Диплом пособия на детей

Дипломная работа на тему: Государственные пособия гражданам, имеющим детей

Преимущества покупки этой работы:

– После заполнения формы Вам придет письмо с условиями Вашего заказа и разъяснениями.

  • Данная работа является авторской, в Интернете такой работы НЕТ.
  • Вы получите эту работу сегодня в самые кратчайшие сроки (от 15 минут до 4-х часов).
  • По Вашему желанию мы можем скрыть название и оглавление приобретенной Вами работы с нашего сайта на срок Вашей сдачи.

Отзывы наших клиентов

Вера, спасибо вам огромное. Буду теперь обращаться к вам)) Спасибо за быструю отправку. Ольга, 03.12.2017 Вера, спасибо за все, что Вы для меня сделали, вы прекрасный специалист в своем деле, удачи Вам и всего самого наилучшего. С уважением и благодарностью, Алексей, 29.04.2018 Верочка, драгоценный вы мой спаситель. Я даже и не знаю,как вас благодарить! Вы прям так спасли меня от когтей нашего факультета, даже не представляете 🙂 Спасибо вам! Екатерина, 20.02.2017 спасибо огромное всё ок. Екатерина, 30.10.2018

Государственные пособия гражданам, имеющим детей

Представляем Вашему вниманию бесплатный образец доклада на диплом по теме «Государственные пособия гражданам, имеющим детей».

Здравствуйте, уважаемые члены аттестационной комиссии!

Тема моей выпускной квалификационной работы — Государственные пособия гражданам, имеющим детей.

Актуальность темы обусловлена тем, что в в России до сих пор происходит формирование демократического, правового социального государства, что обуславливает повышение интереса к правовым регулированиям социальных отношений, непосредственно связанных с социальной защитой, поддержкой государством, обществом нуждающихся в помощи категорий граждан.

Цель исследования – анализ государственных пособий гражданам, имеющим детей.

В первой главе работы рассматриваются общие положения о государственных пособиях семьям с детьми. Супружество, рождение детей, их воспитание, усыновление, опека и попечительство – отношения, имеющие важное, значение для любого человека.

Семья в социологическом смысле рассматривается как союз физических лиц (людей), основанный как на браке, на родстве (или только родстве), принятии детей на воспитание, характеризующийся общностью жизни и взаимной поддержкой.

Семья в психологическом смысле рассматривается как некая совокупность индивидов, удовлетворяющую четырём критериям:

• психическая, духовная и эмоциональная близость её членов;

• пространственная и временная ограниченность;

• закрытость, межличностная интимность;

• длительность отношений, ответственность друг за друга, обязанность друг перед другом.

Семья в юридическом понимании – это союз людей (физических лиц), соединенных по особым юридическими государственным правилам, которые влекут за собой появление прав и обязанностей, вытекающих из брака, родства, усыновления или иной формы принятия детей на воспитание.

Анализ института семьи на основе положений законодательства Российской показал: семья – это относительно небольшое объединение людей, основанное на кровном родстве, браке или усыновлении, которое связано общностью бюджета, быта и взаимной ответственностью, а следовательно, совокупностью социальных отношений, основанных на биологических связях, правовых нормах, правилах усыновления (удочерения), попечительства.

Исследования вопроса правового регулирования государственных пособий семье и детям показал. Пособия — в РФ одна из форм социального обеспечения, регулярные или единовременные выплаты из средств социального страхования или государственного бюджета.

Пособия государственные гражданам, имеющим детей – это денежные выплаты, производимые родителям (или заменяющим их лицам) в связи с рождением и воспитанием детей, установленные законом в целях материальной поддержки материнства, отцовства и детства.

Законодательство Российской Федерации о государственных пособиях гражданам, имеющим детей, основывается на правовых нормах, закреплённых в Конституции Российской Федерации и нормах, регулируемых Федеральным законом «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей», а также регулируется другими федеральными законами. Также основано на законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, устанавливающих дополнительные виды материальной поддержки семей с детьми.

Действующие российское законодательство оказывает меры материальной поддержки семьям и гражданам, имеющим детей в виде предоставления единовременных или ежемесячных пособий, назначение и размер, которых регулируется федеральным законодательством.

Вторая глава содержит анализ права на государственные пособия. Рассмотре вопрос пособий в связи с материнством, можно отметить…

Единое понятие пособий в связи с материнством, отцовством и детство как вид социального обеспечения и его законодательное закрепление отсутствует.

Пособия семьям с детьми как объект социально-обеспечительных правоотношений обладают специфическими признаками, которые позволяют отличать их от других видов социальных пособий и выплат, имеющих с ними сходство.

Признаки государственных пособий гражданам, имеющим детей:

1. Гарантируется государством;

2. Устанавливается в соответствии с нормами законов;

3. Устанавливается в связи с рождением или воспитанием ребенка;

4. Выплачивается за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации, федерального и региональных бюджетов;

Из данных признаков вытекает следующие понятие «государственных пособий гражданам, имеющим детей – это денежные выплаты, производимые гражданам за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации, федерального и региональных бюджетов, в установленных законом случаях, связанных с рождением или воспитанием ребенка ежемесячно или единовременно, с целью возмещения полностью или частично временно утраченного заработка или оказания дополнительной материальной поддержки» .

По вопросу предоставления пособия в связи с материнством, был сделан следующий вывод: государство поддерживает жен военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, женщин работающих в организациях или уволенных с места работы, только в том случае, если беременность наступила в месячный период после увольнения, на всех стадиях беременности.

Проанализировав вопросы правового регулирования пособий, а также категории граждан, имеющих права на государственные пособия и изучив судебную практику, были сформулированы предложения, которые заключаются в следующем:

• Предоставление информации граждан о получении государственных пособий в связи с материнством и на детей в течение 6 месячного периода, что позволит сократить количество подаваемых исковых заявлений гражданами при соблюдении сроков за обращениями за назначением данных пособий;

• Увеличение размера некоторых видов пособий в связи с тем, что период до достижения ребенком трехлетнего возраста является самым трудным в материальной жизни родителей. Проведение данного мероприятия позволить улучшить материальное состояние некоторых граждан, которым были назначены данные пособия.

Проведение данных мероприятий позволит гражданам быстро ориентироваться в новеллах часто изменяющегося законодательства.

В ходе подготовки работы были решены следующие задачи:

1. Представлена общая характеристика государственных пособий, предоставляемых гражданам, имеющим детей

2. Проанализироватно Законодательство РФ о государственных пособиях гражданам, имеющим детей

3. Выявлены особенности государственных пособий гражданам, имеющим детей.

4. Сформулированы предложения, направленные на совершенствование законодательства в этой сфере.

Цель работы — анализ государственных пособий гражданам, имеющим детей – достигнута.

Диплом пособия на детей

Данное определение в значительной степени устарело и обладает целым рядом недостатков: 1) не учитывается характер регулярных денежных выплат (единовременные, ежемесячные, периодические); 2) пособия семьям с детьми практически утратили свой алиментарный характер (за исключением социального пособия, предоставляемого в порядке государственной социальной помощи и пособий семьям беженцев); 3) общественные фонды потребления, выступавшие ранее в качестве источников выплаты пособий, не существуют; 4) цель выплаты пособий семье с детьми сформулирована в обобщенном виде и предусматривает оказание материальной помощи только семье с малолетними детьми.

Л.В. Отырба предложила следующее определение пособий, названных ею «пособиями по материнству»: это периодические, единовременные и ежемесячные денежные выплаты государственного материально-обеспечительного бесплатного характера, производимые из общественных фондов потребления, матери и ребенку в порядке реализации женщинами (матерями) своего конституционного права на материальную поддержку материнства и детства в связи с беременностью, родами, рождением ребенка, уходом за ребенком, содержанием и воспитанием детей и по некоторым другим основаниям, предусмотренным в законодательстве 25 .

Данное определение подвергалось критике в правовой литературе из-за неправильного указания субъекта — получателя пособия — матери и ребенка. Вслед за Е.В. Протас считаем, что субъектом пособий по всем основаниям, перечисленным в данном определении, является семья с детьми, которая не исчерпывается только понятием материнства. Е.В. Протас справедливо отмечалась неправильность утверждения о выплате пособий только из общественных фондов потребления и только в тех случаях, которые предусмотрены в законодательстве 26 ; предлагалось следующее определение пособий семьям с детьми: это «денежные суммы материально-обеспечительного характера, выплачиваемые из общественных фондов потребления, за счет собственных средств предприятий, в порядке частной благотворительности семьям, имеющим детей, в случаях, не противоречащих действующему законодательству, для компенсации временно отсутствующего заработка у работающего члена семьи и оказания дополнительной помощи семье в содержании и воспитании детей» 27 .

В этой формулировке вызывает сомнение рассмотрение средств частной благотворительности в качестве источника предоставления данных выплат. На это обращала внимание и Е.В. Соловьева, подчеркивая, что данные выплаты не могут быть отнесены к какому-либо из видов социального обеспечения, поскольку отсутствие нормативной базы и соответственно обязанного субъекта не позволяют гражданину требовать предоставления этой помощи. Не разделяя позиции ученых в части индивидуализации понятия пособия, адресуемого семье, имеющей детей, она считает, что эти выплаты следует рассматривать в контексте общего определения пособий как «ежемесячных, периодических или единовременных денежных выплат, производимых как отдельным гражданам, так и семьям, в целях частичного либо полного возмещения потерянного заработка, а также оказания материальной поддержки, в связи с обстоятельствами, признаваемыми обществом социально значимыми, и на условиях и в порядке, которые предусмотрены действующим законодательством» 28 .

Трудно согласиться с данной точкой зрения, так как подобное определение пособий не позволяет сформировать общее представление о пособиях семьям с детьми и не раскрывает его специфику как самостоятельного вида пособий.

С учетом всего вышеизложенного предлагаем следующее определение социальных пособий на детей (семьям с детьми), отражающее их специфику: это единовременные, ежемесячные, периодические денежные выплаты, сохраняющие в определенных случаях алиментарный характер, установленные законом и выплачиваемые семье с детьми с целью компенсации заработка, временно утраченного одним из родителей, дополнительных расходов семье или за вред, причиненный при социально-значимых обстоятельствах здоровью одного из родителей, назначаемые за счет средств обязательного социального страхования или государственных ассигнований в размерах, соотносимых с заработком одного из родителей, прожиточным минимумом региона или в твердо установленных денежных суммах.

Из современных исследователей Л.В. Сотникова выделяет следующие свойственные пособиям в связи с материнством и детством специфические признаки: 1) пособия представляют собой денежные выплаты гражданам в установленных законом случаях и размерах; 2) пособия, как правило, являются помощью, временно заменяющей оплату по труду либо служащей дополнением к основным источникам средств к существованию в связи с обстоятельствами, поименованными в законе; 3) пособия выплачиваются из нескольких источников; 4) пособия различных видов существенно отличаются друг от друга по целевому назначению, основаниям предоставления, способам определения их размера, периодичностью их выплаты; 5) пособия либо исчисляются на основе индивидуального заработка, либо устанавливаются в твердом размере 29 .

Читайте так же:  Заявление для прописки в частный дом

Представляется, что данные признаки являются общими признаками всех социальных пособий и не позволяют отличить пособия на детей от иных видов социальных пособий. Однако часть из них позволяет провести внутреннюю классификацию социальных пособий на детей.

Семейные пособия, т.е. пособия гражданам, имеющим детей, регламентируются несколькими нормативными правовыми актами, основными из которых является Трудовой кодекс РФ, Закон от 19 мая 1995 г. № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей», Федеральный закон от 29.12.2006 N 255-ФЗ (ред. от 08.12.2010, с изм. от 25.02.2011) «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством», Приказ Минздравсоцразвития РФ от 23.12.2009 N 1012н (ред. от 07.06.2011) «Об утверждении Порядка и условий назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей».

В законодательстве предусмотрены следующие виды семейных пособий:

1) пособие по беременности и родам;

2) единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности;

3) единовременное пособие при рождении ребенка;

4) ежемесячное пособие по уходу за ребенком;

5) ежемесячное пособие на ребенка;

6) единовременное пособие при передаче ребенка на воспитание в семью;

7) единовременное пособие беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву;

8) ежемесячное пособие на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву.

Пособия на детей

1 Система законодательства, регулирующая порядок выплаты пособий на детей

2 Получатели пособий на детей

3 Право на государственные пособия гражданам, имеющим детей, и их размеры

3.1 Пособия по беременности и родам

3.2 Пособия семьям, имеющим детей

3.3 Порядок выплаты пособий семьям, имеющим детей

12 декабря 1993 года на всенародном голосовании была принята Конституция Российской Федерации1, в статье 7 которой определено, что Российская Федерация — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

В развитие данной нормы Конституции РФ принят Федеральный закон от 19 мая 1995 г. N 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей»2.

Данный закон неоднократно изменялся и дополнялся. Данные дополнения, в основном направлены на стимуляцию повышения рождаемости и обеспечения семьям, имеющих детей, минимальной материальной базы для их содержания, т.к. сегодня проблема рождаемости в России стоит довольно остро.

В связи с изложенным, тема данного исследования представляется актуальной.

Тема выплаты пособий на детей не является объектом глубоких теоретических исследований. Ввиду этого данная работа написана, в основном, с использованием текстов нормативных актов.

1 Система законодательства, регулирующая порядок выплаты пособий на детей

Ключевым нормативным актом в системе законодательства РФ, формирующего основу государственной социальной поддержки граждан при рождении и воспитании детей, является Федеральный закон от 19 мая 1995 г. N 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей». Статья 2 указанного закона определяет систему законодательства о материальной поддержке граждан, имеющих детей.

Законодательство о выплате государственных пособий и предоставлении материальной социальной помощи образуют нормативные акты, регулирующие порядок и условия выплат отдельных видов государственных пособий, источники финансирования государственной социальной политики в части, определенной настоящим Законом, а равно ряд иных вопросов обеспечения социально-экономической поддержки населения.

Отношения, связанные с государственной материальной поддержкой граждан, имеющих детей, представляют собой предмет комплексной отрасли законодательства. Иначе говоря, анализируемое законодательство включает положения различных отраслей права, главным образом, положения трудового права и права социального обеспечения1.

Система законодательства РФ о государственных пособиях гражданам, имеющим детей, представлена двумя уровнями: федеральным и региональным. Федеральный определяет основные направления государственной социальной политики в отмеченной сфере, конкретизирует их, устанавливает базисные платежи материальной поддержки, определяет процедуру их выплат. На уровне субъектов Федерации последние находят свою конкретизацию с учетом региональных особенностей, устанавливаются дополнительные гарантии и механизмы материальной поддержки граждан, имеющих детей.

Традиционно основу системы законодательства формирует действующая Конституция РФ, отдельные положения которой в части, касающейся государственной поддержки граждан, имеющих детей, были упомянуты настоящим комментарием. Принятая в 1993 г. и провозгласившая Россию социальным государством Конституция во многом предопределила дальнейшие направления и приоритеты отечественной социальной политики.

Основополагающим нормативным актом в области государственной материальной поддержки граждан в связи с рождением и воспитанием детей выступает Федеральный закон от 19 мая 1995 г. N 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей». Все иные нормативные акты, принимаемые после его подписания, не должны ему противоречить, а ранее действующие должны быть приведены в соответствие с ним. В случае возникновения противоречий приоритет должен отдаваться комментируемому Закону. При разрешении противоречий следует, однако, иметь в виду, что соответствующий закон может иметь приоритет только в определенной сфере правоотношений. В этом случае коллизия может быть разрешена, только опираясь на Конституцию РФ.

Назначением настоящего Федерального закона является установление единой системы государственных пособий гражданам, имеющим детей, в связи с их рождением и воспитанием, которая обеспечивает гарантированную государством материальную поддержку материнства, отцовства и детства.

Федеральный закон от 19 мая 1995 г. N 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» представлен преамбулой, тремя главами, нормы которых располагаются в 20 статьях. Первая глава определяет общие правила реализации права на получение «детских» денежных выплат, в числе которых оговорены соответствующие виды материальной поддержки, источники и средства ее формирования, правообладателей, по отношению к которым применяются нормы рассматриваемого Закона, основания реализации прав последних и источники правового регулирования процессов назначения и выплаты материальной помощи.

Свою конкретизацию обозначенные элементы государственной политики в части, касающейся выплат денежных пособий гражданам, имеющим детей, находят в положениях второй главы настоящего Закона. Они структурно расположены с учетом видовой градации установленных к выплате «детских» пособий и в своей совокупности формируют законодательную основу процесса реализации права на получение соответствующей государственной материальной поддержки.

В заключительных положениях рассматриваемого Закона учтена возможность индексации и реиндексации начисленных денежных выплат, а равно определены порядок и основания их проведения.

В систему законодательства о государственных пособиях гражданам, имеющим детей, помимо названных актов законодатель включает и иные законы. В числе основных здесь можно отметить:

Трудовой кодекс РФ от 30 декабря 2001 г. N 197-ФЗ1, содержащий основные дефиниции правового регулирования труда женщин и лиц с семейными обязательствами, в том числе конкретизирующие условия назначения и выплаты отдельных видов государственных пособий, закрепленных в настоящем Законе;

Федеральный закон от 16 июля 1999 г. N 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования»2, который, в свою очередь, в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права регулирует отношения в системе обязательного социального страхования, определяет правовое положение субъектов обязательного социального страхования, основания возникновения и порядок осуществления их прав и обязанностей, ответственность субъектов обязательного социального страхования, а также устанавливает основы государственного регулирования обязательного социального страхования;

Федеральный закон от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ «О внесении изменения в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»1, направленный на повышение материального благосостояния граждан, обеспечение экономической безопасности государства и приведение системы социальной защиты граждан, которые пользуются льготами и социальными гарантиями и которым предоставляются компенсации, в соответствие с принципом разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления, а также принципами правового государства с социально ориентированной рыночной экономикой.

Значительная роль в правовом регулировании механизма государственных социальных выплат отведена актам Министерства труда и социального развития и Фонда социального страхования, положения которых содержат разъяснения по применению законодательства по социальному обеспечению в части назначения и выплаты пособий. По своему содержанию последние направлены на конкретизацию ряда положений настоящего Закона в части, касающейся отдельных категорий граждан. В частности, Фондом социального развития регламентирована процедура исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам адвокатам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам, не признаваемым индивидуальными предпринимателями, членам родовых, семейных общин малочисленных народов Севера (письмо Фонда социального страхования РФ от 10 июля 2003 г. N 02-18/05-47511), рассмотрены вопросы выплаты единовременного пособия при рождении ребенка и ежемесячного пособия на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет (письмо Фонда социального страхования РФ от 23 февраля 2001 г. N 02-18/05-1406), а также в случае добровольного отказа от оформления в установленном порядке отпуска по беременности и родам (письмо Фонда социального страхования РФ от 8 октября 2004 г. N 02-10/11-66711) и др.

Нужно иметь в виду, что значительная часть нормативной базы в области правового регулирования государственных пособий гражданам, имеющим детей, представлена региональным законодательством, которое являет собой второй уровень соответствующей системы. Нормы последнего устанавливают дополнительные виды материальной поддержки семей с детьми, выбор которых предопределен действующей в конкретном регионе программой социального обслуживания населения. Принимаемые на уровне субъекта Федерации нормативные акты не должны затрагивать права проживающих на их территории граждан в ущерб их интересам. Установление настоящим Законом пределов правового регулирования материальной поддержки граждан, имеющих детей, на уровне субъектов РФ необходимо для обеспечения конституционных прав и гарантий в соответствии со ст. 38, 39 Конституции РФ.

2 Получатели пособий на детей

Законодатель определяет три категории лиц, претендующих на получение государственных социальных выплат:

граждане РФ, проживающие на территории РФ;

граждане РФ, проходящие военную службу по контракту, службу в качестве лиц рядового и начальствующего состава в органах внутренних дел, в Государственной противопожарной службе, в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенных органах, и гражданский персонал воинских формирований РФ, находящихся на территориях иностранных государств в случаях, предусмотренных международными договорами РФ;

Читайте так же:  Кредит в сбербанке пенсионерам под залог недвижимости

иностранные граждане и лица без гражданства, в том числе и беженцы, проживающие на территории РФ.

Указанный перечень представляется исчерпывающим (закрытым), что подразумевает его расширение не иначе как путем внесения соответствующих изменений и дополнений в настоящий Закон. Кроме того, по этой же причине не допускается любое легальное толкование его норм, дающее их расширенную трактовку, тем самым увеличивающее число потенциальных субъектов закрепленного действующим законодательством права.

Законодатель декларирует, что получение государственных пособий на воспитание и обучение детей связано с фактом проживания на территории РФ или внутренней связью с ней в связи с временным нахождением на территории иного государства.

В своем Определении Конституционный Суд РФ1, выявляя реальное содержание оспариваемой нормы, указывает, что целями, на достижение которых направлен Федеральный закон «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей», являются установление для проживающих в РФ граждан РФ, иностранцев, лиц без гражданства, иных лиц, имеющих детей, единой системы государственных пособий и обеспечение при помощи этой системы гарантированной государством материальной поддержки материнства, отцовства и детства. Тем самым государство приняло на себя обязанность выплачивать пособия на детей без всяких изъятий, что согласуется с целями социального правового государства, провозглашенными в ст. 1, 2 и 7 Конституции РФ, а также с конституционными положениями о том, что каждый гражданин РФ обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией РФ (ст. 6, ч. 2); все равны перед законом и судом (ст. 19, ч. 1); материнство и детство, семья находятся под защитой государства (ст. 38, ч. 1); каждому гарантируется социальное обеспечение, в том числе для воспитания детей, на условиях, установленных законом (ст. 39, ч. 1 и 2). Особый правовой статус, которым обладают военнослужащие, обусловлен необходимостью выполнения ими долга и обязанности гражданина РФ по защите Отечества, закрепленных в ст. 59 Конституции РФ. В силу этого независимо от места прохождения военной службы по контракту (на территории России или за ее пределами) военнослужащие должны считаться проживающими в РФ, и, следовательно, они вправе — при прочих равных условиях — получать государственные пособия на детей безотносительно к конкретному месту проживания.

Кроме того, конституционно-правовой смысл абз. 3 ч. 1 ст. 1 Федерального закона «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» должен определяться исходя из требований ст. 15 (ч. 4) Конституции РФ, согласно которой правила международного договора РФ применяются в том случае, если эти правила иные, нежели предусмотренные законом. Поскольку международные обязательства, зафиксированные в соглашениях о гарантиях прав граждан в области выплаты социальных пособий, компенсационных выплат семьям с детьми и алиментов, в отношениях между Российской Федерацией и иными государствами в ряде случаев не существуют, то применительно к соответствующей категории военнослужащих действуют правила, установленные настоящим Законом (п. 4 Определения Конституционного Суда РФ).

Кроме того, при отсутствии международных договоров, регулирующих процедуру выплаты указанным лицам пособий, последним выплачиваются компенсации и социальные пособия семьям с детьми, предусмотренные законодательством страны пребывания:

в воинских частях, находящихся на территориях государств — участников Содружества Независимых Государств, — в размерах и на условиях, предусмотренных законодательством этих государств, в порядке, определенном Приказом Министра обороны РФ от 1993 г. N 285;

в войсковой части — полевая почта 18951 — в размерах и на условиях, предусмотренных законодательством государства пребывания, в порядке, определяемом приказами главнокомандующего войсками ПВО по согласованию с Главным управлением военного бюджета и финансирования Министерства обороны РФ и Управлением труда и заработной платы гражданского персонала Вооруженных Сил РФ1.

Лицам, прибывшим в РФ из республик, ранее входивших в состав СССР, назначение и выплата социальных пособий и компенсационных выплат производятся только в случае их прописки на территории России или признания их в установленном порядке беженцами либо вынужденными переселенцами по месту основной работы матери, а если мать не работает — по месту основной работы отца. В иных случаях выплата пособий и компенсаций производится в органах социальной защиты населения.

Назначение и выплата социальных пособий и компенсационных выплат на детей, родители которых работают за пределами границ своих государств, производятся в соответствии с двусторонними соглашениями между Правительством РФ и правительствами стран по месту их трудовой деятельности.

Статьей 1 Федерального закона от 19 мая 1995 г. N 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» не только определяются сфера применения настоящего Закона и круг потенциальных обладателей права на получение средств материальной поддержки в связи с рождением и воспитанием детей, но и устанавливаются определенные ограничения в реализации указанного права. Последние вызваны объективными причинами, в силу которых родители не обременены материальными затратами на содержание детей либо по причине перемены места жительства утратили «субъективную» связь с РФ. Действие настоящего Закона не распространяется на:

граждан РФ (иностранных граждан и лиц без гражданства), дети которых находятся на полном государственном обеспечении;

граждан РФ (иностранных граждан и лиц без гражданства), лишенных родительских прав;

граждан РФ, выехавших на постоянное место жительства за пределы РФ.

Государственная социальная поддержка в виде полного обеспечения по смыслу действующего законодательства назначается детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, детям, обучающимся в суворовских военных, нахимовских военно-морских училищах и кадетских и морских кадетских корпусах, военно-музыкальных училищах и музыкальных кадетских корпусах, детям с девиантным — отклоняющимся от нормы, общественно опасным поведением. Полное государственное обеспечение представляет собой предоставление соответствующим категориям детей за время пребывания в государственном или муниципальном учреждении бесплатного питания, бесплатного комплекта одежды и обуви, бесплатного общежития и бесплатного медицинского обслуживания или возмещение их полной стоимости. Предоставление детям подобного рода социальной поддержки осуществляется путем их помещения в оздоровительные, воспитательные и (или) образовательные учреждения. Таким образом, взамен оказания гражданам материальной поддержки в содержании детей в виде выплаты пособий на них государство за счет собственных средств полностью финансирует их содержание в соответствующих учреждениях для детей. Если при этом ребенок помещен на полное государственное обеспечение после назначения на него ежемесячного пособия, выплата этого пособия приостанавливается.

Согласно ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 19 мая 1995 г. N 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» его действие не распространяется на граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства, лишенных родительских прав. Лишение родительских прав — крайняя мера, применение ее не всегда целесообразно, хотя иногда и очевидно, что находиться ребенку с родителями (одним из них) опасно для его жизни, здоровья и воспитания. Согласно нормам действующего семейного законодательства лишению родительских прав подлежат оба или один из родителей, которые:

уклоняются от выполнения обязанностей родителей, в том числе при злостном уклонении от уплаты алиментов;

отказываются без уважительных причин взять своего ребенка из родильного дома (отделения) либо из иного лечебного учреждения, воспитательного учреждения, учреждения социальной защиты населения или из других аналогичных учреждений;

злоупотребляют своими родительскими правами;

жестоко обращаются с детьми, в том числе осуществляют физическое или психическое насилие над ними, покушаются на их половую неприкосновенность;

являются больными хроническим алкоголизмом или наркоманией;

совершили умышленное преступление против жизни или здоровья своих детей либо против жизни или здоровья супруга (ст. 69 Семейного кодекса РФ1).

Принимая во внимание то обстоятельство, что лишение родительских прав является крайней мерой в целях защиты прав несовершеннолетнего и обеспечения надлежащих условий его дальнейшего воспитания, законодатель не допускает его применения по другим основаниям. В любом ином случае ущемления интересов ребенка, создания угрозы для его достойного и безопасного воспитания суд в качестве меры воздействия на виновного может ограничить его в правах. Однако, по смыслу комментируемой статьи, ограничение родительских прав не является препятствием к получению «детских» пособий. Вместе с тем подобного рода вывод прямо противоречит положению ч. 1 ст. 74 СК РФ, согласно которой родители, родительские права которых ограничены судом, утрачивают право на льготы и государственные пособия, установленные для граждан, имеющих детей. Принимая во внимание принципы построения системы отечественного законодательства, отметим, что нормы Семейного кодекса обладают большей юридической силой в сравнении с положениями Федерального закона от 19 мая 1995 г. N 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей», в силу чего имеют преимущества в применении, что, в свою очередь, предопределяет возможность приостановления или непредоставления материальной поддержки родителям, ограниченным в правах по воспитанию детей. Таким образом, выплата пособий не назначается, а производимая ранее выплата приостанавливается в связи с лишением или ограничением родительских прав1.

Законодатель предусматривает возможность расширения перечня категорий лиц, которые при определенных обстоятельствах могут претендовать на получение государственных социальных пособий и компенсационных выплат. Одним из условий применения к ним мер социальной поддержки названо невключение их в число лиц, нуждающихся в получении государственной социальной помощи в связи с рождением и воспитанием ребенка и перечисленных в статье 1 Федерального закона от 19 мая 1995 г. N 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей». Подобная законодательная формулировка не ограничивает конституционные права последних, но предусматривает возможность их реализации посредством принятия иных нормативных актов, нежели настоящий Федеральный закон. К числу лиц, выведенных за пределы действия положений комментируемого нормативного акта, могут быть отнесены граждане РФ, проходящие военную службу в Вооруженных Силах РФ, иных войсках и воинских формированиях на территории РФ, а равно занятые в реализации государственных оборонных задач либо содействующие их осуществлению. Для них в части, касающейся выплаты государственных социальных пособий по рождению и воспитанию детей, применяются специальные (ведомственные) нормативные акты, общий порядок принятия и действия которых определяется Правительством РФ.

3 Право на государственные пособия гражданам, имеющим детей, и их размеры

3.1 Пособия по беременности и родам

Право на пособие по беременности и родам согласно статье 6 1 Федерального закона от 19 мая 1995 г. N 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» имеют:

женщины, подлежащие обязательному социальному страхованию, а также женщины, уволенные в связи с ликвидацией организаций, прекращением физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, прекращением полномочий частными нотариусами и прекращением статуса адвоката, а также в связи с прекращением деятельности иными физическими лицами, чья профессиональная деятельность в соответствии с федеральными законами подлежит государственной регистрации и (или) лицензированию, в течение двенадцати месяцев, предшествовавших дню признания их в установленном порядке безработными;

Читайте так же:  Вебтрансфер не возврат кредита

женщины, обучающиеся по очной форме обучения в образовательных учреждениях начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования и учреждениях послевузовского профессионального образования;

женщины, проходящие военную службу по контракту, службу в качестве лиц рядового и начальствующего состава в органах внутренних дел, в Государственной противопожарной службе, в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, в таможенных органах;

женщины из числа гражданского персонала воинских формирований Российской Федерации, находящихся на территориях иностранных государств в случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации;

женщины, категории которых установлены настоящей статьей, при усыновлении ими ребенка (детей).

Статья 7 Федерального закона от 19 мая 1995 г. N 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» определяет период выплаты пособия по беременности и родам.

Пособие по беременности и родам выплачивается за период отпуска по беременности и родам продолжительностью семьдесят, в случае многоплодной беременности — восемьдесят четыре календарных дней до родов и семьдесят, а в случае осложненных родов — восемьдесят шесть, при рождении двух или более детей — сто десять календарных дней после родов.

В соответствии с письмом Фонда социального страхования РФ от 8 октября 2004 г. N 02-10/11-6671 при добровольном отказе от оформления в установленном порядке отпуска по беременности и родам основания для выплаты пособия по беременности и родам за этот период времени отсутствуют

Отпуск по беременности и родам исчисляется суммарно и предоставляется женщине полностью независимо от числа дней, фактически использованных до родов.

Порядок предоставления послеродового отпуска при осложненных родах регламентируется Инструкцией Минздрава РФ от 23 апреля 1997 г. N 01-971.

При усыновлении ребенка (детей) в возрасте до трех месяцев пособие по беременности и родам выплачивается за период со дня его усыновления и до истечения семидесяти календарных дней, а в случае одновременного усыновления двух и более детей — ста десяти календарных дней со дня рождения ребенка (детей).

Статья 8 Федерального закона от 19 мая 1995 г. N 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» определяет размер пособия по беременности и родам.

Пособие по беременности и родам устанавливается в размере:

среднего заработка (дохода) по месту работы за последние 12 календарных месяцев, предшествующих месяцу наступления отпуска по беременности и родам, с учетом условий, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации об обязательном социальном страховании, — женщинам, подлежащим обязательному социальному страхованию, а также женщинам из числа гражданского персонала воинских формирований Российской Федерации, находящихся на территориях иностранных государств в случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации. Согласно постановлению Правительства РФ от 30 декабря 2006 г. N 870 с 1 января 2007 г.1 исчисление среднего заработка (дохода) при назначении пособий по временной нетрудоспособности и по беременности и родам осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом от 29 декабря 2006 г. N 255-ФЗ2

300 рублей — женщинам, уволенным в связи с ликвидацией организаций, прекращением физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, прекращением полномочий частными нотариусами и прекращением статуса адвоката, а также в связи с прекращением деятельности иными физическими лицами, чья профессиональная деятельность в соответствии с федеральными законами подлежит государственной регистрации и (или) лицензированию, в течение двенадцати месяцев, предшествовавших дню признания их в установленном порядке безработными;

стипендии — женщинам, обучающимся по очной форме обучения в образовательных учреждениях начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования и учреждениях послевузовского профессионального образования;

денежного довольствия — женщинам, проходящим военную службу по контракту, службу в качестве лиц рядового и начальствующего состава в органах внутренних дел, в Государственной противопожарной службе, в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, в таможенных органах.

Статья 9 Федерального закона от 19 мая 1995 г. N 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» устанавливает право на единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности.

Право на единовременное пособие дополнительно к пособию по беременности и родам имеют женщины, вставшие на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности, а именно до двенадцати недель.

Статья 10 Федерального закона от 19 мая 1995 г. N 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» устанавливает размер единовременного пособия женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности.

Единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности, а именно до двенадцати недель, выплачивается в размере 300 рублей.

Как видно из изложенного, на первый взгляд представляется, что государство проявляет заботу о беременных женщинах. Однако, максимальный размер пособия по беременности и родам, который исчисляется из величины среднего заработка, ограничивается законами «О бюджете фонда социального страхования», принимаемыми каждый год. Такое положение представляется неправильным, т.к. если организация исправно платит за женщину взносы в фонд социального страхования со всей суммы заработка, то и размер пособия по беременности и родам должен быть выплачен в соответствующем размере. Конституционный суд РФ в конце 2007 года уже обратил на этот факт внимание. Однако данная позиция пока что не нашла отражения в действующем сегодня законодательстве.

3.2 Пособия семьям, имеющим детей

Статья 11 Федерального закона от 19 мая 1995 г. N 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» устанавливает право на единовременное пособие при рождении ребенка

Право на единовременное пособие при рождении ребенка имеет один из родителей либо лицо, его заменяющее.

В случае рождения двух или более детей указанное пособие выплачивается на каждого ребенка.

При рождении мертвого ребенка указанное пособие не выплачивается.

Порядок выплаты данного пособия детализирован в письме Минтруда РФ и Фонда социального страхования РФ от 9 сентября 2002 г. N 6088-ГК/02-08/05-2283П1.

Статья 12 Федерального закона от 19 мая 1995 г. N 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» устанавливает размер единовременного пособия при рождении ребенка.

Единовременное пособие при рождении ребенка выплачивается в размере 8 000 рублей.

Порядок выплаты пособия в размере, установленном на день рождения ребенка детализируется письмом Фонда социального страхования РФ от 17 января 2006 г. N 02-18/07-3372.

Статья 12.1 Федерального закона от 19 мая 1995 г. N 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» устанавливает право на единовременное пособие при передаче ребенка на воспитание в семью.

Право на единовременное пособие при передаче ребенка на воспитание в семью (усыновлении, установлении опеки (попечительства), передаче на воспитание в приемную семью детей, оставшихся без попечения родителей) в случае, если родители неизвестны, умерли, объявлены умершими, лишены родительских прав, ограничены в родительских правах, признаны безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), по состоянию здоровья не могут лично воспитывать и содержать ребенка, отбывают наказание в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, находятся в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, уклоняются от воспитания детей или от защиты их прав и интересов или отказались взять своего ребенка из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений, имеет один из усыновителей, опекунов (попечителей), приемных родителей.

В случае передачи на воспитание в семью двух и более детей пособие выплачивается на каждого ребенка.

Согласно статье 12.2 Федерального закона от 19 мая 1995 г. N 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» единовременное пособие при передаче ребенка на воспитание в семью выплачивается в размере 8 000 рублей.

Право на единовременное пособие беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, возникает у лиц, указанных в настоящей статье, при призыве граждан на военную службу начиная с 1 января 2008 г.

Статья 12.3 Федерального закона от 19 мая 1995 г. N 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» устанавливает право на единовременное пособие беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву.

Право на единовременное пособие беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, имеет жена военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, срок беременности которой составляет не менее 180 дней.

Единовременное пособие беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, выплачивается независимо от наличия права на иные виды государственных пособий гражданам, имеющим детей, установленные настоящим Федеральным законом и законами субъектов Российской Федерации.

Право на единовременное пособие беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, не предоставляется жене курсанта военного образовательного учреждения профессионального образования.

Статья 12.4 Федерального закона от 19 мая 1995 г. N 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» устанавливает размер единовременного пособия беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву.

Единовременное пособие беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, выплачивается в размере 14000 рублей.

Право на ежемесячное пособие на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, возникает у лиц, указанных в настоящей статье, при призыве граждан на военную службу начиная с 1 января 2008 г.

Статья 12.5 Федерального закона от 19 мая 1995 г. N 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» устанавливает право на ежемесячное пособие на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву.

Право на ежемесячное пособие на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, имеют:

мать ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву;

опекун ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, либо другой родственник такого ребенка, фактически осуществляющий уход за ним, в случае, если мать умерла, объявлена умершей, лишена родительских прав, ограничена в родительских правах, признана безвестно отсутствующей, недееспособной (ограниченно дееспособной), по состоянию здоровья не может лично воспитывать и содержать ребенка, отбывает наказание в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, находится в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, уклоняется от воспитания ребенка или от защиты его прав и интересов или отказалась взять своего ребенка из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и из других аналогичных учреждений.

В случае, если уход за ребенком военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, осуществляется одновременно несколькими лицами,