представитель Армении Ю.Г.Хачатуров.

Сформированы Военный комитет при СМО, Координационный совет руководителей компетентных органов по противодействию незаконному обороту наркотиков государств-членов ОДКБ (КСОПН), Координационный совет руководителей компетентных органов государств-членов ОДКБ по вопросам борьбы с незаконной миграцией (КСБНМ) и Координационный совет по чрезвычайным ситуациям государств-членов ОДКБ (КСЧС). При СМИД ОДКБ с 2006 г. действует Рабочая группа по Афганистану. При СМО ОДКБ в 2016 г. создана Рабочая группа по координации совместной подготовки военных кадров и научной работы. При КССБ ОДКБ функционируют Рабочие группы по вопросам борьбы с терроризмом, по противодействию незаконной миграции, по информационной политике и безопасности. В декабре 2014 г. принято решение о создании Консультационного координационного центра ОДКБ по вопросам реагирования на компьютерные инциденты.

По мере развития Организации укрепляется её договорно-правовая база, которая помимо уставных документов насчитывает более 80 различных соглашений и протоколов.

Развивается парламентское измерение ОДКБ. 16 ноября 2006 г. на базе МПА СНГ в Санкт-Петербурге создана Парламентская Ассамблея ОДКБ (ПА ОДКБ), являющаяся органом межпарламентского сотрудничества Организации. В период между пленарными заседаниями деятельность ПА ОДКБ осуществляется в формате Совета Парламентской Ассамблеи и Постоянных комиссий, проводятся заседания Информационно-аналитического правового центра Ассамблеи и Экспертно-консультативного совета при ПА ОДКБ.

24 ноября 2016 г. Председателем ПА ОДКБ был избран Председатель Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации В.В.Володин.

Статус наблюдателя при ПА ОДКБ имеют Народная Скупщина Республики Сербия, Волеси Джирга Национальной Ассамблеи Исламской Республики Афганистан, Парламентское Собрание Союза Белоруссии и России. Представители Кубы, Пакистана и других стран участвуют в заседаниях ПА ОДКБ в качестве гостей.

Читайте так же:  Налог на квартиру сверху

ОДКБ осуществляет свою деятельность в сотрудничестве с различными международными и региональными организациями.

С 2 декабря 2004 г. Организация имеет статус наблюдателя в ГА ООН. 18 марта 2010 г. в Москве подписана Совместная декларация о сотрудничестве между Секретариатами ООН и ОДКБ, которая предусматривает налаживание взаимодействия между двумя организациями, в частности, в сфере миротворчества. В ее развитие 28 сентября 2012 г. в Нью-Йорке подписан Меморандум о взаимопонимании между Секретариатом ОДКБ и Департаментом операций ООН по поддержанию мира. В ходе 71-й сессии ГА ООН в ноябре 2016 г. принята резолюция о сотрудничестве ООН с ОДКБ, в которой ОДКБ рассматривается как организация, способная дать адекватный ответ на широкий спектр вызовов и угроз в зоне своей ответственности. Поддерживаются продуктивные контакты с другими ооновскими структурами, включая Контртеррористический комитет СБ ООН, Управление ООН по наркотикам и преступности.

В октябре 2007 г. подписан Меморандум о взаимопонимании между Секретариатом ОДКБ и Секретариатом ШОС. В декабре 2009 г. – Меморандум о сотрудничестве между Секретариатом ОДКБ и Исполнительным комитетом СНГ.

Поддерживаются контакты с ОБСЕ, Организацией исламского сотрудничества, Международной организацией по миграции и другими международными структурами.

12 октября 2010 г. подписано Совместное заявление высших должностных лиц ЕврАзЭС, ОДКБ, СНГ и ШОС, в котором стороны подтвердили приверженность сотрудничеству в сферах, представляющих взаимный интерес. В сентябре 2016 г. состоялась встреча генеральных секретарей СНГ, ШОС и ОДКБ.

Военное сотрудничество в формате ОДКБ осуществляется в соответствии с Планом коалиционного военного строительства ОДКБ на период до 2010 г. и дальнейшую перспективу.

В 2001 г. сформированы Коллективные силы быстрого развертывания Центрально-Азиатского региона коллективной безопасности (КСБР ЦАР). Учения КСБР ЦАР проводятся на регулярной основе, в том числе с отработкой антитеррористических задач. 4-7 октября 2016 г. на территории Киргизии состоялось совместное тактическое учение «Рубеж-2016».

В октябре 2007 г. созданы Коллективные миротворческие силы ОДКБ. Для отработки практических навыков проведения миротворческих операций регулярно проводятся учения «Нерушимое братство». Очередные учения состоялись 14-20 октября 2017 г. в Казахстане по теме «Подготовка и ведение операции по поддержанию мира Коллективными миротворческими силами ОДКБ в Центрально-Азиатском регионе коллективной безопасности».

На территории Армении 24-26 мая 2016 г. прошли учения спецподразделений МВД из состава формирования сил спецназначения «Кобальт-2016», на территории России и Армении 9-13 октября 2017 г.– спецучения сил и средств разведки ВС ОДКБ «Поиск-2017» на тему «Организация и ведение разведки в Кавказском регионе коллективной безопасности ОДКБ».

4 февраля 2009 г. принято решение о создании Коллективных сил оперативного реагирования (КСОР) ОДКБ. 14 июня 2009 г. подписано Соглашение о КСОР ОДКБ. С целью отладки механизма функционирования КСОР ОДКБ регулярно проводятся совместные комплексные учения с участием контингентов и оперативных групп государств-членов ОДКБ. 9-13 октября 2017 г. на территории Армении состоялось очередное совместное комплексное учение КСОР ОДКБ «Взаимодействие – 2017» на тему «Подготовка и проведение совместной операции по локализации вооружённого конфликта в Кавказском регионе коллективной безопасности». В соответствии с решением декабрьской (2014 г.) московской сессии СКБ ОДКБ в мае 2015 г. в Таджикистане прошла внезапная проверка готовности КСОР ОДКБ к выполнению задач по предназначению при участии всех подразделений КСОР.

14-17 ноября 2017 г. на территории Таджикистана состоялись внеплановые совместные учения Войск (Коллективных сил) ОДКБ.

23 декабря 2014 г. принято решение о создании Коллективных авиационных сил ОДКБ. В 2015 г. определен их состав и места базирования.

В сфере военно-технического сотрудничества совершенствуются механизмы поставок союзникам вооружения и спецтехники, оказания военно-технической помощи государствам-членам ОДКБ, организована совместная подготовка военных кадров. С 2006 г. работает Межгосударственная комиссия по военно-экономическому сотрудничеству ОДКБ. В декабре 2014 г. принято решение о том, что её будет возглавлять заместитель Председателя Правительства Российской Федерации Д.О.Рогозин.

20 ноября 2012 г. вступил в силу подписанный на декабрьской (2011 г.) сессии СКБ ОДКБ Протокол о размещении объектов военной инфраструктуры на территориях государств-членов ОДКБ, в соответствии с которым решения
о размещении на территории государств-членов ОДКБ объектов военной инфраструктуры «третьих» стран могут приниматься только при отсутствии официальных возражений со стороны всех государств-членов Организации.

В 2005 г. создан Координационный совет руководителей компетентных органов по противодействию незаконному обороту наркотиков государств-членов ОДКБ (КСОПН), в рамках которого функционируют три Рабочие группы: по координации оперативно-розыскной деятельности, по обмену информационными ресурсами и по подготовке кадров. В ходе 18-го заседания КСОПН ОДКБ (ноябрь 2016 г.) Председателем Координационного совета был избран Статс-секретарь – заместитель Министра внутренних дел России И.Н.Зубов.

Основополагающим документом в сфере антинаркотической деятельности ОДКБ является утверждённая на декабрьской (2014 г.) сессии СКБ ОДКБ в Москве «Антинаркотическая стратегия государств-членов ОДКБ
на 2015-2020 гг.» Она предусматривает комплекс мер в правоохранительной сфере и в области здравоохранения.

С 2003 г. на территории государств-членов ОДКБ проводится международная комплексная антинаркотическая операция «Канал» (с 2008 г. преобразована в постоянно действующую). Всего с 2003 по 2017 гг. проведено 25 этапов операции «Канал», благодаря чему изъято из незаконного оборота около 335 тонн наркотиков, а также свыше 12 тыс. единиц огнестрельного оружия, выявлено порядка 100 тыс. наркопреступлений. К осуществлению операции в различных форматах (в качестве наблюдателей или участников) присоединялись правоохранительные структуры Азербайджана, Афганистана, Болгарии, Боливии, Венесуэлы, Ирана, Испании, Италии, Китая, Колумбии, Латвии, Литвы, Монголии, Никарагуа, Пакистана, Польши, Перу, Румынии, США, Турции, Туркменистана, Украины, Финляндии, Франции и Эстонии, а также представители Евразийской группы по противодействию легализации преступных доходов и финансированию терроризма, Интерпола, Каспийской антинаркотической пятерки, ОБСЕ, СНГ, Центрально-Азиатского антинаркотического квартета и ШОС.

С 29 мая по 2 июня 2017 г. органами внутренних дел и антинаркотическими органами государств-членов ОДКБ проведена антинаркотическая операция «Канал-Западный заслон». Международный координационный штаб по проведению операции был развернут на базе УВД Брестского облисполкома Республики Беларусь (г. Брест). Из незаконного оборота изъято более 16,7 тонн наркотиков, из них более 15,5 тонн опия, более 600 кг гашиша, 55,4 кг марихуаны, более 39,5 кг героина, более 212 кг наркотических средств синтетического ряда, выявлено 808 наркопреступления.

В результате субрегиональной антинаркотической операции «Канал-Волжский рубеж», проведенной с 9 по 13 октября 2017 г. органами внутренних дел и антинаркотическими органами (подразделениями) государств-членов ОДКБ с международным координационным штабам по проведению операции на базе МВД России по Саратовской области (г. Саратов), из незаконного оборота изъято более 4 тонн наркотиков, из них около 2 тонн опия, более 1 тонны гашиша, более 480 кг марихуаны, около 200 кг героина, более 17 кг наркотических средств синтетического ряда. Выявлено около 500 наркопреступлений, возбуждено около 4 тысяч уголовных дел. Изъято 93 единицы огнестрельного оружия, около 2 тысяч боеприпасов, материальных ценностей на сумму более 104 тысяч долларов США.

12-15 сентября 2017 г. в России проведены очередные учения спецподразделений антинаркотических служб государств-членов ОДКБ «Гром – 2017» по теме «Проведение совместных мероприятий (операций) по пресечению деятельности транснациональных вооружённых преступных сообществ (организаций), перекрытию каналов контрабанды наркотиков, оружия, взрывчатых веществ на территорию одного из государств-членов ОДКБ».

В сфере противодействия незаконной миграции граждан третьих (по отношению к ОДКБ) стран под эгидой Организации функционирует Координационный совет руководителей компетентных органов государств-членов ОДКБ по вопросам борьбы с незаконной миграцией (КСБНМ), а также Рабочая группа при нём, членами которой являются руководители структурных подразделений органов внутренних дел, служб безопасности, миграционных и пограничных служб. С 2008 г. проводятся оперативно-профилактические мероприятия «Нелегал», цель которых – выявление и пресечение нарушений миграционного законодательства. Пресечены сотни тысяч преступлений в этой области, задержано свыше 1 600 лиц, находившихся в международном розыске. В рамках операции «Нелегал-2016» выявлено свыше 140 тыс. нарушений миграционного законодательства лицами третьих стран, выявлены сомнительные финансовые операции на сумму около 1,5 млрд США, вскрыты сотни каналов торговли людьми.

В целях борьбы с преступлениями в информационной среде осуществляется операция «ПРОКСИ» (с 23 декабря 2014 г. – на постоянной основе). С 2009 г. выявлено около 80 тыс. информационных ресурсов, представляющих в той или иной степени угрозу национальной безопасности государств-членов. Деятельность 33,5 тыс. из них приостановлена или заблокирована, возбуждено свыше 15 тыс. уголовных дел.

В области внешнеполитической координации традиционный характер приобрели рабочие встречи на уровне министров иностранных дел государств-членов ОДКБ на «полях» крупных международных форумов для выработки согласованных позиций. В апреле и августе 2016 г. состоялись консультации заместителей министров внешнеполитических ведомств.

В сентябре 2011 г. приняты «Коллективные указания постоянным представителям государств-членов ОДКБ при международных организациях» (актуализированы в июле 2016 г.). Наиболее плотно взаимодействуют постпреды при ООН и ОБСЕ.

С 2011 г. в рамках ОДКБ на различных международных площадках принято более 70 совместных заявлений по актуальным вопросам международной повестки дня.

[1] В 2017 г. проведение сессии СКБ ОДКБ запланировано на 30 ноября в Минске.