Дидактическое пособие для дошкольников своими руками

Оглавление:

Дидактическое пособие для дошкольников своими руками

Персональный сайт

Чиеневой Наталии Евгеньевны

воспитатель МБДОУ «Детский сад №44» г. Саров высшей квалификационной категории

педагогический стаж работы 20 лет

Дидактическое пособие по валеологии (ЗОЖ) своими руками «Как устроен человек».

Наталья Чайко
Дидактическое пособие по валеологии (ЗОЖ) своими руками «Как устроен человек».

Валеология — наука о здоровье. Каждый человек в своей жизни хочет прожить её спокойно, безболезненно, с пользой. Всего этого, конечно, можно достичь только имея крепкое здоровье. Мы — педагоги являемся наставниками и стремимся дать детям не только знания об окружающем мире, но и научить детей ценить здоровье, беречь его и помогать самому себе.

Основная задача ДОУ — охрана и укрепление здоровья детей. Мы находим много интересных форм работы, чтобы заинтересовать детей, привлечь и вызвать желание участвовать.

В нашей группе кроме центра физкультуры «Растём крепкими и сильными», мы организовали центр по валеологии «Уголок здоровья», где собрали большое количество материала в помощь детям, родителям и педагогам. Это большое количество наглядности: плакаты, иллюстрации, книги, фото, дидактические игры, картотеки спортивных игр, дыхательные упражнения, физминутки, динамические паузы, гимнастики для глаз и многое другое.

Одним из пособий, которое мы сделали своими руками явилось дидактическое пособие «Как устроен человек«

Цель: — углубить, расширить, закрепить и конкретизировать знания и умения детей о том, кто такой человек.

Это книга, на каждой странице которой, разнообразные иллюстрации, задания, упражнения, игры.

Дидактическое пособие изготовлено как для занятий с педагогом, так и для самостоятельной деятельности детей в свободное время.

«Домики для кукол». Дидактическое пособие своими руками. Мастер-класс В своей работе с детьми дошкольного возраста я стараюсь включать игры по сенсорному развитию во все виды деятельности. Сейчас в магазинах.

«Разноцветные бабочки и цветы». Дидактическое пособие своими руками. Мастер-класс Продолжая тему дидактических пособий для работы с детьми дошкольного возраста, предлагаю ещё один мастер-класс по изготовлению оригинального.

Дидактическое пособие «Огород» для детского сада своими руками Дидактическое пособие «ОГОРОД». Основной деятельностью дошкольников является игровая деятельность. Всем известно, что дети любят играть.

Дидактическое пособие «Овощи» своими руками Очень хочу поделиться с вами своей работой. Одно из моих любимых занятий это вязание крючком. Это прекрасное и очень полезное увлечение. Предлагаю.

Дидактическое пособие по ПДД своими руками Я очень люблю придумывать разнообразные дидактические пособия. Вы, наверное, уже видели мое пособие «Овощи и фрукты». Теперь ещё одна.

Дидактическое пособие своими руками .

Дидактическое пособие своими руками для развития мелкой моторики Развитие мелкой моторики у детей – это длительный беспрерывный процесс, в ходе которого ребёнок познаёт мир, начинает с ним общаться, набирается.

Дидактическое пособие «Времена года» своими руками Для того, чтобы познакомить детей с понятием «время года» мною было сделано пособие, иллюстрирующее состояние живой природы в определенный.

Монтессори — пособие «Домик» своими руками. Большое спасибо моему мужу за такой чудо домик. Идею этого пособия предложил мне он, а оформлением и выбором замков — занималась.

Пособие для игр своими руками Пособия для игр своими руками. Игра — ведущий вид деятельности детей в детском саду. Играя, ребенок развивается. А для развития детей нужна.

Дидактическое пособие для дошкольников старшей группы по теме «Осень»

Дидактическое пособие своими руками

для дошкольников старшей группы по теме «Осень»

Автор: Шестакова Ольга Федоровна, учитель-дефектолог ДОУ № 19 «Светлячок», г. Волжск, Республика Марий Эл.

Назначение: дидактическое пособие, сделанное своими руками.

Цель: Формирование обобщенного представления об осени, знания об осенних явлениях.

  • Коррекция мыслительных процессов.
  • Коррекция зрительного и слухового гнозиса.
  • Коррекция мелкой моторики рук.
  • Закрепить знания о времени года – осень.
  • Повторить приметы осени.
  • Находить признаки осени в окружающей природе.
  • Воспитывать умение осознанно выполнять инструкции взрослого.
  • Воспитывать бережное отношение, любовь к природе.
  • ткань (флис, кожзаменитель, и др.)
  • ножницы
  • пуговицы
  • нитки, иголка
  • пайетки в виде листьев
  • крупный бисер, бусины.

Ход мастер класса:

Уважаемые гости! Сегодня мы будем делать дидактическое пособие по теме «Осень». Данное пособие поможет сформировать у дошкольников представление о времени года – осень, разовьёт мелкую моторику пальцев.

Листья золотом стелила,
Краски травам подарила.
Лес наполнила грибами.
Полон огород плодами.
Бабье лето пролетело.
Груши, яблоки созрели.
Рады все, кого не спросишь.
Ведь пришла к нам в гости –осень.

1
Из кожзаменителя вырезаем нужные фигуры (фрукты, овощи, листья). Особенность этой ткани, что не нужно оформлять края деталей.

Посередине нужно сделать отверстие для пуговицы.

Вырезаем тучку из флиса, обрабатываем края, петлю, формируем капельки дождя из бусинок.


Ёжика делаем аналогично (вырезаем, обрабатываем края, пришиваем глазки – бисеринки.


Фигурка «Белочка» также обрабатывается по краям, чтобы не делать отверстие, делаем петельку.


Фигурка «Грибок» обшивается, делаем отверстие для пуговицы.


Птичка обшивается, пришиваем глазки, делаем отверстие для пуговицы.


2
Берем полотно 25*35 см (лучше однотонной, так ребенку будет легче сосредоточится на выполнении задания).
Начинаем украшать однотонное полотно пуговицами и пайетками. Обрабатываем края ткани.


Готовое дидактическое пособие.

Дидактическая игра «Назови приметы осени»

Ребёнок рассматривает детали дидактического пособия — признаки осени и описывает их.

Дидактическая игра «Какая осень?»

Ребёнок рассматривает элементы-признаки осени и начинает описывать их. Затем взрослый спрашивает, показывая на детали дидактического пособия:
1 Осенью идет дождь – осень…(дождливая)
2 Осенью собирают урожай – осень…(урожайная) и т.д.

Дидактическая игра «Кто что ест?»

Ребёнок рассматривает элементы — диких животных, птиц и отвечает на вопрос «Кто что ест?»
Ёж – грибы, черви
Белка – грибы, ягоды, орехи, яйца птиц
Птицы –черви, ягоды, зерна.

Дидактическая игра «Назови цвет»

Ребёнок называет знакомые цвета.

Дидактическая игра «Чей лист?»

Ребёнок называет деревья, где растут указанные листья.
(Кленовый, дубовый, березовый).

Дидактическая игра «Кто что делает?»

Ребёнок рассматривает детали дидактического пособия. Взрослый задает вопросы:
-Что делает лист? (облетает, растет, желтеет и т.д.)
-Что делает белочка? (прыгает, собирает, скачет и т.д.)
— Что делает птица? (улетает в теплые края, вьет гнездо и т.д.)

Дидактическая игра «Назови звук в слове…»

Ребёнок рассматривает детали дидактического пособия. Взрослый задает вопросы:
-На какой звук начинается слово «Лист»? («Л»)
-На какой звук начинается слово «Гриб»? («Г») и т.д.

Читайте так же:  Экспертиза счетчика сколько стоит

Дидактическая игра «Скажи ласково»

Ребёнок рассматривает детали дидактического пособия и преобразовывает существительные при помощи уменьшительно – ласкательных суффиксов.
Ёж – ёжик
Белка – белочка
Лист – листик и т.д.

Спасибо за внимание!

Чтобы не забыть адрес страницы и поделиться с друзьями, добавьте себе в соцсети:

Дидактические пособия своими руками для сенсорного развития детей

Юлия Лаврухина
Дидактические пособия своими руками для сенсорного развития детей

Хочу поделиться с вами дидактическими играми для сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста.

В каждом возрасте перед сенсорным воспитанием стоят свои задачи. В младшем возрасте накапливаются представления о цвете, форме, величине. Важно, чтобы эти представления были разнообразными. Это значит, что ребенка надо знакомить с геометрическими формами, развивать познавательные умения и речевые: определять цвет, размер, форму предметов путем зрительного, осязательного и двигательного обследования, сравнения.

Дидактические задачи представленных игр: формировать сенсорные эталоны цвета, развивать умение называть и соотносить основные цвета; развивать мелкую моторику, внимание, ловкость рук, глазомер; закреплять знание геометрических фигур, составлять их; развивать тактильные ощущения.

Игра «Подбери по форме».

Фигуры вырезаны из плотных салфеток (очень удобный материал для самоделок, часто его использую).

В середину каждой фигуры нужно подобрать подходящую по форме и цвету фигуру, а можно изменить задание и подобрать все подходящие только по форме фигуры.

Игра «Трубочки — змейки».

Для изготовления потребовались: коктейльные соломинки, нарезанные на одинаковые части, крупные бусинки, толстые нитки. Всё соединяем и закрепляем.

Теперь можно сравнивать их по длине, складывать разные геометрические фигуры, сравнивать их по размеру.

Планирую дополнить игру трубочками других цветов, чтобы можно было придумывать целые картины, свои сюжеты.

Дидактические игры для сенсорного развития детей раннего возраста 1. «Игра разложи по цвету». Возраст: от 1 года 6 месяцев и старше. Материал: 2 прозрачных ведёрка с цветным дном красного и жёлтого цвета.

Дидактические игры, сделанные своими руками для развития сенсорики и мелкой моторики рук у детей первой младшей группы В первом полугодии мы в группе проводили родительское собрание. Одним из пунктов этого собрания было «Развитие мелкой моторики рук у детей.

Дидактические пособия и макеты по ПДД своими руками Самое главное у человека — это жизнь», -писал Н. А. Островский. А жизнь ребенка вдвойне дорога, потому что он еще только делает первые шаги.

Дидактические пособия своими руками Дидактические пособия своими руками. Проблема- непрерывное обновлениепредметно-развивающей среды. Актуальность – обновление предметно-развивающей.

Дидактические пособия своими руками Дидактические пособия своими руками. Что такое социально-коммуникативное развитие? Это комплексный процесс, во время которого ребенок усваивает.

Мастер-класс «Универсальные дидактические пособия своими руками» Представленные пособия универсальны, потому что позволяют: • Развивать мелкую моторику рук детей (благодаря использованию массажных мячиков);.

Отчёт по самообразованию на тему «Дидактические игры и пособия для сенсорного развития для детей первой младшей группы» Тема самообразования «Дидактические игры и пособия для сенсорного развития детей второй младшей группы» выбрана мною не случайно. Так как.

Пособия для развития мелкой моторики детей своими руками Здравствуйте, коллеги! Предлагаю вашему вниманию продолжение обзора игр, которые сделаны своими руками из подручных материалов для развития.

Пособия для развития пальчиков малышей своими руками Здравствуйте,уважаемые коллеги! Всем нам известно, что развитие мелкой моторики у детей — это один из самых главных факторов, стимулирующих.

Дидактические игры для сенсорного развития детей Проблема формирования сенсорных эталонов детей в истории педагогики всегда занимала достойное место, этой проблемой занимались такие учёные.

Дидактическое пособие своими руками для детского сада

Дошкольники изучают окружающий их мир в процессе игры. Поэтому любая воспитательно-образовательная деятельность в ДОУ не проходит без развивающих пособий. В магазинах ассортимент таких игровых материалов представлен широко, но тем не менее, не всегда можно найти именно то, что необходимо. Кроме того, дети быстро теряют интерес к знакомым играм. Не говоря уже о том, что в ДОУ не всегда предусмотрен бюджет на такие затраты. Тогда можно самостоятельно изготовить оригинальные познавательные дидактические пособия для дошкольников. Сделать такие развивающие игры можно самые разнообразные: на развитие логического мышления, для формирования понятий про цифры и формы, закрепления фонетического слуха, правильного произношения звуков и другие. Мы предлагаем несколько интересных идей по созданию таких дидактических материалов в ДОУ.

Чтобы изготовить дидактическое пособие для ДОУ, в первую очередь, следует ознакомиться с требованиями ФГОС , рабочей программой детского сада, перспективным планом группы конкретной возрастной категории детей. Затем предлагаем организовать работу по изготовлению игры согласно следующему плану:

  1. Определить для какого возраста рассчитано пособие;
  2. Выделить образовательно-воспитательные цели игры;
  3. Отметить варианты применения (во время занятий, для самостоятельного использования детьми);
  4. Указать какие потребуются материалы для изготовления пособия;
  5. Сроки работы над созданием дидактического материала;
  6. Непосредственное изготовление игры.

Как применять самодельные дидактические пособия в ДОУ?

Изготовить дидактические пособия для детского сада — это только половина задачи. Важно правильно уметь применять такие игры в образовательно-воспитательном процессе.

Итак, развивающие игры, изготовленные собственноручно, можно использовать как на занятиях, так и во время самостоятельных игр детей. То есть такая деятельность может быть запланированной или спонтанной, например, во время непогоды. Если дидактические игры применяют во время занятия, то такая работа должна иметь четкую цель и задачи. Игровая деятельность во время образовательной работы способствует мотивации детей к познанию, закреплению учебного материала, является способом формирования практических навыков и умений дошкольников.

Если же дидактические материалы применяются в работе во время досуга малышей, то в таком случае важно правильно организовать детей, объяснить правила игры, руководить процессом. Это необходимо для того, чтобы деятельность была целенаправленной и принесла образовательные результаты.

Дидактические материалы для развития сенсорики

Не секрет, что младшие дошкольники и дети ясельного возраста воспринимают предметы зрительно и тактильно. То есть для малышей очень важно, чтобы вещь была яркой, внешне привлекательной для них. Благодаря тактильным ощущениям дети учатся понимать свойства предметов (например, твердый или мягкий), качества материалов (пушистый, скользкий, ровный). Такая игра развивает мелкую моторику. Как же самостоятельно изготовить сенсорное дидактическое пособие для дошкольников?

Предлагаем игру «Волшебные шкатулки». Для того чтобы создать такое пособие понадобится несколько небольших картонных коробочек и различные виды круп. Дети выбирают понравившуюся шкатулку. Малышам предлагается рассмотреть, потрогать содержимое. Затем можно организовать такие игры:

  • «Найди все шкатулки с фасолью (горохом, гречкой)»;
  • «Угадай с закрытыми глазами»;
  • «Выбери только фасоль (горох, гречку)» (воспитатель предварительно перемешивает крупы);
  • «Рисуем пальчиком на крупе»;
  • «Пересыпь из одной емкости в другую».

Смастерив из пластиковой коробки и самоклеящейся пленки, например, Колобка, детей можно попросить «накормить» сказочного героя содержимым их шкатулки.

Читайте так же:  Возврат ндфл по уведомлению

Пособия по развитию речи

Несложно изготовить дидактическое пособие по развитию речи. Это могут быть игры на определение звуков, схематическое построение предложений или даже составление связного рассказа. Такие материалы могут иметь как узкую цель, так и быть многофункциональными пособиями.

Например, можно изготовить «театрализованное поле». Что собой представляет такое дидактическое пособие? С помощью различных техник аппликации на картонное полотно наносятся декорации, которые могут быть использованы для театрализации разных сказок. Практичнее всего изобразить сказочный лес с домиком на опушке. А дальше — дело фантазии и творческого мастерства педагога. Тут можно вырезать окошки или прикрепить липучки, благодаря которым появится возможность подставлять в нужный момент повествования сказки персонажа. Также применяют крышки из-под пластиковых бутылок, на которых наносятся изображения героев произведения, а в нужный момент рассказа детям предлагается закрутить такую крышечку на театрализованном поле.

Младшая группа может таким способом закрепить содержание уже известных сказок, учиться характеризовать персонажей. Старшие дошкольники могут самостоятельно придумывать сюжет.

Пособие «Планшет»

Самостоятельно изготовить такое дидактическое пособие не составит труда. Нужно лишь из подручных материалов (картона, цветной бумаги и самоклеящейся пленки) сымитировать электронный гаджет. При этом нужно прикрепить несколько полос липкой ленты на «экран». Затем по мере необходимости требуется изготавливать набор карточек для этого пособия. Например, можно распечатать серию иллюстраций. Их дети должны прикрепить к «планшету» в такой последовательности, чтобы получился связный завершенный рассказ.

Также можно составлять схемы слов или предложений, выделять картинки с необходимым звуком, разбирать фонетические таблицы.

Для старшей группы такая игра может оказаться слишком простой, а малыши не всегда могут правильно понять задание. Поэтому применение такого пособия будет наиболее эффективным для воспитанников средней группы ДОУ.

Пособие «Фигурная мозаика»

Как сделать дидактическую игру по математике для дошкольников по математике? Очень просто! Нужно лишь вырезать из плотной ткани разные геометрические фигуры и нарисовать схемы составления из этих частей целого изображения. Старшие дети могут построить предметы из геометрических фигур без помощи готовых образцов.

Пособие «Цифровые пазлы»

Такая игра заинтересует малышей не только во время занятий, но и на досуге. Сделать такое пособие очень просто, поэтому есть возможность видоизменять и усложнять задания. Например, можно выбрать изображения по теме «Зима», «Животные леса», «Транспорт» и другие. Распечатав подготовленные иллюстрации, их нужно приклеить на картон. Затем необходимо разрезать изображение на несколько частей, после чего пронумеровать. Таким образом получается пазл, который нужно собрать сверху вниз от единицы и до последней цифры.

Средняя группа благодаря такой познавательной деятельности может закрепить знания о цифрах и счете.

Пособие «Разноцветный зонтик»

Как закрепить знания дошкольников, например, о зиме? Предлагаем изготовить дидактическую игру по временам года «Разноцветный зонтик». Для того чтобы создать такое пособие понадобится зонт, плотная ткань (оранжевая, фиолетовая, синяя и зеленая) и липучки.

Зонт нужно разделить на четыре равные части и обшить каждый участок определенным цветом ткани. Затем необходимо изготовить раздаточный материал с изображением характерных признаков каждого времени года.

Предлагаем такие варианты игр:

  1. «Угадай время года по изображению»;
  2. «Укажи признаки зимы (весны, лета, осени)»;
  3. «Найди лишнее».

Для того чтобы самостоятельно сделать дидактическое пособие для дошкольников нужно немного фантазии, времени и материалов. Но результат оправдывает средства — дошкольники с удовольствием принимают участие в таких играх как на занятиях, так и во время досуга в ДОУ.

Многофункциональное дидактическое пособие для детей «Волшебние круги»


Пояснительная записка.
Пособие состоит из основы – это деревянная доска, покрашенная в синий свет, длина которой равна 38, 5 сантиметрам, ширина равна 23,5 сантиметрам. На ней закреплены два шурупа, куда вставляются два круга диаметром 19 сантиметров.


Круги свободно поворачиваются, не соприкасаясь друг с другом. Они разбиты на 8 секторов, где изображены разные картинки.


В пособии 24 круга, в них задания и упражнения из трех образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие». Все круги ламинированы.


Сверху на круги устанавливается картонная крышка с прорезью в виде ромба, длиной 39 сантиметров и шириной 24 сантиметра.


В получившемся окне дети будут подбирать пары картинок изображенных на секторах, вращая круги с боковых неприкрытых сторон.

Хранятся круги в коробочке, они вложены в конверты соответственно образовательным областям. На обратной стороне для удобства в пользовании, пара кругов обозначена маленькими кружочками одного цвета.



Инструкция по работе с пособием.
Данное пособие может использоваться одновременно двумя детьми. В этом случае один ребенок крутит круг находящийся слева, устанавливает свою картинку, второй ребенок вращает круг справа и устанавливает подходящую картинку в окошке в виде ромбика, рассуждая, и договариваясь друг с другом. После выполнения упражнения или задания дети могут продолжить использовать круги с другими вариантами. Также оно может использоваться двумя подгруппами детей, по два ребёнка. Дети выполняют аналогичные действия или упражнения, но договариваясь в паре. Пособие может использоваться одним ребенком, тогда он вращает левый и правый круги, соотнося картинки по определенной теме. Пособие может использоваться воспитателем для индивидуальной работы с ребенком.

Задачи.
Расширять общий кругозор детей. Совершенствовать навыки сравнения и анализа. Развивать восприятие, память, внимание, мышление, речь. Развивать эстетический вкус. Воспитыватьумение работать в паре.

Варианты использования волшебных кругов.
Образовательная область «Познавательное развитие»,направление ФЭМП.



Вариант 1

Цель.Совершенствовать навыки количественного счета,закреплять умение соотносить количество предметов с соответствующей цифрой.Развивать внимание, мышление, память.

Инструкция. Предложить ребенку (детям) соотнести соответствующее количество звезд с цифрой, поворачивая круги.

Цель. Совершенствовать умение выполнять действия на сложение и
вычитание, обосновывать итог. Развивать внимание, логическое
мышление.

Инструкция. Предложить ребенку (детям) подобрать число,
соответствующеесумме или разности чисел, поворачивая круги и
проговаривая действия решения упражнения.

Вариант 3. (2 пары кругов)

Цель. Закреплять представления о знакомых геометрических фигурах,
умение видеть силуэты геометрических фигур в окружающих предметах.
Развивать образное мышление.

Инструкция. Предложить ребенку (детям) поворачивая круги
соотнести предмет с соответствующей фигурой, проговаривая, например:
арбуз круглой формы

Образовательная область ««Познавательное развитие»,направление «Ознакомление с природой»

Вариант 4 . (2 пары кругов)

Цель. Закреплять умение использовать в речи точные названия мест обитания животных и их жилище. Воспитывать познавательный интерес к животному миру. Устанавливать причинно-следственные связи, определяя среду обитания живых существ. Развивать наблюдательность и умение делать элементарные выводы. Воспитывать любовь к животным.

Инструкция. Предложить ребенку (детям) поворачивая круги соотнести картинку животного с картинкой со средой обитания или с жилищем, проговаривая, например: кит обитает в океане, лошадь живет в конюшне.

Цель. Закреплять знания о способах питания животных в природе и при помощи человека. Развивать познавательный интерес, активизировать словарь.

Инструкция. Предложить ребенку (детям) поворачивая круги соотнести картинку животного с картинкой продукта его питания проговаривая, например: снегирь питается ягодами рябины.

Читайте так же:  Как расторгнуть договор страхования жизни росгосстрах и вернуть деньги

Образовательная область « Речевое развитие»

Цель. Упражнять детей в подборе слов в рифму. Развивать фонематический слух, внимание, четкость произношения.

Инструкция. Предложить ребенку (детям) поворачивая круги соотнести картинки , подходящие по рифме, проговаривая, например: кефир – зефир.

Цель. Упражнять в согласовании существительных и прилагательных в роде и числе. Закреплять умение ориентироваться на окончание слов при согласовании их друг с другом. Совершенствовать навыки образования слова при помощи суффиксов. Активизировать словарь прилагательными.

Инструкция. Предложить ребенку (детям) поворачивая круги соотнести картинки , подходящие по смыслу все вариантысогласовывая окончания, проговаривая, например: малиновая карамель, малиновый сок, малиновое мороженное, малиновое варенье, пирог из малины.

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»

Цель: Закреплять представления детей о русских народных промыслах.

Совершенствовать умение соотносить элементы узора народных росписей с предметами промыслов. Активизировать словарь названиями народных росписей (хохломская,городецкая , гжельскаяроспись, филимоновскаяигрушка , дымковская игрушка, мезенская роспись, палехские подносы).Воспитывать эстетические чувства.

Инструкция. Предложить ребенку (детям) поворачивая круги соотнести картинки с узорами с предметами народно-прикладного искусства, называя соответствующую роспись.

Цель. Узнавать художников на портрете и соотносить его с произведением искусства, которое он создал. Закреплять знания о жанрах живописи. Воспитывать эстетические чувства.

Инструкция. Предложить ребенку (детям) поворачивая круги соотнести портрет художника с его картиной, называть художника и название его картины.

Цель. Узнавать художников — иллюстраторов на портрете и соотносить его с иллюстрацией, которое он создал. Упражнять в назывании отличительных особенностей оформления книги каждого из них. Развивать внимание.

Инструкция. Предложить ребенку (детям) поворачивая круги соотнести портрет художника – иллюстратора с иллюстрацией с его книги. Называть художника иллюстратора.

Цель: закреплять знания о цветах и их смешивании. Развивать эстетическое восприятие, чувство цвета.

Инструкция. Предложить ребенку (детям) поворачивая круги соотнести смешиваемые краски с получающимся светом. Называть краски, которые смешивались и что получилось.

Данное пособие может дополняться другими кругами из разных образовательных областей.

Номинация: Детский сад › Методическая разработка
Название: Многофункциональное дидактическое пособие «Волшебние круги»

Автор: Муратшина Райхана Минифанисовна
Должность: воспитатель
Место работы: МБДОУ «Детский сад № 3 «Ласточка»
Месторасположение: г. Мегион, Ханты-Мансийский АО – Югра

Дидактические игры своими руками для дошкольников

Дидактические игры сегодня считают одним из самых эффективных средств, помогающих в обучении дошкольников. Такие игры используют не только в качестве формы обучения, но и как средство личностного развития и, в сущности, как самостоятельный игровой вид деятельности.

Создавать дидактические игры своими руками для дошкольников – достаточно непростое занятие, однако есть некоторые секреты, которые смогут значительно его облегчить.

Классификация дидактических игр для дошкольников

Выделяют такие типовые виды дидактических игр для дошкольников:

  • С предметами. Используют игрушки и другие подручные предметы. Этот вид дидактических игр наиболее эффективно развивает логическое мышление, знакомит детей с основными свойствами предметов: их цветом, формой, текстурой, величиной.
  • Настольно-печатные. Это, наверное, наиболее разнообразный тип игр. Использование такого рода игр позволяет поставить перед ребенком множество различных развивающих задач.
  • Словесные игры помогают устанавливать связь между вновь приобретенными знаниями и теми, которые ребенок получил ранее. Во время таких игр дети отыскивают различия и сходства предметов, описывают их, отгадывают предметы по их описанию. Таким образом, дошкольники углубляют свои знания об окружающем их мире.

Также существует иная классификация дидактических игр для дошкольников:

Кроме того, при создании дидактических игр своими руками для дошкольников нельзя упускать из вида тот факт, что любая дидактическая игра имеет конкретную структуру, которой необходимо придерживаться:

Чем руководствоваться при выборе типа дидактической игры?

Важно принимать во внимание возраст ребенка. Так, для детей младшего дошкольного возраста лучше использовать как можно больше наглядных пособий как для пояснения правил, так и для самой игры. Ребенку постарше можно предложить командную игру, ведь у него уже есть некоторый опыт сотрудничества. А дети старшего дошкольного возраста уже обладают необходимым опытом для решения более сложных логических задач. Не требуйте от ребенка того, на что он просто не способен.

Примеры дидактических игр своими руками для дошкольников

Игры по математике

Дидактические игры по математике для дошкольников не только развивают навыки счета, углубляют знания геометрических фигур, но и помогают развить логику и абстрактное мышление. Так, например, можно помочь ребенку в произведении арифметических действий. В ходе игры взрослый и ребенок бросают друг другу мяч. Взрослый при броске называет элементарный арифметический пример (к примеру, 5-3). Ребенок, бросая мяч в ответ, называет правильное число.

Другая дидактическая игра, которую можно создать своими руками буквально из бросового материала, способна научить детей правильно составлять различные геометрические фигуры и анализировать их. Для такой игры понадобится несколько толстых ниток длиной 20-25 сантиметров или пару десятков счетных палочек. Нужно предлагать ребенку различные задания. Например, составить одинаковые фигуры разного размера, составить прямоугольник из определенного количества палочек, составить геометрические фигуры в определенном порядке.

Игра «Спорт – наш друг!»

Эта игра поможет развить у ребенка представление о важности сохранения собственного здоровья, а также поспособствует развитию физических качеств и хороших свойств характера ребенка. С помощью игры «Спорт – наш друг» можно развить мелкую моторику малыша, его зрительную память, образное мышление и расширить кругозор дошкольника.

Для игры необходимо подобрать несколько черно-белых рисунков (их можно без труда найти в интернете и распечатать на принтере), на которых изображены различные виды спорта, а также предметы, относящиеся к тому или иному виду спорта. Взрослый называет ребенку определенный вид спорта, а ребенок должен правильно выбрать картинку и раскрасить черно-белое изображение.

В конце игры можно подготовить мозаику-пазл, разрезав одну из картинок на разные части, и предложить ребенку собрать картинку заново. В ходе такой деятельности у ребенка развивается логическое мышление. Когда картинка готова, можно вместе с малышом составить небольшой рассказ по сюжету картинки.

Игра «Собери бусы»

Целью этой игры является развитие координации, создание эмоционального отношения к плодам своего труда, а также она учит ребенка группировать предметы по цвету. Для создания игры «Собери бусы» понадобятся колечки и ниточки определенных цветов.

Взрослый показывает несколько кукол, которым нужны украшения для праздника. У некоторых из них есть бусы, но другим куклам их не хватило. Чтобы они не огорчались, нужно самим сделать бусы для оставшихся кукол. Взрослый предлагает ребенку собрать на каждую из ниточек колечки нужного цвета и надеть готовые бусы на кукол.

Надеемся, что приведенные нами примеры помогут вам создать и другие дидактические игры своими руками для дошкольников. Создавая свои авторские дидактические игры, учитывайте способности и потребности малышей, для которых они предназначаются. Такие игры принесут неоценимую пользу и могут сыграть ключевую роль в интеллектуальном развитии детей.

Развивающие игры своими руками для детей 4 – 5 лет — видео