Административная ответственность участников дорожного движения

1. Административная ответственность за нарушение Правил дорожного движения

Раздел 1. ВИДЫ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА ПРАВОНАРУШЕНИЯ В ОБЛАСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ

Пункт 1.3 Правил дорожного движения обязывает участников дорожного движения знать и соблюдать относящиеся к ним требования правил, сигналов светофоров, знаков и разметки, а также выполнять распоряжения регулировщиков, действующих в пределах предоставленных им прав и регулирующих дорожное движение установленными сигналами. Установлено, что в случае нарушения Правил дорожного движения ответственность наступает в соответствии с действующим законодательством (п. 1.6). В зависимости от вида и характера нарушения Правил дорожного движения, степени и формы вины, наличия вредных последствий могут наступить либо административная, либо уголовная, либо гражданско-правовая ответственность.

По общему правилу лицо, совершившее правонарушение, подлежит ответственности на основании законодательства, действующего во время и по месту совершения проступка. Законодательные акты, смягчающие или отягчающие ответственность за нарушение Правил дорожного движения, имеют обратную силу, т.е. распространяются на правонарушения, совершенные до издания этих актов. Правовые акты, устанавливающие или усиливающие ответственность, обратной силы не имеют.

Лицом, привлекаемым к ответственности за нарушение Правил дорожного движения (субъектом административного правонарушения), может быть любое физическое или юридическое лицо. К административной ответственности за нарушение Правил дорожного движения может быть привлечено лицо, достигшее к моменту его совершения 16-летнего возраста.

Нарушения Правил дорожного движения могут совершаться как умышленно, так и по неосторожности. Умышленным является правонарушение, когда лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия или бездействия, предвидело его вредные последствия и желало их или сознательно допускало наступление этих последствий.

Примером умышленного нарушения может быть нарушение установленных Правилами дорожного движения запретов (управление транспортным средством в состоянии опьянения, проезд на запрещающий сигнал светофора и др.), а также невыполнение обязанностей, предусмотренных данными правилами (при управлении транспортным средством иметь при себе и предъявлять для проверки соответствующие документы, быть пристегнутым ремнем безопасности и т.п.).

Правонарушение признается совершенным по неосторожности в тех случаях, когда лицо предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия либо бездействия, но легкомысленно рассчитывало на их предотвращение либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть.

Например, водитель автомобиля не снизил скорость при подъезде к пешеходному переходу, на котором находились люди, полагая, что успеет пересечь его до того момента, когда пешеходы окажутся на пути движения его автомобиля, однако неверно спрогнозировал ситуацию и рассчитал свои действия, в результате чего совершил наезд на пешехода.

Последствия нарушения могут быть материальными, т.е. причинить вред здоровью человека, как в приведенном выше примере о наезде на пешехода. При этом в зависимости от степени и тяжести вреда, причиненного здоровью пешехода, в рассмотренном случае может наступить либо административная ответственность по ст. 12.24 КоАП РФ, либо уголовная по ст. 264 УК РФ. Последствия правонарушения, не влекущие причинения вреда, носят нематериальный (формальный) характер (например, управление транспортным средством водителем, не имеющим при себе документов, предусмотренных Правилами дорожного движения).

Наличие или отсутствие вредных последствий имеет важное значение для определения вида ответственности, к которой может быть привлечен правонарушитель, и выбора меры воздействия.

Административная ответственность за совершение правонарушений в области дорожного движения установлена в гл. 12 КоАП РФ.

Кодекс РФ об административных правонарушениях предусматривает следующие виды административных наказаний за нарушения в области дорожного движения: предупреждение, административный штраф, конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения, лишение права управления транспортными средствами, административный арест (ст. 3.2 КоАП РФ).

Предупреждение – это мера административного наказания, выраженная в официальном порицании физического или юридического лица, и выносится только в письменной форме (ст. 3.4 КоАП РФ). Как правило, предупреждение назначается за незначительные правонарушения, совершенные впервые, и влечет за собой те же юридические последствия, что и другие административные наказания. В частности, оно имеет значение при определении повторности нарушения Правил дорожного движения и является одним из оснований применения к нарушителю более строгого наказания.

Административный штраф является денежным взысканием, которое выражается в рублях, и устанавливается для граждан по общему правилу в размере, не превышающем 5 тыс. руб. Вместе с тем по ряду статей гл. 12 КоАП РФ (ст. 12.7, 12.8, ч. 2 ст. 12.24, ст. 12.26, ч. 3 ст. 12.27, ст. 12.33) штраф предусмотрен в размере до 50 тыс. руб. Размер административного штрафа не может быть менее 100 руб., а за совершение административного правонарушения в области дорожного движения – менее 500 руб. (ст. 3.5 КоАП РФ).

Конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения является принудительным безвозмездным обращением в федеральную собственность или в собственность субъекта РФ не изъятых из оборота вещей. Конфискация назначается судьей (ст. 3.7 КоАП РФ). Данный вид наказания может устанавливаться и применяться в качестве как основного, так и дополнительного административного наказания (ст. 3.3 КоАП РФ). В п. 23.2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 “О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях” разъясняется, что конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения “может быть применена судьей при принятии решения о привлечении лица к административной ответственности и назначении административного наказания только в случае, если этот вид административного наказания предусмотрен санкцией соответствующей статьи (частью статьи) Особенной части КоАП РФ”. В области дорожного движения данное наказание может быть применено, например, за установку на транспортном средстве без соответствующего разрешения устройств для подачи специальных световых или звуковых сигналов (за исключением охранной сигнализации) или незаконную установку на транспортном средстве опознавательного фонаря легкового такси (ч. 2 ст. 12.4 КоАП РФ).

Лишение права управления транспортным средством устанавливается за грубое или систематическое нарушение порядка пользования этим правом в случаях, предусмотренных статьями гл. 12 КоАП РФ. Лишение специального права назначается судьей. Срок лишения специального права не может быть менее одного месяца и более трех лет. Лишение специального права в виде права управления транспортным средством может устанавливаться и применяться в качестве как основного, так и дополнительного административного наказания. В качестве дополнительного этот вид наказания может применяться за совершение административных правонарушений, предусмотренных ч. 1, 2 и 4 ст. 12.8, ч. 1 ст. 12.26, ч. 3 ст. 12.27 КоАП РФ (ст. 3.3 КоАП РФ). Лишение права управления транспортным средством не может применяться к лицу, которое пользуется транспортным средством в связи с инвалидностью, за исключением случаев совершения административных правонарушений, предусмотренных ст. 12.8, ч. 3 ст. 12.10, ч. 5 ст. 12.15, ч. 3.1 ст. 12.16, ст. 12.24, 12.26, ч. 2 и 3 ст. 12.27 КоАП РФ (ст. 3.8 КоАП РФ). При применении наказания в виде лишения права управления транспортными средствами следует руководствоваться п. 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 18, где разъясняется, что, поскольку “Правила дорожного движения распространяются на все транспортные средства, лишение лица за совершение им административного правонарушения права управления транспортным средством определенного вида означает, что это лицо одновременно лишается права управления и другими транспортными средствами, указанными в п. 1 примечания к ст. 12.1 КоАП РФ”. В примечании к указанной статье установлено, что под транспортным средством в этой статье следует понимать автомототранспортное средство с рабочим объемом двигателя более 50 куб. см и максимальной конструктивной скоростью более 50 км/ч, а также прицепы к нему, подлежащие государственной регистрации, а в других статьях гл. 12 КоАП РФ также тракторы, другие самоходные дорожно-строительные и иные машины, трамваи, троллейбусы.

Административный арест заключается в содержании нарушителя в условиях изоляции от общества и устанавливается на срок до 15 суток. Административный арест устанавливается и назначается судьей лишь в исключительных случаях за отдельные виды административных правонарушений и не может применяться к беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до 14 лет, лицам, не достигшим возраста 18 лет, инвалидам I и II групп, военнослужащим, гражданам, призванным на военные сборы, а также к имеющим специальные звания сотрудникам органов внутренних дел, органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов (ст. 3.9 КоАП РФ). В области дорожного движения административный арест может применяться за совершение отдельных правонарушений, например за управление транспортным средством водителем, лишенным права управления транспортными средствами (ч. 2 ст. 12.7 КоАП РФ).

Читайте так же:  Приказ новорожденным 2006

Завершая краткую характеристику видов наказаний за нарушения в области безопасности дорожного движения, отметим, что в КоАП РФ предусмотрена возможность освобождения от административной ответственности при малозначительности административного правонарушения. Согласно ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Административная ответственность за нарушение Правил дорожного движения

Условные обозначения:

— предупреждение

— возможно лишение права управления ТС

— лишение права управления ТС

— возможен административный арест

В редакции Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях, действующей с 31 января 2018 г.

Суммы штрафов указаны в белорусских рублях.
С 1 января 2018 г.: 1 б.в. = руб.

Административная ответственность участников дорожного движения

Правила дорожного движения регламентируют правила не только для водителей транспортных средств, но и для пешеходов, пассажиров и прочих участников дорожного движения. Административная ответственность водителя, пешеходов, пассажиров, а также иных участников дорожного движения, предусмотренная за нарушение требований Правил дорожного движения, регулируется Кодексом Российской Федерации об Административных правонарушениях (КоАП).

Статья 3.2 КоАП РФ предусматривает следующие виды административных наказаний:
— предупреждение;
— административный штраф;
— возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения;
— конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения;
— лишение специального права, предоставленного физическому лицу;
— административный арест;
— административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства;
— дисквалификация;
— административное приостановление деятельности.

Инспектор ДПС на месте нарушения имеет право наложить административное взыскание в виде предупреждения. Это регламентировано ст. 3.4 КоАП РФ: «Предупреждение — мера административного наказания, выраженная в официальном порицании физического или юридического лица. Предупреждение выносится в письменной форме». Итак, предупреждение — это мера административного наказания, которая налагается за совершение малозначительного административного правонарушения (и в том случае, если данная санкция содержится в конкретных нормах Особенной части КоАП РФ или закона субъекта РФ об административной ответственности). Предупреждение как мера административного воздействия выносится в письменной форме в виде соответствующего постановления, копия постановления должна быть вручена водителю под роспись.

В том случае, если водителем было допущено более значительное нарушение, инспектор ДПС составляет административный протокол. После составления административный протокол должен быть подписан должностным лицом, которое его составило. Также в нем расписывается лицо, на которое он составлен. После этого инспектор ДПС обязан выдать копию данного протокола лицу, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении (по просьбе потерпевшего ему выдается аналогичная копия под роспись), и сообщить место и время рассмотрения дела по данному административному правонарушению. В административном протоколе также имеется графа, в которой инспектор ДПС пишет о том, на какое время, число, месяц, год и куда (с указанием юридического адреса) вам необходимо явиться для рассмотрения данного административного материала. Составленный на вас административный протокол в дальнейшем передается инспектором ДПС в административную практику отделения или отдела (в ГИБДД). Рассмотрение административных материалов за нарушение требований ПДД производится в судебном порядке. Во время подготовки к рассмотрению дела о совершенном административном правонарушении судья выясняет следующие вопросы:
1) относится ли к его компетенции рассмотрение данного дела;
2) имеются ли обстоятельства, исключающие возможность рассмотрения данного дела судьей, членом коллегиального органа, должностным лицом;
3) правильно ли составлены протокол об административном правонарушении и другие протоколы, предусмотренные настоящим Кодексом, а также правильно ли оформлены иные материалы дела;
4) имеются ли обстоятельства, исключающие производство по делу;
5) достаточно ли имеющихся по делу материалов для его рассмотрения по существу;
6) имеются ли ходатайства и отводы.

После того, как выяснит эти вопросы, он выносит определение о назначении времени и места рассмотрения дела, о вызове необходимых лиц, об истребовании необходимых дополнительных материалов по делу и, при необходимости, о назначении экспертизы.

§ 4. Административная ответственность за правонарушения в области дорожного движения.

Глава 12 КоАП РФ является одной из самых изменяемых и дополняемых глав Особенной части Кодекса. Неоднократно усиливалась ответственность за совершение правонарушений, предусмотренных данной главой. Это связано с тем, что большинство административных правонарушений в области дорожного движения являются общественно опасными и создают угрозу жизни и здоровью как самих водителей, так и окружающих. К настоящему времени на дорогах Российской Федерации сложилась серьезная ситуация. С каждым годом растут аварийность и смертность в результате дорожно-транспортных происшествий.

Согласно отчету ГАИ России количество аварий в стране в 2006 году составило 229 140 ДТП, что на 2,6% больше, чем в 2005-м. В 2006-м жертвами аварий стали 32 724 человека, это на 3,6% меньше, чем в 2005-м. Растет и число покалеченных в ДТП людей – их в прошлом году стало на 3,8% больше (285 362 человека) 57 .

Аварийность на дорогах вызвана множеством факторов. Это плохое качество производимых в России автомобилей, износ деталей, которые для большинства автомобилей довольно дорогие, плохое качество дорог, которые не ремонтируются годами, недостаточный опыт водителей, некачественный бензин, нарушение требований по безопасности дорожного движения населением.

Но основной причиной ДТП все же остается нарушение водителями Правил дорожного движения.

Правительством РФ была утверждена Федеральная целевая программа «Повышение безопасности дорожного движения в 2006-2012 годах» 58 , целями которой являются сокращение количества лиц, погибших в результате дорожно-транспортных происшествий; сокращение количества дорожно-транспортных происшествий с пострадавшими.

В целях реализации программы в 2006 году в Государственную Думу РФ был представлен проект Федерального закона о внесении изменений и дополнений в КоАП РФ, предусматривающий повышенную административную ответственность в области дорожного движения. В окончательной редакции закон был принят Государственной Думой 6 июля 2007 года.

Данным законом существенно усилена административная ответственность за правонарушения в области дорожного движения, глава 12 дополнена новыми составами административных правонарушениях. В частности, установлена ответственность за управление транспортными средствами в состоянии опьянения водителей, не имеющих права управления транспортными средствами или лишенных такого права, за отказ от прохождения ими медицинского освидетельствования на состояние опьянения, за пользование водителем во время движения транспортного средства телефоном, не оборудованным техническим устройством, позволяющим вести переговоры без использования рук и за другие правонарушения. Введена новая мера обеспечения производства — освидетельствование на состояние опьянения, изменены правила задержания транспортного средства.

Объектом административных правонарушений, предусмотренных главой 12 КоАП РФ, являются общественные отношения, складывающиеся по поводу обеспечения безопасности дорожного движения и правил эксплуатации транспортных средств, а также по охране жизни и здоровья граждан.

В соответствии с ч. 1 примечания к ст. 12.1 КоАП РФ под транспортным средством в этой статье следует понимать автомототранспортное средство с рабочим объемом двигателя более 50 кубических сантиметров и максимальной конструктивной скоростью более 50 километров в час, а также прицепы к нему, подлежащие государственной регистрации, а в других статьях настоящей главы также трактора, другие самоходные дорожно-строительные и иные машины, трамваи, троллейбусы.

Субъектами правонарушений в основном являются водители транспортных средств. В соответствии с Правилами дорожного движения 59 водителем является лицо, управляющее каким-либо транспортным средством, погонщик, ведущий по дороге вьючных, верховых животных или стадо. К водителю приравнивается обучающий вождению. По отдельным правонарушениям субъектами их совершения могут являться пешеходы (напр., ч. 1 ст.12.29, ст. 12.30 КоАП РФ), пассажиры (напр., ч. 1 ст. 12.29, ст. 12.30 КоАП РФ), лица, управляющие мопедом, велосипедисты (напр., ч. 2 ст. 12.29, ст. 12. 30 КоАП РФ), должностные лица, ответственные за техническое состояние и эксплуатацию транспортных средств (напр., ст. ст. 12.31, 12.32 КоАП РФ), должностные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений (ст. 12.34 КоАП РФ), юридические лица (ст.ст. 12.33, 12.34 КоАП РФ) и другие субъекты.

Основным наказанием за правонарушения в области дорожного движения является административный штраф. Применяются и другие наказания, в частности, лишение права управления транспортным средством, максимальный срок которого увеличился до трех лет, административный арест, конфискация.

Установление столь жестких мер, введение новых составов административных правонарушений отчасти позволит дисциплинировать водителей, пешеходов и других участников дорожного движения. Как показывает практика, с момента введения в действия закона водители в большей степени стали соблюдать Правила дорожного движения (пристегивают ремни безопасности, реже нарушают скоростной режим и др.).

Административная ответственность в области дорожного движения

Рубрика: Государство и право

Дата публикации: 29.01.2015 2015-01-29

Статья просмотрена: 4826 раз

Библиографическое описание:

Семёнов А. Э. Административная ответственность в области дорожного движения // Молодой ученый. — 2015. — №3. — С. 694-697. — URL https://moluch.ru/archive/83/15275/ (дата обращения: 11.12.2018).

Читайте так же:  Календарь оформить образцы

Обеспечение безопасности дорожного движения является одной из основных функций государства по обеспечению правопорядка. Безопасность дорожного движения является важнейшим элементом правопорядка, который призвано обеспечивать государство. Становление и развитие новой российской государственности требует переосмысления сущности и социального назначения многих правовых явлений и категорий с позиции приоритета права над государством, естественных прав человека и гражданина над иными ценностями в обществе.

Сложившаяся система правового регулирования безопасности дорожного движения в Российской Федерации в основном логична, однако в силу своей сложности и постоянно вносимых в нее изменений ее применение не всегда эффективно. Очевидно, что действующее законодательство в области безопасности дорожного движения нуждается не только в совершенствовании, но и в создании условий для его более эффективного применения.

Основу системы правового регулирования дорожного движения составляет институт административной ответственности, реализация которой основана на применении административных наказаний, именно этот элемент правоприменительной деятельности ГИБДД, наряду с профилактической работой, является решающим в практике предупреждения и пресечения правонарушений в области безопасности дорожного движения.

Применение мер административного принуждения органами внутренних дел в рассматриваемой сфере серьезно затруднено недостаточной разработанностью понятийного аппарата административно-юрисдикционной деятельности, применения административных наказаний, механизма их исполнения и т. д.

ГИБДД пытается справиться с проблемами в сфере обеспечения безопасности дорожного движения. Поэтому совершенно ясно, что сама жизнь заставляет ГИБДД работать на граждан и в их интересах комплексно и системно. Об этом свидетельствует государственная статистика работы по направлениям обеспечения безопасности дорожного движения [1].

В настоящее время практически невозможно достичь положения, когда каждый участник дорожного движения или должностное лицо, связанное с обеспечением его безопасности, во всех случаях поступали бы в полном соответствии с установленными нормами и правилами.

Наличие большого количества дорожно-транспортных происшествий является свидетельством того, что реальная подготовленность участников дорожного движения не в полной мере соответствует уровню сложности условий, свойственных современному дорожному движению. В этом состоит основная причина существования дорожно-транспортной аварийности как объективной реальности. Уменьшить ее можно двумя основными способами.

Во-первых, путем оптимизации требований к участникам дорожного движения, совершенствования условий движения, дорожно-транспортной техники, дорожно-транспортных условий. А, во-вторых, путем повышения уровня организованности и подготовленности участников дорожного движения, развития у них знаний, умений, навыков, соответствующих сложности условий движения, формирования установок на полное и неукоснительное соблюдение порядка дорожного движения.

Условия деятельности участников дорожного движения складываются в процессе работ по подготовке и обслуживанию дорожного движения. Данный комплекс работ включает:

— конструирование, постановку на производство, изготовление, переоборудование транспортных средств, их эксплуатацию и техническое обслуживание; проектирование, строительство, реконструкцию, ремонт и содержание дорог и дорожных сооружений; планировку, застройку, коммунальное обслуживание городов и других населенных пунктов;

— обустройство дорог объектами дорожного сервиса и организацию сервисного обслуживания участников дорожного движения;

— организацию дорожного движения;

— общую подготовку населения к участию в дорожном движении, в том числе обучение детей безопасному поведению на дорогах, специальную подготовку водителей и их медицинское обслуживание;

— организацию перевозок пассажиров и грузов, включая транспортно-экспедиционную деятельность и погрузочно-разгрузочные работы;

— эвакуацию и лечение людей, пострадавших в ДТП, их медицинскую и социальную реабилитацию и др. [2]

Общественные отношения, возникающие в процессе осуществления указанного комплекса работ и услуг, образуют вторую составляющую обеспечения безопасности инфраструктуры дорожного движения как предмета правового регулирования.

Цель правового регулирования на этом уровне состоит в достижении максимально полного соответствия, во-первых, состояния условий дорожного движения и подготовленности его участников к деятельности в этих условиях, во-вторых, качества защиты участников дорожного движения от травм, уровня организации работ по ликвидации последствий дорожно-транспортных происшествий и масштабов характера дорожно-транспортного травматизма.

Для этого, прежде всего, должны быть нормативно установлены требования к конструкции и эксплуатационному состоянию технических компонентов дорожного движения, к подготовленности участников дорожного движения, регламентированы различного рода работы, которые должны осуществляться для обеспечения выполнения этих требований, а, кроме того, определены обязанности и ответственность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, непосредственно осуществляющих подготовку и обслуживание дорожного движения.

Обеспечение безопасности дорожного движения сегодня по праву относится к первоочередным задачам Российской Федерации, имеющим общенациональное значение.

Учитывая высокую латентность (по некоторым данным достигающую 30 %) административных правонарушений в сфере безопасности дорожного движения, необходимо отметить, что пренебрежение установленными правилами способствует появлению у большинства населения чувства уверенности в безнаказанности противоправного поведения, неверия в эффективность деятельности правоохранительных органов. Этому способствуют и многократные изменения соответствующих нормативных правовых актов за непродолжительные периоды времени, в том числе и устанавливающих санкции за неправомерное поведение. Это приводит к тому, что в деятельности юрисдикционных органов по профилактике нарушений ПДД возникают проблемы, заключающиеся в том, что принцип неотвратимости наказания за совершенное правонарушение соблюдается на практике далеко не всегда. [3]

Административно-правовое регулирование безопасности дорожного движения в Российской Федерации обладает рядом существенных недостатков, что требует внесения ряда изменений в КоАП РФ.

Например, в правоприменительной практике существуют проблемы реализации требований законодателя к перевозке детей до 12-летнего возраста в транспортных средствах, оборудованных ремнями безопасности. Ответственность за нарушение правил перевозки детей установлена ч.3 ст. 12.23 КоАП РФ. Сложность привлечения к ответственности за данное нарушение заключается в том, что в статье не приводятся требования к перевозке детей, а содержится отсылка к Правилам дорожного движения.

Согласно п. 22.9 ПДД РФ перевозка детей допускается при условии обеспечения их безопасности с учетом особенностей конструкции транспортного средства. Перевозка детей до 12-летнего возраста в транспортных средствах, оборудованных ремнями безопасности, должна осуществляться с использованием детских удерживающих устройств, соответствующих весу и росту ребенка, или иных средств, позволяющих пристегнуть ребенка с помощью ремней безопасности, предусмотренных конструкцией транспортного средства, а на переднем сиденье легкового автомобиля — только с использованием детских удерживающих устройств.

Принципиальная необходимость фиксации ребенка в автомобиле в специальном детском удерживающем устройстве, а не на руках взрослого пассажира (родителя), обусловлена тем, что при резком торможении (ударе) со скоростью в 50 км/час вес пассажира (ребенка) возрастает примерно в 30 раз. Именно поэтому перевозка ребенка на руках считается самой опасной. Так, если вес ребенка 10 кг, то в момент удара он будет весить уже около 300 кг, и удержать его от резкого удара о переднее кресло или о ветровое стекло практически невозможно, кроме того, взрослый, держащий ребенка на руках, в этом случае способен раздавить ребенка своим весом [4].

С другой стороны, современный подросток 11–12 лет нередко имеет рост и вес вполне сопоставимый с ростом и весом среднестатистического взрослого человека. Усаживать такого ребенка в детское кресло весьма затруднительно, да и излишне. Думается, в ст. 12.23 КоАП РФ, наряду с указанием на возраст детей, необходимо закрепить указание на их рост и вес, более точно, чем это сделано в п. 22.9 ПДД РФ.

Отдельные идентичные нарушения Правил дорожного движения, закрепленные в разных частях одной и той же статьи КоАП РФ, вследствие несовершенства юридической техники влекут разные неблагоприятные последствия для правонарушителя. В связи с этим необходимо с целью устранения пробелов в административно-деликтном законодательстве в области дорожного движения:

1) внести изменения в ст. 12.8КоАП РФ, изложив ч.3 данной статьи в следующей редакции: «3. Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 или 2 ст. 12.8 КоАП РФ, — влечет наложение административного штрафа в размере пятидесяти тысяч рублей с лишением права управления транспортными средствами на срок три года». Часть 4 данной статьи исключить;

2) дополнить статью 12.9 КоАП РФ «Превышение установленной скорости движения» частью 5 1 следующего содержания: «Совершение иных нарушений Правил дорожного движения, устанавливающих скорость движения транспортных средств, за исключением случаев, предусмотренных частями 1 -4 настоящей статьи».

В связи с тем, что КоАП РФ не содержит определения административной ответственности главу 2 КоАП РФ «Административное правонарушение и административная ответственность» следует дополнить статьей 2.2.1 следующего содержания:

«Административная ответственность — это вид государственного принуждения, реализуемого в предусмотренной настоящим Кодексом процессуальной форме и отражающего такое правовое состояние лица, при котором оно претерпевает неблагоприятные последствия морального, личного, имущественного или организационного характера в результате совершенного им административного правонарушения».

Такая статья вполне логична и уместна в структуре главы 2 КоАП РФ после статей 2.1 «Административное правонарушение» перед статьями 2.2 «Формы вины», однако 2.3 «Возраст, по достижении которого наступает административная ответственность» и 2.4 «Административная ответственность должностных лиц».

Формально-логический анализ норм главы 12 КоАП РФ «Административные правонарушения в области дорожного движения» свидетельствует о том, что далеко не все нормы главы 12 КоАП РФ устанавливают административную ответственность за деяния, посягающие именно на «область дорожного движения» как объект противоправного посягательства. Поэтому представляется целесообразным либо переименовать название главы 12 КоАП РФ, обозначив ее как «Административные правонарушения в области безопасности дорожного движения» и отнести туда ряд составов административных правонарушений, находящихся в настоящее в других главах КоАП РФ (в частности в главе 11 КоАП РФ), либо наоборот, убрать из главы 12 КоАП РФ те составы административных правонарушений, которые к дорожному движению как объекту противоправного посягательства отношения не имеют.

Читайте так же:  Лицензия на артезианскую скважину цена

Если провести сравнительный анализ норм Правил дорожного движения (ПДД) и норм главы 12 КоАП РФ, то можно прийти к выводу о том, что не все регулятивные нормы ПДД обеспечиваются соответствующими охранительными нормами главы 12 КоАП РФ. В этой связи, исходя из принципа неотвратимости наказания как одного из базовых принципов юридической ответственности, представляется целесообразным пересмотреть положения главы 12 КоАП РФ на предмет более адекватной правовой защиты ее нормами регулятивных положений ПДД.

С этой целью необходимо дополнить главу 12 КоАП РФ статьей, предусматривающей административную ответственность за нарушение Правил дорожного движения или правил эксплуатации транспортного средства, за исключением случаев, предусмотренных другими статьями главы 12 КоАП РФ, повлекшее причинение имущественного ущерба потерпевшему.

Исходя из закрепленного в ст. 2.6.1 КоАП РФ принципа объективного вменения совершения административного правонарушения в области дорожного движения собственникам (владельцам) транспортных средств не достаточно ясным с точки зрения его практического воплощения выглядит принцип назначения административного наказания, сформулированный в ч. 2 ст. 4.1 КоАП РФ, согласно которому при назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, и обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность. Как представляется, эта проблема требует законодательного урегулирования.

Представляется целесообразным сделать санкции тех статей КоАП РФ (в частности ст. 12.9 и др.), в рамках которых производство может осуществляться в упрощенном порядке, безальтернативными в аспекте фиксированного (т. е. без соответствующих «вилок» от минимума до максимума) размера административного штрафа, поскольку в рамках упрощенного производства по делу об административном правонарушении (т. е. при назначении административного наказания без составления протокола об административном правонарушении в порядке ст. 28.6 КоАП РФ) такие подлежащие выяснению в ходе производства по делу смягчающие и отягчающие ответственность обстоятельства, имущественное положение нарушителя и прочие факторы достоверно установлены и учтены быть не могут, поскольку не может быть установлена их достоверность.

Таким образом, выбор правоприменителем степени тяжести из предложенной альтернативы установленного законом административного наказания в подобных случаях осуществляется исключительно на субъективной основе, а это недопустимо.

Представляется необходимым дополнить ст. 12.30 примечанием, раскрывающим понятие «водитель транспортного средства», для уточнения субъекта административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 12.30 КоАП РФ «Нарушение Правил дорожного движения пешеходом или иным участником дорожного движения, повлекшее создание помех в движении транспортных средств либо причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего», а также для исключения неопределенности при определении субъекта административного правонарушения, предусмотренного ст. 12.24 КоАП РФ «Нарушение Правил дорожного движения или правил эксплуатации транспортного средства, повлекшее причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего», в следующей редакции:

«Водитель транспортного средства — это лицо, управляющее автомото-транспортным средством с рабочим объемом двигателя более 50 кубических сантиметров и максимальной конструктивной скоростью более 50 километров в час, подлежащим государственной регистрации, а также трактором, другой самоходной дорожно-строительной и иной машиной, трамваем, троллейбусом».

Реализация законодателем указанных выше предложений, как представляется, сможет создать определенного рода предпосылки для более эффективного обеспечения уровня безопасности дорожного движения посредством применения мер административной ответственности, равно как и сделает институт самой административной ответственности более совершенным.

1. Быков А.И. Проблемы применения органами внутренних дел административных наказаний в области безопасности дорожного движения: Автореф. дис. канд. юрид. наук. – М.: Академия, 2011.-197. – С .35.

2. Квитчук А.С. Система обеспечения безопасности дорожного движения в России: Историко-правовое исследование: Автореф.докт.юрид.наук. // А.С. Квитчук — СПб.: МВД России. Санкт-Петербургский университет., 2011. С .21

3. Костылев А.К., Передернин А.В. Проблемы обеспечения гарантий водителей транспортных средств и собственников транспортных средств в условиях электронного юрисдикционного производства // Вестник Тюменского государственного университета.2014.№3. С.150.

4. Кузнецов А.П. Актуальные проблемы обеспечения безопасности дорожного движения на современном этапе / А.И. Кузнецов, С.В. Изосимов, Н.Н. Маршакова // Транспортное право.- 2006.- № 1. – С.28.

Виды ответственности за нарушение ПДД (правил дорожного движения)

Из-за нашего своеобразного русского менталитета мы так сильно отличаемся от жителей любых других стран. Как жители европейских стран относятся к соблюдению правил дорожного движения (ПДД) – «Это залог нашей безопасности и безопасности всех окружающих». А как относятся к этому же вопросу большинство жителей Российской Федерации – «Лишь бы не встретить сотрудников ГИБДД». То есть, на первый план для россиян выходит банальное стремление избежать справедливого наказания за нарушение закона, нежели его простое соблюдение. В настоящей статье речь пойдёт о том, какая в России предусмотрена ответственность за нарушение действующих правил дорожного движения, а также о том, какое наказание ожидает нарушителей, и в чём оно может проявляться.

Наказание за нарушение правил дорожного движения.

Общие положения

Итак, в Российской Федерации в соответствии с действующим законодательством разрешается проходить обучение на право вождения автомобиля и/или мотоцикла с 16-ти лет. А фактическое получение законного разрешения на право вождения транспортным средством будет зависеть от запрашиваемой категории, а именно:

  • категории «М» и «А1» – то есть мопеды и мотоциклы до 125 кб/с. – допускается получение прав в возрасте 16-ти лет, но перевозить пассажиров возможно только при стаже не менее 2-х лет;
  • категории «А», «В», «С», «В1», «С1» – мотоциклы, автомобили, в том числе грузовые – только с 18-ти лет;
  • категории «D», «D1», «Tm» и «Tb» – пассажирские автомобили с количеством посадочных мест более 8 – только с 21 года;
  • категории «BE», «CE», «DE» – автомобили с прицепами – для получения прав требуется стаж вождения не менее 1 года по основной категории;
  • категории «C1E» и «D1Е» – вес ТС от 3,5 до 7,5 тонн – аналогичные требования.

Соответственно, несоблюдение данного возрастного ограничения и создаёт один из видов нарушений действующих правил дорожного движения. В целом законодательная система в части обеспечения безопасности дорожного движения насчитывает огромное количество нормативно-правовых актов, что создаёт ещё большее количество их возможных форм.

Тема настоящей статьи, а также главный интересующий вопрос – какая ответственность наступает в случае несоблюдения ПДД. В силу того, что ежедневно подобных нарушений фиксируется тысячи по всей стране, и что фактические последствия этих нарушений могут колебаться от минимального ущерба до причинения смерти, действующим законодательством предусмотрено целых три возможных вида ответственности: гражданская, административная и уголовная. И именно об этих видах и пойдёт речь далее.

Гражданская ответственность

Наверняка многим известно, что гражданское право регулирует определённые имущественные и неимущественные отношения субъектов. Применительно к рассматриваемой теме гражданская ответственность наступает в случае, если нарушение ПДД привело к фактическим убыткам (ущербу) одного из субъектов. Следует понимать, что Гражданский кодекс статьёй 1079 и главой 59 в целом определил, что ответственность распространяется не только на лицо, которое непосредственно участвовало в данном деянии, но и на лицо, являющееся фактическим владельцем орудия совершения злодеяния (хозяина транспортного средства).

То есть, если кто-либо предоставил в пользование свой автомобиль третьему лицу, даже если это ближайший родственник, и лицо, получившее законное право использовать ТС, нарушило ПДД и это привело к возникновению гражданско-правовых отношений, то и владелец (при определённых обстоятельствах) будет обязан возместить часть причинённого ущерба. Данная обязанность не распространяется на случаи, когда владелец не давал разрешения (и это будет доказано) на право управления своим транспортным средством. То есть, по сути, это следует расценивать как угон или кражу. Из вышесказанного следует, что гражданско-правовая ответственность заключается в погашении причинённого вследствие ДТП ущерба на основе соответствующего искового заявления от потерпевшего.

Уголовная ответственность

Почему сначала речь пойдёт об уголовной, а не об административной ответственности? Конечно же, Уголовный кодекс в своих нормах предусматривает более жёсткие формы мер наказания, нежели Административный кодекс.

Но в отличие от КоАП РФ, который, забегая вперёд, является основным нормативно-правовым актом по рассматриваемой теме, в УК РФ присутствует всего несколько статей, предполагающих несение уголовной ответственности и наказания за нарушение ПДД.

Итак, здесь и далее статьи, отвечающие за установление наказания за различные виды/последствия нарушения правил дорожного движения, в силу их большого количества следует привести в виде таблицы, а именно: