1с налог на имущество кадастровая стоимость

Оглавление:

Расчёт налога на имущество по кадастровой стоимости

С 2016 года в Российской Федерации изменился расчёт имущественного налога. Если раньше во внимание принималась инвентаризационная оценка объектов недвижимости, то в настоящее время берётся налог на имущество по кадастровой оценке. Так государство решило нивелировать разницу между инвентаризационной и рыночной стоимостью объектов недвижимости. Изменения произошли лишь в нескольких регионах России, но в течение 5 лет нововведения коснутся всей территории нашей страны.

Общие понятия имущественного налога

Любые собственники, физические и юридические лица, обладающие жилыми и нежилыми помещениями, обязаны вносить имущественный налог. Все юридические действия выполняются в соответствии с налоговым кодексом. По этому законодательному акту платят владельцы следующего имущества:

  • недвижимые объекты, пригодные для постоянного проживания граждан;
  • помещения, предназначенные для стоянки и хранения автомототехники;
  • строящиеся недвижимые объекты разного назначения;
  • другая недвижимость.

Изменения в законодательной базе

В связи с дополнениями, внесёнными в налоговое законодательство, инвентаризационная оценка заменяется, и производится расчёт налога на имущество по кадастровой стоимости. Практически это привело к новому сбору на недвижимость. Чтобы люди мягче восприняли эти изменения, их растянули до 2020 года, когда они будут действовать в полном объёме. Новые схемы построили следующим образом:

  • ставка налогообложения повышается ежегодно на 20%;
  • используются понижающие коэффициенты;
  • изменения вводятся постепенно по регионам, если это экономически обоснованно.

Неприятными новшеством стали налоги на имущество организаций по кадастровой стоимости для категорий лиц, выступающих плательщиками Единого налога на добавленную стоимость с 1.01.2018. Дело в том, что если для предприятий обязателен сбор на имущественные объекты, то для плательщиков НДС он введён абсолютно на все формы имущества как движимого, так и недвижимого.

С этого года нововведения коснулись и производителей сельскохозяйственных товаров, так как придётся вносить отчисления на все основные средства.

Льготы и освобождённые от сбора объекты

Изменения в налоговом законодательстве предусматривают льготы для ряда физических лиц, распространяющиеся на один объект из таких видов имущества: квартира, комната в общежитии, автоместо, частный жилой дом, хозпостройка, помещения для индивидуального творчества, доля собственности любого из этих помещений.

Эти льготные условия касаются пенсионеров, военнослужащих и инвалидов. По старым правилам пенсионеры также были освобождены от оплаты сбора, но в настоящее время добавлены следующие нюансы:

  1. Люди, находящиеся на пенсии, не должны использовать недвижимость для предпринимательской деятельности.
  2. Не облагаться налогом будет только один объект, находящийся в собственности, по выбору налогоплательщика.

Если у пенсионера в личной собственности находится 2 дома, то после обращения в налоговую службу за одно строение он платить не будет.

Существует перечень имущества юридического лица, не облагаемого налогом по кадастровой стоимости. К нему относятся следующие основные средства:

  • земельные участки, водные объекты и природные ресурсы;
  • средства силовых подразделений;
  • объекты культурного наследия;
  • ядерные установки и т. д.

Расчёт суммы по кадастровой стоимости

В тех регионах, где новые правила вступили в действие, необходимо рассчитать налог на недвижимость по кадастровой стоимости. Стоимость объекта можно узнать из списка Государственного кадастра недвижимости, сведения которого находятся в открытом доступе. Изменения в реестр будут вноситься каждые 5 лет после проведения переоценки имущества.

Эта процедура полностью возлагается на местные органы самоуправления и закрепляется актом о новой стоимости. При начислении налога во внимание принимаются фиксированные вычеты, установленные органом финансового контроля. При расчёте не берутся во внимание следующие площади:

  • для коммунального жилья — 10 м­²;
  • для квартир — 20 м²;
  • для дома — 50 м².

Местные органы вправе увеличивать эти вычеты. Установлены размеры ставок в процентах от новой стоимости недвижимости. При оценке жилья менее 10 млн руб. минимальный размер ставки — 0,1%. Если недвижимость стоит от 10 до 20 млн руб., то ставка равна 0,15%. Размер 0,2% будет приниматься при расчёте сбора, если стоимость жилья будет составлять от 20 до 50 млн руб.

Если исходить из общего числа налогооблагаемой недвижимости, то жилье, которое будет рассчитываться с применением минимальной ставки, составляет 77%, к 20% недвижимости будет приниматься ставка 0,15%, и всего в 2% случаев от общего количества жилья при начислении налога во внимание будет браться коэффициент 0,2%. Калькулятор расчёта налога по кадастровой стоимости основан на следующей формуле: новая стоимость 1 м² х (общая площадь квартиры — вычет площади, не облагаемой налогом) х на ставку налога.

Владельцу нет необходимости производить этот расчёт, так как это входит в обязанность соответствующих служб. Если человек не согласен с оценкой стоимости, то можно обратиться в комиссию по рассмотрению споров или в суд. Часто кадастровая стоимость жилья оказывается выше рыночной, в этом случае необходимо оспаривать данные.

Как рассчитать налог на квартиру?

С 1 января 2015г. в России кардинально изменился налог на имущество. В НК введена целая новая глава о новом налоге на квартиры, комнаты, на дачи, особняки, творческие мастерские и даже «недострои». При этом изменяются правила начисления налога. Теперь он будет рассчитываться не из привычной инвентаризационной, а из загадочной кадастровой стоимости, максимально приближенной по значениям к рыночной. И чем дороже теперь оценивается квартира или другой объект, тем больше будет новый налог. Как рассчитать налог на квартиру?

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефонам ниже. Это быстро и бесплатно !

Переходить на новую систему налогообложения разные регионы будут по мере готовности новой кадастровой оценки зданий. Постепенно до 2019 года во российских регионах будет отменен существующий до ныне налог, рассчитывающийся из традиционной инвентаризационной стоимости. С 2015г. новый налог начнут уплачивать жители первых 28 регионов, в состав которых входит и столица с областью. Первые платежки налогоплательщики получат весной 2016 г. и оплатить их должны будут не позднее октября. В течение целых 5 лет допускается использование зафиксированной раньше инвентаризационной оценки стоимости.

С 2015 для расчета нового налога будут задействованы 28 субъектов: Респ. Башкортостан, Бурятия, Коми, Ингушетия, Мордовия, Карачаево-Черкесская Респ., Удмуртская Респ., Амурская, Архангельская области, Ненецкий АО, Владимирская, Магаданская, Московская, Ивановская, Нижегородская, Новгородская, Новосибирская, Псковская, Рязанская, Самарская, Пензенская, Сахалинская, Тверская, Ярославская области, Забайкальский край, Татарстан, ХМАО-Югра, ЯНАО и Москва.

Каких объектов коснется налог?

Новый налог будет начислен на следующие объекты недвижимости:

  • квартира;
  • комната в коммуналке;
  • дом;
  • гараж;
  • машино-место;
  • помещения, использующиеся для размещения в них творческих мастерских, студий, ателье, негосударственных музеев, библиотек, галерей, ;
  • а также хозпостройки, общей площадью не больше 50 кв.м., которые находятся на земельных участках, в личных хозяйствах, на дачах, а также на землях, предназначенных для жилого строительства.

Что касается обычных дач, то они прямо не перечисляются в списке налогооблагаемых объектов. Однако в перечне есть жилой дом, расположенный на участке.

Кадастровая стоимость

Кадастровая стоимость недвижимости — это её стоимость на рынке недвижимости, рассчитанная Кадастровой палатой. Теперь знание кадастровой стоимости необходимо для расчета налога. Она изменяется со временем. Государственная кадастровая оценка должна проводиться не чаще, чем раз в 3 года. Для обоих столиц: Москвы, Санкт-Петербурга, а также Севастополя периодичность оценки снижена до 2 лет. Поэтому чаще размер налоговой базы изменяться не может.

Кадастровая стоимость изменяется в зависимости от ситуации на рынке, например, в этом районе недвижимость подорожала или, наоборот, рядом построили комбинат и она подешевела. Все эти изменения находят отражение в кадастровой стоимости. Впрочем, если хозяина квартиры не устраивает официальная кадастровая стоимость, добиться её пересмотра можно через суд или комиссию по решению кадастровых споров в самой палате.

Как узнать кадастровую стоимость для расчета налога?

Узнать кадастровую стоимость можно на интернет сайте Росреестра, однако эта услуга работает пока в тестовом режиме и в ней есть далеко не все объекты. На сайте Росреестра необходимо открыть вкладку сервисы и перейти по выпавшей ссылке Справочная информация по объектам недвижимости. Откроется анкета на объект недвижимости, в которой необходимо ввести хотя бы адрес недвижимости или её кадастровый номер. После ввода данных нужно нажать кнопку Сформировать запрос. Откроются результаты поиска, в которых нужно нажать еще раз на адрес недвижимости. Откроется информация об объекте вместе с кадастровой стоимостью.

Если она на этом сайте не указана можно посмотреть её в кадастровом паспорте вашего объекта. Если паспорт получался до 2012 года, то графы стоимость там может совсем не быть. В этом случае нужно отправлять запрос в Росреестр.

Получение сведений из Росреестра является процедурой облагаемой госпошлиной. Если запрос в Росреестр посылать в электронном виде, то госпошлина будет равна 150 рублям. В кадастровой палате справку выдадут бесплатно. Ответ на запрос придет в сроки до 5 рабочих дней. Как правило, электронные запросы обрабатываются быстрее.

Если объект недвижимости новый, не имеет еще кадастровой стоимости, для того, чтобы произвести оценку, нужно в территориальное БТИ подать заявление на вызов техника. Специалист оформит техпаспорт и кадастровый план, а в оценочном акте зафиксирует результат оценки. Далее владелец недвижимости может заказать выписку из оценочного акта.

Льготники нового налога

Государство позаботилось и о неимущих слоях населения. В НК опубликован перечень льготных категорий — это граждане, которые абсолютно освобождаются от налога на 1 любой объект из всех имеющихся в собственности: комнат, жилых домов, квартир, гаражей, машино-мест, творческих мастерских. Это пенсионеры, Герои Советского Союза, ветераны войны, инвалиды I, II группы, ликвидаторы аварии на ЧАЭС. Однако любой льготник у которого несколько объектов недвижимости: квартира, гараж, сарай может выбрать только один объект на свое усмотрение для применения льготы.

Читайте так же:  Ст208 гк рф судебная практика

Конечно, целесообразно выбирать для льготы объект с максимальной кадастровой стоимостью. За остальные объекты придется платить полностью. Такая мера принята для того, чтобы зажиточные родственники не злоупотребляли взаимоотношениями и не переписывали на льготников налогооблагаемое имущество.

Также по каждому объекту предусмотрены и налоговые вычеты. Например, 10кв.м. для комнаты, 20кв.м. для квартиры, 50кв.м. для жилого дома. Но если комната в коммуналке меньше 10кв.м., то налог с неё платить не придется. Налоговый вычет также предоставляется только на 1 объект недвижимости из списка нескольких. Налогоплательщик должен сам выбрать на какой объект будет предоставлена льгота, иначе за него это сделает по своему усмотрению налоговая служба.

Местные власти получили право по своему усмотрению изменять льготы с размерами вычетов и даже категории льготников. Например, в ЯНАО местные власти увеличили вычет для жилых домов до 75 кв.м. В другом регионе к льготникам причислили многодетные семьи.

3-хуровневая ставка налога

На имущество введена 3-хуровневая ставка налога. Коэффициент 0,1% от кадастровой стоимости будет применяться к жилым домам и другим жилым помещениям, гаражам, парковочных машино-мест, недостроев. 0,5% — для прочих объектов, а 2% — для элитной дорогой недвижимости, которая по кадастровой стоимости оценивается больше 300 миллионов рублей и торговых центров. При этом регионы получили право снижать ставку до 0 или, наоборот, повышать до 0,3%.

До начала 2019 г., чтобы избежать резкого скачка налога в регионах будет действовать еще один коэффициент, в соответствии с которым налог будет расти ежегодно не больше, чем на 20%. С 2019г. этот коэффициент будет отменен.

Примеры расчета налога

Как рассчитать налог на квартиру по кадастровой стоимости? Для примера рассмотрим 1-комнатную квартиру площадью 35кв.м. которая находится в единоличном владении у одного хозяина и является у него единственным объектом недвижимости во владении.

Допустим, что кадастровая стоимость 1кв.м. в этой квартире равна 180 000 руб. Из 35 кв.м. квартиры необходимо вычесть налоговый вычет 20кв.м.. Оставшиеся 15кв.м. имеют кадастровую стоимость 180 000 умножить на 15 кв.м. — 2 700 000 рублей. Применяя 0,1% ставку получаем сумму налога в 2 700 рублей ежегодно. Если раньше налогоплательщик платил 1 000 рублей за свою квартиру, то сейчас сумма его платежа ощутимо возрастает.

Если налогоплательщику принадлежит только доля в недвижимости, расчет производится таким образом:

  1. Рассчитывается налогооблагаемая площадь квартиры: из общей площади вычитается налоговый вычет.
  2. Затем определяется кадастровая стоимость одного метра квартиры: общая кадастровая стоимость делится на общий метраж.
  3. Определяем налоговую базу: для этого умножаем стоимость 1 к.м. на налогооблагаемый метраж.
  4. Для получения долевой налоговой базы умножаем размер доли на полный налогооблагаемый метраж.
  5. Рассчитываем сумму налога с использованием понижающего коэффициента.

Немножечко по другому будет рассчитываться налог для компании, занимающей часть здания. Компания, владеющая частью торгового офисного центра, считает налоговую базу по налогу на имущество в любом случае исходя из общей стоимости всего здания. Для этого нужно посчитать, какую долю занимают её помещения в общей площади всей недвижимости.

Если квартира или другой объект приобретаются в середине налогового периода, расчет ведется по полным месяцам, которые недвижимость находится в собственности данного налогоплательщика. Месяц приобретения или месяц продажи также считаются за полный и оплачиваются в соответствии со всеми ставками.

По мнению законодателя, такая практика справедлива и обеспечивает рост доходов в бюджет муниципальных образований, кому достаются имущественные налоги. Такая практика налогообложения принята во всем мире. Во Франции имущественные налоги составляют практически 51% доходов в местных бюджетах, США — 71%, в Великобритании и Ирландии, Австралии — это единственная статья доходов муниципалитетов. Старый налог обеспечивал доход местного бюджета всего на 20%. Взамен местные власти получают возможность строительства новых парковок, развязок, детских садов, детских площадок.

Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему — позвоните прямо сейчас:


Это быстро и бесплатно !

Налог на имущество и кадастровая стоимость

С 2014 года действует норма (ст. 378.2 НК РФ) о том, что в отношении отдельных объектов недвижимости налоговая база по налогу на имущество определяется организациями как кадастровая стоимость таких объектов, а не их среднегодовая стоимость. Это среди прочего касается нежилых помещений, предназначенных или используемых для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания. Возникновение обязанности по исчислению налога на имущество исходя из кадастровой стоимости объектов напрямую зависит от действий региональных властей и того, кто является владельцем такого имущества.

Действия региональных властей

Уполномоченный орган исполнительной власти субъекта РФ должен выполнить возложенные на него обязанности не позднее 1‑го числа очередного налогового периода по налогу на имущество (календарного года). При этом п. 7 ст. 378.2 НК РФ не предусмотрено опубликование перечня объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, в общем порядке – когда от момента опубликования зависит срок вступления в силу акта законодательства о налогах (п. 1 ст. 5 НК РФ [1] ). Налоговый кодекс лишь требует от уполномоченного органа разместить перечень на соответствующем сайте в Интернете в определенный срок. Поэтому, допустим, размещение перечня в Интернете 26.12.2013 означает, что налоговая база по имуществу, включенному в него, за 2014 год должна рассчитываться исходя из кадастровой стоимости (постановления АС ЗСО от 16.10.2015 № Ф04-24701/2015 по делу № А27-5717/2015, от 15.10.2015 № Ф04-24678/2015 по делу № А27-5716/2015).

Кто является плательщиком налога на имущество?

Поэтому в случае отсутствия у покупателя права собственности на объект недвижимого имущества, включенного в соответствующий перечень, плательщиком налога на имущество признается продавец – собственник этого объекта (даже в том случае, когда объект уже принят покупателем к бухгалтерскому учету в качестве основного средства) (письма Минфина РФ от 02.02.2016 № 03‑05‑04‑01/4770, от 25.11.2015 № 03‑05‑04‑01/68419, Апелляционное определение ВС РФ от 04.02.2016 № 4-АПГ15-45). Возложение обязанности по исчислению и уплате налога на имущество на покупателя зависит от даты возникновения у него права собственности на приобретенный объект недвижимости. В свою очередь, юридическим актом признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество является государственная регистрация таких прав, то есть день внесения соответствующих записей о правах в ЕГРП [2] . Если право собственности возникает в течение налогового (отчетного) периода, исчисление суммы налога (авансовых) платежей осуществляется с учетом специального коэффициента владения (п. 5 ст. 382 НК РФ).

При исчислении налога на имущество исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимости отчетными периодами признаются I, II и III кварталы календарного года (абз. 2 п. 2 ст. 379 НК РФ, введенный Федеральным законом от 28.11.2015 № 327-ФЗ).

Количество полных месяцев, в течение которых объекты недвижимости находились в собственности налогоплательщика

Количество месяцев в налоговом (отчетном) периоде

Ключевой момент

Плательщиком налога на имущество по объектам недвижимости, налоговая база в отношении которых рассчитывается исходя из их кадастровой стоимости, является собственник такого имущества. Причем если организация владеет объектом неполный налоговый период, то исчисление налога на имущество производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение количества полных месяцев владения к количеству месяцев в налоговом периоде.

Соответствующий объект не включен в перечень

На основании п. 10 ст. 378.2 НК РФ выявленные в течение налогового периода объекты недвижимого имущества, не попавшие в перечень по состоянию на 1 января года налогового периода, подлежат включению в перечень, определяемый уполномоченным органом исполнительной власти субъекта РФ на очередной налоговый период, если иное не установлено указанным пунктом. Иное предусмотрено для ситуации образования объекта недвижимости в результате раздела имущества, поименованного в перечне. Таким образом, объекты недвижимости, обнаруженные после 1 января налогового периода, региональные власти должны включить в перечень по состоянию на 1 января уже следующего налогового периода. В связи с этим ФНС уже не раз подчеркивала, что ст. 378.2 НК РФ не предусмотрено внесение изменений в течение налогового периода в перечень, определенный на соответствующий налоговый период, в части добавления в него новых объектов (см. Письмо от 28.04.2015 № БС-4-11/7315). У судей же на этот счет другое мнение. Одним из примеров является Постановление АС МО от 10.03.2016 № Ф05-756/2016 по делу № А41-17527/2015.

Как указали арбитры, документ, в котором уполномоченный орган формирует перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которого налоговая база определяется как кадастровая стоимость, не может быть отнесен к нормативным правовым актам. А согласно разъяснениям, представленным в Постановлении Пленума ВС РФ № 6, Пленума ВАС РФ № 8 от 01.07.1996, для признания оспариваемого ненормативного правового акта органа местного самоуправления недействительным необходимо наличие одновременно двух обязательных условий:

  • несоответствие оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту. В свою очередь, норма п. 7 ст. 378.2 НК РФ не предусматривает какой-либо альтернативы для уполномоченного органа при определении перечня объектов недвижимого имущества: таковой должен быть составлен в установленный срок и в него подлежат включению те объекты, которые указаны в пп. 1, 2 п. 1 названной статьи;
  • нарушение оспариваемым актом прав и охраняемых законом интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также незаконное возложение им на заявителя обязанности, создающей иные препятствия для осуществления заявителем обозначенной деятельности. Данное нарушение возникает в том случае, если невключение объектов в перечень влечет завышение налоговой базы для организации при исчислении налога на имущество.

При этом арбитры подчеркнули, что законодательно не запрещено внесение изменений в ненормативные правовые акты.

В указанном деле судьи установили, что спорные объекты недвижимого имущества подлежали включению в перечень, утвержденный Распоряжением Минмособлимущества от 19.12.2014 № 12ВР-1559, так как уполномоченный орган обладал соответствующей информацией. Еще 01.07.2014 Министерством был получен реестр объектов недвижимого имущества, подлежащих включению в перечень, в нем среди прочих объектов были отражены сведения о спорных зданиях общества. Следовательно, уполномоченный орган обязан с целью восстановления нарушенного права общества включить объекты в «старый» перечень и совершить действия, предусмотренные в связи с этим п. 7 ст. 378.2 НК РФ (направить информацию в налоговые органы по месту нахождения объектов и разместить ее на соответствующем сайте в Интернете).

Читайте так же:  Легкий труд по беременности трудовой кодекс

Ключевой момент

Если уполномоченный орган исполнительной власти субъекта РФ обладал информацией об объекте недвижимости, в отношении которого налоговая база по налогу на имущество должна определяться исходя из его кадастровой стоимости, но в соответствующий перечень его не включил, налогоплательщик вправе обратиться в суд за защитой своих прав и интересов. При наличии доказательств арбитры обяжут уполномоченный орган внести изменения в имеющийся перечень и осуществить другие необходимые действия по восстановлению прав заявителя.

Еще один аналогичный пример – Постановление АС СЗО от 27.01.2016 № Ф07-3828/2015 по делу № А56-7156/2015. Государственный учет реконструированного здания произведен 16.09.2014, а с письмом о включении спорного здания в перечень общество обратилось 04.12.2014. Следовательно, спорный объект должен был быть включен в перечень.

Кадастровая стоимость объекта недвижимости больше рыночной

Ничего, если кадастровая стоимость завышена по объекту недвижимости, в отношении которого налоговая база по налогу на имущество рассчитывается исходя из его среднегодовой стоимости [4] . В этом случае требование о внесении в реестр изменений судьями удовлетворено не будет. Примеров тому в арбитражной практике более чем достаточно.

Пример расчета Налога на имущество физических лиц

Общие положения:

  • Налоговые органы должны рассчитывать налог сами и присылать готовые уведомления на его оплату.
    Направление налогового уведомления осуществляется в срок не позднее 30 дней до наступления срока платежа.
  • Срок уплаты налога не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
  • С 1 января 2015 года налог на имущество расчитывается на основании кадастровой стоимости имущества.
  • Государственная кадастровая оценка проводится не чаще, чем раз в три года.
    Для Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя максимальная периодичность оценки сокращена до двух лет.
    Соответственно, размер налоговой базы по налогу на имущество чаще меняться не может.
  • Кадастровую стоимость своей недвижимости можно узнать на сайте Росреестра.
  • Если налогоплательщик считает, что кадастровая стоимость его имущества серьезно отличается от рыночной, он вправе обжаловать результаты кадастровой оценки в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при территориальном управлении Росреестра.
  • Налоговые ставки от кадастровой стоимости

Налоговые ставки от инвентаризационной стоимости

Налоговые ставки от инвентаризационной стоимости устанавливаются на основе умноженной на коэффициент-дефлятор суммарной инвентаризационной стоимости объектов налогообложения.

Узнать инвентаризационную стоимость своего имущества физические лица могут в отделении БТИ по месту жительства.

  • Налоговые льготы и вычеты
    • При расчете налоговой базы предусмотрены налоговые вычеты
    • При исчислении налога в течение первых 4 лет (2015-2018) учитываются понижающие коэффициенты.
    • Категории льготников, которые полностью освобождены от уплаты налога, не изменились – к ним по-прежнему относятся Герои Советского Союза и Российской Федерации, инвалиды, военнослужащие и члены их семей, пенсионеры и другие.
    • От обложения налогом освобождается только один объект имущества каждого вида, который находится в собственности налогоплательщика.
    • Срок подачи заявления в свою налоговую о выборе льготного объекта на будующий год — до 1 ноября текущего года.
      Подавать заявление не обязательно. Льготу дадут налоговики сами на тот объект, по которому расчетная сумма налога является максимальной. Скачать «Форма уведомления о выбранных объектах налогообложения»

    Исчисления налога при переходе права собственности

      В случае возникновения (прекращения) у налогоплательщика в течение налогового периода права собственности на имущество исчисление налога в отношении данного имущества производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых это имущество находилось в собственности налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом периоде.

    Нужно рассчитать налог на имущество за квартиру в 2017 году.

    1. Рассчитаем налог на имущество за 2014 год.

    Значение налога в 2014 году нужно для применения понижающего коэффициента для расчета налога в переходный период. Переходный период (2015-2018 гг.) — период перехода расчета налога на имущество «исходя из инвентаризационной стоимости» к расчету «исходя из кадастровой стоимости»
    В 2014 году сумма платежа рассчитывалась из инвентаризационной стоимости.

    • Отец, как инвалид, имеет льготу в виде освобождения от уплаты налога.
    • Сын права собственности на квартиру не имеет, а значит, не уплачивает налог.
    • Мать, владеющая долей в праве собственности на квартиру в размере 1/3, уплачивает налог, исчисленный с принадлежащей ей собственности,
      по следующей формуле:

    Налог = стИ x Доля х Ставка

    Рассчитаем налог на имущество за 2015 год.
    С 2015 года сумма платежа рассчитывается от кадастровой стоимости недвижимости.

    При этом, вне зависимости от количества собственников, предусмотрен вычет – 20 кв. м от общей площади квартиры, который налогом не облагается.

    Налог рассчитывается по следующей формуле:

    Налог = (Нк — Ни) x К + Ни

    1. Чтобы посчитать сумму налога, нужно сначала определить, какая площадь квартиры будет облагаться налогом. Для этого общую площадь квартиры уменьшим на предусмотренный законодательством вычет (20 кв. м):
      49 — 20 = 29 кв. м
    2. Далее определим кадастровую стоимость 1 кв. м квартиры:
      7 500 000 руб. / 49 кв. м = 153 061,22 руб.
    3. Для определения налоговой базы по налогу на имущество нужно умножить стоимость 1 кв. м квартиры на облагаемую налогом площадь:
      29 кв. м х 153 061,22 руб. = 4 438 775,38 руб.
    4. По условиям примера отец имеет льготу по налогу в виде освобождения от налога.
      Сын права собственности на квартиру не имеет, и, следовательно, налог не платит.
      Для расчета налога, подлежащего уплате матерью, нужно полученную налоговую базу умножить на долю матери в праве собственности на квартиру (получим налоговую базу):
      1/3 х 4 438 775,38 руб = 1 479 591,79 руб.
    5. Рассчитаем сумму налога исходя из кадастровой стоимости:
      1 479 591,79 руб. х 0,1% = 1479,59 руб.
    6. По формуле, указанной выше, рассчитаем налог на 2015, 2016, 2017 и 2018 годы, поскольку в НК РФ предусмотрены разные понижающие коэффициенты для каждого года.

    За 2015 год:
    (1 479,59 руб. — 83,33 руб.) х 0,2 + 83,33 руб. = 362,58 руб.

    За 2016 год:
    (1 479,59 руб. — 83,33 руб.) х 0,4 + 83,33 руб. = 641,83 руб.

    За 2017 год:
    (1 479,59 руб. — 83,33 руб.) х 0,6 + 83,33 руб. = 921,09 руб.

    За 2018 год:
    (1 479,59 руб. — 83,33 руб.) х 0,8 + 83,33 руб. = 1 200,34 руб.

    За 2019 год:
    (с 2019 года и последующие годы понижающий коэффициент не применяется, налог рассчитываетя исходя из кадастровой стоимости)
    1 479 591,79 руб. х 0,1% = 1 479,59 руб.

    Ставки налога на имущество в Москве

    (Закон г. Москвы от 19 ноября 2014 г. N 51 «О налоге на имущество физических лиц» )

    В отношении: жилых домов, жилых помещений, единых недвижимых комплексов, в состав которых входит хотя бы одно жилое помещение (жилой дом), а также в отношении хозяйственных строений или сооружений, площадь каждого из которых не превышает 50 квадратных метров и которые расположены на земельных участках, предоставленных для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства или индивидуального жилищного строительства

    Налог на имущество в 1С 8.3 Бухгалтерия 3.0 — настройка и заполнение декларации

    По состоянию на 2016 год налог на имущество не может быть больше, чем 2.2%. Однако это не фиксированная ставка, она может быть изменена местными управляющими органами в меньшую сторону, в зависимости от, например, вида деятельности предприятия.

    Вычислить налог довольно просто, его можно записать одной формулой:

    • Нал.имущ. = Нал. база * Проц. ставка – Авансовые платежи.

    Для наглядности можно привести пример:

    Некоторая организация имеет Остаточную стоимость имущества в размере 2 500 000 руб. Процентная ставка равна 2%. Допустим, что предприятие внесло авансовых платежей на сумму 23 000 руб. Рассчитываем налог:

    Налог на имущество = 1 000 000 * 0.02 – 23 000 = 27 000 руб.

    Получается, что мы должны доплатить в бюджет 27 000 руб., а общая сумма налога на имущество составит 50 000 руб.

    Посмотрим, как происходит начисление и расчет налога на имущества в 1С 8.3, а также как составить декларацию для налоговых органов.

    Настройка 1С 8.3 для расчета налога на имущество

    Сначала настроим или проверим настройки программы для расчета налога.

    • Устанавливаем ставки и льготы.

    Заходим в меню «Справочники», далее в разделе «Налоги» переходим по ссылке «Налог на имущество»:

    Зайдем в раздел «Ставки и налоги»:

    Получите 267 видеоуроков по 1С бесплатно:

    Здесь в 1С нужно установить, с какого периода и какая процентная ставка действует на предприятии, и указать льготы, если они есть:

    Вернемся в раздел настроек налога на имущество.

    • Настройка особого порядка налогообложения.

    Чтобы настроить объекты, к которым применяется особый порядок налогообложения, зайдем в раздел «Объекты с особым порядком налогообложения». В этом справочнике можно записать и настроить особые правила для отдельного имущества.

    • Указание порядка отражения авансовых платежей и сроки оплаты.

    Зайдем в раздел «Порядок уплаты» и нажмем кнопку «Создать»:

    В данном окне указывается порядок и сроки уплаты налога.

    • Настройка проводок по налогу на имущество.

    В разделе «Способы отражения расходов» указывается счет затрат, который будет участвовать в проводках. Обычно это 26 счет.

    Расчет и заполнение налоговой декларации

    Чтобы сформировать налоговую декларацию по налогу на имущество в 1С Бухгалтерия 8.3, нужно зайти в раздел «Регламентированная отчетность» и выбрать соответствующую декларацию.

    Чтобы декларация заполнилась автоматически, нужно нажать кнопку «Заполнить». Посмотрим на примере расчет налога на имущества за год:

    Сверху идет расчет остаточной стоимости по месяцам, затем рассчитывается средняя стоимость за год. Она же является базой для налогообложения. От нее и исчисляется налог, исходя из процентной налоговой ставки. Из полученной суммы вычитается ранее уплаченный аванс, и в итоге мы получаем сумму, которую осталось доплатить. Эта сумма указывается в Разделе 1 декларации.

    Раздел 3 содержит расчет налога по объектам недвижимости, налоговая база которых исчисляется как кадастровая (инвентаризационная) стоимость.

    К сожалению, мы физически не можем проконсультировать бесплатно всех желающих, но наша команда будет рада оказать услуги по внедрению и обслуживанию 1С. Более подробно о наших услугах можно узнать на странице Услуги 1С или просто позвоните по телефону +7 (499) 350 29 00. Мы работаем в Москве и области.

    Переход на кадастровую стоимость недвижимости в оценке налога на имущество

    Автор Андрей Сергеевич Дёгтев — эксперт Центра Сулакшина.

    Всё больше регионов переходят на оценку налога на имущество физических лиц по кадастровой стоимости недвижимости. Законопроект о переходе на исчисление налога на имущество физических лиц на основе кадастровой стоимости был принят в 2014 году. Ранее за основу бралась не кадастровая, а инвентаризационная стоимость. Принятые законом поправки в Налоговый кодекс вступили в силу 1 января 2015 года, однако кадастровая стоимость как основа расчёта налога пока что используется не во всех регионах. У субъектов федерации есть возможность переходить на новый порядок расчёта вплоть до 2020 года. В 2015 году это сделали 28 субъектов: В 2016 — ещё 49.

    Земельный налог при этом не отменяется. Владельцам земельных участков по-прежнему необходимо выплачивать налог в размере до 1,5% от кадастровой стоимости.

    К объектам налогообложения по налогу на имущество физических лиц относятся: жилой дом, жилое помещение (квартира, комната), гараж, машиноместо, единый недвижимый комплекс, объект незавершенного строительства, иные здание, строения, сооружения, помещения.

    Ставка до 0,1% от кадастровой стоимости будет действовать для жилых домов и жилых помещений, гаражей, машиномест, незавершенных жилых домов, хозстроений; до 0,5% — для иных зданий, строений, помещений, сооружений; и до 2% — для дорогой недвижимости (кадастровой стоимостью свыше 300 миллионов рублей), а также торговых и офисных центров.

    В отличие от инвентаризационной стоимости, которая определялась организациями технической инвентаризации (БТИ), кадастровая стоимость объектов недвижимости формируется на основании кадастровой оценки объектов недвижимости, выполняемой независимыми оценщиками. Процедура государственной кадастровой оценки земельных участков должна проходить не реже одного раза в пять лет и не чаще одного раза в три года.

    Оценка стоимости участка производится на основании информации о среднерыночной стоимости земельных участков соответствующего вида использования в конкретном квартале, а также на основании средних рыночных показателей стоимости объектов недвижимого имущества, расположенных на участках. Кадастровая стоимость недвижимости вносится в государственный кадастр недвижимости. Сведения о кадастровой стоимости недвижимости можно получить на портале Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) или же в её офисе, а также в многофункциональных центрах (МФЦ). Также можно воспользоваться публичной кадастровой картой.

    РИСКИ ДЛЯ ГРАЖДАН

    Переход на новую систему оценки чреват рисками для налогоплательщиков.

    Возможны ошибки при исчислении кадастровой стоимости. Оценку недвижимости проводит не Росреестр, а независимые оценщики, которые относятся к категории саморегулируемых организаций. Росреестр лишь аккумулирует у себя данные. Заказчиками оценки выступают региональные и местные власти. Они же утверждают и результаты. Росреестр не может контролировать качество проведённых оценщиками работ на местах. Такой порядок создаёт опасность не только многочисленных ошибок, но и сговора оценщиков с местными властями, желающими повысить собираемость налогов.

    КАК ОСПОРИТЬ ОЦЕНКУ

    В случае неправильного определения кадастровой стоимости гражданин может обратиться в суд. Но возможен и досудебный порядок решения споров в специальных комиссиях, созданных при региональных управлениях Росреестра. За последнее время комиссии провели большой объём работ по переоценке кадастровой стоимости. По данным Счетной палаты, в 2014–2015 годах налогооблагаемая база по налогам на недвижимое имущество уменьшилась на 4 трлн руб. из-за решений комиссий по рассмотрению споров о кадастровой стоимости. Были удовлетворены требования по переоценке 65 тыс. объектов.

    При этом всё же стоит отметить, что налоговое бремя ложится неравномерно на крупный и малый бизнес. Во многих регионах налог на недвижимость для малых предприятий вырос до 10 раз. У малых фирм значительно меньше ресурсов для тяжб. Поэтому им сложнее добиться переоценки кадастровой стоимости. А простым гражданам это сделать ещё труднее.

    ДЕЦЕНТРАЛИЗОВАННАЯ СИСТЕМА ОЦЕНКИ

    В целом переход к кадастровой оценке происходит в децентрализованном ключе и в рамках весьма фрагментированной процедурной практики. Об этом говорит тот факт, что на фоне роста кадастровой стоимости в одних регионах в других — происходит её обвальное снижение. В частности, власти отдельных регионов и муниципалитетов сетуют на обвальную переоценку кадастровой стоимости с её понижением в десятки и сотни раз. Вероятно, это происходит там, где бизнес вступает в сговор с местными властями и оценщиками с целью уклонения от налогов.

    КАДАСТРОВАЯ СТОИМОСТЬ БОЛЬШЕ

    Риск для граждан также заключается в повышении налоговой нагрузки даже при корректном расчёте. В большинстве случаев кадастровая стоимость в 2 — 7 раз выше инвентаризационной.

    Во время подготовки и принятия поправок депутаты уверяли, что переход на кадастровую стоимость не приведёт к росту налоговой нагрузки. Или некомпетентны или совсем безотвественны.

    Сохранились льготы для ряда категорий граждан — им не нужно будет платить имущественный налог на недвижимость (но только если они владеют одним объектом стоимостью не выше 300 млн. руб. и не используют его в коммерческих целях). В список льготников входят пенсионеры, Герои Советского Союза, ветераны войны, инвалиды I, II группы, ликвидаторы аварии на ЧАЭС.

    Казалось бы, решена проблема пенсионеров, которые получили свои квартиры ещё в советское время, а теперь оказались собственниками элитного с точки зрения рыночной стоимости жилья. В то же время необходимость выбрать только один объект (чтобы не происходило ухода налогов через регистрацию коммерческих объектов на пенсионеров) вызывает проблемы. Что если у пенсионера есть ещё и гараж, и дача, и хозяйственная постройка, а пенсия не позволяет уплачивать налог за всю эту недвижимость? Ведь льготу можно получить в отношении только одного объекта недвижимости.

    Внесённые в налоговый кодекс изменения подразумевают, что переход на кадастровую стоимость будет происходить равными долями в течение пяти лет. Также предусмотрены налоговые вычеты: в отношении квартир вычет составляет 20 квадратных метров, комнат — 10 квадратных метров, жилых домов — 50 квадратных метров.

    Муниципалитетам будет позволено вводить более низкие ставки налога или более высокие налоговые вычеты. Однако учитывая тяжёлое материальное положение районных бюджетов, такая практика вряд ли будет распространена.

    Новые ставки налога ниже, чем были ранее. Если раньше владельцы жилья могли платить до 2% от налоговой базы, то теперь жилые помещения облагаются налогом не выше 0,1%. Это должно не допустить рост налоговой нагрузки, несмотря на увеличение налоговой базы. Но если кому-то будет начислена кадастровая стоимость в десятки раз выше инвентаризационной, низкая налоговая ставка ничем не поможет — люди получат серьёзный удар по карману.

    Кроме того, бизнес (торговые и офисные центры) и так неизбежно столкнутся с многократным ростом нагрузки по налогу на недвижимость. Ведь для них торговая ставка в большинстве случаев не изменится, составив 2%. А налоговая база вырастет.

    НОВАЯ СИСТЕМА ОЦЕНКИ КАДАСТРОВОЙ СТОИМОСТИ

    В мае 2016 года правительство внесло законопроект, призванный изменить систему оценки кадастровой стоимости. На сайте правительства дано следующее пояснение: «В системе кадастровой оценки предлагается ряд принципиальных изменений. В частности, предлагается ввести институт государственных кадастровых оценщиков и передать полномочия по определению кадастровой стоимости исключительно государственным бюджетным учреждениям. Такой подход позволит обеспечить концентрацию ответственности, высокую прозрачность проведения процедур определения кадастровой стоимости и сопровождение её результатов».

    Новый закон вступит в силу с 2017 года. Новая система кадастровой оценки заработает не ранее начала 2018 года. Специальные бюджетные учреждения для оценки и уточнения кадастровой стоимости недвижимости будут созданы в каждом регионе. Унификация правил и принципов оценки кадастровой стоимости должны способствовать сокращению количества ошибок и неточностей при оценке.

    Однако парадокс заинтересованности специализированных органов в завышении стоимости сохраняется. Ведь оценка будет проводиться государственными учреждениями, а государство в условиях кризиса заинтересовано в том, чтобы зачислить в бюджет любую свободную копейку, которую можно изъять у населения. Кроме того существует проблема нехватки специалистов-оценщиков. В регионах, например, такие специалисты являются большой редкостью.

    Переход на максимально приближенную к рыночной кадастровую стоимость в оценке налога на недвижимость является логическим следствием бюджетного кризиса. Власти ищут любые способы пополнения бюджета. Вопросы развития производств и налогооблагаемой базы всерьез даже не ставятся. Выбран классический путь — ориентация на поборы с населения. Кадастровая стоимость обеспечивает более крупную налоговую базу по сравнению с инвентаризационной стоимостью. Хотя сторонники этого нововведения и приводят в пример другие страны, они всё-таки игнорируют тот факт, что существенная часть россиян находятся за чертой бедности и повышать налоговую нагрузку на них не логично, особенно в условиях кризиса.

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    Новая система оценки налога на имущество является лишь одним звеном в общей цепи поступательного повышения налоговой нагрузки в условиях кризиса.

    В ближайшее время мы, конечно, увидим множество инициатив по новым налогам. Вот только некоторые инициативы из недавних.

    В прошлом году министерство по делам Северного Кавказа предлагало ввести сбор за «пользование курортной инфраструктурой» в Ставропольском крае. Его размер должен составить до 150 руб. в сутки. Полученные деньги предлагается использовать для развития курортов. Однако вызванное этим повышение цены путевок может составить 5–10%.

    В 2019 году, вероятно, произойдёт повышение НДС и НДФЛ. НДС тоже включается в стоимость товара, а значит, его обслуживание ложится на плечи потребителя.

    С ноября прошлого года в стране действует система оплаты проезда большегрузных автомобилей «Платон», которая стала третьим налогом на транспорт вдобавок к акцизам и транспортному налогу.

    Как мы видим, потери нефтегазовых доходов бюджета пока что компенсируются в основном за счёт населения. Ничего другого власть не предлагает.

    Читайте так же:  Сколько раз в год можно получать налоговый вычет