Пособие шевченко добрый мир

«Добрый мир». Православная культура для малышей. Учебно-методический комплект.
Учебные пособия, рабочая тетрадь, наглядные материалы, методическое пособие, музыкальные материалы

Предисловие издательства

Учебно-методический комплект является вводной частью авторской общей программы «Православная культура» для 1-11 классов.

В состав комплекта входят 8 пособий: Хрестоматия в 4 книгах (для детей) с методическими комментариями для воспитателя (Книга 1. Прогулки по дням творения. /Устроение мира/ ; Книга 2. Хорошо или плохо? /Устроение отношений в мире/; Книга 3. Семья. Родина. Православный храм. Наши меньшие друзья. / Как устроены отношения в нашей жизни/; Книга 4. Православные праздники. Чему мы радуемся? /Ценности жизни христиан/); Методическое пособие с программой; Рабочая тетрадь для творческих видов деятельности; Музыкальное сопровождение занятий (CD — диски); Наглядные материалы по темам хрестоматий.

Разработан на основе учебных материалов и опыта преподавания предмета «Основы православной культуры» по авторским учебно-методическим комплектам «Православная культура» для 1-10 годов обучения в 55 регионах РФ, странах СНГ, зарубежных странах в 2003-2010 гг. и рекомендованных Министерством образования Московской области, Управлениями образования Белгородской, Тверской, Калининградской и др. областей РФ, Синодальным отделом религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви (2007 г.).

В дополнение к комплекту разработано пособие «Добрый мир. Маршруты духовного краеведения для детей во внеучебной работе.», представляющее собой материалы для организации внеучебной работы по духовно-нравственному воспитанию школьников начальных классов в образовательных учреждениях всех типов.

Особенностью комплекта является интегративный характер содержания, объединяющего все виды деятельности дошкольников на основе традиционных ценностей отечественной культуры. Отбор содержания произведен с учётом Стандарта начального образования нового поколения и Примерного содержания образования по учебному предмету «Православная культура», представленного Министерством образования РФ (М., 2002 г.) , обеспечивая преемственность решения задач духовно-нравственного воспитания на уровне дошкольного и школьного звена образования.

Комплект предназначен для использования в дошкольных образовательных учреждениях всех типов (старшая и подготовительная группы детского сада), а также для воспитания духовно-нравственной культуры детей в семье.

Содержание является дополнением к общей «Программе обучения и воспитания в детском саду» по разделам «Умственное воспитание», «Нравственное воспитание», «Художественно-эстетическое воспитание», «Игровая деятельность», расширяя кругозор детей в области духовно-нравственной культуры (православной культуры).

О программе «Добрый мир» Шевченко Л. Л. по духовно-нравственному и православному образованию дошкольников.

Людмила Фадеева
О программе «Добрый мир» Шевченко Л. Л. по духовно-нравственному и православному образованию дошкольников.

Программа Шевченко Л. Л. «Добрый мир» — это программа духовно-нравственного образования дошкольников, одно из действенных средств в борьбе за чистоту детских душ. Она является содержательным модулем «Духовно-нравственная культура (православная культура)» основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

Разработана программа «Добрый мир» в соответствии с Федеральным Законом «»Об образовании». Она прошла апробацию в 55областях РФ.

Редакционный совет программы возглавляет Антонова Л. Н., бывший министр образования Правительства Московской области.

Эта программа создана для обучения детей старшей и подготовительной к школе групп с целью достижения их духовно-нравственного развития, готовности к освоению в начальной школе предметной области Стандарта начального образования «Духовно-нравственная культура народов России».

Это часть единой авторской программы «Духовно-нравственная культура. Православная культура» для 1-11 классов общеобразовательной школы, обеспечивающая преемственность в решении задач воспитания и развития детей. Следовательно, наши выпускники получат необходимый багаж знаний для продолжения обучения в школе по программе «Духовно-нравственная культура. Православная культура».

Я первый год работаю со своими дошколятами по программе «Добрый мир» в области духовно-нравственного и православного образования. Как и дети, радуюсь каждому занятию-общению: это очищает и обогащает наши души любовью к окружающему нас миру. Из всех известных мне методик по нравственному воспитанию дошкольников программа «Добрый мир» самая глубокая и богатая по подбору материала.

Положительные стороны программы (из опыта работы): детям нравятся прогулки и занятия, на которых они получают новые знания о днях сотворения мира Богом; интересный и разнообразный материал: поэзия и проза духовно-нравственного, православного и эстетического направления; подробная информация об окружающем мире с любовью к нему; много игр, музыки и рисования (в отдельных рабочих тетрадях особенно); родители единогласно одобряют такое обучение. И всё это создаёт светлое и доброе настроение! Сильная и художественно оформленная методическая база: методическое пособие, хрестоматия, рабочие тетради и аудиодиск.

Трудности в проведении занятий: нет специально отведённого времени в режиме дня дошкольников, приходится постоянно вторгаться в другие области общеобразовательной программы в детском саду: познание (ФЦКМ, коммуникацию, художественное творчество; не вся классическая музыка, особенно романсы, понятна детям.

В завершение хочу подчеркнуть: нам, воспитателям, необходимо формировать духовно-нравственные личности для спасения человечества от гибели и верным и надёжным путеводителем на этом пути для нас служит программа «Добрый мир» Шевченко Л. Л.!

Духовно-нравственный цикл «Добрый мир» С 1 сентября 2012 года в дошкольных образовательных учреждениях нашего Лотошинского района введён курс духовно-нравственного цикла «Добрый.

Презентация Духовно-нравственное воспитание в детском саду Из опыта работы старшего воспитателя 13 ноября в нашем детском саду в рамках Рождественских чтений состоялось заседание круглого стола на тему «Духовно-нравственное воспитание.

детский сад №2 «Ласточка» городского округа Павловский Посад Московской области

В нашем МДОУ в рамках Социально – нравственного направления в развитии и воспитании дошкольников решаются задачи духовно – нравственного воспитания.

Воспитание направлено на приобщение детей к искусству как неотъемлемой части духовной и материальной культуры. Ведущими духовными ценностями дошкольников являются доброта, любовь близких, семья. Необходимый уровень нравственного развития ребёнка зависит от педагогических и общекультурных условий, в которых он родился и живёт.

Какими мы хотим видеть наше будущее, во многом зависит от нас и от тех принципов, которые мы заложим в сознание детей. Каков человек, такова его деятельность, таков и мир, который он создаёт вокруг себя.

Что характеризует человека, прежде всего? Конечно же, его культура. Это понятие включает в себя духовность и нравственность, цивилизованность и образованность, духовную и душевную утончённость и творческую активность. Культура человека – есть отражение его внутреннего мира, и огромную роль в формировании культуры человека играет эстетическое воспитание. В связи с этим ключевая роль детского сада – создание условий для формирования гармоничной, духовно богатой, физически здоровой, эстетически развитой личности, обладающей эстетическим созданием, задатками художественной культуры, творческими способностями к индивидуальному самовыражению через различные формы творческой деятельности.

В МДОУ обучаются дети из разных социальных семей. Каждый ребёнок имеет индивидуальные особенности, поэтому очень важно воспитывать толерантные отношения между детьми, научить их уважению к старшим членам семьи – бабушкам, дедушкам, предкам, окружающему миру. Содержание программы основано на знакомстве детей с окружающим миром на основе ценностей православной культуры, способствующему эстетическому воспитанию с элементами творческой деятельности.

1.2. Цели и задачи рабочей программы.

Цель рабочей программы- это развитие личности ребёнка дошкольного возраста, формирование у детей эстетической культуры.

Задачи рабочей программы:

  1. Образовательные: приобщать детей к прекрасному через знакомство с искусством(литература, музыка, изобразительное искусство, архитектура и др.) как классическим, так и народным(в том числе религиозным), через познание красоты природы и эстетику среды, в которой живут развиваются дети.
  2. Развивающие: Формировать у детей представления и знания о прекрасном в жизни и искусстве, развитие эстетического восприятия, эстетических чувств, эстетических оценок и эстетического отношения ко всему, что их окружает; развитие речи и формирование словаря; формирование у детей эстетических интересов, художественных потребностей, творчества и способностей.
  3. Воспитательные: воспитывать у детей нравственные чувства: милосердия, сострадания, сопереживание, послушание родителям, любви к семье, Родине, доброго, гуманного отношения к окружающему миру, дружелюбия, стыдливости совершения безнравственного поступков, взаимопомощи, ответственности и заботы.
Читайте так же:  148-я статья ук

1.3. Содержание и формы работы с детьми:

  1. Экскурсии, целевые прогулки.
  2. Просмотр слайдов.
  3. Знакомство с историей храмов, внешним убранством, внутренним убранством, посещение.
  4. Знакомство с живописью на библейские сюжеты.
  5. Беседы(о правилах поведения в православных храмах).
  6. Чтение(художественной литературы по духовно – нравственной тематике).
  7. Слушание(духовной музыки, колокольных звонов, колыбельных песен).
  8. Творческая художественная деятельность детей.
  9. Знакомство и проведение народных и обрядовых праздников.
  10. Эстетические беседы.
  11. Рассказы о семейных традициях, реликвиях, взаимоотношениях.
  12. Оформление наглядно – иллюстрированного материала «Моя семья».
  13. Совместные творческие работы детей и родителей.

1.4. Принципы кружковой работы:

  1. Построение жизни на основе христианского совершенства («Уклонись от зла и сотвори благо»)
  2. Гуманистическая направленность (отношение педагога к воспитаннику как к ответственному субъекту собственного развития) реализуется путём формирования отношения к себе, к другим субъектам и объектам (любовь к ближним, природе,бережное отношение к материальным ценностям, святыням нашего народа).
  3. Природосообразность (воспитание должно основываться на научном понимании естественных и социальных процессов, согласовываться с общими законами развития человека сообразно его полу, возрасту, здоровью).
  4. Культуросообразность (воспитание должно строиться в соответствии с ценностями и нормами национальной культуры, в данном случае Православия, и особенностями, присущими традициям нашего края)
  5. Светский характер образования и законности (соответствие действующему законодательству РФ и Декларации ООН о правах ребёнка).
  6. Непрерывность и преемственность воспитательных воздействий (семьи и МДОУ).

1.5. Методические приёмы, используемые в кружковой работе:

  1. Наглядные методы (чтение воспитателем произведений устного народного творчества, наблюдения, показ сказок как педагогом, так и детьми, рассматривание книжных иллюстраций, репродукций, предметов, моделирование сказок, целевые прогулки, экскурсии, проведение д/игр).
  2. Словесные методы (рассказ воспитателя, заучивание песенок, поговорок, считалок, пословиц, рассказывание произведений устного народного творчества детьми, с элементами диалога, ответы на вопросы воспитателя, детей, загадывание загадок, проведение разнообразных игр (подвижных, малоподвижных, дидактических, сюжетно-ролевых, драматизаций), проведение викторин, праздников, утренников, конкурсов, разбор житейских ситуаций).
  3. Практические методы (изготовление поделок на выставки, нарисовать иллюстрации к сказкам, стихам, поговоркам, потешкам, загадкам, совместное изготовление работ родителей и детей, проведение экскурсии в храм, организация праздника и его проведение)

1.6. Планируемые результаты освоения кружковой программы.

С помощью систематической работы по духовно – нравственному воспитанию, на основе Православия, ожидаются следующие результаты:

  1. Устойчивость навыков поведения.
  2. Сформированность основ ценностных сфер личности.
  3. Стабильность психического развития.
  4. Целостность восприятия мира.
  5. Воспитание всесторонне и гармонично развитой личности.
  6. Формирование коллектива, где каждый самоценен, и все прибывают в гармонии друг с другом.
  7. Развитие способностей к самосовершенствованию и самостоятельному творчеству.
  8. Приобщение детей и взрослых к опыту православной культуры, знаниям и формам традиционного семейного уклада, пониманию своего места в семье и посильному участию в домашних делах.
  9. Главный результат, на который очень бы хотелось надеяться, заключается в усвоении ребёнком вечных ценностей: милосердия, правдолюбия, в стремлении его к добру и неприятию зла.
  1. Содержательный раздел.

2.1.Календарно- тематическое планирование работы кружка «Добрый мир».

Добрый мир. Учебно-методический комплект для малышей в семи книгах + CD

Учебные пособия, рабочая тетрадь, наглядные материалы, методическое пособие, музыкальные материалы

Учебно-методический комплект «Добрый мир (Православная культура для малышей)» является вводной частью авторской общей программы «Православная культура» для 1-11 классов (Центр поддержки культурно-исторических традиций Отчества. М. 2004–2011).

Он разработан на основе учебных материалов и опыта преподавания предмета «Основы православной культуры» по авторским учебно-методическим комплектам «Православная культура» для 1-10 годов обучения в 55 регионах РФ, странах СНГ, зарубежных странах в 2003–2010 гг. и рекомендованных Министерством образования Московской области, Управлениями образования Белгородской, Тверской, Калининградской и др. областей РФ, Синодальным отделом религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви (2007 г.).

В состав комплекта входят 8 пособий: Хрестоматия в 4 книгах для детей с методическими комментариями для воспитателя (Книга 1. Прогулки по дням творения. /Устроение мира/ ; Книга 2. Хорошо – плохо? /Устроение отношений в мире/; Книга 3. Семья. Родина. Православный храм. Наши меньшие друзья. / Как устроены отношения в нашей жизни/; Книга 4. Православные праздники. Чему мы радуемся? /Ценности жизни христиан/); Методическое пособие с программой; Рабочая тетрадь для творческих видов деятельности; Музыкальное сопровождение занятий (СД – диски); Наглядные материалы по темам хрестоматий.

Особенностью комплекта является интегративный характер содержания, объединяющего все виды деятельности дошкольников на основе традиционных ценностей отечественной культуры. Отбор содержания произведен с учётом Стандарта начального образования второго поколения и Примерного содержания образования по учебному предмету «Православная культура», представленного Министерством образования РФ (М., 2002 г.), обеспечивая преемственность решения задач духовно-нравственного воспитания на уровне дошкольного и школьного звеньев образования.

Комплект предназначен для использования в дошкольных образовательных учреждениях всех типов (старшая и подготовительная группы детского сада), а также для воспитания духовно-нравственной культуры детей в семье.

Содержание является дополнением к общей «Программе обучения и воспитания в детском саду» по разделам «Умственное воспитание», «Нравственное воспитание», «Художественно-эстетическое воспитание», «Игровая деятельность», расширяя кругозор детей в области духовно-нравственной культуры (православной культуры).

М Е Т О Д И Ч Е С К О Е П О С О Б И Е

В сборнике методических материалов представлены: 1. Концептуальное обоснование Содержательного модуля «Духовно-нравственная культура. Православная культура» в составе основной общеобразовательной программы дошкольного образования; 2. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «Добрый мир. Православная культура для малышей»; 3. Методические разработки занятий. В Приложениях представлен справочный материал.

Отбор содержания произведен с учетом ФГОС дошкольного образования (2013г.), федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (2009г.), федерального государственного образовательного Стандарта начального общего образования нового поколения (2009 г.), «Примерного содержания по предмету «Православная культура» (МО РФ 2002 г.), опыта преподавания православной культуры по авторской программе «Духовно-нравственная культура. Православная культура» для 1-11 классов в 55 регионах РФ в 2004-2011 гг., ставшей основой программы экспериментального учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль «Основы православной культуры») (2009 г.), обеспечивая преемственность решения задач духовно-нравственного образования на уровне дошкольного и школьного звеньев системы образования.

Методическое пособие входит в состав учебно-методического комплекта «Добрый мир» (в составе 8 пособий). Материалы предназначены для педагогов дошкольных образовательных учреждений всех типов, а также для воспитания духовно-нравственной культуры детей в семье.

Раздел 1. Общая характеристика программы.

Раздел 2. Содержательный модуль «Духовно-нравственная культура (православная культура)» основной общеобразовательной программы дошкольного образования

Программа «Добрый мир. Православная культура для малышей»
2.1. Пояснительная записка.
2.2. Возрастные особенности духовно-нравственного развития детей 5-7 лет.
2.3. Интегрированное содержание работы по духовно-нравственному воспитанию при освоении образовательных областей основной общеобразовательной программы дошкольного образования при включении содержательного модуля «Духовно-нравственная культура (православная культура)»
2.3.1. Задачи психолого-педагогической работы с детьми 5-6, 6-7 лет.
2.3.2. Принципы отбора содержания модуля «Духовно-нравственная культура (православная культура)» с учетом интеграции образовательных областей программы дошкольного образования.
2.4. Планируемые результаты освоения общеобразовательной программы «Добрый мир. Православная культура» в структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
2.5. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «Добрый мир. Православная культура для малышей».

Раздел 3. Организация деятельности взрослых и детей по реализации и освоению модуля «Духовно-нравственная культура (православная культура)» основной общеобразовательной программы дошкольного образования».

П р и л о ж е н и я
Приложениe 1. Состав пособий комплекта «Добрый мир».
Приложение 2. Задачи образовательных областей, выделенных в тексте Федеральных требований к структуре основной образовательной программы дошкольного образования, в рамках которых возможно дополнение основной образовательной программы содержанием программы «Добрый мир».
Приложение 3. Возрастные особенности детей.
Приложение 4. Духовно-нравственное воспитание детей в семье и в условиях конфессионального образования.
Приложение 5. Планируемые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
Приложение 6. Структура учебно-методического комплекта «Духовно-нравственная культура. Православная культура» для дошкольного и школьного звеньев.

Читайте так же:  Анекдоты про осаго

Литература для детей.

Литература для воспитателя.

Программы и методические материалы по воспитанию детей дошкольного возраста.

Х Р Е С Т О М А Т И Я В 4 К Н И Г А Х

КНИГА 1. Прогулки по дням творения
Наш красивый добрый мир. Тропинки прогулки. «Что мы видим на прогулке?»
Прогулка первая: «Свет. День. Ночь».
Прогулка вторая: «Небо».
Прогулка третья: «Земля. Вода. Растения».
Прогулка четвертая: «Солнце. Луна. Звезды».
Прогулка пятая: «Птицы. Рыбы. Насекомые».
Прогулка шестая: «Человек. Животные».
Прогулка шестая: «Человек».
Прогулка седьмая: «День отдыха (покоя)».
Кто сотворил наш красивый, добрый мир?

КНИГА 2. Хорошо – плохо
Рассказ первый: «Что хорошо и что плохо?»
Рассказ второй: «Будь послушным!»
Рассказ третий: «Помоги!»
Рассказ четвертый: «Не спорь! Прости!»
Рассказ пятый: «Будь скромным! Не хвастайся».
Рассказ шестой: «Не кради! Не обманывай!»

КНИГА 3. Устроение отношений в нашей жизни
Рассказ первый: «Моя семья. Наш род».
Рассказ второй: «Моя Родина».
Рассказ третий: «Православный храм».
Рассказ четвёртый: «Наши меньшие друзья».

КНИГА 3. Ценности жизни христиан
Чему мы радуемся? Православные праздники.
Праздник Воскресения Христово. Пасха.
День Ангела. Небесные покровители.
Воскресный день.
Окончание путешествия. Благодарение.

Р А Б О Ч А Я Т Е Т Р А Д Ь

Рабочая тетрадь входит в состав учебно-методического комплекта «Добрый мир. Православная культура для малышей» и используется в комплекте с другими пособиями.

В рабочей тетради представлены задания для творческих видов деятельности детей в соответствии с темами книг-хрестоматий. Взаимосвязь заданий указана символическими обозначениями, соответвующими рубрикам «Путешествие с книгой» и «Рисуем», с указанием номера страниц книг-хрестоматий.

Н А Г Л Я Д Н Ы Е М А Т Е Р И А Л Ы

Наглядные материалы входят в состав учебно-методического комплекта «Добрый мир. Православная культура для малышей» и используются во взаимосвязи с материалами методического, музыкального, хрестоматийных пособий и рабочей тетради.

В пособии представлены наглядные материалы для иллюстрации темы «Православный храм» (книга-хрестоматия 3, страницы 42-55).

В наглядных материалах представлены иллюстрации и фотографии произведений иконописи, памятников церковной архитектуры, рисунки детей Международного конкурса детского творчества «Красота Божьего мира».

Л. Л. Шевченко «Добрый мир. Маршруты духовного краеведения для детей во внеучебной работе». Методическое пособие

Рабочая программа составлена на основе методического пособия Л.Л.Шевченко «Добрый мир. Маршруты духовного краеведения для детей во внеучебной работе». Методическое пособие. М.Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2011.120 с., в котором представлены материалы для организации внеучебной работы по духовно- нравственному воспитанию школьников начальных классов в общеобразовательных учреждениях всех типов.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКТ «ДУХОВНО-НРАВСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА. ПРАВОСЛАВНАЯ КУЛЬТУРА»

1) Добрый мир. Православная культура для малышей. Книга 1. Про-

гулки по дням творения. Под ред. Л.Н. Антоновой. — М.: Центр

поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2011

2) Добрый мир. Православная культура для малышей. Книга 2. Хорошо — плохо. Под ред. Л.Н. Антоновой. — М.: Центр поддержки

культурно-исторических традиций Отечества, 2011

3) Добрый мир. Православная культура для малышей. Книга З. Семья. Родина. Православный храм. Наши меньшие друзья. Под

ред. Л.Н. Антоновой. -М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2011

4) Добрый мир. Православная культура для малышей. Книга 4. Чему

мы радуемся? Православные праздники. Под ред. Л.Н. Антоновой. — М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2011

5) Добрый мир. Православная культура для малышей. Наглядные

материалы. — М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2011

6) Добрый мир. Православная культура для малышей. Рабочая тетрадь. -М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2011

7) Добрый мир. Православная культура для малышей. СD — диск.

Музыкальное сопровождение занятий. — М.: Центр поддержки

культурно-исторических традиций Отечества, 2011

8) Добрый мир. Маршруты духовного краеведения для детей во внеучебной работе. Методическое пособие. Под ред. Л. Л.Шевченко.- М.: Центр поддержки культурно- исторических традиций Отечества. 2011.

9) Добрый мир. Православная культура для малышей. Методическое пособие. Под ред. Л. Л. Шевченко.- М.: Центр поддержки культурно- исторических традиций Отечества. 2011.

^ Концептуальное обоснование. Содержательный модуль «Духовно-

нравственная культура» реализует задачи возрождения в системе

традиционного для России духовно-нравственного воспитания, содействия родителям в развитии личности ребёнка наоснове ценностей отечественной культуры. В процессе освоения Программы на основе знакомства детей с ценностями православной культуры решается задача развития личности школьника.

^ Задачи воспитания духовно-нравственной культуры детей являются

в настоящее время наиболее актуальной задачей системы школьного

образования. Это объясняется введением в Стандарты нового поколения для начальной школы новой предметной области «Духовно-нравственная культура народов России» в составе шести модулей, среди которых «Основы православной культуры». Задачи духовно-нравственного воспитания, определяемые как воспитание «готовности к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию; ознакомления с основными нормами светской и религиозной морали и понимания их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе; понимания значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества; формирования первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России; первоначальных представлений об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности; становления внутренней установки личности поступать согласно своей совести; воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России; осознание ценности человеческой жизни» определяются в Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России .

Целью данной программы является дополнение основных общеобразовательных программ школьного образования в соответствии с содержанием новой предметной области, выделенной в стандарте нового поколения. Так как базовые источники понятия «духовно-нравственная культура» имеют теологическое содержание (применительно к культурно-историческому наследию России -это православная культура), была разработана программа содержательного модуля «духовно-нравственная культура (православная культура)» . Она опирается на традиции отечественной педагогической школы в области нравственного воспитания детей, дополняет существующую базовую программу воспитания и обучения.

^ ЗАДАЧИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ ПРОГРАММЫ «ДОБРЫЙ МИР. ПРАВОСЛАВНАЯ КУЛЬТУРА»

Задачи нравственного воспитания

Воспитывать у детей нравственные чувства: милосердия, сострадания, сопереживания, послушания родителям, любви к семье, Родине,доброго, гуманного отношения к окружающему миру, дружелюбия,стыдливости совершения безнравственных поступков, взаимопомощи,ответственности и заботы.

Формировать нравственное сознание на основе базовых понятий духовности, нравственности и норм христианской этики (о добре и эле,

правде и лжи, трудолюбии и лени, послушании, честности, милосердии,кротости, прощении), основных понятий нравственного самосознания(совесть, добросовестность, справедливость, верность, долг, честь, благожелательность).

Приучать детей к формам нравственного поведения, опираясь на примеры жизни святых и людей благочестивых; прививать навыки доброделания, благотворительности.

Воспитывать качества отзывчивости, скромности, стыдливости (недостойного поведения, нарушения нравственных норм), заботливогоотношения к малышам и старым людям.Учить детей строить отношения в группе на основе взаимоуважения,миролюбия; учить быть миротворцами в конфликтных ситуациях: необижать, жалеть, мириться, прощать друг друга, преодолевать агрессию, гнев, сохранять мирное душевное устроение.

Развивать качества воли: умеренность в потребностях, умения ограничивать свои желания, подчиняться требованиям взрослых, в поведении выполнять нормы христианской этики.

Формировать умения оценивать свои (а не чужие) поступки в соответствии с нравственными нормами христианской этики, не осуждая других.

Выработка у детей нравственных основ радостного и жизнеутверждающего мировосприятия,

Побуждение детей к украшению своей души добрыми качествами.

Показывать значение родного языка, фольклора (пословиц, поговорок), библейских выражений в формировании основ доброго (нравственного) поведения человека.

^ Задачи умственного воспитания.

Развивать умения воспринимать качества и свойства предметов окружающего мира (цвет, форму, звуковую окраску), развивая различные органы чувств (зрение, слух).

Побуждение детей к рассмотрению окружающего мира с позиции нравственного поведения и творческого соработничества в создании и сохранении его красоты, добра.

Читайте так же:  Заявление на приобретение оружия одно оружие

^ Ознакомление с окружающим миром

Культурологическое ознакомление с устройством мироздания как процессом Божественного творчества красивого, доброго, премудрого мира. Обогащать представления детей о мире творений, рассказывать оцелесообразности природных явлений, о чудесном устроении мира.

Формировать познавательную активность в установлении причинно-

следственной связи в иерархической зависимости в контексте православного мировоззрения.

Учить сравнивать предметы по их функциональной принадлежности, развивая умения отвечать на вопросы «почему, для чего, как? откуда?» на основе христианской картины мира.

^ Явления общественной жизни

Отношения в мире людей.

Семья. Знать о родословии своей семьи. Знать об обязанностях детей

по отношению к родителям, о послушании старшим как Божественвом

установлении. Учить детей заботиться о близких. Знать об обязанностях отца, матери, детей по отношению друг к другу как проявление любви. Воспитывать уважение к традициям жизни предков.

Родина. Расширять представления о родной стране как стране православной культурной традиции, православных праздниках. Рассказывать о ее культуре, традициях, святых, героях. Воспитывать уважениек людям иных религиозных традиций как определённого человеку правила жизни — любить, заботиться о человеке.

^ Труд в жизни человека. Расширять представления о труде как заповеданной человеку обязанности. Прививать детям чувство благодарностик людям за труд. Воспитывать уважение к труду людей. Воспитыватьбережное отношение к продуктам труда- прежде всего, бережное отношение к хлебу.

^ Православный храм в жизни христиан. Знакомить с православны-

ми традициями жизни как радостью жизни христиан. Рассказывать о

храме как доме Божьем.

^ Формирование экологических представлений

Расширять представления детей о мире природы как творении Божьем.

Учить отношению к творениям окружающего мира как друзьям человека. Учить отношениям заботы о животных, птицах, насекомых какнаших друзьях меньших.

Формировать представление о человеке как любимом создании Божьем, которому поручено беречь и охранять природу.

Знакомить детей с многообразием родного края: с растениями, животными, птицами, обитателями рек и морей.

Использовать в процессе ознакомления с миром творений произведения художественной литературы, музыки, живописи.

Рассказывать о значении природы в жизни человека.

Расширение представлений о предметах и явлениях окружающего

мира, их свойствах, как премудрого Божественного действия в жизни

мира, природы, человека.

Развивающая речевая среда

Развивать речь как средство общения.

Расширять представления детей о многообразии, целесообразности и

взаимосвязанности творений окружающего мира.

Побуждать детей размышлять по проблемно-нравственным темам

рассказов и высказывать свои суждения о содержании иллюстраций,

смысле стихотворных текстов.

Формировать речевой этикет в соответствии с нормами христианского благочестия.

Обогащать словарный запас детей понятиями духовно-нравственной

культуры (добро, зло, грех, благочестивый, послушание, стыд, совесть,

милосердие, трудолюбие, честность, честь, святость, христиане, храм).

Обеспечить понимание элементарного объема базовых понятий православной культуры. Бог. Богородица. Иисус Христос. Спаситель.

Ангел Хранитель. Благодарение. Воскресение Христово. Грех. Добро.

Помогать детям соотносить базовые понятия духовно-нравственной

культуры с их отражением в повседневной жизни детей.

^ Задачи художественно-эстетического воспитания

Эстетическая культура в целом и творчество является источником

развития эмоциональной сферы детей. Ребёнок не ищет знания прежде всего, на которое его ориентируют современные программы раннего

развития, но старается выразить свою внутреннюю жизнь. Творческая

деятельность для этого является наиболее присущей дошкольникам

формой. Рисование, сочинение сказок, лепка, музицирование и т.п. —

являются наиболее привычными детям формами творчества.

^ Знакомство с искусством

Эстетически развивающая среда

Развитие умений познания красоты окружающего мира в предметной среде детской жизни (на прогулке в парке, лужайке, на озере-речке-море, наулице города).

Ознакомление с православными праздниками как свидетельством

красоты добродетельной жизни христиан.

(Конструирование. Рисование. Лепка. Аппликация).

Знакомство с искусством (в том числе, религиозным) как свидетельством о красоте Божественного мироздания.

Развитие эстетического восприятия, наблюдательности, внимания.

Развитие способности всматриваться, вслушиваться в явления и

объекты окружающего мира, замечать их изменения (например, цвета облаков, солнца, цветов).

Совершенствовать изобразительные навыки, способность к творческой деятельности. Развивать задатки, таланты детей как Божественный дар, требующий совершенствования в меру каждому определенную.

Формировать умения работы с материалами творчества, как средствами отображения предметного мира творений, чувств и отношений

В предметном, сюжетном и декоративном рисовании, конструировании, лепке, аппликации -развитие умений художественного отображения красоты и гармонии Божественного творчества.

Развивать умения соотносить красоту предметов окружающего мира с ее отражением в собственной творческой деятельности и произведениях искусства на ту же тему.

Развивать интерес к музыкальному искусству как отражению красоты творений окружающего мира.

Развивать способность слышать и воспроизводить в элементарных музыкальных формах красоту звуковой картины мира.

Формировать музыкальную культуру на основе знакомства с произведениями классической, церковной, народной музыки.

(Сюжетно-ролевые игры. Дидактические игры. Театрализованные игры).

Воспитывать творческую самостоятельность, навыки дружелюбного общения.

Учить детей совместной творческой деятельности.

Праздники. Формировать у детей представления о будничных и праздничных днях как установлениях православного календаря. Приучать участвовать в их подготовке. Посещение православного храма в праздничные дни при согласовании с родителями. Воспитывать внимание к окружающим людям, желание порадовать их подарками, поделиться радостью праздника в соответствии с православными традициями жизни (милосердия, подготовки праздничного выступления для родителей, детей детского дома).

Перечень основных праздников. Рождество Христово. Воскресение Христово. Новый год. День Ангела.

^ В рамках внеурочной деятельности занятия проводятся один раз в неделю. Всего 33 часа.

Формами организации внеурочной деятельности являются: музыкальная деятельность, творческая деятельность, ролевые игры, сюжетные игры.

^ ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ «ДОБРЫЙ МИР. ПРАВОСЛАВНАЯ КУЛЬТУРА»

Планируемые итоговые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования должны описывать интегративные качества ребенка, которые он может приобрести в результате освоения Программы:

любознательный, активный. Интересуется новым, неизвестным в окружающем мире (мире предметов и вещей, мире отношений и своем внутреннем мире). Задает вопросы взрослому, любит экспериментировать. Способен самостоятельно действовать (в повседневной жизни, в различных видах детской деятельности). В случаях затруднений обращается за помощью к взрослому. Принимает живое, заинтересованное участие в образовательном процессе;

эмоционально отзывчивый. Откликается на эмоции близких людей и друзей. Сопереживает персонажам сказок, историй, рассказов. Эмоционально реагирует на произведения изобразительного искусства, музыкальные и художественные произведения, мир природы;

овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками. Ребенок адекватно использует вербальные и невербальные средства общения, владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми (договаривается, обменивается предметами, распределяет действия при сотрудничестве). Способен изменять стиль общения со взрослым или сверстником, в зависимости от ситуации;

способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения. Поведение ребенка преимущественно определяется не сиюминутными желаниями и потребностями, а требованиями со стороны взрослых и первичными ценностными представлениями о том »что такое хорошо и что такое плохо». Ребенок способен планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели. Соблюдает правила поведения на улице (дорожные правила), в общественных местах (транспорте, магазине, поликлинике, театре и др.);

способныйрешать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту. Ребенок может применять самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения готовых задач (проблем), поставленных как взрослым, так и им самим; в зависимости от ситуации может преобразовывать способы решения задач (проблем). Ребенок способен предложить собственный замысел и воплотить его в рисунке, постройке, рассказе и др.;

имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе. Ребенок имеет представление о себе, собственной принадлежности и принадлежности других людей к определенному полу; о составе семьи, родственных отношениях и взаимосвязях, распределении семейных обязанностей, семейных традициях; об обществе, его культурных ценностях; о государстве и принадлежности к нему; о мире;

овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности — умениями работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции;

овладевшийнеобходимыми умениями и навыками. У ребенка сформированы умения и навыки, необходимые для осуществления различных видов детской деятельности.