Требования к началу урока

Современный урок в условиях введения ФГОС

Как же построить урок, чтобы реализовать требования Стандартов второго поколения?

Для построения урока в рамках ФГОС НОО важно понять, какими должны быть критерии результативности урока.

Цели урока задаются с тенденцией передачи функции от учителя к ученику. Таким образом в корне изменяется работа ученика:

  • Ученик систематически обучает себя осуществлять рефлексивное действие (оценивать свою готовность, обнаруживать незнание, находить причины затруднений и т.п.)
  • Ученик овладевает технологией диалога, учится ставить и адресовать вопросы.
  • Ученик эффективно (адекватно цели урока) сочетает репродуктивную и проблемную формы обучения, учится работать по правилу и творчески.
  • На уроке задаются задачи и четкие критерии самоконтроля и самооценки (происходит специальное формирование контрольно-оценочной деятельности у обучающихся).
  • Ученик добивается осмысления учебного материала, используя для этого специальные приемы.
  • Ученик стремиться оценивать свое реальное продвижение.
  • Ученик планирует коммуникативные задачи урока.
  • Учитель принимает и поощряет, выражаемую учеником, собственную позицию, иное мнение, обучает корректным формам их выражения.
  • Стиль, тон отношений, задаваемый на уроке, создают атмосферу сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта.
  • На уроке осуществляется глубокое личностное воздействие “учитель – ученик” (через отношения, совместную деятельность и т.д.)

Все эти критерии направлены на изменение роли учителя на уроке. Роль учителя резко меняется, перестаёт быть центральной, он лишь регулирует процесс и занимается его общей организацией.

Учащиеся обращаются к социальному опыту – собственному и других людей, при этом им приходится вступать в коммуникацию друг с другом, совместно решать поставленные задачи, преодолевать конфликты, находить общие точки соприкосновения, идти на компромиссы.

А это значит изменение цели обучения. Претворение в реальную жизнь, введение в организации учебной деятельности, деятельностного подхода

Новая цель предполагает новые условия организации образовательного процесса. Сегодня реализация деятельностного подхода происходит в новом ключе — в ключе организации «Мышления» и Деятельности». Технологические моменты новой формы организации выражены в следующем:

  • организация «Мышления»;
  • организация обмена мыследеятельностью на основе «Деятельности»;
  • организация мыследействия.

Суть нового подхода заключается в том, что на уроке рождается учебный диалог, где живое слово создает атмосферу живого мышления, живой мыслекоммуникации, живой жизнедеятельности по построению собственного саморазвития ребенка — учащегося, учащего себя умению учиться.

Щедровицкий в работе “Педагогика свободы” указывает 3 ипостаси развивающейся личности:

  1. Человек как носитель Мыследеятельности или элемент системы Мыследеятельности;
  2. Человек как источник нововведений и развития Мыследеятельности;
  3. Человек – гарант развития системы Мыследеятельности.

В начальном звене обучения мы должны создавать условия для осуществления первой ипостаси т.е. первого шага развития Мыследеятельности учащихся. Вместе с тем, эта ипостась предполагает развитие ребенка как человека, учение самореализации, как можно себя развивать, совершенствовать. Маленький человек начинает познавать окружающий мир, жить вместе с другими, проживать каждое мгновение своей жизни. Отсюда вытекает следующая задача: Как и в какой форме безболезненно включить ребенка в мыследеятельность, чтобы к концу обучения в начальном звене он стал носителем Мыследеятельности.

В итоге кропотливой работы с учащимися выстроилась примерно такая картина “вхождения в Мыследеятельность” по годам обучения в начальном звене с учетом психологических особенностей младшего школьника:

  • В первом классе дети учатся умению прислушиваться к собственному “Я”;
  • Во втором году обучения на первый план выходит отношение “Я” — другой “Я”, что означает, что в коллективе могут быть разные взгляды на один и тот же предмет;
  • В третьем году пространство отношений меняется: в силу вступает отношение “Я” и “ТЫ”. Дети прислушиваются к мнению других, выражают свое согласие и несогласие;
  • В четвертом классе ведущим отношением становится “Я” — “ТЫ” — “ОН”. Очень важен тем, что на этом этапе дети учатся принимать позиции друзей, в ходе обмена информации между учащимися, они сами решают проблемы, вносят дополнения и поправки.

Урок постановка рабочей задачи на уроках в младшем звене.

  • Как сделать, чтобы каждый ребенок понял и принял задачу, которую должен решать на каждом уроке?
  • Какую работу вести для успешного решения поставленной задачи?
  • Что должен делать учащийся?
  • Какие качества развиваются?
  • Какой первый вопрос на начало урока призывает каждого ученика к действию?

Действия ребенка могут быть стихийными, эмоциональными это зависит от характера ребенка, от его нацеленности к новым открытиям, главное от того как он усвоил предыдущий учебный материал. Задача учителя заключается в создании условий для того, чтобы учащийся почувствовал уверенность, не навязывая умение строить алгоритм взаимосвязи учебного материала.

При этом вожно учитывать способность учащихся к усвоению в течении урока:

  • 1-4 мин. – 60 % информации
  • 5-23 мин. – 80 % информации
  • 24-34 мин. – 50 % информации
  • 35-45 мин. – 6 % информации

Какие ключевые вопросы можно использовать на разных этапах урока?

Мною и моими учениками выстроилась такая цепочка работы.

1. Мотивирование к учебной деятельности. Данный этап процесса обучения предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности на уроке.

С этой целью на данном этапе организуется его мотивирование к учебной деятельности, а именно:

1) актуализируются требования к нему со стороны учебной деятельности («надо”);

2) создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность («хочу”);

3) устанавливаются тематические рамки («могу”). В развитом варианте здесь происходят процессы адекватного самоопределения в учебной деятельности и самополагания в ней, предполагающие сопоставление учеником своего реального «Я” с образом «Я — идеальный ученик”, осознанное подчинение себя системе нормативных требований учебной деятельности и выработку внутренней готовности к их реализации.

Поэтому наши занятия начинаются с вопроса: Что мы проходили на прошлом занятии?

Этот вопрос нацелен на то, чтобы ребенок почувствовал себя уверенным, вспомнил и повторил наученный материал.

2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии. На данном этапе организуется подготовка и мотивация учащихся к надлежащему самостоятельному выполнению пробного учебного действия, его осуществление и фиксация индивидуального затруднения.

Актуализация предполагает вопрос: А что ты знаешь?

3. Выявление места и причины затруднения. На данном этапе учитель организует выявление учащимися места и причины затруднения.

Поэтому предполагается следующий вопрос: Что будем делать? На этот вопрос могут быть разные версии. Но чаще всего, связывая предыдущий учебный материал, дети задают иной вопрос: Все ли мы узнали? (например: об имени существительном?)

4. Построение проекта выхода из затруднения (цель и тема, способ, план, средство). На данном этапе учащиеся в коммуникативной форме обдумывают проект будущих учебных действий: ставят цель (целью всегда является устранение возникшего затруднения), согласовывают тему урока, выбирают способ, строят план достижения цели и определяют средства- алгоритмы, модели и т.д. Этим процессом руководит учитель: на первых порах с помощью подводящего диалога, затем – побуждающего, а затем и с помощью исследовательских методов.

Этот этап урока обычно начинается с вопроса: Что это? На данном этапе учащиеся озвучивают тему урока, ставят цель урока. Работа учителя на данном этапе заключается в создании различных учебных ситуаций для вхождения в мыследеятельность. Работа учащихся – осмысленное принятие темы и постановка цели для деятельности.

5. Реализация построенного проекта. На данном этапе осуществляется реализация построенного проекта: обсуждаются различные варианты, предложенные учащимися, и выбирается оптимальный вариант, который фиксируется в языке вербально и знаково. Построенный способ действий используется для решения исходной задачи, вызвавшей затруднение. В завершение уточняется общий характер нового знания и фиксируется преодоление возникшего ранее затруднения.

Ключевым вопросом данного этапа мыследействия является: Как решить поставленную задачу? Анализ и выявление соответствия вопросов к теме, оценка соответствия ответа на вопрос “Что это?” Нахождение способа действия.

6. Включение в систему знаний и повторение. На данном этапе выявляются границы применимости нового знания и выполняются задания, в которых новый способ действий предусматривается как промежуточный шаг.

Этап присвоения результата мыследействия в себе: Смогу ли я показать способ действия на схеме? Обмен позициями: Утверждение оценки соответствия ответа на вопрос “Что это?” Умение показать способ действия на схеме.

7. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог). На данном этапе фиксируется новое содержание, изученное на уроке, и организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности. В завершение соотносятся ее цель и результаты, фиксируется степень их соответствия, и намечаются дальнейшие цели деятельности.

Этот этап предполагает повторное обращение к началу деятельности. Основные вопросы: Я понял ли способ действия? Я понимаю ли собственную мыследеятельность? Корректировка, уточнение ответа на вопрос “Что это?” обогащение ответа на вопрос “Что это?” вопросом “Зачем нам это?”

Читайте так же:  Заявление егэ для инвалидов

Учитель, его отношение к учебному процессу, его творчество и профессионализм, его желание раскрыть способности каждого ребенка – вот это всё и есть главный ресурс, без которого новые требования ФГОС к организации учебно-воспитательного процесса в школе не могут существовать.

Организация мыследеятельности в 4 “а” классе

Тема мыследеятельности: Дробь. Сравнение целого и частей целого.

Цель мыследеятельности: Научиться понимать, обсуждать и принимать способ решения проблемы.

Нестандартное начало урока

Любая школа начинается с начальной. Роль начальной школы в развитии личности ребёнка трудно переоценить. В последние годы усилилась активность учителей начальных классов в направлении поиска путей, повышения качества обучения и воспитания младших школьников. Большая часть учителей видит эти пути в изменении направленности учебно-воспитательного процесса, в его ориентации на создание условий для развития личности каждого ребёнка, что соответствует новой концепции государственных стандартов общего образования.

Всё более значимым становится развивающий потенциал образовательных стандартов , обеспечивающий существование и развитие системы образования в условиях быстро меняющейся образовательной среды

На развитие детей младшего школьного возраста существенно влияют формы организации их учебной деятельности.

Необычные уроки в начальной школе, по- прежнему занимают значительное место. Это связано с возрастными особенностями младших школьников, игровой основой данных уроков, оригинальностью их проведения.

Младший школьный возраст имеет специфические возрастные особенности : неустойчивое внимание, преобладание наглядно- образного мышления, повышенную двигательную активность, стремление к игровой деятельности, разнообразие познавательных интересов. Всё это осложняет работу учителя. Для того чтобы поддерживать в течении урока внимание детей, необходима организация активной и интересной мыслительной деятельности. Помогают в этом необычные уроки.

Формы организации таких уроков могут быть самыми разнообразными. Структура урока не предполагает следование жёстким рамкам традиционных этапов, а определяется внутренней логикой учебного материала и движением мысли детей в учебном сотрудничестве между собой при направляющем участии и помощи учителя.

Урок делится на вводную, основную и заключительную части.

Я хочу рассказать о вводной части урока русского языка , т. е. об организационном моменте урока.

Задачей вводной части является создание у учащихся определённого положительного эмоционального настроя на урок.

Как интересно начать урок?

Организационный момент

предназначен для создания у учащихся рабочей настроенности.

Требует от учителя:

  • творческого подхода;
  • вариации различных приёмов;
  • поиск своеобразных форм, отвечающих содержанию урока.

Включает в себя:

  • Организацию внимания учащихся;
  • Мобилизирующее начало урока ( исходная мотивация);
  • Актуализацию знаний учащихся.
  • Цель данного этапа:Психологический настрой учащихся;
  • Вовлечение всех учащихся в учебный процесс, создание ситуации успеха.

Психологический настрой- эмоциональное состояние класса, в котором отражаются личные и деловые взаимоотношения членов ученического коллектива , определяемые их ценностями, моральными нормами и интересами.

Исходная мотивация:

  • Актуализация мотивов предыдущих достижений;
  • Вызов мотивов относительной неудовлетворённости;
  • Усиление мотивов ориентации на предстоящую деятельность.

Сравните начало урока в различных типах организации урока

  1. Предварительная организация класса (проверка рабочего места, организация внимания)
  2. Мобилизирующее начало урока (исходная мотивация)
  3. Актуализация знаний учащихся.
  1. Рифмованное начало урока.
  2. Начало урока с элементами театрализации
  3. С эпиграфа к уроку.
  4. С пословицы, поговорки, относящейся к теме урока.
  5. Постановка учебной задачи, проблемного вопроса, проблемной ситуации.
  1. Психологическая установка на урок.
  2. Создание мотивации урока: включение элементов новизны, необычности, занимательности, противоречивости, личной значимости, творческого мышления, сообразительности, инициирование фантазий.
  3. Эмоциональное вхождение в урок: поделись улыбкою своею, музыка в подарок, цвет и настроение, моменты радости и т.д.
  4. Введение в тему урока.

Формы организации нестандартного начала урока:

  1. Эмоциональное вхождение в урок «Поделись улыбкою своей».
  2. Мешок настроений.
  3. Аутотренинг.
  4. Музыка в подарок.
  5. «Дерево настроений».
  6. Психологическая установка на урок.
  7. Интегрированная разминка.
  8. Сказка.
  9. Мимические упражнения.
  10. Рифмованное начало урока.
  11. Игра.
  12. Вопрос (проблемный вопрос).

Начинаем урок русского языка в 3 классе:

1. Предлагается « Дерево настроений» + музыка в подарок.

2. Аутотренинг:

  • Я в школе на уроке,сейчас я начну учиться.
  • Я радуюсь этому.
  • Внимание моё растёт.
  • Я как разведчик всё замечу.
  • Память моя крепка.
  • Голова мыслит ясно.
  • Я хочу учиться.
  • Я готов (ва) к работе.
  • Работаю!

3. Интегрированная разминка:

  1. Какая гласная стоит всегда под ударением?
  2. Преврати мел- в мелкое место, получится слово?_________
  3. Угадай слова: ВИ3НА, ЭЛЕК3К, СМОР1 НА.
  4. Найди лишнее слово в каждой строке
  • пара, парный, паровой;
  • носильщик, носатый, поднос;
  • — лето, лететь, летний.
  1. С какой частью речи предлоги не употребляются?
  2. В каком слове пропущен разделительный ь?

    Кол…я принёс кол…я для забора?

4. Отгадайте тему урока ( игра «да-нетка»).

Беречь, туч, ночь, дочь, задач, свеч, вещь, мышь, молодёжь, багаж, испечь, стеречь.

Возможные вопросы учащихся:

  • о части речи;
  • о наличии Ь на конце слова;
  • о числе существительного;
  • о роде существительного;
  • о количестве слогов в слове;

Тема урока: «Правописание имён существительных мужского рода с шипящим на конце»

Рефлексия:

-Давайте закончим наш мастер-класс рефлексией. Мы с вами хорошо знаем, что любой человек с радостью делает то, что у него хорошо получается. Но любая деятельность начинается с преодоления трудностей. У рефлексивных людей путь от первых трудностей до первых успехов значительно короче.

В нашей профессии нет предела совершенству. То, что ещё вчера казалось единственно возможным, выглядит сегодня устаревшим. Задайте себе вопрос:

  1. Что я здесь делаю?
  2. С какой целью я сюда пришёл(ла)?
  3. Каков результат?
  4. Что я буду делать дальше?

Позитивное начало урока: как настроить детей на плодотворную работу?

Начало урока… Учитель заходит в класс и встречает пару десятков глаз. Какие они? Радостные или огорченные от того, что прозвенел уже звонок? Перед учителем сейчас не просто его ученики, а несколько детских душ, каждую из которых надо увлечь, пробудив интерес к своему предмету, чтобы, в конечном счете, получить продуктивный результат. Как же создать тот самый позитивный настрой, чтобы урок состоялся? Попробуем разобраться в данной статье.

Готовясь к уроку, каждый преподаватель составляет дневной план. Это не просто прихоть администрации или навязчивое ненужное требование, а важное условие, позволяющее правильно спланировать ход урока на всех его этапах. Одним из первых пунктов плана является Организационный момент. Обычно здесь учитель проставляет количество времени – 1-2 минуты и не более того, а ведь именно от этого этапа зачастую зависит эффективность всего учебного процесса на уроке. Оргмомент создает определенный настрой, и очень важно, чтобы он выполнял мотивирующую функцию. Известный факт: даже обезьяна не возьмет в руки палку, если у нее не будет мотивации. Палка ей нужна для добычи банана. Так же и дети – без заинтересованности к происходящему не смогут работать с полной отдачей.

От того, какой интерес учитель хочет пробудить у детей – произвольный или нет, будут зависеть его поведение и фразы. При произвольном внимании человек сразу все понимает и осознает без сторонней помощи необходимость выполнения каких-либо действий. Провести же результативно оргмомент на основе непроизвольного интереса – дело мастера. Такой тип внимания возникает спонтанно. И вот тут педагогу надо постараться, чтобы пробудить детский интерес.

Несколько проверенных и эффективных способов проведения начала урока.

1. Активизация внимания школьников в начальной школе происходит благодаря следующим приемам:

  • Применение стихов-настроев (в их основе – настрой детей на работу в рифмованной форме, а варианты могут быть любые). Например:

Прозвенел уже звонок –
Начинаем наш урок.

Открываем все тетрадки,

В книжках нужные закладки.

На вопросы отвечаем,

Когда нужно – замолкаем.

В теме будем разбираться,

Главное – не отвлекаться!

Прозвенел уже звонок,

Встаньте, дети, не ленитесь,

Все мне дружно улыбнитесь.

Здравствуйте, ребята, сели

И на парты посмотрели.

Будут нужными опять:

Книжка, ручка и тетрадь.

Не забудет про дневник

Ни один наш ученик.

Молодцы! Готов весь класс,

Тему назову сейчас.

Можно учителю самому прочесть эти строки с выражением, а можно сразу же подключить детей, дав им возможность отгадать важные для урока слова.

  • Настрой на совместную работу благодаря фразам — наша тема, наш урок, наше задание. Объединение с учителем оказывает психологическое воздействие, развивает ответственность и внимание к поставленным задачам.
  • Театральное начало с приглашением Незнайки, например. На эту роль можно привлечь старшеклассников либо наиболее сильных учеников класса. При этом следует продумать антураж, привлекающий внимание детей, задания в виде игры, а по ходу урока поощрения от сказочного героя.
  • Музыкальное сопровождение.
  • Иллюстрации, яркие плакаты. Наглядность часто вызывает небывалый интерес.

2. Психологические минутки:

Так, например, многих заинтересует необычное приветствие “Здравствуйте!”

Учащиеся поочередно касаются одноименных пальцев рук своего соседа, начиная с больших пальцев и говорят:

  • желаю (соприкасаются большими пальцами);
  • успеха (указательными);
  • большого (средними);
  • во всём (безымянными);
  • и везде (мизинцами);
  • Здравствуйте! (прикосновение всей ладонью)

3. Поэтические минутки. Это всегда впечатляет, вызывает уважение со стороны учащихся, ведь им хорошо известно, насколько сложно учить стихи. Если же учитель продекламирует строки с выражением, необходимыми эмоциями, а еще и в тему, то успех в создании положительного настроя гарантирован.

4. Случай из жизни. Зайдя в класс, учитель демонстрирует переполняющие его эмоции от увиденного или услышанного эпизода и начинает рассказывать жизненную историю. На учеников это оказывает ошеломляющее действие. Вроде как литература, а нам тут про случай в автобусе. Тем не менее, для концентрации внимания и доверительного настроя между учителем и учениками короткая история оказала пользу. Можно переходить к теме урока.

5. Либо вовсе педагог может вспомнить интересный анекдот, суть которого близка к изучаемому материалу. Для детей это всегда необычно, остроумно, по-взрослому и во многом поучительно.

6. Прием «Интрига». В начале урока задается интересный, неожиданный вопрос, на который ответить ученики смогут лишь по окончанию занятия.

7. Связь с жизненными ситуациями. Прекрасный пример из практики учителя истории при рассмотрении темы «Перестройка в СССР». Учитель подговорил одного своего ученика, чтобы тот не много опоздал. После звонка, когда все сели за парты, этот ученик зашел. Учитель тут же стал его ругать. Но через минуту улыбнулся, признался, что это шутка, и спросил ребят, что они чувствовали в тот момент? Ответы были однозначны – волнение, испуг. Однако все было сделано для того, чтобы передать ребятам атмосферу жизни в рамках тоталитаризма. После минутного реального инцидента учитель перешел к рассказу об обстановке при советской власти.

8. Используйте нестандартные формы проведения уроков. КВН, Брейн-ринг, Поле чудес и другие. В отношении времени на подготовку такой подход более затратный, зато в плане настроя и поддержания интереса к предмету и теме урока он целиком себя оправдывает. Все необычное всегда привлекает куда больше.

Методов для создания продуктивного настроя много, и каждый учитель формирует сам свою «копилку». Важно – не применять их часто в одном и том же классе, видоизменять и понимать, что выбор средств должен зависеть от настроения класса и каждого ребенка в отдельности. Удачное начало урока – это уже половина успеха. Помните об этом!

Организационный момент нетрадиционного урока

Урок – это не только “основная форма организации учебного процесса”, но и место встречи с личностью ученика. Встреча начинается с первых дней ребёнка в школе, чем ярче, увлекательнее и убедительнее она проходит, тем успешнее и радостнее идёт дальнейшее образование.

Для начальной школы ещё не столь существенно, в каком режиме работает учитель – в традиционном или личностно-развивающем, хочет ли он “оживить” передачу знаний для запоминания или пробудить культурные ценности и смыслы знаний. Важно то, что все учителя хотят, чтобы их уроки запомнились, и пытаются использовать нетрадиционные формы и методы обучения.

Начало урока – один из важнейших его моментов. Организационный момент предназначен для создания у учащихся рабочей настроенности. Каждый учитель стремится к быстрому включению детей в работу.

Оргмомент требует от учителя творческого подхода, вариации различных приёмов, поиска своеобразной формы, отвечающей содержанию каждого урока и собственного стиля педагогической деятельности.

Оргмомент традиционного урока включает в себя:

— предварительную организацию класса (проверка отсутствующих, внешнего состояния помещения, рабочих мест, рабочей позы и внешнего вида учащихся, организация внимания);

— мобилизирующее начало урока (“исходная мотивация”);

— актуализация знаний учащихся.

Особенностями начала нетрадиционного урока являются:

— рифмованное начало урока;

— с элементами театрализации;

— с эпиграфа к уроку;

— с высказывания выдающихся людей, относящихся к теме урока;

— с пословицы, поговорки, относящейся к теме урока;

— с постановки учебной задачи, проблемного вопроса, создания

Хочу поделиться различными приёмами нетрадиционного начала урока.

Философы утверждают, что всё во Вселенной построено на ритме: в основе движения, способа существования материи – ритм. Поэты обосновывают великую роль созвучий. Рифмы и ритм позволяют лучше усваивать изучаемый материал. В начальной школе можно использовать следующее рифмованное начало уроков.

Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок?
Всё ль в порядке
Книжка, ручка и тетрадка?
Проверили? Садитесь!
С усердием трудитесь!

Тетрадь правильно кладу,
Ручку правильно держу.
За посадкою слежу.
С чистотою я дружу,
На “отлично” напишу!

Мы в лес за наукой
Сегодня пойдём.
Смекалку, фантазию нашу возьмём.
Дорогой с пути никуда не свернём,
Но чтобы лес нам скорее достичь,
Должны мы по тропке
Красиво пройтись! (Чистописание)

Я тетрадь свою открою
И наклонно положу.
Я, друзья, от вас не скрою —
Ручку я вот так держу.
Сяду прямо не согнусь.
За работу я возьмусь.

Начинается урок,
Он пойдёт ребятам впрок.
Постараюсь всё понять —
Буду грамотно писать.

Вот книжки на столе, а вот – тетрадки,
Не хочется играть сегодня в прятки,
И недосуг дуть на корабль бумажный –
Сегодня в классе у ребят урок уж больно важный!

Каждый день – всегда, везде,
На занятиях, в игре –
Смело, чётко говорим
И тихохонько сидим.

Тут затеи, и задачи,
Игры, шутки, всё для вас!
Пожелаем всем удачи —
За работу, в добрый час!

Беритесь, ребята,
Скорей за работу —
Учитесь считать,
Чтоб не сбиться со счёту!

Учебник научит вас точному счёту,
Скорей за работу, скорей за работу!

Давайте, ребята, учиться считать,
Делить, умножать,
Прибавлять, вычитать.
Запомните все,
Что без точного счёта
Не сдвинется с места
Любая работа!

Считайте, ребята,
Точнее считайте,
Хорошее дело
Смелей прибавляйте,
Хорошее дело смелей прибавляйте,
Плохие дела
Поскорей вычитайте.

Начинается урок,
Он пойдёт ребятам впрок.
Постарайтесь всё понять —
И внимательно считать.

Без счёта не будет
На улице света,
Без счёта не сможет
Подняться ракета,
Без счёта письмо
Не найдёт адресата
И в прятки сыграть не сумеют ребята.

Вот опять звенит звонок,
Приглашает на урок.
Будем дружно мы считать,
И делить, и умножать.

Обучение грамоте

Изучение звука [Р].
Ра-ра-ра- начинается. ( игра)
Ри-ри-ри- на ветках . (снегири)
Ре-ре-ре- стоит домик на . (горе)
Ре-ре-ре- метём снег во . (дворе)
Ри-ри-ри- двор убрали – раз, два, . (три).

(На основе чистоговорок можно строить весь урок)

Н – натянутая сетка,
Сетку держат очень крепко.
Приходите к нам во двор-
Поиграем в волейбол.

(Изучение звука, буквы Н можно продолжить в виде спортивных соревнований)

Изучение буквы, звука Ё.

Убежал от друзей
Без оглядки.
Сказал:
— Поищите!
Играю я в прятки.
Сначала в норе
Ёж укрылся
В одёжке.
Затем покатился
Клубочком
По стёжке.
Нашёл под берёзкой
Кудряшки-серёжки.
Решил подарить их
Мальчишке Серёжке.
А дальше?
А дальше и вы
Поищите.
Где ёж?
Догадались?
Да он в алфавите!
АБВГДЕЁЖЗИ.

Начало урока с элементами театрализации.

(Обучение грамоте. Закрыли глаза, представьте, что вы оказались в цирке. Учитель в шляпке.)

Здравствуйте, друзья!
Я – конферансье.
Знают дети меня не все.
Я выступленья в цирке объявляю,
Артистов на арену приглашаю.
Но чтобы номер первый объявить
Должны вы контролёрам билетик предъявить.
Билетом вашим будут ваши знания.
Скажите, нам без напоминания
Что знаете о букве Ц?

Входит Незнайка в класс.

Дорогие ребятишки!
И я взял нынче в руки книжки.
Приглашаю я вас путешествовать,
Знания свои совершенствовать.

Я – весёлый Снеговик.
К зиме холодной я привык.
В Сочиняйке я живу
И со всеми там дружу.
Я каждый день смотрю вокруг:
“Не придёт ли новый друг?”
Сильный и умелый,
Да к тому же смелый!

Хоть ты смейся,
Хоть ты плачь,
Не могу решить задач!
Может быть – плохой учебник?
Может быть таланта нет?
Но нашёл я способ верный —
Сразу посмотреть в ответ.
Занимайтесь на здоровье,
Если вам не жалко сил,
Ну, зачем читать условие?
Раз – умножил, два – сложил.
Я и вычел, разделил.
Ну, всё, как полагается,
Но только правильный ответ
Никак не получается.
Помогите мне, ребята,
Всё расставить по местам.
Научусь решать задачи –
Буду благодарен вам!

Жили-были
Старик и старуха.
Любишь ты сказки?
Так слушай, молчи.
Добрая сказка,
Тёплая,
Только, что из печи.
А что может быть
Правдивее хлеба?
Отрежешь ломоть —
И сразу тепло.
В сказках, как в жизни,
Земля и небо,
Солнце и тучи,
Добро и зло.
Добрую сказку
Помню с детства.
Хочу, чтобы сказку
Послушал и ты.
Чтобы подкралась
К самому сердцу
И заронила зерно доброты.

Эпиграф к уроку. Пословицы, поговорки.

— Уметь разборчиво писать – первое правила вежливости. В.О.Ключевский.

— Обращаться с языком кое-как – значит и мыслить кое-как: неточно, приблизительно, неверно. А.Н. Толстой.

— Мало иметь хороший ум, главное – хорошо его применять. Р.Декарт.

— Грамоте учится – всегда пригодиться.

— Красна птица пеньем, а человек – ученьем.

— Делу время, потехе час.

— Больше знай, меньше болтай.

— Доброе слово душу радует, злое слово душу уродует.

— Кто говорит, тот сеет; кто слушает – собирает.

— Умную речь хорошо и слушать.

— Ученье – свет, а неученье – тьма.

— Ученье лучше богатства.

Погружение в урок.

— Закройте глаза. Представьте, что вы смотрите на звёздное небо. Бесчисленное количество звёзд поражает нас своим сиянием. А вот желтоглазая Луна, которая манит к себе.

Вдруг одна звезда упала с небосклона. Можно загадать желание. Загадайте. (Урок – путешествие на Луну)

— За окном весна. Солнце пригревает всё сильнее и сильнее. Тает много снега. Вода течёт большими и малыми ручьями в реки. Реки переполняются и выходят из берегов. Затопляют леса, луга, деревни. Это половодье. Трудно в эту пору лесным жителям. Об этой поре написал стихотворение великий русский поэт Н.А.Некрасов “Дед Мазай и зайцы”.

. Я раз за дровами
В лодке поехал — их много с реки
К нам в половодье весной нагоняет, —
Еду, ловлю их. Вода прибывает.
Вижу один островок небольшой —
Зайцы на нём собралися гурьбой.

(Продолжается на уроке счёт зверей на основе содержания стихотворения)

Поспевает брусника,
Стали дни холоднее,
И от птичьего крика
В сердце только грустнее.
Стаи птиц улетают
Прочь за синее море.
Все деревья блистают
В разноцветном уборе.

Кто из вас догадался о каком времени года говорится в стихотворении? Сегодня мы отправимся на прогулку в осенний лес.

(Материал урока подчинён одной теме: счету предметов в осеннем лесу)

Железные избушки
Держатся друг за дружку,
Одна, с трубой,
Тянет всех за собой. (Поезд)

Весь день на вокзале много народу. Одни приезжают, другие уезжают. Поезда привозят пассажиров и разные грузы. А ещё одни привозят почту для всех нас.

Рядом стоянка такси и автобусов. Они забирают или выгружают багаж и пассажиров.

(Счёт предметов на вокзале)

Не птица, а летит,
Не жук, а гудит. (Самолёт)

В аэропорту много самолётов. Одни стоят под крышей в ангаре, другие готовятся взлететь. Есть самолёты пассажирские, грузовые, военные.

Вот большой грузовой самолёт. Он уже взлетает. Он полетит далеко- далеко, через океан. (Счёт самолётов в аэропорту)

Далеко, далеко
На лугу пасутся ко.
Далеко, далеко
На лугу пасутся ко.
Далеко, далеко
На лугу пасутся ко.

Как, одним словом можно назвать этих животных? Каких ещё домашних животных знаете?

(Решение задач про домашних животных в деревне)

Нет друга лучше, чем родная матушка.

Как мы должны помогать маме по дому? (Счет предметов, накрывая на стол, моем посуду, гладим свои вещи)

— Вспомните весну. В это время года небо удивляет нас своей чистотой. Воздух прозрачен, чист и влажен. И вдруг в эту радостную картину врывается сильный приятный запах, запах цветущей черёмухи.

Будто девушка, выбежала на берег лесной реки черёмуха. Выбежала и загляделась в синие воды. Потрепал по плечу её ветер, и вот уже шумит над речной отмелью белый буран лепестков.

Как красива черёмуха в майскую пору цветов, радуг и гроз!

Ф.И.Тютчев “Зима недаром злится. ”

— Свет и снег! Это примета марта. Небывалая дружба холода и тепла. По народной поговорке “ март и снегом сеет, и солнцем греет”. Ясен и лучист прозрачный воздух – примета весны, света. Солнечный луч – “золотой ключик тепла” — всюду заводит тихую музыку весны.

Рушится трон снежной королевы – зимы.

И.А.Бунин “Лес , точно терем расписной. ”

— Отправимся в путешествие по осеннему лесу.

Берёзки последнее золото своё осыпают на ели и на уснувшие муравейники. Мы идём по лесной тропе, и осенний лес нам становится как море, а полянка в лесу – как остров.

На этом острове стоит тесно несколько ёлок, под ними мы сядем отдохнуть.

Тема: “Путешествие по карте полушарий”.

— Ребята, у нас сегодня необычный урок, урок — путешествие. А мы необычные путешественники, мы астронавты. Может кто — то знает, кто такие астронавты? (Люди, которые изучают космическое пространство) Итак, в путь. Одеваем космические ободочки.

(Звучит космическая музыка “Спейс” Д.Маруани “Волшебный полёт”)

Тема: “Явления природы”.

— Прослушайте запись (звучит муз. П.И.Чайковского “Октябрь”). Какое время года изобразил композитор?

— Какое сейчас время года? Как вы думаете, уда лось передать признаки осени П.И.Чайковскому? Как, докажите.

— Действительно, сейчас у нас гостит осень. Вы знаете, она и к нам заглядывала в класс и оставила для вас корзиночку осенних листьев. Но просила передать их только тем ребятам, которые будут хорошо работать на уроке.

Дети, осень оставила для вас сюрприз. Вот этот кроссворд (работа в группах).

1. “Белая кошка лезет в окошко”. (Рассвет)

2. “Без досок, без топоров
Через речку мост готов.
Мост — как синее стекло:
Скользко, весело, светло” (Лед)

3. “Без рук, без ног
А ворота отворяет”. (Ветер)

4. “Лежал, лежал да убежал”. (Снег)

5. “Не колючий светло — синий

По ветвям развешан . ”. (Иней)

Проверка. Назовите слово по горизонтали. (Явления)

— Что обозначает это слово? (Высказывания уч-ся)

— Явление (от слова) явь, то, что бывает в действительности.

— Какие же явления вы записали в кроссворд?

— Какая же тема сегодняшнего занятия? (Явления природы)

Тема: “Знакомство с лесом. Что такое лес?”

— Сегодня мы совершим увлекательную прогулку. А вот куда? Вы мне скажете сами.

— Назовите самые яркие изменения в природе.

Можно отправляться на прогулку. Но прежде угадайте имя таинственного жителя, с которым мы обязательно повстречаемся. Его имя мы будем узнавать так: я называю вопрос, вы ответ. Если ответ правильный, то тот, кто его сказал, может открыть любую букву в имени гостя. На доске карточки с буквами (как в “Поле чудес”).

— Как могут называться рыхлый верхний слой зем ли, на котором растут или могут расти растения?

— Из чего состоит почва?

— Какие виды почв вы знаете?

— Основное свойство почвы?

— Что имеется в почве, необходимое для жизни растений?

— Что делают для защиты почвы от выдувания и смыва?

— Кто может сказать, как зовут таинственного гостя? (Лесовичок)

— А где он живет? (В лесу)

— Вот туда мы и совершим прогулку. Вспомним растения и животных леса, поговорим о взаимосвязи леса и человека, о пользе леса. А в конце урока ответим на вопрос: “Что мы сажаем, сажая леса?”.

Тема: “В мастерской художника. Русская музыка”.

Вход учащихся в класс под “Вальс цветов” П.И.Чайковского.

Сегодня мы побываем в художественно-музыкальном салоне.

Чтобы приобрести билеты в салон, ответьте на мои вопросы.

— Что такое живопись?

— Какие жанры живописи знаете?

— С творчеством каких русских художников мы познакомились?

Психологическая установка на урок: урок начинается со слов учителя: “Улыбнёмся друг другу, дети. Сядьте удобно, закройте глаза, положите головы на парты”. Под тихую мелодичную музыку дети тихо повторяют за учителем:

— Я в школе на уроке,

— Сейчас я начну учиться.

— Я радуюсь этому.

— Внимание моё растёт.

— Я как разведчик, всё замечу.

— Память моя крепка.

— Голова мыслит ясно.

— Я очень хочу учиться.

— Я готов к работе.

Нетрадиционные уроки в начальной школе по-прежнему занимают значительное место. Это связано с возрастными особенностями младших школьников, игровой основой данных уроков, оригинальностью их проведения. Дети в младших классах ещё живут в своём особенном мире, где проблемы возникают и понимаются иначе, чем в более старшем возрасте. Здесь важно не упустить то, что ценно именно для младших школьников.

Поэтому следует помнить слова В.А.Сухомлинского: “ Духовная жизнь ребёнка полноценна лишь тогда, когда он живёт в мире игры, сказки, музыки, фантазии, творчества. Без этого он засушенный цветок”. Давайте выращивать “прекрасные цветы”, которые бы радовали нас всю жизнь.

Читайте так же:  Приказ минюста определение