Полномочия высших должностных лиц субъектов

Оглавление:

ВЫСШЕЕ ДОЛЖНОСТНОЕ ЛИЦО СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (РУКОВОДИТЕЛЬ ВЫСШЕГО ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО ОРГАНА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ)

Конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации может устанавливаться должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ). Глава субъекта РФ возглавляет систему исполнительных органов власти субъекта РФ. При этом не всегда он является главой правительства субъекта РФ. В некоторых субъектах Федерации высшее должностное лицо осуществляет общее руководство правительством, а непосредственно возглавляет правительство председатель правительства. Такая система существует, например, в Свердловской области.

До 2004 г. высшее должностное лицо субъекта РФ избиралось путем прямых выборов в субъекте РФ. Это делало главу субъекта юридически независимым от федерального центра. С 2004 г. должность главы региона утрачивает выборную природу. Устанавливается зависимость высшего должностного лица субъекта от Президента РФ. Теперь он не избирается, а наделяется полномочиями по представлению Президента РФ законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта РФ. В 2009 г. вновь существенно изменилась процедура наделениями полномочиями главы субъекта Федерации. Теперь кандидатуры на эту должность Президенту РФ предлагает политическая партии, победившая на выборах в региональном парламенте. Профессор Н.А. Михалева пишет: «Российская практика представления Президентом Российской Федерации в законодательные (представительные) органы власти региона кандидатур на должность главы исполнительной власти субъекта Федерации для наделения его полномочиями уникальна и не имеет аналогов в зарубежных странах. Введение единого порядка назначения высшего должностного лица субъекта Федерации отражает тенденцию к унификации его нормативно-правового статуса» [1] . В 2012 г. Президент РФ выступил с инициативой возврата к прямым выборам глав субъектов РФ. В настоящее время в Государственной Думе РФ рассматривается соответствующий законопроект.

Высшее должностное лицо субъекта РФ является в настоящее время выборной должностью. Законодательство о выборах высших должностных лиц субъектов РФ составляют, в первую очередь, Конституция РФ, Федеральный закон от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», а также Конституции (Уставы) субъектов Федерации. Кроме того, выборы высшего должностного лица субъекта РФ регулируются Федеральным законом от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и законами субъектов РФ. Это могут быть специальные законы, посвященные выборам глав субъектов федерации. Например, такие законы имеются в Пензенской, Калужской, Калининградской, Московской, Новосибирской областях. В некоторых субъектах Федерации порядок избрания высшего должностного лица урегулирован избирательными кодексами (например, Алтайский край, Республика Башкортостан).

Федеральный закон от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» устанавливает ряд требований к кандидату на должность высшего должностного лица (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта РФ. Высшим должностным лицом субъекта РФ может быть избран гражданин РФ, обладающий пассивным избирательным правом, не имеющий гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина РФ на территории иностранного государства, и достигший возраста 30 лет. При этом не может быть выдвинут на данную должность ни в одном субъекте РФ гражданин, ранее отрешенный от этой должности Президентом РФ в течение 2 лет со дня отрешения и до дня назначения выборов высшего должностного лица.

В настоящее время Федеральный закон от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» предусматривает два способа избрания высшего должностного лица субъекта РФ (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ):

  • • прямые выборы — выборы гражданами, проживающими на территории соответствующего субъекта Федерации;
  • • выборы депутатами законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Федерации.

Выбор того или иного способа наделения полномочиями высшего должностного лица субъекта РФ определяется субъектом федерации самостоятельно и закрепляется в его законодательстве.

Субъекты РФ в своих конституциях (уставах) самостоятельно с учетом исторических и национальных традиций определяют наименование должности своего высшего должностного лица. Однако наименование такой должности в настоящее время не может содержать слов и словосочетании, составляющих наименование должности главы государства — Президента РФ. В краях, областях, автономных округах и автономной области, как правило, используется наименование «губернатор», «глава субъекта». В республиках — «глава республики».

Ранее федеральное законодательство не ограничивало субъектов федерации в определении наименования высшего должностного лица субъекта РФ. В связи с этим в большинстве республик главами были президенты. В настоящее время субъекты РФ не вправе называть высшее должностное лицо президентом.

Высшее должностное лицо субъекта РФ (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) обладает следующими полномочиями:

  • а) представляет субъект РФ в отношениях с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления и при осуществлении внешнеэкономических связей, при этом вправе подписывать договоры и соглашения от имени субъекта РФ;
  • б) подписывает и обнародует законы субъекта РФ, либо отклоняет законы, принятые законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта РФ;
  • в) формирует высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ и принимает решение о его отставке;
  • г) определяет структуру исполнительных органов власти субъекта РФ;
  • д) представляет в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ ежегодные отчеты о результатах деятельности высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ, в том числе по вопросам, поставленным законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта РФ;
  • е) вправе участвовать в работе законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ с правом совещательного голоса; вправе требовать созыва его внеочередного заседания;
  • ж) обеспечивает взаимодействие органов исполнительной власти субъекта РФ с иными органами государственной власти субъекта РФ, с федеральными органами исполнительной власти, с органами местного самоуправления и общественными объединениями;
  • з) имеет право роспуска законодательного органа субъекта РФ;
  • и) обладает правом законодательной инициативы;
  • к) назначает члена Совета Федерации РФ — представителя от исполнительного органа власти субъекта РФ; и др.

Для исполнения своих полномочий глава субъекта РФ издает указы (постановления) и распоряжения. Эти акты по своей сущности являются подзаконными и принимаются на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, постановлений Правительства РФ, конституции (устава) субъекта РФ и законов субъекта РФ.

Высшее должностное лицо субъекта РФ наделяется полномочиями на срок не более 5 лет. Полномочия высшего должностного лица субъекта РФ прекращаются по истечении срока его полномочий. Кроме того, его полномочия могут быть прекращены досрочно. Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» устанавливает следующие случаи досрочного прекращения полномочий высших должностных лиц субъектов РФ:

  • а) смерть;
  • б) отставка по собственному желанию;
  • в) признание его судом недееспособным или ограниченно дееспособным; признание его судом безвестно отсутствующим или объявления умершим;
  • г) вступление в отношении него в законную силу обвинительного приговора суда;
  • д) его выезд за пределы РФ на постоянное место жительства;
  • е) утрата гражданства РФ, получение вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание на территории иностранного государства;
  • л) отзыв избирателями;
  • ж) отрешение от должности Президентом РФ. Так, высшее должностное лицо субъекта РФ может быть отрешено от должности Президентом РФ в связи с утратой доверия Президента РФ, за ненадлежащее исполнение своих обязанностей, а также в иных случаях, предусмотренных законом. Во всех указанных случаях решение об отрешении главы субъекта РФ от должности принимается Президентом РФ единолично. Например, в связи с утратой доверия Указом Президента РФ был отстранен от должности губернатор Новосибирской области, губернатор Кировской области. Основанием для утраты доверия Президента РФ является выявление в отношении высшего должностного лица субъекта РФ (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) фактов коррупции или неурегулирование конфликта интересов как правонарушений, предусмотренных Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», либо установление в отношении высшего должностного лица субъекта РФ (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) фактов открытия или наличия счетов (вкладов), хранения наличных денежных средств и ценностей в иностранных банках, расположенных за пределами территории РФ, владения и (или) пользования иностранными финансовыми инструментами в период, когда такое лицо являлось зарегистрированным кандидатом на данную должность.

Президент РФ назначает временно исполняющего его обязанности, который не вправе распускать законодательный орган субъекта РФ и предлагать поправки в конституцию (устав) субъекта РФ.

В целом, порядок наделения полномочиями высшего должностного лица субъекта РФ, его компетенция, ответственность являются важнейшими элементами его статуса, характеризующими место главы субъекта в системе органов государственной власти субъекта РФ.

  • [1]Михалева Н.А. Конституции и уставы субъектов Российской Федерации (сравнительно-правовое исследование). М., 2010. С. 305—308.

7.Конституционно-правовая ответственность органов государственной власти и высших должностных лиц субъекта рф за нарушение Конституции рф, федеральных законов и судебных решений.

Важной мерой конституционно-правовой ответственности является досрочное прекращение деятельности различных государственных органов и должностных лиц. Так, согласно Конституции РФ (ч. 2 ст. 117) Президент РФ может принять решение об отставке Правительства РФ. Конституция РФ предусматривает возможность отрешения от должности Президента РФ на основании выдвинутого Государственной Думой обвинения в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления, подтвержденного заключением Верховного Суда РФ о наличии в действиях Президента РФ признаков преступления и заключении Конституционного Суда РФ о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения (ст. 93).

Читайте так же:  Госпошлина в загс сколько

В соответствии с Конституцией РФ (ч. 2 ст. 129) Генеральный прокурор РФ может быть освобожден от должности Советом Федерации по представлению Президента РФ.

Согласно закону РФ «О статусе судей Российской Федерации» от 26 июня 1992 г. (ст. 14) 3 полномочия судьи могут быть прекращены, в частности, в случае занятия деятельностью, не совместимой с должностью судьи; вступления в законную силу обвинительного приговора суда в отношении судьи либо судебного решения о применении к нему принудительных мер медицинского характера; совершения поступка, позорящего честь и достоинство судьи или умаляющего авторитет судебной власти. Полномочия судьи прекращаются решением соответствующей квалификационной коллегии судей.

Досрочное прекращение деятельности государственных органов и должностных лиц возникает как следствие их неправомерных действий, нарушений правовых обязанностей со стороны виновных субъектов. Эти меры применяются с целью обеспечения определенного поведения соответствующего органа в целом или отдельного должностного лица и являются по своей сути принуждением.

Следует заметить, что отставка должностного лица как мера конституционной ответственности порой очень близка к дисциплинарной ответственности и по форме, и по порядку применения. Различие же состоит в том, что дисциплинарная ответственность применяется за нарушение трудовой дисциплины, невыполнение заданий, а конституционно-правовая — имеет более широкий арсенал оснований.

8.Наука конституционного права рф: предмет, задачи, источники, система и методология.

Наука Конституционного права является составной частью всей юридической науки, которая входит в систему общественных наук. Это отраслевая наука, то есть предметом ее является одноименная отрасль российского права – Конституционное право. Наука Конституционного права раскрывает закономерности, основные понятия и категории, функции и роль правовых институтов, изучает нормы и процесс их реализации, эффективность их действия, вырабатывает способы повышения этой эффективности, причем в историческом развитии на общем фоне общества.

Наука Конституционного права исследует следующие теоретические проблемы:

Государственный, национальный, народный суверенитет;

Формы государственного и территориального устройства;

Правовой статус личности;

Организация гражданского общества;

Источники науки Конституционного права – это факторы, составляющие основы научного познания. К таким источникам относятся труды отечественных и зарубежных ученых, правовые акты, содержащие конституционно-правовые нормы, практика, то есть те процессы, которые происходят в жизни на базе действия конституционно-правовых норм и институтов (например, практическая деятельность государственных органов).

Методы науки Конституционного права:

Исторический – в историческом развитии, преемственность, тенденции, причины.

Сравнительно-правовой – сравнительный анализ Конституционных норм различных стран, использование передового опыта.

Системный – каждая отрасль права представляет собой систему, и наука Конституционного права позволяет эту систему выявить, понять ее структуру, элементы, взаимосвязи.

Статистический – выявляет эффективность воздействия норм на общественные процессы (количественный фактор), обоснование системы мер по исправлению норм.

Конкретно-социологический – изучение определенной социальной или политической сферы реализации правовой нормы, условия ее реализации и применения.

СИСТЕМА НАУКИ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА

На систему науки Конституционного права оказывают влияние глубокие качественные изменения в общественном и государственном строе Российской Федерации, которые привели к утверждению новых идей, касающихся организации и осуществления государственной власти, взаимоотношений государства и личности, признанию идеологического плюрализма.

ПРЕДМЕТ И СИСТЕМА КОНСТИТУЦИОНОГО ПРАВА КАК ОТРАСЛИ ПРАВА

Предметом любой отрасли права являются общественные отношения, которые данной отраслью опосредуются. По сравнению с другими отраслями права предмет Конституционного права имеет существенные отличия.

Предметом Конституционного права являются базовые общественные отношения, основополагающие для всех общественных и политических институтов российского государства. Это отношения служат фундаментом российской государственности. Эти отношения являются системообразующими, они возникают во всех сферах жизнедеятельности государства и его граждан: политической, экономической, социальной, духовной и других.

Отношения, регулируемые Конституционным правом, возникают в связи с закреплением и регулированием:

Устройства государства – отношения определяющие суверенитет государства, его форму, субъектов государственной власти, способы ее практической реализации.

Основ экономической системы – отношения определяющие формы собственности существующие в государстве, гарантии защиты прав собственника, способы хозяйственной деятельности.

Полномочия высших должностных лиц субъектов

Источник: Электронный каталог отраслевого отдела по направлению «Юриспруденция»
(библиотеки юридического факультета) Научной библиотеки им. М. Горького СПбГУ

Если Вы не видите полного текста или ссылки на полный текст книги, значит в каталоге есть только библиографическое описание.

Полномочия Президента Российской Федерации в сфере исполнительной власти

Президент РФ по Конституции РФ 1993 г. не является главой исполнительной власти. Тем не менее его роль, функции и полномочия в этой сфере весьма существенны.

Как глава государства Президент РФ является гарантом прав и свобод человека и гражданина, реализуемых преимущественно в сфере государственного управления, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти, определяет основные направления внутренней и внешней политики государства, в осуществлении которой активно участвуют все субъекты исполнительной власти.

Конституция РФ наделяет Президента рядом полномочий, непосредственно связанных с организацией и функционированием исполнительной власти. Так, с согласия Государственной Думы он: назначает Председателя Правительства РФ; имеет право председательствовать на заседаниях Правительства, принимает решение о его отставке; представляет Государственной Думе кандидатуру для назначения на должность Председателя Центрального банка РФ; по предложению Председателя Правительства РФ назначает на должность и освобождает от должности заместителя Председателя Правительства, федеральных министров; представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на высшие судебные должности, а также кандидатуру Генерального прокурора РФ, т. е. лиц, активно участвующих в обеспечении законности в сфере исполнительной власти; формирует и возглавляет Совет Безопасности РФ; утверждает доктрину национальной безопасности и военную доктрину; формирует Администрацию Президента; назначает и освобождает от должности полномочных представителей Президента; назначает и отзывает дипломатических представителей Российской Федерации в иностранных государствах и международных организациях (ст. 83 Конституции РФ).

Президент РФ по представлению Председателя Правительства РФ утверждает систему и структуру федеральных органов исполнительной власти, вносит в них изменения.

Как Верховный Главнокомандующий Вооруженными Силами РФ и Председатель Совета Безопасности РФ Президент своими указами и распоряжениями направляет деятельность федеральных министерств и иных федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации. Положения о названных органах утверждаются Президентом РФ. Их руководители назначаются на должность и освобождаются от должности в особо устанавливаемом порядке. Он вправе также отменять правовые акты федеральных органов исполнительной власти, непосредственно подведомственных ему.

Президент РФ также вносит изменения в состав Правительства, упраздняет, объединяет или преобразует федеральные органы исполнительной власти.

В случае агрессии против Российской Федерации или непосредственной угрозы агрессии Президент РФ вводит на территории страны или в отдельных ее местностях военное положение. При обстоятельствах и в порядке, предусмотренных законом, Президент вводит повсеместно либо в отдельных местностях чрезвычайное положение.

Президент может использовать согласительные процедуры для разрешения разногласий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти ее субъектов, а также между органами государственной власти субъектов Федерации. Естественно, такого рода разногласия могут возникать и между различными органами исполнительной власти. При недостижении согласованного решения он может передать разрешение спора на рассмотрение соответствующего суда.

По вопросам своей компетенции Президент Российской Федерации издает указы и распоряжения, обязательные для исполнения на всей территории Российской Федерации. Президентские правовые акты не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам. Следует подчеркнуть, что большинство указов Президента посвящено различным сторонам организации и деятельности исполнительных органов государственной власти, т. е. имеет управленческую направленность и содержит преимущественно нормы административного права. Это, например, указы о системе и структуре федеральных органов исполнительной власти.

Обладая правом законодательной инициативы, Президент является инициатором ряда принципиально важных федеральных законов, непосредственно относящихся к организации и деятельности органов исполнительной власти и представляющих их должностных лиц. В этом отношении интересно проанализировать нормы Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации». Согласно этому закону значительно расширены полномочия Президента, в частности, в отношении высших должностных лиц субъектов Федерации – руководителей высших исполнительных органов государственной власти субъектов Федерации. Президент вправе отрешить такое лицо от должности в связи с выражением ему недоверия законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Федерации, с утратой доверия Президента РФ, за ненадлежащее исполнение своих обязанностей, а также в иных случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом. Президент РФ может в случае отрешения высшего должностного лица (если законодательством субъекта не предусмотрен иной порядок) назначить временно исполняющего обязанности на период до вступления в должность по его представлению вновь избранного законодательным (представительным) органом субъекта Федерации руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ (президента, губернатора).

Президент РФ вправе приостановить действие акта высшего должностного лица субъекта Федерации в случае его противоречия Конституции РФ, федеральным законам, международным обязательствам Российской Федерации или нарушения прав и свобод человека и гражданина до решения этого вопроса соответствующим судом.

Президент РФ может вынести высшему должностному лицу субъекта Федерации предупреждение в случае, когда противоречие изданного им акта Конституции РФ и законодательству установлено соответствующим судом, а должностное лицо не приняло в течение установленного судом срока (как правило, два месяца) в пределах своих полномочий мер по исполнению решения суда. Если высшее должностное лицо не обращается в суд и в течение двух месяцев со дня издания Указа Президента РФ о приостановлении его акта уклоняется от отмены приостановленного акта или внесения в него изменений, Президент также выносит ему предупреждение. Если в течение месяца со дня вынесения Президентом предупреждения высшее должностное лицо не принимает мер по устранению причин, послуживших основанием для предупреждения, Президент вправе отрешить его от должности. По мотивированному представлению Генерального прокурора РФ высшее должностное лицо может быть временно отстранено от исполнения обязанностей (например, в случае предъявления обвинения в совершении тяжкого или особо тяжкого преступления).

Конституционные (уставные) суды субъектов РФ. Порядок формирования, полномочия

Конституционные уставные суды субъектов РФ – это связующее звено между федеральными и местными органами судебной власти. Полномочия, функции и обязанности должностных лиц схожи со всеми представителями данной ветви власти, однако существуют кардинальные различия, о которых далее и пойдёт речь.

Нормативное регулирование: общая характеристика судебной деятельности

Простому обывателю малопонятны такие выражения, как «уставный судья», «конституционный суд республики» и так далее. Лица, которые сталкивались с изучением данной тематики в теории и на практике, смогут идентифицировать вышеназванные понятия, однако большинство населения страны не представляет, о чём идёт речь.

Читайте так же:  Украинцу гражданство румынии

В Конституции России норма, прямо указывающая на возможность создания конституционных уставных судов субъектов РФ, отсутствует. При этом законодатель в ст. 10 и 77 того же нормативного акта предоставляет возможность региональным представителям власти создавать суды субъектов, наделяемых конституционными полномочиями. В ст. 27 ФЗ «О судебной системе» данная норма была конкретизирована.

Развитие института региональных судов

В настоящее время конституционные уставные суды субъектов РФ сформированы в большей части регионов российского государства.

56 субъектов могут похвастаться собственными конституциями и уставами, то есть высшими законами региона. В свою очередь, 22 территориальных образования приняли законы, определяющие и закрепляющие деятельность сформированных органов. И только в 18 субъектах в настоящее время действуют решения конституционных уставных судов субъектов РФ. Среди первых последователей развития региональной судебной системы: республика Адыгея, Санкт-Петербург, Дагестан, Чеченская республика, Свердловская область и так далее.

За время функционирования данных судебных органов было вынесено огромное количество решений, определений и постановлений, в том числе и тех, которые признавали региональные акты незаконными или недействительными.

Взаимосвязь с судебной ветвью власти: цели, задачи, особенности

Региональный и городской суд в той или иной мере взаимодействуют как со звеньями мирового уровня, так и с федеральной системой.

Уставные суды призваны решать единые задачи, связанные с приведением законодательства в идеальное состояние. Деятельность данных органов направлена на укрепление законности, а также на защиту государственной и общественной жизни. Более того, конституционные уставные суды субъектов выполняют важнейшую надзорную функцию, которая выступает двигателем профилактики правонарушений в различных сферах жизни социума, – функцию судебного контроля.

Несмотря на промежуточное положение судебной системы, рассматриваемые органы обладают самостоятельностью, которой их наделил законодатель. Ни один орган, даже вышестоящий, не может отменить акты уставных судов, в том числе и Конституционный суд России. Несмотря на действующую норму, в некоторых регионах предусмотрена возможность пересмотра решений на федеральном уровне. Такую особенность предусматривает уставный суд Москвы.

Подобные решения законодателя обусловлены исключительной компетенцией каждого органа. Так, городской суд выносит решения, основываясь исключительно на Уставе или Конституции соответствующего субъекта, не принимая во внимание действие иных нормативных актов.

Формирование конституционных судов регионального уровня

Нормативным регулятором сложнейшего процесса формирования судов выступает ч. 4 ст. 13 ФЗ «О судебной системе». Данная норма закрепляет полномочия председателей судов, их заместителей, а также иных должностных лиц, участвующих в отправлении правосудия. Немалое значение в определении правового статуса судей играют иные нормативные законные и подзаконные акты.

Как показывает опыт многих регионов, судьи конституционного суда субъекта РФ избираются на заседаниях высших представительных органов. Исключением из общего правила является республика Дагестан, где должностные лица назначаются Народным Собранием.

Кандидатуры на должность: общая характеристика

В избрании высших должностных лиц регионального судебного органа участвуют все ветви власти. Так, в некоторых территориальных округах кандидатуры вносятся на рассмотрение парламентом либо иным органом законодательной власти. В иных же субъектах, например в Коми, предложение о назначении на должность конституционного судьи вносится самим президентом (главой субъекта).

Детальная регламентация процесса назначения на должность отсутствует. Однако некоторые нормативные акты всё же определяют порядок и сроки рассмотрения кандидатов уставных судей. В некоторых регионах, например в Кабардино-Балкарии, указывается на необходимость проведения предварительных слушаний и обсуждений личности постоянными комиссиями законодательных органов власти. В других субъектах делается акцент на проведение голосования в установленные сроки, например, в Дагестане – не позднее 2 месяцев.

Условия назначения на должность

Сложность правовой регламентации процесса формирования судов субъектов заключается в том, что данная процедура проводится в соответствии с местным законодательством. На федеральном уровне невозможно установить единую процедуру назначения на должность, так как каждый из народов отражает в своём законодательстве особенности исторического и культурного развития, значительно отличающиеся друг от друга.

В общем виде процедура назначения на должность выглядит следующим образом:

  1. Из числа представленных кандидатов путём тайного голосования избирается тот, который, по мнению большинства, идеально подходит на должность.
  2. Избранным считается то лицо, за которое проголосовало относительное большинство. Процентное соотношение значения не имеет.

Единый срок замещения должности также отсутствует. В Бурятии и Карелии он не ограничен, а в Дагестане определяется десятилетним сроком замещения должности, в Адыгее определён 12 годами.

Председатели судов избираются на должность, как правило, из общего числа судей, отличается лишь способ проведения данной процедуры. Главенствующий может назначаться как путём голосования самих судей (Свердловский уставный суд), так и путём вмешательства регионального парламента в данный процесс.

О компетенции, полномочиях

Непосредственное значение при определении полномочий уставных судей всё так же оговорено в ФЗ «О судебной системе», а именно в ст. 27. Данная норма определяет предмет ведения судебных органов регионального уровня. Так, конституционные судьи уполномочены на решение вопросов, касающихся соответствия любых нормативных актов конституции или уставу субъекта. Другим направлением деятельности является толкование главного закона субъекта.

Наравне с вышеизложенным конституционные уставные суды субъектов могут наделяться дополнительными полномочиями, например:

  1. Проверка законности актов ненормативного значения.
  2. Рассматривать жалобы, касающиеся нарушения прав и свобод.
  3. Проверять порядок проведения и законность результатов проведённого референдума.
  4. Давать толкование иных законов субъекта.

Судебное производство: общие положения

Процедура конституционного производства не особо отличается в различных территориальных образованиях. Так, первичным этапом является наличие поводов и оснований для начала процедурной деятельности. Далее судьями и иными должностными лицами проверяются основания, которые могут послужить поводом для приостановления или прекращения судопроизводства.

Особое значение отводится материальной части судопроизводства: разъяснению правового статуса участникам процесса, определению сроков рассмотрения заявления, разрешения вопроса, установлению процедурных правил, регламентирующих порядок обращения в суд и так далее. Как правило, процесс судопроизводства совпадает с федеральными судебными органами. Ярким примером типичной процедуры является уставный суд Санкт-Петербурга.

Дополнительное право обращения

Во многих регионах установлено право особого обращения для следующих категорий должностных лиц:

  1. Народные депутаты.
  2. Прокуроры.
  3. Общественные организации республиканского уровня.
  4. Постоянные комиссии парламента субъекта.
  5. Члены представительного органа.
  6. Представители органов МСУ.
  7. Политические партии республики.

Наделение вышеназванных должностных лиц особыми правами необходимо с целью защиты прав и свобод не одного человека, а больших масс людей.

Неотвратимость судебных актов

Любая судебная деятельность ограничена соответствующим предметом ведения. Однако из любых правил есть исключения. Например, в Якутии судья обладает полномочиями определения законности не только оспариваемого нормативного акта, но и всех тех документов, которые на нём основаны либо дублируют его положения. Некоторые из судей обладают правом толкования вынесенных решений, постановлений, определений.

Большинство регионов определяют запрет обжалования вынесенных судебных решений. При этом табу распространяется как на высшие органы судебной власти, в том числе и Конституционный суд, так и на органы иной юрисдикции и компетенции.

Права и компетенции уставных судей

Правовой статус региональных судей складывается из общих правомочий, обязанностей и компетенции, которая определяется федеральным и региональным законодательством. Так, уставные судьи выполняют следующие функции:

  1. Проверяют судебную практику в сравнении с Конституцией или Уставом, принятыми в конкретном регионе.
  2. Занимаются разрешением дел, касающихся конституционных норм, нарушающих права и свободы граждан. Разумеется, данные полномочия распространяются исключительно на территории конкретного субъекта.
  3. Обосновывают нормы Конституции региона.
  4. Принимают участие в отставке главы субъекта.
  5. Обладают приоритетным правом обращения к правительственным органам.
  6. Лица, осуществляющие конституционное правосудие, обладают правом законодательной инициативы.
  7. Определяют судьбы политических партий, если их деятельность противоречит главным законам субъекта.

На данном этапе полномочия конституционных судей региона не ограничиваются. Каждый субъект индивидуален и определяет правовой статус суда в зависимости от национального и культурного исторического развития. В любом случае образование вышеназванных органов в каждом регионе – мощный толчок на пути к становлению гражданского общества и правового государства.

Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации по вопросам организации местного самоуправления: понятие, виды, место и роль в системе правового регулирования (на примере г. Москвы)

При определении места и роли нормативных правовых субъектов РФ в системе правового регулирования общественных отношений, возникающих в области местного самоуправления, необходимо прежде всего отталкиваться от требований п. «н» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ о том, что установление общих принципов организации системы органов местного самоуправления отнесено к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов. Это означает, что по ним издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ (ч. 2 ст. 76 Конституции РФ).

На основе приведенных конституционных норм в ч. 1 ст. 4 Закона об общих принципах организации местного самоуправления закреплено положение о том, что правовую основу местного самоуправления составляют общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, Конституция РФ, федеральные конституционные законы, указанный федеральный закон и другие федеральные законы, а также издаваемые в соответствии с ними конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ.

Исходя из приведенных выше конституционных положений об отнесении вопросов установления общих принципов организации системы органов местного самоуправления к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, в Законе об общих принципах организации местного самоуправления определены вопросы, подлежащие правовому регулированию законами субъектов РФ. В частности, только такими законами должны:

  • — определяться перечни муниципальных районов и городских округов (ч. 7 ст. 7) [1] ;
  • — устанавливаться перечни муниципальных районов и городских округов, в которых проведение экспертизы муниципальных нормативных правовых актов, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности, является обязательным, а также определяться критерии включения муниципальных районов и городских округов в указанные перечни (ч. 7 ст. 7);
  • — определяться границы поселений и перечень населенных пунктов, входящих в состав территорий этих поселений (п. 6.1 ч. 1 ст. 11);
  • — муниципальные образования наделяться статусом городского, сельского поселения, муниципального района, городского округа, городского округа с внутригородским делением, внутригородского района, внутригородской территории городов федерального значения (ч. 1.1 ст. 10);
  • — устанавливаться границы территорий муниципальных образований (ч. 2 ст. 10);
  • — определяться порядок изменения границ, преобразования или упразднения муниципальных образований (ч. 3 ст. 10);
  • — преобразовываться муниципальные образования, в том числе по инициативе населения, и определяться порядок реализации такой инициативы (ч. 2 ст. 13);
  • — создаваться вновь образованные поселения на межселенных территориях по инициативе населения, выдвинутой на сходе граждан (ч. 1 ст. 13.2);
  • — устанавливаться дополнительные вопросы местного значения городских округов с внутригородским делением с передачей необходимых для их осуществления материальных ресурсов и финансовых средств (ч. 3 ст. 16);
  • — определяться состав муниципального имущества внутригородских районов в соответствии с перечнем вопросов местного значения, установленным для внутригородских районов рассматриваемым законом и законами субъектов РФ (ч. 4 ст. 16.2);
  • — определяться источники доходов местных бюджетов внутригородских районов исходя из необходимости сохранения единства городского хозяйства (ч. 5 ст. 16.2);
  • — устанавливаться требования, за исполнением которых в том числе предусмотрено осуществление муниципального контроля (ч. 1 ст. 17.1);
  • — регламентироваться случаи и порядок дополнительного финансирования финансовых обязательств, возникающих в связи с решением вопросов местного значения за счет средств бюджетов субъектов РФ (ч. 2 ст. 18);
  • — закрепляться основания и порядок наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по вопросам, не отнесенным к вопросам местного значения, порядок финансового обеспечения отдельных государственных полномочий за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из бюджетов субъектов РФ, а также требования, предъявляемые к содержанию закона субъекта РФ, предусматривающего наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями (ст. 19);
  • — устанавливаться в соответствии с федеральным законом гарантии нрав граждан на участие в местном референдуме, а также порядок подготовки и проведения местного референдума (ч. 10 ст. 22);
  • — определяться в соответствии с федеральным законом гарантии избирательных прав граждан при проведении муниципальных выборов, порядок назначения, подготовки, проведения, установления итогов и определения результатов муниципальных выборов, виды избирательных систем, которые могут применяться при проведении муниципальных выборов, и порядок их применения (ч. 3 ст. 23);
  • — регламентироваться в соответствии с требованиями федерального законодательства полномочия главы местной администрации (ч. 6 ст. 43);
  • — закрепляться полномочия органов государственной власти субъектов РФ по взаимодействию с советами муниципальных образований (ч. 1 ст. 66);
  • — регламентироваться правовые основы осуществления государственного контроля (надзора) за деятельностью органов и должностных лиц местного самоуправления органами исполнительной власти субъектов РФ (ч. 2 ст. 77);
  • — устанавливаться перечень вопросов местного значения, источники доходов местных бюджетов, состав муниципального имущества, внутригородских муниципальных образований городов федерального значения исходя из необходимости сохранения единства городского хозяйства (ст. 79);
  • — регламентироваться основания и порядок привлечения к административной ответственности за непредоставление материалов и информации, необходимых для формирования проекта соответствующего местного бюджета (ч. 6 ст. 84), и др.
Читайте так же:  Медицинская страховка по всему миру

В Законе об общих принципах организации местного самоуправления также находят свое отражение диспозитивные нормы, определяющие те группы общественных отношений в области организации местного самоуправления, которые могут регулироваться законами субъектов РФ. В частности, таким законами могут устанавливаться:

  • — дополнительные вопросы местного значения городских округов с внутригородским делением с передачей необходимых для их осуществления материальных ресурсов и финансовых средств (ч. 3 ст. 16);
  • — полномочия органов местного самоуправления по решению отдельных вопросов местного значения, а также осуществляться перераспределение полномочий между органами местного самоуправления и органами государственной власти субъекта РФ (ст. 17) [2] ;
  • — условия применения видов избирательных систем в муниципальных образованиях в зависимости от численности в них избирателей, вида муниципального образования и других обстоятельств (ч. 3.1 ст. 23) и др.

Для определения места и роли нормативных правовых актов субъектов РФ в системе правового регулирования общественных отношений, возникающих в области местного самоуправления, важное значение имеют закрепленные в ст. 7 Закона об общих принципах организации местного самоуправления следующие наиболее принципиальные положения, определяющие соотношение нормативных правовых актов субъектов РФ по вопросам организации местного самоуправления и муниципальных правовых актов:

  • — муниципальные правовые акты не должны противоречить, в том числе конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов РФ (ч. 4);
  • — вопрос о соответствии закона или иного нормативного правового акта субъекта РФ по вопросам организации местного самоуправления и (или) установления прав, обязанностей и ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления Конституции РФ, федеральным конституционным законам, федеральным законам, договорам о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными и региональными органами государственной власти, в том числе по инициативе органа местного самоуправления, подлежит разрешению соответствующим судом (ч. 5). До вступления в силу решения суда по такого рода вопросам принятие муниципальных правовых актов, противоречащих соответствующим положениям закона или иного нормативного правового акта субъекта РФ, не допускается;
  • — в целях выявления положений, необоснованно затрудняющих осуществление предпринимательской и инвестиционной деятельности, подлежат экспертизе, проводимой органами местного самоуправления соответствующих муниципальных образований, муниципальные нормативные правовые акты городских округов (городских округов с внутригородским делением), являющихся административными центрами субъектов РФ, а также иных городских округов и муниципальных районов, включенных в соответствующий перечень законом субъекта РФ (ч. 6).

Системно-правовой анализ позволяет сделать вывод о наличии в большинстве субъектов РФ, в том числе в Москве, достаточной нормативной правовой базы для регулирования общественных отношений в области организации местного самоуправления.

Устав города Москвы наряду с конституциями (уставами) других субъектов РФ объявлен Основным законом г. Москвы, нормативным правовым актом, имеющим высшую юридическую силу по отношению к другим законам, правовым актам органов государственной власти данного субъекта РФ и органов местного самоуправления, их должностных лиц (ст. 10).

Значительное внимание в Уставе уделяется правовой регламентации основ организации местного самоуправления в столице Российской Федерации. Так, в ст. 6 и 7 Устава, во многом с учетом уже упоминавшихся выше формулировок Конституции РФ и федерального законодательства, определяются понятие, формы и принципы осуществления местного самоуправления в Москве.

Рассматриваемым проблемам посвящена также гл. 9 «Организация местного самоуправления в городе Москве». В ней закрепляются территориальные основы организации местного самоуправления (ст. 54); особенности правового регулирования организации местного самоуправления (сг. 55); порядок наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями (ст. 56); гарантии осуществления деятельности органов местного самоуправления (ст. 57); основы взаимодействия органов местного самоуправления и органов государственной власти г. Москвы (ст. 58).

К числу законов по вопросам организации местного самоуправления следует отнести законы города Москвы:

  • — от 5 июля 1995 года № 13-47 «О территориальном делении города Москвы»;
  • — от 6 ноября 2002 г. № 56 «Об организации местного самоуправления в городе Москве»;
  • — от 15 октября 2003 г. № 59 «О наименованиях и границах внутригородских муниципальных образований в городе Москве»;
  • — от 14 июля 2004 г. № 50 «О порядке наделения органов местного самоуправления внутригородских муниципальных образований в городе Москве отдельными полномочиями города Москвы (государственными полномочиями)»;
  • — от 6 июля 2005 г. № 38 «Избирательный кодекс города Москвы»;
  • — от 18 апреля 2007 г. № 11 «О референдумах в городе Москве»;
  • — от 22 октября 2008 г. № 50 «О муниципальной службе в городе Москве»;
  • — от 25 ноября 2009 г. № 9 «О гарантиях осуществления полномочий лиц, замещающих муниципальные должности в городе Москве»;
  • — от 28 июля 2011 г. № 36 «Об особенностях организации местного самоуправления в муниципальных образованиях, включенных в состав внутригородской территории города Москвы в результате изменения границ города Москвы, и о внесении изменений в статью 1 Закона города Москвы “Об организации местного самоуправления в городе Москве”» и др.

Общественные отношения в области организации местного самоуправления подлежат правовому регулированию не только конституциями (уставами) и законами, но и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ. К их числу следует отнести прежде всего подзаконные акты органов исполнительной власти субъектов РФ. Например, в соответствии с Уставом города Москвы (ч. 1 ст. 48) к правовым актам органов исполнительной власти и должностных лиц органов исполнительной власти города относятся постановления и распоряжения правительства Москвы, распоряжения и приказы заместителя мэра Москвы в правительстве Москвы — руководителя аппарата мэра и правительства Москвы, распоряжения и приказы отраслевых, функциональных и территориальных органов исполнительной власти города Москвы.

Примерами таких актов в области организации местного самоуправления могут являться:

  • — постановление правительства Москвы от 27 ноября 2007 г. № 1028-ПП «О Городской целевой программе государственной поддержки и развития местного самоуправления в городе Москве на 2008—2010 годы»;
  • — постановление Правительства Москвы от 24 февраля 2010 г. № 157-ПП «О полномочиях территориальных органов исполнительной власти города Москвы»;
  • — постановление Правительства Москвы от 18 мая 2010 г. № 420-ПП «О ходе реализации Городской целевой программы государственной поддержки и развития местного самоуправления в городе Москве на 2008— 2010 гг. и концепции Городской целевой программы государственной поддержки и развития местного самоуправления в городе Москве на 2011 — 2013 гг.»;
  • — постановление Правительства Москвы от 17 декабря 2013 г. № 853-ПП «Об утверждении порядков предоставления межбюджетных трансфертов из бюджета города Москвы бюджетам внутригородских муниципальных образований»;
  • — постановление Правительства Москвы от 8 декабря 2015 г. № 850-ПП «Об утверждении Порядка предоставления субсидий из бюджета города Москвы бюджетам городских округов и поселений в целях софинансирова- ния расходных обязательств указанных внутригородских муниципальных образований в сфере жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства»;
  • — распоряжение Правительства Москвы от 31 декабря 2010 г. № 2653-РП «О создании Координационного совета по развитию самоуправления в жилищной сфере города Москвы»;
  • — приказ Департамента финансов г. Москвы от 11 февраля 2014 г. № 20 «Об организации работы но реализации постановления Правительства Москвы от 17 декабря 2013 г. № 853-ПП»;
  • — приказ Департамента финансов г. Москвы от 5 февраля 2016 г. № 17 «О Порядке взыскания в доход бюджета города Москвы неиспользованных остатков межбюджетных трансфертов, полученных в форме субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, предоставленных внутригородским муниципальным образованиям из бюджета города Москвы» и др.
  • [1] Согласно требованиям, содержащимся в ч. 2 ст. 4 Федерального закона от 30 декабря2015 г. № 447-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РоссийскойФедерации по вопросам оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов и экспертизы нормативных правовых актов» законы субъектов РФ по указаннымвопросам должны быть ими приняты до 1 января 2017 г.
  • [2] При этом в ч. 1.2 ст. 17 данного закона указано на то, что не допускается отнесениек полномочиям органов государственной власти субъекта РФ полномочий органов местного самоуправления в сферах управления муниципальной собственностью, формирования, утверждения и исполнения местного бюджета, осуществления охраны общественногопорядка, установления структуры органов местного самоуправления, изменения границ территории муниципального образования и др.