Бортко петр первый завещание

Петр Первый. Завещание

Ф ильм рассказывает о двух последних годах жизни императора и его последней любви. На закате своей жизни Петр Первый полюбил женщину моложе его на 30 лет, княжну Марию Кантемир, бывшую одной из самых образованных дам своего времени. Она готовилась стать матерью его ребенка, императрицей. Но козни, интриги двора, безвременная смерть императора не дали этому осуществиться.

Картина известного режиссера Владимира Бортко вышла на экраны в мае 2011 года, в канун дня основания Санкт-Петербурга. Критики по-разному приняли фильм, кто-то ругал его за излишний политический подтекст, кто-то отмечал блестящую игру актеров и хорошую режиссуру.

Из интервью Ирины Тумаковой с Владимиром Бортко, опубликованного в газете «Известия» (2011 г.):– В основу сценария вы с Игорем Афанасьевым положили роман Даниила Гранина «Вечера с Петром Великим». Напоминание о царе-реформаторе в наши дни не случайно?

– Наверное, не случайно все, что делается. Почему в голову приходит именно эта мысль, а не другая?

– Создатели фильма настаивают: существует завещание Петра. Хотя царь успел написать только «Отдайте все. »

– Петр умирал 18 дней. Он орал. И уж мог прокричать, что хочет. Но царедворцы окружили дворец и никого к царю не пускали. Они уже все поделили. А тут такой удачный случай: царь простудился, умирает. Версия о том, что дочь поднесла ему бумагу, – официальная. У нас в фильме посол Франции говорит Вольтеру: «Вы записываете официальную версию». Вольтер удивляется: дескать, что, есть еще неофициальная? И посол отвечает: «В России очень сложно с неофициальными версиями. »

– Царю – пятьдесят, его любовнице Марии Кантемир – двадцать. Петр надеялся на наследника, собирался развестись с Екатериной, это не устраивало царедворцев. Марию отравили, у нее случился выкидыш. После смерти Петра она бежит из России. Это по фильму. В романе Гранина о бегстве ни слова.

– У Гранина я просто вычитал эту историю – про любовь Петра и Марии. Все остальное написали мы с Игорем Афанасьевым. Наш фильм ведь не только про царя-реформатора, но и про бесконечно одинокого человека. Во-первых, он одинок в силу своего положения. Во-вторых, потому что он гений. Соратники его – люди талантливые, но они не столь умны. Кроме того, он, что называется, несчастлив в любви. Встает вопрос о престолонаследии. И появляется эта барышня. Ее к нему подвели, чтобы она родила ребенка. Но в окружении Петра это никому не выгодно. Потому что может поменяться расклад: эти царедворцы могут остаться на своих местах, а могут и не остаться. А Мария – единственный человек, который понимает царя. Она может с ним разговаривать на одном уровне. Знает пять языков. Эмансипированная девица. Сначала с ее стороны это тоже политический ход. Но потом она его просто полюбила.

– Сыграть все эти страсти по силам Елизавете Боярской?

– Это актриса с большим будущим. Я такого не видел в столь юной девушке. Что-то фантастическое.

– Роль Меншикова в фильме играет Сергей Маковецкий. Его персонаж талантлив, но вороват. Почему при Петре так процветало воровство?

– Воровство процветало в России всегда, уже больше тысячи лет. Никто с ним ничего не мог сделать. У Петра тоже иногда руки опускались. У нас есть такая сцена: в очередной раз царь узнает, что Алексашка Меншиков ворует. И начинает читать указ: «За беспримерное воровство. » Все обрадовались, руки потирают. «Наложить штраф». Почему? А потому, что это родной человек. И не просто родной, а необходимый. Петр – прагматик. Без Алексашки он ничего не мог сделать. Меншиков был талантливым администратором. Петербург – это его заслуга. Петр думал, а он делал. Но всему есть предел, и, если бы Петр не умер, Алексашка болтался бы в петле. Уже шел процесс.

– Интерьеры знаменитого Меншиковского дворца в Петербурге пришлось заменить другими. Это было единственное место, куда вашу группу не пустили?

– Да. В Монплезире, в Стрельне мы снимали настоящие петровские интерьеры, а тут – нельзя. Директор Эрмитажа Михаил Пиотровский запретил. На нашу просьбу ответил: здесь, мол, вам не киностудия.

– В роли еще одного петровского царедворца, князя Ромодановского, вы с самого начала хотели видеть Сергея Шакурова.

– Этот герой говорит очень важную фразу. Когда Петр хочет развестись с Екатериной, к нему приходит его ближайшее окружение, и Ромодановский от имени всех просит не лишать Екатерину трона. Петр удивляется: почему? Потому, отвечает, что все развалится. «А при Катьке не развалится?» – спрашивает Петр. И Ромодановский произносит ту самую фразу: «Нет. Потому что мы все при ней. Если из нас кто-то один вылезет, то остальные его осадят. А если ее не будет, то за каждым – сила и ненависть, и будет то же, что при Годунове». И что делает Петр? Берет стул и бросает в окно. Это все, что он может сделать. Потому что понимает: они правы, так нужно для России. Вот почему мне и требовался Шакуров на эту роль.

– Разве петровские царедворцы думали о России?

– Нет, конечно! Каждый – только о себе. И в этом трагедия Петра. Они просто сказали то, что он должен был услышать. Но надо отметить, что все они люди выдающиеся. Петр вообще умел выбирать людей.

– Пару недель назад, средь бела дня, на углу Невского и Большой Конюшенной стоял гроб с телом. Долго не могли понять, что это означает. Позже выяснилось: Владимир Бортко снимал похороны.

– Петра начинают хоронить в XVIII веке, потом несут через современный город и хоронят в Петропавловской крепости. Получается такое послание к потомкам.

– Петр Первый – единственная роль в фильме, на которую актера утверждали через пробы. Вы довольны игрой Александра Балуева?

– Стопроцентное попадание. Он именно такой, каким мне представляется Петр. Прежде всего это человек, который любил свою страну. Он не строил, как говорят, город на костях: он защищал Россию с запада. То же самое каспийский поход: это защита страны с юга. Что такое наука в России? Петр Первый. Что такое промышленность в России? Петр Первый. Даже азбуку он переделал, чтобы можно было печатать. И первая газета – тоже он. Куда ни ткни – всюду Петр Первый.

Сериал Петр Первый. Завещание

  • Жанры : Мелодрамы
  • Год создания : 2011
  • Страна : Россия
  • Студии : Ленфильм, Телеканал «Россия»

Актёры и команда 18

Сюжет сериала Петр Первый. Завещание

Зима 1721 года, Санкт-Петербург. Перешагнувший порог пятидесятилетия русский царь Петр Алексеевич (Александр Балуев) во время экзекуции над очередным недобросовестным исполнителем своей воли встречает двадцатилетнюю дочь союзника в войне с турками, молдавского господаря Дмитрия Кантемира (Михаил Боярский) Марию (Елизавета Боярская), которую знал когда-то еще маленькой девочкой.

За плечами у пожилого императора создание российского флота, реформа армии, учреждение Сената и Синода, другие грандиозные преобразования, им было одержано много славных побед над врагами России, он женат на Марте Скавронской (Ирина Розанова), которая скоро должна стать императрицей Екатериной I. Несмотря на все это, самодержец российский, государственный муж, полководец и реформатор влюбился в Марию, которая была моложе его на тридцать лет.

Читайте так же:  Требования к назначению ответственного за электрохозяйство

Через полгода Петр отправится в Каспийский поход, в котором сопровождать его будут и Екатерина, и Мария. Во время этого похода станет известно, что молдавская княжна носит под сердцем ребенка, отец которого – царь Петр Великий. Мария получит все шансы стать новой императрицей, чего, конечно же, не могут допустить ни царица, ни ее приближенные.

И вскоре закрутится новая придворная интрига, в центре которой окажутся не только юная красавица Кантемир и императорская чета, но и князь Александр Меньшиков (Сергей Маковецкий), князь-кесарь Ромодановский (Сергей Шакуров), верный соратник царя Петр Толстой (Александр Филиппенко) и другие.

Петр Первый. Завещание: за кадром

Сюжетной основой сценария, написанного Игорем Афанасьевым в соавторстве с Владимиром Бортко, послужила история, рассказанная Даниилом Граниным в романе «Вечера с Петром Великим», опубликованном в 2000 году. Известный петербургский писатель, который, работая над книгой, в течение 12 лет изучал редкие архивные документы и известные только узкому кругу специалистов материалы, также принял участие в создании телефильма. По словам Владимира Бортко, он дал очень ценные советы, которые помогли лучше воплотить на экране образы главных героев картины, особенно Марии Кантемир.

Декорациями для многих сцен картины «Петр Первый. Завещание» послужили улицы и площади Санкт-Петербурга, интерьеры исторических зданий, «петровских» мест Северной столицы и ее окрестностей – Александро-Невская лавра, музей-заповедник Петергоф, Елагин остров, набережная реки Монастырки, Стрельна, Петропавловская крепость, крепость «Орешек» в Шлиссельбурге.

Интересные факты о сериале Петр Первый. Завещание

– Роль Петра Первого была единственной, на которую актер был утвержден лишь после того, как он пройдет пробы. Исполнителем главной роли в фильме «Петр Первый. Завещание» стал Александр Балуев, для которого приглашение на съемки было полной неожиданностью – он никогда не думал, что имеет даже отдаленное сходство с царем-реформатором.

– Мария Кантемир – старшая сестра известного русского поэта Антиоха Кантемира.

– Отец и дочь Боярские (Михаил Сергеевич и Елизавета) сыграли в фильме отца и дочь (Дмитрия и Марию) Кантемир. «Петр Первый. Завещание» – третья совместная экранная работа Боярских. Ранее они снимались вместе в картинах «Вы не оставите меня», где также сыграли отца и дочь, и «Человек с бульвара КапуциноК».

– Свою поддержку режиссеру оказывали многие влиятельные люди города на Неве, в том числе и губернатор Валентина Матвиенко. Однако, несмотря на это, директор Эрмитажа Михаил Пиотровский не разрешил Бортко снимать во вверенном ему Меншиковском дворце.

– На съемках фильма «Петр Первый. Завещание» не обошлись без курьезов. 16 января 2011 года петербуржцы, проезжавшие около полудня по Невскому проспекту в районе его пересечения с Большой Конюшенной улицей, наблюдали необычную картину: на разделительной полосе стоял, окруженный сотрудниками ДПС, гроб с телом. Как выяснилось позже, в этот день снимался эпизод похорон Петра Первого, и гроб на главной улице Петербурга был бутафорским. У съемочной группы был обеденный перерыв, и инспекторы дорожного движения любезно согласились посторожить реквизит.

– В Шлиссельбурге съемки проходили не только на суше, в крепости «Орешек», но и на воде – на борту двухмачтового брига «Триумф», давно уже ставшего местной достопримечательностью. Судно принадлежит учителю труда Борису Витальевичу Сидоровскому, который в 1986 году приобрел предназначенный на слом рыболовный траулер и переделал его в парусник. «Триумф» уже снялся в 15 картинах, среди которых – «Узник замка Иф», «Битва трех королей», «Гардемарины-3», «Повелитель луж», «Андерсен. Жизнь без любви».

Пётр Первый. Завещание (2011)

В голосовании могут принимать участие только зарегистрированные посетители сайта.

Если вы уже зарегистрированы — Войдите.

Вы хотите зарегистрироваться?

информация о фильме

По мотивам романа Даниила Гранина «Вечера с Петром Великим».

Последние годы жизни великого самодержца. Кому достанется Россия и что произойдет со страной после смерти императора?
«При нем образовались министерства, промышленность, наука, и кому он это все оставил? Нам с вами». Такую интерпретацию завещания Петра I предлагает зрителям режиссер Владимир Бортко. В то же время это рассказ о больном, одиноком человеке, обеспокоенном, кому оставить свою страну. Никто, кроме молодой княжны, его не понимает, но жениться на ней он не успевает. А верные в прошлом соратники теперь озабочены лишь собственным выживанием после его смерти…

Петр Первый. Завещание смотреть онлайн

Популярный российский сериал «Петр Первый. Завещание» будет интересно посмотреть онлайн как взрослым, так и юному поколению. Его снял прекрасный режиссер, мастер сериального жанра Владимир Бортко, а в основу сценария лег роман Даниила Гранина «Вечера с Петром Великим». Последние два года жизни Великого Петра были полны не только бременем государственных забот, но и большой любовью. Царь безумно влюбился в молдавскую принцессу Марию Кантемир. Красавица ответила ему взаимностью, и между ними начался бурный роман. Петр настолько увлекся двадцатилетней девушкой, что готов был развестись с Екатериной I. Однако князь Ромодановский удержал его от этого шага. Вскоре Мария забеременела, и, узнав об этом, Екатерина сделала все возможное, чтобы ребенок не родился. Петр ни на минуту не перестает укреплять армию и флот, активно участвует во всех своих начинаниях. Но однажды удача отвернулась от него. Спасая моряков из холодной воды, он смертельно заболел. Завещание осталось недописанным…

Сериал Петр Первый. Завещание доступен бесплатно на сайте. Приятного просмотра!

Вместе с сериалом «Петр Первый. Завещание» также смотрят

Съемочная группа

Сюжет повествует о последних годах жизни Петра Первого. Присутствуют как исторические факты, так и выдуманные истории.

Пётр, уставший от власти и постоянных интриг, случайно знакомится с Марией Кантемир и влюбляется в неё. Молдавская принцесса умна и образованна, что делает её в глазах двора серьёзным противником. Мария становится любовницей Петра, кто-то считает, что и самой великой любовью императора. Князь Ромадановский останавливает Петра от попытки лишить Екатерину I трона. Мария беременна, император собирается сделать ребёнка своим наследником. Екатерина I идёт на сговор с врачами и знатью, беременность прерывают медицинским вмешательством.

Вместе с любовными страстями полным ходом идёт государственная деятельность Петра: укрепление армии, развитие флота, борьба с казнокрадами. В один из «рабочих» дней император принимает участие в спасении моряков, тонущих в холодной воде. Пётр заболевает, врачи говорят о том, что это последняя болезнь императора. К умирающему никого не пускают, а дворцовые интриганы уже поделили между собой наследство. По словам придворных слуг, Пётр не успел дописать завещание. Были написаны только 2 слова: «Отдайте всё…».

Бортко петр первый завещание

Царскосельская премия
Сегодня вечером
Премия Станиславского
Кино в деталях
Поездка в Верколу
Концерт Фонда «Артист»
Вручение «Золотой маски»
Премия «Прорыв»
Ёлка в МДТ

ПЕТР ПЕРВЫЙ. ЗАВЕЩАНИЕ

Владимир Бортко приступил к съемкам нового исторического фильма «Петр I. Завещание». Съемки полным ходом идут в Санкт-Петербурге. Четырехсерийный телевизионный сериал расскажет о двух последних годах жизни императора. В основу сценария положена книга Даниила Гранина «Вечера с Петром Великим». Писатель 12 лет проработал с уникальными документами и архивами и открыл массу неизведанных ранее эпизодов жизни императора, которые создают совершенно новый образ. Одним из таких эпизодов является история взаимоотношений Петра с княжной Марией Кантемир.

Роман 20-летней княжны Кантемир и Петра Великого начался зимой 1721 года. Мария сопровождала императора вместе с его супругой Екатериной I во время Персидской кампании из Москвы в Нижний Тагил, Казань и Астрахань. В Астрахани она осталась из-за беременности со своей мачехой и братом. Царица опасалась, что, в случае рождения сына, Петр разведется с ней и возьмет в жены любовницу. Однако этого не произошло. По одним данным, родившийся вне брака мальчик умер спустя некоторое время, по другим, у молодой любовницы случился выкидыш.

В картине Бортко роль Марии Кантемир и ее отца исполняют Елизавета и Михаил Боярские. В роли Петра Первого Александр Балуев. Лиза Боярская о своей героине: «Она была уникального характера, невероятно образованна, самостоятельна. В свои молодые годы не уступала царице ни в чем. За это ее и полюбил Петр».

Читайте так же:  Судебная практика правоохранительные органы

Владимир Бортко о Лизе: «Она бесспорная звезда. Абсолютная, вызывающая у меня невероятное удивление. Талант – не по возрасту. В ней сконцентрировались способности и мамы, и папы. И у нее, уверен, блестящее будущее.»

Авторы фильма, воссоздавая эпоху Петра, обещают строго следовать исторической правде.
Снимают картину в местах, которые помнят тяжелую поступь императора: в Петергофе и Александро-Невской лавре. Ключевую и одну из самых массовых сцен снимают на берегу речки Монастырки, где в 1240 году Александр Невский разгромил шведское войско и где в последствии была построена Александро-Невская лавра по приказу Петра Первого. Отдельные эпизоды будут отсняты в первом павильоне «Ленфильма», где уже построены три объекта декораций к фильму: «резиденция Кантемира и спальня Марии», «баня и спальня Петра», «шатер». Съемки в павильоне планиется закончить к 10 октября.

«Я не уверен, что это будет гениальная работа, но я уверен, что эта работа нужна», — говорит режиссёр фильма «Пётр I. Завещание» Владимир Бортко.

Премьерный показ картины должен состояться уже в этом телесезоне на канале «Россия».

Кадры со съемок фильма

Посмотреть фильм онлайн
О съемках фильма
Посмотреть видео о фильме
Интервью Бортко о фильме

Новости Культура

Тайну завещания Петра I откроет новый фильм Бортко

Елизавета Боярская — в роли покорившей Петра Первого Марии Кантемир: 19-летней красавицы, ставшей его последней страстью. Но это была именно любовь. И через эту историю в фильме раскрывается другой Петр: дряхлеющий император молодой империи, которой очень скоро стали свойственны все старые болячки нашего древнего царства. В мире окружавших его сплетников и интриганов, казнокрадов и мошенников, только на нее и мог он тогда опереться. И только по злой воле она не стала матерью наследника, которого у Петра не оставалось после казни сына Алексея.

Для Лизы Боярской эта роль — единственная, где ей разрешили говорить своим голосом, который раньше приходилось завышать. «Девушка с характером, и она очень настырная, сильная, волевая — она имеет право говорить таким голосом. И даже в каких-то местах мы это утрировали», — рассказывает актриса.

Михаил Боярский — князь Кантемир. Как шутили на съемочной площадке: отец Марии — папа Лизы. Он истый петербуржец, совсем с другой стороны открыл для себя и своего героя, и Петра, и нашу современную жизнь.

«Это чудовищно, но мы все возлагаем надежды на одного человека. От Петра до сегодняшнего дня. Вот как он скажет, так и будет, а мы здесь не при чем. И каждый пытается ухватить себе как можно больше. Начиная от Меншикова, кончая всеми чиновниками, работающими сегодня на благо нашей страны», — размышляет Боярский.

Петр Первый не успел завершить свои реформы, не успел достроить новую державу. Наследников нет, не оставил.

12 лет Даниил Гранин писал исторический роман «Вечера с Петром Великим», по крупицам собирая историю последних лет жизни «отца отечества». И почти год режиссер Владимир Бортко снимал четырехсерийный сериал.

«Кому он все оставит это?, — спрашивает режиссер Бортко, и сразу продолжает вопрос. — Если вы знаете, Петр не оставил завещание». И тут же, не дождавшись ответа, сам и отвечает: «Хотя нет, оставил. Вот то, что мы сейчас видим тут — это не лучшая его часть, но это тоже завещание. Это город, который он оставил, и страну — нам с вами».

Петр Первый-реформатор — этот традиционный образ на экране сформировал Николай Симонов. Александр Балуев играет, тирана, монстра, но уже старого и, что самое главное, одинокого.

«Хочется вот с памятника его стянуть и посмотреть, рассмотреть как человека», — признается исполнитель главной роли.

«Это художественный фильм», — говорит Александр Балуев. — Поэтому я многое домыслил».

Но главное, что хотел передать автор, — осталось. К концу жизни Петр понимает: он — один. А даже самые близкие соратники не строят, а набирают подряды. Окружение не понимает и боится бунтаря-реформатора. Вопросы звучат для любой России — царства, империи, федерации — вечные.

«А могут ли вообще такие люди любить или они созданы для политических решений, реформ, строительства городов? Способны любить, страдать и быть порой не на коне», — считает Балуев.

Создатели фильма уверены в исторической достоверности. Даниил Гранин тщательно изучил весь отснятый материал, костюмеры и декораторы постарались создать образ Петра без лишнего лоска и блеска. Съемки проходили в Петергофе и в Александро-Невской лавре — в самых петровских местах.

«Петр сделал нам благо? Или он бросил нас одиноких в полуевропейском диком городе? Но я надеюсь, глядя на него, что начало было задумано прекрасное. Ну а дальше нам с вами решать, как будет», — уверен Михаил Боярский.

Режиссер Владимир Бортко

Известный кинорежиссер, автор знаменитой экранизации «Собачьего сердца» и сериалов «Мастер и Маргарита», «Идиот» и «Бандитский Петербург», в начале мая справил свое 65-летие, а не так давно на телеэкраны вышла его новая работа – сериал «Петр Первый. Завещание». Корреспонденту «Новых Известий» Владимир БОРТКО рассказал

– Владимир Владимирович, ваш фильм о Петре Первом – это ведь, главным образом, картина о бесконечном одиночестве человека, стоявшего во главе огромной империи…

– Будучи талантливым человеком, он был, естественно, одиноким. Петр Первый – гений. Он поменял ход истории. Он был окружен талантливыми исполнителями, которые тем не менее как государственные деятели без него почти ничего не значили. Что и доказали последующие годы нашей истории. Поэтому равных ему среди «птенцов гнезда Петрова», увы, нет. Приказ отдать есть кому, а быть понятым – нет. Например, Петра чрезвычайно занимал вопрос – соединяются ли Азия и Америка? Он даже начал снаряжать экспедицию Беринга для того, чтобы выяснить это, что вызвало глубокое недоумение приближенных. К сожалению, этот вопрос интересовал его сподвижников только в плане распила государственных денег.

– Когда вы только начали снимать эту картину, говорили, что Петр – личность, подобная Сталину…

– Что ж, Иосиф Виссарионович тоже резко изменил судьбу нашей страны, да и мира в целом. Но наша история не об этом. Раньше на экране рассказывалось в основном о молодых годах Петра либо о периоде, когда шел процесс над его сыном. У нас на экране – финал его жизни. Другой Петр, другая Россия. Картина будет сильно отличаться от привычных стереотипов.

– У вашего фильма много общего с романом Даниила Гранина «Вечера с Петром Великим».

– Это произведение послужило своего рода отправной точкой. Роман Даниила Александровича основан на документах, содержит много важной информации, например, о последней любви Петра. Я прочитал Гранина и рассказал сценаристу Игорю Афанасьеву историю, которая пришла мне в голову после прочтения книги. А тот, в свою очередь, написал несколько серий. Потом мы доработали сценарий. В результате получилось то, что получилось. Какой в действительности была дочь молдавского князя Дмитрия Кантемира Мария – любимая женщина Петра, мы можем лишь догадываться. Характер мы ей придумали, только в какой-то степени основываясь на известных нам документальных данных. У них была 35-летняя разница в возрасте, но Мария прекрасно понимала Петра. Император умирал, а его соратники начали думать о собственном благополучии и в меру способностей интриговать друг против друга. А женщина рядом была далека от этого, она просто любила…

– На ваш взгляд, сегодня успешное кино может быть ориентировано только на молодого зрителя?

– Если вы имеете в виду «кинотеатральные» фильмы, то действительно в зале сидят в основном люди от 15 до 35 лет. Аудитория «телевизионного» кино – совершенно другая. Это необходимо учитывать. Снимая два года назад фильм «Тарас Бульба», я прекрасно понимал, что в кинотеатры пойдет в основном молодежь. Но эта картина понравилась и людям постарше – может быть, потому что кино было патриотическое и по классике. Нужно привлекать в кинотеатр старшее поколение, аудиторию телевизионных сериалов. Это вполне реально сделать: «Тарас Бульба» – один из лидеров проката 2009 года. Он оставил позади шедшие параллельно с ним американские картины. Но в данном случае задача противоположная – усадить перед телевизором молодую аудиторию.

Читайте так же:  Договор на поставку кукурузы

– Считаете, что это возможно?

– Надеюсь. Телевизионный фильм «Мастер и Маргарита» смотрела треть населения России – около сорока миллионов зрителей. Следовательно, смотрела и молодежь. Мы с Афанасьевым, конечно, не Булгаков, но что-то позволяет надеяться на привлечение значительной части телезрителей к экрану. И молодежи в том числе.

– В кинотеатрах мы воспитываем «попкорновое» поколение, не способное думать…

– А это прежде всего зависит от государства – что оно хочет получить. Во времена СССР государство было заинтересованно в воспитании своих граждан и занималось этим серьезно. В результате – более или менее образованное старшее ныне поколение. Но увы – интеллектуальный и моральный провал у молодежи. Я уверен, что государство должно воспитывать своих граждан. Две тысячи лет назад спросили у Софокла, зачем он пишет свои пьесы. «Чтобы сделать граждан Афин лучше и укрепить государство», – ответил философ. Идея не устарела. Я, во всяком случае, стараюсь ей следовать. Было бы неплохо, чтобы и государство в своем отношении к кинематографу, особенно телевизионному, руководствовалось этими же принципами. В большинстве своем то, что идет сегодня на экранах, особенно по телевизору, смотреть нельзя – это антихудожественно и аморально.

– Вы считаете, что какие-то программы и фильмы необходимо запрещать?

– Воспитывать – значит в чем-то ограничивать и направлять. Даже подавлять, если необходимо. Когда Роза Моисеевна берется за ремень, чтобы ее Миша играл на скрипке, – это тоже насилие, зато позже раздается: «Вы слышали, какой Миша музыкант?» А вообще-то надо строить социализм, ибо это общество, как его ни ругай, по определению направлено на развитие своих граждан. А если еще и в магазинах все есть – получается Швеция. Я именно за такой социализм, а не за тот, что в Корее. Кстати, самое скучное телевидение в мире – в Швеции, Норвегии и Финляндии. Но это телевидение воспитывает своих граждан.

– Во время просмотра финских программ можно уснуть у телевизора…

– Лучше уснуть у телевизора, чем курить всякую дрянь, нюхать и колоться. Или идти стенка на стенку после футбола. Или вместо футбола.

– Весна и лето – время фестивалей. Но в этом году Россия не попала в основной конкурс Каннского фестиваля…

– Искусство режиссуры – это искусство рассказывать историю. История может быть понятна не всем, но для той аудитории, на которую она рассчитана, должна быть обязательно понятной. Люди, умеющие рассказывать истории, – редкость. Их особенно ценят в Америке. Но у нас, в первую очередь у наших критиков, никогда не ценился профессионализм. Недавно услышал, как в радиоэфире так называемый критик сказал: «Боже, какой хороший фильм, как он мне понравился. Правда, на международном фестивале он ничего не получил, и наши зрители его не смотрят». «Тогда для кого этот фильм снимали?» – хотелось спросить.

– Вы много снимаете, известны и востребованы. Никогда не думали в Москву переехать – ближе к центру, к деньгам, к новым проектам?

– У вас там пробки, а я люблю в машине ездить. И еще, у меня мама в Петербурге живет, а ей уже девяносто. Хотя родился я в Москве, пожил там год, осмотрелся, заплакал и уехал. С тех пор прошло 64 года. Но я часто бываю в столице, люблю Москву за ритм, деловитость, москвичей люблю за то, что не задают глупых вопросов, а говорят по делу. Но я прижился в Питере, и мне здесь хорошо, как и моему коллеге, тоже бывшему москвичу Олегу Басилашвили.

– Вы дружите с Олегом Валерьяновичем?

– Общаюсь и горжусь знакомством с ним. Не знаю, могу ли сказать, что я с ним дружу, тем более что мы принадлежим к совершенно полярным политическим течениям. Сходимся, впрочем, в том, что хорошо, а что плохо в искусстве, и это, надеюсь, нас объединяет.

– Он у вас много снимается…

– В «Мастере и Маргарите» он сыграл управителя темных сил Воланда и сделал это блистательно. В «Бандитском Петербурге» тоже был представителем темных сил – коррумпированным прокурором. В картине «Идиот» у него такая роль, которую играть-то невозможно (генерал Епанчин. – «НИ») и надо обладать колоссальным талантом, чтобы сделать ее запоминающейся. Ему это удалось. Хочу и в дальнейшем его снимать, хотя не знаю, как дальше сложится судьба.

– Приятно, что вы – люди разных политических взглядов – так хорошо ладите в жизни и в творчестве.

– В нашем деле, как и в любом, где встречаются профессионалы, необходимо называть желтое – желтым, зеленое – зеленым и так далее. Иначе ничего не получится. Возможно, я не большой художник, но профессионалом себя считаю. Мы с Басилашвили занимаемся одним делом, мы – профессионалы. Другое дело, каким путем идут народы, государства. Об этом мы очень любим, встретившись, поговорить.

– Десять лет назад закрыли НТВ. Басилашвили был против того, что разогнали «уникальный журналистский коллектив». А вы?

– Не «уникальный журналистский коллектив» был разогнан, а изменено общее направление канала. То, что там работали талантливые люди, никаких сомнений нет. Но общее направление НТВ, которое эти люди, без сомнения, разделяли, вошло в конфликт с политическим направлением центральной власти, которая просто в силу занимаемого положения должна сохранять целостность страны и ее историческое устройство. На мой взгляд, демократии в том виде, в котором она пропагандируется на Западе, у нас быть не может по определению. В России, государственность которой была создана русской нацией, проживает более ста народов и слышится 180 различных языков. Но многоязычие, правда, не такое большое, характерно и для некоторых других стран. Однако Россия имеет в своих границах и национальные территории этих народов. А это делает Россию не похожей на Францию, Англию или Германию. Ведь в своем стремлении завоевать электорат люди, претендующие на лидерство в национальных образованиях, могут воспользоваться самым доходчивым демократическим лозунгом: «Вы (далее следует перечисление якобы угнетенных народов, например бурятов), буряты, на протяжении веков угнетаемые русским империализмом, голосуйте за меня, и я выведу вас…» и так далее. Как должно смотреть на это центральное правительство, понимающее, что это чистой воды демагогия, ведущая к кровавым столкновениям? Понятно, как – при помощи ОМОНа. На том демократические попытки и заканчиваются. Это ни в коем случае не означает, что не нужно стремиться к гуманизму и демократии, но именно в силу упомянутых обстоятельств у России, увы, был свой собственный путь. Сначала в виде Царя-батюшки, а потом Генерального секретаря. Потому что оба объединяли собой всю страну. Я не склонен к монархии, я склонен к социализму. Что общего между Северным Кавказом и Архангельской областью? Ничего. Но раньше скреплялось все Царем-батюшкой, потом идеей социализма (и не важно, какой ты национальности). Сейчас между этими краями нет ничего общего.

– А как же общая история?

– С Украиной и Белоруссией она была куда более общая. И что же?

– Вы считаете, что Россия – отдельная вселенная и аналогов ей нет?

– Почему же? Китай похож на Россию, там 180 национальностей. И там социалистический строй. И если его не станет, Китай развалится через двадцать минут.