Требования безопасности при организации и проведении занятий по псп

Конспекты по пожарно – строевой подготовке

ПОДЕЛИСЬ С ДРУЗЬЯМИ!

Конспекты по пожарно – строевой подготовке

Тема 1. Введение в курс «Пожарно-строевая подготовка».

Цель, принципы и задачи пожарно-строевой подготовки, ее место в системе профессиональной подготовки.

Характеристика состояния пожарно-строевой подготовки в подразделении ГПС и анализ профессионально-прикладной и физической подготовленности личного состава в отчетном году. Нормативные требования на предстоящий учебный период. Организационные основы и условия деятельности подразделения ГПС (в объеме настоящей дисциплины) в новом учебном году.

________________________________________________________________________________________

Тема 2. Требования безопасности при организации и проведении занятий.

Требования безопасности при проведении занятий на учебных объектах.

Пути и средства предупреждения травматизма и несчастных случаев на занятиях и соревнованиях.

Страница документа …

________________________________________________________________________________________

Тема 3. Подготовка личного состава работе в средствах индивидуальной защиты органов дыхания.

Структура, функции и задачи ГДЗС. Должностные лица ГДЗС.

Требования Устава тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ пожарной охраны к организации работы личного состава ГДЗС в непригодной для дыхания среде. Средства и условия, обеспечивающие безопасность работы звеньев ГДЗС.

Состояние и содержание обучения личного состава ГДЗС в новом учебном году. Требования к физической подготовленности личного состава ГДЗС.

Правила и приемы работы в СИЗОД в различных условиях. Расчет потребления кислорода (воздуха).

Обязанности личного состава ГДЗС.

Обязанности постового на посту безопасности.

Содержание и методика контроля за уровнем адаптации к физическим нагрузкам в условиях теплового воздействия.

Зависимость частоты сердечных сокращений и потребления кислорода от степени тяжести работы.

Практическая работа обучаемых в средствах индивидуальной защиты органов дыхания.

Страница документа …

________________________________________________________________________________________

Тема 4.Пожарно-прикладной спорт

Современное развитие пожарно-прикладного спорта. Спортивные достижения в Российской Федерации, республике, крае, области, подразделении.

Нормы и требования спортивной классификации.

Правила соревнований. Характер соревнований, оценка результатов, обязанности и права участников соревнований, одежда, снаряжение и обувь участников, права и обязанности главной судейской коллегии и судейских бригад.

Правила проведения соревнований по видам пожарно-прикладного спорта (общие положения, старт, бег по дистанции, финиш).

Требования к спортивным снарядам.

________________________________________________________________________________________

Рекомендуемый перечень упражнений по пожарно-строевой подготовке.

1. Упражнения с ручными пожарными лестницами, автолестницами и коленчатыми подъемниками:

Занятие № 1 . Подъем и спуск по стационарной лестнице с пожарно-техническим (аварийно-спасательным) вооружением и рукавными линиями

Занятие № 2 Переноска, подвеска и подъем по пожарной штурмовой лестнице на этажи учебной башни

Занятие № 3. Снятие пожарной выдвижной лестницы с пожарного автомобиля, переноска ее к учебной башне, установка и подъем по ней на этажи учебной башни или на крышу 2-этажного здания, укладка лестницы на пожарный автомобиль. Подъем по пожарной лестнице с пожарно-техническим вооружением и рукавными линиями

Занятие № 4. Комбинированный подъем по пожарным выдвижной и штурмовой лестницам

Занятие № 5. Подъем по пожарным штурмовым лестницам, подвешенным «цепью»

________________________________________________________________________________________

2. Упражнения с пожарными рукавами, стволами и разветвлениями:

Занятие 1. Прокладка рукавных линий из скаток и пачек, в лестничных клетках различными способами, уборка рукавов в одинарную и двойную скатку, восьмерку, укладка в пачки. Замена прокладок соединительных головок; прокладка рукавных линий с рукавной катушки, наматывание рукавов на рукавную катушку; подъем рукавных линий на высоту по пожарным лестницам и с помощью спасательной веревки; прокладка рукавных линий под препятствиями и через них (забор, канаву, железнодорожный путь и т.п.)

Страница документа…

Занятие 2. Прокладка рукавной линии с верхних этажей (отметок) способом наращивания; установка разветвления, присоединение рукавов и регулирование подачи воды в рукава. Замена поврежденных рукавов в действующей рукавной линии и их временный ремонт рукавными зажимами. Наращивание действующей рукавной линии; работа, с действующими стволами стоя, с колена, лежа, перекрывание ствола, маневрирование с рукавными линиями (вперед, назад, вправо, влево). Работа с подоконника, на крыше, с лестниц.

Страница документа…

________________________________________________________________________________________

3. Упражнения по работе в СИЗОД:

надевание, снятие и укладка СИЗОД. Проведение проверок;

отработка правил работы в СИЗОД на чистом воздухе и в непригодной для дыхания среде. Расчет потребления кислорода (воздуха);

отработка обязанностей постового на посту безопасности;

отработка практических действий с сигнально-переговорным устройством и другими средствами связи;

отработка практических действий в сложных условиях;

отработка практических действий при неисправностях в СИЗОД. Оказание первой доврачебной помощи газодымозащитнику при несчастных случаях в задымленной зоне и на чистом воздухе. Замена кислородного баллончика (воздушного баллона) при работе в кислородном изолирующем противогазе (воздушном аппарате);

отработка приемов отыскания людей в задымленных помещениях. Обнаружение очага пожара, вынос «пострадавших» одним и двумя пожарными;

выполнение работ легкой, средней тяжести, тяжелых и очень тяжелых в СИЗОД на чистом воздухе и в теплодымокамере (комплекс упражнений определяется руководителем занятия);

отработка упражнений по специальной физической подготовке для развития внимания, оперативного мышления, равновесия и устойчивости вестибулярной системы;

отработка методики контроля за частотой сердечных сокращений при выполнении упражнений в СИЗОД.

Страница документа …

________________________________________________________________________________________

4. Упражнения по спасению и эвакуации пострадавших:

приподнимание раненых и приведение их в стоячее положение;

переноска пострадавших: на плечах, на спине, на руках (одним, двумя, тремя пожарными;

оттаскивание пострадавших «обезьяньей хваткой», двигаясь на спине, с соединенными вместе запястьями, с помощью двух треугольных кусков материи;

подъем и опускание пострадавшего в спасательном поясе и петле для сидения при помощи роликового спускоподъемного механизма;

подъем и опускание пострадавшего при помощи носилок (горизонтально, вертикально) с использованием ручных пожарных лестниц;

спускание или подымание пострадавшего с помощью роликового блока на стреле (грузовой стреле);

вязка спасательной петли, закрепление веревки за конструкцию;

спасание и самоспасание с помощью спасательной веревки.

Страница документа …

________________________________________________________________________________________

5. Упражнения по развертыванию расчетов и дежурных смен:

установка пожарной колонки на гидрант, пуск и перекрывание воды;

подготовка к развертыванию, предварительное и полное развертывание;

развертывание с подачей одного, двух и более стволов без установки и с установкой пожарных автомобилей на водоисточник;

развертывание от места пожара к водоисточнику;

развертывание с забором воды при помощи одного, двух, трех гидроэлеваторов;

развертывание с установкой лафетного ствола;

развертывание с подачей воздушно-механической пены низкой и средней кратности;

развертывание с подачей воды вперекачку;

развертывание с подачей стволов по ручным пожарным лестницам;

развертывание с подачей стволов с использованием пожарной автолестницы (коленчатого подъемника);

развертывание с преодолением различных препятствий;

развертывание с использованием сухотрубов;

развертывание с подачей стволов в тоннели различного назначения и глубины заложения;

развертывание специальных отделений в зоне, пораженной ОВ, АХОВ, РВ;

развертывание специальных служб и отделений.

Страница документа …

________________________________________________________________________________________

6. Упражнения по пожарно-прикладному спорту:

преодоление 100-метровой полосы с препятствиями;

подъем по пожарной штурмовой лестнице в окно 4-го этажа учебной башни;

подъем по установленной пожарной выдвижной трехколенной лестнице в окно 3-го этажа учебной башни;

снятие, переноска, установка и подъем по пожарной выдвижной трехколенной лестнице в окно 3-го этажа учебной башни;

пожарная эстафета 4х100 м.

________________________________________________________________________________________

План проведения занятий по ПСП. 100 метровая полоса с препятствиями

ОГКУ «Служба гражданской защиты и пожарной безопасности

Учебно-методический центр ГОЧС Ульяновской области

Учебный пункт противопожарной службы

Начальник УМЦ ГОЧС

Ульяновской области

проведения занятия с группой слушателей профессиональной подготовки по профессии 16781 «Пожарный» по дисциплине «Пожарно-строевая и физическая подготовка»

Тема: № 8.10. Преодоление 100-метровой полосы с препятствиями пожарного и спасателя.

Вид занятия: Лекция и практическое выполнение упражнения

Отводимое время занятия: 2 (часа на одно занятие) (Всего 12 часов)

Место проведения: Спортплощадка пожарной части (стадион)

Пособия и оборудование, используемые на занятии:

— 100-метровая полоса с препятствиями, боевая одежда и снаряжение, пожарный автомобиль, пожарно-техническое вооружение (ПТВ), секундомер.

Цель занятия: Повышение боеспособности подразделений пожарной охраны.

Выработка сил, ловкости и выносливости пожарных и спасателей. Совершенствование навыков работы с пожарно-техническим вооружением.

(указать конкретные цели занятия: что слушатель должен знать и о чем иметь представление в результате проведения занятия, какие воспитательные цели достигаются на занятии).

Литература, используемая при проведении занятия:

1. Федеральный закон «О пожарной безопасности» от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ (с изменениями и дополнениями).

2. Федеральный закон от 22.08.1995 N 151-ФЗ (ред. от 02.07.2013) «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей» (с изменениями и дополнениями).

3. НПБ 201-96 «Пожарная охрана предприятий. Общие положения».

4. Приказ Минтруда России от 23.12.2014 N 1100н «Об утверждении Правил по охране труда в подразделениях федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы» (Зарегистрировано в Минюсте России 08.05.2015 N 37203);

5. Теребнев В.В., Грачев В.А., Подгрушный А.В., Теребнев А.В. Пожарно-строевая подготовка: Учебное пособие. – М.: Академия ГПС, Калан-Форт, 2004, 336 с.

6. Нормативы по пожарно-строевой и тактико-специальной подготовке для личного состава противопожарной службы Ульяновской области (2016)

7. Инструкция №43 противопожарной службы Ульяновской области ( 2016)

Развернутый план занятия.

Читайте так же:  Требования mass effect 1

Учебные вопросы (включая контроль занятий)

Содержание учебного вопроса, метод отработки и материальное обеспечение (в т.ч. технические средства обучения) учебного вопроса

Проверяю наличие личного состава по списку.

Проверяю форму одежды и наличие пожарно-технического вооружения.

Довожу тему и цель занятий.

Последовательность обучения упражнению (приему, действию) условно можно разделить на четыре тесно связанных между собой этапа:

1 этап – создание предварительного представления об упражнении;

2 этап – изучение упражнения;

3 этап – закрепление и совершенствование двигательных навыков;

4 этап – проверка сформированности двигательных навыков и уровня их применения с помощью выполнения нормативов.

1 этап – создание предварительного представления об упражнении.

Площадка для преодоления 100-метровой полосы с препятствиями

Площадка для преодоления 100-метровой полосы с препятствиями

Длина дорожки -115м ширина — не менее 2 м. Покрытие дорожки может быть любое. За пределами 100-метровой полосы с препятствиями должен быть свободный участок не менее 5 м для старта и 10 м после финиша.

На дорожке устанавливаются:

а) забор — в 23 м от линии старта; высота забора 2 м, ширина-2 м;

б) два пожарных рукава длиной не менее 19,5 м в скатках, вес не менее 5 кг на расстоянии 28 м от линии старта;

в) бревно — передний конец сходни в 38 м от старта, верх бревна плоский, шириной 18 см, длиной 8 м, высота до верхней плоскости от земли 1,2 м, сходни длиной 2 м и шириной 25 см. В конце бревна поперек дорожки по всей её ширине наносится белой краской ограничительная линия;

г) разветвление — в 75 м от старта.

2 этап – изучение упражнения;

Правила выполнения упражнения

Правила выполнения упражнения

Преодоление 100-метровой полосы с препятствиями производится в следующей последовательности:

— спортсмен-пожарный с пожарным стволом, находящимся в произвольном положении, становится перед линией старта, не наступая на нее;

— по сигналу стартера (команде командира отделения) спортсмен-пожарный бежит по дистанции, преодолевает забор, берет рукава, преодолевает бревно, соединяет рукава между собой, подбегает к разветвлению, присоединяет к нему рукавную линию и прокладывает её. Пересекает линию финиша со стволом, присоединенным к рукавной линии.

Рукава переносятся любым способом. Смыкание головок рукавов между собой и со стволом разрешается производить как на месте, так и в движении. При сходе с бревна на землю до ограничительной линии спортсмен обязан вернуться и вновь преодолеть бревно. После финиша все соединительные головки должны быть сомкнуты.

Техника выполнения упражнения:

Техника выполнения упражнения

Старт. Старт начинается с высокого или низкого положения с использованием стартовых колодок, что дает возможность быстрее набрать максимальную скорость бега.

По команде «На старт» спортсмен-пожарный становится впереди стартовых колодок, приседает и опирается ладонями о дорожку впереди стартовой линии. Одну ногу ставит на переднюю, а другую на заднюю колодку, опирается на колено сзади стоящей ноги и устанавливает руки вплотную к стартовой линии. По команде «Внимание» спортсмен-пожарный плавно, но быстро поднимает таз немного выше уровня плеч и прекращает всякое движение. По команде «Марш» начинает выполнять упражнение.

Преодоление забора. Для уверенной атаки забора и быстрого его преодоления необходимо толчковой ногой всегда попадать на контрольную отметку. Как только толчковая нога попадает на контрольную отметку, спортсмен-пожарный, несколько увеличивая последний шаг правой ногой, ставит ее вперед на пятку почти прямой. Прикоснувшись к земле, опорная нога затормаживает движение вперед. Тело двигается вперед по инерции, давит на толчковую ногу, и она упруго сгибается в коленном суставе, стопа мгновенно с пятки переходит на всю ступню. В следующий момент спортсмен-пожарный быстро выпрямляет опорную ногу, одновременно резко взмахивая левой ногой.

С началом отталкивания спортсмен-пожарный делает взмах руками вперед вверх. Тело спортсмена-пожарного к концу толчка вытягивается вверх. Нога, кото рая отталкивается от забора, согнута в колене, посылается носком вперед на забор. После отведения опорной ноги от земли во время полета плечи посылаются за руками вперед к забору: толчковая нога, согнутая в колене, резко толкает о забор на высоте 70-80 см: направление толчка вертикально вверх: маховая нога быстрым движением посылается коленом вверх. Одновременно руки спортсмена хватом сверху подтягивают тело к забору, продолжая движение тела и постепенно разворачивая его правым или левым плечом вперед. Переходя через забор, повернувшись к нему грудью и животом, отталкивается от забора обеими руками и с разворотом корпуса приземляется на опорную ногу и продолжает бег. Существуют и другие способы преодоления забора, выполняемые спортсменами высокой квалификации. Например, «верховой способ» — спортсмен одной нагой опирается в середину забора и в вертикальном положении перемахивает через него и отталкивается ногой от забора.

Рис.3 (Преодоление забора)

Взятие рукавов. При приземлении после преодоления забора движение спортсмен-пожарный продолжает по инерции. Далее он подбегает к рукавам и в наклонном положении берет их хватом сверху обеими руками за верхнюю часть скаток. Во время взятия рукавов ноги принимают стартовое положение, а корпус продолжает движение вперед. Оторвав скатки рукавов от земли, спортсмен-пожарный продолжает наращивать скорость.

Рис.4 (Взятие рукавов)

Бег по бревну. Взяв рукава, спортсмен-пожарный стремится развить как можно большую скорость, чтобы при входе на бревно ее использовать. Подбегать к сходне бревна нужно каждый раз одной и той же ногой. При постановке левой (правой) ноги на сходню корпус спортсмена подается вперед, обе руки со скатками производят мах вперед вверх. Это дает возможность облегчить выход на бревно. Чтобы уменьшить фазу полета, необходимо как можно быстрее поставить маховую ногу, согнутую в колене, на бревно, а левую ногу после толчка о сходню активно подтянуть к правой ноге. Нельзя выполнять заход на бревно, ставя стопу с пятки и на полусогнутых итогах, так как в этом случае появляются поперечные колебания, потеря скорости и равновесия. Бег по бревну должен быть свободным, быстрым, без излишнего напряжения. За 2-3 м до конца бревна спортсмен-пожарный бросает скатки рукавов вниз вперед, удерживая головки большим и указательным пальцами. Корпус наклонен перпендикулярно сходни. Стопа ставится с пятки на носок. После толчка о сходню ногой, маховая нога быстро касается земли. В момент касания нога слегка сгибается в колене для амортизации.

После схода с бревна, сделав 2-3 шага, спортсмен-пожарный начинает сближение обеих рук для соединения внутренних головок рукавов. Соединить головки рекомендуется согнутыми в локтях руками на уровне груди, слегка вынесенными вперед. После этого спортсмен захватывает большим и указательным пальцами наружные головки рукавов и резким толчком вниз вперед выбрасывает соединенную пару.

Рис. 5. (Сход с бревна)

Работа у разветвления.

Работа у разветвления. Присоединение рукавной линии к разветвлению — важнейший элемент в преодолении 100-метровой полосы с препятствиями. Выполнить его следует очень внимательно, потому что головки: надо соединить с разветвлением при первом контакте и в движении. При неудачной попытке соединения с первого контакта спортсмен-пожарный вынужден остановиться, на что тратится время, которое невозможно наверстать даже при идеальном выполнении всех остальных элементов. За три шага до разветвления, с постановкой ноги на землю правая рука с головкой выносится вперед, корпус наклонен вперед. С постановкой левой: ноги, левая рука также выносится вперед по направлению к разветвлению. Спортсмен-пожарный концентрирует свое внимание на правой головке разветвления и соединяет головки. Разветвление можно соединять как с правой стороны, так и с левой. Положение спортсмена-пожарного в момент соединения приближено к стартовому, что способствует быстрому набору скорости на отрезке разветвления финиш. Подготовка к соединению разветвления начинается за 5-6 шагов до него. Спортсмен-пожарный во время бега готовит головку рукава так, чтобы большой и указательный пальцы правой руки удерживали ее за «клыки», а положение «клыков» соответствовало расположению их на разветвление. Подбегая к разветвлению, спортсмен-пожарный в поле зрения держит верхний план разветвления. Расстояние

от бума до разветвления спортсмен-пожарный пробегает на полной скорости, но за 5-6 м немного притормаживает, для чего ставит ноги с пятки на носок.

Рис. 6. (Работа у разветвления)

Соединение ствола. Финиш.

Соединение ствола. Финиш. Быстрота присоединения ствола влияет на стартовое ускорение от разветвления и скорость пробега финишного отрезка. В зависимости от способа переноски ствола существует несколько вариантов соединения ствола. Если ствол переносят на лямке под правой рукой, то присоединить его следует на первых трех-четырех шагах стартового ускорения. Если ствол переносят на поясе с правой стороны, то соединение его начинают на 3-4 шаге стартового ускорения, когда набрана максимальная скорость.

Результаты на финишном отрезке и на 100-метровой полосе с препятствиями в целом зависят от скоростных возможностей спортсмена-пожарного, его силы, специальной выносливости, а также от техники преодоления снарядов и соединения рукавной линии. На финишном отрезке очень важны энергичные, быстрые движения рук, наклон корпуса вперед, предельное выпрямление ног вперед вверх. Торможение рукавной линии во время бега при трении о землю не позволяет спортсмену-пожарному бежать широким маховым шагом. Поэтому длина шагов должна быть оптимальной. Каждый спортсмен-пожарный индивидуально выбирает длину шагов на финише.

Читайте так же:  Приказ на выдачу наряд-допуска на работы повышенной опасности

Рис. 7. (Соединение ствола)

Требования безопасности при выполнении упражнения

Требования безопасности при выполнении упражнения

При выполнении упражнения по преодолению 100-метровой полосы с препятствиями необходимо соблюдать следующие требования безопасности:

— упражнение выполняется в боевой одежде или спортивной форме одежды с длинным рукавом, в пожарно-спортивном ремне и каске;

— преодолевать забор, убедившись в отсутствии кого-либо за забором;

— начинать выполнение упражнения только по команде командира отделения (стартера);

— пряжка ремня должна находиться на участнике так, чтоб не препятствовать преодолению забора;

— раскатывать рукава строго по направлению движения;

— правильно выбирать скорость при подготовке и соединении разветвления;

— беговая дорожка должна быть ровной;

— забор и бревно должны быть надежно закреплены и выровнены.

Нормативы по ПСП

Нормативы по ПСП

Преодоление 100-метровой полосы с препятствиями (сек.)

Разрядные нормативы по пожарно-прикладному спорту

Разрядные нормативы по пожарно-прикладному спорту

3 этап – закрепление и совершенствование двигательных навыков

Бег в боевой одежде, выполнение общефизических упражнений (ОФП)

Показать правильность выполнения упражнения

Требования безопасности при выполнении упражнения.

Показываю правильность выполнения упражнения, преодолевая 100 метровую полосу препятствий

4 этап – проверка сформированности двигательных навыков и уровня их применения с помощью выполнения нормативов.

Выполнение упражнения пожарными и спасателями. Подаваемые команды

Для выполнения упражнения по преодолению 100-метровой полосы с препятствиями подаются команды:

— при проведении соревнований «На старт», «Внимание» и «Марш»;

— при проведении занятий по ПСП «По 100-метровой полосе с препятствиями Марш».

Пожарные и спасатели по команде по одному выполняют упражнение

1. Построить личный состав учебной группы (караула).

2. Подвести итоги проведения занятия:

— обратить внимание на правильность выполнения упражнения;

— указать недостатки при выполнении упражнения.

3. Выставить оценки в учебный журнал.

4. Ответы на вопросы личного состава учебной группы (караула).

Задание для самостоятельной работы:

1. Следующие занятия проводятся по расписанию — 5 практических занятий по 2 часа (Основная часть занятий и заключительная часть).

2. Теоретические основы выполнения упражнения. Выполнение общефизических упражнений

Руководитель занятия

Старший преподаватель Учебного пункта Партнов А.В.

Методический план обсужден и одобрен на заседании учебно-методического совета

Протокол №____ от ____________ 2017

Требования безопасности при проведении занятий на учебных объектах. Пути и средства предупреждения травматизма и несчастных случаев на занятиях и соревнованиях.

Создан: 2016-09-18 16:27:25

Оценили: 3 человек

Скачивать с сайта могут только
зарегистрированные пользователи

или войдите под своим логином

Скачали с сайта раз

1. Современные способы тушения пожаров с применением разнообразной пожарной техники требуют от личного состава пожарной охраны высокого профессионального мастерства и физической натренированности.

Пожарно-строевая подготовка обеспечивает сознательное и умелое выполнение наиболее рациональных и эффективных приемов действий с пожарной техникой и оборудованием и является одним из важнейших видов боевой подготовки личного состава пожарной охраны.

2. Основными задачами пожарно-строевой подготовки являются:
— воспитание у личного состава высоких морально-волевых качеств, дисциплинированности и товарищеской взаимопомощи;
— обучение приемам и способам действий с пожарной техникой и оборудованием;
— выработка навыков слаженной работы и умелого применения пожарной техники и оборудования при спасении людей и тушении пожаров.

3. Пожарно-строевая подготовка проводится путем:
— индивидуального обучения пожарных приемам работы с пожарной техникой и оборудованием;
— обучения и тренировки в составе отделения и караула;
— сдачи нормативов по пожарно-строевой подготовке;
— участия в соревнованиях по пожарно-прикладному спорту.

4. Ответственность за организацию пожарно-строевой подготовки в части несет начальник пожарной части. Он обеспечивает создание в части необходимой учебной материально-технической базы, контролирует ход проведения занятий и выполнение организационных и методических требований настоящего Наставления, а также осуществляет проверку уровня физической подготовленности личного состава.

5. Основой для планирования занятий по пожарно-строевой подготовке является «Программа подготовки личного состава частей пожарной охраны».

К основным документам планирования относятся годовой план распределения учебного времени и месячные расписания занятий.

При составлении расписания занятий начальник части обязан учитывать последовательность обучения приемам работы с пожарно-техническим вооружением, имеющимся в части и гарнизоне пожарной охраны, степень подготовленности личного состава и особенностей охраняемого района (объекта). Занятия, как правило, должны быть одночасовыми. На каждом занятии должно изучаться (отрабатываться) не менее двух упражнений.

6. Обучение и тренировка личного состава приемам работы с пожарной техникой и оборудованием проводятся на учебных занятиях по пожарно-строевой подготовке, при решении пожарно-тактических задач и проведении учений.

7. Разучивание упражнений по спасанию людей, самоспасанию и работе с пожарно-техническим вооружением проводится на учебных и спортивных площадках. Тренировка в четкости и быстроте выполнения упражнений по установке пожарных автомобилей на водоисточники и боевому развертыванию, как правило, должна проводиться на зданиях и сооружениях в районе выезда части и на охраняемых объектах.

8. Руководитель занятия по пожарно-строевой подготовке обязан:
— уметь организовать и методически правильно проводить занятия; хорошо знать и уметь выполнять правила и приемы pаботы с пожарной техникой и оборудованием;
— знать и учитывать степень подготовки пожарных, их возраст и состояние здоровья;
— знать влияние физической нагрузки на организм пожарных, различать признаки утомления и уметь правильно определять нагрузку на занятиях;
— добиваться правильного и четкого выполнения строевых приемов, отрабатывать их на всех занятиях, связанных с построением и перестроением, при обращении к старшим по званию (должности); требовать от занимающегося строгого соблюдения формы, установленной для занятий;
— быть примером аккуратности, подтянутости, хорошо знать уставы и наставления;
— заблаговременно готовиться к занятиям, проверять состояние мест занятий и предусматривать меры по соблюдению правил техники безопасности.

9. Итоги пожарно-строевой подготовки в пожарных частях подводятся в соответствии с требованиями Программы боевой подготовки личного состава частей пожарной охраны и Нормативов по пожарно-строевой подготовке.

Подготовка начальствующего состава пожарных частей к работе с пожарной техникой и оборудованием, их методические навыки проверяются начальниками частей во время пожарно-тактических учений.

Ответственность за состояние и организацию работы по охране труда возлагается:
— в пожарных частях и отрядах — на начальников частей и отрядов;
— в дежурных караулах — на начальников караулов;
— в отделениях — на командиров отделений;
— при проведении занятий, учений, соревнований и при работе на пожаре — на руководителей занятий, учений, соревнований, руководителей тушения пожаров и лиц начальствующего состава, обеспечивающих выполнение работ на порученном участке.

Начальник части организовывает планирование и проведение в жизнь организационно-технических мероприятий по охране труда; разработку инструкций по безопасности труда; инструктажи, изучение и контроль за выполнением личным составом подразделения требований по безопасности труда; своевременное расследование и составление актов о несчастных случаях; контроль выполнения правил эксплуатации, хранения и ремонта пожарных автомобилей и своевременное испытание пожарного оборудования.

Начальник караула обеспечивает и контролирует выполнение личным составом требований по безопасности труда; обеспечивает содержание в исправном состоянии пожарной техники и средств индивидуальной защиты; проводит испытание пожарной техники и оборудования в установленные сроки; инструктирует работников по мерам безопасности труда на рабочих местах, организует их обучение безопасным приемам работы; обеспечивает устранение выявленных при проверках нарушений требований по безопасности труда.

Командир отделения следит за соблюдением подчиненными правил техники безопасности при боевой работе, проведении практических занятий и при выполнении хозяйственных работ.

Старший водитель обеспечивает и контролирует выполнение требований по безопасности труда водительским составом при техническом обслуживании и ремонте пожарных автомобилей; участвует в проведении инструктажа по безопасности труда, в проведении расследований несчастных случаев и дорожно-транспортных происшествий, ведет учет и анализ нарушений водителями правил дорожного движения.

Руководство работой по охране труда и ответственность за состояние охраны труда при проведении занятий, учений, соревнований возлагаются на руководителей занятий, учений, соревнований.

Для создания условий безопасной работы личного состава подразделений ГПС при проведении занятий и учений, тушении пожаров и проведении связанных с ними первоочередных аварийно-спасательных работ должностные лица органов управления и подразделений ГПС обязаны:
проводить в установленном порядке инструктаж по выполнению Правил и инструкций по охране труда;
принимать меры к максимальному облегчению условий труда и механизации трудоемких процессов;
не допускать к несению караульной службы лиц, не прошедших специальное первоначальное обучение и не сдавших зачеты по знанию Правил, а также больных и лиц, находящихся в состоянии алкогольного или наркотического опьянения;
вести непрерывное наблюдение лично и через начальников караулов, начальников боевых участков (секторов) и командиров отделений за действиями личного состава подразделений ГПС при проведении занятий, учений и при тушении пожаров;
разрабатывать мероприятия и принимать меры по исключению несчастных случаев;
при затяжных пожарах своевременно организовывать подмену работающих, их питание, обеспечение питьевой водой.

Водители автолестниц и автоподъемников при работе на пожарах (учениях, занятиях) должны работать в касках.

К занятиям на полигоне пожарном или огневой полосе допускаются лица, прошедшие обучение в объеме специального первоначального обучения и сдавшие зачет, о чем делается запись в Журнале инструктажей.

Все виды тренировок выполняются личным составом подразделений ГПС в боевой одежде и снаряжении (в пожарной каске с защитным стеклом, брезентовых рукавицах), а в отдельных случаях — теплоотражательных костюмах и СИЗОД.

Читайте так же:  Как пишется объяснительная записка образец в школу

При проведении занятий рекомендуется учитывать требования Рекомендаций по методике проведения занятий на огневой полосе психологической подготовки пожарных и ее оборудованию, разработанных ГУГПС.

Руководитель занятий перед началом занятий обязан:
проинструктировать личный состав подразделений ГПС о порядке выполнения упражнений на снаряде;
установить единый сигнал оповещения людей об опасности;
опросить обучаемых о состоянии здоровья;
проверить исправность технологического оборудования полигона и снарядов огневой полосы.

Для имитации пламени разрешается применять нетоксичные огнеопасные жидкости, использовать в качестве средств горения и задымления тряпки, ветошь и т.п. отходы, пропитанные горючими жидкостями, а также нетоксичные средства имитации дыма.

Необходимо не допускать растекания горючих жидкостей на путях движения личного состава подразделения ГПС.

Наполнение оборудования и лотков нефтепродуктами разрешается производить только после их охлаждения. Розжиг горючих жидкостей на технологическом оборудовании полигона должен производится с помощью дистанционной системы разового или многоразового действия; на снарядах огневой полосы — с помощью специальных факелов длиной не менее 1 м.

Зоны огня и высокой температуры личный состав подразделений ГПС должен преодолевать быстро, не теряя друг друга из вида, не производя глубоких вдохов. Замыкает группу командир отделения или звена.

При проведении занятий около снарядов и препятствий, на которых применяется открытый огонь, выставляются посты безопасности в составе отделения на пожарной автоцистерне. От автоцистерны прокладываются рукавные линии со стволами по одной к каждому снаряду и препятствию, при этом рукавные лини заполняются водой, двигатель и насос автоцистерны должны работать на холостом ходу.

Запрещается:
проведение занятий на полигонах и огневых полосах в ночное время;
допуск посторонних лиц без сопровождения сотрудников ГПС.

Перед проведением занятий (соревнований) на учебной башне верхний слой предохранительной подушки должен быть взрыхлен. Обновление предохранительной подушки проводится не реже одного раза в 24 месяца и оформляется актом.

При проведении занятий по обучению личного состава подразделений ГПС работе со штурмовой и трехколенной лестницами на площадках этажей учебной башни выставляется личный состав подразделений ГПС для оказания помощи обучающимся.

Занятия по подъему в этажи учебной башни с помощью штурмовой и выдвижной лестниц проводятся только после того, как руководитель занятий лично проверит состояние страхующего приспособления, предохранительной подушки учебной башни, проинструктирует людей, выделенных для страховки на этажах. Все виды работ выполняются в боевой одежде и в касках.

Во время работ с ручными пожарными лестницами на занятиях, учениях или пожаре необходимо:
не допускать подъем и спуск более одного человека на одно колено выдвижной лестницы, а также штурмовую лестницу и лестницу-палку;
удерживать выдвижную лестницу во время подъема или спуска по ней людей. При работе на лестнице со стволом или инструментом, работающий со стволом или инструментом, должен закрепляться за ступени лестницы с помощью поясного карабина пожарного;
при подъеме по выдвижной лестнице с инструментом принять меры, исключающие его падение.

Перед проведением занятий и после каждого использования спасательной веревки под руководством начальника караула должна проводиться практическая проверка ее прочности. Для проверки на размотанной и закрепленной на всю длину (допускается через блок) спасательной веревке подтягиваются и зависают на 1-2 секунды три человека. Если после снятия нагрузки удлинение спасательной веревки сохранится, она признается непригодной для спасательных работ (занятий) и с боевого расчета снимается.

  • В данный момент 3.67/5
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

Оценка: 3.7/5 (3 голосов )

безопасности занятий по физической культуре и спорту

в учебных заведениях Республики Беларусь

(общеобразовательные школы, гимназии, лицеи, колледжи, ПТУ, ССУЗ)

Требования безопасности и гигиены к местам проведения учебно —тренировочного процесса и спортивному инвентарю.

Требования к крытым спортивным сооружениям.

Требования к открытым спортивным сооружениям.

Требования к спортивному инвентарю и оборудованию.

Требования безопасности к организации учебно-воспитательного процесс.

Требования безопасности при проведении занятий по физической культуре и спорту.

По разделу «Гимнастика».

По разделу «Лёгкая атлетика».

По разделу «Лыжная подготовка».

По разделу «Плавание».

Требования к оказанию доврачебной помощи пострадавшему и порядок расследования и учёта несчастных случаев с учащимися

Врачебно-педагогический контроль за физическим воспитанием.

Акт-разрешение на проведение занятий по физической культуре и спорту на спортивном комплексе и спортивных залах учебных заведений.

Площадки для спортивных игр.

Площадка для баскетбола.

Площадка для волейбола.

Площадка для ручного мяча.

Акт приёмочных испытаний спортивного оборудования. Журнал регистрации результатов испытаний и контроля за надёжностью установки спортивного оборудования и тренажёров.

Основные размеры в мм. и методы испытания гимнастических снарядов

Безопасные (рабочие) зоны основных гимнастических снарядов

Инструктивные требования для учащихся учебных заведений Республики Беларусь по технике безопасности при занятиях физической культурой и спортом.

Инструкция для учащихся при занятиях гимнастическими упражнениями.

Инструкция для учащихся при занятиях легкоатлетическими упражнениями.

Инструкция для учащихся при занятиях лыжной подготовкой.

Инструкция для учащихся при обучении плаванию.

Правила оказания первой доврачебной помощи при характерных травмах и повреждениях.

Медицинский листок класса (группы).

I. Общие положения

Настоящие Правила безопасности являются обязательными и распространяются независимо от форм собственности на все действующие и реконструируемые учебные заведения Республики Беларусь при организации и проведении учебных занятий, как в учебном процессе, так и во внеклассных мероприятиях по физической культуре и спорту.

Административный, педагогический и медицинский персонал учебных заведений, а также внешкольных учреждений, лагерей труда и отдыха, которым доверена и поручена учебно-воспитательная, физкультурно-массовая, оздоровительная и спортивная работа с учащейся молодёжью (далее учащимися), и в том числе лиц общественного актива, должны руководствоваться настоящими Правилами, знать и строго соблюдать их в практической деятельности по физическому воспитанию учащихся при занятии с ними физической культурой и спортом.

Специалист физической культуры или лицо, проводящее занятие по физическому воспитанию на уроках и внеучебных занятиях, несут прямую ответственность за охрану жизни и здоровья учащихся. Они обязаны:

перед началом занятий провести тщательный осмотр места проведения занятий, убедиться в надёжности и исправности спортинвентаря, надёжности установки и закрепления оборудования, соответствии санитарно-гигиенических условий требованиям, предъявляемым к месту проведения занятий настоящими Правилами, инструктировать учащихся о порядке, последовательности и мерах безопасности при выполнении физических упражнений;

обучать учащихся безопасным приёмам выполнения физических упражнений и следить за соблюдением учащимися мер безопасности, при этом строго придерживаться принципов доступности и последовательности обучения, в необходимых случаях обеспечивать страховку;

по результатам медицинских осмотров знать состояние здоровья, группу здоровья, медицинскую группу по физкультуре и функциональные возможности каждого учащегося, при появлении у учащегося признаков утомления или при жалобе на недомогание и плохое самочувствие немедленно направлять его к врачу;

после окончания занятий тщательно осмотреть места их проведения, отключить электроприборы и освещение.

На администрацию учебного заведения, а также руководителей спортивных баз и комплексов различных подведомственных учреждений, которые несут материальную ответственность за содержание спортивного сооружения (спортивные школы, стадионы, бассейны, лыжные базы, катки, специализированные спортивные залы и другие помещения) для проведения с учащимися организованных занятий, тренировок и соревнований возлагается ответственность за исправность спортивного инвентаря и оборудования, соответствие санитарно-гигиенических условий требованиям, предъявляемым к месту проведения занятий настоящими Правилами.

Непосредственно на медицинский персонал учебного заведения возлагается ответственность за проведение в установленном порядке (см. приложение № 1) лечебно-профилактических мероприятий, содействующих сохранению здоровья учащихся, а также осуществление контроля за соблюдением требований СанПиН за местами и условиями проведения учебно-воспитательного процесса по физической культуре.

Запрещается проведение занятий на неисправном оборудовании, а также использование инвентаря с дефектами, при отсутствии спортивной специальной одежды и без присутствия лиц, указанных в пункте 3 настоящих Правил.

При проведении учебно-спортивных занятий или соревнований на открытом воздухе необходимо руководствоваться действующими учебными программами по физической культуре.

Разрешение на проведение занятий по физической культуре учебного заведения-новостройки выдаётся комиссией райисполкома с привлечением заинтересованных служб при введении его в действие в новом учебном году. Разрешение оформляется актом установленной формы (приложение№2).

Учебно-воспитательный процесс в общеобразовательных учреждениях всех типов должен обеспечивать сохранение здоровья учащихся, поддержание работоспособности в течение учебного дня, недели, учебного года, необходимую двигательную активность, развитие индивидуальных способностей, отдых по интересам.

Работники общеобразовательных учреждений обязаны проходить медицинское обследование в соответствии с действующими требованиями приказа Министерства здравоохранения СССР № 555 от 29 сентября 1989 г. «О совершенствовании системы медицинских осмотров трудящихся и водителей индивидуальных транспортных средств», «Инструкции о проведении обязательных профилактических медицинских осмотров на туберкулез и порядке допуска к работе в некоторых профессиях лиц, больных туберкулёзом», утверждённых Главным государственным санитарным врачом Республики Беларусь, 1992 г., в соответствии с действующими приказами Министерства здравоохранения Республики Беларусь по профилактике распространения дифтерии.

В соответствии с требованиями Закона Республики Беларусь «О санитарно-эпидемйческом благополучии населения», ответственность за выполнение санитарных правил и норм возлагается на директора общеобразовательного учреждения, а также на других работников учреждения в объёме, определённом их функциональными обязанностями по обеспечению санитарно-гигиенического и противоэпидемиологического режимов. Постоянный контроль за выполнением санитарных правил и норм осуществляет медицинский персонал общеобразовательного учреждения.