Требования к нпф

Системные требования

Требования к компьютерам

Рекомендуемые требования к компьютерам, на которых устанавливается система:

Требования к системному программному обеспечению

Сервер

  • Операционная система: MS Windows Server 2008 R2 Standart и выше вплоть до MS Windows Server 2016 (64 bit)
  • Сервер СУБД: MS SQL Server 2008 R2 Standart и выше, вплоть до MS SQL Server Standard Edition 2017 (64 bit) + 5 пользовательских лицензий, SQL Server Express (ограничение: до 10 Gb)
  • Компоненты: Net Framework 3.5 SP1, Net Framework 4.0 , IIS с поддержкой ASP.Net

На сервер должны быть установлены все последние обновления службы Windows Update.

Рабочее место пользователя

Для использования веб-версии системы на рабочих местах пользователей должен быть установлен браузер:

Internet Explorer 7.0 или 8.0

На рабочих местах пользователей должна быть установлена одна из перечисленных ниже операционных систем:

  • Windows 7 (32 или 64 bit)
  • Windows 8 (64 bit) рекомендуется
  • Windows 10

На рабочих местах пользователей должен быть установлен компонент:

Net Framework 4 Client Profile (загрузка Windows Update)

На компьютер должны быть установлены все последние обновления службы Windows Update.

Отчетность по ускоренным стандартам. Новые требования к НПФ могут вступить в силу через месяц // Коммерсантъ

Банк России ужесточает требования к отчетности негосударственных пенсионных фондов.

Согласно новому указанию регулятора НПФ будут не только отчитываться о сделках со связанными лицами и составе инвестиционного портфеля, но и предоставлять подробную информацию по обязательствам перед клиентами. Документ может вступить в силу в ближайший месяц.

Проект указания ЦБ «О формах, сроках и порядке представления в Банк России отчетности НПФ. » (есть в распоряжении «Ъ») уже имеет порядковый номер — 4282-У, что свидетельствует о высокой степени готовности документа. Как указывают собеседники «Ъ», работа над документом идет около года и отдельные его части обсуждались с участниками рынка. Однако в опрошенных пенсионных группах и НПФ сообщили, что обсуждения итоговой версии документа с рынком не было. В Ассоциации НПФ (АНПФ) его еще не получили, в Национальной ассоциации пенсионных фондов (НАПФ) сообщили, что «пристально изучают» полученный документ.

Как следует из документа, который должен заменить четыре действующих приказа ФСФР, регулятор серьезно ужесточает требования к отчетности НПФ: как в количественном выражении (вводятся четыре новых ежемесячных отчета, шесть ежеквартальных и два ежегодных), так и в качественном. Сейчас промежуточная отчетность фондов доступна лишь регулятору. Большинство НПФ публично раскрывают финансовую информацию только раз в год. С вступлением в силу нового указания ситуация кардинально изменится. «Промежуточная бухгалтерская (финансовая) отчетность негосударственного пенсионного фонда должна быть раскрыта в течение 40 календарных дней после окончания первого квартала, первого полугодия и девяти месяцев календарного года на официальном сайте НПФ», — сообщили в пресс-службе Банка России. Как отмечают в ЦБ, увеличение периодичности представления отчетности НПФ позволит «повысить прозрачность участников рынка для регулятора для осуществления более качественного надзора».

В новой отчетности необходимо будет регулярно предоставлять ЦБ данные о сделках со связанными сторонами, детальный отчет по расходам и доходам по собственным средствам, предоставить информацию о структуре портфеля и многое другое. Часть этих данных если и представлялась ранее, то не столь детально или по отдельному запросу регулятора. «С введением новых требований к отчетности регулятор переходит от формального отслеживания управленческих показателей к полному контролю над изменениями в деятельности НПФ», — уверен исполнительный директор НПФ «Сафмар» Евгений Якушев. «В сочетании с уже введенными в действие стандартами бухгалтерской отчетности Банк России получит полную картину деятельности фонда: состав и движение активов, формирование клиентской базы, сведения о владельцах и управленческом персонале фонда», — отмечает он. Помимо этого пенсионные фонды должны будут предоставлять регулятору персонифицированную информацию по обязательствам перед клиентами (как по ОПС, так и по НПО). «Это большие объемы информации, и пока неясно, каким образом и в каком формате она будет предоставляться», — отмечает гендиректор НПФ «ЛУКОЙЛ-Гарант» Денис Рудоманенко.

Одновременно значительно сокращаются сроки предоставления финансовой отчетности. Например, годовую бухгалтерскую отчетность необходимо передавать в ЦБ в течение 35 календарных дней по окончании года, ранее на это отводилось 90 дней, указывает заместитель гендиректора НПФ Сбербанка Елена Тетюнина. Подготовка отчетности по новым формам сама по себе является нетривиальной задачей, которая в случае НПФ осложняется еще и переходом на единый план счетов, отмечает член совета директоров НПФ «Согласие» Андрей Неверов.

Для управляющих компаний повышенные требования к представлению отчетности (за исключением актуарных оценок) действуют с момента их основания. «Теперь их придется выполнять и НПФ», — говорит начальник розничных продаж «Солид-Менеджмент» Сергей Звенигородский. По его оценке, новые правила отчетности НПФ сделают работу фондов прозрачней для их клиентов, «а для бенефициаров четко обозначат рамки, в которых можно работать, минимизируя регуляторные риски».

При этом времени на раскачку у отрасли нет. «В настоящее время указание находится на регистрации в Минюсте», — сообщили в пресс-службе Банка России. А это означает, что к середине марта, после опубликования, оно может вступить в силу.

Пенсионным репо выбрали контрагента

Банк России ужесточает требования по операциям репо, исполняемым на средства пенсионных резервов. Проект соответствующего указания опубликован на сайте регулятора. Как следует из пояснительной записки, документ устанавливает дополнительные ограничения для доверительного управляющего пенсионными резервами при заключении сделок репо. «Теперь сделки репо могут заключаться на биржевых торгах только через центрального контрагента и только на основе безадресных заявок», — указывает директор департамента риск-менеджмента «ЕФГ Управление активами» Александр Баранов. По сути, сделки репо для НПФ, работающих с резервами, являются альтернативой коротким банковским депозитам. Они могут быть особенно актуальны в период перечисления средств от крупных компаний («Газпром», РЖД, «Транснефть» и др.), формирующих в НПФ программы негосударственного пенсионного обеспечения для своих сотрудников. Сразу разместить значительный объем средств в ценные бумаги приемлемого качества нереально, при этом премия по сделкам репо в большинстве случаев выше ставки короткого депозита. Регулятор ограничивает объем таких операций 10% от средней стоимости чистых активов на конкретную дату.

Читайте так же:  Заявление о приостановлении исполнительного производства в арбитражный суд

Порядок лицензирования НПФ

О порядке лицензирования НПФ (по состоянию на июнь 2015 г.)

Как и вновь созданный, так и преобразованный в рамках реформы негосударственный пенсионный фонд (НПФ) может заниматься своей предметной деятельностью только при наличии государственной лицензии. Решение о лицензировании НПФ принимает Банк России.

Существующий порядок лицензирования НПФ обязывает фонд, получающий лицензию, соответствовать законодательно установленным требованиям, которые приведены в Федеральном законе №75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах». Алгоритм определения этого соответствия и порядок получения лицензии подробно описаны в соответствующем Административном регламенте.

Требования к НПФ для прохождения лицензирования

Лицензирование НПФ требует соответствие соискателей лицензии требованиям, определенным в законе «О негосударственных пенсионных фондах»:

  1. к организационно-правовой форме фонда;
    Лицензируемый НПФ должен быть акционерным обществом, выпускающим только простые акции. В случае создания общества «с нуля» все его акции должны быть полностью оплачены до момента подачи в Банк заявления о предоставлении лицензии.
    В уставе фонда четко оговаривается исключительный характер деятельности последнего, а также запрет на выдачу займов и проведение операций с векселями. Название фонда в обязательном порядке должно включать в себя словосочетание «негосударственный пенсионный фонд».
  2. к наличию и содержанию пенсионных правил фонда и страховых правил фонда (если НПФ намеревается заниматься обязательным пенсионным страхованием);
    Правила разрабатываются специалистами фонда и утверждаются Советом директоров. Их состав и содержание должны соответствовать требованиям законодательства и отражать специфику деятельности конкретного общества. Рекомендуется поручать их разработку опытным юристам, специализирующимся на предоставлении услуг в этой области.
  3. к высшим должностным лицам НПФ:
    Штат соискателя на момент подачи заявления должен быть укомплектован должностными лицами, квалификация и деловая репутация которых соответствуют требованиям законодательства.
  4. к организации внутреннего контроля в фонде;
    Деятельность НПФ должна соответствовать требованиям действующего законодательства. Контроль этого соответствия возлагается на органы внутреннего контроля фонда (единоличные или коллегиальные), подотчётные совету директоров. Контролеры действуют в соответствии с индивидуально разработанными правилами внутреннего контроля.
  5. к размеру уставного капитала и собственных средств фонда.
    На момент подачи заявления уставный капитал НПФ должен составлять не менее 120 миллионов рублей, а собственные средства фонда не могут быть менее 150 миллионов рублей. С 2020 года минимальная величина этих показателей будет увеличена до 150 миллионов рублей и 200 миллионов рублей соответственно.
    Методика расчета величины собственных средств НПО приведена в Указании Банка о порядке расчета собственных средств НПФ №3415-У от 7 октября 2014 года.

Соискатель представляет регулятору документы, подтверждающие его соответствие перечисленным требованиям в качестве приложения к заявлению о предоставлении лицензии. Успешное прохождение процедуры лицензирования НПФ напрямую зависит от того, насколько грамотно будут подготовлены указанные документы.

Порядок лицензирования НПФ

Порядок лицензирования НПФ состоит из двух этапов.

I. Соискатель направляет в Банк заявление о предоставлении лицензии. К заявлению прикладываются документы, на основании которых регулятор будет судить о том, насколько фонд соответствует лицензионным требованиям. Форма заявления и полный перечень документов приведены в упомянутом выше Административном регламенте.

Прилагаемые к заявлению сведения могут быть разделены на две группы. К первой относят те из них, подготовку которых осуществляет фонд.

  • Копии учредительных документов соискателя.
  • Копии документов, подтверждающих создание или назначение высших управляющих органов фонда и структур, осуществляющих надзорные или контролирующие функции (совета НПФ, попечительского совета, директора, главного бухгалтера, контролера и прочее).
  • Документы, отражающие текущее финансовое состояние фонда (завизированные налоговой службой актуальные баланс и отчет о прибылях и убытках). Достоверность финансовых показателей соискателя должна быть подтверждена аудиторским заключением.
  • Подтверждение того факта, что фонд располагает на правах собственника достаточными для осуществления уставной деятельности активами. Оценка стоимости его имущества осуществляется в соответствии с Порядком расчета величины денежной оценки имущества для обеспечения уставной деятельности НПФ № 12-34/пз-н, принятым ФСФР 31 мая 2012 года.
  • Сведения о должностных лицах НПФ, подтверждающие их соответствие квалификационным требованиям (копии трудовых книжек, дипломов о профильном образовании, аттестата специалиста финансового рынка). Указанная информация подается в форме, представленной в Административном регламенте.
  • Документы, подтверждающие наличие у НПФ пенсионных правил и страховых правил (для фондов, планирующих заниматься обязательным страхованием). Помимо текста правил необходимо приложить копии протоколов утвердившего их совета. В комплект должны входить также копии типовых форм договоров негосударственного пенсионного обеспечения по каждой указанной в правилах пенсионной схеме.
  • Документы, подтверждающие наличие правил внутреннего контроля фонда, включая контроль противодействия отмыванию денег. Последние разрабатываются в рамках Федерального закона N 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» от 7 августа 2001 года.
  • Документы, подтверждающие оплату государственной пошлины и услуг по рассмотрению заявления соискателя лицензии.

Вторую группу составляют документы, предоставляемые профильными государственными структурами.

  • Федеральная налоговая служба России подтверждает, что соискатель зарегистрирован в Едином государственном реестре юридических лиц, поставлен на учет в налоговых органах, и что входящие в его штат должностные лица не подвергались наказанию в виде дисквалификации.
  • МВД России подтверждает отсутствие судимости за предумышленные преступления у должностных лиц фонда.
  • Федеральное казначейство подтверждает факт уплаты государственной пошлины.

Соискатель вправе самостоятельно представлять Банку сведения, входящие во вторую группу.

Основания для отказа в приеме заявления о предоставлении лицензии НПФ законом не предусмотрены. Поданные документы должны быть зарегистрированы в течение двух дней с момента их поступления.

Читайте так же:  Приставы прикубанского округа телефон

II. Зарегистрированное заявление рассматривается Банком. Документы могут быть возвращены соискателю в течение 10 дней с момента регистрации заявления, если они не соответствуют требованиям оформления или комплектности. Дополнительно затребованные регулятором документы должны быть представлены не позднее 30 дней с момента регистрации запроса.

Порядок лицензирования НПФ устанавливает общий срок рассмотрения заявления, который не должен превышать двух месяцев, при этом в его рамках не учитывается срок приостановления рассмотрения, во время которого ожидались дополнительно затребованные Банком документы.

По истечении указанного срока соискателю направляется уведомление о предоставлении лицензии (или отказе в предоставлении). Срок действия лицензии не ограничен.

Минфин ужесточит требования к негосударственным пенсионным фондам

Им могут вменить в обязанность создавать объединенные гарантийные фонды. А требования по минимальной стоимости имущества — вырасти к 2015 году в 2,5 раза. Такие предложения содержатся в проекте изменений в российское законодательство, которые опубликованы на сайте минфина. Об этом сообщается на сайте «Российской газеты».

Ужесточение требований будет способствовать увеличению надежности пенсионных накоплений, объясняют эксперты. Так, например, стоимостью имущества фонд отвечает перед вкладчиками в случае форс-мажорных обстоятельств. За счет гарантийных фондов гражданам могут быть компенсированы нерыночные потери накоплений. Но параллельно более жесткие требования могут привести к выведению с рынка части игроков. Это позволит оставшимся фондам диктовать менее выгодные условия вкладчикам, предупреждают аналитики.

Между тем, если идеи ведомства будут одобрены, минимальная стоимость имущества для обычных НПФ с 1 июля 2013 года может вырасти до 65 миллионов рублей, а с 1 января 2015 года — до 100 миллионов рублей. Сейчас она составляет 50 миллионов рублей. А к тем фондам, которые участвуют в системе обязательного пенсионного страхования, требования еще жестче. С июля следующего года стоимость их имущества планируется увеличить до 150 миллионов рублей, а с 2015 года — до 240 миллионов рублей (сейчас —100 миллионов рублей).

Сейчас у НПФ есть право создавать гарантийные фонды. Минфин предлагает сделать наличие «подушек безопасности» обязательным. Их управление должно осуществляется саморегулируемыми организациями (СРО), и все НПФ будут обязаны вступать в них. Минфин отдельно прописывает в документе обязанность фондов формировать резерв по обязательному пенсионному страхованию. Он должен формироваться из средств пенсионных накоплений умерших застрахованных лиц, если у них нет наследников, части дохода от инвестирования пенсионных накоплений, части имущества, части совокупного вклада учредителей и целевых поступлений.

Требования к организации системы управления рисками НПФ

Банк России издал Указание Банка России от 4 июля 2016 года № 4060‑У «О требованиях к организации системы управления рисками негосударственного пенсионного фонда» (далее — Указание).

Указание устанавливает требования к организации негосударственным пенсионным фондом (далее — фонд) системы управления рисками, в соответствии с которыми фонд должен осуществлять определенные мероприятия, включая разработку внутренних документов, выявление рисков и управление ими (в том числе установление ограничений рисков), измерение и оценку рисков, контроль рисков и устранение выявленных нарушений.

В соответствии с Указанием под риском понимается предполагаемое событие или ряд событий, в результате наступления которого (которых) с учетом вероятности их наступления и степени влияния фонд не сможет исполнить свои обязательства, в том числе перед участниками и застрахованными лицами, в полном объеме и в установленный срок.

При выявлении рисков фонд должен учитывать доступную информацию, в том числе о рыночных рисках, кредитных рисках, операционных рисках, рисках ликвидности, результаты проводимого фондом стресс-тестирования и информацию о результатах деятельности фонда. Выявленные риски включаются в реестр рисков, который должен пересматриваться фондом по мере необходимости, но не реже одного раза в год с учетом результатов выявления рисков.

В рамках процедуры управления рисками фонд осуществляет выбор управляющей компании, определяет перечень активов, в которые может инвестировать управляющая компания, и объем средств пенсионных накоплений и пенсионных резервов, передаваемых в доверительное управление конкретной управляющей компании, оценивает эффективность управления средствами пенсионных накоплений и пенсионных резервов и принимает меры по результатам такой оценки. Управление средствами пенсионных накоплений и средствами пенсионных резервов (в том числе выбор управляющей компании, кредитной организации для открытия счетов фонда) должно осуществляться исключительно в интересах застрахованных лиц и участников фонда соответственно.

Внутренние документы фонда, регулирующие процесс управления средствами пенсионных накоплений и средствами пенсионных резервов, должны содержать в том числе указание на активы, в которые могут размещаться указанные средства, целевую доходность активов, целевую структуру активов, ограничения рисков, порядок выявления и устранения нарушений ограничений рисков.

Фонд должен иметь и учитывать при принятии решений информацию, которая повлияла и (или) способна повлиять на принятие решения о приобретении или продаже актива, в том числе информацию о целях приобретения каждого актива, условиях инвестирования в актив, ключевых финансовых показателях актива, ожидаемой доходности актива, целесообразности приобретения каждого актива по сравнению с альтернативными вариантами вложения средств в аналогичные активы с сопоставимыми рисками, о предельных сроках владения каждым активом.

Для измерения совокупных принятых рисков фонд проводит стресс-тестирование на предмет достаточности активов для исполнения своих обязательств в полном объеме и в установленный срок. Такое стресс-тестирование должно проводиться фондом в случае изменения (или планирования изменения) состава и структуры активов и обязательств фонда или при значимых изменениях рыночных условий, но не реже раза в квартал.

Указание устанавливает требования к порядку проведения стресс-тестирования и содержанию сценариев стресс-тестов, а также порядок использования результатов стресс-тестирования.

Стресс-тест считается не пройденным, если при реализации стресс-сценария прогнозируется невозможность фонда исполнять свои обязательства каждый день в течение периода сценария. В данном случае фонд должен разработать, направить в Банк России и исполнить план мероприятий, нацеленных на достижение достаточности активов.

Читайте так же:  Договор на материальную ответственность доу

Указанием предусматривается поэтапное внедрение требований к организации фондами систем управления рисками. Так, фонд должен привести свою деятельность в соответствие с общими требованиями Указания, касающимися утверждения внутренних документов и решения организационных вопросов в рамках системы управления рисками, в том числе назначением ответственных лиц, созданием соответствующих структурных подразделений, в течение 6 месяцев со дня вступления в силу Указания. Кроме того, по истечении указанного срока фонд также обязан выявлять риски, возникающие при осуществлении им деятельности, и вести их учет.

В течение года с даты вступления в силу Указания фонд должен организовать процесс управления рисками, в том числе соответствие инвестиционного процесса предъявляемым в рамках системы управления рисками требованиям.

Проведение фондом стресс-тестов предполагается по истечении 18 месяцев со дня вступления в силу Указания. Указание направлено на государственную регистрацию в Министерство юстиции Российской Федерации.

Требования к НПФ могут быть ужесточены

Минфин России опубликовал законопроект, направленный на уточнение требований к негосударственным пенсионным фондам.

В частности, изменения касаются размера их имущества для обеспечения уставной деятельности. Предлагается увеличить соответствующие требования с 1 июля 2013 г. до уровня не менее 65 млн руб., с 1 января 2015 г. — не менее 100 млн руб. (сейчас это сумма — 50 млн руб.). А требования по минимальному размеру имущества НПФ, осуществляющему деятельность по обязательному пенсионному страхованию, возрастают до 150 млн руб. с 1 июля 2013 г., и до 240 млн руб. с 1 января 2015 г. (сейчас — 100 млн руб).

Кроме того, предлагается обязать НПФ вступать в саморегулируемые организации.

Также НПФ обязаны будут формировать резерв фонда по обязательному пенсионному страхованию, который подлежит обособленному учёту. Норматив по резерву будет устанавливать ФСФР.

Кроме того, НПФ будут создавать объединённые гарантийные фонды, размер, порядок создания, управления и использования которых определяется саморегулируемой организацией фондов.

Это удобно: чтобы быть в курсе новостей сайта ЭЖ подпишитесь на нашу рассылку

Требования к капиталу НПФ ужесточат по итогам стресс-тестов

Банк России определил параметры новой системы регуляторных требований к НПФ. По итогам стресс-тестов им придется доначислять собственные средства пропорционально объему обязательств, зато формирование страхового резерва (СР) и резерва по ОПС (РОПС) станет необязательным. Однако ключевой для рынка вопрос — в каком порядке будут выполнены эти действия и сколько потребуется дополнительных вливаний со стороны бенефициаров фондов — остается открытым.

В распоряжении «Ъ» оказалась переписка Национальной ассоциации пенсионных фондов (НАПФ) и ЦБ по вопросу отражения страховых резервов и резервов ОПС в отчетности по МСФО, в том числе для определения величины собственных средств. Вопрос технический, но к ответу регулятор подошел неформально, по сути изложив принципы новой системы надзора за отраслью. Так, ЦБ указал, что «в связи с внедрением механизма управления рисками фонда, практическая необходимость в СР и РОПС отсутствует». При этом НПФ предстоит пройти стресс-тесты. В случае выявления недостаточности активов «для исполнения своих обязательств», их придется восполнить, в частности, «за счет увеличения собственных средств (имущества) фонда».

Средства СР и РОСП задействуются для пополнения резерва покрытия пенсионных обязательств, выплат правопреемникам застрахованных, при ликвидации фонда. Сейчас они формируются преимущественно за счет дохода от инвестирования. Величина СР и РОСП составляет не менее 5% от пенсионных средств фонда (накоплений или резервов), причем у ряда игроков показатель существенно выше. В РОПС, в частности, попадает инвестиционный доход клиентов НПФ, меняющих страховщика чаще одного раза в пять лет: по закону клиентам НПФ эти деньги не выплачиваются. С учетом того что доля досрочных составляет более 98% всех переходов, то и совокупные поступления в РОПС велики: по оценке аналитической службы НАПФ, только за 2016 год по клиентам НПФ они могут составить до 18 млрд руб.

«Внедряя конфигурацию «размер капитала в зависимости от объема обязательств» для НПФ, ЦБ, по сути, унифицирует надзор за участниками финансового рынка с банковским»,— отмечает гендиректор НПФ «ЛУКОЙЛ-Гарант» Денис Рудоманенко.

При этом в капитале в настоящее время фонды обязаны держать гораздо меньше средств, чем в страховых резервах. Минимальные требования к объему собственных средств НПФ — 150 млн руб., вне зависимости от величины пенсионных активов в фонде, которые могут составлять как сотни миллионов, так и сотни миллиардов рублей, отмечает заместитель гендиректора «ВТБ Пенсионный фонд» Александр Львов.

Смещение регуляторного акцента на собственные средства НПФ потребует их значительного увеличения. Наиболее вероятные источники этих средств — вливания бенефициаров или прибыль прошлых лет, отмечает гендиректор Национального НПФ Светлана Касина. Однако на фоне растущих расходов пенсионных фондов сценарий с привлечением дополнительных средств бенефициаров в объеме до 10% от активов станет драматическим почти для всех крупных игроков, отмечает руководитель НПФ из топ-10 по активам.

Оптимальным вариантом для многих НПФ стал бы учет средств СР и РОПС, становящихся избыточными при новой регуляторной модели, в капитале фондов. У ряда игроков, прежде всего крупнейших фондов с пенсионными резервами («Газфонд», «Благосостояние»), СР втрое превышает объем собственного имущества. В среднем по отрасли соотношение СР/собственное имущество составляет 55,4%, РОПС/капитал — 19,7%, указывает директор группы рейтингов финансовых институтов АКРА Юрий Ногин.

Однако совсем избавиться от необходимости держать средства по разделам РОПС и СР у фондов не получится, по крайней мере пока: необходимость страхового резерва и резерва по ОПС записана в законе «О негосударственных пенсионных фондах». Исполнительный директор НПФ «Сафмар» Евгений Якушев полагает: «Даже при введении механизма управления рисками нужно будет по меньшей мере изменить законодательство, чтобы изменить действующий порядок формирования резервов».

«Сценарий с включением РОПС и СР в капитал фондов может быть реализован в горизонте трех лет»,— прогнозирует Юрий Ногин.