Требования к пожарному оборудованию и пожарно техническому вооружению

Статья 108. Требования к пожарным автомобилям

Статья 108. Требования к пожарным автомобилям

1-2. В комментируемой статье установлены требования к пожарным автомобилям (о понятии пожарного автомобиля и об их классификации см. комментарий к ст. 44 Закона). Ранее требования, о которых идет речь в ч. 1 комментируемой статьи, устанавливались, прежде всего, в ГОСТ 12.2.037-78* «ССБТ. Техника пожарная. Требования безопасности» и ГОСТ 12.4.009-83 «ССБТ. Пожарная техника для защиты объектов. Основные виды. Размещение и обслуживание».

Так, в разд. 1.2 ГОСТ 12.2.037-78* наряду с прочим предусмотрено следующее (здесь и далее следует иметь в виду, что понятие «пожарная машина» является недопустимым синонимом; см. комментарий к ст. 44 Закона):

конструкция и компоновка пожарных машин, монтируемых на колесном или гусеничном шасси, не должна снижать показателей безопасности базовой машины (п. 1.2.1);

устройство пожарных машин (размещение агрегатов, систем управления, пожарно-технического вооружения, боевого расчета и др.) должно обеспечивать безопасность выполнения тактических задач при тушении пожара, а также безопасность во время движения, при техническом обслуживании и ремонте. Схема размещения и узлы крепления пожарно-технического вооружения должны обеспечивать надежность его фиксации, оперативность боевого развертывания, удобство и безопасность при съеме и установке (п. 1.2.2).

Среди требований ГОСТ 12.4.009-83 необходимо указать, прежде всего, на следующие:

перед вводом в эксплуатацию (постановкой в боевой расчет) пожарные автомобили, мотопомпы и прицепы должны подвергаться испытаниям на соответствие требованиям нормативно-технической документации (п. 2.1.1);

пожарные автомобили, мотопомпы и прицепы, введенные в эксплуатацию (поставляемые в боевой расчет или резерв), должны находиться в полной боевой готовности к выезду (применению) по тревоге: быть в исправном состоянии, полностью заправлены горючим, смазочными материалами, иметь полный комплект годного к применению пожарно-технического вооружения и необходимый запас огнетушащих веществ (п. 2.1.2).

Как предусмотрено в п. 106 ППБ 01-03 «Правила пожарной безопасности в РФ», пожарные автомобили и мотопомпы, приспособленная и переоборудованная техника для тушения пожаров должны быть укомплектованы пожарно-техническим вооружением, заправлены топливом, огнетушащими веществами и находиться в исправном состоянии. Там же установлено, что порядок привлечения техники для тушения пожаров определяется расписанием выезда и планом привлечения сил и средств для тушения пожаров, утвержденным органом местного самоуправления.

Требования к пожарным автомобилям установлены еще целым рядом нормативных документов по пожарной безопасности, к которым и отсылает норма ч. 2 комментируемой статьи. Основными из таких документов являются:

ГОСТ Р 12.2.144-2005 «Система стандартов безопасности труда. Автомобили пожарные. Требования безопасности. Методы испытаний»*(154), утв. приказом Ростехрегулирования от 11 марта 2005 г. N 47-ст*(155);

НПБ 163-97 «Пожарная техника. Основные пожарные автомобили. Общие технические требования. Методы испытаний»*(156), утв. приказом ГУГПС МВД России от 1 декабря 1997 г. N 76;

НПБ 180-99 «Пожарная техника. Автомобили пожарные. Разработка и постановка на производство»*(157), утв. приказом ГУГПС МВД России от 12 апреля 1999 г. N 31;

НПБ 192-2000 «Техника пожарная. Автомобиль связи и освещения. Общие технические требования. Методы испытаний»*(158), утв. приказом ГУГПС МВД России от 26 сентября 2000 г. N 51;

НПБ 194-2000 «Техника пожарная. Автомобиль газодымозащитной службы. Общие технические требования. Методы испытаний»*(159), утв. приказом ГУГПС МВД России от 6 декабря 2000 г. N 69;

НПБ 197-2001 «Автоподъемники пожарные. Общие технические требования. Методы испытаний»*(160), утв. приказом ГУГПС МВД России от 29 января 2001 г. N 5;

НПБ 198-2001 «Автоподъемники пожарные и их составные части. Выпуск из ремонта. Общие технические требования. Методы испытаний»*(161), утв. приказом ГУГПС МВД России от 26 января 2001 г. N 4;

НПБ 307-2002 «Автомобили пожарные. Номенклатура показателей»*(162), утв. приказом ГУГПС МЧС России от 23 декабря 2002 г. N 48*(163);

НПБ 308-2002 «Порядок разработки и требования к ремонтной и эксплуатационной документации на пожарные автомобили и насосы»*(164), утв. приказом ГУГПС МЧС России от 24 декабря 2002 г. N 49;

НПБ 311-2002 «Техника пожарная. Пожарный штабной автомобиль. Общие технические требования. Методы испытаний»*(165), утв. приказом ГУГПС МЧС России от 27 декабря 2002 г. N 51*(166);

НПБ 312-2003 «Техника пожарная. Аварийно-спасательный автомобиль. Общие технические требования. Методы испытаний»*(167), утв. приказом ГУГПС МЧС России от 31 декабря 2002 г. N 59;

Нормы табельной положенности пожарно-технического вооружения и аварийно-спасательного оборудования для основных и специальных пожарных автомобилей, изготавливаемых с 2006 года*(168), утв. приказом МЧС России от 25 июля 2006 г. N 425*(169).

О нормативных документах по пожарной безопасности, предусматривающих требования к пожарным автолестницам, см. комментарий к ст. 132 Закона.

Требования к пожарному оборудованию и пожарно техническому вооружению

А втоматизированная информационно-справочная система требований пожарной безопасности (в соответствии с нормами строительного проектирования) “ Экспертиза

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СОЮЗА ССР

Система стандартов безопасности труда

Occupational safety standards system.

Fire engineering. Safety requirements

Постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 11 декабря 1978 г. № 3286 срок введения установлен с 01.01 1980 г.

Несоблюдение стандарта преследуется по закону

Настоящий стандарт распространяется на пожарную технику и устанавливает требования безопасности к ней и к контролю их выполнения.

Стандарт не распространяется на:

установки пожаротушения и средства пожарной и охранно-пожарной сигнализации и связи;

средства индивидуальной защиты;

пожарные поезда, суда, вертолеты и самолеты.

1. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ

1.1.1 Пожарная техника должна соответствовать требованиям ГОСТ 12.2.003-74 , ГОСТ 12.4.009-83 и настоящего стандарта.

1.1.2 Требования безопасности к пожарной технике конкретного вида должны быть установлены в стандартах или технических условиях, а также в инструкциях по эксплуатации на эти виды пожарной техники.

1.1.4 Соответствие пожарной техники требованиям безопасности следует проверять при приемочных и квалификационных испытаниях по ГОСТ 15.001-88.

1.1.5 Методы испытаний — по стандартам или техническим условиям на пожарную технику конкретного вида.

1.1.6 В местах проведения испытаний должны быть установлены предупреждающие знаки «Осторожно! Прочие опасности» по ГОСТ 12.4.026-76 и поясняющая надпись «Идут испытания» , а на рабочих местах испытателей — вывешены инструкции и правила безопасности.

1.2. Требования безопасности к пожарным машинам

1.2.1 Конструкция и компоновка пожарных машин , монтируемых на колесном или гусеничном шасси , не должна снижать показателей безопасности базовой машины.

1.2.2 Устройство пожарных машин (размещение агрегатов , систем управления , пожарно-технического вооружения , боевого расчета и др.) должно обеспечивать безопасность выполнения тактических задач при тушении пожара , а также безопасность во время движения , при техническом обслуживании и ремонте. Схема размещения и узлы крепления пожарно-технического вооружения должны обеспечивать надежность его фиксации , оперативность боевого развертывания , удобство и безопасность при съеме и установке.

1.2.3 Число внешних световых приборов общего назначения пожарных автомобилей , тракторов и прицепов , цвет и расположение — по ГОСТ 8769-75.

Число и цвет проблесковых маячков пожарных автомобилей — по ГОСТ 21392-75.

Внешние специальные осветительные фонари — по стандартам или техническим условиям на пожарные машины конкретных типов.

1.2.4 Сигнально-информативная окраска пожарных автомобилей , тракторов и прицепов должна соответствовать требованиям ГОСТ 21392-75 со следующим дополнением: выступающие и перемещающиеся части , представляющие опасность при обслуживании , должны быть окрашены полосами чередующихся красного и белого цветов с соотношением ширины 1 : 1 и в соответствии с нормативно-технической документацией на цветографические схемы.

Наружная окраска защитных кожухов агрегатов должна соответствовать цвету интерьера мест их установки. Внутренняя окраска кожухов должна иметь сигнальный цвет по ГОСТ 12.4.026-76.

1.2.5. Специальный звуковой сигнал пожарных автомобилей — по ГОСТ 21392-75.

1.2.6. Конструкция кабины водителя и салона боевого расчета должна обеспечивать поддержание температуры воздуха внутри кабины и в салоне на уровне требований нормативно-технической документации на конкретные типы пожарных машин.

1.2.7. Кабина водителя пожарных автомобилей, монтируемых на базе грузовых автомобилей, — по ГОСТ 12.2.023-76.

1.2.8. Содержание вредных примесей в кабине водителя и салоне боевого расчета не должно превышать предельно допустимых концентраций, установленных ГОСТ 12.1.005-76.

Примечание. Указанное требование должно выполняться при условии, что содержание вредных примесей в окружающей среде не превышает предельно допустимых концентраций

1.2.9. Выхлоп отработанных газов не должен быть направлен в сторону расположения органов управления насосом, автолестницей и др.

1.2.10. Конкретные числовые значения уровней звукового давления в октавных полосах частот на рабочем месте водителя и в салоне боевого расчета пожарного автомобиля или уровней звуковой мощности в октавных полосах частот, создаваемых другой пожарной техникой, должны устанавливаться в стандартах или технических условиях на пожарную технику конкретного вида.

1.2.11. Конкретные числовые значения вибрационных характеристик в виде ВХ-1 — для водителя и в салоне боевого расчета пожарного автомобиля или в виде ВХ-2 — для другой пожарной техники, не имеющей встроенных рабочих мест, должны устанавливаться в стандартах или технических условиях на пожарную технику конкретного вида в соответствии с ГОСТ 12.1.012-78.

1.2.12. Температура поверхностей работающих агрегатов (механизмов) внутри кабины водителя и салона боевого расчета, подверженных нагреву и доступных для прикасания, не должна превышать 45 ° С.

1.2.13. Двери кабины водителя и салона, а также дверцы отсеков кузова пожарных машин должны быть снабжены автоматически запирающимися замками, надежно удерживаться в закрытом и фиксироваться в открытом положениях. Дверцы должны быть оборудованы устройством, подающим сигнал на щит приборов кабины водителя об их открывании. Дверцы, открывающиеся вверх, должны фиксироваться на высоте, обеспечивающей удобство и безопасность обслуживания.

1.2.14. Доступ к оборудованию, инструменту и пультам управления, размещенным на крышах кузовов или платформах пожарных машин, должен быть безопасным. Крыши и платформы таких машин должны иметь настил с поверхностью, препятствующей скольжению, и высоту бортового ограждения у крыш кузовов не менее 100 мм.

1.2.15. Пожарные машины должны быть оборудованы лестницами или подножками, если высота пола кабины или платформы более 400 мм от земли.

В технически обоснованных случаях высота подножки или первой ступени лестницы может достигать 700 мм. На гусеничных машинах наличие лестниц или подножек не обязательно. Ступени лестниц и подножка должны иметь поверхность, обеспечивающую устойчивое положение ступни. Ширина ступени должна быть не менее 150, глубина — не менее 125 мм. Расстояние между ступенями должно быть не более 400 мм. При наличии двух и более ступеней следует устанавливать поручни или скобы.

Пожарные машины, монтируемые на гусеничном шасси, должны иметь на всю ширину дверных проемов кабины рифленую площадку, закрывающую гусеницу на всю ее ширину.

1.2.17. Органы управления на рабочем месте необходимо устанавливать так, чтобы их рукоятки при любом положении рычага находились в пределах зоны досягаемости оператора с учетом обеспечения его безопасности.

После прекращения воздействия на органы управления, которые не фиксируются в рабочем положении, они должны автоматически возвращаться в нейтральное положение.

Органы управления должны быть скомпонованы с учетом установленного для пожарных машин конкретного типа порядка руч­ных операций, исключать лишние движения оператора. Размеры и форма органов управления, допускаемые усилия воздействия и размещение их в зоне работы оператора должны удовлетворять эргономическим требованиям ГОСТ 21752-76 и ГОСТ 21753-76.

1.2.18. Конструкция пневмо- и гидросистем, а также рабочих органов пожарных машин в случае их повреждения должна быть безопасной при обслуживании. Пневматические приводы — по ГОСТ 12.3.001-73. Гидравлические приводы н другие гидравлические устройства — по ГОСТ 16028-70.

Сосуды, работающие под давлением, должны соответствовать, «Правилам устройства и безопасной эксплуатации сосудов, рабо­тающих под давлением», утвержденным Госгортехнадзором СССР. Требования к гидроцилиндрам — по ГОСТ 16514-79.

1.2.19. Устройство и эксплуатация электрооборудования должны соответствовать «Правилам устройства электроустановок», «Правилам технической эксплуатации электроустановок потребителей и правилам техники безопасности при эксплуатации электроустановок потребителей», утвержденным Госэнергонадзором, а также «Правилам безопасности при эксплуатации электроустановок пожарных автомобилей и прицепов», утвержденным МВД СССР.

Электрооборудование пожарных машин должно соответствовать требованиям ГОСТ 12.2.007.0-75.

1.2.20. Пожарные автомобили должны быть снабжены средствами оказания первой медицинской помощи и обеспечения безопасности в соответствии с «Правилами дорожного движения», утвержденными МВД СССР, а также средствами индивидуальной защиты от поражения электрическим током. Пожарные автомобили должны быть укомплектованы двумя противооткатными упорами (башмаками).

1.2.21. Не допускается выполнять реконструкцию пожарного автомобиля, предусматривающую изменение количества, номенклатуры и (или) мест размещения пожарно-технического вооружения, при отсутствии соответствующей нормативно-технической документации.

1.3. Требования безопасности к огнетушителям

1.3.1. Ручные н передвижные огнетушители должны:

обладать, как правило, внешними признаками, способствующими опознаванию;

обеспечивать удобство доставки к очагу пожара и быстроту приведения в действие;

обеспечивать безопасность в режиме ожидания и в режиме пожаротушения;

обеспечивать возможность автоматизации (механизации) зарядки.

1.3.2. На объектах класса ЭСИБ безискровой и слабой электризации на объектах классов Э1 и Э2 по ГОСТ 12.1.018-86 не допускается размещать и применять порошковые и СО2 — огнетушители с раструбами из диэлектрических материалов.

1.3.3. Огнетушители, предназначенные для установки на транспортных средствах (автомобилях, вездеходах, тракторах и др.), должны комплектоваться кронштейнами.

Кронштейн должен удерживать огнетушитель, не закрывать своими элементами инструктивные надписи, быть безопасным в работе и удобным для установки и оперативного извлечения огнетушителя.

К введению в эксплуатацию допускаются полностью заряженные и опломбированные огнетушители, снабженные биркой с указанием даты (месяц и год) зарядки и даты очередной перезарядки, контроля и технического освидетельствования. Допускается наносить на корпус огнетушителя с противоположной стороны насадка штемпельной краской технические данные, содержащиеся на бирке.

На корпусе огнетушителя должны быть нанесены указания (надписи или графические изображения) о порядке приведения огнетушителя в действие, индексе класса пожара по ГОСТ 27331-87, виде огнетушащего вещества, диапазоне температур хранения (транспортирования), возможности использования для тушения электроустановок и величине предельного напряжения, а также предостережение:

«Предохранять от действия прямых солнечных лучей и нагревательных приборов».

Метод нанесения, цвет и величина надписей должны обеспечивать их четкое прочтение в течение срока между очередными переосвидетельствованиями.

1.3.4. Способы приведения в действие огнетушителей различных типов не должны иметь принципиальных отличий.

Примечание. Требование данного пункта распространяется на вновь проектируемые и модернизированные изделия.

1.3.5. Запорно-пусковые устройства рычажного, кнопочного или рычажно-кнопочного типа должны обладать возможностью прерывать подачу заряда н вновь приводить огнетушитель в действие.

Примечание. Требование данного пункта распространяется на вновь проектируемые и модернизированные изделия.

1.3.6. Усилие, необходимое для приведения огнетушителя в действие, не должно превышать 230 Н (23 кгс) при пуске, осуществляемом кистью руки, и 100 Н (10 кгс) — при нажатии большим пальцем.

Устройство пуска должно четко выделяться на фоне других деталей огнетушителя.

1.3.7. Огнетушители, предназначенные для доставки к месту загорания вручную, должны иметь массу не более 20 кг. Огнетушители массой более 20 кг должны быть оборудованы колесами. Величина тягового усилия для перемещения таких огнетушителей вручную по ровной горизонтальной поверхности с бетонным или асфальтовым покрытием не должна превышать 250 Н (25 кгс).

1.3.8. Форма и размеры запорно-пусковых устройств рычажного типа и ручек (рукояток), служащих для доставки огнетушителя к месту загорания, должны обеспечивать удобство их захвата кистью руки.

Читайте так же:  Декрет входит ли в страховой стаж

Диаметр корпусов огнетушителей вместимостью до 2 л охватываемых кистью руки при использовании, должен быть не более 90 мм.

1.3.9. В огнетушителях должны быть предусмотрены предохра­нительные устройства или другие средства обеспечения безопас­ности от превышения давления в корпусе сверх рабочего.

1.3.10. Запорно-пусковое устройство огнетушителей всех типов должно иметь надежную фиксацию от самопроизвольного срабатывания от вибраций, сотрясений или случайного нажатия на эле­менты пуска.

1.3.12. Ручные огнетушители вместимостью 5 л и более, а также передвижные огнетушители должны быть оборудованы гибким шлангом.

1.3.13. Ручные огнетушители с зарядом массой более 5 кг должны быть устойчивыми от самоопрокидывания при установке на горизонтальной поверхности.

1.3.14. Раструб углекислотных огнетушителей, жестко прикрепляемый к корпусу, должен обладать возможностью поворачиваться с надежной фиксацией в заданном положении.

1.3.15. Узлы и детали огнетушителя, мешающие осмотру внутренней поверхности корпуса, должны быть съемными.

Корпуса огнетушителей (баллоны), не выдержавшие гидравли­ческих испытаний, ремонту не подлежат.

1.4. Требования безопасности к пожарному оборудованию

1.4.1. Пожарное оборудование водопроводных сетей и комплектующее оборудование должно:

быть рассчитано на рабочее давление не менее 1 МПа (10 кгс/см 2 ) кроме комплектующего оборудования всасывающих коммуникаций;

не вызывать гидравлического удара при пуске и в рабочем режиме в пределах, опасных для обслуживающего персонала;

быть установлено в безопасных местах, удобных для обслуживания.

1.4.2. Форма органов управления запорными устройствами, а также усилия их открывания (закрывания) должны соответствовать эргономическим требованиям.

Вентили и краны должны быть снабжены указателями (стрелками) и надписями: «Открыто» и «Закрыто».

1.4.3. Цвет пожарного оборудования должен соответствовать установленному в стандартах или технических условиях на оборудование конкретного вида.

Окраска запорных вентилей внутренних пожарных кранов и пожарных трубопроводов (стояков) — по ГОСТ 14202-69.

1.4.4. Герметичность запорных устройств при испытании водой должна быть не ниже 2-го класса — по ГОСТ 9544-75.

1.4.5. Ручные водяные пожарные стволы, предназначенные для комплектования пожарных машин, должны быть оборудованы перекрывающими устройствами, иметь чехлы из материала, обладающего низкой теплопроводностью и быть снабжены ремнями для удобства переноски.

Примечание. Требование данного пункта распространяется на вновь проектируемые и модернизированные изделия.

1.4.6. Пожарное оборудование должно иметь маркировку с указанием рабочего давления и других данных по ГОСТ 4666-75 и ГОСТ 2171-79.

Комплектующее пожарное оборудование, установка которого в схему коммуникации пожаротушения связана с направлением потока среды (пожарный гидроэлеватор, пеносмеситель и др.), должно иметь на корпусе соответствующий указатель по ГОСТ 4666-75.

1.4.7. Рукавные задержки должны быть прочными при нагрузке до 2000 Н (200 кгс).

1.5. Требования безопасности к пожарным спасательным устройствам

1.5.1. Ручные пожарные лестницы должны быть прочными, удобными для захвата и переноски, а также безопасными и удобными при обслуживании.

1.5.2. Параметр шероховатости поверхностей деталей деревянных лестниц не должен превышать значений, предусмотренных для 7-го класса чистоты по ГОСТ 7016-82.

Усилие, необходимое для раскладывания (складывания) лестницыпалки, должно быть не более 80 Н (8 кгс). Усилие, необходимое для выдвигания трехколенной лестницы, должно быть не более 500 Н (50 кгс).

1.5.3. Ступеньки лестниц должны быть, заделаны в тетивы, а их форма должна обеспечивать устойчивое положение ступни.

1.5.4. Конструкция трехколенной лестницы должна обеспечивать:

устойчивое, без соскальзывания, положение в местах установ­ки на поверхностях, в том числе с твердым покрытием;

боковую устойчивость лестницы, прислоненной к стене, за счет опорных элементов на ее вершине;

надежное стопорение (останов), исключающее самопроизвольное соскальзывание колен на любой высоте, кратной шагу ступенек.

1.5.5. На корпусах дымососов с вращающимся рабочим органом должно быть указано стрелкой направление вращения.

Рабочий орган должен иметь защитное ограждение.

1.5.6. Органы управления дымососов следует размещать в безопасных зонах. Форма и значение прикладываемого усилия — по ГОСТ 21752-76 и ГОСТ 21753-76.

Рукоятка для переноски должна иметь чехол из материала, обладающею низкой теплопроводимостью.

1.6. Требования безопасности к ручному пожарному инструменту

1.6.1. Ручные машины ударного, поступательно-вращательного и вращательного действия с пневмо-, электро- или бензоприводом, применяемые в пожарной охране в качестве ручного механизированного инструмента, должны:

иметь значения параметров вибрации, не превышающие установленных ГОСТ 17770-72;

иметь параметры шума, не превышающие октавные уровни звуковой мощности, установленные в стандартах и технических условиях на машины конкретного вида;

автоматически отключаться при прекращении воздействия на органы управления;

обеспечивать работоспособность и безопасность в условиях эксплуатации.

1.6.2. Механизированный пожарный инструмент с бензоприводом должен быть выполнен и применен так, чтобы выхлоп отработавших газов не мешал работе оператора и не загрязнял зону его дыхания вредными примесями свыше норм, установленных ГОСТ 12.1.005-76.

1.6.3. Требования безопасности к конструкции и эксплуатации ручных машин с пневмоприводом — по ГОСТ 12.2.010-75, с электроприводом — по ГОСТ 12.2.013-87 и ГОСТ 8524-80.

1.6.4. Требования безопасности к оборудованию и аппаратуре для газопламенной обработки металлов (газорезательные аппараты) — по ГОСТ 12.2.008-75. Давление горючих газов перед аппаратурой — по ГОСТ 8856-72.

1.6.5. Ручной немеханизированный пожарный инструмент должен иметь форму и массу, отвечающие эргономическим требова­ниям.

Металлические части топоров и багров должны быть надежно насажены на рукоятки. Прочность насадки должна быть установлена в стандартах и технических условиях на инструменты конкретного вида.

Деревянные рукоятки должны быть изготовлены из прочных пород древесины, не иметь признаков порчи, сучков, трещин и сколов.

1.6.6. Изолирующие рукоятки ножниц для резки электропроводов должны соответствовать требованиям ГОСТ 11516-79.

2. КОНТРОЛЬ ВЫПОЛНЕНИЯ ТРЕБОВАНИЙ БЕЗОПАСНОСТИ

2.1. Порядок отбора образцов для испытаний должен соответствовать установленному в стандартах или технических условиях на пожарную технику конкретного вида.

2.3. Допускается применять средства измерении, не указанные в настоящем стандарте, но допущенные к эксплуатации с разрешения Госстандарта.

2.4. Средства измерений, применяемые при испытаниях, должны быть подвергнуты поверкам и ревизиям в соответствии с ГОСТ 8.002-71.

2.5. При проверке состояния воздушной среды определяют концентрацию вредных веществ по приборам с чувствительностью не менее 1/3 предельно допустимой концентрации для каждого вещества в соответствии с ГОСТ 12.1.005-76.

Время отбора проб — не более 30 мин.

2.6. Методы измерения параметров шума (п. 1.2.10) и вибрации должны быть установлены в стандартах или технических условиях на пожарную технику конкретного вида.

Аппаратура для измерения параметров шума — по ГОСТ 17168-82 и ГОСТ 17187-81.

Параметры вибрации ручных машин, применяемых в пожарной охране в качестве ручного механизированного инструмента, следует измерять по ГОСТ 16519-78 и стандартам на методы испытаний машин конкретных типов.

Средства измерения и контроля вибрации — по ГОСТ 12.4.012-83.

2.7. Метод определения механических колебаний должен быть установлен в стандартах или технических условиях на пожарную технику конкретного вида. Проведение измерений — по ГОСТ 13731-68.

2.8. Методы измерения параметров пневмоприводов — по ГОСТ 19862-87.

2.9. Для измерения давления при периодических испытаниях следует применять манометры по ГОСТ 8625-77 и ГОСТ 2405-80 с красной чертой на шкале, указывающей максимально допускаемое рабочее давление. При испытаниях на герметичность следует применять манометры класса точности 2,5 или более точные.

2.10. Усилие, действующее на органы управления, следует измерять динамометром или другими приборами, предназначенными для этой цели.

2.11. Температуру нагретых поверхностей следует измерять термометром или термоэлектрическим преобразователем с погрешностью ±2°С. Температуру измеряют не менее чем через 1 ч работы испытываемого изделия.

А втоматизированная информационно-справочная система требований пожарной безопасности (в соответствии с нормами строительного проектирования) “ Экспертиза

Требования к пожарному оборудованию и пожарно техническому вооружению

Глава 4. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К ПОЖАРНОЙ ТЕХНИКЕ

И ПОЖАРНО-ТЕХНИЧЕСКОМУ ВООРУЖЕНИЮ

122. Пожарная техника, пожарные защитные костюмы и индивидуальное снаряжение, состоящие на вооружении подразделений ГПС, должны обеспечивать безопасность личного состава подразделений ГПС при несении службы пожарной охраны, тушении пожаров, занятий и т.п. Эксплуатация их в неисправном состоянии запрещается.

123. На все виды вновь поступающих в подразделение ГПС пожарной техники, ПТВ, огнетушащих веществ и других изделий пожарно-технического назначения руководитель подразделения ГПС обязан потребовать от поставщика сертификат качества, без которого их применение запрещается.

124. Испытание ПТВ, оборудования и снаряжения производится перед постановкой в боевой расчет и периодически в процессе эксплуатации. Порядок и сроки испытания ПТВ, оборудования, аппаратов и приборов изложены в приложении 4 настоящих Правил. Результаты испытаний заносятся в Журнал испытаний по-жарнр-технического вооружения (далее—журнал испытаний ПТВ, приложение 5).

125. Основные требования по безопасной эксплуатации электроустановок пожарных автомобилей и прицепов определяются Правилами безопасности при эксплуатации электроустановок пожарных автомобилей и прицепов (приложение 1, док 17). Меры безопасности при работе, сосудов и гидросистем под давлением должны соответствовать Правилам устройства и безопасной эксплуатации сосудов, работающих под давлением (приложение 1, док.18).

126. Все ПТВ, оборудование, СИЗОД, приборы и индивидуальное снаряжение с момента их поступления в подразделение ГПС подлежат учету. Они маркируются с указанием инвентарного номера, который не меняется в процессе эксплуатации на весь период нахождения в подразделении ГПС.

Оборудование, изолирующие противогазы, приборы и индивидуальное снаряжение, не имеющие маркировки, инвентарного номера и даты испытания, считаются неисправными и снимаются с боевого расчета.

Обслуживание и эксплуатация

127. Техническое состояние пожарных автомобилей должно отвечать требованиям инструкций заводов-изготовителей. Безаварийная и безопасная работа обеспечивается своевременным и квалифицированным их обслуживанием водителями и мотористами, которые несут ответственность за исправное состояние закрепленных за ними автомобилей, спецузлов и агрегатов.

128. Двери кабины водителя и боевого расчета, а также дверцы отсеков кузова пожарных автомобилей должны быть снабжены автоматически запирающимися замками, надежно удерживаться в закрытом и фиксироваться в открытом положениях. Дверцы должны быть оборудованы устройством, подающим сигнал на щит приборов кабины водителя об их открывании. Дверцы, открывающиеся вверх, должны фиксироваться на высоте, обеспечивающей удобство и безопасность обслуживания.

129. Доступ к оборудованию, инструменту и пультам управления, размещенным в отсеках и на платформах пожарных автомобилей, должен быть безопасным. Крыши и платформы таких автомобилей должны иметь настил с поверхностью, препятствующей скольжению, и высоту бортового ограждения у крыш кузовов не менее 100 мм.

130. С целью постоянного содержания автолестниц (автоподъемников) в исправном состоянии, приказом начальника подразделения ГПС назначается ответственный для осуществления контроля за безопасной эксплуатацией автомобиля.

Осмотр пожарных автомобилей производится закрепленными за ними водителями при заступлении на боевое дежурство.

131. На автолестницах с лифтами не реже 1 раза в месяц проверяется работоспособность ловителей кабины лифтов. Осмотр гру-зозахватных приспособлений должен производиться лицом, ответственным за их исправное состояние в соответствии с временным регламентом по обслуживанию данных узлов, результаты проверки ловителей кабины лифта и осмотра вспомогательных грузозахватных приспособлений оформляются в установленном порядке.

Результаты технического освидетельствования автолестниц (автоподъемников) записываются в формуляр пожарного автомобиля лицом, произведшим освидетельствование.

При первичном освидетельствовании этой записью подтверждается, что автолестница (автоподъемник) находится в исправном состоянии, произведено ее техническое обслуживание.

132. К управлению пожарными автомобилями и работе со спецагрегатами допускаются водители, прошедшие специальную подготовку и получившие свидетельство установленного образца, выданное квалификационной комиссией УГПС (ОГПС).

К работе на мотопомпах допускаются лица, прошедшие подготовку мотористов пожарных мотопомп и получившие свидетельство установленного образца.

133. Электронная защита электросиловой установки пожарного автомобиля газодымозащитной службы (АГДЗ) должна обеспечивать мгновенное отключение (не более 0,05 с) силового питания в случаях пробоя изоляции электроинструмента или понижения ее сопротивления.

В случае неисправности генератора электросиловой установки или появления признаков, указывающих на выход его из строя, подключают распределительный щит автомобиля к внешней электросети. Расстояние от места подключения до автомобиля не должно превышать 50 м. Параметры токоприемников должны соответствовать параметрам электросети: напряжение—220-230 В, частота тока—50Гц.

Техническое обслуживание пожарной техники

134. Ответственность за своевременное и качественное техническое обслуживание (ТО) и испытание пожарных автомобилей, ПТВ, оборудования и снаряжения возлагается на руководителей подразделений ГПС, которые обязаны обеспечить проведение ТО и испытаний, согласно техническим условиям (ТУ), ГОСТ, а также Наставлению по технической службе ГПС МВД России (далее—Наставление по технической службе, приложение 1, док . 11).

135. При ТО пожарных автомобилей на пожаре водитель обязан:

устанавливать пожарный автомобиль на расстояние, безопасное от воздействия огня (теплового излучения) и не ближе 1,5-2,5 м от задней оси до водоисточника;

не допускать резких перегибов на всасывающих рукавах, при этом всасывающая сетка должна быть полностью погружена в воду и находиться ниже уровня воды (не ниже 200 мм);

смазывать при работе насоса через каждый час его подшипники и сальники (поворотом на 2-3 оборота крышек колпачковых масленок при открытых краниках);

проверять, не подтекает ли вода через соединения и сальники насоса, выкидные вентили, а также из системы охлаждения двигателя (основной и дополнительной), а также масло из двигателя коробки передач и коробки отбора мощности и жидкость из узлов и систем гидравлических приводов;

следить, чтобы температура воды в системе охлаждения двигателя была 80-95’С, а также за давлением масла в двигателе. При средних оборотах последнего давление должно быть не менее 2,0 кг/см 2 ;

промыть чистой водой в случае подачи пены все внутренние полости насоса и проходные каналы пеносмесителя;

открыть краники и выпустить воду из рабочей полости насоса, после чего краники закрыть.

136. ТО по возвращении с пожара (учения) проводится закрепленным за автомобилем водителем и личным составом караула под руководством старшего водителя на посту технического обслуживания подразделения ГПС.

С наступлением холодов напорные патрубки и сливные краники насоса держать открытыми, закрывая их только при работе насоса и проверке его на «сухой» вакуум.

137. Общая система мероприятий по безопасности труда при ремонте пожарных автомобилей должна соответствовать требованиям, изложенным в Наставлении по технической службе.

138. ТО пожарной техники производится в помещениях или постах, обеспеченных естественной и принудительной вентиляцией. При этом должны выполняться следующие требования:

все крепежные и регулировочные операции (ТО-1 и ТО-2) необходимо выполнять в последовательности, указанной в технологических картах;

последовательность выполнения обязательного объема работ должна исключать возможность одновременной работы сверху и снизу у того или иного узла (агрегата) автомобиля;

после установки пожарного автомобиля на смотровой канаве на рулевом колесе укрепляют табличку «Двигатель не запускать— работают люди». Перед выездом или съездом с канавы, эстакады, напольного подъемника необходимо убедиться в отсутствии предметов или людей на пути движения автомобиля. При установке автомобиля на пост технического обслуживания следует затормозить его стояночным тормозом, выключить зажигание, включить низшую передачу в коробке передач, под колеса положить не менее двух упоров (башмаков);

при поднятии (вывешивании) одного колеса (оси) радом с домкратом ставится упор, а под колеса другого моста ставятся «башмаки». Перед началом обслуживания на механизме управления подъемником вывешивают табличку «Не трогать—под автомобилем работают люди». Запрещается поднимать или вывешивать пожарный автомобиль за буксирные крюки.

Читайте так же:  Судебная практика о выделе доли жилого дома в натуре

Во избежание его самопроизвольного вывешивания под раму гидравлического подъемника подставляют регулируемые по высоте упоры-штанги.

139. Для определения необходимости в обслуживании или ремонте пожарного автомобиля, агрегата, механизма или прибора применяют нормативные значения диагностических параметров.

140. К работе на диагностических стендах с приспособлениями и приборами допускаются операторы, имеющие соответствующий допуск для работы на них, прошедшие специальный инструктаж по охране труда и изучившие правила эксплуатации диагностического оборудования.

141. Пульты управления, аппаратные шкафы, блоки барабанов, роликов и другое электротехническое оборудование поста диагностики должны быть надежно заземлены.

Перед ремонтом, техническим обслуживанием или монтажом узлов с электрооборудованием со стендов необходимо снимать (отключать) напряжение.

При подготовке к работе необходимо проверить крепление всех узлов и деталей; наличие, исправность и крепление защитных ограждений и заземляющих проводов; исправность подъемных механизмов и других приспособлений; достаточность освещения рабочего места и путей движения пожарного автомобиля.

142. Во время работы стендов запрещается:

работать при снятых защитных кожухах, щитах, ограждениях;

открывать пульт управления, доводить частоту оборотов вращения ротора электрической машины выше допустимого значения.

143. Пожарные автомобили при проведении диагностики устанавливаются и закрепляются на стенде только оператором. Закрепление пожарного автомобиля на стенде осуществляется фиксирующим устройством и башмаками, которые подкладываются под оба передних или оба задних колеса. Во время работы пожарного автомобиля на стенде, отработанные газы из глушителя пожарного автомобиля должны принудительно отводиться через местный отсос с помощью накидного шланга через газоотвод или бесшланговым отсосом. Выезд пожарного автомобиля со стендов осуществляет оператор при опущенном пневмоподъемнике или застопоренных барабанах. При этом датчики приборов должны быть отключены и сняты с агрегатов. Заборник отработанных газов должен быть отведен в сторону.

144. Один раз в месяц необходимо открывать люки, крышки электрических машин и продувать сжатым воздухом контактные кольца, щетки и щеткодержатели для удаления меднографитовой пыли. В конце смены следует обесточить стенд рукояткой блок— предохранитель—рубильник, закрыть краны топливных баков, топливомеров, перекрыть вентиль подачи сжатого воздуха.

При длительных перерывах в работе необходимо слить топливо из стеклянных расходомеров и резиновых трубопроводов.

145. При стендовом диагностировании запрещается:

находиться в смотровой канаве и стоять на пути движения пожарного автомобиля в момент заезда его на стенд и съезда со стенда;

работать на стенде без полной фиксации пожарного автомобиля;

находиться посторонним лицам в смотровой канаве во время диагностирования пожарного автомобиля, стоять на беговых барабанах (роликах);

касаться вращающихся частей трансмиссий пожарного автомобиля и тормозной установки во время работы стендов;

вскрывать задние стенки пультов управления и регулировать устройства и приборы стенда при включенном рубильнике электроснабжения;

производить диагностирование пожарных автомобилей при неисправном электрооборудовании стенда;

производить диагностирование на ходу пожарного автомобиля при неподключенном заборнике отработанных газов и выключенной приточно-вытяжной вентиляции;

включать различного рода соединительные муфты до полной остановки электротормозного стенда и беговых барабанов и разливать или разбрызгивать бензин при подключении прибора для замера расхода топлива;

производить контроль диагностических параметров, связанных с раскруткой проверяемого пожарного автомобиля на стенде, без оператора за рулем пожарного автомобиля.

146. Помещения диагностики (пост) оборудуются огнетушителями, аптечками первой помощи, бачками (фонтанчиками) для питьевой воды.

На постах диагностирования вывешиваются правила по охране труда, а также плакаты по безопасным приемам работы.

147. Недопустимо испытание тормозных механизмов на ходу внутри помещения. Для их испытания необходима специально выделенная площадка или стенд, на котором:

работа двигателя проверяется при включенном тормозе и нейтральном положении рычага переключения передач (при этом включается вентиляция и используются газоотводы);

операцию по регулировке сцепления на пожарных автомобилях с карбюраторными двигателями должны выполнять двое работающих, один из которых должен проворачивать коленчатый вал с помощью пусковой рукоятки;

труднодоступные точки на пожарном автомобиле следует смазывать с помощью наконечников, соединенных с пистолетами гибкими шлангами, или наконечников с шарнирами.

При проверке уровня масла в агрегатах для освещения следует применять только переносные лампы. Применять для этой цели открытый огонь запрещается.

При ТО разрешается пользоваться только исправным и соответствующим своему назначению инструментом. 148. При проведении ТО запрещается:

наращивать ключи другими ключами или трубками, использовать прокладки между зевом ключа и гранями болтов и гаек, ударять по ключу при отвертывании или завертывании ;

применять рычаги или надставки для увеличения плеча гаечных ключей;

выбивать диски кувалдой, производить демонтаж колеса путем наезда на него автомобилей и т.п.;

обслуживание трансмиссии при работающем двигателе;

работать на станках и оборудовании без их заземления;

пользоваться электроинструментом с неисправной изоляцией токоведущих частей или при отсутствии у них заземляющего устройства;

выполнять какие-либо работы на пожарном автомобиле, вывешенном только на одних подъемных механизмах (домкратах, талях и т.д.);

подкладывать под вывешенный пожарный автомобиль диски колес, кирпичи, камни и другие посторонние предметы;

производить работу без специальных упоров (козлов), предохраняющих от самопроизвольного опускания пожарного автомобиля или его отдельных частей, при работах, требующих поднятия пожарного автомобиля с помощью домкратов, талей и прочих подъемных механизмов;

выполнять техническое обслуживание пожарного автомобиля при работающем двигателе, за исключением случаев проверки регулировки двигателя и тормозов.

149. При крепежных операциях следует пользоваться преимущественно накидными или торцевыми ключами, а в труднодоступных местах при ограниченном угле поворота целесообразно использование ключей с трещетками (храповым механизмом). Не следует вращать ключи вкруговую, так как возможны их срывы.

Шиномонтажные работы производить только специальным съемником в предназначенном для этого месте. Накачивание смонтированной шины разрешается производить в специальном ограждении или с применением других устройств, предохраняющих выскакивание замочного кольца и разрывы покрышки, что может нанести травму производителю работ.

150. При работах, связанных с проворачиванием коленчатого и карданного валов, необходимо дополнительно проверить выключение зажигания, а рычаг коробки передач установить в нейтральное положение, освободить рычаг стояночного тормоза, а после их выполнения затянуть стояночный тормоз и вновь включить низшую передачу.

151. На агрегатно-механическом участке для выполнения мон-тажно-демонтажных работ при ремонте агрегатов используют стенды, соответствующие своему назначению. Корпуса электродвигателей, станков и оборудования, а также пульты управления надежно заземляют.

Паяльные лампы, электрический и пневматический инструмент выдается только служащим (рабочим), прошедшим инструктаж и знающим правила обращения с ним.

152. При снятии и постановке рессор необходимо предварительно разгрузить их путем поднятия рамы и установки ее на козлы. Подъемники и домкраты испытываются служащими (рабочими), за которыми они закреплены, один раз в б месяцев статической нагрузкой больше предельно допустимой по паспорту на 10% в течение 10 мин с грузом в верхнем крайнем положении. У гидравлических домкратов падение давления жидкости к концу испытания не должно быть более 5 %. Все результаты испытаний заносятся в журнал испытаний ПТВ.

153. ПТВ предназначено для поиска, спасания людей при пожарах и аварийных ситуациях, с ними связанных, и их эвакуации в безопасное место. Это оборудование должно обеспечивать безопасную работу личного состава подразделений ГПС, сохранение жизни и здоровья спасаемых, отвечать требованиям соответствующих ГОСТ и технических условий.

154. ПТВ разделяется по признаку назначения и выделяется и следующие группы:

оборудование, средства спасания людей и материальных ценностей из высотных зданий и сооружений;

оборудование для защиты органов дыхания, для обеспечения вентиляции и нормализации воздушной среды;

немеханизированный инструмент и пожарный инвентарь;

механизированный инструмент, оборудование для вскрытия и разборки различных конструкций;

оборудование для сбора и перекачки жидкостей.

155. Ответственность за своевременное и качественное техническое обслуживание ПТВ, испытание возлагается на руководителей подразделений ГПС и закрепленных водителей.

156. ПТВ размещается в пожарном автомобиле по рекомендациям завода-изготовителя так, чтобы оно надежно крепилось, легко снималось и исключало возможность получения травм при его снятии и укладке.

157. Исправность определяется при ТО, испытаниях, а также при каждом приеме заступающим караулом. Запрещается эксплуатация ПТВ в неисправном состоянии.

158. Виды, периодичность и перечни основных операций ТО и испытания ПТВ установлены инструкциями заводов-изготовителей:

ТО производится с целью обеспечения их постоянной технической готовности и безопасной эксплуатации, предупреждения возникновения неисправностей, их выявления и своевременного устранения;

испытания производятся перед постановкой в боевой расчет и периодически в процессе эксплуатации. Порядок и сроки испытаний должны соответствовать требованиям ТУ и ГОСТ на данное оборудование. Результаты испытаний заносятся в журнал испытаний ПТВ.

Ручные пожарные лестницы

159. К ручным пожарным лестницам относятся: выдвижная пожарная лестница, лестница-штурмовка, лестница-палка. Меры безопасности при их использовании должны соответствовать ГОСТ (приложение 1, док. 23).

160. При установке выдвижной пожарной лестницы (далее— выдвижной лестницы) необходимо:

устанавливать выдвижную лестницу в 1,5-2 метрах от стены (угол наклона лестницы 80-83′);

пыдпигпть колена выдвижной лестницы равномерно, без рывков, не допуская накручивания веревки на руки;

удерживать выдвижную лестницу при выдвижении за тетивы первого колена, не допуская охвата пальцами внутренней стороны тетивы;

поддерживать равновесие выдвижной лестницы во время ее выдвижения;

проверить механизм фиксации в выдвинутом положении.

161. Подъем или спуск по выдвижной лестнице допускается после того, как:

кулачки валика-останова оперлись о ступеньку колена выдвижной лестницы;

выдвижная лестница прислонена к зданию (сооружению) и поддерживается за тетивы первого колена пожарным;

выдвижная лестница выдвинута на такую длину, чтобы над карнизом здания, подоконником и т.п. выступали две ступени верхнего колена.

162. При работе с выдвижной лестницей необходимо:

устанавливать ее, как правило, в тех местах, где она в случае наклона или падения не соприкоснется с линиями электрических и радиосетей. Если такая возможность отсутствует, необходимо для установки и уборки выдвижной лестницы выделять трех человек, один из которых должен оставаться для подстраховки поднимающихся и выдвинутой выдвижной лестницы от падения до окончания работ;

установку выдвижной лестницы к металлической кровле объекта разрешается производить только после обесточивания предприятия.

163. При подъеме (спуске) по выдвижной лестнице следует смотреть перед собой, обхватывая ступени пальцами. При проведении занятий по обучению личного состава подразделений ГПС работе со штурмовой и трехколенной лестницами на площадках этажей учебной башни выставляется личный состав подразделений ГПС для оказания помощи обучающимся.

164. Занятия по подъему в этажи учебной башни с помощью штурмовой и выдвижной лестниц проводятся только после того, как руководитель занятий лично проверит состояние страхующего приспособления, предохранительной подушки учебной башни, проинструктирует людей, выделенных для страховки на этажах. Все виды работ выполняются в боевой одежде и в касках.

165. Во время работ с ручными пожарными лестницами на занятиях, учениях или пожаре необходимо:

не допускать подъем и спуск более одного человека на одно колено выдвижной лестницы, а также штурмовую и лестницу-палку;

удерживать выдвижную лестницу во время подъема по ней или спуска людей, а также при работе на лестнице со стволом или инструментом. Работающий со стволом или инструментом должен закрепляться за ступени лестницы с помощью поясного карабина пожарного;

при подъеме по трехколенной лестнице с инструментом принять меры, исключающие его падение.

В период прохождения личным составом подразделений ГПС специального первоначального обучения, его работа по подъему п этажи учебной башни с помощью штурмовой лестницы без применения страхующего устройства не допускается.

Пожарные защитные костюмы

1 66. Пожарные защитные костюмы (боевая одежда пожарного, теплоотражательный, газохимический, радиационнозащитный костюмы) должны обеспечивать безопасность и быть удобными при работе личного состава подразделений ГПС на пожарах, пожарно-тактических учениях и занятиях по решению пожарно-тактических задач, в сложных условиях, а также защиту от воздействия лучистой энергии и тепловых потоков пламени, ионизирующего излучения, сильнодействующих ядовитых и химических веществ, воды и растворов химических соединений .

167. Запрещается использовать пожарные защитные костюмы:

поврежденные, ветхие и рваные;

не установленного образца;

не имеющие соответствующего сертификата качества.

Пояса пожарные, спасательные и

поясные карабины пожарные

168. Перед заступлением на боевое дежурство пояса пожарные, а также пожарные поясные карабины (далее—карабины) подлежат тщательному осмотру.

Пояс пожарный снимается с боевого расчета при:

повреждении поясной ленты (надрыв, порез);

неисправности (поломки, погнутости) пряжки и шпилек пряжки ;

нарушении целостности заклепок и отсутствие на них шайб;

порыве заклепками или блочками материала поясной ленты;

отсутствии хомутика для закладывания конца пояса;

наличии трещин и вмятин на поверхности блочков или отсутствии хотя бы одного из них;

наличии разрывов кожаной облицовки пояса.

Карабин снимается с боевого расчета, если:

имеется его деформация (затвор не открывается или не полностью закрывается);

пружина не обеспечивает закрытие замка карабина, а также имеются выступы и шероховатости (неровности) в замке затвора и в месте шарнирного крепления затвора.

Пожарный инструмент (инвентарь)

169. Пожарный инструмент и инвентарь (ломы, багры, крюки, лопаты, топоры, пилы) должны иметь форму и массу, отвечающие эргономическим требованиям и отвечать требованиям технических условий и мерам безопасности, определенным ГОСТ (приложение 1, док. 23).

170. Долговечность инструмента (инвентаря) и безопасность pa- боты с ним обеспечивается содержанием в исправном состоянии и своевременным техническим обслуживанием. Пригодность инструмента (инвентаря) определяется наружным осмотром и испытанием. С целью предотвращения несчастных случаев при работе с инструментом (инвентарем) при его осмотре следует обращать внимание на качество насадки инструмента на ручки и чистоту рабочих поверхностей. Топоры, пилы, ножницы для резки металлических решеток должны храниться в чехлах.

171. Металлические части топоров и багров должны быть надежно насажены на рукоятки. Прочность насадки должна быть установлена в стандартных и технических условиях на инструменты конкретного вида.

Деревянные рукоятки должны быть изготовлены из прочных пород древесины, не иметь признаков порчи, сучков, трещин и сколов.

Запрещается красить деревянные поверхности инструмента и инвентаря.

172. Спасательные веревки, состоящие на вооружении, должны соответствовать требованиям ТУ (приложение 1, док. 37), иметь коуши, храниться в чехлах, смотанные в клубок. Один из концов спасательной веревки у обвязки петли обшивается белой тесьмой (2-5 см ширины, на котором указан инвентарный номер). На чехле крепится бирка с указанием даты последнего испытания и указанием инвентарного номера спасательной веревки.

173. Спасательная веревка проверяется наружным осмотром командирами отделений не реже одного раза в 10 дней, а начальниками караулов (помощниками начальников караулов)—перед каждым использованием на занятиях и после каждого применения на пожаре.

Спасательная веревка не должна иметь местных утолщений и повышенной влажности, порывы отдельных нитей допускаются, но не более 15 штук на 200 мм длины веревки.

174. После каждого использования спасательной веревки на пожаре (занятии, учении) под руководством начальника караула должна проводиться практическая проверка ее прочности. Для проверки на размотанной и закрепленной на всю длину (можно через блок) спасательной веревке подтягиваются и зависают на 1-2 секунды три человека. Если после снятия нагрузки удлинение спасательной веревки сохранится, она признается непригодной для спасательных работ (занятий) и с боевого расчета снимается.

Читайте так же:  Рассчитать осаго в базе

Средства индивидуальной защиты органов

175. Эксплуатация, учет, хранение, ремонт, проверки, охрана труда и работа в СИЗОД осуществляются в соответствии с требованиями Наставления по ГДЗС.

176. Кислородные изолирующие противогазы являются строго индивидуальными приборами, пользование ими разрешается только лицам, прошедшим медицинское освидетельствование и подготовку по программе специального первоначального обучения. Дыхательными аппаратами на сжатом воздухе могут пользоваться все лица боевого расчета, но только после дезинфекции их лицевых частей (смены масок) или при наличии индивидуальных масок.

При получении СИЗОД со склада, при передаче его другому лицу, после работы в инфекционных зданиях и помещениях, а также при заболевании владельца противогаза инфекционной болезнью и при проверке № 3 оно подвергается тщательной дезинфекции.

Каждый газодымозащитник несет личную ответственность за исправность и качество обслуживания закрепленного за ним СИЗОД.

177. Контроль за исправностью СИЗОД обеспечивается своевременными их проверками.

СИЗОД, с выявленными при проверках неисправностями, использовать для работы личному составу подразделений ГПС запрещается до устранения этих неисправностей, о чем делается отметка в журнале, форма которого приведена в Наставлении по ГДЗС.

178. СИЗОД, находящиеся в боевом расчете, хранятся в кабине пожарных автомобилей в обитых амортизационным материалом ящиках (гнездах), как правило, в вертикальном положении. Запасные баллоны со сжатым воздухом и с кислородом, регенеративные патроны должны храниться и перевозиться на автомобиле в специальных отсеках в отдельном ящике. Штуцеры регенеративных патронов закрываются специальными заглушками и опечатываются (пломбируются). СИЗОД свободного от боевого дежурства личного состава подразделений ГПС, кислородные баллоны и регенеративные патроны, а также резервные противогазы хранятся на базах или контрольных постах ГДЗС в отсеках специальных шкафов или стеллажей. Каждый отсек, в котором хранится СИЗОД, обеспечивается табличкой с указанием на ней номера караула, номера СИЗОД и фамилии его владельца.

179. Долговечность инструмента и безопасность работы с ним обеспечивается исправным содержанием, повседневным контролем за его состоянием и своевременным техническим обслуживанием. Исправность инструмента определяется наружным осмотром и испытанием.

180. Работа с пневмо-гидроинструментом должна проводиться в спецодежде (комбинезоне), защитных перчатках (крагах, рукавицах), каске с защитным стеклом.

181. Пневмо-гидроинструмент должен соответствовать требованиям ТУ на каждый имеющийся в комплекте агрегат, иметь значения параметров вибрации, не превышающие установленных ГОСТ (приложение 1, док. 28), а также параметры шума, не превышающие октавные уровни звуковой мощности, установленные в стандартах и технических условиях на машины конкретного вида.

182. Для обслуживания пневмо-гидроинструмента, его регулировки и настройки допускается личный состав подразделений ГПС, прошедший специальное обучение и назначенный приказом руководителя подразделения ГПС.

183. При работе с токоведущими конструкциями и механизмами следует:

провести их обесточивание;

следить за рабочей магистралью инструмента, не допускать ее изломов, перегибов и других повреждений, способных повлечь остановку или порчу механизма;

следить за обстановкой в рабочей зоне, знать и соблюдать безопасные приемы работы с инструментом в зависимости от вида материала и особенности конструкции устройств, находящихся в непосредственном контакте с инструментом.

Электрифицированный инструмент и приборы

184. Техническое обслуживание и проверка исправности электрифицированного инструмента и приборов электроосвещения, которыми укомплектованы пожарные автомобили, производится ежедневно при смене караулов, после каждого применения, ремонта, а также в сроки, указанные в технических паспортах или инструкциях по их эксплуатации.

185. Командиры отделений и технический состав, обслуживающий электроустановки, должны пройти подготовку в объеме второй квалификационной группы по мерам безопасности при эксплуатации электроустановок—не менее 24 часов.

Личный состав подразделений ГПС, работающий с выносным электрооборудованием (прожекторами, электроинструментом, дымососами и др.), должен пройти подготовку в объеме первой квалификационной группы по мерам безопасности при эксплуатации электроустановок—не менее 12 часов.

Программа подготовки указанных должностных лиц разрабатывается УГПС (ОГПС) самостоятельно.

Порядок допуска к самостоятельной работе с выносным электрооборудованием определяется в соответствии с требованиями Правил безопасности при эксплуатации электроустановок пожарных автомобилей и прицепов (приложение 1, док. 17).

186. На корпусах дымососов и вентиляторов должно быть указано стрелкой направление вращения рабочего механизма и направление потока воздуха. Рабочий механизм должен иметь защитное ограждение. Органы управления дымососов и вентиляторов следует размещать в безопасной зоне. Рукоятка для переноски должна иметь чехол из материала, обладающего низкой теплопроводностью.

187. Работающие с приборами и электроинструментами обязаны:

держать и переносить инструменты и приборы только в прорезиненных или резиновых перчатках (рукавицах);

перед пуском электроинструмента надеть защитные очки;

устанавливать прожекторы и приборы на прочную и устойчивую основу в тех местах, где нет опасности попадания на них воды (пены);

выключать электроинструмент при перерыве подачи тока и при перемещении на новое место работы;

выключать токоприемники при попадании напряжения на корпус электроинструмента или прибора, а также при обнаружении других неисправностей.

188. Эксплуатация электрифицированного инструмента и приборов электроосвещения должны производиться с соблюдением требований, указанных в инструкциях заводов-изготовителей. Все приборы должны иметь инвентарные номера.

189. Запрещается использовать электрифицированный инструмент и приборы электроосвещения при:

нарушении целостности электрической изоляции проводов, инструмента, приборов;

слабом креплении двигающихся (вращающихся) частей (узлов) инструмента, приборов;

при наличии сильных следов деформации инструмента (прибора).

Кроме указанных пунктов настоящих Правил, необходимо соблюдать меры безопасности, изложенные в инструкциях заводов-изготовителей.

190. К электрозащитным средствам, применяемым в подразделениях ГПС, относятся:

перчатки резиновые диэлектрические;

галоши (боты) резиновые диэлектрические;

коврики резиновые диэлектрические, размерами не менее 50х50 см с рифленой поверхностью;

ножницы для резки электропроводов с изолированными ручками (требования к указанным электрозащитным средствам определены ГОСТ, приложение 1, док. 38-40);

переносные заземлители из гибких медных жил произвольной длины, сечением не менее 12 мм 2 , для пожарных автомобилей, у которых основная система защиты -защитное заземление.

191. Испытания электрозащитных средств проводятся специальными лабораториями, имеющими на это разрешение органов Госэнергонадзора. Результаты испытаний оформляются актом, который хранится в подразделении ГПС до проведения следующего испытания. На перчатках, ботах, ковриках и т.д. ставится штамп с указанием срока следующего испытания.

192. Сроки проведения испытаний:

перчатки резиновые диэлектрические—один раз в б месяцев;

галоши (боты) резиновые диэлектрические—один раз в год;

ножницы для резки электропроводов с изолированными ручками—один раз в год;

коврики резиновые диэлектрические — один раз в год.

193. Пригодность к работе защитных изолирующих средств определяется внешним осмотром и испытанием. Внешний осмотр проводится ежедневно при заступлении на боевое дежурство личным составом подразделений ГПС, за которым они закреплены.

194. Внешними признаками, определяющими непригодность средств электрической защиты являются:

для ножниц—повреждение изоляции на рукоятках и отсутствие упорных колец и резиновых втулок на концах рукояток;

для резиновых перчаток, галош (бот), ковриков—проколы, разрывы, наличие отверстий;

для переносного заземления—разрушение контактных соединений, нарушение механической прочности медных жил (обрыв более 10% медных жил).

195. Все средство электрической защиты, не прошедшие в установленные сроки испытания, считаются непригодными к использованию.

196. Электрозащитные средства хранятся на пожарном автомобиле отдельно от ПТВ и шанцевого инструмента в зачехленном виде.

Механизированный инструмент, оборудование для вскрытия и разборки конструкций

197. Техническое обслуживание и проверка исправности механизированного инструмента, которым укомплектованы пожарные автомобили, производится при смене караулов, после каждого применения, ремонта, а также в сроки, указанные в технических паспортах или инструкциях по их эксплуатации.

198. Меры безопасности при работе с механизированным инструментом должны соответствовать требованиям ГОСТ (приложение 1, док. 23):

иметь автоматическое отключение вращающихся режущих органов при прекращении воздействия на органы управления и защитный кожух, закрывающий режущую часть абразивного круга не менее чем на 170′;

обеспечивать выхлоп отработанных газов, направленных в сторону от органов дыхания оператора и не загрязняющим зону его дыхания вредными примесями свыше норм, установленных соответствующим ГОСТ (приложение 1, док. 25).

199. К работе с механизированным инструментом приказом руководителя подразделения ГПС допускаются лица, прошедшие специальную подготовку, сдавшие экзамены, получившие удостоверение установленного образца.

перед запуском двигателя проверить надежность крепления рамы, приставок, шины, отрезного круга, натяжения пильной цепи;

при запуске двигателя пильная цепь и отрезной круг нс должны касаться каких-либо предметов, при этом запрещается наматывать трос стартера на руку;

на холостом ходу, во избежание разноса, двигатель должен работать при отпущенном рычаге управления газом;

дополнительная заправка топливом инструмента допускается только при остановленном двигателе;

начало резания и конец его (вывод рабочей части инструмента из пропила) должны выполняться плавно, без рывков;

переносить инструмент с работающим двигателем допускается только при холостых оборотах двигателя;

при разрыве или сбеге пильной цепи, ослаблении крепления приставок, шины, отрезного круга, защитного кожуха и других неисправностях, обнаруженных в процессе выполнения работы, следует немедленно сбросить газ и остановить двигатель.

При работе с бензомоторными пилами, отбойными молотками, дымососом личному составу подразделений ГПС запрещается:

работать неисправным инструментом и запускать двигатель без приставки;

включать сцепление на холостом режиме работы двигателя ;

выводить двигатель, без нагрузки, на рабочие обороты;

производить регулировочные работы на приставках и устранять неисправности при работающем двигателе;

останавливать двигатель путем снятия колпака провода высокого напряжения в свече;

работать с отбойным молотком и при резании абразивным кругом без защитных очков или защитных стекол пожарных касок.

200. Меры безопасности при эксплуатации электрических силовых установок должны соответствовать требованиям Правил безопасности при эксплуатации электроустановок пожарных автомобилей и прицепов, а личный состав подразделений ГПС должен иметь соответствующую квалификацию (приложение 6).

201. Стационарные и передвижные компрессорные установки должны эксплуатироваться, ремонтироваться и испытываться в соответствии с Правилами устройств и безопасной эксплуатации сосудов, работающих под давлением.

Регистрации в органах Госгортехнадзора или соответствующих республиканских и ведомственных органах котлонадзора не подлежат сосуды, стационарные или передвижные, работающие под давлением до 1,6 МПа с температурой стенки до 200’С, у которых произведение емкости в литрах на давление в атмосферах (избыточных) не превышает 500. Результат испытаний заносится в паспорт, а на установке указывается дата очередного испытания.

202. К работе на пневмокомпрессорах допускаются лица, прошедшие специальное обучение, сдавшие экзамены, получившие удостоверение на право работы и назначенные приказом руководителя подразделения ГПС.

203. Компрессоры, применяемые при техническом обслуживании и ремонте машин, монтируются в специальном, отведенном для этих целей месте, с соблюдением требований, обеспечивающих их безопасную работу.

При этом необходимо:

предусматривать ограждение компрессора в гаражах металлической сеткой или решеткой;

закрывать вращающиеся части компрессора и привод к нему ограждениями;

снабжать компрессорные установки необходимой контрольно-измерительной аппаратурой.

Манометры и натяжные гайки пружинных предохранительных клапанов должны быть проверены и опломбированы. Проверка манометров и их опломбирование проводится ежегодно, а также после проведения ремонта установок;

вывешивать у каждого компрессора инструкцию по охране труда при работе на нем;

немедленно прекращать работу компрессора при обнаружении технической неисправности;

обращать особое внимание на состояние предохранительных клапанов, производить их продувку в период работы (но не реже одного раза в смену), уделять внимание предельному давлению их срабатывания;

в зимнее время удалять конденсат из резервуара и масло-влаго-поглотителя после каждой остановки компрессора.

204. К работе с газорезательными аппаратами допускаются лица, прошедшие специальную подготовку, сдавшие экзамены, имеющие удостоверение на право проведения работ и назначенные приказом руководителя подразделения ГПС.

205. Перед заступлением на дежурство газорезчик обязан:

убедиться в исправности аппарата;

проверить исправность боевой одежды и защитных очков;

внешним осмотром убедиться в исправности и чистоте резака, шлангов, редуктора, приборов и надежном креплении баллонов;

проверить давление в баллонах аппарата:

в ацетиленовом—не менее 1 МПа,

в кислородном—не менее 10 МПа.

206. Переноска и перевозка баллонов (пустых и наполненных) допускается только при наличии колпаков и заглушек на штуцерах вентилей. Запрещается снимать защитный колпак баллона ударами молотка или другого металлического предмета, который может вызвать искру.

207. Запрещается эксплуатация баллонов:

не имеющих установленных клейм;

с неисправными вентилями и поврежденными (слабо насажены-ми) башмаками;

с поврежденными корпусами (вмятины, коррозия и др.);

с наличием на штуцере жира, масла, грязи;

без окраски и надписей;

истекшими сроками переосвидетельствования и проверки пористой массы (для ацетиленовых баллонов).

208. Если баллон невозможно использовать из-за неисправности вентиля, на нем делается надпись: «Осторожно, полный» и он возвращается на завод-изготовитель. После каждого применения на пожаре и занятиях газорезательных аппаратов их исправность проверяется согласно инструкции по их эксплуатации.

Герметичность соединений разрешается проверять только мыльным раствором. Переосвидетельствование баллонов проводится согласно требованиям, установленным Госгортехнадзором России.

209. Газорезчик обязан выполнять только те работы, которые ему поручает руководитель тушения пожара (непосредственный начальник). При этом газорезчик должен лично убедиться, что работа с газорезательным аппаратом на данном участке не приведет к взрыву, пожару и аварии, не нанесет ему травму или увечье.

Индивидуальные канатно — спусковые

210. К эксплуатации и техническому обслуживанию канатно-спусковых устройств (далее—устройство) допускаются лица, прошедшие специальный курс обучения.

Техническое обслуживание устройства, опломбирование производится только ответственным лицом с последующей записью в соответствующей графе паспорта.

211. Техническое освидетельствование и испытание должно производиться ответственным лицом, назначенным руководителем подразделения ГПС, при приеме устройства в эксплуатацию, после ремонта, после каждого использования, а в дальнейшем не реже одного раза в 12 месяцев.

212. Спуск по устройству должен производиться плавно, без рывков, по схеме, разработанной и утвержденной заводом-изготовителем.

Тактика использования устройства должна соответствовать требованиям, указанным в паспорте-инструкции на конкретное устройство.

эксплуатировать устройство с сорванными пломбами, с обнаруженными неисправностями, деформациями рабочих частей;

эксплуатировать устройство, не прошедшее положенного освидетельствования, выработавшее свой ресурс;

эксплуатировать устройство без исправного спасательного пояса (пожарного, монтажного и др.);

обучать личный состав подразделении ГПС навыкам спуска без страховки.

214. К эксплуатации спасательного рукава допускаются лица, назначенные приказом руководителя подразделения ГПС, изучившие устройство и принцип работы, в соответствии с паспортом изделия и прошедшие проверку знаний.

Ответственный за эксплуатацию спасательного рукава записывается в соответствующий раздел паспорта.

215. При проверке работоспособности спасательного рукава, тренировках и обучении спускающихся, страховку осуществлять с помощью спасательной веревки, прикрепленной к спускающемуся.

216. При эксплуатации спасательного рукава учитывать возможность накопления зарядов статического электричества при спусках, особенно в нижней части спасательного рукава, влияющих на жизнь и здоровье спасаемых и страхующих.

При спуске эвакуируемых личный состав подразделений ГПС должен не допускать наличие у них острых предметов, способных вызвать повреждение спасательного рукава, а также ранение спасаемых при спуске.

217. С целью снижения воздействия статического напряжения электричества на людей следует обеспечивать следующие меры:

обработать спасательный рукав антистатическими средствами;

периодически производить увлажнение нижней части спасательного рукава (при температуре окружающего воздуха не ниже 0’С) при проведении спусков людей;

осуществлять страховку спускающихся в перчатках, не отрывая рук от спасательного рукава.

218. Запрещается эксплуатация спасательного рукава:

выработавшего свой ресурс;

не прошедшего очередного технического освидетельствования;

имеющего сквозные повреждения, не подлежащие ремонту;