Аничков мост развод

Развод мостов Петербурга

Один из самых известных мостов в Петербурге. Перекинут через р. Фонтанку по линии Невского проспекта.
На первый взгляд, сам мост, с заурядной (на сегодняшний день) и ни чем не примечательной архитектурой стал одним из символов и визитных карточек Петербурга благодаря великолепной скульптурной группе величайшего зодчего – Петра Клодта «Укрощение коней».

Скульптуры, уже на каменном мосту, появились в 1841 году. До этого периода, в 1715 году, по проходящей границе города через р. Фонтанку был перекинут деревянный мост, с подъемным пролетом, возведенный строительным батальоном инженера-подполковника Михаила Аничкова. Что и дало название мосту и слободе (Аничковой) за р. Фонтанкой, в которой размещался строительный батальон.
Народная молва связывала и связывает название моста с некой Анной или Анечкой, что является не верным. Также как и ударение, при произношении на первый слог.
Верным и правильным считается произношение с ударением на второй слог – Ани́чков мост и Ани́чкова слобода.

Постоянный каменный мост через р. Фонтанку в этом месте возведен в 1783-1787 гг.
До наших дней сохранились лишь два таких моста — мост Ломоносова и Старо-Калинкин мост (перестроен, пропорции изменены), по их облику можно судить об архитектуре Аничкова моста того времени.

За многолетнюю историю мост подвергался неоднократному ремонту, реконструкции и расширению.
Современный вид моста представляет собой трехпролетную каменную конструкцию с шириной 37,9 и длиной 54,6 метров.


Аничков мост является объектом культурного наследия России, как и своеобразным памятником блокады Ленинграда. За период которой мост значительно пострадал от артиллерийских обстрелов немецкой авиации.
Повреждения получили секции перил и гранитные парапеты коней Клодта, на которых и сегодня можно увидеть следы от осколков немецкого артиллерийского снаряда.

С Аничковым мостом связаны многие легенды и придания Петербурга, и народный фольклор XVIII века (в Культурной то столице. ) дал название этому мосту «мост 18 яиц» о происхождении такого названия конечно же легко можно догадаться.
Также народная молва приписывает то, что у одного из коней (ближнему к Гостиному двору, по направлению от него с правой стороны) вместо отличительных половых признаков увековечен профиль Наполеона.
По приданию, французский император досадил Клодту тем, что очень настойчиво оказывал знаки внимания молодой супруге скульптора в их медовый месяц. Правда это или нет или просто красивая легенда – оставим на суд истории и времени, но несомненно одно, Аничков мост по праву является одним из красивейших символов Санкт-Петербурга.

Аничков мост — один из самых знаменитых мостов Санкт-Петербурга, история которого тесно связана с основанием Северной столицы. Сам мост не является шедевром архитектурной мысли; визитной карточкой и украшением Санкт-Петербурга он стал благодаря великолепным изваяниям скульптора Петра Клодта.

Сэкономь на путешествии!

История Аничкова моста

В начале XVIII века санкт-петербургская река Фонтанка именовалась Безымянным Ериком. А своё современное название она получила после прокладки через неё труб для фонтанов Летнего сада. В те времена широко разливавшаяся река была серьёзным препятствием для конного транспорта и пешеходов. Строящемуся Санкт-Петербургу срочно требовался мост.

В 1715 году Пётр I издал указ о строительстве постоянной переправы через реку, для чего из казны было выделено 50 рублей. И вскоре в выбранном Петром месте появился деревянный настил длиной в 150 метров. Опоры были покрыты простыми досками и стилизованы под камень. Руководил строительными работами подполковник инженерных войск Михаил Аничков, чья фамилия навсегда закрепилась в названии моста. Для прохода под мостом судов переправу оснастили съёмными деревянными щитами, которые поднимались и возвращались на место вручную.

Указатель Аничков мост в 18 веке

Перед Аничковым мостом размещалась застава, — в наши дни на её месте находится здание под номером 66 по Невскому проспекту. Мост был перекрыт шлагбаумом, за проезд по нему взимались деньги. В качестве оплаты принимались и камни, — они были необходимы для мощения городских улиц. После захода солнца попасть в город по мосту могли только дворяне. Для людей незнатного происхождения проход был закрыт до рассвета.

В 1718 году персидский падишах преподнёс Екатерине I в дар лошадей и девять слонов, и Аничков мост пришлось существенно укреплять для прохода животных.

В 1721 году переправу снова перестроили — теперь её центральную часть поднимали цепями и рычажным механизмом. Ночью мост оставался в разведённом состоянии, — так Санкт-Петербург защищался от волков, частенько забегавших в те времена на городские окраины.

Перестройка моста в 1841 году Аничков мост на Невском проспекте в сумерки. Художник Паоло Сала (1859-1924) Бонштедт, Людвиг-Франц-Карл Людвигович.Аничков мост на Невском проспекте.

В 80-х годах XVIII века старый мост снесли, и на его месте возвели усовершенствованное сооружение: боковые пролёты новой переправы были облицованы камнем, а средняя, деревянная часть поднималась специальным приспособлением при участии всего двух человек. Проект сооружения был стандартным, аналогичными были ещё 7 мостов, расположенных на Фонтанке.

Аничков мост в 19 веке

В 40-х годах XIX века нагрузка на мост существенно увеличилась, он стал слишком узким для Невского проспекта, а его деревянные конструкции сгнили во влажном петербургском климате. В 1841 году сооружение было полностью реконструировано. Переправу выстроили из кирпича, подъёмные части демонтировали — теперь суда могли проходить под высокими пролётами. Для увеличения проезжей части с моста убрали громоздкие башни, мешавшие постоянно возраставшему движению конных экипажей. Переправу оградили декоративной решёткой с фигурами русалок-лошадей и русалок-женщин. Идентичные изображения можно увидеть на ограде Дворцового моста в Берлине.

Предполагалось украсить переправу большими вазонами, для которых установили постаменты. Но вместо ваз на мосту появились скульптуры, созданные петербургским ваятелем Петром Карловичем Клодтом: «Конь с идущим юношей» и «Юноша, берущий коня под уздцы». С одной стороны моста установили бронзовые фигуры, а с противоположного края разместили их гипсовых близнецов, расписанные под бронзу. Гипсовые фигуры предполагали заменить бронзовыми, но, когда изваяния были готовы, Николай I подарил их прусскому королю. Несколько раз Клодт создавал новые статуи, и каждый раз российский император одаривал ими какого-нибудь европейского монарха. Через несколько лет скульптор решил положить конец копированию и изготовил новые композиции, объединённые одной сюжетной линией — укрощение коня, победа человека над дикой силой.

Аничков мост. Фото 1912-1914гг Кони Аничкова моста занимают свои старые места (1 июня 1945 года)

Петербургские жители с восторгом приняли творения Клодта. Пресса наперебой расхваливала талантливого скульптора. Ваятель удостоился похвалы и внимания самого царя — в 1841 году, вскоре после церемонии в честь открытия моста, Николай I пожаловал Клодту орден Святой Анны третьей степени.

Тогда же родилось известное фривольное прозвище переправы — «Мост восемнадцати яиц». При подсчёте элементов мужского детородного органа учитывался и городовой, пост которого располагался на мосту вплоть до 1917 года.

К началу XX века мост был деформирован во многих местах, требовалась срочная его реконструкция. В 1908 году переправу перестроили, полностью сохранив её внешний вид. После ремонта на одну из опор прикрепили табличку с надписью «Аничкин мост». Потомки Михаила Аничкова указали городским властям на неправильное написание фамилии их знаменитого предка и потребовали исправить ошибку. Чиновники из городской думы нашли нужные документы в архивах и в скором времени восстановили историческую справедливость.

След от немецкого артиллерийского снаряда

Во время Великой Отечественной войны необходимо было уберечь знаменитых коней от обстрела. Фигуры были демонтированы, помещены в деревянные ящики и закопаны в саду Аничкова дворца. Вместо статуй разместили ящики с землёй, в которых жители осаждённого Ленинграда выращивали траву. Изваяния удалось спасти — в ноябре 1942 года на мосту взорвалась огромная бомба, и, если бы скульптуры находились на своём месте, они были бы уничтожены. Взрывной волной смыло в Фонтанку чугунную решётку и тумбы, поддерживающие перила. От обстрела серьёзно пострадали постаменты, — из них были вырваны большие куски гранита.

Ещё до окончания войны была отлита и установлена новая решётка, а в мае 1945 года, пролежав в земле 3 года, конные скульптуры вернулись на привычные места. На одном из постаментов сохранён след от снаряда как напоминание о войне.

Со времени своего создания вплоть до окончания XX века изваяния никогда не ремонтировались. А значительно возросшее число автомобилей катастрофически повлияло на их состояние. В 70-х годах прошлого века у скульптур начала разрушаться бронза, но применяемые в то время методы реставрации не принесли ощутимого результата. К проблеме вернулись в 2000 году. На 10 месяцев Аничков мост осиротел — для восстановительных работ изваяния были перевезены в мастерскую. Благодаря новой методике, обновляющей бронзу и защищающей её от коррозии, реставраторам удалось вернуть скульптурам первозданный вид. Кони снова приобрели оливковую масть — цвет расчищенной бронзы, — именно такими и создал их Клодт.

Аничков мост в наши дни

После реставрации фигуры немного выросли из-за увеличения несущих конструкций. Чтобы изваяния не задели электрические провода, пришлось менять маршрут доставки их к мосту. Для безопасности на головы лошадей были надеты чепчики розового цвета. Транспортировка скульптур происходила поздно ночью, но, несмотря на это, тысячи горожан пришли поприветствовать возвращение полюбившихся коней на их законное место.

Ремонт мостовых перил был выполнен десятилетием раньше. Точные копии ограждений изготовили в Ядерном центре города Снежинска Челябинской области, — если приглядеться к решётке, то на ней можно заметить эмблему предприятия, — композицию из снежинки и ядра с протонами.

В первой скульптурной группе Аничкова моста запечатлён поверженный на землю водничий (так называется человек в композиции), и вздыбленный над ним конь. Разъярённый жеребец сбросил с себя попону, его копыта опасно зависли над головой юноши, который с трудом удерживает непокорное животное.

Вторая композиция изображает водничего, сумевшего подняться на одно колено и накинуть попону на коня. Человеку удаётся осадить рвущегося на волю жеребца.

В третьей группе человек поднялся с колен, ему уже не нужно слишком больших усилий для того, чтобы сдержать разгорячённое животное.

Четвёртая композиция — самая спокойная, — жеребец укрощён, он подчинился водничему и позволил укрыть себя попоной.

Этапы покорения коня скульптор акцентировал «говорящими» деталями: в первых двух группах, изображающих ещё дикое животное, на копытах жеребца пока нет подков, а в следующих композициях они уже появились.

На одном из пьедесталов размещена бронзовая табличка с надписью: «Лепил и отливал барон Пётр Клодт в 1841 году».

Скульптурная композиция Аничкова моста

Пётр Клодт был выходцем из небогатого древнего рода. Начинал он свою карьеру на военной службе. Но вскоре Клодт увлекся искусством ваяния, и, окончив артиллерийское училище, молодой человек поступил в Академию Художеств. Скульптор был одержим творчеством. Его современники вспоминали, что Клодт постоянно наблюдал за лошадьми, их позами и движениями, стараясь передать в скульптуре всю красоту животных до «безупречной точности».

Талант Клодта со временем был высоко оценён в мире. Скульптор был избран в состав Академий Художеств Парижа, Берлина и Рима. Но успех не вскружил ему голову, — до конца своих дней Клодт оставался скромным и бескорыстным человеком, раздающим свои доходы бедствующим людям. О его смерти до сих пор ходит легенда: якобы недобрые люди сказали скульптору, что у двух жеребцов в его композициях отсутствуют языки. Это сообщение так сильно опечалило Клодта, что он тяжело заболел и вскоре скончался.

Читайте так же:  Образец приказ на внутреннее совместительство

Кроме знаменитых коней на Аничковом мосту, авторству скульптора принадлежат: памятник Николаю I у Исаакиевского собора, знаменитый тем, что это был первый конный памятник в мире, опирающийся всего на две точки опоры; квадрига Аполлона, украшающая здание Большого театра в Москве; памятник баснописцу Ивану Крылову в Летнем Саду Санкт-Петербурга.

Аничков мост зимой

Интересные факты

Клодт ваял лошадей с натуры — ему позировал чистокровный арабский скакун Амалатбек. Жеребец был диким и непослушным, но скульптор смог объездить его. В работе Клодту помогала дочь, заставлявшая коня принимать нужные позы.

Лицо на гениталиях конях

Очертания интимных органов одного из жеребцов удивительным образом напоминают человеческое лицо. По одной из версий такого совпадения, скульптор таким образом отомстил какому-то своему недоброжелателю. По другому мнению, контуры гениталий коня воспроизводят лицо Наполеона, не так давно прошедшего по русской земле с разорительной войной.

После каждой реконструкции городские власти пытались закрепить за мостом название «Невский проспект», но оно не приживалось.

Во время Великой Отечественной войны фашистская пропаганда распространила фотомонтаж — немецкие солдаты стоят у коней Клодта. Свои провокационным плакатом гитлеровцы хотели заставить поверить весь мир, что Ленинград якобы уже захвачен.

Внутри фигур, располагающихся у Дворца Белосельских-Белозёрских, мастера, проводившие реставрацию в 2000 году, поместили медную капсулу. В капсуле — список всех участников восстановительных работ с подписью: «Мы сделали всё, что смогли. Кто сможет, сделайте лучше».

Кони Марли в Париже

Гости Санкт-Петербурга, думая, что мост связан с некоей Аничкой, неверно произносят название моста, делая в слове «Аничков» ударение на первую букву. Правильно же говорить — АнИчков, делая ударным второй слог.

Во времена сухого закона, введённого в СССР в 80-х годах прошлого века, родилась такая поговорка: «В Питере не пьют только четыре человека, им некогда — они коней держат».

Аналогичные композиции украшают въезд на парижские Елисейские поля.

В наши дни длина Аничкова моста составляет 54,6 метра, ширина — почти 40 метров.

От станций метро «Гостиный двор» или «Невский проспект» необходимо идти по проспекту в сторону увеличения нумерации домов. От станций «Маяковская» или «Площадь восстания» двигаться нужно в сторону уменьшения нумерации.

Недалеко от Аничкова моста можно осмотреть следующие достопримечательности: Храм Спаса-на-крови, Аничков дворец, Летний сад, Русский музей, скульптуру Чижика-Пыжика, Фонтанный двор, Дворец Белосельских-Белозёрских, Михайловский сад.

Самому известному мосту Петербурга досталась фамилия подполковника, который со своим батальоном принимал участие в строительстве первой деревянной переправы через Фонтанку. Во время сооружения моста батальон был размещен в одной из близлежащих финских деревень, которая стала называться Аничковой слободой. Это название перешло и на мост, и на построенный значительно позже императорский Аничков дворец.

Краткое описание и история

Строительство моста было непосредственно связано с проведением Невского проспекта (тогда просто просеки). Для преодоления водной преграды в 1715-16 годах по распоряжению Петра Первого над болотистой и довольно широкой речкой возводится самый обыкновенный мост из бревен. В 1721 году происходит перестройка моста в усовершенствованном виде, и он становится подъемным в средней части. Дело в том, что к этому времени облагороженная Фонтанка становится судоходной.

В дальнейшем мост неоднократно ремонтировался и перестраивался. С 1726 года по конец 18 века он представляет из себя пропускной пограничный городской пункт. Но Петербург разрастался, и, перешагнув через Аничков мост, он продолжал строиться дальше. Изменения размеров и статуса города требовали облагораживания набережных, а также создания солидных мостов.

В 80-е годы 18 века Аничков мост перестраивается в камне на основе типового проекта того периода и становится трехпролетным гранитным мостом с башнями. Представить его архитектуру можно по аналогии с сохранившимся подобным мостом Ломоносова. Средний деревянный пролет был подъемным. Тяжелые цепи, натянутые между гранитными башнями, способствовали подъему деревянной середины.

Аничков мост в начале 19 века

К 40-м годам 19 века время потребовало новой перестройки моста. К этому периоду Невский проспект с его оживленной проезжей частью значительно расширился, к тому же произошел износ деревянных частей моста. Очередной Аничков мост сооружается в 1841-42 годах при Николае Первом. Очередное мостовое сооружение оказалось без башен и стало шире предыдущего, пролеты оделись в гранит.

Гранитный Аничков мост

Мост украсился чугунными перилами, на которых были изображения морских коньков и русалок (архитектор К.Шинкель).

Морские коньки в ограде Аничкова моста

Но самым удивительным и неповторимым украшением моста стала скульптурная группа «Укротителей коней», выполненная известным петербургским скульптором-анималистом П.Клодтом. С каждой стороны моста стояло по две композиции.

Аничков мост во второй половине 19 века

Первыми на специальных постаментах у входов на мост появились бронзовые фигуры «Юноши, берущего коня под уздцы» и «Коня с идущим юношей». Их установили на западной стороне моста. Восточная сторона была оформлена временными гипсовыми скульптурами, окрашенными бронзовой краской.

Скульптура Аничкова моста «Конь с идущим юношей»

Когда же бронзовые фигурные композиции для другой стороны были готовы, то широким царственным жестом Николая Первого они стали подарком Фридриху Вильгельму Четвертому — прусскому королю и до сих пор украшают Берлин. Следующая попытка заменить временных лошадей на бронзовых закончилась аналогично. Два коня вместе с прикрепленными к ним юношами отбыли в качестве подарка к правителю Сицилии и теперь украшают Неаполь.

Тогда П.Клодт придумал совершенно другие композиции и к 1851 году все стадии укрощения коня в бронзовом варианте украшали Аничков мост. Копии же знаменитых коней Клодта разошлись по многим российским усадьбам. Украшают они и Петергоф, и Кузьминки, и Стрельню. Но именно в Питере они стали символом города.

Скульптура «Укрощение коня»

Однако, со временем оказалось, что при сооружении моста в 1841 году были допущены существенные ошибки в монтаже конструкций. Мост постепенно саморазрушался. В результате долгих споров и составления различных проектов ликвидации аварийного состояния в начале 20 века были перестроены мостовые своды (архитектор П.Щусев) с сохранением общего вида и архитектуры.

Перед блокадой Ленинграда скульптуры коней упаковали в деревянные ящики с землей и закопали в Аничковом саду, что спасло их от бомбардировок. Но гранитной облицовке моста и его перилам существенно досталось от немецких артобстрелов. В 90-е годы чугунные мостовые ограды меняются на аналогичные, вновь отлитые в мало кому известном городке Снежинске.

В начале 21 столетия была капитально отреставрирована пролетная часть почти 55-ти метрового моста.

Аничков мост справедливо считают одним из символов Санкт-Петербурга: восхитительные конные скульптуры можно лицезреть на фотографиях, на полотнах художников, а также узнавать в стихотворных строках многих поэтов. Сфотографироваться на фоне легендарных коней – это своеобразная дань туристической моде, ровно, как и «кормежка» монетками бронзового Чижика-Пыжика.

Нынешняя Фонтанка в начале XVIII столетия имела не слишком поэтическое название – Безымянный Ерик. И как раз через него возникла необходимость соорудить переправу. При всей нелюбви Великого Петра к мостам (царь желал, дабы все петербуржцы умели плавать на лодках) по его приказу в 1715 году была сооружена деревянная многопролетная переправа на свайных опорах.

Свое название она получила по имени инженера-подполковника Михаила Аничкова, руководившего солдатами строительного батальона. 150 м моста свободно перекрывали заболоченную пройму реки, но ширина проезжей части не позволяла разъехаться и двум подводам. Разводного пролета первоначально не было, что усложняло проход судов.

Более века в стройках и перестройках

Спустя 5 лет после постройки Аничкова моста, в 1726 году, в Канцелярию городских дел уже докладывали об обветшании деревянной переправы. Реконструкцию поручили инженеру Герману ван Болесу, позднее прославившемуся как мастер разводных мостов. Проект Аничкова моста стал его первой работой в этом направлении, а уже реализацией занимался Доменико Трезини. В результате реконструкции появился разводной пролет, позволяющий поднимать крылья моста при помощи специального рычажного устройства и цепей.

Так как мост был пограничным и через него въезжали желающие попасть в город, то в целях предосторожности рядом с ним построили караульный дом и утроили шлагбаум, ночью перекрывающий проход. Днем же на заставе проходила проверка паспортов, здесь же взимали плату за въезд – деньгами либо булыжниками, необходимых для мощения улиц.

Еще один капитальный ремонт мост пережил в 1742 году: тогда под переправу подвели новые сваи. Немногим позднее, в 1749, архитектор Семен Волков построил новый деревянный мост, правда, мало чем отличающийся от мостов того времени, но основательно укрепленный. По сведениям тех лет, это было необходимо для переправы подарка царю: по мосту должны были пройти слоны, посланные персидским шахом. Так, благодаря этим величественным животным оформленный под гранит и обшитый досками, мост перестал быть разводным.

А для украшения при въезде на переправу на высоких столбах водрузили фонари. Тогдашний мост был в 4 раза больше современного – более 200 м.

1780-1789 годы. Это время посвятили обустройству Фонтанки: возвели каменные береговые стены, обустроили спуски к воде. А уже в 1783 году по проекту Жана Перроне перестроили и Аничков мост. Теперь он был трехпролетным, гранитным, лишь средний разводной пролет остался прежним деревянным. Мощные каменные парапеты ограждали переправу. Правда, служили они не так уж и долго: на заре XIX века на замену им поставили каменные тумбы, которые в точности повторяли ограду набережных.

Шли года, Санкт-Петербург все больше расстраивался, главная улица расширялась и обрастала новыми объектами, и вот уж Аничков мост стал узок и невместителен. К тому же и деревянная часть переправы стала приходить в негодность. Так пришло решение о ее конструктивной перестройке. В конце 1840 года утвердили и проект, ранее разработанный плеядой инженеров Андреем Готманом, Александром Редером и Иваном Буттацом. За строительные работы взялся подрядчик Макар Пименов.

Ломать – не строить, и в первую очередь разобрали старую переправу, а уже весной 1841 года заложили первый камень нового Аничкова моста. Проезжая часть нуждалась в срочном восстановлении, ведь для движения транспорта временно построили обходной непрочный деревянный мост. Мастера старались, и работа продвигалась довольно быстро: за короткий срок в несколько месяцев выложили три арки. Кирпичные своды даже облицевали розовым гранитом, что существенно приукрасило мост. Осенью все работы были окончены. На все про все для постройки одного из красивейших мостов понадобилось 6 месяцев. Дело оставалось за малым: для пущей красоты возвести скульптуры. И в ноябре на Аничковом мосту установили перила, гранитные пьедесталы и ограду. Последняя создавалась по рисункам немецкого зодчего Карла Шинкеля. Подобное изображение русалочек и морских коньков в свое время использовали при постройке берлинского дворцового моста.

Итак, работа завершилась, итоги подведены, и Министерство финансов представило отчет: строительство нового моста потянуло из казны более 195 тысяч рублей серебром. Но обновленный каменный мост стоил того! На торжественное открытие в ноябре 1841 года стекались толпы, дабы поглазеть на невиданное доселе чудо. Удивительные пропорции сооружения, единственные в своем роде скульптуры лошадей – все это в целом производило неизгладимое впечатление. Народ восхвалял строителей, поэты слагали стихи…

Читайте так же:  Приказ до 15 лет бланк

В январе 1842 года движение на Аничковом мосту было открыто.

Аничков мост: пример того, как надо «угонять» коней

Мост, сдается, соорудили, оставалось дело за малым: эстетически его оформить. «Небесная канцелярия» распорядилась следующим образом: как раз в это время местный скульптор-анималист Петр Клодт работал над фигурами коней, которых планировалось пристроить у Адмиралтейского бульвара. Но скакунам выпало иное предназначение – их переместили к Фонтанке: оригиналы установили на западном берегу, а с востока – гипсовые копии, мастерски оформленные под бронзу. В течение года Клодт создавал вторую пару конных групп, но, увы, те «ускакали» в Берлин в качестве подарка прусскому королю. Бронзовые фигуры на Аничковом мосту ветшали, а замена им появилась лишь в конце 1843 года. Но и тут, как оказалось, не судьба: три года на своем месте, а затем в путь – в этот раз к королю Сицилии. Неизвестно, послужило ли это своего рода знаком для скульптора, но в очередной раз Клодт создал абсолютно новую композицию. Наконец, в 1850 году скульптурная группа украсила мост. Четыре образа – четыре этапа обуздания животных человеком.

С момента водружения на постоянное место жительства, скульптуры еще дважды покидали «обжитую» площадь: во время войны их закапывали в саду Дворца пионеров, а в 2000 – отправляли на реставрацию к юбилею города.

Сколько ни перестраивай, а родной облик – самый удачный

То ли поспешное строительство в 1841, либо недочеты работников, но уже спустя год, а также в 1847, 1855 и 1899 годах по результатам осмотров специалисты выносили «приговор»: мост в аварийном состоянии – разрушается из-за существенных недостатков. В 1899-м стало понятно окончательно: требуется очередной капитальный ремонт. Все могло еще более усугубиться после решения пустить по переправе трамвай, поэтому медлить с ремонтом не следовало. Воссоздавать Аничков мост по старым чертежам – терять время и нести существенные финансовые затраты. Но городская общественность требовала воссоздания исторического облика моста, в тон ей вторила Академия художеств.

Архитектору Петру Щусеву поручили разработать новый проект, включающий гидроизоляцию конструкций, кладку кирпичных сводов и облицовку их розовым кирпичом. По этому проекту и был осуществлен ремонт в 1906-08 годах. Об удобствах прохожих тоже позаботились: узкие сходни заменили широкими ступеньками.

За несколько лет до начала Великой Отечественной войны на всем Невском проспекте, и, соответственно, на Аничковом мосту проложили асфальт.

Военные годы оставили свой след в истории моста: вражеские снаряды повредили гранитные парапеты и перила, но еще до окончания войны Аничков мост восстановили. Как память о прошлом, до сих пор на одном постаменте видна вмятина от снаряда.

Следующий капитальный ремонт моста провели уже в 2008 году: устранили трещины, произвели гидроизоляцию, заменили каменные блоки, отремонтировали арочные кирпичные кладки.

С архитекторами враждовать опасно… Интересные факты

В Санкт-Петербурге в XVIII веке лошадей подковывали на Литейном проспекте. С этим фактом связывают отсутствие подков у лошадиных скульптур, стремящихся к Литейному, и наличие их у лошадей «идущих» в обратную сторону.

Имея в своем кругу и друзей, и кровных обидчиков, Петр Клодт своеобразно отомстил одному из них. Он изобразил физиономию этого человека на самом «почетном» месте: под хвостом одного из коней. Говорили, лицо несчастного было довольно узнаваемым. Другие источники указывают, что скульптор изобразил Наполеона, в такой форме проявив любовь к России.

После одной из реконструкций в XIX веке на переправе появилась табличка «Аничкин мост». Сие название очень уж пришлось по душе петербуржцам, тем более и легенда имелась соответствующая – трагическая любовная история, связанная с некой Анечкой и кем-то из строителей.

Подобное новшество не прошло мимо потомков подполковника Аничкова – они требовали незамедлительно исправить ошибку. Жалоба из городской управы добралась до думы, и название справедливо вернули.

Аничков мост развод

Аничков мост в Санкт-Петербурге имеет притягательную силу. Скульптурные композиции коней на гранитных постаментах по обеим берегам реки Фонтанки способны завораживать взгляд. Об историях и легендах вокруг коней Аничкового моста и поговорим в этой статье. Но для начала напомним,

Почему Аничков мост так называется

Название «Аничков», мост получил благодаря расквартированному за р. Фонтанкой батальона под командованием подполковника М. Аничкова в Аничковой же слободе. Времена тогда были самые «петровские» — царствование Петра I. С тех пор переправа через реку, как продолжение Невского проспекта, называется Аничков мост. Теперь вернемся к теме статьи.

История коней на Аничковом мосту в СПб

Четыре скульптурные композиции «Укрощение коней человеком» работы петербургского скульптора-анималиста Пётра Карловича Клодта являются главным украшением переправы через реку Фонтанку на Невском проспекте. И, одновременно, одним из самых узнаваемых образов Санкт-Петербурга.

Фактов и занимательных историй вокруг творения П.К.Клодта имеет множество. Для того, чтобы не погружать читателя в глубины истории, мы и кратко перечислим основные:

Окончательно мост был украшен скульптурами из бронзы только в 1851 году. До этого две композиции из металла постоянно снимались для подарков зарубежным монархам от императора Николая I. На время изготовления новых скульптур, на постаменте находились гипсовые копии покрашенные «под бронзу». Они были повторением первой группы.

Окончательный вид скульптуры приобрели именно в 1851 году – четыре разных стадий укрощения коней. Но табличка «Лепил и отливал барон Пётр Клодт в 1841 году» на одном из постаментов может ввести в заблуждение.

Бронзовые кони с разворотом в сторону Адмиралтейства с подковами на копытах, а их «соседи» на противоположном берегу Фонтанке – без подков. Говорят, что неподкованные кони смотрят на бывшие мастерские (XVIII век, Литейный проспект), где и подковывали лошадей. А те, что уже «обуты», уже вышли из крепких рук кузнеца.

При отливке своих скульптур, П.К.Клод использовал темное пиво. Это доказал проведенный хим/анализ металла при реставрации коней в 2000 году. Историки знали об этом факте, но подтвердить не могли. Кстати, отливал скульптор свои произведения всегда собственноручно.

И теперь немного забавного. Довольно часто туристы в Санкт-Петербурге спрашивают, как связаны

Аничков мост, конь и лицо

Отвечаем просто: бытует легенда, что в паху одного из жеребцов скульптурной группы угадывается профиль мужчины. Так ли это на самом деле, каждый может удостовериться сам, подойдя к гранитному постаменту. Мы же прилагаем фотографию для тех, кто не имеет такой возможности. Смотрите, угадывайте и сравнивайте.

Народная молва приписывает лицо «у коня» на Аничковом мосту двум персонажам:

  1. Наполеону Бонапарту.
  2. Любовнику жены скульптора.

Первый вариант, возможно, ассоциируется с тяжелыми временами после Отечественной войны 1812 года, которые еще переживались во времена создания великолепных групп коней и укротителей. Возможно, Петр Карлович хотел навсегда расквитаться за народные страдания.

Второй вариант более прозаичен: говорят, что скульптор знал про увлечение жены высокопоставленным царским чиновником. Но сделать ничего не мог. Уж больно высоко «сидел» чинуша. Поэтому решил отомстить вот таким образом. Месть оказалась на века… Как и творения Клодта.

Аничков мост развод

Аничков мост через реку Фонтанку входит в состав Невского проспекта. Первый деревянный мост здесь был построен по указу Петра I в 1715 году. Тогда он стал пограничным для города. Название мост получил по имени подполковника М. О. Аничкова, командовавшего строительным батальоном, построившим мост. Длина переправы составляла 150 метров, перекрывала не только Фонтанку, но и заболоченную пойму реки.

Деревянный мост был со шлагбаумом, в ночное время шлагбаум опускался. Здесь находилась застава, через которую въезжали в Санкт-Петербург. На заставе проверяли паспорта, брали плату за въёзд. Причём такой платой могли быть не только деньги, но и камни, которые городу были нужны для мощения улиц. Для того чтобы по Фонтанке могли проплыть суда с высокими мачтами, в 1726 году мост был сделан разводным. По проекту М. Г. Земцова рядом с мостом был построен караульный дом, где солдаты укрывались от непогоды. До этого укрытием для солдат служил простой шалаш. Аничков мост разводили и по ночам, дабы в город из леса не забегали волки.

В 1742 году под переправу были подведены новые сваи. В 1749 году по проекту архитектора Семёна Волкова Аничков мост был перестроен. Его основательно укрепили, так как по нему должны были пройти слоны — подарок персидского шаха русской императрице. Мост перестал быть разводным. Его обшили досками и оформили под гранит. Длина Аничкова моста была более 200 метров, что почти в 4 раза больше длины современного моста.

В 1780-х годах берега Фонтанки одевали в гранит. Тогда же через Фонтанку по проекту Ж. Р. Перроне было построено семь однотипных каменных переправ. В 1783-1787 годах по типовому проекту был перестроен и Аничков мост. С этого времени он представлял собой трёхпролётный гранитный мост, средний разводной пролёт которого был деревянным. На быках моста находились башни с разводным механизмом.

В 1841 году Аничков мост перестраивается по проекту инженера И. Ф. Бутаца. Строительные работы были начаты 22 мая, завершены к осени того же года. Новый Аничков мост стал каменным, трёхпролётным. В начале ноября 1841 года на нём были установлены перила и гранитные пъедесталы для статуй. Ограда была создана по рисункам немецкого архитектора Карла Шинкеля. Точно такой же рисунок ранее был использован для сооружения перил Дворцового моста в Берлине. По отчётам Министерства финансов строительство переправы стоило 195294 рубля серебром.

Торжественное открытие переправы состоялось 20 ноября 1841 года. Движение по мосту было открыто в январе 1842 года. Современник этих событий писал:

В те годы петербургский скульптор-анималист Пётр Карлович Клодт работал над проектом художественного оформления пристани на набережной Невы напротив Академии художеств. Тогда её собирались украсить скульптурами коней, ведомых юношами. Но планы изменились. На пристани были установлены сфинксы, доставленные из Египта. Коней же, по предложению скульптора установили на западной стороне перестроенного Аничкова моста, с восточной стороны установили их гипсовые копии.

Через год Клодтом были изготовлены бронзовые копии конных групп. Когда бронзовые скульптуры уже были готовы к установке, их по указанию Николая I подарили прусскому королю Фридриху Вильгельму IV. В качестве ответного жеста прусский монарх в 1845 году подарил Санкт-Петербургу два изваяния Славы, которые установили на Конногвардейском бульваре. В 1843-1844 годах Клодт выполнил новые скульптуры, но и их подарили, на этот раз королю Сицилии Фердинанду II. На Аничковом мосту снова поставили гипсовые статуи. К этому времени Клодт отказывается от установки копий и решает создать две новые композиции, развить сюжет «Покорение коня человеком». В 1850 году этот замысел был завершён. Кони Клодта на Аничковом мосту стали одним из символов Санкт-Петербурга.

Прототипом скульптур лошадей на мосту стал арабский скакун Амалатбек. В работе с ними Клодту помогала его дочь. Она садилась на коня, поднимала его на дыбы, что и зарисовывал скульптор.

А. Блок писал о скульптурах Аничкова моста:

В 1902 году состояние Аничкова моста было признано аварийным. Восстановительные работы проводились в 1906-1908 году под руководством архитектора П. В. Щусева.

Во время блокады Ленинграда конные группы были закопаны во дворе Дворца пионеров. На гранитных постаментах были выставлены ящики с засеянной травой. От прямых попаданий бомб мост сильно пострадал. Но ещё до окончания войны он был восстановлен, а конные статуи были возвращены на место накануне 1 мая 1945 года.

Читайте так же:  Какие нужны документы для продажи доли квартиры

В 2000 году проводилась реставрация бронзовых конных групп. Восстановительные работы возглавлял скульптор В. Г. Сорин. В 2008 году проводился очередной капитальный ремонт моста.

1716 (деревянный), 1785 (каменный с башенками), 1841 (со скульптурами коней)

Объект культурного наследия РФ:

Аничков мост — один из самых известных мостов Санкт-Петербурга.

Постоянный каменный мост переброшен через Фонтанку по линии Невского проспекта в 1785 году.

Своим названием мост обязан подполковнику-инженеру Михаилу Аничкову, чей батальон во времена Петра Великого дислоцировался за Фонтанкой в так называемой Аничковой слободе.

«Народная этимология», возводящая название к некоей Ане или Аничке, неверна.

Деревянный мост

До 1712-1714 годов Фонтанка называлась Ериком или Безымянным Ериком. Прокладываемый Невский проспект был одним из важных путей новой столицы, и на пересечении двух путей было необходимо устроить постоянную переправу.

В 1715 году император Пётр I издал указ: «За Большою Невой на Фонтанной реке по першпективе зделать мост». К маю 1716 года работы были закончены и через Фонтанку был построен деревянный балочный многопролётный мост на свайных опорах, перекрывавший как сам проток, так и заболоченную пойму. Мост был достаточно большой длины, так как сама Фонтанка тогда представляла собой внушительную водную преграду и имела ширину около 200 метров. Отдельные исследователи оценивают длину моста в 150 метров. Болотная речка образовывала в своём течении острова и заводи. Несмотря на то что чертежей того моста не сохранилось, известно, что это был один из тех деревянных мостов, которые массово наводились в то время, а потому, скорее всего, его конструкции были обиты досками и разрисованы под каменные русты, чтобы придать сооружению «представительный» вид. Строился мост силами инженерного батальона, которым командовал инженер-подполковник Михаил Аничков. Батальон Аничкова размещался на берегу Фонтанки в старой финской деревне, прозванной с тех пор «Аничковой слободой».

Ещё в петровскую эпоху мост перестроен: в 1721 году переправа была расширена, мост стал восемнадцатипролётным. Среднюю часть сделали подъёмной, поскольку к тому времени Фонтанку уже очистили и углубили, и по ней стали ходить суда.

Мост подвергался капитальному ремонту в 1726 и 1742 годах, а в 1749-м архитектор Семен Волков построил новый деревянный мост, который мало чем отличался от типовых мостов того времени. По одной из версий, переправа была выполнена без разводного пролёта и укреплена для того, чтобы доставить к царю подарок от шаха Ирана — слонов.

По другим сведениям, согласно сохранившемуся чертежу 1750 года «План и фасад Аничкову мосту» работы ван Болеса, мост был построен в виде простой балочной системы с подъёмным пролётом. Подъёмные устройства средней части были выполнены в виде «журавлей». При реконструкции были сохранены восемнадцать арочных пролётов, обработанных под каменный (гранитный) руст. Ограда моста представляла ряд деревянных балясин, стоящих между тумбами, увенчанными вазами или шарами.

До конца XVIII века Фонтанка была границей города, поэтому мост служил своеобразным пропускным пунктом. У моста находился пропускной пограничный пункт.

Каменный мост образца 1780-х годов

В середине XVIII века город перешагнул свою естественную границу и стал застраиваться на территории бывших пригородов. Этим объясняется широкая деятельность Комиссии о каменном строении Петербурга и Москвы по урегулированию малых рек и каналов, по проектам которой с 1780 по1789 годы проведены работы по обустройству Фонтанки. Работы проводились специально учреждённой комиссией, которую до 1783 года возглавлял генерал Ф. В. Бауэр. В рамках этих работ были возведены каменные береговые стены со спусками к воде, а также семь каменных однотипных мостов со средними деревянными разводными пролётами и башнями на быках.

Аничков мост перестраивался в мост с башнями в период 1783-1787 годов. Существует мнение, что автором этого проекта стал известный французский мостостроитель Ж.-Р. Перроне, однако документальных подтверждений этому нет. При этом Перроне написал массу трудов по мостостроению, мосты школы Перроне активно строились вплоть до первой четверти XIX века.

С того времени сохранились лишь два таких моста — мост Ломоносова и Старо-Калинкин мост (перестроен, пропорции изменены), по их облику можно судить об архитектуре Аничкова моста того времени. Боковые пролёты моста были одинаковы по величине и перекрыты коробовыми каменными сводами, средний пролёт был выполнен в дереве и раскрывался для пропуска малых судов и барж. Между четырьмя гранитными башенными надстройками, которые покоились на речных опорах, были протянуты тяжёлые цепи, служившие для подъёма полотен разводной части.

Современный мост

К началу 40-х годов XIX века проезжая часть Невского проспекта стала значительно шире полотна Аничкова моста. Кроме того, средняя деревянная часть моста, рассчитанная в своё время на передвижение по ней небольшого числа экипажей и телег, оказалась непригодной. Проект перестройки моста, был составлен инженер-майором И. Ф. Буттацем при участии инженера А. Х. Редера, был утверждён Николаем I в декабре 1840 года Работы проходили под руководством генерал-лейтенанта А. Д. Готмана. В 1841 году старый мост разобрали и возвели новый за семь месяцев. В январе 1842 года состоялось торжественное открытие новой переправы.

Нынешний вид мост приобрёл в 1841-42 годах, когда мост был перестроен и расширен, башни исчезли. Три пролёта, перекрытых пологими сводами, выложили из кирпича, опоры моста и пролёты облицевали гранитом, появились чугунные перила с чередующимися парными изображениями морских коньков и русалок по рисунку берлинского архитектора Карла Шинкеля. Точно такие же перила уже были к тому времени в Берлине на Дворцовом мосту.

Появились и гранитные пьедесталы для статуй, на которые воздвигли скульптуры «Укротители коней», заказанные скульптору П. К. Клодту для украшения Адмиралтейской набережной. Первоначальный проект включал в себя также установку бронзовых ваз на середине моста (над каждой из опор). От этого пункта проекта отказались, оставив потомкам постаменты на память.

Эксплуатация нового моста выявила серьёзные конструктивные недостатки, которые уже в 1843 году привели к деформациям в сводах. Периодические исследования 1843, 1847, 1855, 1899 годов фиксировали, что разрушительный процесс продолжается. Осмотр 9 октября 1902 года выявил, что состояние моста было угрожающим. Причины разрушения моста видят в том, что жёсткая гранитная облицовка недостаточно надёжно связывалась с легкосжимаемой кирпичной кладкой сводов. Из-за отсутствия надёжной изоляции в щели, в местах соприкосновения разнородных материалов, попадала вода, разрушавшая своды под воздействием естественных сил — морозов, ветров и т. п.

На проектирование нового моста ушло почти пять лет, поскольку в процессе решения несложной и чёткой технической задачи были высказаны противоположные взгляды на роль конструкций в образовании архитектурных форм. Так, первый проект, выполненный подготовительной комиссией городских железных дорог по поручению Городской думы, предусматривал сохранение внешнего вида моста с заменой каменных сводчатых строений металлическими балками криволинейной формы с навеской металлического настила, выкрашенного «под гранит». Существовал вариант, согласно которому с низу и по бокам планировалось прикрепить подвеску из тонких гранитных плит. Целью этих проектов было построить мост безраспорной системы, но аналогичный по форме существующему. В конце концов проект был утверждён Городской думой, однако его реализации воспротивилась Академия художеств, а в дальнейшем и Строительный комитет Министерства внутренних дел.

Реконструкция Аничкова моста велась в 1906—1908 годах под руководством архитектора П. В. Щусева. Перестройка сводов производилась секциями с оставлением незаполненным шва между ними. В результате реконструкции быки и устои остались прежние, кирпичные своды переложены по коробовой кривой со стрелой 1:7,74. Кирпичные своды облицованы розовым гранитом. Все конструкции моста заизолированы рольным свинцом. Длина пролётов составила: среднего — 12,5 м, крайних — по 12,6 м. Ширина моста — 37,9 м, из которых проезжая часть занимает 31,9 м.

Статуи покорения коня

Отлитые в бронзе первые две скульптуры «Конь с идущим юношей» и «Юноша, берущий коня под уздцы» появились на западной стороне в 1841. Скульптуры же на восточном берегу повторяли западные, но были временными, из гипса, покрашенного под бронзу. Только отлитых им на замену и едва остывших бронзовых коней прямо с литейного двора Николай I подарил прусскому королю Фридриху Вильгельму IV. Они и сейчас находятся в Берлине. В 1844 восточные гипсовые скульптуры наконец были заменены на бронзовые, но простояли недолго, через два года Николай I подарил их королю обеих Сицилий за гостеприимство, оказанное русской императрице во время путешествия по Италии и в 1846 оказались в Неаполе. В дальнейшем копии клодтовских коней оказались в Петергофе, Стрельне и московской усадьбе Голицыных — Кузьминках.

Каждый раз они снимались с моста и заменялись гипсовыми копиями. Наконец, в 1851 мост был окончательно «укомплектован». Клодт не стал повторять прежние скульптуры, а создал две новых композиции, в результате статуи стали изображать четыре разных стадии покорения коня. Статуи ещё дважды покидали мост: в 1941 году во время блокады они были сняты и закопаны в саду Аничкова дворца, а в 2000-м они были увезены на реставрацию и к 300-летию города возвращены на прежнее место.

В 1900-х годах (на пьедесталах статуй указан год 1899 (MDCCCXCIX)) в Москве на Беговой аллее около Московского ипподрома были установлены копии скульптур, выполненные внуком П. К. Клодта скульптором К. А. Клодтом при участии С. М. Волнухина.

Интересно, что статуи коней, которые «смотрят» в сторону Адмиралтейства, имеют на своих копытах подковы, в то время как статуи коней, смотрящих в сторону площади Восстания, подков не имеют. Распространённая легенда объясняет это тем, что в XVIII веке на Литейном проспекте располагались литейные мастерские (откуда проспект собственно и получил свое название) и кузницы. Поэтому подкованные лошади «идут» от кузниц, к началу проспекта, а неподкованные лошади, наоборот, располагаются лицом в направлении Литейного проспекта.

Эксплуатация моста

Во время блокады Ленинграда мост значительно пострадал от артналётов. Повреждения получили гранитные парапеты и секции перил. Переправа стала памятником блокады: на граните постамента коней Клодта специально не стали реставрировать след от осколков немецкого артиллерийского снаряда.

Конструкция моста не была нарушена войной, и мост продолжал исправно функционировать без капитального ремонта. Во второй половине XX века было проведено несколько текущих ремонтов моста. Мост продолжал разрушаться от времени и от статических нагрузок.

В середине 90-х годов была проведена капитальная реконструкция чугунных ограждений моста. Они были скопированы и заново отлиты на предприятии Федерального Ядерного Центра в городе Снежинске Челябинской области. Об этом малоизвестном факте свидетельствует эмблема города Снежинск, которую можно найти на литье перил.

Современная реставрация

В 2007—2008 годах была проведена реконструкция пролётной части моста. В первую очередь были устранены трещины в асфальтобетонном покрытии над устоями и промежуточными опорами, трещины вдоль водоотводных лотков, а также выполнен ремонт гидроизоляции. Победителем тендера стала фирма «Пилон», в течение последних десяти лет занимающаяся благоустройством и ремонтом набережных Фонтанки. Генеральным проектировщиком выступило НПО «Ранд».

В цели реконструкции также входила замена наиболее опасных фрагментов арочной кирпичной кладки на глубину 30 см (12 метров с верховой части моста и 9 — с низовой) и перекладка 20-и рядов свода в зоне его опирания на гранитные устои, а также обновление некоторых каменных блоков, треснувших от нагрузки и морозов.

Достопримечательности

В районе Аничкова моста находятся Аничков дворец, дворец Белосельских-Белозерских, Фонтанный дом.

Просмотров: 3441