Пояснительная записка по чтению школа 2100

Рабочая программа «Литературное чтение» 3 класс. Образовательная система «Школа 2100».

Программа Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина. Литературное чтение.

Образовательная система «Школа 2100».

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа «Литературное чтение» 3 класс. Образовательная система «Школа 2100».»

2015-2016 УЧЕБНЫЙ ГОД

Программа Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина. Литературное чтение.

Образовательная система «Школа 2100». Сборник программ для 4-летней начальной школы: М: Баласс, 2012

Учебное пособие Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева. Литературное чтение

Учебник для 3 класса.

Рекомендовано Министерством образования и науки РФ

Количество часов за год – 136 ч.

Программа разработана учителем начальных классов Т.В. Спекторенко

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта, начального общего образования, основной образовательной программы МАОУ СОШ №, примерной программы начального общего образования, авторской программы Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевй.

Грамотный читатель – это человек, у которого есть стойкая привычка к чтению, сформирована душевная и духовная потребность в нем как средстве познания мира и самопознания. Это человек, владеющий техникой чтения, приёмами понимания прочитанного, знающий книги и умеющий их самостоятельно выбирать.

Цель уроков чтения в начальной школе — научить детей читать художественную литературу, подготовить к ее систематическому изучению в средней школе, вызвать интерес к чтению и заложить основы формирования грамотного читателя.

Достижение этой цели предполагает решение следующих задач:

— формирование техники чтения и приемов понимания текста — правильного типа читательской деятельности; одновременно развитие интереса к самому процессу чтения; потребности читать;

— введение детей через литературу в мир человеческих отношений, нравственных ценностей; воспитание личности со свободным и независимым мышлением;

— приобщение детей к литературе как искусству слова, к пониманию того, что делает литературу художественной, через введение элементов литературоведческого анализа текстов и практическое ознакомление с отдельными теоретико-литературными понятиями;

— развитие устной и письменной речи (в том числе значительное обогащение словаря); развитие творческих способностей детей.

Общая характеристика курса

В 3 классе дети, которые уже знакомы с двумя источниками чтения – фольклором и современной детской литературой, открывают для себя мир литературы во всем его многообразии и читают произведения детской и доступной «взрослой» литературы разных жанров: рассказы, повести (в отрывках), сказки, лирические и сюжетные стихотворения, поэму, пьесу-сказку. Здесь находят свою реализацию принцип жанрового разнообразия и принцип оптимального соотношения произведений детской литературы и текстов, вошедших в круг детского чтения из литературы «взрослой». Произведения, включённые в учебник для 3-го кл., позволяют показать детям мир литературы во всём его многообразии: классику русской и зарубежной детской литературы, произведения русских писателей и поэтов XX в., доступные для детского чтения; современную детскую литературу.

Место предмета в базисном учебном плане

В соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными программами начального общего образования предмет «Литературное чтение» изучается в 3 классе по четыре часа в неделю. Общий объём учебного времени составляет 136 часов. Региональный компонент — 20 часов.

Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

Ценность жизни – признание человеческой жизни величайшей ценностью, что реализуется в отношении к другим людям и к природе.

Ценность добра – направленность на развитие и сохранение жизни через сострадание и милосердие, как проявление любви.

Ценность свободы, чести и достоинствакак основа современных принципов и правил межличностных отношений.

Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.

Ценность красоты и гармонии основа эстетического воспитания через приобщение ребёнка к литературе как виду искусства. Это ценность стремления к гармонии, к идеалу.

Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений. Приоритетность знания, установления истины, само познание как ценность – одна из задач образования, в том числе литературного.

Ценность семьи Семья – первая и самая значимая для развития социальная и образовательная среда. Содержание литературного образования способствует формированию эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, чувства любви, благодарности, взаимной ответственности.

Ценность труда и творчестваТруд – естественное условие человеческой жизни, состояние нормального человеческого существования. Особую роль в развитии трудолюбия ребёнка играет его учебная деятельность. В процессе её организации средствами учебного предмета у ребёнка развиваются организованность, целеустремлённость, ответственность, самостоятельность, формируется ценностное отношение к труду в целом и к литературному труду в частности.

Ценность гражданственности – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своей страны. Привитие через содержание предмета интереса к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета

Личностными результатами изучения предмета «Литературное чтение» являются следующие умения и качества:

эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;

эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;

чувство прекрасного – умение воспринимать красоту природы, бережно относиться ко всему живому; чувствовать красоту художественного слова, стремиться к совершенствованию собственной речи;

любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре, истории;

понимание ценности семьи, чувства уважения, благодарности, ответственности по отношению к своим близким;

интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;

наличие собственных читательских приоритетов и уважительное отношение к предпочтениям других людей;

ориентация в нравственном содержании и смысле поступков – своих и окружающих людей;

этические чувства – совести, вины, стыда – как регуляторы морального поведения.

Средством достижения этих результатов служат тексты литературных произведений, вопросы и задания к ним, авторские тексты – диалоги постоянно действующих героев; технология продуктивного чтения.

Метапредметными результатами изучения курса «Литературное чтение» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

самостоятельно формулировать тему и цели урока;

составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;

в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Средством формирования регулятивных УУД служит технология продуктивного чтения и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;

пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;

извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст– иллюстрация, таблица, схема);

перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

пользоваться словарями, справочниками;

осуществлять анализ и синтез;

устанавливать причинно-следственные связи;

Средством развития познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат; технология продуктивного чтения.

оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;

адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.

высказывать и обосновывать свою точку зрения;

слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

Предметными результатами изучения курса «Литературное чтение» является сформированность следующих умений:

воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;

осознанно, правильно, выразительно читать вслух;

самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, ключевым словам;

самостоятельно читать про себя незнакомый текст, проводить словарную работу;

делить текст на части, составлять простой план;

самостоятельно формулировать главную мысль текста;

находить в тексте материал для характеристики героя;

подробно и выборочно пересказывать текст;

составлять рассказ характеристику героя;

составлять устные и письменные описания;

по ходу чтения представлять картины, устно выражать (рисовать) то, что представили;

высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста (что понравилось из прочитанного и почему);

относить произведения к жанрам рассказа, повести, пьесы по определённым признакам;

различать в прозаическом произведении героев, рассказчика и автора;

видеть в художественном тексте сравнения, эпитеты, олицетворения;

соотносить автора, название и героев прочитанных произведений.

Содержание учебного предмета

136 ч (4 часа в неделю)

Тематика — 136 ч (4 часа в неделю)

Прощание с летом Стихи Б. Заходера, К. Бальмонта, рассказы В. Драгунского, Э. Успенского о лете.

Летние путешествия и приключенияСтихи Ю. Кима, рассказы и отрывки из повестей К. Паустовского, С. Голицына, И. Дика, Б. Емельянова, М. Твена о летних поездках и походах, об интересных и полезных делах, о романтике летних игр и приключений.

Природа летом Стихи С. Есенина, И. Бунина, Б. Пастернака, рассказы и отрывки из повестей И. Тургенева, А. Чехова, А. Толстого, М. Пришвина, В. Бианки о красоте и поэзии летней природы.

Уроки и переменкиСтихи Б. Заходера, О. Григорьева, отрывки из повестей Л. Гераскиной, Г. Куликова, Э. Успенского о школьной жизни, о дружбе, о необычных, но очень увлекательных уроках.

«Глухая пора листопада. » Стихи А. Пушкина, Ф. Тютчева, К. Бальмонта, Д. Самойлова, Г. Сапгира, рассказы К. Паустовского о красоте и поэзии осенней природы, о многообразии осенних красок.

«И кот ученый свои мне сказки говорил. » Русские народные сказки. Литературные сказки Ш. Перро, Г. X. Андерсена, А. Волкова, пьеса сказка С. Маршака, стихи о сказках и волшебстве.

«Поет зима, аукает. » Стихи К. Бальмонта, С. Есенина, Б. Пастернака, И. Бродского, Д. Самойлова, А. Башлачёва, Ю. Мориц, А. Барто, рассказы В. Бианки, В. Драгунского о красоте зимней природы, её красках и звуках, о новогоднем празднике.

Животные в нашем доме Стихи В. Берестова, Ю. Мориц, Г. Сапгира, рассказы Д. Мамина Сибиряка, Ю. Коваля, Ю. Коринца, В. Драгунского о животных, их повадках, характерах, о дружбе людей

Мы с мамой и папой Стихи А. Барто, С. Маршака, Э. Успенского, рассказы И. Дика, В. Драгунского, Ю. Коринца о семье, о детях и родителях, о взаимоотношениях и взаимопонимании в семье, о серьёзных проблемах и счастливых днях.

«Наполним музыкой сердца. » Стихи для детей О. Мандельштама, рассказы и отрывки из повестей И. Тургенева, В. Короленко, К. Паустовского, маленькие сказки Г. Цыферова о музыкантах и музыке, о роли искусства в человеческой жизни, о влиянии музыки на душу человека.

День смеха Весёлые юмористические стихи Г. Сапгира, Ю. Мориц, О. Григорьева, Ю. Владимирова, рассказ В. Драгунского, отрывок из повести Э. Успенского о весёлых людях и событиях, о чувстве юмора.

«О весна, без конца и без краю…» Стихотворения о природе А. Макаревича «Снег…», А. Блока «Ветер принес издалека…». Озорные стихотворения о весне В. Маяковского «Тучкины штучки», О. Мандельштама «Калоша», С. Черного «Зеленые стихи».

День Победы Стихи о войнеВ. Высоцкого «Он не вернулся из боя», Б. Окуджавы «Король», А. Твардовского «Я знаю, никакой моей вины….».

Читайте так же:  Где оплатить налог на имущество физических лиц сбербанк

Родная земля Стихи о Родине Б. Окуджавы «Песенка об Арбате», Г. Цыферова фрагмент из книги «Ты, Россия моя».

Резервный урок, урок итогового контроля

Рабочая программа по чтению (2 класс) на тему:
Рабочая программа по литературному чтению УМК «Школа 2100» (2 класс)

Рабочая программа по литературному чтению УМК «Школа 2100» Авторы: Р.Н.Бунеев, Е.В. Бунеева (2 класс)

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №687 г.Москвы

Рассмотрено на заседании МО Согласовано «Утверждаю»

«____» сентября 2014 г. «____» сентября 2014 г. Директор ГБОУ СОШ № 687

Руководитель МО______(Л.П.Боровик) Зам.директора по УВР ____________(Н.Д.Акимова)

_________________(Т.В. Бодрова) «____» сентября 2014 г.

по литературному чтению

на 2014/2015 уч.г

(Образовательная система «Школа 2100»

Авторы: Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева)

учитель начальных классов

Коротова Елена Геннадьевна

I ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и примерной программы «Литературное чтение» Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева ОС «Школа 2100».

Формирование функционально грамотных людей – одна из важнейших задач современной школы. Основы функциональной грамотности закладываются в начальных классах, где идет интенсивное обучение различным видам речевой деятельности – чтению и письму, говорению и слушанию. Поэтому литературное чтение наряду с русским языком – один из основных предметов в системе подготовки младшего школьника.

Цель уроков литературного чтения – формирование читательской компетенции младшего школьника. В начальной школе необходимо заложить основы формирования грамотного читателя. Достижение этой цели предполагает решение следующих задач :

1) формирование техники чтения и приёмов понимания и анализа текста – правильного типа читательской деятельности; одновременное развитие интереса к самому процессу чтения, потребности читать;

2) введение детей через литературу в мир человеческих отношений, нравственно-этических ценностей; воспитание личности со свободным и независимым мышлением; формирование эстетического вкуса;

3) развитие устной и письменной речи (в том числе значительное обогащение словаря), овладение речевой и коммуникативной культурой; развитие творческих способностей детей;

4) приобщение детей к литературе как искусству слова, к пониманию того, что делает литературу художественной, – через введение элементов анализа текстов (в том числе средств выразительности) и практическое ознакомление с отдельными теоретико-литературными понятиями.

1.2 Общая характеристика учебного предмета

В курсе литературного чтения реализуются следующие сквозные

линии развития учащихся средствами предмета.

Линии, общие с курсом русского языка:

1) овладение функциональной грамотностью на уровне предмета

(извлечение, преобразование и использование текстовой информации);

2) овладение техникой чтения, приёмами понимания и анализа

3) овладение умениями, навыками различных видов устной и

Линии, специфические для курса «Литературное чтение»:

4) определение и объяснение своего эмоционально-оценочного

отношения к прочитанному;

5) приобщение к литературе как искусству слова;

6) приобретение и первичная систематизация знаний о литературе, книгах, писателях.

В программе за основу взят традиционный тематический принцип группировки материала, однако в реализации этого принципа есть свои особенности. Все учебники объединены внутренней логикой. Суть её заключается в следующем.

Во 2-м классе мир, который открывают для себя дети, расширяется. Читая произведения фольклора народов России и мира (сказки, былины, загадки, песенки, пословицы и поговорки) и авторские сказки, второклассники как бы выходят в «единое духовное пространство» и узнают, что мир велик и многообразен и в то же время един. Когда бы и где бы ни жили люди, в произведениях фольклора разных народов отчётливо видно, что в человеке всегда ценились трудолюбие и патриотизм, ум и доброта, храбрость и достоинство, сила чувств и верность, а неприятие вызывали леность, скупость, глупость, трусость, зло. Для этого в учебник специально включены, например, сказки разных народов, имеющие сходные названия, сюжет, главную мысль.

Интерес к самому процессу чтения тесно связан с его мотивированностью. Как же сделать чтение мотивированным? Как реализовать принцип идейно художественной значимости для ребёнка того, что он читает, то есть связать литературу с жизнью детей, с их вкусами, интересами, потребностями? В учебниках это достигается с помощью «сквозных» персонажей и построения системы уроков литературного чтения в форме эвристической беседы.

Во 2-м классе «сквозные герои» учебника – второклассник Саша и сказочный человечек Афанасий. Афанасий – знаток и любитель книг, они с Сашей путешествуют в сказки; Саша задаёт Афанасию вопросы, и тот отвечает или помогает найти ответ, рассказывает, читает весёлые стихи, песенки и считалки, загадывает загадки. Таким образом, система уроков литературного чтения во 2-м классе – это игра-путешествие.

Программа предусматривает и организацию самостоятельного домашнего чтения детей, и уроки внеклассного чтения, главное отличие которых состоит в том, что на этих уроках дети работают не с учебником-хрестоматией, а с детской книгой. Главная особенность системы внеклассного чтения заключается в том, что дети читают «в рамках учебников», то есть другие рассказы или стихи авторов данного раздела, остальные главы из повести, которые не включены в данный раздел, и т.д. Так реализуется принцип целостного восприятия художественного произведения. Уроки внеклассного чтения проводятся после окончания работы над каждым разделом. Отбор произведений и темы этих уроков – индивидуальное дело учителя. В конце каждого учебника приводится примерный список книг для самостоятельного чтения, которые можно использовать на уроках внеклассного чтения.

Для заучивания наизусть рекомендуются все стихотворения, включённые в учебники, а также небольшие (от 3–4 до 7–8 предложений) отрывки прозы по выбору учителя. В случае если количество и объем стихотворений покажутся учителю слишком большими, дети могут учить одно из 2–3 стихотворений по собственному выбору.

На уроках литературного чтения ведущей является технология формирования типа правильной читательской деятельности (технология продуктивного чтения), обеспечивающая формирование читательской компетенции младших школьников.

Технология включает в себя три этапа работы с текстом.

I этап. Работа с текстом до чтения.

1. Антиципация (предвосхищение, предугадывание предстоящего чтения).

Определение смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста, выделение его героев по названию произведения, имени автора, ключевым словам, предшествующей тексту иллюстрации с опорой на читательский опыт.

2. Постановка целей урока с учетом общей (учебной, мотивационной, эмоциональной, психологической) готовности учащихся к работе.

II этап. Работа с текстом во время чтения.

1 . Первичное чтение текста . Самостоятельное чтение в классе, или чтение-слушание, или комбинированное чтение (на выбор учителя) в соответствии с особенностями текста, возрастными и индивидуальными возможностями учащихся.

Выявление первичного восприятия (с помощью беседы, фиксации первичных впечатлений, смежных видов искусств – на выбор учителя).

Выявление совпадений первоначальных предположений учащихся с содержанием, эмоциональной окраской прочитанного текста.

2. Перечитывание текста . Медленное «вдумчивое» повторное чтение (всего текста или его отдельных фрагментов). Анализ текста (приёмы: диалог с автором через текст, комментированное чтение, беседа по прочитанному, выделение ключевых слов и проч.).

Постановка уточняющего вопроса к каждой смысловой части.

3. Беседа по содержанию в целом . Обобщение прочитанного. Постановка к тексту обобщающих вопросов.

Обращение (в случае необходимости) к отдельным фрагментам текста, выразительное чтение.

III этап. Работа с текстом после чтения.

1. Концептуальная (смысловая) беседа по тексту . Коллективное обсуждение прочитанного, дискуссия. Соотнесение читательских интерпретаций (истолкований, оценок) произведения с авторской позицией. Выявление и формулирование основной идеи текста или совокупности его главных смыслов.

2. Знакомство с писателем . Рассказ о писателе. Беседа о личности писателя. Работа с материалами учебника, дополнительными источниками.

3. Работа с заглавием, иллюстрациями . Обсуждение смысла заглавия. Обращение учащихся к готовым иллюстрациям. Соотнесение видения художника с читательским представлением.

4. (Творческие) задания, опирающиеся на какую-либо сферу читательской деятельности учащихся (эмоции, воображение, осмысление содержания, художественной формы).

1.3 Описание места учебного предмета в учебном плане

В соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными программами начального общего образования предмет «Литературное чтение» изучается во 2 классе по 4 часа в неделю всего 136 часов.

1.4 Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

Ценность жизни – признание человеческой жизни величайшей ценностью, что реализуется в отношении к другим людям и к природе.

Ценность добра – направленность на развитие и сохранение жизни

через сострадание и милосердие как проявление любви.

Ценность свободы , чести и достоинства как основа современных принципов и правил межличностных отношений.

Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности

жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства.

Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты

художественных и научно-популярных произведений литературы.

Ценность красоты и гармонии – основа эстетического воспитания через приобщение ребёнка к литературе как виду искусства. Это ценность стремления к гармонии, к идеалу.

Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений. Приоритетность знания, установления истины, самопознание как ценность – одна из задач образования, в том числе литературного.

Ценность семьи . Семья – первая и самая значимая для развития социальная и образовательная среда. Содержание литературного образования способствует формированию эмоционально-позитивного

отношения к семье, близким, чувства любви, благодарности, взаимной ответственности.

Ценность труда и творчества . Труд – естественное условие человеческой жизни, состояние нормального человеческого существования. Особую роль в развитии трудолюбия ребёнка играет его учебная деятельность. В процессе её организации средствами учебного предмета у ребёнка развиваются организованность, целеустремлённость,

ответственность, самостоятельность, формируется ценностное отношение к труду в целом и к литературному труду в частности.

Ценность гражданственности – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своей страны. Привитие через содержание предмета интереса к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.

Пояснительная записка литературное чтение УМК » Школа2100″


Пояснительная записка.

Рабочая программа по литературному чтению «Школа 2100» составлена на основе:

Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утверждён приказом от 06 октября 2009 года №373 (зарегистрирован Минюстом России 22 декабря 2009 года №15785)

В соответствии с примерной основной образовательной программой системы «Школа 2100»в 2-книгах/ Под научной редакцией Д.И. Фельдштейна. – М.:Баласс,2011.

Примерные программы начального общего образования. ФГОС, Москва, Просвещение, 2009

Программа Р.Н.Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В.Пронина. «Обучение грамоте».Р.Н.Бунеев, Е.В. Бунеева. «Чтение и литературное образование».Образовательная система «Школа 2100». Сборник программ. – М.: Баласс. Издательский дом РАО.2006

Учебного плана ГБОУ школа №644 на 2015-2016 учебный год.

Цели и задачи изучения учебного предмета.

Цель уроков литературного чтения – формирование читательской компетенции младшего школьника. В начальной школе необходимо заложить основы формирования грамотного читателя. Грамотный читатель – это человек, у которого есть стойкая привычка к чтению, сформирована душевная и духовная потребность в нем как средстве познания мира и самопознания. Это человек, владеющий техникой чтения, приёмами понимания прочитанного, знающий книги и умеющий их самостоятельно выбирать. Достижение этой цели предполагает решение следующих задач :

формирование техники чтения и приёмов понимания и анализа текста – правильного типа читательской деятельности; одновременное развитие интереса к самому процессу чтения, потребности читать;

введение детей через литературу в мир человеческих отношений, нравственно-этических ценностей; воспитание личности со свободным и независимым мышлением; формирование эстетического вкуса;

Читайте так же:  Заявление в избирательную комиссию кировской области

развитие устной и письменной речи (в том числе значительное обогащение словаря), овладение речевой и коммуникативной культурой; развитие творческих способностей детей;

приобщение детей к литературе как искусству слова, к пониманию того, что делает литературу художественной, – через введение элементов анализа текстов (в том числе средств выразительности) и практическое ознакомление с отдельными теоретико-литературными понятиями.

В курсе литературного чтения реализуются следующие сквозные линии развития учащихся средствами предмета.

Линии, общие с курсом русского языка:

овладение функциональной грамотностью на уровне предмета (извлечение, преобразование и использование текстовой информации);

овладение техникой чтения, приёмами понимания и анализа текстов;

овладение умениями, навыками различных видов устной и письменной речи.

Линии, специфические для курса «Литературное чтение»:

определение и объяснение своего эмоционально-оценочного отношения к прочитанному;

приобщение к литературе как искусству слова;

приобретение и первичная систематизация знаний о литературе, книгах, писателях.

Для достижения целей обучения и решения поставленных задач используется УМК по литературному чтению: учебники «Литературное чтение» (3-й класс – «В одном счастливом детстве», в 2-х ч.; 4-й класс – «В океане света», в 2-х ч.), а также методические рекомендации для учителя и «Тетради по литературному чтению» для учащихся.

В программе за основу взят традиционный тематический принцип группировки материала, однако в реализации этого принципа есть свои особенности. Все учебники объединены внутренней логикой. Суть её заключается в следующем.

В 4-м классе дети получают целостное представление об истории русской детской литературы, о писателях и их героях, о темах и жанрах. Тексты расположены в хронологической последовательности, для того чтобы у детей возникло первоначальное представление об истории литературы как процессе, о связи содержания произведения со временем его написания, с личностью автора и его жизнью, о соотношении конкретно исторического и общечеловеческого. Содержание учебника, система вопросов и заданий позволяют повторить и систематизировать прочитанное в 1–4-м классах, составить представление о многообразии творчества писателей. За 4 года обучения в начальной школе дети неоднократно обращаются к произведениям А. Барто, В. Берестова, Е. Благининой, Ю. Владимирова, А. Волкова, О. Григорьева, В. Драгунского, Б. Заходера, Ю. Коваля, С. Козлова, Ю. Коринца, С. Маршака, Н. Матвеевой, В. Маяковского, Ю. Мориц, Э. Мошковской, Г. Остера, К. Паустовского, М. Пришвина, А. Пушкина, Г. Сапгира, А. Н. Толстого, Э. Успенского, Д. Хармса, Г. Цыферова, Саши Чёрного, А. Чехова и др. Они читают их произведения, написанные в различных жанрах, разнообразные по тематике, предназначенные для читателей разного возраста. В 4-м классе дети видят связь судьбы писателя и его творчества с историей детской литературы.

Интерес к самому процессу чтения тесно связан с его мотивированностью. Как же сделать чтение мотивированным? Как реализовать принцип идейно-художественной значимости для ребёнка того, что он читает, то есть связать литературу с жизнью детей, с их вкусами, интересами, потребностями? В учебниках это достигается с помощью «сквозных» персонажей и построения системы уроков литературного чтения в форме эвристической беседы.

Общая характеристика учебного предмета.

В 4- м класс е дет и получаю т целостно е представлени е о б истории русско й детско й литературы , о писателя х и и х героях , о тема х и жан рах . Учебни к « В океан е света » – эт о кур с русско й детско й литературы XVII–XX I вв . дл я уроко в литературног о чтения . Текст ы расположены в хронологическо й последовательности , дл я тог о чтоб ы у дете й воз никл о первоначально е представлени е о б истори и литератур ы ка к про цессе , о связ и содержани я произведени я с о времене м ег о написания , с личность ю автор а и ег о жизнью , о соотношени и конкретно- историческог о и общечеловеческого . Содержани е учебник а « В океане света» , систем а вопросо в и задани й позволяю т повторит ь и системати зироват ь прочитанно е в 1–4- м классах , составит ь представлени е о многообрази и творчеств а писателей . Так , например , в 1- м класс е дети читаю т стих и С.Я . Маршак а дл я малышей , в о 2- м класс е – ег о перево д ы народны х песено к и сказк и Иван а Франко ; в 3- м класс е – пьесу , в 4- м класс е – статью-эсс е о Михаил е Пришвине , перевод ы и з зарубеж но й поэтическо й классик и (Киплинг , Бёрнс) . Таки м образом , одни м из ведущих принципов отбора и расположения материала, помимо названны х выше , являетс я монографически й принцип .

III. Место предметав учебном плане.

На изучение предмета «Литературное чтение» в 4 классе выделяется 102ч (3 часа в неделю)

Информация об используемом УМК (особенности его содержания и структуры).

Для достижения целей обучения и решения поставленных задач используется УМК по литературному чтению: учебники «Литературное чтение» (3-й класс – «В одном счастливом детстве», в 2-х ч.; 4-й класс – «В океане света», в 2-х ч.), а также методические рекомендации для учителя и «Тетради по литературному чтению» для учащихся. В программе за основу взят традиционный тематический принцип группировки материала, однако в реализации этого принципа есть свои особенности. Все учебники объединены внутренней логикой. Суть её заключается в следующем.

В 4-м классе дети получают целостное представление об истории русской детской литературы, о писателях и их героях, о темах и жанрах. Тексты расположены в хронологической последовательности, для того чтобы у детей возникло первоначальное представление об истории литературы как процессе, о связи содержания произведения со временем его написания, с личностью автора и его жизнью, о соотношении конкретно исторического и общечеловеческого. Содержание учебника, система вопросов и заданий позволяют повторить и систематизировать прочитанное в 1–4-м классах, составить представление о многообразии творчества писателей. За 4 года обучения в начальной школе дети неоднократно обращаются к произведениям А. Барто, В. Берестова, Е. Благининой, Ю. Владимирова, А. Волкова, О. Григорьева, В. Драгунского, Б. Заходера, Ю. Коваля, С. Козлова, Ю. Коринца, С. Маршака, Н. Матвеевой, В. Маяковского, Ю. Мориц, Э. Мошковской, Г. Остера, К. Паустовского, М. Пришвина, А. Пушкина, Г. Сапгира, А. Н. Толстого, Э. Успенского, Д. Хармса, Г. Цыферова, Саши Чёрного, А. Чехова и др. Они читают их произведения, написанные в различных жанрах, разнообразные по тематике, предназначенные для читателей разного возраста. В 4-м классе дети видят связь судьбы писателя и его творчества с историей детской литературы.

Интерес к самому процессу чтения тесно связан с его мотивированностью. Как же сделать чтение мотивированным? Как реализовать принцип идейно-художественной значимости для ребёнка того, что он читает, то есть связать литературу с жизнью детей, с их вкусами, интересами, потребностями? В учебниках это достигается с помощью «сквозных» персонажей и построения системы уроков литературного чтения в форме эвристической беседы.

V. Содержание программы.

Основные содержательные линии 4 класс

Основные содержательные линии Литературного чтения определены стандартом начального общего образования и представлены в примерной программе разделами:

Любимые книги (7ч),

У истоков русской детской литературы(14ч),

Детская литература XIX в (27ч),

Детская литература XX в(54ч).

Содержание тем учебного курса в 4 классе

Основные содержательные линии рабочей программы в 4 классе представлены следующими разделами (темами):

Произведения современной детской литературы разных жанров .

Стихи современных поэтов, отрывки из фантастической повести Е. Велтистова.

У истоков русской детской литературы.

Отрывки из русских летописей. Русские народные сказки в ранних записях. Стихи для детей поэтов XVII в. Савватия, Симеона Полоцкого, Кариона Истомина. Произведения для детей писателей XVIII в.: проза А. Болотова, статьи Н.И. Новикова из журнала «Детское чтение для сердца и разума», детские стихи А. Шишкова. Нравоучительный характер и прямая назидательность произведений для детей.

Детская литература XIX в.

Басни И. Крылова. Первая литературная сказка для детей «Чёрная курица, или Подземные жители» А. Погорельского. «Сказка о царе Салтане…» А. Пушкина и «Спящая царевна» В. Жуковского. Сказки и игры для детей В. Даля. Исторические рассказы А. Ишимовой. Разнообразие жанров; образность произведений для детей, постепенно приходящая на смену прямой назидательности. Появление темы природы в детском чтении. Отрывки из повести С. Аксакова «Детские годы Багрова-внука». Стихи А.К. Толстого, А. Майкова, Ф. Тютчева, А. Плещеева в круге детского чтения. Стихи Н. Некрасова о природе, посвященные русским детям.

Учебные книги для чтения К. Ушинского и Л. Толстого. Разнообразие жанров, познавательный характер произведений Ушинского и Толстого. Тема детства в рассказах писателей конца XIX в. Рассказ «Слон» А. Куприна. Сюжет, герои, идея рассказа, мастерство писателя в создании характеров.

Детская литература XX в.

Отрывки из повести Лидии Чарской «Записки маленькой гимназистки». Детская литература 1920-х гг.: «Морские рассказы» Б. Житкова, отрывки из книги К.Чуковского «Серебряный герб». Детские журналы 1920–1930-х гг. Детские стихи обэриутов: Д. Хармса, А. Введенского, Ю. Владимирова. Поиски новых интересных форм и тем для детских стихов. Весёлый тон и юмор стихов обэриутов. Богатство и многообразие жанров детской литературы: сказки Е. Шварца и А.Н. Толстого, рассказы М. Пришвина, переводы С. Маршака, стихи В. Маяковского и А. Барто. романа Ю. Олеши «Три Толстяка» (отрывки).

Детская литература 1930–1950-х гг. Герои А. Гайдара («Тимур и его команда»). Юмор и сатира в детской литературе: рассказы Н. Носова, сатирические стихотворные портреты А. Барто.

Детская литература 1960–1990-х гг. «Панорама» поэзии для детей: стихи Е. Благининой, Б. Заходера, В. Берестова, И. Токмаковой, Н. Матвеевой и др., пьеса-сказка С. Козлова, сказочные миниатюры Г. Цыферова. Знакомство с творчеством детских писателей К. Драгунской, Т. Собакина и др. Современные детские журналы.

VI. Виды и формы промежуточного итогового контроля.

Рабочая программа курса «Литературное чтение. 2 класс» Пояснительная записка

1 Рабочая программа курса «Литературное чтение. 2 класс» Пояснительная записка Рабочая программа составлена на основе авторской программы Н.А. Чураковой, О.В. Малаховской, которая разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта начального общего образования второго поколения и концепцией учебно-методического комплекта «Перспективная начальная школа». Литературное чтение является одним из тех базовых предметов начальной школы, общекультурное и метапредметное значение, которого выходит за рамки предметной области. Во-первых, эта предметная область, как никакая другая, способствует формированию позитивного и целостного мировосприятия младших школьников, а также отвечает за воспитание нравственного, ответственного сознания. Во-вторых, средствами этого предмета формируется функциональная грамотность школьника и достигается результативность обучения в целом. Освоение умений чтения и понимания текста, формирование всех видов речевой деятельности, овладение элементами коммуникативной культуры и, наконец, приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности вот круг тех метапредметных задач, которые целенаправленно и системно решаются в рамках данной предметной области. Именно чтение лежит в основе всех видов работы с информацией, начиная с её поиска в рамках одного текста или в разных источниках и заканчивая её интерпретацией и преобразованием. На уроках используются элементы следующих технологий: личностно ориентированное обучение, проектно — исследовательское обучение, ИКТ. Для развития устойчивого интереса к учебному процессу на уроках литературного чтения используются электронные образовательные ресурсы. Цели и задачи курса Изучение литературного чтения в начальной школе направлено на достижение следующих целей: приоритетной целью обучения литературному чтению в начальной школе является формирование читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя; обладание осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников;

Читайте так же:  Федеральный закон 349-фз

2 формирование читательского кругозора и приобретения самостоятельной читательской деятельности, совершенствование всех видов речевой деятельности; развитие художественно творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений; обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественного текста, формирование представлений о добре и зле. Основная цель курса «Литературное чтение» — сформировать инструментарий, необходимый и достаточный для того, чтобы в основной школе уметь полноценно читать и воспринимать во взаимосвязях произведения фольклора и авторской литературы, а также получать эстетическое удовольствие от текстов, представляющих разные типы повествования: прозу и поэзию. Данная цель выражается в главных идеях: сформировать грамотные представления о фольклорных жанрах и произведениях авторской литературы; познакомить обучающихся с доступными их восприятию художественными приемами: олицетворением, сравнением и контрастом; на материале произведений живописи и графики показать особенности художественного образа в изобразительном искусстве. Основная метапредметная цель, реализуемая средствами литературного чтения, связана с формированием грамотного читателя, который с течением времени сможет самостоятельно выбирать книги и пользоваться библиотекой, и ориентируясь на собственные предпочтения, и в зависимости от поставленной учебной задачи, а также сможет использовать свою читательскую деятельность как средство самообразования. В силу особенностей, присущих данной предметной области, в её рамках решаются также весьма разноплановые предметные задачи: духовно-нравственная (от развития умения (на материале художественных произведений) понимать нравственный смысл целого до развития умения различать разные нравственные позиции); духовно-эстетическая (от формирования умения видеть красоту целого дот воспитания чуткости к отдельной детали); литературоведческая (от формирования умения различать разные способы построения картин мира в художественных произведениях (роды, виды и жанры литературы) до развития понимания, с помощью каких именно средств выразительности достигается желаемый эффект (художественные приёмы));

3 библиографическая (от формирования умений ориентироваться в книге по её элементам и пользоваться её справочным до формирования умений работать сразу с несколькими источниками информации и осознанно отбирать список литературы для решения конкретной учебной задачи). Общая характеристика предмета Особое место в рамках литературного чтения занимает накопление опыта самостоятельной (индивидуальной и коллективной) интерпретации художественного произведения, который развивается в разных направлениях в системах читательской и речевой деятельности (от освоения детьми разных видов и форм пересказа до формирования умений анализировать текст, обсуждать его и защищать свою точку зрения; от формирования навыков учебного чтения по цепочке и по ролям до получения опыта творческой деятельности при инсценировании, драматизации и создании собственных текстов и иллюстраций по мотивам художественного произведения). Программа 2 класса дальнейшее накопление читательского опыта и совершенствование техники чтения на основе смысловой работы с текстом. Младшие школьники могут обнаружить использование в авторской детской поэзии жанровых особенностей фольклора: сюжетно-композиционных особенностей кумулятивной сказки, считалки, скороговорки, заклички, колыбельной песенки. Во 2 классе программа предусматривает формирование начальных представлений о жанре народной сказки о животных и самое первое знакомство с народной волшебной сказкой. Продолжающееся знакомство с авторской литературой не ограничивается авторской поэзией младшие школьники знакомятся с жанром рассказа. Расширяются представления учащихся о средствах художественной выразительности прозы и поэзии: учащиеся анализируют смысл названия произведения, поступки героев, их имена, портреты, речь, знакомятся с художественным смыслом сравнения, олицетворения, гиперболы, ритма. Программа предусматривает включение литературных произведений в контекст других видов искусства на основе сравнения произведений литературы и живописи. Итогом второго года обучения должно стать интуитивное понимание образного характера литературы, осознание особенностей литературы, осознание особенностей литературы по сравнению с живописью, осознание красоты литературы и искусства в целом, желание обращаться к чтению вновь и вновь. Описание места предмета в учебном плане

4 Во 2 классе максимальное количество часов на изучение предмета «Литературное чтение» составляет 136 часов в год (4 часа неделю). Из них 113 часов отведено на изучение авторской литературы (привлечение текстов хрестоматии), на знакомство с народным творчеством 16 часов и на формирование библиографической культуры (знакомство с детскими журналами, привлечение текстов хрестоматии) 7 часов. В конце учебного года проводится контрольный тест, а также в течение года применяются организационные формы, нацеливающие школьников распределять работу с соседом по парте, меняться ролями, проверять работу друг друга, выполнять работу в малых группах. Содержание предмета п/п Разделы, темы Количество часов 1 В гостях у Учёного Кота 16 2 В гостях у Незнайки 10 3 В гостях у Барсука 20 4 В гостях у Ёжика и Медвежонка 11 5 Точка зрения 30 6 Детские журналы 6 7 Природа для поэта любимая и живая 20 8 Почему нам бывает смешно 19 9 Резервные уроки 4 Итого 136 Планируемые результаты освоения учебной программы по курсу «Литературное чтение» к концу 2-го года обучения Личностными результатами обучения в начальной школе являются: осознание значимости чтения для своего дальнейшего развития и успешного обучения,

5 формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и самого себя, знакомство с культурно историческим наследием восприятие литературного произведения как особого вида искусства, высказывания своей точки зрения и уважение мнения собеседника. Метапредметными результатами обучения в начальной школе являются: освоение приемов поиска нужной информации, овладение основами коммуникативной деятельности. Основная метапредметная цель, реализуемая средствами литературного чтения, связана с формированием грамотного читателя, который с течением времени сможет самостоятельно выбирать книги и пользоваться библиотекой, ориентируясь на собственные предпочтения и в зависимости от поставленной учебной задачи. Раздел «Виды речевой и читательской деятельности» Обучающиеся научатся: читать целыми словами вслух, постепенно увеличивая скорость чтения в соответствии с индивидуальными возможностями; читать про себя в процессе первичного ознакомительного чтения, выборочного чтения и повторного изучающего чтения, по уже выделенным ключевым словам; строить короткое монологическое высказывание : краткий и развёрнутый ответ на вопрос учителя; слушать собеседника : не повторять уже прозвучавший ответ, дополнять чужой ответ новым содержанием; называть имена 2-3 классиков русской и зарубежной литературы; называть имена 2-3 современных писателей (поэтов); перечислять названия произведений любимого автора и коротко пересказывать их содержание; определять тему и выделять главную мысль произведения (с помощью учителя); оценивать и характеризовать героев произведения (их имена, портрет, речь) и их поступки; анализировать смысл названия произведения; пользоваться Толковым словарём для выяснения значений слов. Обучающиеся в процессе самостоятельной, парной, групповой и коллективной работы получат возможность научиться: развивать навыки аудирования на основе целенаправленного восприятия текста, который читает учитель;

6 писать письма и отвечать на полученные письма в процессе предметной переписке с научным клубом младшего школьника «Ключ и заря»; устно выражать своё отношение к содержанию прочитанного; читать наизусть 6-8 стихотворений разных авторов (по выбору); пересказывать текст небольшого объёма; использовать при выборе книг и детских периодических журналов в школьной библиотеке содержательность обложки, а также страницу «Содержание» или «Оглавление»; привлекать к работе на уроках тексты хрестоматии, а также книг из домашней и школьной библиотек; задавать вопросы по тексту произведения и отвечать на вопросы, используя выдержки из текста в качестве аргументов. Раздел «Литературоведческая пропедевтика» Обучающиеся научатся: различать сказку о животных и волшебную сказку; определять особенности волшебной сказки; различать сказку и рассказ; уметь находить в произведении изобразительно-выразительные средства литературного языка. Обучающиеся получат возможность научиться: обнаруживать в авторской детской поэзии жанровые особенности фольклора: сюжетно0клмпозиционные особенности кумулятивной сказки (сказки-цепочки), считалки, скороговорки, заклички, колыбельной песенки; обнаруживать подвижность границ между жанрами литературы и фольклора; понимать, в чём особенность поэтического восприятия мира ; обнаруживать, что поэтическое мировосприятие может быть выражено не только в стихотворных текстах, но и в прозе. Раздел «Элементы творческой деятельности учащихся» Обучающиеся научатся:

7 понимать содержание прочитанного; осознанно выбирать интонацию, темп чтения и необходимые паузы в соответствии с особенностями текста; читать художественное произведение по ролям и по цепочке, опираясь на цветовое маркирование; эмоционально и адекватно воспринимать на слух художественные произведения, определённые программой. Обучающиеся в процессе самостоятельной, парной, групповой и коллективной работы получат возможность научиться: читать выразительно поэтические и прозаические произведения на основе восприятия и передачи художественных особенностей текста, выражения собственного отношения к тексту и в соответствии с выработанными критериями выразительного чтения; рассматривать иллюстрации в учебнике и репродукции живописных произведений в разделе «Музейный Дом» и сравнивать их с художественными текстами с точки зрения выраженных в них мыслей, чувств и переживаний; устно делиться своими личными впечатлениями и наблюдениями, возникшими в ходе обсуждения литературных текстов и живописных произведений. Ожидаемые результаты формирования УУД к концу 2 го года обучения В области познавательных общих учебных действий обучающиеся научатся: свободно ориентировать в корпусе учебных словарей и быстро находить нужную словарную статью; ориентироваться в учебной книге: читать язык условных обозначений; находить нужный текст по страницам «Содержание» и «Оглавление»; быстро находить выделенный фрагмент текста, выделенные строчки и слова на странице и развороте; находить в специально выделенных разделах нужную информацию; работать с несколькими источниками информации (учебной книгой, тетрадью для самостоятельной работы и хрестоматией; учебной книгой и учебными словарями; текстом и иллюстрацией к тексту). В области коммуникативных учебных действий обучающиеся научатся: а) в рамках коммуникации как сотрудничества: работать с соседом по парте: распределять работу между собой и соседом, выполнять свою часть работы, осуществлять взаимопроверку выполненной работы; выполнять работу по цепочке. б) в рамках коммуникации как взаимодействия:

8 видеть разницу между двумя заявленными точками зрения, двумя позициями и мотивированно присоединяться к одной из них; находить в тексте подтверждение высказанным героями точкам зрения. В области контроля и самоконтроля учебных действий обучающиеся получат возможность научиться: подтверждать строчками из теста прозвучавшую точку зрения; понимать, что разные точки зрения имеют разные основания. Материально-техническое обеспечение учебного предмета «Литературное чтение» УМК «Перспективная начальная школа» Учебно-методические пособия для учителя: 1. Чуракова Н. Г. Пространство натяжение смысла в УМК «Перспективная начальная школа» (Концептуальные основы личностно-ориентированной постразвивающей системы воспитания и обучения). М.: Академкнига/Учебник 2. Чуракова Р. Г. Технология и аспектный анализ современного урока в начальной школе. — М.: Академкнига/Учебник 3. Проектирование основной образовательной программы образовательного учреждения/ Под ред. Р. Г. Чураковой М.: Академкнига/Учебник. 4. Чуракова Н.А. Литературное чтение. 2 класс: Учебник. В 2 ч. М.: 5. Малаховская О.В. Литературное чтение. 2 класс: Хрестоматия. Под ред. Чураковой Н.А. — М.: 6. Малаховская О.В. Литературное чтение. 2 класс: тетради для самостоятельной работы 1 и 2. — М.: 7. Чуракова Н.А., Малаховская О.В. Литературное чтение. 2 класс: Методическое пособие. М.: Методические пособия для учащихся: 1. Чуракова Н.А. Литературное чтение. 2 класс: Учебник. В 2 ч. М.:

9 2. Малаховская О.В. Литературное чтение. 2 класс: Хрестоматия. Под ред. Чураковой Н.А. — М.: 3. Малаховская О.В. Литературное чтение. 2 класс: тетради для самостоятельной работы 1 и 2. — М.: Специфическое сопровождение (оборудование): интерактивная доска; классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, постеров и картинок; магнитная доска; персональный компьютер; видеофрагменты и другие информационные объекты, отражающие основные темы курса литературного чтения; компьютерные программы, соответствующие тематике программы по литературному чтению.