Современные требования к менеджеру образования

Требования, предъявляемые к менеджеру

Главная > Курсовая работа >Менеджмент

Министерство Образования Российской Федерации

Уральский Государственный Университет им.Горького

На тему: «Требования, предъявляемые к менеджеру»

Выполнила: студентка 307гр

Проверил: Амиров В.М.

Основные понятия менеджмента и менеджера 4

Основные требования, предъявляемые к менеджеру 7

Роль менеджера в организации 16

Типы руководителей 19

Важнейшие функции менеджера 21

Часть II. Практическая. 24

Список использованной литературы. 27

Тема моей курсовой работы «Требования, предъявляемые к менеджеру». я выбрала эту тему, так как в современном мире понятие менеджмента и менеджера встречаются все чаще и чаще. Что именно работодатели хотят видеть в лице менеджера. Не все могут справиться с этой должностью. Ведь менеджер – это не просто управляющий в каком-либо направлении, но и ответственный за всю проделанную работу. Зачастую именно от менеджера зависит успех компании. Но какими качествами должен обладать человек и все ли люди могут справиться с такой ответственной работой? Именно такой вопрос натолкнул меня на выбор темы для курсовой работы. Целью моей работы было: выяснить какие требования к менеджеру выдвигают работодатели.

Основные понятия менеджмента и менеджера.

Термин «менеджмент». Он уже несколько лет как вошел в русский язык. Вопреки словарю, он не является точным синонимом русскому термину «управление». Управлять можно не только заводом, но и автомобилем или ракетой. Менеджмент — всегда управление людьми. Причем управляет человек (а не компьютер или светофор). Поэтому широко используется термин «автоматическое управление», но бессмысленно говорить об «автоматическом менеджменте».

Термин «управление» обозначает совокупность скоординированных мероприятий, направленных на достижение поставленных целей. В. Зигерт дает такое определение: «Управление – это такое руководство людьми и такое использование средств, которое позволяет выполнять поставленные задачи гуманным, экономичным и рациональным путем». К этому надо добавить, что целеполагание, т.е. выбор целей и формулировка задач, также относится к управлению. Более того, целеполагание – одна из основных обязанностей менеджеров, особенно первых руководителей.

Термин «менеджмент» имеет несколько значений. Рассмотрим их.

1) Менеджмент понимается как вид трудовой деятельности. Управление – это умственный труд, в результате которого осуществляется процесс управления. Коротко говоря, процесс управления – это непрерывное осуществление последовательных действий от прогноза предстоящей деятельности, постановки цели и разработки способов ее достижения до анализа ее фактического результата.

2) Менеджментом называют сам процесс управления, со всеми его функциями, методами и средствами. Процесс менеджмента предполагает выполнение определенных функций. Таких, как прогнозирование, планирование, создание организационных структур, командование, координация, стимулирование (мотивация) деятельности, контроль и анализ. Для реализации той или иной функции применяют различные методы. Например, прогнозировать можно с помощью статистических и/или экспертных методов. При этом могут быть использованы соответствующие технические средства – компьютеры, программные продукты, Интернет, средства связи и др. Менеджмент объединяет различные составляющие управленческой деятельности в единое целое.

3) Менеджмент – это орган управления, например, совокупность подразделений аппарата управления, объединяющего менеджеров. Другими словами, менеджментом называют организационную структуру, предназначенную для управления той или иной организацией, регионом, страной.

4) Под менеджментом понимают категорию людей, профессионально занимающихся управлением, работающих на должностях, входящих в аппарат управления.

5) Менеджмент – это научная дисциплина, посвященная проблемам, возникающим, когда люди управляют людьми. В России менеджмент обычно рассматривается как одна из экономических наук. Проводятся научно-исследовательские работы, выпускаются журналы и книги, защищаются диссертации по менеджменту.

6) Менеджмент как научная дисциплина опирается на практику управления. Соответственно под менеджментом иногда понимают практику реального управления и ее осмысление.

6) Менеджмент – это не только наука, но и искусство управления. Управленческая наука дает скорее общие ориентиры, чем конкретные инструкции на каждый конкретный акт управления. Реальное управление, особенно оперативное – скорее искусство, чем наука. Менеджеру необходимы не только знания, но и интуитивное понимание людей, которыми он управляет.

7) Наконец, менеджмент – это учебная дисциплина, посвященная управлению. В России менеджменту учат всех студентов экономических специальностей. О нем рассказывают будущим инженерам, геологам, медикам, социологам и др. Все чаще с менеджментом знакомят и школьников.

Менеджер – кто это? В соответствии со словарем менеджеры – это начальники, которые управляют подчиненными. Среди них — бригадиры, заведующие секторами и другие линейные руководители. Другой тип начальников – руководители предприятий и организаций, органов государственной власти и муниципального самоуправления. Их называют «топ-менеджерами» (от англ. top-managers) – высшими менеджерами. Между линейными менеджерами и топ-менеджерами обычно имеется среднее звено – начальники цехов, отделов, служб. Среднее звено командует линейными менеджерами и подчиняется топ-менеджерам.

Особая роль топ-менеджеров состоит в том, что именно они принимают окончательные решения и определяют цели предприятия или организации. Остальные менеджеры выполняют их решения.

Менеджерами называют не только управляющих, но и управленцев, т.е. лиц, участвующих в управлении. К ним относятся, например, заместители и помощники управляющих. У таких работников может не быть подчиненных. Они работают с людьми, которые подчиняются их общим начальникам. Управленцы выполняют те или иные функции управления, которые им поручены.

В настоящее время менеджерами иногда называют и еще одну категорию работников, профессиональная деятельность которых состоит в постоянных контактах с людьми. Должности таких работников именуются, например, «офис-менеджер» или «менеджер торгового зала». Подчиненных у таких «менеджеров» нет.

Каждый — сам себе менеджер. Любой человек, за исключением младенцев и лежачих больных, вынужден управлять своими делами, планировать и распределять свое время. Основной ресурс каждого из нас – время. Можно им распорядиться с пользой, можно потратить без какого-либо результата. Рационально управлять своими делами — своей производственной деятельностью и своей жизнью в целом – основа успеха для любого из нас.

Другими словами, каждый человек в определенной степени является менеджером. Он управляет самим собой. Из этого следует, что знание основ менеджмента полезно каждому

Однако термин «менеджер» обычно противопоставляется термину «исполнитель». Другими словами, в обычном словоупотреблении «менеджер» — это руководитель, у которого есть хотя бы один непосредственный подчиненный или которому делегирована часть полномочий вышестоящего руководителя.

Основные требования, предъявляемые к менеджеру.

Понятие «менеджер» имеет очень широкое значение и употребляется применительно к:

— организатору конкретных видов работ в рамках отдельных подразделений или программно-целевых групп;

— руководителю предприятия в целом или его подразделений (управлений, отделений, отделов);

— руководителю по отношению к подчиненным;

— администратору любого уровня управления, организующего работу, руководствуясь современными методами и др.

В мировой практике принято различать менеджеров трех уровней:

В соответствии с этими уровнями к менеджерам предъявляются различные требования. Требования эти высоки для любого уровня менеджеров. В общем, линейные руководители среднего звена занимаются решением поставленных задач, низшего звена — устранением проблем, связанных с достижением целей, а высшего звена — постановкой общих целей. Таким образом, хотя и кажется, что ответственность распределена равномерно, больше всего ее лежит на руководителях высшего порядка. Так уж заведено, что если какое-то предприятие не удается, то винят во всем руководителя, а если фирма достигает успеха, то этот успех принадлежит исключительно сотрудникам данной организации.

Однако, можно перечислить общие требования, предъявляющиеся к менеджерам любого уровня. Итак, требования можно разделить на 6 основных блоков:

1. Знание специальности:

— знание технологии производственного процесса и его функционирования;

— знание теории менеджмента, основных законов и приемов;

— знание общей экономической теории;

— знание теории маркетинга;

— а также общая эрудиция по специальности;

— знание науки психологии (очень важно при работе с людьми);

Каким должен быть современный менеджер?

В своей работе я хочу понять то, каким должен быть современный менеджер. Данная тема для меня наиболее актуальна, так как моя будущая специальность — менеджер. На мой взгляд, от того на сколько полно я изучу для себя данную тему, зависит мой профессиональный успех в будущем. Так как у меня будут четкие представления о том, какой должен быть современный менеджер, и я буду четко представлять к чему мне необходимо будет стремиться и в чем себя совершенствовать.

Для раскрытия данной темы мне потребуется изучить то, каким должен быть внешний вид менеджера, а также личные и деловые качества менеджера.

1. Внешний вид менеджера

«Встречают по одежке – провожают по уму!» (народная поговорка)

На мой взгляд, в первую очередь, описывая то, каким должен быть менеджер, необходимо описать то, каким должен быть внешний вид (имидж) менеджера. Так как внешний облик менеджера — это первый шаг к успеху, поскольку для потенциального партнера или клиента костюм служит своеобразным кодом, визитной карточкой, свидетельствующей о степени солидности и надежности.

Аккуратный, со вкусом одетый, подтянутый — таков внешний облик делового человека, доброжелательно воспринимаемого окружающими. И дело здесь не только в изысканности вкуса, а в том, что внешность такого человека свидетельствует о его уважении к людям.

Основополагающим принципом при составлении гардероба должна стать универсальность одежды.

Не менее важное требование к одежде — ее опрятность. Ощущение неопрятности всегда вызывает неприятное чувство и свидетельствует о неуважении к окружающим. Очень важно и другое элементарное требование к одежде — аккуратность. Плохо завязанный или сдвинутый набок галстук, нечищеные ботинки, плохо выглаженная одежда наводят на мысль о суетливой поспешности или лени, нетребовательности к себе или безразличии к окружающим. Все эти недостатки, малые и большие, в любом случае вызывают ответную реакцию неодобрения или брезгливой снисходительности.

Функции деловой одежды.

Задумываясь об оформлении внешности, следует учесть, что одежда в общении выполняет как минимум три функции: презентационную, регуляторную, информационную.

Презентационная функция заключается в том, что одежда представляет своего владельца миру. Точнее, через одежду происходит самопрезентация, самопредъявление личности, поскольку человек сам захотел, решил или по каким-то причинам вынужден быть одетым именно так.

Читайте так же:  Оформить гражданство беларуси

Регуляторная функция состоит в том, что одежда может регулировать отношения между участниками делового взаимодействия.

Например, просвечивающая блузка и мини-юбка женщины, работающей в деловой сфере (а не деловой костюм, как положено), может подтолкнуть коллег-мужчин к ухаживаниям вместо чисто деловых отношений.

Информационная функция одежды проявляется в том, что одежда транслирует самую разную информацию о своем хозяине, подчас даже ту, которую лучше скрыть. Прежде всего, это информация о том, каким человек представляет самого себя, каким он хотел бы казаться окружающим, что человек думает о своей привлекательности, то есть какова «Я-концепция» личности. Также одежда информирует о происхождении, вкусе, привычках, настроении, доходах своего владельца. Интересно, что в дословном переводе с латинского слово «костюм» означает «образ жизни».

Исследования показывают, что почти все взрослые могут по одежде определить социальный статус человека и примерно указать род занятий.

Правила для менеджера.

В деловой сфере социально одобряется деловой стиль. Привлекательным будут считать того человека, который придерживается в оформлении внешности именно делового стиля.

Деловой стиль для делового мужчины — это одежда и аксессуары, которые позволяют выглядеть профессиональным, авторитетным, уверенным в себе, солидным, внушающим доверие, но не без претензии на изящество и элегантность.

Деловой стиль для деловой женщины — это возможность заявить о себе как о достойном деловом партнере. Оказывается, если женщина одета в деловом стиле, то воспринимающие ее другие женщины и мужчины приписывают ей такие качества: критичная, серьезная, уверенная, тактичная, умная, трудолюбивая, организованная.

Подбирая одежду необходимо правильно выбирать цвет. Наиболее выигрышные цвета для деловой одежды — черный, белый, серый, синий, оливковый, коричневый и пастельные тона. Яркие и насыщенные цвета не годятся.

Выбирая обувь, необходимо помнить, что обувь для делового имиджа должна быть строгих классических форм, на невысоком устойчивом каблуке (не выше 4-5 см.), ни в коем случае не массивная и не хрупкая. Не рекомендуется также обувь с открытым носом или пяткой, так как она создает впечатление ранимости и изнеженности.

Женщине – менеджеру нужно помнить о правилах делового макияжа. Макияж, необходимо выдержать в натуральных спокойных тонах, ненавязчивый, достаточно строгий, не вызывающий. Рекомендуется исключить яркие ультрамодные оттенки. То же самое касается и маникюра.

2. Личные и деловые качества менеджера

Вопросам определения комплекса знаний, способностей, личных и деловых качеств, которыми должны обладать менеджеры, уделяется ныне большое внимание. Многие ученые, представители различных школ, занимающихся разработкой методов и форм управления производством, пытались сформулировать основные требования, которым должен удовлетворять идеальный менеджер. Но оказалось, что выявить такие конкретные требования практически невозможно, поскольку требования к менеджеру не могут быть одинаковыми при всех условиях, а зависят от особенностей среды, в которой менеджеру приходится работать. Но в то же время условия работы в процессе развития предприятия могут и должны трансформироваться и поэтому менеджеру важно обладать способностью менять методы и стиль руководства в зависимости от создающихся условий. В этом и заключается, в частности, способность менеджера при любых условиях успешно управлять бизнесом.

Важным для менеджеров является понимание потребностей и запросов людей, умение правильно оценивать потенциал и индивидуальные особенности работников, прислушиваться к мнению, советам и рекомендациям членов коллектива, содействовать развитию их инициатив и оптимально использовать их в практической работе.

Организаторские способности помогают менеджерам создавать и поддерживать в коллективе твердую, сознательную дисциплину, без которой предприятие не может нормально работать. Такая дисциплина создается не наказаниями, не частой заменой подчиненных, не грубостью, а справедливой требовательностью, умением побуждать людей к плодотворной деятельности, правильным воспитанием, хорошим отношениям к людям, личным примером руководителя. Она основывается на взаимном уважении подчиненных и менеджеров.

Организаторские способности менеджера определяются целым комплексом его личных и деловых качеств, особенностями характера, способностью к выполнению управленческой работы. К основным чертам характера, которые столь важны для менеджера, можно отнести самостоятельность и творческий характер мышления, инициативу, целеустремленность. Успех на поприще управленческой работы во многом определяется аналитическими способностями, гибкостью в отношениях с людьми, а также ответственным отношением к работе, деловой предприимчивостью. Способности каждого менеджера лучше всего выявляются на практической работе. Только здесь можно проверить, как он в состоянии использовать имеющиеся возможности, преодолевать трудности и добиваться успеха.

Очень важны для руководителя такие черты, как тактичность, уравновешенность, самообладание и т.д. Эти типичные качества менеджера помогают ему завоевать авторитет, как среди своих подчиненных, так и среди всего коллектива предприятия. Наличие авторитета является наиболее важным условием для успешного руководства предприятием.

Разграничивая понятия — знание, умение, деловые и личные качества менеджера, можно примерно так определить разницу между ними: знания служат для того, чтобы представлять, что надо делать; умения и навыки дают возможность осознать, как это сделать; деловые и личные качества обеспечивают способность к анализу обстановки, правильной её оценки, уверенность в принятии оптимальных решений и энергичные действия по претворению принятых решений в жизнь. Чтобы квалифицированно управлять фирмой, менеджеру необходимо иметь соответствующие знания в области техники, экономики, организации производства и управления.

Знания эти должны быть не только теоретическими, но и практическими, полученными в процессе работы. Общий объем комплекса теоретических и практических сведений для осуществления практического руководства зависит от тех функций управления, которые выполняет менеджер.

Не все даже самые высококвалифицированные специалисты, обладающие соответствующими знаниями, способны успешно руководить организацией. Менеджеру необходимо иметь способности в руководстве людьми, коллективом предприятия или его подразделений. Любой самый талантливый и работоспособный менеджер не способен добиться успеха, если он не умеет правильно организовать и спланировать свою работу и трудовую деятельность подчиненных, сочетать оперативное руководство производством с работой над перспективными вопросами. Менеджеру важно уметь предвидеть будущее, не успокаиваться на достигнутом, изыскивать новые возможности и резервы, постоянно ставить перед коллективом новые, напряженные, но реальные задачи по развитию и совершенствованию деятельности организации.

Оперативное руководство заключается в умении менеджера быстро найти и принять конкретное решение многообразных задач, постоянно возникающих в процессе производства. Задержка в решении текущих вопросов неизбежно приводит к нарушению его нормального ритма и хода.

Подведём некоторые итоги. Каковы же требования для современного менеджера?

Во-первых, современный менеджер должен выработать свой собственный стиль. Его внешний вид должен стать визитной карточкой в деловом мире. Так как наш внешний вид несет информацию о наших деловых и личных качествах нашим партнерам и работодателям.

Во вторых, чтобы подчиненные шли за своим лидером, он должен понимать своих последователей, а они — понимать окружающий мир и ситуацию, в которой оказались. Поскольку и люди и ситуации постоянно меняются, менеджер должен быть достаточно гибким, чтобы приспособиться к непрекращающимся переменам. Понимание ситуации и знание того, как управлять человеческими ресурсами, — важнейшие компоненты эффективного руководства. Все это свидетельствует о том, что управленческая работа относится к числу таких видов человеческой деятельности, которые требуют специфических личностных качеств, делающих конкретную личность профессионально пригодной к управленческой деятельности.

Современные требования к менеджеру в системе высшего образования

Статья просмотрена: 935 раз

Библиографическое описание:

Абралова З. Д. Современные требования к менеджеру в системе высшего образования // Молодой ученый. — 2011. — №12. Т.2. — С. 80-81. — URL https://moluch.ru/archive/35/4070/ (дата обращения: 11.12.2018).

На современном этапе развития об щества особое значение приобретает эффективное кадровое сопровождение проводимых в Узбекистане реформ. Как отличает Президент Республики Узбекистан И.А.Каримов “ …важнейшим направлением нашей деятельности и впредь останется вопрос подготовки кадров нового поколения, способных решать сложнейшие задачи, связанные с модернизацией страны и строительством современного общество ” .

Управление образовательным учреждением — это особая деятельность, в которой ее объекты посредством планирования, организации, руководства и контроля обеспечивают организованность совместной деятельности студентов, педагогов, обслуживающего персонала и ее направленность на конечный результат. Профессиональная компетентность менеджера образовательного учреждения состоит из управленческих, педагогических, коммуникативных, диагностических и исследовательских компонентов деятельности и определяется уровнем профессиональных знаний и умений, степенью развития профессионально значимых личностных качеств, которые необходимы для оптимальной реализации управленческих функций по достижению целевых установок.

Управление всегда целенаправленно. Из рассмотрения управления учебно-познавательной деятельностью учащихся, как составляющей педагогического процесса являющегося в свою очередь компонентом педагогической системы, следует, что определяющими для управления в структуре образования являются его цели.

Менеджер учебно-познавательного процесса-преподаватель, выступающий в качестве субъекта системы управления учебно-познавательной деятельностью учащихся на уроке. Предметом труда менеджера образовательного процесса является деятельность субъекта управления. Продуктом труда – информация, орудие труда –слово, речь. Результатом труда менеджера является уровень грамотности воспитанности и развития объекта педагогического менеджмента. Для него каждый человек – личность, имеющая неотъемлемое право на проявление своей индивидуальности. Каждый менеджер обязательно принимает решения, работает с информацией и выступает руководителем по отношению к определенным организациям. Он должен владеть наукой управления. Менеджер должен постоянно выполнять функцию информирования, мотивирования, воспитания, контроля в коллективе. Будущий менеджер-это не только лидер и предприниматель, это еще и организатор целенаправленной деятельности внутри коллектива и практический психолог, умеющий правильно выстроить межличностное и межгрупповые отношения в организации. Активность студента- менеджера в учебной и научной деятельности, организационно-методической и общественной видах деятельности позволяет ему быстрее и без потерь во временных и материальных ресурсах выбрать достойное продолжение в развитии профессиональной карьеры. Осознание своей значимости как будущего специалиста связана с самоопределением студента в профессиональных проявлениях.

Современный управляющий не должен быть узким специалистом технического или гуманитарного профиля – он должен владеть общими научно обоснованным и проверенными на практике методами и приемами.

Несомненно, существуют определенные личностные требования к руководителю. А.Н. Леонтьев определяет некоторые дополнительные требования: обязательна общая социальная ориентированность руководителя; его убежденность в правильности своих действий; цельность его личности. Менеджер должен проявлять контактность, доброжелательность, уважительность, скромность и в то же время сдержанность, демонстрировать определенный уровень самооценки. Чтобы менеджера уважали, он должен держаться с достоинством, без высокомерия и заносчивости. Особое место среди требований к менеджерам занимает умение работать с людьми.

Читайте так же:  Сделать наследство на квартиру

Требования, предъявляемые к современному менеджеру:


Непременное и постоянное саморазвития;

Развитие коммуникативных и представительских навыков;

Помощь работникам в условиях нестабильности;

Формирование и поддержание гармоничной культуры;

Постоянное развитие персонала;

Выполнение традиционных функций: планирование, организация деятельности, управление финансами, материальными факторами образовательного учреждения персоналом.

Итак, современные требования к менеджеру образования заключаются в том, что в настоящее время менеджер образовательного подразделения обязан знать современные управленческие технологии и владеть культурой внедрения этих технологий в жизнь образовательного учреждения.

Каримов И.А. По пути модернизации страны и устойчивого развития экономики // Собр. соч.Т. 16.-Т: Узбекистан, 2008.-с.92.

Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. –М., 1977.-304с.

Мескон М.Х., Альберт М., Хедуори Ф. Основы менеджмента: пер.с англ.-М.: Дело,1996.-704с.

Основные требования, предъявляемые к менеджеру

В современном понимании менеджер — это руководитель или управляющий, занимающий постоянную должность и наде­ ленный полномочиями в области принятия решений по конк­ретным видам деятельности фирмы в рыночных условиях. При­ нимаемые менеджером решения в условиях свойственного рын­ку риска и неопределенности ситуации должны быть обоснован­ными и вырабатываться на базе новейших методов оптимизации управления: многовариантных расчетов с помощью компьютер­ной техники.

Основными требованиями, предъявляемыми к менеджеру, являются:

♦ наличие общих знаний в области управления предприя­ тием;

♦ компетентность в вопросах технологии производства фир­ мы;

♦ владение навыками не только администрирования, но и
предпринимательства, умение владеть ситуацией на рынках,
проявлять инициативу и активно перераспределять ресурсы
фирмы в наиболее выгодных сферах применения;

♦ принятие обоснованных и компетентных решений;

♦ наличие практического опыта и знаний в области анали­ за экономической ситуации на рынках;

♦ умение анализировать деятельность фирм-конкурентов;

♦ умение предвидеть тенденции развития хозяйственной
конъюнктуры, особенности спроса, мер государственного ре­ гулирования экономики в своей стране и в других странах, на
рынках которых фирма стремится усилить, либо удержать свои
позиции;

♦ умение согласования решений с нижестоящими сотруд­ никами и распределение участия каждого в их исполнении;

♦ знание в совершенстве своих прямых подчиненных, их
способностей и возможностей выполнения конкретной поручае­ мой им работы;

♦ знание условий, связывающих предприятие и работни­
ков, и защита интересов обеих сторон на справедливой основе;

♦ устранение неспособных с целью удержания единства и
правильности функционирования фирмы.

По словам А. Файоля руководитель должен устранить или предложить устранение всякого функционера, ставшего по какой-либо причине не способным выполнять возложенные на него задачи. Это требование долга всегда сложное, часто тяго­стное. Эта обязанность вызывает к высшим нравственным каче­ ствам начальника и, в частности, к известному гражданскому мужеству, которое подчас труднее проявить, чем военную храб­ рость.

Рыночная экономика вызывает потребность в управляющих, которые относятся к делу творчески, хорошо информированы, умеют наилучшим образом использовать ресурсы и обеспечи­ вать эффективность функционирования фирмы.

21.7. Современные требования к менеджеру

Отличительные черты современного менеджера — компетентность, достоинство и высокая ответственность, чувство нового, умение рисковать, чувствительность к изменениям, подвижность, высокая работоспособность (табл.

Современные требования к менеджеру

#G01. Компетентность 19. Настойчивость 2. Достоинство и высокая ответственность 20. Самообладание 3. Чувство нового 21. Ответственность 4. Умение рисковать 22. Организаторское чутье 5. Чувствительность к изменениям 23. Руководство эмпатией 6. Подвижность 24. Избирательное стимулирование персонала 7. Высокая работоспособность 25. Постоянная требовательность к подчиненным 8. Приятность и обходительность с подчиненными 26. Умение открыть в сотрудниках способности 9. Доброжелательность 27. Скромность 10. Доверие 28. Искренность 11. Обязательность 29. Сострадание 12. Взаимовыручка 30. Совестливость 13. Открытость 31. Смелость 14. Умение идти на компромиссы 32. Терпение 15. Практичность ума, его глубина 33. Способность сомневаться 16. Ясность, проницательность 34. Осторожность 17. Активность 35. Скептицизм 18. Инициативность 36. Пристальное внимание контролю

В современных условиях ценится тот руководитель, который знает свое дело, умеет хорошо организовывать и управлять, добиваться поставленных целей с наименьшими затратами, который имеет высокие образовательный уровень и профессиональную квалификацию. Полноценному менеджеру необходимо хорошо знать свой родной и в совершенстве владеть английским языком, уметь оценивать обстановку в деловом мире, знать компьютер и уметь пользоваться глобальными информационными системами.

Менеджер должен браться за решение задач на пределе или выше своих возможностей. «Второе дыхание» позволит достичь цели.

Современными требованиями к менеджеру являются приятность и обходительность с подчиненными, доброжелательность, доверие, обязательность и выручка, открытость. Менеджер должен уметь идти на компромиссы, дающие наименьшие отрицательные последствия.

Эффективно работающему руководителю необходимо понимать и принимать тот факт, что выбранное им решение может иметь недостатки. Однако оно должно быть наиболее привлекательным с точки зрения конечного эффекта и не парализовать волю подчиненных в достижении успеха. В принятии решений необходимо руководствоваться интуицией, знаниями, накопленным опытом, рациональностью. Современная деятельность менеджера предполагает высокую самоорганизацию его действий, он должен быть образцом исполнительской дисциплины и требовательности.

Современный менеджер должен обладать следующими качествами: практичность ума, глубина, ясность, проницательность мысли, активность, инициативность, настойчивость, самообладание, наблюдательность, самостоятельность, ответственность.

Современный менеджер должен обладать организаторским чутьем. Под этим понимается способность быстро и глубоко вникать в психологию других людей. Организаторское чутье позволяет менеджеру определять способности работников, улавливать изменения взаимоотношений в коллективе, группировать людей в зависимости от симпатии и антипатии.

Менеджер обязан в своей деятельности руководствоваться эмпатией, развивая способность к сопереживанию, должен уметь поставить себя на место подчиненного.

Весьма важное значение в деятельности менеджера имеет избирательное стимулирование персонала и постоянная требовательность к подчиненным, умение найти в сотрудниках способности, отыскать то, что каждый может делать лучше других.

Необходимые качества современного менеджера также: смелость, терпение, добрая зависть, способность к сомнению, осторожность, скромность, искренность, сострадание, совестливость.

Кодекс чести современного менеджера должен быть таким. Уважительное отношение к власти и старшим по возрасту. Уважение к работникам всех уровней управления. Умение держать данное слово. Понятная и корректная речь. Умение отдыхать и размышлять о своей жизни. Уважение культуры и традиций своей страны и других государств, человеческой жизни. Использование собственности фирмы и принадлежащей ей информации для личной выгоды недопустимо. Честность и правдивость. Уважение права частной собственности. Уважение, престиж менеджера, его благополучие должны быть результатами, но не целью. Крепкая и благополучная семья менеджера является залогом процветания фирмы.

В кодекс чести менеджера должно быть включено положение, что нельзя выполнять работы, связанные с нарушением закона или этических норм. Менеджер не соглашается на работы, не входящие в его компетентность.

Для современного менеджера недопустимы отказ от личной ответственности и сдерживание роста квалификации сотрудников. Быть начальником, а не товарищем. Нельзя быть чрезмерно принципиальным в оценке действий сотрудников и руководить всеми ими одинаково, акцентируя внимание на проблемах, а не на целях. Не следует забывать о значимости прибыли для организации. Отрицательные черты менеджера — пользование привилегиями, пресечение критики, наказание за инициативу, не выполнение обещаний.

Менеджера ждут неудачи при чрезмерном стремлении к росту заработной платы, символам положения, чрезмерной заботе о себе, самоизоляции и сокрытии мыслей и чувств.

Современный менеджер должен уделять пристальное внимание контролю. Отсутствие контроля делает руководство несостоятельным. Контроль со стороны менеджера не должен ограничиваться разовыми мероприятиями, а быть повседневной задачей. В то же время следует помнить, что тотальный контроль порождает небрежность, делает работников несамостоятельными. Скрытый контроль вызывает у подчиненных лишь досаду.

3.1.2. Требования к менеджерам

Менеджеры в организации образуют так называемый управленческий персонал, аппарат управления, который называют нередко просто менеджментом организации. Содержание понятия «управ- ленческий персонал» трактуется в современном менеджменте довольно широко и неоднозначно.

Международная организация труда создана в 1919 г. Основные направления ее деятельности: права человека, разработка рекомендаций по регулированию социально-трудовых отношений, обеспечение достойных условий труда и социальных гарантий. СССР был членом МОТ с 1934 по 1940 г. и вторично вступил в эту организацию в 1956 г. В настоящее время наша страна активно участвует в деятельности МОТ.

Роль менеджеров в организации

В научной литературе даются определения содержания труда менеджеров как членов организации, которые: •

определяют цели и задачи; •

управляют ресурсами организации — материальными, денежными, человеческими, информационными и др.; •

работают с информацией, необходимой для принятия решений; •

осуществляют координацию совместных действий внутри организации и за ее пределами; •

несут ответственность за работу организации в целом, ее подсистем и элементов, а также за связи с другими организациями и органами, которые тем или иным образом влияют на ее работу и состояние.

Наиболее полное описание видов работ, которые менеджеры выполняют в организации, приведено в работе канадского ученого Генри Минцберга «Работа менеджера: вымыслы и факты» (1975 г.), в которой выделено 10 специфических видов работ, объединенных по признаку однородности в три группы: межличностные контакты, работа с информацией и принятие решений (рис. 3.1).

В межличностных контактах менеджер, выполняющий роль главного руководителя, выступает прежде всего как символическая фигура, которая представляет организацию, являясь как бы ее флагом. В этой роли на менеджера возлагаются обязанности по выполнению церемониалов, посещению разных социальных мероприятий, по участию в приемах, связанных с уходом работников на пенсию, и т. д.

Рис. 3.1. Роли менеджеров в организации

Очень важна роль менеджера как лидера, то есть человека, оказывающего влияние на других работников организации. Обычно это связано с ответственностью, а также формальными полномочиями по поводу труда других людей, которые предоставляются менеджерам в организации. Но лидерское поведение менеджеров зависит от их способности использовать эти полномочия с целью мотивирования и активизации людей для наиболее эффективного достижения целей.

Роль связующего звена обязывает менеджеров налаживать контакты с теми, кто формально им не подчиняется. Это и менеджеры данной организации, и многие люди за ее пределами, например потребители, поставщики, официальные правительственные лица, менеджеры из других организаций. Формы контактов, которые при этом используются, самые разные, включая переписку, участие в совещаниях, телефонные разговоры, личные контакты и пр.

Читайте так же:  Иркутск минимальная пенсия в 2018

Информационные роли менеджеров пронизывают процессы их межличностных контактов и отражают важность сети контактов, создаваемых и поддерживаемых ими. Роль приемников информации характеризует менеджеров как людей, находящихся в постоянном поиске информации, необходимой для управления организацией и выполнения собственной работы. Эта информация может быть письменной и устной, внутренней и внешней.

Роль распространителей информации означает, что менеджеры не только получают, но и распространяют информацию по тем каналам связи, которые обеспечивают решение целей и задач организации или подразделений. В частности, они передают информацию своим подчиненным, если у последних нет иного способа ее получения.

Третья информационная роль заключается в том, что менеджеры выступают как представители организации, передающие информацию о ее планах и политике для налаживания внешних контактов с другими заинтересованными лицами и компаниями.

Группа ролей, связанных с принятием решений, включает прежде всего такое поведение менеджеров, которое носит название предпринимательского. В роли предпринимателей менеджерам нередко приходится принимать решения, связанные с началом новых проектов или использованием новых возможностей. Чтобы уменьшить степень риска, такие решения часто реализуются через целую серию небольших проектов, позволяющих по ходу дела оценить практическую полезность предпринимаемых изменений.

В качестве устраняющих помехи менеджеры должны вносить коррективы в развитие той или иной ситуации, если существует угроза ее выхода из-под контроля. Принимая соответствующие решения, они предотвращают разрастание небольших проблем в крупные.

Одной из важнейших ролей менеджера является распределение ресурсов, которые необходимы для выполнения запланированных работ и достижения целей. От того, как менеджер справляется с этой работой, прямо зависят получаемые результаты, так как ресурсы всегда ограничены и надо принимать компромиссные решения. Косвенным результатом принятого решения является установление приоритетов, то есть тех видов работ или подразделений, которые в тот или иной период времени оказывают наибольшее влияние на получение запланированных результатов.

Роль ведущих переговоры отражает обязанности менеджеров постоянно согласовывать действия с другими членами организации и заинтересованными лицами из разных компаний.

Значение каждой из 10 ролей в работе менеджеров зависит от выполняемой ими работы и позиции, занимаемой в организации. Но само содержание этих ролей показывает, что управленческий персонал — это важнейший ресурс организации, от которого зависит само ее существование, возможности роста и развития.

К людям, относящимся к категории управленческого персонала, предъявляются специфические требования в отношении их профессиональной компетенции и личностных качеств. Чтобы выполнять свои сложные и ответственные функции, менеджеры должны иметь специальные знания и обладать способностью использовать их в повседневной работе по управлению предприятием. Требования к их профессиональной компетенции можно условно подразделить на две группы (табл. 3.2): •

специальные знания в области науки и практики управления, позволяющие осуществлять управленческий процесс; •

способности работать с людьми и управлять самими собой.

Требования к профессиональной компетенции менеджеров Специальные знания Человеческие качества Понимание природы управленческого труда и процессов управления Владение искусством управления человеческими ресурсами организации Знание должностных и функциональных обязанностей, способов и методов достижения целей и повышения эффективности работы Умение налаживать внешние связи с организациями-партнерами и органами управления (государственными, региональными и пр.) Умение использовать современные средства связи и информационную технологию для работы с информацией и принятия решений Способность к самооценке, конструктивному анализу своих действий и непрерывному повышению квалификации Умение мыслить стратегически и управлять в реальном масштабе времени Искусство создания атмосферы доверия, партнерства, единства целей и действий Требования к специальным знаниям и умениям

Современные менеджеры должны обладать знаниями и умениями, которые позволяют им работать и выполнять свои функции в сложнейших условиях, когда: •

время все чаще становится решающим фактором успеха; •

поступающая информация может оказаться неполной и недостоверной; •

принимаемые решения должны отвечать требованиям ситуации; •

сама ситуация характеризуется неопределенностью, быстрой сменяемостью; •

персонал организации может быть не готов к изменениям.

Эти и другие факторы предопределяют требования к специальным знаниям и умениям (и даже искусству), которые необходимы менеджерам.

Они, несомненно, должны уметь обосновывать и принимать решения в ситуациях, для которых характерны высокая динамичность и неопределенность.

Им важно знать все, что связано с внешней средой организации и с теми изменениями, которые в ней происходят.

Они должны иметь четкое представление о том, как развивается отрасль, в которой работает предприятие. Уметь своевременно воспринимать информацию о характере проводимых в отрасли исследований, о нововведениях в области техники и технологии. Они должны знать законы и принципы рыночной конкуренции, динамики спроса и предложения на продукцию и услуги.

Менеджеры должны владеть знаниями принципов построения процессов управления, а также способов и приемов, с помощью которых решаются проблемы.

Им необходимы знания по управлению всеми видами ресурсов организации, а также умения по их эффективному распределению и использованию.

Они должны владеть методами планирования и прогнозирования работы организации и постоянно совершенствовать свое умение в использовании современной информационной и Интернет-технологии и средств коммуникации.

Управляя другими людьми, менеджеры должны знать, как наилучшим образом использовать собственное время и время, имеющееся в распоряжении организации, для получения наивысшего результата.

Эти и многие другие знания и умения приобретаются в процессе изучения управленческой науки (менеджмента), ее принципов, методов, средств работы с информацией. А так как сама наука, отвечая на растущие требования практики, выдвигает и разрабатывает все новые идеи и концепции управления, то обучение приобретает непрерывный характер (см. главу 7). Менеджер, работающий профессионально, обязательно использует те достижения науки в области процессов, форм, методов управленческой деятельности, которые повышают эффективность работы управляемого объекта, то есть организации.

Требования к человеческим качествам

Вторая группа требований к профессиональной компетенции менеджеров связана с тем, что они достигают целей, воздействуя на труд других людей, работающих в организации. В процессе выполнения своих функций менеджеры взаимодействуют с широким кругом лиц — коллегами, подчиненными, руководителями, высшими администраторами, акционерами, потребителями, поставщиками и другими людьми и организациями, прямо или косвенно связанными с деятельностью данного предприятия. Чтобы работать с людьми, столь резко различающимися по своему статусу и интересам, менеджеры должны иметь специфические личностные качества, которые усиливают доверие и уважение со стороны тех, с кем они вступают в контакт. Это, прежде всего: •

высокое чувство долга и преданности делу; •

честность в отношениях с людьми и доверие к партнерам; •

умение четко выражать свои мысли и убеждать; •

уважительное и заботливое отношение к людям вне зависимости от их положения в организационной иерархии; •

способность быстро восстанавливать свои физические и душевные силы и критически оценивать собственную деятельность. От ошибок в работе не застрахованы даже самые опытные и квалифицированные менеджеры, но настоящие профессионалы вырабатывают умение сохранять при этом спокойствие, ясность мышления и работать над исправлением положения, а не искать виновных.

Значение этой группы профессиональных качеств менеджера трудно переоценить. Еще в 1930-е годы всемирно известный специалист в области человеческих отношений Д. Карнеги дал такую оценку умению строить взаимоотношения: «Успехи того или иного человека в его финансовых делах процентов на 15 зависят от его профессиональных знаний и процентов на 85 — от его умения общаться с людьми».

Перечисленные выше требования имеют особенно большое значение для руководителей. Между тем обследования, проводимые на отечественных предприятиях, показывают, что лишь немногие из них обладают такими качествами, как умение управлять людьми. Интересные данные приводит Г. Клейнер (Вопросы экономики, 1998, № 9, с. 63): среди 17 качеств, которыми должен обладать директор (обследование проводилось среди управленческого персонала), на первом месте «умение подобрать коллектив, создать «команду» (80,8% опрошенных); фактически же этим качеством обладают всего 8,3% директоров. Столько же (8,3%) наших высших руководителей «готовы передавать другим свои знания и умения», а объективная оценка работы подчиненных свойственна всего 8,7% директоров. Очевидно, что такое положение не способствует оптимальному использованию человеческого потенциала организации, а следовательно, и не обеспечивает высокой эффективности управленческой деятельности.

До недавнего времени считалось, что перечисленными личностными чертами люди награждаются либо от природы, либо они приобретают их в процессе многолетней работы методом проб и ошибок. Однако последние достижения науки (в том числе в социологии и психологии) позволяют изучать природу человеческих взаимоотношений и искусство управления людьми на серьезной научной основе, не полагаясь только на благоприобретенный опыт. Современные компании и корпорации тратят немалые средства на обучение менеджеров правилам и формам общения, исходя при этом из золотого принципа: лучше сегодня потратить эти деньги, чем потерять потенциальных клиентов или рынки сбыта из-за неумения менеджеров и других сотрудников строить отношения с клиентами, руководителями, друг с другом.

Приведем некоторые требования к поведенческим характеристикам современных менеджеров, характеризующие зарубежный опыт этики в сфере бизнеса: 1.

Респектабельная внешность — внешняя привлекательность, хорошая осанка, умение держаться в рамках этикета и взаимодействовать с окружающими. 2.

Независимое поведение, имеющее в качестве основы профессиональные знания и умения и позволяющие принимать решения самостоятельно, не пренебрегая при этом мнением других. 3.

Речевые способности, предполагающие наличие риторических навыков, отработанной жестикуляции и тембра голоса. 4.

Манеры, основывающиеся на знании правил этикета, внутренней собранности и осознании значимости своих действий. 5.

Спокойная реакция менеджера на суждения людей о нем (или о ней), умение терпеливо выслушивать критические замечания и разумно воспринимать их, спокойно, без излишних эмоций, гнева или агрессивности. (Комарова Н., Холопова Т. Этикет в сфере бизнеса (зарубежный опыт)//Ми- ровая экономика и международные отношения, 1997, N° 6, с. 122).

Связь между особенностями труда менеджеров и теми чертами и свойствами, которые им необходимо иметь, чтобы эффективно управлять организацией, представлена на рис. 3.2

Рис. 3.2. Особенности труда, черты и свойства менеджеров как профессионалов