Новый трудовой кодекс узбекистана

Добро пожаловать,

Эта страница сегодня .
всего: 38
уникальных: 10

Эта страница когда-либо .
всего: 5362
уникальных: 2298

Сайт .
всего: 113233
уникальных: 16335

Гостей: 5, Пользователей: 0 .

рекорд он-лайн: 936
(Пользователей: 0, Гостей: 936) в 15 Сен : 23:28

Добро пожаловать на сайт Правовой помощи в Узбекистане!

Это персональный сайт Мазуровой Элеоноры Владимировны, адвоката. Здесь Вы сможете получить бесплатную правовую консультацию и участвовать в обсуждении профессиональных проблем на открытом Форуме адвокатов Ташкента и Узбекистана в целом. На сайте размещаются важные новости законодательства РУз, касающиеся института адвокатуры, в нашем Архиве Вы сможете найти актуальные редакции Кодексов РУз, нормативно-правовых документов и подзаконных актов, также для Вас доступны бесплатные он-лайн сервисы и справочники. Для сотовых телефонов и других мобильных устройств WAP-версия сайта с последними новостями и консультациями адвоката доступна по адресу wap.uzlawyer.com.

Актуальный раздел на Форуме — Палата адвокатов, квалификационные экзамены

Квалификационные экзамены на открытом Форуме адвокатов г.Ташкента! Обсуждение проблем членства в Палате адвокатов Республики Узбекистан в новом актуальном разделе — Палата адвокатов.

Пополнение Архива: актуальные Законы Республики Узбекистан

Технодром — техника в руках правосудия

Раздел Технодром нашего сайта посвящен программному, технологическому и техническому обеспечению для людей, профессиональная деятельность которых связана с юриспруденцией — для адвокатов, юристов, судебных экспертов, частных детективов и т.д. Здесь, в частности, можно найти полезные специальные программы для компьютеров и сотовых телефонов, описания технических средств для проведения следствия и судебной экспертизы, советы пользователям пластиковых карточек и многое другое.

Действующие, актуальные Кодексы РУз в свободном доступе

На нашем сайте в разделе Архив размещены наиболее важные Своды законов Республики Узбекистан, которые можно бесплатно скачать: Уголовный, Уголовно-процессуальный, Уголовно-исполнительный, Гражданский Процессуальный, Жилищный, Семейный, Трудовой, Хозяйственный Процессуальный, Налоговый, Гражданский, Таможенный кодексы РУз и Кодекс РУз об административной ответственности

Новые он-лайн сервисы на сайте Правовой помощи

Помочь в переводе документов в узбекской кириллице на латиницу и обратно призван новый раздел нашего Справочника. Внимание! Единственный в Узбекистане он-лайн сервис перевода в транслит по-узбекски работает на нашем сайте! Имеются узбекская и русская виртуальные клавиатуры. Также на сайте запущены сервисы мирового времени и погоды по Узбекистану.

WAP-версия для мобильных — новости сайта Правовой помощи и консультации адвоката

WAP-версия сайта для мобильных устройств размещена по адресам Интернет wap.legal.uz или wap.uzlawyer.com. На ней доступны новости сайта Правовой помощи и консультации адвоката, а также RSS-ленты новостей от Яndex по Узбекистану, Центра исследований компьютерной преступности, календарь праздников и др.

Новые темы на Форуме адвокатов

Добро пожаловать на обновленный Форум адвокатов г.Ташкента! Участвовать в обсуждении вопросов по тематике сайта на Форуме могут все желающие. Новые темы: в разделе Адвокатская практика: Изменения в Законодательстве в связи с реформированием института Адвокатуры в Узбекистане , Санкция передана суду и Как профессиональным адвокатам бороться с безграмотными правозащитниками?, в общих разделах: Дипломы ВУЗов, Задержка заработной платы, Пластиковые карточки. Обсуждение проблем членства в Палате адвокатов Республики Узбекистан в разделе Палата адвокатов, актуальная тема Квалификационные экзамены!

Трудовой Кодекс РУз

Трудовой Кодекс Республики Узбекистан. Утвержден Законом Республики Узбекистан от 21.12.1995 г. Введен в действие с 01.04.1996 г. Публикуется с актуальными изменениями

ОБЩАЯ ЧАСТЬ (Главы I-IV. Статьи 1-56)
ОСОБЕННАЯ ЧАСТЬ (Главы V-XVI. Статьи 57-294)

Глава I. Основные положения (Статьи 1-13)
Глава II. Субъекты трудовых отношений (Статьи 14-20)
Глава III. Представительство работников и работодателей
(Статьи 21-28)
Глава IV. Коллективные договоры и соглашения (Статьи 29-56)

ГЛАВА I. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Нормативные акты, регулирующие трудовые отношения
Статья 2. Задачи законодательства о труде
Статья 3. Сфера действия Трудового кодекса
Статья 4. Соотношение законодательного и договорного
регулирования трудовых отношений
Статья 5. Недействительность условий соглашений
и договоров о труде
Статья 6. Запрещение дискриминации в трудовых отношениях
Статья 7. Запрещение принудительного труда
Статья 8. Защита трудовых прав
Статья 9. Государственное управление в сфере труда.
Контроль и надзор за соблюдением законодательства о труде
Статья 10. Соотношение международных договоров, конвенций
и законодательства о труде Республики Узбекистан
Статья 11. Применение законодательства о труде к лицам,
не являющимся гражданами Республики Узбекистан
Статья 12. Применение законодательства
о труде на иностранных предприятиях
Статья 13. Исчисление сроков, предусмотренных
настоящим Кодексом

Статья 1. Нормативные акты, регулирующие
трудовые отношения

Трудовые отношения в Республике Узбекистан регулируются законодательством о труде, коллективными соглашениями, а также коллективными договорами и иными локальными нормативными актами.*
Законодательство о труде состоит из настоящего Кодекса, законов Республики Узбекистан и постановлений Олий Мажлиса, указов Президента Республики Узбекистан, законов Республики Каракалпакстан и постановлений Жокаргы Кенеса, постановлений Правительства Республики Узбекистан и Правительства Республики Каракалпакстан, решений других представительных и исполнительных органов государственной власти, принимаемых в пределах их компетенции.

Нужно ли обновлять Трудовой кодекс?

В апреле 2016 года исполнилось 20 лет со дня вступления в силу Трудового кодекса Республики Узбекистан. За эти годы в него не раз вносились поправки. Тем не менее на практике в трудовом законодательстве имеется немало неурегулированных вопросов. Их обсуждению была посвящена прошедшая в столице научно-практическая конференция «Трудовой кодекс Республики Узбекистан: достижения и пути дальнейшего совершенствования». Ее организаторами выступили Совет Федерации профсоюзов Узбекистана и Ташкентский юридический университет. В конференции участвовали представители ряда министерств и ведомств, общественных организаций, аккредитованных иностранных организаций, ученые-правоведы, профсоюзный актив и журналисты.

Приветствуя участников, Танзила Нарбаева, председатель Совета Федерации профсоюзов Узбекистана, отметила, что сбалансированность социального трехстороннего диалога между правительством, работодателем и наемным работником невозможна без документа, регулирующего трудовые отношения. Таковым и является Трудовой кодекс Республики Узбекистан.

Как отметил Михаил Гасанов, к.ю.н., доцент кафедры трудового права и социального обеспечения ТГЮУ, за 20 лет действия Трудового кодекса в экономической, политической и социальной жизни нашей страны произошли существенные изменения. А потому целый ряд положений ТК должен быть пересмот­рен с учетом реалий сегодняшнего дня.

Анализ практики применения ТК выявил необходимость работы в 2 направлениях. Это разработка положений, отсутствующих в Кодексе или отрегулированных им недостаточно, и приведение имеющихся в нем норм в соответствие с действующим нацио­нальным законодательством и мировыми стандартами трудового регулирования.

В числе основных проблем, над которыми надо работать, М.Гасанов отметил:

наличие пробелов в правовом регулировании трудовых и связанных с ними общественных отношений;

необоснованное использование отсылочных норм;

особенности регулирования труда отдельных категорий работников – надомников, совместителей, вахтовиков, дистанционщиков и т.д.;

устранение противоречий отдельных положений ТК положениям гражданского, семейного и других отраслей права;

приведение отдельных положений ТК в соответствие с нормами международного ­права и международными договорами, ратифицированными Узбекистаном.

Озвученные проблемы ученый-правовед проиллюстрировал примерами. Так, действующее законодательство не содержит норм, определяющих соотношение положений ТК, коллективных соглашений и локальных актов предприятия, что затрудняет рассмот­рение судебных споров. По его мнению, в настоящее время недостаточно урегулированы трудовые отношения между физлицами-работодателями и нанимаемыми ими работниками (няни, садовники, домашние повара и т.д.). Михаил Гасанов предлагает дополнить Трудовой кодекс главой о найме домашних работников.

Еще одним достаточно болезненным вопросом является регулирование трудовых отношений между индивидуальным предпринимателем и его работниками. Согласно существующим нормам они должны регулироваться в соответствии с общими положениями ТК. Но состоятельность индивидуальщика вызывает сомнения в его возможности предоставлять своим наемникам полный объем гарантий и социальной защиты, предусмотренных ТК.

Также должным образом не отражены в ТК трудовые отношения с дистанционными (удаленными) работниками и надомниками. Этот же вопрос поднимали и участники состоявшейся на конференции дискуссии. Они отметили, что быстрое развитие технологий позволяет все большему количеству предприятий пользоваться услугами удаленных специалис­тов. При этом сам дистанционщик может работать в нескольких компаниях одновременно, в том числе и находящихся за рубежом. Из-за неурегулированности этой сферы возникает ряд достаточно болезненных вопросов.

Михаил Гасанов отметил также, что некоторые положения ТК, которые в нем заложены изначально, не работают. К их числу относятся предусмотренные законодательством дополнительные трудовые отпуска для работающих в неблагоприятных климатических условиях. На практике очень мало предприятий их предоставляют. Причиной этого является отсутствие критериев этих самых «неблагоприятных климатических условий».

– Внесение любого изменения и дополнения в ТК коснется миллионов наших граждан. Поэтому целесообразно принимать обоснованные предложения, которые содержали бы прогнозы краткосрочных и долгосрочных последствий их введения, – отметил на конференции Есемурат Каньязов, ректор ТГЮУ. Он рассказал также и о работе Юридической клиники – проекте, реализованном университетом вместе с Федерацией профсоюзов. Она дает бесплатные консультации гражданам, планирует расширить свою деятельность и иметь свои представительства во всех регионах Узбекистана. Работа по их открытию должна начаться уже в этом году.

– Для развития трудового права как науки надо сделать очень много. Эта работа ждет отечественных ученых, в том числе и тех, кто в настоящее время еще только готовит себя к этому труду, – сказал Есемурат Каньязов.

На конференции также выступил Екуб Умаров, председатель Комитета по труду и социальной защите Законодательной палаты Олий Мажлиса. Он рассказал об основных положениях новой редакции Закона «Об охране труда», принятого депутатами в третьем чтении.

Главный технический советник по реализации программы Международной организации труда по достойному труду в Узбекистане Харри ­Талига осветил основные компоненты этой страновой программы, рассказал о ведущейся в ее рамках работе, начиная со сбора необходимой для анализа информации до принятия нового нормативно-правого акта или дополнений и изменений к уже существующим.

Читайте так же:  Гост требования сборочного чертежа

Диербек Кимсанов, руководитель юридического отдела Совета Федерации профсоюзов Узбекистана, остановился на требующих доработки вопросах законодательного регулирования деятельности проф­союзных организаций.

Значительный интерес у участников конференции вызвало выступление Нодира Тешаева, представителя Минтруда. Ему же была адресована основная часть последовавших при обсуждении вопросов. Они касались различных проблем – от ведения трудовых книжек до трудоустройства иностранных граждан. Так, для многих присутствующих оказался актуальным недостаток вкладышей в трудовые книжки. Оптимальным его решением может стать своевременная подача заявок, с одной стороны, и внимание Минтруда этому вопросу – с другой.

Конференция завершилась награждением победителей викторины «Знаток Трудового кодекса», проведенной Советом Федерации профсоюзов, и презентацией пособия для работников и работодателей, вышедшего в серии «Библиотека профсоюзов».

ТРУДОВОЙ КОДЕКС РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

от 21 декабря 1995 года

(В редакции Законов Республики Узбекистан от 01.05.1998 г. №621-I, 29.08.1998 г. №681-I, 25.12.1998 г. №729-I, 15.04.1999 г. №772-I, 20.08.1999 г. №832-I, 12.05.2001 г. №220-II, 07.12.2001 г. №320-II, 30.08.2002 г. №405-II, 23.09.2005 г. №ЗРУ-8, 22.12.2009 г. №ЗРУ-238, 24.12.2009 г. №ЗРУ-239, 22.12.2010 г. №ЗРУ-272, 10.09.2012 г. №ЗРУ-329, 30.04.2013 г. №ЗРУ-352, 07.10.2013 г. №ЗРУ-355, 20.01.2014 г. №ЗРУ-365, 20.08.2015 г. №ЗРУ-391, 26.12.2016 г. №ЗРУ-416, 14.09.2017 г. №ЗРУ-446, 16.10.2017 г. №ЗРУ-448, 03.01.2018 г. №ЗРУ-456, 09.01.2018 г. №ЗРУ-459, 18.04.2018 г. №ЗРУ-476, 23.07.2018 г. №ЗРУ-486)

Глава I. Основные положения


Статья 1. Нормативные акты, регулирующие трудовые отношения

Трудовые отношения в Республике Узбекистан регулируются законодательством о труде, коллективными соглашениями, а также коллективными договорами и иными локальными нормативными актами*.

*В дальнейшем «законодательные и иные нормативные акты о труде»

Законодательство о труде состоит из настоящего Кодекса, законов Республики Узбекистан и постановлений Олий Мажлиса, указов Президента Республики Узбекистан, законов Республики Каракалпакстан и постановлений Жокаргы Кенеса, постановлений Правительства Республики Узбекистан и Правительства Республики Каракалпакстан, решений других представительных и исполнительных органов государственной власти, принимаемых в пределах их компетенции.

Законодательными и иными нормативными актами о труде регулируются трудовые отношения физических лиц, работающих по трудовому договору (контракту)* на предприятиях, в учреждениях, организациях всех форм собственности**, а также у отдельных граждан.

* В дальнейшем «трудовой договор»

** В дальнейшем «предприятия»

2. Задачи законодательства о труде

Законодательство о труде, учитывая интересы работников, работодателей, государства, обеспечивает эффективное функционирование рынка труда, справедливые и безопасные условия труда, охрану трудовых прав и здоровья работников, способствует росту производительности труда, улучшению качества работы, подъему на этой основе материального и культурного уровня жизни всего населения.

Статья 3. Сфера действия Трудового кодекса

Действие Трудового кодекса распространяется на всю территорию Республики Узбекистан.

Статья 4. Соотношение законодательного и договорного регулирования трудовых отношений

Минимальный уровень трудовых прав и гарантий для работников устанавливается законодательными актами.

Дополнительные по сравнению с законодательными актами трудовые права и гарантии могут быть установлены иными нормативными актами, в том числе и договорного характера (коллективные соглашения, коллективные договоры, другие локальные акты), а также трудовыми договорами, заключенными между работником и работодателем.

Условия соглашений и договоров о труде не могут быть изменены в одностороннем порядке, если иное не предусмотрено законом. Вопросы, не урегулированные законодательными и иными нормативными актами о труде, решаются по соглашению сторон договоров о труде, а при недостижении соглашения между ними — в порядке, установленном для разрешения трудовых споров.

Статья 5. Недействительность условий соглашений и договоров о труде

Условия соглашений и договоров о труде, ухудшающие положение работников по сравнению с законодательными и иными нормативными актами, недействительны.

Статья 6. Запрещение дискриминации в трудовых отношениях

Все граждане имеют равные возможности в обладании и использовании трудовых прав. Установление каких-либо ограничений или предоставление преимуществ в области трудовых отношений в зависимости от пола, возраста, расы, национальности, языка, социального происхождения, имущественного и должностного положения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работников и результатами их труда, недопустимо и является дискриминацией.

Не являются дискриминацией различия в сфере труда, обусловленные свойственными данному виду труда требованиями или особой заботой государства о лицах, нуждающихся в повышенной социальной защите (женщины, несовершеннолетние, инвалиды и др.).

Лицо, считающее, что оно подверглось дискриминации в сфере труда, может обратиться в суд с заявлением об устранении дискриминации и возмещении нанесенного ему материального и морального вреда.

Статья 7. Запрещение принудительного труда

Принудительный труд, т.е. принуждение к выполнению работы под угрозой применения какого-либо наказания (в том числе в качестве средства поддержания трудовой дисциплины) запрещается.

Не считается принудительным трудом работа, выполнение которой требуется:

на основании законодательных актов о военной или альтернативной службе;

в условиях чрезвычайного положения;

вследствие вступившего в законную силу приговора суда;

в других случаях, предусмотренных законом.

Статья 8. Защита трудовых прав

Каждому гарантируется защита трудовых прав, которая осуществляется органами надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде, а также органами по рассмотрению трудовых споров.

Статья 9. Государственное управление в сфере труда. Контроль и надзор за соблюдением законодательства о труде

Государственное управление в сфере труда осуществляет Министерство занятости и трудовых отношений Узбекистан и его территориальные органы.

Контроль и надзор за соблюдением законодательства о труде и правил по охране труда осуществляют:

1) специально уполномоченные на то государственные органы и их инспекции;

2) профессиональные союзы.

Органы государственной власти и управления осуществляют контроль за соблюдением законодательства о труде в порядке, установленном законом.

Надзор за точным и единообразным исполнением законов о труде на территории Республики Узбекистан осуществляется Генеральным прокурором Республики Узбекистан и подчиненными ему прокурорами.

(В статью 9 внесены изменения в соответствии с Законами Республики Узбекистан от 26.12.2016 г. №ЗРУ-416, 03.01.2018 г. №ЗРУ-456)
(см. предыдущую редакцию)

Статья 10. Соотношение международных договоров, конвенций и законодательства о труде Республики Узбекистан

Если международным договором Республики Узбекистан или ратифицированной Узбекистаном конвенцией Международной Организации Труда установлены более льготные для работников правила по сравнению с законодательными или иными нормативными актами о труде Республики Узбекистан, то применяются правила международного договора или конвенции.

Правила международных договоров Республики Узбекистан или ратифицированных Узбекистаном конвенций Международной Организации Труда применяются и в тех случаях, когда трудовые отношения прямо не урегулированы законодательством.

Статья 11. Применение законодательства о труде к лицам, не являющимся гражданами Республики Узбекистан

Законодательство о труде распространяется на иностранных граждан и лиц без гражданства, работающих на территории Республики Узбекистан по трудовому договору, заключенному с работодателем.

Статья 12. Применение законодательства о труде на иностранных предприятиях

На предприятиях, принадлежащих полностью или частично иностранным юридическим и физическим лицам и расположенных на территории Республики Узбекистан, применяется законодательство о труде Республики Узбекистан.

Статья 13. Исчисление сроков, предусмотренных настоящим Кодексом

Течение срока, с которым настоящий Кодекс связывает возникновение или прекращение трудовых прав и обязанностей, начинается на следующий день после календарной даты, которой определено его начало.

Сроки, исчисляемые годами, месяцами, неделями, истекают в соответствующие числа последнего года, месяца, недели срока. В срок, исчисляемый в календарных неделях или днях, включаются и нерабочие дни.

Если последний день срока приходится на нерабочий день, то днем окончания срока считается первый следующий за ним рабочий день.

Глава II. Субъекты трудовых отношений


Статья 14. Работник как субъект трудовых отношений

Субъектами трудовых отношений могут быть граждане Республики Узбекистан, а также иностранные граждане и лица без гражданства, достигшие установленного возраста (статья 77) и заключившие трудовой договор с работодателем.

Статья 15. Работодатель как субъект трудовых отношений

Работодателями могут быть:

1) предприятия, в том числе их обособленные структурные подразделения, в лице их руководителей;

2) частные предприятия, собственник которых одновременно является их руководителем;

3) отдельные лица, достигшие восемнадцати лет, в случаях, предусмотренных законодательством.

4) индивидуальные предприниматели, осуществляющие найм работников в порядке, установленном Кабинетом Министров Республики Узбекистан.

(В статью 15 внесены изменения в соответствии с Законом Республики Узбекистан от 20.08.2015 г. №ЗРУ-391)

Статья 16. Основные трудовые права работника

В соответствии с Конституцией Республики Узбекистан каждый имеет право на труд, на свободный выбор работы, на справедливые условия труда и на защиту от безработицы в порядке, установленном законом.

Каждый работник имеет право:

на вознаграждение за труд не ниже установленного законодательством размера по первому разряду Единой тарифной сетки по оплате труда;

на отдых, обеспечиваемый установлением предельной продолжительности рабочего времени, сокращенным рабочим днем для ряда профессий и работ, предоставлением еженедельных выходных дней, праздничных дней, а также ежегодных оплачиваемых отпусков;

на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены;

на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации;

на возмещение вреда, причиненного его здоровью или имуществу в связи с работой;

на объединение в профессиональные союзы и другие организации, представляющие интересы работников и трудовых коллективов;

на социальное обеспечение по возрасту, в случае утраты трудоспособности, потери кормильца и в иных, установленных законом, случаях;

на защиту, в том числе и судебную, трудовых прав и квалифицированную юридическую помощь;

отстаивать свои интересы в коллективных трудовых спорах.

(В статью 16 внесены изменения в соответствии с Законом Республики Узбекистан от 30.04.2013 г. №ЗРУ-352)

Статья 17. Основные права работодателя

Работодатель имеет право:

управлять предприятием и принимать самостоятельные решения в пределах своих полномочий;

заключать и прекращать индивидуальные трудовые договоры в соответствии с законодательством;

требовать от работника надлежащего выполнения работы, обусловленной трудовым договором;

создавать совместно с другими работодателями общественные объединения для защиты своих интересов и вступать в такие объединения.

Статья 18. Особенности правового регулирования труда отдельных категорий работников

Правовое регулирование труда отдельных категорий работников может иметь особенности, определяемые:

характером трудовой связи работника с предприятием;

условиями и характером труда работника;

особым правовым режимом местности, где трудится работник;

иными объективными факторами.

Особенности регулирования труда государственных служащих устанавливаются законом.

Устанавливаемые особенности правового регулирования труда отдельных категорий работников не могут снижать уровня трудовых прав и гарантий, предусмотренных настоящим Кодексом.

Читайте так же:  Кассационная жалоба образец уголовное

Статья 19. Трудовой коллектив как субъект трудовых отношений

Трудовой коллектив предприятия составляют все его работники, участвующие своим трудом в его деятельности на основе трудового договора.

Права и обязанности трудового коллектива, его полномочия, порядок и формы их осуществления определяются законодательными и иными нормативными актами.

Статья 20. Представительные органы работников и работодателей как субъекты трудовых отношений

В качестве субъектов трудовых отношений могут выступать профессиональные союзы, их выборные органы на предприятии, иные избираемые работниками органы, представительные органы работодателей.

Глава III. Представительство работников и работодателей


Статья 21. Представительство работников на предприятии

Представительство интересов работников в трудовых отношениях и защиту таких интересов могут осуществлять профессиональные союзы и их выборные органы на предприятии или иные избираемые работниками органы, порядок избрания, сроки полномочий и количественный состав которых определяются собранием (конференцией) трудового коллектива. Работники сами определяют тот орган, которому они доверяют представительство и защиту своих интересов.

Все представительные органы действуют в пределах своих полномочий и пользуются равными правами при защите интересов работников.

Наличие иных представительных органов на предприятии не должно препятствовать деятельности профессиональных союзов по осуществлению своих функций.

Интересы работников и работодателей не может представлять и защищать один и тот же представительный орган.

Деятельность представительных органов может быть прекращена по решению работников, их избравших, а также судом — в случае совершения ими действий, противоречащих законодательству.

Статья 22. Профессиональные союзы

Права профессиональных союзов и их выборных органов во взаимоотношениях с государственными и хозяйственными органами, работодателями определяются законом, уставами, коллективными соглашениями и договорами.

Статья 23. Права представительных органов работников

Представительные органы работников вправе:

вести переговоры, заключать коллективные договоры и соглашения, контролировать их выполнение, вносить работодателю предложения по подготовке нормативных актов о труде на предприятии;

участвовать в рассмотрении вопросов социально-экономического развития предприятия;

защищать интересы работников в органах по рассмотрению трудовых споров;

обжаловать в суд решения работодателя и уполномоченных им лиц, если они противоречат законодательным или другим нормативным актам о труде либо иным образом нарушают права работников.

Представительные органы могут совершать и иные действия, направленные на защиту интересов работников в социально-трудовых отношениях, если они не противоречат законодательству.

Осуществление прав представительными органами работников не должно снижать эффективности работы предприятия, нарушать установленный порядок и режим его работы.

Статья 24. Обязанности работодателя по отношению к представительным органам работников

соблюдать права представительных органов работников, содействовать их деятельности;

до принятия решений, затрагивающих интересы работников, проводить консультации с их представительными органами, а в случаях, предусмотренных законодательными и иными нормативными актами о труде, — получать их согласие;

своевременно рассматривать предложения представительных органов работников и мотивированно сообщать им в письменной форме о принятых решениях;

беспрепятственно допускать членов представительных органов работников на предприятие, к рабочим местам работников, чьи интересы они представляют;

бесплатно предоставлять представительным органам работников необходимую информацию по вопросам труда, деятельности предприятия, другим социально-экономическим вопросам;

обеспечивать необходимые условия для выполнения представительными органами работников их функций;

выполнять другие, предусмотренные законодательными и иными нормативными актами о труде обязанности по отношению к представительным органам работников.

Статья 25. Дополнительные трудовые гарантии для членов представительных органов работников

Членам представительных органов работников гарантируется защита от преследований в какой-либо форме со стороны работодателя в связи с осуществлением ими представительской деятельности.

Наложение дисциплинарных взысканий, прекращение трудового договора по инициативе работодателя с работниками, избранными в состав представительных органов и не освобожденными от производственной работы, а также прекращение трудовых отношений по инициативе работодателя с работниками, избиравшимися в состав представительных органов в течение двух лет после окончания их выборных полномочий, не допускается без предварительного согласия местного органа по труду.

Работникам, освобожденным от производственной работы вследствие избрания на выборные должности в представительных органах, предоставляется после окончания их выборных полномочий прежняя работа (должность), а при ее отсутствии — другая равноценная работа (должность).

При невозможности предоставления работникам, избиравшимся в представительные органы, соответствующей работы (должности) они пользуются льготами, предусмотренными законодательными актами или коллективными договорами, соглашениями.

Статья 26. Запрещение воспрепятствования деятельности представительных органов работников

Воспрепятствование в какой бы то ни было форме законной деятельности представительных органов работников запрещается.

Не допускается прекращение деятельности представительных органов работников по инициативе работодателя или уполномоченных им лиц.

Работодатель, уполномоченные им лица, совершившие действия, указанные в частях первой и второй настоящей статьи, несут ответственность в соответствии с законодательством.

Статья 27. Представительство работодателей на предприятии

Представительство работодателей на предприятии осуществляют должностные лица администрации в пределах полномочий, предоставленных им законодательными и иными нормативными актами о труде, их уставами или положениями.

Статья 28. Представительные органы работодателей

Работодатели вправе объединяться в союзы, ассоциации и иные общественные объединения. Общественные объединения работодателей создаются и функционируют как общественные добровольные организации, ставящие своей целью содействие развитию и повышению эффективности экономики и предпринимательской инициативы, а также осуществление социального партнерства путем представления в органах государственной власти и управления, во взаимоотношениях с профсоюзами и иными представительными органами работников интересов предприятий и их собственников, защиты их прав в сфере хозяйственных и трудовых отношений.

Глава IV. Коллективные договоры и соглашения


§ I. Общие положения

Статья 29. Понятие и цель коллективных договоров и соглашений

Коллективный договор — нормативный акт, регулирующий трудовые, социально-экономические и профессиональные отношения между работодателем и работниками на предприятии.

Коллективное соглашение — нормативный акт, содержащий обязательства по установлению условий труда, занятости и социальных гарантий для работников определенной профессии, отрасли, территории.

Коллективные договоры и соглашения заключаются в целях содействия договорному регулированию трудовых отношений и согласования социально-экономических интересов работников и работодателей.

Статья 30. Основные принципы заключения коллективных договоров и соглашений

Основными принципами заключения коллективных договоров и соглашений являются:

соблюдение норм законодательства;

полномочность представителей сторон;

свобода выбора и обсуждения вопросов, составляющих содержание коллективных договоров, соглашений;

добровольность принятия обязательств;

реальность обеспечения принимаемых обязательств;

Статья 31. Право на ведение переговоров

Инициатором переговоров по заключению и изменению коллективного договора, соглашения вправе выступить любая из сторон.

Профсоюз, иной представительный орган работников вправе вести переговоры от имени представляемых работников, предлагать и подписывать приложения к коллективному договору, соглашению, защищающие интересы представляемых работников.

Если со стороны работников выступают одновременно несколько представительных органов работников, ими формируется объединенный представительный орган для ведения переговоров, разработки единого проекта и заключения коллективного договора или соглашения.

Для заключения, изменения и дополнения коллективного договора, соглашения проводятся переговоры между работодателем, объединением работодателей (их представителями) и профсоюзами или иными представительными органами работников. В необходимых случаях в переговорах участвуют органы исполнительной власти. Работодатели, органы исполнительной власти обязаны вести переговоры по трудовым и социально экономическим вопросам, предлагаемым для рассмотрения профсоюзами либо иными представительными органами работников.

Сторона, получившая соответствующее письменное уведомление, обязана в семидневный срок вступить в переговоры.

В течение трех месяцев до окончания срока действия прежнего коллективного договора, соглашения или в сроки, определенные этими документами, любая из сторон вправе направить другой стороне письменное уведомление о начале переговоров по заключению нового коллективного договора, соглашения.

Статья 32. Порядок ведения переговоров

Для ведения переговоров и подготовки проекта коллективного договора, соглашения стороны на равноправной основе образуют комиссию из представителей, наделенных необходимыми полномочиями.

Состав комиссии, сроки, место проведения и повестка дня переговоров определяются решением сторон.

Сторонам, участвующим в переговорах, предоставляется полная свобода в выборе и обсуждении вопросов, составляющих содержание коллективного договора, соглашения.

Работодатели и их объединения, органы исполнительной власти должны предоставлять профсоюзам, иным представительным органам работников имеющуюся у них информацию, необходимую для переговоров. Участники переговоров, другие лица, связанные с переговорами, не должны разглашать полученные сведения, если они являются государственным секретом или коммерческой тайной. Лица, разглашающие эти сведения, привлекаются к ответственности в порядке, установленном законодательством.

Если в ходе переговоров стороны не смогли прийти к согласию по независящим от них причинам, составляется протокол, в который вносятся окончательно сформулированные предложения сторон о мерах, необходимых для устранения этих причин, а также о сроке возобновления переговоров.

Статья 33. Разрешение разногласий, возникающих при переговорах

Разрешение разногласий, возникающих при переговорах, производится в порядке, установленном для рассмотрения коллективных трудовых споров.

Статья 34. Ответственность за нарушение законодательства о коллективных договорах и соглашениях

Лица, представляющие работодателя, несут ответственность за:

1) уклонение от участия в переговорах по заключению, изменению или дополнению коллективного договора, соглашения или нарушение сроков их разработки и заключения либо не обеспечение работы соответствующей комиссии в определенные сторонами сроки;

2) непредоставление информации, необходимой для переговоров и осуществления контроля за соблюдением коллективного договора, соглашения;

3) нарушение и невыполнение обязательств по коллективному договору, соглашению. По требованию профсоюза, иного представительного органа работников собственник или уполномоченное им лицо обязан принять меры, предусмотренные законодательством, к руководителю, по вине которого нарушаются или не выполняются обязательства коллективного договора.

Действия (бездействия), перечисленные в части первой настоящей статьи, расцениваются как нарушение законодательства о труде и влекут за собой ответственность в порядке, предусмотренном законом.

§ 2. Коллективный договор

Статья 35. Принятие решения о необходимости заключения коллективного договора

Правом на принятие решения о необходимости заключения коллективного договора с работодателем обладают профсоюз в лице его полномочного органа, иной уполномоченный работниками представительный орган или непосредственно общее собрание (конференция) трудового коллектива.

Коллективные договоры заключаются на предприятиях, в их структурных подразделениях, наделенных правами юридического лица.

Статья 36. Стороны коллективного договора

Коллективный договор заключается с одной стороны работниками в лице профсоюзов или уполномоченных работниками иных представительных органов, с другой стороны — работодателем непосредственно или уполномоченными им представителями.

Статья 37. Содержание и структура коллективного договора

Содержание и структура коллективного договора определяются сторонами.

В коллективный договор могут включаться взаимные обязательства работодателя и работников по следующим вопросам:

Читайте так же:  Dns возврат товара по гарантии

форма, система и размер оплаты труда, денежные вознаграждения, пособия, компенсации, доплаты;

Полный текст доступен после регистрации и оплаты доступа.

В трудовой кодекс Узбекистана внесут изменения и дополнения

Министерство занятости и трудовых отношений Республики Узбекистан вынесло на обсуждение общественности проект поправок к Трудовому кодексу. Проект опубликован 27 октября на портале СОВАЗ. Указано, что он может быть изменен, дополнен или отклонен.

Изменения в трудовом законодательстве – событие далеко не рядовое и требующее особой бдительности. Как правило, они имеют серьезные последствия для трудящихся. Вопрос в том, направлены изменения на улучшение или ухудшение их положения.

Изменения в трудовом законодательстве Франции в 2016 году, например, привели к забастовкам и массовым протестам, в которых, по некоторым оценкам, приняли участие 1,2 млн человек.

Замена слов в законе далеко не так безобидна, как может показаться на первый и, особенно, дилетантский взгляд. В юридических документах все формулировки очень важны.

По вышеуказанным причинам независимые эксперты должны дать свою оценку нововведениям, инициированным Министерством занятости и трудовых отношений Республики Узбекистан. На профсоюзных экспертов в условиях Узбекистана надеяться не стоит.

Трудовой кодекс фиксирует трудовые отношения, которые уже устоялись. Изменения в него вносятся по частям и можно предполагать, что он все больше трансформируется в интересах работодателей и государственной власти. Возможно, общий смысл изменений в том, чтобы трудовое законодательство не противоречило экономическому устройству современного Узбекистана.

Издание законов – это инструмент осуществления государственной власти. Это область политики. Борьба за законопроект есть в чистом виде борьба политическая, со стороны правительства стремящаяся к уничтожению трудовых прав, а со стороны работников – противостоящая этому.

На первый взгляд, обсуждение проекта весьма демократично: всем дают возможность высказаться, якобы учтут голос каждого и, как указанно на портале СОВАЗ, — «после окончания обсуждения все комментарии будут проанализированы органом, отвечающим за подготовку проекта нормативно-правовой акта, и самые дельные предложения будут учтены в новой редакции проекта».

Но кто формировал этот орган, который отвечает за подготовку проекта, и что за люди в его составе? Чьи интересы объективно, а не декларативно они представляют? По каким критериям определят «самые дельные предложения»?

На самом деле неважно, кто и что предложил и написал. Важен сам факт предоставления возможности высказаться, а значит – имело место всенародное обсуждение. А уж в Сенате Олий Мажлиса (в котором заседают люди, представляющие предпринимателей) большинство голосов для прохождения закона гарантированно.

Известно: кто проигрывает в политике, тот неизбежно проигрывает в борьбе за экономические интересы. А борьба за трудовой кодекс это и есть борьба за экономические интересы, с одной стороны – работников, с другой – государственной власти в лице работодателей.

Такому положению вещей есть альтернатива: от лица трудящихся подготовить собственный проект Трудового кодекса, учитывающий, в первую очередь, интересы работников и взять в него все лучшее из международного права. Включить в него, например, сокращение рабочего дня. Во Франции 35-часовая рабочая неделя, а в Узбекистане никаких подобных инициатив нет.

Norma.uz рассмотрела наиболее важные поправки в проекте Трудового кодекса. Текст приводится ниже.

«Бумажные» трудовые книжки вернут работникам в 2021 году

Напомним, в республике внедряется система «Электронная трудовая книжка». С 1.01.2019 г. выдача впервые трудоустраиваемым работникам трудовых книжек в бумажном виде будет прекращена в связи с переходом на электронный учет трудового стажа и периодов уплаты взносов по социальному страхованию.

Электронная трудовая книжка будет включать в себя следующие сведения: паспортные данные работника; ИНН и ИНПС; полученное профобразование, включая номера свидетельств (дипломов) об окончании обучения; данные о дате приема на работу, изменениях и прекращении трудового договора с указанием места работы и должности (профессии).

Записи в электронной трудовой книжке будут равносильны справкам о трудовом стаже. Кроме того, работник сможет в любое время получить в налоговой инспекции заверенную распечатку на бумаге всех сведений, внесенных в его электронную трудовую книжку.

Но по просьбе работника записи в его «бумажную» трудовую будут вноситься вплоть до 1.01.2021 г. (если она выдана до 1.01.2018 г.). Однако не позднее 10.01.2021 г. их отдадут работникам на личное хранение.

Соответственно, недействительными будут считаться: трудовые книжки на бланках бумажного носителя, выданные после 1.01.2019 г.; записи в трудовых книжках на бланках бумажных носителей, произведенные после 1.01.2021 г.

Когда можно заключать срочные трудовые договоры

В законопроекте представлен перечень случаев, когда срочные трудовые договоры заключаются в обязательном порядке, а когда – по соглашению сторон.

Обязательное заключение срочных трудовых договоров: для выполнения сезонных работ, когда в силу природных условий работа может производиться только в течение определенного периода (сезона); с лицами, направляемыми на работу за границу; с научными работниками, профессорско-преподавательским составом, педагогическими и другими работниками, принятыми на работу в результате прохождения конкурса; для прохождения альтернативной службы; с иностранными гражданами, осуществляющими трудовую деятельность на территории Узбекистана в соответствии с выданным разрешением; с лицами, принимаемыми на работу в форме стажировки; с руководителем предприятия, его заместителями, главным бухгалтером (работником, осуществляющим его функции), если собственником имущества предприятия или учредительными документами установлен конкретный срок (период), на который принимаются на работу данные должностные лица и др.

Заключение срочных трудовых договоров по соглашению сторон: с поступающими на работу к работодателям – субъектам малого предпринимательства, индивидуальным предпринимателям на срок не менее 6-ти месяцев; с пенсионерами по возрасту; с поступающими на работу по совместительству; с творческими работниками в области культуры и искусства; с профессиональными спортсменами и тренерами и др.

Для справки: сегодня срочные трудовые договоры заключаются в случаях, указанных в ст. 76 ТК.

При дистанционной работе – электронный трудовой договор

Трудовой договор при дистанционной форме организации труда будет заключаться в форме электронного текстового файла в формате PDF на зарегистрированном сайте предприятия, скрепленного электронной подписью сторон.

О некоторых особенностях дистанционного трудоустройства говорится в одной из недавних публикаций на портале NORMA.UZ.

У госслужащих – особый режим работы.

Госслужащим в определенных случаях может устанавливаться особый режим ежедневной работы свыше ее нормальной продолжительности. Это, согласно проекту, может происходить по письменному или устному распоряжению работодателя или по инициативе самого работника с ведома работодателя.

Для справки: нормальная продолжительность рабочего времени при 6-дневной рабочей неделе не может превышать 7 часов, а при 5-дневной рабочей неделе – 8 часов.

При этом переработка не будет считаться сверхурочной работой и компенсируется предоставлением ежегодного дополнительного отпуска. Такой режим не будет распространяется на: лиц, моложе 18-ти лет; беременных женщин и женщин с детьми до 12-ти лет (ребенком-инвалидом до 16-ти лет); инвалидов 1 и 2 группы; работников, занятых на работах в неблагоприятных и особых условиях труда.

Также госслужащим предлагают предоставлять ежегодные дополнительные отпуска с учетом стажа работы (за каждые полные 3 года – 1 рабочий день, но не более 5-ти дней в общей сложности).

О сокращении на малом предприятии уведомят за месяц

В новой версии закона предлагается сократить срок предупреждения о предстоящем прекращении трудового договора по инициативе работодателей – малых предприятий и органов госуправления по п. 1 и 7 ч. 2 ст. 100 ТК (сокращение штатов или ликвидация предприятия, а также достижение работником пенсионного возраста). Если поправки утвердят, предупреждение в указанных случаях будут направлять не менее чем за 1 месяц. Работников остальных предприятий по-прежнему должны будут уведомлять о предстоящем увольнении не менее чем за 2 месяца.

Для справки: сегодня предупреждение о предстоящем прекращении трудового договора по указанным основаниям должно направляться всеми работодателями не менее чем за 2 месяца (п. 1 ч. 1 ст. 102 ТК).

Введут критерии массового высвобождения

Предлагается установить следующие критерии массового высвобождения работников: при численности работников до 100 человек – 10% от среднесписочной численности работников; от 100 до 200 человек – 5%; свыше 200 человек – 3%.

При этом работникам, зарегистрированные в местном органе по труду в качестве лиц, ищущих работу в течение 10-ти дней после прекращения трудового договора в рамках ст. 67 ТК, не будут выплачивать среднемесячную зарплату за третий месяц.

Вместо этого работникам, проходящим профессиональное переобучение или повышение квалификации с отрывом от производства (по направлению местного органа по труду), будет выплачиваться стипендия.

Введут суточные смены, к сверхурочным разрешат привлекать без согласия работника

Законопроектом предусматривается возможность введения продолжительности ежедневной рабочей смены до 24 часов для отдельных категорий работников. Их перечень отдельно утвердит Кабинет Министров.

Для справки: в настоящее время продолжительность ежедневной смены не может превышать 12 часов вне зависимости от категорий работников.

В отдельных ситуациях к сверхурочным работам будут привлекать без согласия работника: при производстве работ для предотвращения катастрофы, производственной аварии, немедленного устранения их последствий или последствий стихийного бедствия, предотвращения несчастных случаев, оказания скорой медицинской помощи; при производстве общественно необходимых работ по водоснабжению, газоснабжению, отоплению, освещению, канализации, транспорту, связи – для устранения случайных или неожиданных обстоятельств, нарушающих правильное их функционирование.

За тяжелую работу будут доплачивать

Проектом определяется понятие «оплата труда», ее составные части. Также регламентирована тарифная система оплаты труда, включающая тарифную сетку, тарифные ставки (должностные оклады) и тарифные коэффициенты.

Работникам, занятым на работах с опасными для здоровья и тяжелыми условиями труда, предложено выплачивать надбавки. Перечень таких работ и конкретный размер надбавки в бюджетных организациях и госпредприятиях установит правительство, в остальных организациях будут действовать локальные акты предприятия.

Выборному работнику по возвращении дадут вышестоящую должность

Работникам, освобожденным от работы вследствие избрания их на выборные должности в госорганах, после окончания их полномочий по выборной должности будет предоставляться более высокая должность, чем та, которую они занимали до избрания, на том же предприятии. При ее отсутствии им предложат другую равноценную работу (должность) на другом предприятии.

В настоящее время на портале представлен неполный текст законопроекта. О других вносимых изменениях мы сообщим дополнительно.