Вестфальский договор значение

Вестфальский договор значение

Вестфальский мир 1648, завершил Тридцатилетнюю войну 1618—1648. Заключён 24 октября в Мюнстере между императором «Священной Римской империи» и его союзниками, с одной стороны, и Швецией, Францией и их союзниками — с другой. Явился результатом переговоров, начавшихся ещё в июне 1645 в двух городах Вестфалии — Мюнстере и Оснабрюке, и объединил Мюнстерский и Оснабрюкский мирные договоры. В Мюнстере вели переговоры представители «Священной Римской империи», Франции и др. католических государств, а в Оснабрюке — представители «Священной Римской империи», Швеции и протестантских нем. князей. Проведение конгресса в двух городах отразило религиозную распрю между протестантами и католиками. Лишь незадолго до подписания мира все участники конференции собрались в Мюнстере. Условия В. м. касались тер. изменений в Европе, религиозных отношений и политич. устройства империи. Швеция, претендовавшая на нем. побережье Балтийского и Северного морей, приобрела всю Зап. и часть Вост. Померании с гг. Штеттин и Висмар, архиепископство Бремен и часть епископства Верден, устье Везера, о-ва Рюген и Волин. Под её контроль попали важнейшие гавани Балтийского и Северного морей. Став владельцем герм, княжеств, Швеция была формально принята в состав империи, получила право посылать своих депутатов на имперские сеймы и могла вмешиваться во внутр. дела империи. Франция получила прежнее владение австрийских Габсбургов — Эльзас (без г. Страсбург) и закрепила свои права на ранее приобретённые (в 1552) земли Лотарингии — епископства Мец, Туль и часть епископства Верден. В значит, степени была перекроена карта герм, княжеств. Союзники Франции и Швеции — княжества Бранденбург, Мекленбург, Брауншвейг, Гессен расширили свои тер. за счёт земель епископств и монастырей. Было образовано новое в империи Пфальцское курфюршество на Рейне во главе с герцогом Баварии. В результате тер. изменений империя Габсбургов потеряла ок. 100 тыс. км2. В. м. подтвердил Аугсбургский религиозный мир 1555 и уравнял в правах протестантов и католиков. Была узаконена секуляризация (обращение в гос. собственность) церковных земель, проведённая до 1 янв. 1624. Нем. князья получили фактическую независимость от императора, могли вести самостоятельную внутр. и внешнюю политику, объявлять войну и заключать мир, подписывать различные дипломатич. соглашения (кроме внешних союзов, направленных против империи). Швейцария и Голландская Республика вышли из состава империи и получили независимость. Гл. результатом В. м. было закрепление политич. раздробленности Германии и дальнейшее ослабление империи Габсбургов. Попытки Габсбургов искоренить реформацию и создать под своей эгидой единую католич. империю потерпели крах. В. м. способствовал усилению Швеции и Франции, а вместе с тем — подъёму антифеодальных движений в европейских странах.

Использованы материалы Советской военной энциклопедии в 8-ми томах, том 2.

Вестфальский мирный договор 1648 года — заключён 24. X на двух конгрессах, заседавших в городах Вестфалии — Мюнстере и Оснабрюке; закончил Тридцатилетнюю войну 1618-1648 годов — большой общеевропейский конфликт, вызванный борьбой между католиками и протестантами, между чехами и немцами, между императором Германии и немецкими князьями. Война велась на территории Германии с необычайным ожесточением и привела к опустошению страны. Ещё в 1637 году стороны, утомлённые почти безрезультатной войной, поставили вопрос о мире. Но из этих попыток ничего не вышло, и переговоры начались только в июне 1645 года. Они шли в обстановке непрекращающихся военных действий, которыми стороны хотели подкрепить свои требования, и таких событий, как английская революция и волнения во Франции при Людовике XIV, закончившиеся движением Фронды. Всё это колебало соотношение сил, изменяло претензии держав и решения конгрессов. Немецкие князья были лишены национального сознания и в борьбе против императора жаждали иностранного вмешательства. Французские требования, несмотря на внутренние затруднения страны, поддерживались блестящими победами знаменитых полководцев — Тюренна и Конде.

Несмотря на союз, существовавший между Францией и Швецией с самого начала войны, у этих держав были разногласия. Франция поддерживала немецких князей, в том числе и протестантских, поскольку они выступали против императора, но особенно старалась привлечь на свою сторону князей-католиков, в частности самого крупного из них, государя католической Баварии. Напротив, Швеция, заинтересованная в захвате южного побережья Балтийского моря, т. е. северной Германии, где господствовал протестантизм, поддерживала только протестантов и в ряде случаев выступала против Франции. Этим объясняется само территориальное размежевание переговоров. Франция вела переговоры вместе с католическими князьями Германии в Мюнстере, Швеция с протестантскими — в Оснабрюке. Представители императора заседали в Мюнстере, но в случае надобности ездили в Оснабрюк.

Представители держав съезжались очень медленно. Первыми (в 1643) появились венецианский посол Контарини, папский нунций Киджи (впоследствии папа Александр VII) и послы германского императора — граф Людвиг Нассау и доктор Фольмар. Главный представитель императора граф Траутмансдорф явился только в ноябре 1645 года. Кроме упомянутых выше крупную роль в конгрессах играли французские представители граф д Аво, Абель Сервьен и впоследствии герцог Лонгвилль. Испанию представлял испанский гранд дон Гаспар Бракамонте; Швецию — Иоганн Оксеншерна, сын знаменитого канцлера Оксеншерна, фактического руководителя внешней политики Швеции после смерти Густава Адольфа; вторым шведским представителем был Адлер Сальвиус.

Послы много спорили по формальным вопросам, напр.: можно ли величать представителей курфюрстов их превосходительствами. Важнее был спор, вызванный протестом германского императора, желавшего представлять «всю империю», против самостоятельности «чинов», т. е. в первую очередь князей. Франция и Швеция заявили, что они не приступят к переговорам раньше, чем не появятся представители князей. После победы шведского полководца Торстенсона над императорскими войсками император Фердинанд III уступил в этом вопросе. Не меньшее значение имели разногласия среди послов, часто даже одного и того же государства. Едва ли не самым крупным дипломатом оказался представитель императора, граф Траутмансдорф. Он понимал необходимость для императора мира во что бы то ни стало и сумел извлечь из крайне неблагоприятной обстановки все доступные при данных условиях выгоды для габсбургского дома.

24. X 1648 были подписаны оба договора — в Оснабрюке и Мюнстере. Они оказали огромное влияние на международные отношения в Европе вплоть до французской буржуазной революции. Их постановления касаются трёх основных вопросов: 1) территориальных изменений в Европе, явившихся результатом Тридцатилетней войны ; 2) вероисповедных отношений в империи; 3) политического устройства империи.

Шведские притязания, бывшие долгое время камнем преткновения на конгрессах, были удовлетворены почти полностью. Швеция получила всю западную и часть восточной Померании с городами Штеттин, Дамм, Гольнау и о-ва Рюген и Волин (устье Одера), а кроме этого, г. Висмар (Мекленбург) с его гаванью и епископства Бременское и Верденское (устье Везера) с превращением их в светские княжества и с оговоркой, что старые ганзейские города Висмар, Бремен, Штральзунд, Верден и др. сохраняют свои вольные обычаи. В качестве суверена этих владений Швеция вступила в состав империи и получила три голоса в рейхстаге. Основная цель Швеции, таким образом, была достигнута: важнейшие гавани на побережье не только Балтийского, но и Северного морей оказались в её руках. Сверх того Швеция получила 5 млн. талеров вознаграждения за военные издержки. Так как территориальные уступки в пользу Швеции были сделаны за счёт Бранденбурга и Мекленбурга, последних компенсировали духовными княжествами. Бранденбург получил епископства Гальдберштадт, Камин и Минден и право на присоединение архиепископства Магдебург, после смерти архиепископа. Мекленбург был вознаграждён епископством Шверин и Ратцебург и другими церковными территориями. Франция окончательно присоединила к себе три лотарингских епископства (Мец, Туль и Верден) и получила весь Эльзас (без г. Страсбурга). Бавария сохранила Верхний Пфальц и связанное с ним курфюршество, но Рейнский Пфальц был сохранён за сыном и преемником пфальцграфа рейнского Фридриха V, Карлом Людвигом, которому были даны права восьмого курфюрста империи. Были признаны самостоятельными и вышли из состава империи Швейцария и Республика соединённых провинций (Голландия).

В вероисповедном отношении Вестфальский мирный договор подтвердил постановления Аугсбургского религиозного мира 1555 года, согласно которому религия государя определяла религию его подданных («чья страна, того и вера»), и признал, что споры между протестантами и католиками по вопросу о владениях решаются положением этих владений на 1624 год.

Что касается внутреннего устройства империи, то за князьями было признано право суверенитета: они могли отныне заключать договоры между собой и с иностранными державами с оговоркой, что эти договоры не будут заключаться в ущерб империи. В действительности эта оговорка не имела значения. Империя фактически перестала существовать.

Дипломатический словарь. Гл. ред. А. Я. Вышинский и С. А. Лозовский. М., 1948.

Instrumenta pacis Westphalicae. Die westfälischen Friedensverträge 1648. Bern, 1949.

Поршнев Б. Ф. Франция, Английская революция и европейская политика в середине XVII в. М., 1970;

Шинделарж Б. Вестфальский мирный конгресс 1643 —1648 гг. и чешский вопрос.— В кн.: Средние века. Вып. 28—29. М., 1965—66.

Вестфальский мир

В 1648 году, 24 октября и 15 мая, были подписаны два документа: Мюнстерский договор и Договор Оснабрюка. Процесс переговоров и подписания этих договоров получил название Вестфальский мир. Часто к процессу Вестфальского мира относят еще и договор Пиренеев, заключенный между Испанией и Францией в 1659 году и завершивший войну.

Вестфальский мир положил конец двум затяжным войнам: Тридцатилетней и Восьмидесятилетней. Инициатором подписания мира выступила Священная Римская империя, во главе с Фердинандом III. Другими сторонами соглашения выступали Испания, Франция, Швеция и Голландская республика.

Читайте так же:  Ндс это какой налог прямой или косвенный

Большинство ученых и исследователей сходятся во мнении, что подписание Вестфальского мира стало ключевым историческим событием, зародившим современную систему международных отношений. Благодаря этому соглашению возникло само понятие суверенного национального государства, имеющего право на самоопределение. Принципы Вестфальского мира легли в основу создания Организации Объединенных Наций, где все государства-члены имеют равные права и свой голос в Генеральной Ассамблее.

Ко второй половине двадцатого века стало очевидно, что вершиной политической эволюции является демократическое государство. Доказательством этому послужило то, что с момента основания ООН, количество стран-членов союза возросло с 50 до 192 всего за пару лет. Однако, стоит заметить, что многие государства, образованные путем самоопределения, были искусственно созданными пост-колониальными структурами, которые продолжали действовать в угоду интересов колониста. На территориях таких государств религиозные, культурные, этнические и иные традиции постепенно были заменены традициями, принесенными колонизаторами извне. Такие тенденции не способствовали сплочению общества и позволяли вчерашним колонизаторам продолжать преследовать свои экономические интересы в отношении бывших колоний.

Стремление к независимости было настолько сильно, что вдохновленные этой возможностью страны даже не рассматривали таких альтернатив, как конфедерация. Процесс деколонизации захватил мир. Вестфальский договор зародил принципы уважения территориальной целостности для государств, однако, он не остановил имперскую экспансию. Европейские империи вели двойную игру, применяя одни правила для себя и другие для народов за пределами Европы, чьи земли можно было с легкостью присвоить, разграбить и эксплуатировать.

Таким образом, заложенная Вестфальским миром система международных отношений нашла большое количество противников среди людей, выступающих за глобальное управление и справедливое распределение ресурсов Земли между всеми государствами на равных условиях. Вестфальские принципы позволяли манипулировать международным правом в угоду своих государственных интересов. Европейские государства были склонны предотвращать любые попытки захвата власти извне, называя это нарушением своих суверенных прав. В то же время, позволяя себе нарушать суверенные права других стран, принимающих ,по сути, внешнее управление под видом международных норм. В Европе начал развиваться Европейский Союз, который постепенно взял на себя функцию всеобщего европейского правительства. Однако, многие его государства-члены сопротивляются ему, видя в этом угрозу своему суверенитету.

Место проведения

Мирные переговоры проходили в городах Мюнстер и Оснабрюк, которые расположены приблизительно в 50 километрах друг от друга в Германии на Северном Рейне и в Нижней Саксонии. Эти города были предложены Швецией, Франция же настаивала на проведении встречи в Гамбурге и Кельне. В любом случае, для переговоров требовалось два города, потому что протестантские и католические лидеры отказывались встречаться друг с другом. Для католиков был выбран Мюнстер, а для протестантов Оснабрюк.

Итоги мирных соглашений

Фердинанд III был лишен власти, которую он взял на себя, нарушив конституцию Священной Римской империи. Это уравняло в правах всех германских правителей, которые теперь могли самостоятельно выбирать религию для своих земель. Новый закон провозгласил равенство между протестантами и католиками, а кальвинизм получил юридическое признание.

Стороны приняли условия Аугсбургского мира 1555 года, согласно которым каждый герцог теперь имел право выбрать религию для своего государства из установленных вариантов: католицизма, протестантизма (лютеранства), а теперь еще и кальвинизма. Закон определял свободу вероисповедания для христиан и защищал их право практиковать свою веру в общественных местах.

Составителем Вестфальского мирного договора принято считать кардинала Мазарини, который являлся де-факто лидером Франции, пока Людовик XIV был еще ребенком. Это объясняет тот факт, что для Франции условия мирного договора обеспечивали лучшее положение, чем для других участников войны. Франция получила контроль над епископствами Мец, Туль и Верден, расположенными в Лотарингии. Так же ей перешли гамбургские земли Эльзаса.

Швеции был возмещен ущерб, а также она получила контроль над землями Западной Померании и епископством Бремен. Таким образом влияние Швеции распространилось на устья рек Одер, Эльба и Везер, и она получила три места в Совете князей германского рейхстага.

Сын и наследник Фердинанда V Людвиг I был восстановлен в правах пфальцграфа Баварии. Бранденбург (позже Пруссия) получила в распоряжение земли Дальней Померании и епископства Магдебурга, Хальберштадта, Каммина и Миндена.

Был решен вопрос о наследовании территории покойного герцога Клеве-Юлиха Берга. Герцогства Юлих и Берг перешли пфальцграфству Нойбурга, а Клеве, Равенсберг и Бранденбург-Пруссии. Торговые запреты, наложенные во время войны, были отменены, и на Рейне была гарантирована «Свободная навигация».

Значение Вестфальского мира

Традиционно считается, что Вестфальский мир имел решающее значение для современной теории международных отношений. Он имел несколько ключевых принципов, которые применяются и сегодня практически в неизменном виде.

  • Принцип суверенитета государств и право на политическое самоопределение.
  • Принцип правового равенства между государствами.
  • Принцип невмешательства одного государства во внутренние дела другого.

Эти принципы называют «Вестфальской системой», и они представляют собой парадигму современных международных отношений. У этой системы немало критиков, но за многие века своего существования она показала высокую эффективность и смогла урегулировать отношения между ключевыми государствами Европы и мира. Помимо прочего, на основе положений Вестфальского мира зародилась современная межгосударственная правовая система.

Вестфальский мир

Вестфальский мир обозначает два мирных соглашения на латыни — Оснабрюкское и Мюнстерское, подписанные 15 мая и 24 октября 1648 года соответственно. Они завершили Тридцатилетнюю войну в Священной Римской империи. Иногда к Вестфальскому миру относят также и мирный договор между Испанией и Соединёнными провинциями Нидерландов, подписанный 30 января 1648 года и завершивший Восьмидесятилетнюю войну. При этом боевые действия между Голландией и Испанией в 1625-1648 годах исследователи рассматривают одновременно как части и Тридцатилетней, и Восьмидесятилетней войны.

Вестфальский мир являлся результатом первого современного дипломатического конгресса и положил начало новому порядку в Европе, основанному на концепции государственного суверенитета. Соглашения затронули Священную Римскую империю, Испанию, Францию, Швецию, Нидерланды и их союзников в лице князей Священной Римской империи. До 1806 года нормы Оснабрюкского и Мюнстерского договоров являлись частью конституционного закона Священной Римской империи.

Пиренейский мир, подписанный в 1659 году, положил конец войне между Францией и Испанией, и часто рассматривается как заключительный этап всеобщего единения.

Место проведения

Переговоры о мире велись на территории исторической области Вестфалия в католическом епископстве Мюнстер и протестантском епископстве Оснабрюк. В целях конфессионального паритета обсуждение условий мира между императором Священной Римской империи с протестантскими государствами и Швецией велось в епископстве Оснабрюк, а с католическими государствами и Францией — в Мюнстере.

Мирные переговоры между Францией и Габсбургами, обеспеченные Священной Римской Империей и Испанским Королем, были начаты в Кёльне в 1636 году, но приостановлены Францией их министром иностранных дел Ришелье, боровшимся за участие всех союзников, являвшихся другими суверенными или Имперскими государствами внутри Священной Римской империи. В Гамбурге и Любеке Швеция и император вели переговоры о заключении мирного соглашения, но Швеция — после вмешательства Ришелье — затем обговорила с империей «Договор о Гамбурге».

В течение этого времени Империя и Швеция объявили приготовления Кёльна и «Договор о Гамбурге» вводной частью всеобщего мирного соглашения, которое должно быть оговорено в двух соседствующих Вестфальских городах Мюнстере и Оснабрюке, становящихся на время переговоров нейтральными и демилитаризованными. Только Римское Католическое богослужение было допустимо, таким образом, не было места для богослужений Кальвинистов и Лютеран.

Оснабрюк был городом с двойным вероисповеданием Лютеранским и Католическим, с обеими церквями Лютеранской и Католической. За свое господство Лютеранские граждане и только Лютеранский городской церковный сбор и Католическая коллегия Принца — епископа Оснабрюка с принадлежностью другому духовенству а также католическим обитателям. В 1628—1633 гг. Оснабрюк был подвержен нападению войск католической лиги и католического принца — епископа Франца Вильгельма, фиксированные контрреформацией в городе семьи лютеранских горожан были изгнаны. Под оккупацией Швеции оснабрюкские католики не изгонялись, но город жестоко страдал от шведских войн. По этой причине город надеялся на огромное утешение, становясь нейтральным и демилитаризованным.

Оба города боролись за большую независимость, за становление самыми лучшими Свободными Имперскими городами, таким образом, они приветствовали мирные переговоры, их нейтралитет и запрет всех политических влияний военных партий, включая феодалов, соответствующих принцев-епископов которыми они являлись. В то же время шведские лютеранцы отдавали предпочтение Оснабрюку, как месту проведения конференций, их мирные переговоры с империей, включавшие соответствующие альянсы обоих, проводились в Оснабрюке; Империя и её оппонент Франция, включая ещё их соответствующие альянсы, а также республика Нидерландов и её оппонент Испания проводили переговоры в Мюнстере.

Целью мирного конгресса, закончившегося подписанием Вестфальского мира, было установление мира, урегулирование международного, конфессионального, внутриимперского уровней.

Каждая страна-участник конгресса преследовала свои цели: Франция — разорвать окружение испанских и австрийских Габсбургов, Швеция — добиться гегемонии на Балтике, Священная Римская империя и Испания — добиться меньших территориальных уступок.

На внутриимперском и конфессиональном уровне необходимо было выбрать «нормальный год», который устраивал бы и католиков, и протестантов. Им стал 1624 год по состоянию на 1 января.

По Вестфальскому миру Швеция получила Западную Померанию с портом Штеттин, некоторую часть Восточной Померании, право на Померанский залив с прибрежными городами. Под фактический контроль Швеции перешли устья крупнейших рек северной Германии. На какое-то время Швеция превратилась в великую европейскую державу, осуществляющую господство над Балтикой и оказывающую влияние на немецкие государства.

Франция получила Эльзас (кроме Страсбурга) и опеку над рядом городов.

Голландия стала признанным независимым государством. Признание своего суверенитета получил также Швейцарский союз.

Существенные изменения произошли среди германских княжеств. Значительно расширил свои владения и влияние Бранденбург-Пруссия, усилились Бавария и Саксония. В то же время Вестфальский мир закрепил раздробленность Германии.

Значение Вестфальского мира

Вестфальский мир разрешил те противоречия, которые и привели к Тридцатилетней войне:

  • Вестфальский мир уравнял в правах католиков и протестантов (кальвинистов и лютеран), узаконил конфискацию церковных земель, осуществлённую до 1624 года, и отменил ранее действовавший принцип cujus regio, ejus religio, вместо которого провозглашался принцип веротерпимости, что в дальнейшем снизило значение конфессионального фактора в отношениях между государствами;
  • Вестфальский мир положил конец стремлению Габсбургов расширить свои владения за счёт территорий государств и народов Западной Европы и подорвал авторитет Священной Римской империи: с этого времени старый иерархический порядок международных отношений, в котором германский император считался старшим по рангу среди монархов, был разрушен и главы независимых государств Европы, имевшие титул королей, были уравнены в правах с императором;
  • согласно нормам, установленным Вестфальским миром, главная роль в международных отношениях, ранее принадлежавшая монархам, перешла к суверенным государствам.
Читайте так же:  Независимая экспертиза центр екатеринбург

Вестфальский мир

Вестфальский мир — ряд мирных договоров, заключенных в период с мая по октябрь 1648 г. в епископствах Мюнстер и Оснабрюке в Вестфалии, фактически положивших конец европейским религиозным войнам.

Вестфальский мир официально завершил Тридцатилетнюю войну (1618-1648) – продолжительную борьбу за религиозную и политическую власть, затронувшую в той или иной степени практически все европейские страны. Тридцатилетняя война была религиозным конфликтом, обострением противостояния между католиками и протестантами, начавшегося с Реформации XVI века. Это была борьба за доминирование в Европе; Франция и Швеция выступали против Императора Священной Римской империи, принадлежавшего дому Габсбургов. Наконец, это был конфликт между Императором и крупными немецкими княжествами, которые стремились к обретению независимости.

Вестфальский мир также привел к окончанию Восьмидесятилетней войны (1568-1648) между Испанией и Нидерландской республикой, а Испания официально признала независимость Нидерландской Республики.

Процесс переговоров был длительным и сложным. Обсуждение условий Вестфальского мира проходило в двух разных городах – между императором Священной Римской империей с католическими странами и Францией в епископстве Мюнстер, а с протестантскими странами и Швецией в епископстве Оснабрюк, поскольку ни католики, ни протестанты не желали проводить встречи на «чужой» территории. В общей сложности съехалось 109 делегаций, представлявших интересы всех государств, вовлеченных в войну.

Вестфальский мирный договор.

В результате переговоров было подготовлено три отдельных договора:

  • Мюнстерский мир – заключен между Нидерландской Республикой и Королевством Испании 30 января 1648 года и ратифицирован в Мюнстере 15 мая 1648 года; и
  • два взаимосвязанных соглашения, заключенных 24 октября 1648 года и ратифицированных в период с ноября 1648 года по январь 1649 года:
    • Мюнстерский мирный договор между Священной Римской Империей и Францией и ее союзниками;
    • Оснабрюкский мирный договор между Священной Римской империей и Швецией и ее союзниками.

В совокупности эти три договора составляют Вестфальский мир.

Итоги Вестфальского мира.

Мюнстерская ратуша – место проведения переговоров о заключении Вестфальского мира между Священной Римской империей и Францией.

Вестфальский мир был как религиозным, так и политико-территориальным урегулированием. Условия Вестфальского мира определили политический ландшафт Европы на долгие годы вперед. Поскольку его положения распространялись на большинство европейских держав – среди них Савойя, Англия, Дания, Норвегия, Польша, княжества и республики Италии, Нидерландов и швейцарские города – это был по истине общеевропейский мир. Хотя от территориального порядка, установленного в 1648 году, мало что осталось, итоги Реформации после Вестфальского мира в Европе больше никогда не пересматривались. В Вестфальском мирном договоре также содержались важные нормы о конституции Священной Римской империи, которые продолжали оставаться в силе до падения Империи в 1806 году.

Многолетние Мюнстерская и Оснабрюкская мирные конференции были важным событием в современной истории дипломатии. Компромиссы по вопросам протокола, многие из которых были достигнуты только после длительных переговоров, послужили прецедентом для последующих международных конференций и конгрессов.

Религиозные вопросы.

Главной целью Вестфальского мира было урегулирование религиозных отношений и конфессиональных противоречий. Хотя Вестфальский мирный договор подтвердил право князей менять по желанию и свою веру, и веру своих подданных, в них предусматривались определенные правовые гарантии. Было введено несколько положений, ограничивающих и ослабляющих прежнюю власть князей над религиозной сферой.

Вестфальский договор официально признал свободу вероисповедания для католиков, живущих в протестантских областях, и наоборот, в том числе разрешалось молиться в своих домах, посещать религиозные службы и воспитывать своих детей в соответствии с личными убеждениями. Инакомыслящие не должны были «исключаться из гильдий купцов, ремесленников или компаний, лишаться права преемственности, наследования, доступа к общественным больницам, инфекционным больницам, домам престарелых (богадельням), а также других прав и привилегий». Более того, Вестфальский договор поощрял равноправие между католиками и протестантами в Имперских советах и других законодательных учреждениях Империи.

Территориальные договоренности.

Второй предмет Вестфальского мира касался вопроса территориального урегулирования, а практически – удовлетворения территориальных притязаний Швеции и Франции.

  • Швеция получила Западную Померанию с портом Штеттин, Макленбургский город Висмар, Бременское архиепископство и Ферденское епископство. Эти приобретения дали Швеции контроль над Балтийским морем и устьями рек Одер, Эльба и Везер.
  • Франция получила суверенитет над графством Эльзас и подтвердила свои права на три епископства Мец, Туль и Верден, которые она захватила столетием раньше. Таким образом, Франция упрочила свою границу к западу от реки Рейн.
  • Бранденбург получил Восточную Померанию и несколько небольших епископств и монастырей.
  • Пфальц был разделен между протестантами и католиками на Верхний и Нижний Пфальц:
    • Верхний Пфальц остался за Баварией;
    • Нижний Пфальц, вместе с вновь созданным восьмым курфюршеством, был возвращен Карлу I Людвигу, сыну Фридриха V Пфальцского.

Важным итогом Вестфальского мира было международное признание в качестве независимых государств Нидерландской республики и Швейцарской конфедерации. Таким образом договоры официально закрепили статус, которым эти два государства уже фактически обладали в течение многих десятилетий.

Ратификация Мюнстерского мира 15 мая 1648 года. Картина Герарда Тербоха, 1648 год.

Всеобщая амнистия.

В соответствии с христианской мирной этикой Вестфальский договор объявил всеобщую амнистию всем, кто участвовал в военных действиях Тридцатилетней войны. Амнистия была абсолютной и без каких-либо исключений; должно было быть «вечное забвение» всего, что было сказано и сделано во время войны.

Соглашения о конституции Священной Римской империи.

Учреждение восьмого курфюршества, пожалованного Карлу I Людвигу Пфальцскому, означало существенное изменение положений «Золотого Булла» 1356 года, одного из основных законов Империи, в котором, в частности, определялась процедура избрания императора. В «Золотой булле» прямо указывалось, что семь курфюрстов или князей-выборщиков должны выбрать Римского короля, которого Папа Римский затем короновал главой Священной Римской империи.

Вестфальский мирный договор изменили процедуру голосования Императорского собрания (Рейхстага), установив, что решения по религиозным вопросам должны приниматься единогласно, то есть по взаимному согласию католических и протестантских государств. Имперским городам (т. е. подчиненным непосредственно императору) были предоставлены места и права голоса в Имперском собрании. В дополнение к Совету курфюрстов и Совету имперских князей города образовывали третий совет, разделенный на две коллегии, Швабскую и Рейнскую.

Вестфальский договор включал положение о признании права отдельных Государств «вступать в альянсы с другими сторонами для своего сохранения и безопасности» при условии, «что данные альянсы не направлены против Императора, Империи, Общего мира и данного Соглашения». Право Государств на вступление в альянсы связано не только с правом проводить собственную внешнюю политику и устанавливать дипломатические отношения, но также и с правом вести войну и содержать постоянную армию. Это означало признание индивидуальной международной правосубъектности князей и территорий империи, которые, хотя все еще входили в Империю, приблизились к суверенному статусу.

С другой стороны, Вестфальский мир закрепил за Имперским собранием всю власть, которая обычно ассоциируется с осуществлением высших полномочий над территорией, например, такими, как написание и интерпретация законов, объявление войны, обложение налогами.

Императорский совет 1653-1654 года признал Вестфальский мирный договор чем-то вроде «основного закона» Империи до того, как появилось такое понятие. Вестфальские договоры были включены в последующие электоральные капитуляции, которые историки-правоведы рассматривают в качестве прекурсоров сегодняшних конституций.

Значение Вестфальского мира в истории международного права.

Многими юристами-международниками и политологам Вестфальский мир рассматривается как поворотный момент в истории международного права и международных отношений, разделяющий старый европейский порядок, характеризуемый религиозным и политическим единством «христианского мира» под властью Императора и Папы Римского, и современную светскую систему суверенных и равноправных государств, существующую и в настоящее время или, по крайней мере, просуществовавшую до конца Второй мировой войны. В литературе последний порядок часто описывается как Вестфальская система международного права и международных отношений, отличающаяся четким, главным образом территориальным, разграничением политической власти и социальных связей.

Оснабрюкская ратуша – место проведения переговоров о заключении Вестфальского мира между Священной Римской империей и Швецией.

Хотя «Вестфальский мир» допустимо использовать в качестве символического начала эпохи международного права, характеризуемой преобладанием суверенных государств, тем не менее подобное допущение проблематично с исторической точки зрения. Оно сводит к единому знаменателю события, постепенное развитие которых частично началось за долго до 1648 года, и частично продолжалось еще в течение по меньше мере двухсот лет. Современное международное право зародилось не в середине 17-го века, а в еще позднем средневековье, достигнув высокой степени зрелости как с точки зрения международной практики, так и доктрины в «испанский период» 16 – середины 17 века. Во многих отношениях Вестфальский мир предполагал существование современного светского международного порядка, который он скорее подтвердил нежели создал.

К моменту проведения Вестфальских мирных переговоров концепция суверенитета как верховенства власти над определенной территорией и ее независимости от «чужих» полномочий была доктринально хорошо развита. Поэтому Мюнстер, несомненно, не был родиной идеи государственного суверенитета. Более того, данное слово не фигурирует в длинном тексте Вестфальских договоров. И Мюнстерский, и Оснабрюкский договоры осторожно избегали называть государства империи «суверенными». Вместо этого в договорах использовалось выражение ius territoriale или территориальная власть, тем самым подчеркивая их принадлежность к империи.

Читайте так же:  Материнский капитал как первый взнос в ипотеке

Таким образом, было бы несправедливо рассматривать Вестфальский мир 1648 года как краеугольный камень в развитии современной международной системы государств. Скорее, результаты конгресса являются не чем иным, как дальнейшим шагом — можно даже сказать, что довольно скромным шагом — в постепенном переходе от идеала универсальной власти к идее отдельных самостоятельных политических единиц, обладающих суверенитетом на вверенных им территориях.

Вестфальский мир и его значение

Более трехсот шестидесяти лет назад во всей Европе, уставшей от долгого, кровопролитного противостояния между странами, произошло событие, которое не только погасило последние искры войны, но и определило во многом будущее Европейского континента. Речь идет о Вестфальском мире. Соглашение было названо так, поскольку было заключено в двух городах Германии – Оснабрюке и Мюнстере – в 1648. Оба относились к Вестфальской области. Формат такого многостороннего договора обсуждался еще семь лет назад, в 1641 году, в городе Гамбург. Начиная с этого года, велись переговоры, во время которых война не прекращалась. Она закончилась только тогда, когда Вестфальский мир был принят всеми сторонами. Переговоры велись между императорскими послами и французскими — в Мюнстере, и шведскими послами и имперскими чинами – в городе Оснабрюке.

Вестфальский мир стал окончанием Тридцатилетней войны, которая примечательна тем, что в ней впервые участвовали практически все европейские страны, и Россия в том числе. Исключением стала Швейцария. Началась она как противостояние между представителями двух основных на то время европейских религий – поддерживаемого Римом католичества и «еретического» протестантизма, – а закончилась как сопротивление власти династии Габсбургов.

Вестфальский мир стал примечателен тем, что для его принятия потребовался созыв фактически первого общеевропейского конгресса. На нем протестанты получили то, о чем так мечтали ранее – равные права с католиками, что стало возможным благодаря принципу веротерпимости. Вследствие этого в отношениях между государствами ослаб религиозный, межконфессиональный фактор. Принцип «чья страна, того и вера», ставший причиной войн между государствами разных вероисповеданий, был упразднен. Более того, была устранена иерархическая система взаимоотношений между европейскими главами, по которой ведущую роль играл германский император, а короли подчинялись ему. На смену этому пришел принцип суверенитета государств. Каждый из королей получил равные права с императором Германии. Новый европейский порядок ведет свое происхождение именно отсюда. Нужно сказать, что Вестфальский мир полностью разрешил именно те проблемы и противоречия, которые и стали причиной долгой Тридцатилетней войны.

Однако это соглашение стало роковым для могущественной до этого Германской империи, простиравшейся в центре Европы. Император этого государственного объединения больше не был персоной номер один в Европе, а короли соседних стран получили право вести дела и заключать союзы без его соглашения с единственной оговоркой — «не во вред интересам императора». Фактически власть последнего во всей Европе, кроме Германии, была упразднена. Кроме того, страна, которой он непосредственно управлял, потеряла ряд территорий и вскоре была раздроблена на множество земель, поскольку такое деление также предусматривал Вестфальский мирный договор. Ведь право править по своему усмотрению и заключать союзы между собой получили не только короли, но и имперские чины. Фактически страна была раздроблена на мелкие независимые княжества, власть императора нивелирована, а княжеский произвол был практически узаконен. Со временем в каждом из мелких княжеств появилась своя валюта, из-за чего возникали проблемы с торговлей между этими государственными образованиями. Единство Германии было разрушено и восстановлено только в конце девятнадцатого столетия. Города Верден, Висмар и Бремен, а также устье реки Одер, остров Рюген и значительная часть Померании стали владением шведской короны. Кроме того, Швейцария обрела полную независимость.

Вестфальский мир стал основой для подавляющего большинства всех последующих мирных договоров, и не только между европейскими странами. Вряд ли какое-либо другое соглашение оказало такое серьезное влияние на политическую систему Европы и многих других стран. Вестфальская модель мира может рассматриваться как система взаимоотношений между странами, в которых объектами выступают независимые державы (причем суверенитет является определяющим для государства, а не правителя), и как система мироустройства, в которой действующими лицами являются независимые страны.

Вестфальский мирный договор

Термин «Вестфальский Мир» уходит корнями к двум мирным соглашениям Оснабрюка и Мюнстера, подписанным 15 мая и 24 октября 1648 года, в названном порядке, написанным на латыни, положившим конец обеим войнам: Тридцатилетней войне в Священной Римской Империи и Восьмидесятилетней войне между Испанией и Нидерландской (Голландской) Республикой. Соглашения затронули Священную Римскую Империю, Фердинанда III (Габсбургского), Королевства Испании, Францию и Швецию, Нидерланды и их соответствующих союзников в лице принцев и Республиканских Имперских Государств Священной Римской Империи.

«Вестфальский Мир» являлся результатом первого современного дипломатического конгресса и положил начало новому порядку в Центральной Европе, основанном на концепции государственного суверенитета. До 1806 года правила стали частью конституционного закона Священной Римской Империи.

«Соглашение о Пиренеях», подписанное в 1659 году положило конец войне между Францией и Испанией, и часто рассматривается как часть всеобщего единения.

Место проведения

Переговоры о мире велись на территории исторической области Вестфалия в католическом епископстве Мюнстер и протестантском епископстве Оснабрюк. В целях конфессионального паритета обсуждение условий мира между императором Священной Римской империи с протестантскими государствами и Швецией велось в епископстве Оснабрюк, а с католическими государствами и Францией — в Мюнстере.

Мирные переговоры между Францией и Габсбургами, обеспеченные Священной Римской Империей и Испанским Королем, были начаты в Кёльне в 1636 году, но приостановлены Францией их министром иностранных дел Ришелье, боровшимся за участие всех их союзников, они являлись другими суверенными или Имперскими гос-вами внутри Священной Римской Империи. В Гамбурге и Любеке Швеция и император вели переговоры о заключении мирного соглашения, но Швеция — после вмешательства Ришелье — затем обговорила с империей «Договор о Гамбурге».

В течение этого времени Империя и Швеция объявили приготовления Кёльна и «Договор о Гамбурге» вводной частью всеобщего мирного соглашения, которое должно быть оговорено в двух соседствующих Вестфальских городах Мюнстере и Оснабрюке, становящихся на время переговоров нейтральными и демилитаризованными. Только Римское Католическое поклонение было допустимо, таким образом, не было мест для поклонения Кальвинистов и Лютеранцев. Оснабрук был городом с двойным вероисповеданием Лютеранским и Католическим, с обеими церквями Лютеранской и Католической. За свое господство Лютеранские граждане и только Лютеранский городской церковный сбор и Католическая коллегия Принца — епископа Оснабрука с принадлежностью другому духовенству а также католическим обитателям. В 1628—1633 гг. Оснабрук был подвержен нападению войск католической лиги и католического принца — епископа Франца Вильгельма, фиксированные контрреформацией в городе семьи лютеранских горожан были изгнаны. Под оккупацией Швеции оснабрукские католики не изгонялись, но город жестоко страдал от шведских войн. По этой причине город надеялся на огромное утешение, становясь нейтральным и демилитаризованным.

Оба города боролись за большую независимость, за становление самыми лучшими Свободными Имперскими городами, таким образом, они приветствовали мирные переговоры, их нейтралитет и запрет всех политических влияний военных партий, включая феодалов, соответствующих принцев-епископов которыми они являлись. В то же время шведские лютеранцы отдавали предпочтение Оснабруку, как месту проведения конференций, их мирные переговоры с империей, включавшие соответствующие альянсы обоих, проводились в Оснабруке; Империя и ее оппонент Франция, включая еще их соответствующие альянсы, а также республика Нидерландов и ее оппонент Испания проводили переговоры в Мюнстере.

Целью мирного конгресса, закончившегося подписанием Вестфальского мира, было установление мира, урегулирование международного, конфессионального, внутриимперского уровней.

Каждая страна-участник конгресса преследовала свои цели: Франция — разорвать окружение испанских и австрийских Габсбургов, Швеция — добиться гегемонии на Балтике, Священная Римская империя и Испания — добиться меньших территориальных уступок.

На внутриимперском и конфессиональном уровне необходимо было выбрать «нормальный год», который устраивал бы и католиков, и протестантов. Им стал 1624 год по состоянию на 1 января.

По Вестфальскому миру Швеция получила Западную Померанию с портом Штеттин, некоторую часть Восточной Померании, право на Померанский залив с прибрежными городами. Под фактический контроль Швеции перешли устья крупнейших рек северной Германии. На какое-то время Швеция превратилась в великую европейскую державу, осуществляющую господство над Балтикой и оказывающую влияние на немецкие государства.

Франция получила Эльзас (кроме Страсбурга) и опеку над рядом городов.

Голландия стала признанным независимым государством. Признание своего суверенитета получил также Швейцарский союз.

Существенные изменения произошли среди германских княжеств. Значительно расширил свои владения и влияние Бранденбург (будущая Пруссия), усилились Бавария и Саксония. В то же время Вестфальский мир закрепил раздробленность Германии.

По итогам Вестфальского мира религиозный фактор перестал играть важную роль в европейской политике. Начала складываться система национальных государств

Внутренние политические границы Власть, захваченная Фердинандом III путем нарушения конституции Священной Римской Империи, была разоблачена и возвращена правителям Имперских государств. Это позволило правителям Имперских государств независимо решать их религиозное поклонение. Протестанты и Католики были определены перед законом равными, а Кальвинизму было дано законное одобрение.

Значение Вестфальского мира

Среди ученых существуют различные точки зрения на значение Вестфальского мира:

  • этот мир положил начало развитию современного международного права, основными принципами которого являются: равноправные государства, обязательство решать проблемы мирным путем, идея совместного поддержания порядка. Также в результате подписания данного мира появляется понятие суверенитета.
  • Вестфальский мир разрушил старый иерархический порядок международных отношений, однако действенного механизма поддержания порядка не создал.