22 федеральный закон о прокуратуре российской федерации

Статья 22. Полномочия прокурора

Статья 22. Полномочия прокурора

См. комментарии к статье 22 настоящего Федерального закона

О конституционно-правовом смысле положений статьи 22 настоящего Федерального закона см. постановление Конституционного Суда РФ от 18 июля 2003 г. N 13-П

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 7 марта 2017 г. N 27-ФЗ пункт 1 статьи 22 настоящего Федерального закона внесены изменения

1. Прокурор при осуществлении возложенных на него функций вправе:

по предъявлении служебного удостоверения беспрепятственно входить на территории и в помещения органов, указанных в пункте 1 статьи 21 настоящего Федерального закона, иметь доступ к их документам и материалам, проверять исполнение законов в связи с поступившей в органы прокуратуры информацией о фактах нарушения закона;

требовать от руководителей и других должностных лиц указанных органов представления необходимых документов и материалов или их копий, статистических и иных сведений в сроки и порядке, которые установлены пунктами 2, 2.1, 2.3, 2.4, 2.5 статьи 6 настоящего Федерального закона; выделения специалистов для выяснения возникших вопросов; проведения проверок по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, ревизий деятельности подконтрольных или подведомственных им организаций;

вызывать должностных лиц и граждан для объяснений по поводу нарушений законов.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 5 июня 2007 г. N 87-ФЗ в пункт 2 статьи 22 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу по истечении 90 дней после дня официального опубликования вышеназванного Федерального закона

2. Прокурор или его заместитель по основаниям, установленным законом, возбуждает производство об административном правонарушении, требует привлечения лиц, нарушивших закон, к иной установленной законом ответственности, предостерегает о недопустимости нарушения закона.

Постановлением Конституционного Суда РФ от 18 июля 2003 г. N 13-П норма, содержащаяся во взаимосвязанных пункте 2 статьи 1, пункте 1 статьи 21 и пункте 3 статьи 22 настоящего Федерального закона, пункте 2 части первой статьи 26, части первой статьи 251 ГПК РФ, наделяющая прокурора правом обращаться в суд общей юрисдикции с заявлением о признании положений конституций и уставов субъектов РФ противоречащими федеральному закону, признана несоответствующей Конституции РФ

3. Прокурор или его заместитель в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами, указанными в пункте 1 статьи 21 настоящего Федерального закона:

освобождает своим постановлением лиц, незаконно подвергнутых административному задержанию на основании решений несудебных органов;

Постановлением Конституционного Суда РФ от 11 апреля 2000 г. N 6-П положение абзаца третьего пункта 3 статьи 22 настоящего Федерального закона в части, наделяющей суды общей юрисдикции полномочием признавать закон субъекта Российской Федерации, противоречащий федеральному закону, недействительным и утрачивающим юридическую силу, признано не соответствующим Конституции

опротестовывает противоречащие закону правовые акты, обращается в суд или арбитражный суд с требованием о признании таких актов недействительными;

вносит представление об устранении нарушений закона.

4. Должностные лица органов, указанных в пункте 1 статьи 21 настоящего Федерального закона, обязаны приступить к выполнению требований прокурора или его заместителя о проведении проверок и ревизий незамедлительно.

Статья 22. Полномочия прокурора

Ст. 22 Закон о прокуратуре в последней действующей редакции от 18 марта 2017 года.

Новые не вступившие в силу редакции статьи отсутствуют.

Статья 22. Полномочия прокурора

1. Прокурор при осуществлении возложенных на него функций вправе:

  • по предъявлении служебного удостоверения беспрепятственно входить на территории и в помещения органов, указанных в пункте 1 статьи 21 настоящего Федерального закона, иметь доступ к их документам и материалам, проверять исполнение законов в связи с поступившей в органы прокуратуры информацией о фактах нарушения закона;
  • требовать от руководителей и других должностных лиц указанных органов представления необходимых документов и материалов или их копий, статистических и иных сведений в сроки и порядке, которые установлены пунктами 2, 2.1, 2.3, 2.4, 2.5 статьи 6 настоящего Федерального закона; выделения специалистов для выяснения возникших вопросов; проведения проверок по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, ревизий деятельности подконтрольных или подведомственных им организаций;
  • вызывать должностных лиц и граждан для объяснений по поводу нарушений законов.

2. Прокурор или его заместитель по основаниям, установленным законом, возбуждает производство об административном правонарушении, требует привлечения лиц, нарушивших закон, к иной установленной законом ответственности, предостерегает о недопустимости нарушения закона.

3. Прокурор или его заместитель в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами, указанными в пункте 1 статьи 21 настоящего Федерального закона:

  • освобождает своим постановлением лиц, незаконно подвергнутых административному задержанию на основании решений несудебных органов;
  • опротестовывает противоречащие закону правовые акты, обращается в суд или арбитражный суд с требованием о признании таких актов недействительными;
  • вносит представление об устранении нарушений закона.

4. Должностные лица органов, указанных в пункте 1 статьи 21 настоящего Федерального закона, обязаны приступить к выполнению требований прокурора или его заместителя о проведении проверок и ревизий незамедлительно.

Федеральный закон «О Прокуратуре РФ» 2018 года (N 2202-1 редакция 2018)

Федеральный закон «О Прокуратуре РФ» — N 2202-1 — устанавливает, что прокуратура России является единой федеральной централизованной системой органов, производящих от лица нашего государства надзор за соблюдением российской Конституции и точным исполнением законов, действующих на территории нашей страны. Рассматривает и регламентирует такие вопросы, как принципы организации и деятельности прокуратуры РФ, обязательность исполнения требований прокурора, аттестация прокурорских работников, проведение антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов, дисциплинарная ответственность, увольнение в связи с утратой доверия. Описывает полномочия Генерального прокурора, варианты поощрения работников и т.д.

Читайте так же:  Расписка требования к оформлению

Федеральный закон «О Прокуратуре РФ» 2015 года № 2202-1 был принят 17.01.1992 г.

Законодательная база Российской Федерации

Бесплатная консультация
Федеральное законодательство

  • Главная
  • ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 17.01.92 N 2202-I (ред. от 21.11.2011) «О ПРОКУРАТУРЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
  • В данном виде документ опубликован не был
  • (в ред. от 17.11.95 — «Собрание законодательства РФ», 20.11.95, N 47, ст. 4472;
  • «Российская газета», N 229, 25.11.95)

Статья 22 Полномочия прокурора

1. Прокурор при осуществлении возложенных на него функций вправе:

по предъявлении служебного удостоверения беспрепятственно входить на территории и в помещения органов, указанных в пункте 1 статьи 21 настоящего Федерального закона, иметь доступ к их документам и материалам, проверять исполнение законов в связи с поступившей в органы прокуратуры информацией о фактах нарушения закона;

требовать от руководителей и других должностных лиц указанных органов представления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений; выделения специалистов для выяснения возникших вопросов; проведения проверок по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, ревизий деятельности подконтрольных или подведомственных им организаций;

вызывать должностных лиц и граждан для объяснений по поводу нарушений законов.

2. Прокурор или его заместитель по основаниям, установленным законом, возбуждает производство об административном правонарушении, требует привлечения лиц, нарушивших закон, к иной установленной законом ответственности, предостерегает о недопустимости нарушения закона.

3. Прокурор или его заместитель в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами, указанными в пункте 1 статьи 21 настоящего Федерального закона:

освобождает своим постановлением лиц, незаконно подвергнутых административному задержанию на основании решений несудебных органов;

опротестовывает противоречащие закону правовые акты, обращается в суд или арбитражный суд с требованием о признании таких актов недействительными;

: Положение абзаца третьего пункта 3 статьи 22 в части, наделяющей суды общей юрисдикции полномочием признавать закон субъекта Российской Федерации, противоречащий федеральному закону, недействительным и утрачивающим юридическую силу признано не соответствующим Конституции Российской Федерации, ее статьям 10, 11, 15 (части 1 и 2) и 125 (части 2, 3 и 6) (Постановление Конституционного Суда РФ от 11.04.2000 N 6-П)

вносит представление об устранении нарушений закона.

: Содержащаяся во взаимосвязанных пункте 2 статьи 1, пункте 1 статьи 21 и пункте 3 статьи 22, пункте 2 части первой статьи 26, части первой статьи 251 ГПК Российской Федерации норма, наделяющая прокурора правом обращаться в суд с заявлением о признании нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации противоречащими закону, признана не соответствующей Конституции Российской Федерации, ее статьям 66 (части 1 и 2), 76 (части 3, 4, 5 и 6), 118 (часть 2), 125 (части 2, 3 и 5), 126 и 128 (часть 3), в той мере, в какой данная норма допускает обращение прокурора в суд общей юрисдикции с заявлением о признании положений конституций и уставов противоречащими федеральному закону (Постановление Конституционного Суда РФ от 18.07.2003 N 13-П)

4. Должностные лица органов, указанных в пункте 1 статьи 21 настоящего Федерального закона, обязаны приступить к выполнению требований прокурора или его заместителя о проведении проверок и ревизий незамедлительно.

22 статья ФЗ «О прокуратуре»

Прокуратура Российской Федерации — общегосударственная централизованная система служб, которая осуществляет от имени РФ контроль за соблюдением Конституции Российской Федерации и законов, действующих на территории России.

Главный нормативно-правовой документ, содержащий принципы работы прокураторы, межнациональное сотрудничество, недопустимость вмешательства при исполнении прокурорского контроля каких-либо лиц, а также непосредственное участие прокурора в заседаниях служб государственного правления РФ, субъектов РФ, областного самоуправления, является Федеральный закон от 17.01.1992 года №2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации».

Структура ФЗ состоит из 7 разделов и 54 статей:

  • раздел 1 (статьи 1-10). Основные положения закона. Рассматривает обязанность исполнения прокурора, а также регулирует вопросы относительно деятельности по борьбе с преступностью;
  • раздел 2 (ст 11-20). Система и создание прокуратуры РФ. Регламентирует систему прокуратуры РФ, генерального прокурора РФ, назначение его и других лиц на должность, а также рассматривает систему субъектов РФ, городов, районов, полномочия прокуроров и суда в органах прокуратуры;
  • раздел 3 (ст 21-34). Прокурорский контроль. Данный раздел включает в себя 4 главы, которые рассматривают: общий контроль за исполнением законов и других законодательных актов; надзор за соблюдением прав и свобод человека; контроль за соблюдением законов службами, исполняющими оперативно-розыскную деятельность и предварительное следствие; укрепляет надзор за исполнением законов администрациями служб и учреждений, осуществляющие наказание;
  • раздел 4 (ст 35-39). Соучастие прокурора в рассмотрении дел судебными инстанциями. Представлены случаи участия прокурора в рассмотрении дел судебными инстанциями, обжалование решений, отзыв протеста и способы приостановления исполнения судебного приговора;
  • раздел 5 (ст 40-45). Служба в органах и учреждениях прокуратуры. Государственные служащие органов и учреждений прокуратуры. В соответствующем разделе содержатся все положения, регламентирующие нормы и требования служб в органах организации прокуратуры, а также положения, касающиеся отпуска, поощрения, ответственности, прекращения работы, повышения профессиональной квалификации, материального и социального обеспечения и меры законодательной и социальной поддержки;
  • раздел 6 (ст 46-50). Особенности формирования и обеспечения деятельности служб военной прокуратуры. Содержит главное положение о Главной военной прокуратуре, ее структуре, полномочия соответствующих лиц, кадрах, материальном и социальном обеспечении военнослужащих;
  • раздел 7 (ст 51-54). Другие вопросы относительно формирования и обеспечения деятельности органов прокуратуры. Укрепляет статическую отчетность, печать служб и учреждений, финансовое и материальное обеспечение служб и учреждений прокуратуры.
Читайте так же:  Налог на покупку квартиры менее 3 лет в собственности

Статья 22 «Полномочия прокурора»

Статья 22 Федерального закона №2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» устанавливает основные полномочия прокурора. Данный документ состоит из 4 пунктов.

Пункт 1. При исполнении возложенных на прокурора функций, он имеет право:

  • по предоставлению служебного удостоверения входить на территорию и в помещения служб, которые указаны в п. 1 статьи 21, а также имеет полный доступ ко всем документациям;
  • потребовать у администрации и иных должностных лиц статистические и другие сведения, установленные пунктами 2-2.5 статьи 6 настоящего закона;
  • требовать от должностных лиц и граждан объяснения относительно нарушений нормативно-правовых актов.

Пункт 2. Прокурор или его заместитель согласно основаниям, установленным законом, возбуждает производство об административном правонарушении и требует привлечь соответствующих лиц к ответственности.

Пункт 3. Если прокурором или его заместителем был зафиксирован факт нарушения Федерального закона, в этом случае обвинитель обладает следующими полномочиями:

  • освободить должностное лицо, которое незаконно было подвергнуто административному задержанию;
  • обжаловать законодательные акты, затем обращается в Арбитражный суд для признания данных документов недействительными;
  • вносит запись об устранении правонарушений закона.

Пункт 4. Государственные служащие, указанные в статьи 21 пункте 1, должны незамедлительно приступать к выполнению требований, установленные прокурором или его заместителем относительно проведения проверок и ревизий.

Изменения ст 22 ФЗ о прокуратуре

22 февраля 2017 года Государственная Дума приняла решение внести изменения в Федеральный закон от 17.01.1992 года №2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», которые были одобрены Советом Федерации 1 марта того же года.

В статью 22 пункт 1 также были внесены изменения, посредством которых были расширены полномочия прокуроров. Согласно новой редакции, соответствующие органы могут требовать от руководителей всю документацию организации, а также имеют полномочия проводить ревизию деятельности подконтрольных или подведомственных организаций.

Важно! Абзац 3 пункта 3 статьи 22 признан частично не соответствующим Конституции Российской Федерации Постановлением Конституционного Суда РФ.

Скачать ФЗ о прокуратуре

Настоящий ФЗ является главным документом, регулирующим прокурорский контроль и его нормы и требования. В течение суток, проверяющие должны оповестить о нарушениях и составить соответствующий акт, указав в нем цели, основания и предмет контроля.

Согласно последней редакции Федерального закона от 17.01.1992 года №2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», организация может потребовать приостановить сроки проверки.

Основания:

  • проведение специальной экспертизы, результаты которой могут повлиять на ход проверки, соответственно и на решение ген прокурора или его заместителя;
  • бездейственность проверяющего;
  • отсутствие документации, копий и доказательств, необходимых для принятия решения и закрытия дела.

Скачать ФЗ о прокуратуре РФ от 17.01.1992 по ссылке.

Содержание 22 статьи закона о прокуратуре

Прокуратура РФ является централизованной единой системой с разрозненным рядом служб, находящихся на всей территории России. Прокуроры устраивают проверки и выявляют нарушения положений законодательства РФ, а также контролируют и регулируют исполнение требований законов. Единственный акт, влияющий на описываемую сферу – это Федеральный закон 2202-1, согласно которому прокуроры имеют определенные рамки полномочий и функций, в котором перечислен процесс проверок, оформлена ответственность нарушителей и самих прокуроров.

Общие положения 22 статьи

Федеральный закон номер 2202-1 о прокуратуре был принят Государственной Думой 17 января 1991 года. Закон содержит 7 разделов, 54 статьи и 3 приложения. В 22 статье закона написано о полномочиях и функциях прокуроров. Статья 22 «Полномочия прокурора» содержит 4 пункта.

О ФЗ о нотариате в последней редакции можно узнать по ссылке:

1 пункт. В первом пункте подробно описаны права прокурора:

  • В случае если прокурор предъявляет собственное удостоверение с указанием должности, он имеет право войти на территорию любого органа и в любое время. При этом он имеет право получать по требованию материалы или бумаги, иметь открытый доступ к ним и проводить необходимые проверки, чтобы выявить возможные нарушения законодательства. Проверки проводятся после получения сведений о наличии в органах нарушений;
  • Прокурор имеет право вызвать любое должностное лицо, работника или сотрудника в случаях, если были выявлены нарушения, для объяснений;
  • Также прокурор имеет право требовать у начальства организации, органа или фирмы необходимую ему документацию, копии бумаг, статистику или иные сведения, которые предоставляются ему в сроки, оформленные в настоящем законе;
  • Право на переключение сотрудников или выделение специальных работников, для проведения проверки или выяснения обстоятельств. Также право на ревизию имущества или деятельности всего органа или фирмы и всех подконтрольных и принадлежащих органу организаций.

2 пункт. Согласно второму пункту 22 статьи, прокурор или его представитель и заместитель обладают полномочиями привлекать нарушителей к административной ответственности. Они имеют право на соответствующую деятельность только по основаниям, описанным в законодательстве. Прокурор или заместитель также вправе возбудить дело о правонарушении.

Читайте также об основных изменениях в ФЗ №69 здесь:

3 пункт. В третьем пункте оформлен список действий и функций сотрудника прокуратуры, в случаях, когда был выявлен факт правонарушения, совершенный работником органа:

  • Среди функций — освобождение лица, задержанного незаконным образом, либо привлеченного к ответственности согласно принятому решению несудебных органов;
  • Прокурор продает протест в случаях, когда какие-либо акты, нормативы или документы признаны им недействительными. Протест подается в письменной форме в виде иска в суд. Судья решает, признать акты или документы недействительными или разрешить их использование;
  • Вносит поправки и записи в единую гос. систему об устраненных или о процессе устранения выявленных нарушений.

4 пункт. Должностные лица, служащие органов, работники организаций, в случае получения от прокурора определенных требований, обязаны приступить к их исполнению незамедлительно.

Ознакомьтесь также с ФЗ о защите прав юридических лиц в последней редакции по ссылке:

Читайте так же:  Windows 7 home basic x32 лицензия торрент

Краткое содержание Федерального закона номер 2202-1 о прокуратуре:

  • Первый раздел описывает общие положения закона. В этой статьей оформлены определения терминов, используемых в законе, описан процесс международного сотрудничества. Перечислены другие нормативы, акты и законы, регулирующие настоящую область. Перечислены и описаны принципы работы прокуроров, их ограничения. Оформлены их обязательства, а также деятельность, в которой они могут участвовать согласно статусу;
  • Во втором разделе оформлены процессы организации системы деятельности прокуроров. Описан порядок принятия и выбора лица на должность ген. прокурора. Также перечислены и описаны функции, полномочия и деятельность ген. прокуратуры. Оформлены полномочия и деятельность органов прокуратуры других категорий;
  • В разделе третьем подробно оформлен процесс, по которому прокурор контролирует подведомственные ему области. В этом разделе 4 главы. Прокурор ведет надзор над исполнением всех положений законодательства РФ, над гарантиями соблюдения прав и свобод граждан России, над исполнением обязанностей и соблюдением требований законов следственными органами и органами, исполняющими наказания за нарушения;
  • В разделе номер четыре оформлены способы и нюансы деятельности прокурора на судебных процессах. Описаны возможности опротестования и причины и способы отзыва протеста. Способы остановки исполнения решения суда, дача разъяснений судье;
  • В пятом р. оформлена служба сотрудников в прокурорских учреждениях. Перечислены все нормы и требования, по которым обязаны работать прокуроры, также оформлены процессы получения отпусков, способы поощрения сотрудников или несение ими ответственности за нарушения. Описаны курсы повышения квалификации для работников прокуратуры, процесс увольнения, материальное и соц. обеспечение, поддержка;
  • В р. шесть оформлен контроль прокурорами военных органов. Дан список должностных лиц, числящихся как военные прокуроры, перечислены их функции и полномочия. Описан процесс обеспечения военных прокуроров, материальная помощь и соц. поддержка;
  • В седьмом оформлены дополнительные вопросы, условия, требования и положения настоящего Федерального закона.

Настоящая область регулируется не только описываемым Федеральным законом, но и другими ФЗ, Конституцией России и международными договорами.

Поправки, внесенные в ст. 22 ФЗ о прокуратуре

Последние изменения в Федеральный закон 2202-1 «О прокуратуре» были внесены 22 февраля 2017 года. Эти изменения были одобрены Советом Федерации 1 марта 2017 года. Среди изменений были и поправки, внесенные в описываемую 22 статью.

В пункт номер 1 статьи 22 была добавлена информация, согласно которой расширились полномочия прокуроров. В принятых пунктах оформлены сведения о том, что прокуроры имеют право требовать от руководителей и начальства органов и организаций любую документацию или материалы при проведении проверки или при исполнении трудовых обязанностей. Также прокуроры или их помощники имеют право проводить контроль или ревизию в организациях или фирмах, принадлежащих органам, подконтрольным или подведомственным, а также филиалам.

Также среди изменений было исключение части 2 пункта 22 ст. В этом пункте была убрана информация из 3 абзаца, так как было выявлено, что она не соответствует положениям Конституции России. Информация была исключена по приказу, принятому Конституционным Судом РФ.

Скачать закон о прокуратуре РФ с последней редакции

Федеральный закон 2202-1 является единственным официальным актом, регулирующим и контролирующим все процессы и деятельность в области прокурорского контроля и надзора. В законе оформлена информация, что после обнаружения нарушений прокурор или его помощник обязаны составить соответствующий акт в течение суток. В акте обязательно прописываются подробности нарушения.

Однако согласно настоящему закону существуют основания, по которым организация имеет право остановить прокурорскую проверку:

  • В данный момент проводится экспертиза. Результаты экспертизы могут повлиять на ход или результаты проверки;
  • Документация или материалы, необходимые для закрытия дела или принятия решения не готовы или отсутствуют;
  • Проверяющий организацию, фирму или орган бездействует.Скачать Федеральный закон от 17.01.1992 N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» можно по ссылке.

Внесены изменения в закон о прокуратуре

Президент подписал Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «0 прокуратуре Российской Федерации».

Федеральный закон принят Государственной Думой 22 февраля 2017 года и одобрен Советом Федерации 1 марта 2017 года.

Справка Государственно-правового управления

Федеральный закон принят в целях реализации постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 17 февраля 2015 г. № 2-П, которым взаимосвязанные положения пункта 1 статьи 6 и пункта 1 статьи 22 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации, её статьям 18, 19 (части 1 и 2), 46 (части 1 и 2) и 55 (часть 3), в той мере, в какой эти положения – в нарушение требования формальной определённости закона – не устанавливают общие (предельные) сроки проведения органами прокуратуры проверки исполнения законов некоммерческими организациями, а также предусматривают безусловное исполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий по проведению проверки исполнения законов, и при этом не регламентируют конкретные сроки исполнения таких требований.

Федеральным законом в статьи 6, 21, 22 и 26 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» вносятся изменения, направленные на установление сроков проведения органами прокуратуры проверочных мероприятий, а также сроков исполнения проверяемыми органами (организациями) требований прокурора о представлении необходимых документов, материалов, статистической и иной информации.

В целях выполнения требования Конституционного Суда Российской Федерации о ясности и определенности права, установления единых подходов к регламентации требований прокурора, вытекающих из его полномочий, предусматривается, что вводимые федеральным законом сроки представления информации и проведения проверочных мероприятий будут действовать не только в отношении некоммерческих организаций, как это следует из постановления Конституционного Суда Российской Федерации, но и в отношении всех поднадзорных органов и организаций, перечисленных в пункте 1 статьи 21 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации».