Мировоззрение учебное пособие

География почв с основами почвоведения, учебное пособие для студентов педагогических вузов, Белобров В.П., Замотаев И.В., Овечкин С.В., 2004

География почв с основами почвоведения, учебное пособие для студентов педагогических вузов, Белобров В.П., Замотаев И.В., Овечкин С.В., 2004.

В учебном пособии изложены основы почвоведения как науки, а также география почв России и мира. Описаны факторы, процессы и режимы почвообразования, почвенный профиль и его свойства; рассмотрены классификация почв, их разнообразие и структура почвенного покрова планеты, свойства и методы исследования почвенного покрова. В приложении представлен практикум курса «География почв с основами почвоведения». В конце пособия дан краткий словарь почвенно-географических терминов. Для студентов высших педагогических учебных заведений, обучающихся по специальности «География».

ПРЕДИСЛОВИЕ.

В системе естественных наук о Земле географические дисциплины занимают особое место: они формируют у студентов естественно-историческое мировоззрение на природу, сравнительно-географический подход к пониманию явлений и свойств отдельных ее компонентов и обусловливающих их факторов. Курсу «География почв с основами почвоведения» отводится одна из ведущих ролей в географическом образовании студентов, особенно на начальных этапах обучения. Курс постоянно обновляется современными данными о географии почв и самих почвах и призван решить две главные задачи. Первая задача — заложить фундамент (понятийную базу) и раскрыть содержание (генезис, строение и свойства) одного из важнейших компонентов ландшафта — почвы. Решению этой задачи способствуют и смежные курсы по геохимии и геофизике ландшафтов, биогеографии, землеведению, геологии с основами геоморфологии, картографии, экологии и других дисциплин, хорошо дополняющие общую концепцию о совокупной роли факторов географической среды в формировании и распределении почв на земной поверхности — в педосфере.

ОГЛАВЛЕНИЕ.

Предисловие.
Сокращения и условные обозначения.
Введение.
История становления почвоведения как науки.
Часть 1. ОСНОВЫ ПОЧВОВЕДЕНИЯ
Часть 2. ГЕОГРАФИЯ ПОЧВ РОССИИ И МИРА
Заключение.
Приложение.
Список литературы.
Краткий словарь почвенно-географических терминов.

Скачать pdf
Ниже можно купить эту книгу по лучшей цене со скидкой с доставкой по всей России. Купить эту книгу

1. Мировоззрение

В преддверии философии

Приступая к изучению философии, многие уже имеют об этом предмете некоторое представление: могут с большим или меньшим успехом припомнить имена прославленных философов, а может быть, даже объяснить в первом приближении и что такое философия. В перечне вопросов — житейских, производственных, политических, научных и других — обычно удается и без специальной подготовки выделить вопросы философского характера, скажем, такие: конечен или бесконечен мир, существует ли абсолютное, окончательное знание, в чем человеческое счастье и какова природа зла. Откуда же это предпони-мание? С детства, осваивая мир, накапливая знания, все мы время от времени с волнением думаем о тайнах мироздания, судьбах человечества, о жизни и смерти, горе и счастье людей. Так складывается еще не четкое, не вполне последовательное понимание тех вопросов, над которыми размышляло не одно поколение философов.

Как устроен мир? Как соотнесены в нем материальное и духовное? Хаотичен он или упорядочен? Какое место в мире занимают закономерность и случай, устойчивость и изменение? Что такое покой и движение, развитие, прогресс и можно ли установить критерии прогресса? Что есть истина и как отличить ее от заблуждений или преднамеренных искажений, лжи? Что понимают под совестью, честью, долгом, ответственностью, справедливостью, добром и злом, красотой? Что такое личность и каковы ее место и роль в обществе? В чем смысл человеческой жизни, существует ли цель истории? Что означают слова: Бог, вера, надежда, любовь?

К давним, «вечным» вопросам такого рода сегодня добавляются новые, серьезные и напряженные. Какова общая картина и тенденции развития современного общества, нашей страны в нынешней исторической ситуации? Как оценить в целом современную эпоху, социальное, духовное, экологическое состояние планеты Земля? Как предотвратить нависшие над человечеством смертельные угрозы? Как защитить, отстоять великие гуманистические идеалы человечества? И так далее. Раздумья на такие темы рождены потребностью в общей ориентации, самоопределении человека в мире. Отсюда и чувство давнего знакомства с философией: с древних времен и до сегодняшнего дня философская мысль стремится разобраться в тех вопросах миропонимания, что волнуют людей и вне занятий философией.

Входя в «теоретический мир» философии, осваивая его, человек отталкивается от ранее сложившихся у него представлений, от продуманного, пережитого. Изучение философии помогает выверить стихийно сложившиеся взгляды, придать им более зрелый характер. Но надо приготовиться и к тому, что философский анализ выявит наивность, ошибочность тех или иных казавшихся верными позиций, подтолкнет к их переосмыслению. А это важно. От ясного понимания мира, жизни, самих себя зависит многое — и в личной судьбе человека, и в общей судьбе людей.

Представителей разных профессий философия может интересовать, как минимум, с двух точек зрения. Она нужна для лучшей ориентации в своей специальности, но главное — необходима для понимания жизни во всей ее полноте и сложности. В первом случае в поле внимания попадают философские вопросы физики, математики, биологии, истории, врачебной, инженерной, педагогической и иной деятельности, художественного творчества и многие другие. Но есть философская проблематика, волнующая нас уже не только как специалистов, а как вообще граждан и людей. А это ничуть не менее важно, чем первое. Кроме эрудиции, помогающей решать профессиональные задачи, каждому из нас нужно и нечто большее — широкий кругозор, умение понимать суть происходящего в мире, видеть тенденции его развития. Важно также осознавать смысл и цели собственной жизни: зачем мы делаем то или это, к чему стремимся, что это даст людям, не приведет ли нас самих к краху и горькому разочарованию. Общие представления о мире и человеке, на основе которых люди живут и действуют, называют мировоззрением.

Явление это многомерно, оно формируется в различных областях человеческой жизни, практики, культуры. К духовным образованиям, причисляемым к мировоззрению, относят и философию. Ее роль в осмыслении проблем мировоззрения велика. Вот почему для ответа на вопрос, что такое философия, нужно, хотя бы в общем виде, прояснить, что такое мировоззрение.

Мировоззрение — совокупность взглядов, оценок, принципов, определяющих самое общее видение, понимание мира, места в нем человека, а также — жизненные позиции, программы поведения, действий людей. Мировоззрение — необходимая составляющая человеческого сознания. Это не просто один из его элементов в ряду многих других, а их сложное взаимодействие. Разнородные «блоки» знаний, убеждений, мыслей, чувств, настроений, стремлений, надежд, соединяясь в мировоззрении, образуют более или менее целостное понимание людьми мира и самих себя. В мировоззрении обобщенно представлены познавательная, ценностная, поведенческая сферы в их взаимосвязи.

Жизнь людей в обществе носит исторический характер. То медленно, то ускоренно, интенсивно изменяются со временем все ее составляющие: технические средства и характер труда, отношения людей и сами люди, их чувства, мысли, интересы. Меняются и взгляды людей на мир, улавливая и преломляя перемены их общественного бытия. В мировоззрении того или иного времени находит выражение его общий интеллектуальный, психологический настрой, «дух» эпохи, страны, тех или иных социальных сил. Это позволяет (в масштабе истории) иногда условно говорить о мировоззрении в суммарной, безличной форме. Однако реально убеждения, нормы жизни, идеалы формируются в опыте, сознании конкретных людей. А это значит, что кроме типовых взглядов, определяющих жизнь всего общества, мировоззрение каждой эпохи живет, действует во множестве групповых и индивидуальных вариантов. И все же в многообразии мировоззрений прослеживается довольно устойчивый набор их основных «составляющих». Понятно, речь идет не об их механическом соединении. Мировоззрение интегрально: в нем принципиально важна связь компонентов, их «сплав». И, как в сплаве, различные сочетания элементов, их пропорции дают разные результаты, так нечто подобное происходит и с мировоззрением. Каковы же компоненты, «слагаемые» мировоззрения?

В мировоззрение входят и играют в нем важную роль обобщенные знания — жизненно-практические, профессиональные, научные. Степень познавательной насыщенности, обоснованности, продуманности, внутренней согласованности мировоззрений бывает разной. Чем солиднее запас знаний у того или иного народа или человека в ту или иную эпоху, тем более серьезную опору — в этом отношении — может получить мировоззрение. Наивное, непросвещенное сознание не располагает достаточными интеллектуальными средствами для четкого обоснования своих взглядов, нередко обращаясь к фантастическим вымыслам, поверьям, обычаям.

Потребность в мироориентации предъявляет к знаниям свои требования. Здесь важен не просто набор всевозможных сведений из разных областей или «многоученость», которая, как пояснял еще древнегреческий философ Гераклит, «уму не научает». Английский философ Ф. Бэкон высказал убеждение, что кропотливое добывание все новых фактов (напоминающее работу муравья) без их суммирования, осмысления не сулит успеха в науке. Еще менее эффективен сырой, разрозненный материал для формирования или обоснования мировоззрения. Здесь требуются обобщенные представления о мире, попытки воссоздания его целостной картины, понимания взаимосвязи различных областей, выявления общих тенденций и закономерностей.

Знания — при всей их важности — не заполняют собой всего поля мировоззрения. Кроме особого рода знаний о мире (включая и мир человека) в мировоззрении уясняется также смысловая основа человеческой жизни. Иначе говоря, здесь формируются системы ценностей (представления о добре, зле, красоте и другие), наконец, складываются «образы» прошлого и «проекты» будущего, получают одобрение (осуждение) те или иные способы жизни, поведения, выстраиваются программы действия. Все три компонента мировоззрения-знания, ценности, программы действия — взаимосвязаны.

При этом знания и ценности во многом «полярны»: противоположны по своей сути. Познанием движет стремление к истине — объективному постижению реального мира. Ценности же характеризуют то особое отношение людей ко всему происходящему, в котором соединены их цели, потребности, интересы, представления о смысле жизни. Ценностное сознание ответственно за нравственные, эстетические и другие нормы, идеалы. Важнейшими понятиями, с которыми издавна связывалось ценностное сознание, выступали понятия добра и зла, прекрасного и безобразного. Через соотнесение с нормами, идеалами осуществляется оценивание происходящего. Система ценностей играет очень важную роль как в индивидуальном, так и в групповом, общественном мировоззрении. При всей их разнородности познавательный и ценностный способы освоения мира в человеческом сознании, действии так или иначе уравновешиваются, приводятся в согласие. Сочетаются в мировоззрении и такие противоположности, как интеллект и эмоции.

Мироощущение и миропонимание

В различных формах мировоззрения по-разному представлены эмоциональный и интеллектуальный опыт людей — чувства и разум. Эмоционально-психологическую основу мировоззрения называют мироощущением (или мировосприятием, если используются наглядные представления), познавательно-интеллектуальную же его сторону характеризуют как миропонимание.

Уровень интеллектуальности, да и степень эмоциональной насыщенности мировоззрений неодинаковы. Но так или иначе, им присущи оба эти «полюса». Даже самые зрелые по мысли формы мировоззрения не сводятся без остатка лишь к интеллектуальным составляющим. Мировоззрение — не просто набор нейтральных знаний, бесстрастных оценок, рассудительных действий. В его формировании участвует не одна лишь хладнокровная работа ума, но и человеческие эмоции. Отсюда мировоззрение — взаимодействие того и другого, сочетание мироощущения с миропониманием.

Жизнь в мире природы и общества рождает в людях сложную гамму чувств, переживаний. С мировоззрением сопряжены любознательность, удивление, чувства единства с природой, сопричастности человеческой истории, благоговения, восхищения, трепета и многие другие. Среди эмоций такого рода есть и окрашенные в «мрачные» тона: тревоги, напряжения, страха, отчаяния. К ним относятся чувство неуверенности, беспомощности, потерянности, бессилия, одиночества, печали, горя, душевного надрыва. Можно опасаться за своих близких, переживать за свою страну, народ, за жизнь на Земле, судьбы культуры, будущее человечества. Вместе с тем людям присущ и спектр «светлых» эмоций: радости, счастья, гармонии, полноты телесных, душевных, интеллектуальных сил, удовлетворенности жизнью, своими свершениями.

Читайте так же:  Нотариус в г салават

Сочетания таких чувств дают вариации типов человеческих мироощущений. Общий эмоциональный настрой может быть радостным, оптимистичным, или же мрачным, пессимистичным; полным душевной щедрости, заботы о других или эгоистичным и т.д. В настроениях сказываются обстоятельства жизни людей, различия их социального положения, национальные особенности, тип культуры, индивидуальные судьбы, темпераменты, возраст, состояние здоровья. Мироощущение человека молодого, полного сил, иное, чем старого или больного. Критические, тяжелые ситуации жизни требуют от людей большого мужества и душевных сил. Одной из ситуаций, вызывающих напряженные переживания, является встреча со смертью. Мощные импульсы мировоззрению дают нравственные чувства: стыд, раскаяние, укоры совести, чувство долга, морального удовлетворения, сострадания, милосердия, а также их антиподы.

Эмоциональный мир человека как бы суммируется в его мироощущении, но находит выражение и в миропонимании, в том числе и в философском мировоззрении. Ярким выражением возвышенных эмоций такого типа могут служить, например, знаменитые слова немецкого философа И. Канта: «Две вещи наполняют душу всегда новым и все более сильным удивлением и благоговением, чем чаще и продолжительнее мы размышляем о них, — это звездное небо надо мной и моральный закон во мне» [1].

1 Кант И. Соч.: В 6 т. М., 1965. Т. 4. Ч. 1. С. 499.

В ткани мировоззрения разум и чувства не обособлены, переплетены и к тому же соединены с волей. Это придает всему составу мировоззрения особый характер. Мировоззрение, по крайней мере его узловые моменты, его основа, тяготеют к тому, чтобы стать более или менее целостным комплексом убеждений. Убеждения — взгляды, активно принимаемые людьми, соответствующие всему складу их сознания, жизненным устремлениям. Во имя убеждений — так велика их сила — люди порой рискуют жизнью и даже идут на смерть.

Таким образом, включаясь в мировоззрение, различные его составляющие приобретают новый статус: они вбирают в себя отношение людей, окрашиваются эмоциями, сочетаются с волей к действию. Даже знания в контексте мировоззрения обретают особую тональность. Срастаясь со всей совокупностью взглядов, позиций, чувств, они уверенно и активно принимаются людьми. И тогда — в тенденции — становятся больше чем просто знанием, превращаясь в познавательные убеждения — в целостный способ видения, понимания мира, ориентации в нем. Силу убеждения приобретают также нравственные, правовые, политические и другие взгляды — ценности, нормы, идеалы. В сочетании с волевыми факторами они составляют основу жизни, поведения, действия личностей, общественных групп, наций, народов, а в пределе — всего мирового сообщества.

С «переплавкой» взглядов в убеждения возрастает степень доверия к их содержанию, смыслу. Диапазон человеческой веры, уверенности широк. Он простирается от практической, жизненной познавательной несомненности (или очевидности), то есть вполне рациональной веры, до религиозных верований или даже легковерного принятия нелепых вымыслов, что тоже свойственно человеческому сознанию определенного типа и уровня.

Важная роль убеждений в составе мировоззрения не исключает положений, принимаемых с меньшей уверенностью или даже недоверием. Сомнение — обязательный момент самостоятельной, осмысленной позиции в области мировоззрения. Фанатичное, безоговорочное принятие той или иной системы ориентаций, срастание с ней — без внутренней критичности, собственного анализа — называют догматизмом. Жизнь показывает, что такая позиция слепа и ущербна, не соответствует сложной, развивающейся действительности. Более того, идеологические, политические и другие догмы нередко оказывались в истории, включая и нашу отечественную историю, причиной тяжких бед. Вот почему так важно ясное, непредвзятое, смелое, творческое, гибкое понимание реальной жизни во всей ее сложности. От догм спасают здоровое сомнение, вдумчивость, критичность. Но при нарушении меры они могут породить другую крайность — неверие ни во что, утрату идеалов, отказ от служения высоким целям. Такое настроение называют цинизмом (по сходству с мироориентацией одной из античных школ, носившей такое название).

Итак, мировоззрение — единство знаний и ценностей, разума и чувств, миропонимания и мироощущения, разумного обоснования и веры, убеждений и сомнений. В нем переплетены общественно значимый и личный опыт, традиционные представления и творческая мысль. Соединены вместе понимание и действие, теории и практика людей, осмысление прошлого и видение будущего. Сочетание всех этих «полярностей» — напряженная духовно-практическая работа, призванная придать целостный характер всей системе ориентаций.

Объемля разные «пласты» опыта, мировоззрение помогает человеку раздвигать рамки повседневности, конкретного места и времени, соотносить себя с другими людьми, включая и тех, что жили раньше, будут жить потом. В мировоззрении накапливается мудрость человеческой жизни, происходит приобщение к духовному миру прадедов, дедов, отцов, современников, что-то решительно осуждается, что-то бережно хранится и продолжается. В зависимости от глубины знаний, интеллектуальной силы и логической последовательности аргументов в мировоззрении различаются также жизненно-практический и интеллектуально-умозрительный (теоретический) уровни осмысления.

Жизненно-повседневное и теоретическое миропонимание

Во все исторические эпохи обнаруживало себя и сохраняется в наши дни мировоззрение, основанное на здравом смысле и многообразном повседневном опыте. Эта стихийно складывающаяся форма мировоззрения включает в себя мироощущение, умонастроение, навыки поведения широких слоев общества. Ее нередко называют «жизненной или житейской философией». Она играет важную роль, поскольку является массовым и реально «работающим», не «книжным» сознанием. И вовсе не случайно в эпохи перемен новое политическое, экономическое, религиозное, нравственное мышление утверждается лишь тогда, когда осваивается тысячами, миллионами людей и начинает определять их жизнь и поступки.

Жизненно-практическое мировоззрение неоднородно, поскольку велик разброс в уровне образования и интеллекта его носителей, в характере их духовной культуры, национальных, религиозных и иных традиций. Отсюда и широкий диапазон его возможных вариантов от примитивных, обывательских форм сознания до просвещенного «здравого смысла». Жизненная философия людей образованных нередко складывается под влиянием их знаний и опыта в различных сферах деятельности. Так, по праву говорят о мировоззрении ученых, инженеров, политиков, чиновников. Анализируя, обобщая многообразный жизненный опыт, педагоги, публицисты, мастера художественного творчества формируют сознание многих людей. Как история, так и современная ситуация свидетельствуют о том, что личности, составляющие разум и совесть народа, цвет культуры, глубоко и масштабно размышляющие о больших, жизненно важных проблемах, оказывают воздействие и на взгляды отдельных людей, на общественное мировоззрение в целом и на мышление философов.

Мировоззрению в его массовых проявлениях присущи и сильные и слабые стороны. Оно заключает в себе не только богатую «память веков», убедительный жизненный опыт, навыки, традиции, веру и сомнения, но и множество предрассудков. Такое миропонимание и сегодня не защищено от ошибок, подвержено влиянию нездоровых (националистических и других) настроений, современных мифов (например, о панацее рынка и обогащения или же о вульгарно толкуемом равенстве) и иных не вполне зрелых проявлений массового сознания, не говоря уже о целенаправленном воздействии на него со стороны кланов и социальных групп, преследующих свои узкоэгоистические цели. Не застрахованы от таких влияний и профессионалы, занятые научным, литературным, инженерным и другим трудом.

Житейское, повседневное миропонимание, как правило, складывается стихийно, не отличается глубокой продуманностью, обоснованностью. Вот почему на этом уровне не всегда выдерживается логика, порой не «сходятся концы с концами», эмоции в критических ситуациях могут захлестнуть разум, обнаруживая дефицит здравого смысла. Наконец, повседневное мышление пасует перед проблемами, требующими серьезных знаний, культуры мыслей и чувств, ориентации на высокие человеческие ценности. С такого рода проблемами жизненно-практическое миропонимание справляется лишь в зрелых его проявлениях. Но и тут сложившийся образ мысли и поведения становится «второй натурой» и нечасто подвергается тщательному анализу, осмыслению.

Иное дело — критическая работа ума на основе сравнения разных форм опыта. Такая работа, как правило, осуществляется уже на другом — просвещенном, размышляющем уровне сознания. К зрелым интеллектуально-теоретическим (или критико-рефлексивным) формам миропонимания принадлежит и философия. Однако эту миссию выполняют не только люди «умствующие», «логические», наделенные ясным умом. В ней успешно участвуют и те, кого природа одарила глубокой интуицией, — гении религии, музыки, литературы, политики, наконец, журналисты, глубоко и масштабно схватывающие суть происходящего, судьбы людей, их нравственное величие и уродство, падение.

Понятие мировоззрения охватывает более широкий круг явлений, чем понятие философии. Их соотношение схематично можно представить в виде двух концентрических кругов, где больший круг — мировоззрение, а входящий в него меньший — философия.

В отличие от иных форм мировоззрения, к системам философских взглядов предъявляется требование обоснования. Ранее сложившиеся позиции вновь и вновь выносятся на суд философского разума (характерно в этом отношении название трех важнейших философских сочинений И. Канта: «Критика чистого разума», «Критика практического разума», «Критика способности суждения»). Философ — специалист по мировоззрениям. Они для него — предмет специального анализа, прояснения, оценки. С помощью такого анализа тщательно выверяется смысловая и логическая добротность принципов, выводов, обобщений. Продумываются также нормы, идеалы, определяющие образ жизни, устремления людей. Но этим дело не ограничивается. Философ в высоком смысле этого слова — не только строгий судья, но и творец (или реформатор) определенного мировоззрения. Главную свою задачу он видит в том, чтобы выстроить систему миропонимания, которая бы соответствовала мироощущению его современников (и его самого) и вместе с тем, по возможности, отвечала взыскательным требованиям интеллекта.

Для понимания своеобразия философии необходимо также определить ее место среди других исторических типов мировоззрения, уяснить смысл слов «переход от мифа к логосу» — краткой формулы рождения философии.

Мировоззрение учебное пособие

Книга представляет собой учебное пособие по марксистско-ленинской философии. В ней дается систематизированное изложение основ диалектического и исторического материализма, истории философии, критика современной буржуазной философской и социологической мысли.
Рассчитана на студентов высших учебных заведений, слушателей системы партийной учебы, а также на тех, кто самостоятельно изучает марксистско-ленинскую философию.
Рукопись книги удостоена премии на Всесоюзном конкурсе учебников для студентов высших учебных заведений.

ОГЛАВЛЕНИЕ

Глава I. ЧТО ТАКОЕ ФИЛОСОФИЯ? —
1. О предмете и природе философского знания —
Философия и современная эпоха — 3. К этимологии термина «философия» — 4. Предмет философии — 6. О природе философского знания — 8. Проблема научности философии и ограниченность сциентизма — 12. Язык и стиль философского мышления — 20. Философия и ее человеческое измерение — 22.
2. Философия — теоретическая основа мировоззрения 24
Мировоззрение: сущность и жизненный смысл — 24. Основной вопрос философии. Материализм и идеализм — 28. Партийность философии — 33.
3. Философия как общая методология 34
Метод и методология. Теория и метод — 34. Диалектика как теория и метод — 36. Диалектика и метафизика — 38.

Глава II. ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ 41
1. История домарксистской философии —
Философия древних — 42. Философия средневековья — 48. Философия эпохи Возрождения — 51. Европейская философия XVII —XVIII вв.—
52. Немецкая классическая философия — 60. Русская философия — 65.
2. Возникновение и развитие философии марксизма 75
Исторические условия возникновения марксизма — 75. Теоретические источники философии марксизма — 76. Сущность революционного переворота, совершенного марксизмом в философии — 77. Творческий характер философии марксизма — 78. Развитие философии марксизма В. И. Лениным — 79.
3. Зарубежная философия XX столетия 81
Неопозитивизм — 82. Прагматизм — 84. Экзистенциализм — 85. Философская антропология — 88. Персонализм и неотомизм — 89. Новые течения в современной западной философии — 90.

Читайте так же:  Как разделить договор соцнайма

БЫТИЕ И СОЗНАНИЕ 93

Глава III. МАТЕРИЯ: ЕДИНСТВО И МНОГООБРАЗИЕ ФОРМ ПРОЯВЛЕНИЯ —
1. Общее понятие материи —
Что такое бытие — 93. Из истории становления категории «материя» — 95. Диалектико-материалистическое понятие материи — 99. Принцип материального единства мира — 103. Современная наука о материальном единстве и многообразии мира — 106. Принцип сохранения материи — 108.
2. Движение — способ существования материи 112
Понятие движения. Единство материи и движения — 112. Диалектика движения и покоя — 113. Философские споры вокруг принципа единства материи и движения — 114. Многообразие форм движения и их соотношение. Редукционизм: его необходимость и опасность — 116.
3. Пространство и время 119
Общее понятие пространства и времени — 119. Единство материи, движения, пространства и времени — 121. О многомерности пространства — 124. Диалектика конечного и бесконечного — 125. Понятия бесконечного и безграничного в естествознании — 127.

Глава IV. СОЗНАНИЕ: СУЩНОСТЬ И ПРОИСХОЖДЕНИЕ 131
1. Общее понятие о сознании —
Определение сознания — 131. Сознание и мозг — 132. Материальное и идеальное. Образ и предмет — 133. Активность сознания — 137. Структура сознания — 139. Самосознание, рефлексия — 140. Сознательное и бессознательное — 141.
2. От психики животных к сознанию человека 143
Отражение как всеобщее свойство материи. Отражение и информация — 143. О психике животных — 144. Происхождение сознания — 146.
3. Сознание. Язык. Общение 148
Обретение человеком дара речи — 148. Язык — средство общения —
149. Язык — орудие мысли. Единство языка и сознания — 151. Знаковые системы — 152.

ТЕОРИЯ ДИАЛЕКТИКИ 154

Глава V. СВЯЗЬ И РАЗВИТИЕ — ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ДИАЛЕКТИКИ
1. О всеобщих связях и взаимодействии —
Понятия связи и отношения. Философский принцип всеобщей связи —
154. Понятие взаимодействия — 157.
2. Идея развития и принцип историзма 158
Общее представление о развитии — 158. Развитие и время — 161. Принцип историзма в его общеметодологической интерпретации — 162. Принцип историзма в его социальной интерпретации — 166.
3. Принцип причинности и объективная целесообразность 168
Понятие причинности в его соотношении с принципами всеобщей связи и развития — 168. Причинность и время — 169. Причинность и взаимодействие — 170. Виды причинно-следственных отношений — 172. Детерминизм и индетерминизм — 174. Объективная целесообразность —
175. Причинность и развитие — 177.
4. Принцип системности 178
Система, элемент, структура — 178. Структура и функция, целое и часть — 179. Генетическая причинность и системная корреляция — 180. Соотношение принципа системности и принципа развития — 181. Метафизические интерпретации системного подхода — 183.
5. Закон и закономерность 185
Понятие закона — 185. Закон и философский детерминизм — 186. Классификация законов. Закон и закономерность — 188.

Глава VI. ОСНОВНЫЕ КАТЕГОРИИ И ЗАКОНЫ ДИАЛЕКТИКИ 190
1. О единстве и различии категорий и законов диалектики —
Категории — ступени и формы познания мира — 190. Соотношение категорий и основных законов диалектики 192.
2. Сущность и явление 193
Понятие сущности и явления — 193. Философские споры вокруг диалектики сущности и явления — 195. Быть и казаться — 199. Явление и сущность, внешнее и внутреннее — 200.
3. Единичное, особенное и общее 201
Понятия единичного и общего — 201. Диалектика единичного и общего — 203.
4. Необходимость и случайность 206
Понятия необходимого и случайного — 206. Необходимость и свобода — 209.
5. Возможность, действительность и вероятность 213
Понятия возможности и действительности — 213. Виды возможностей — 215. Идея вероятности — 217.
6. Часть и целое. Система 221
Историческое решение проблемы соотношение категорий «часть» и «целое» — 221. Диалектика целого и части — 222. Целое и система — 227.
7. Содержание и форма 227
История становления категорий содержания и формы — 227. Понятия содержания и формы — 229. Диалектика содержания и формы — 231.
8. Качество, количество и мера 233
Понятия качества, свойства и состояния — 233. Понятие количества —
235. Мера — 236. Взаимный переход количественных и качественных изменений — 237.
9. Противоречие и гармония 241
Единство противоположностей и противоречие — 241. Основные типы противоречий — 244. Противоречие как источник развития — 247.
10. Отрицание, преемственность и новации 250
Отрицание как закономерный момент развития — 250. Преемственность в развитии — 252. Поступательный, прогрессивный, спиралевидный характер развития. Критерии прогресса — 253.

ПОЗНАНИЕ И ТВОРЧЕСТВО 256

Глава VII. О СУЩНОСТИ И СМЫСЛЕ ПОЗНАНИЯ —
1. Что значит знать? —
Теория познания и ее предмет — 256. Отражение объективной реальности — основополагающий принцип познания — 257. Единство и многообразие видов знания — 258. О возможности познания: оптимизм, скептицизм, агностицизм — 260. Субъект и объект познания — 263.
2. Практика — основа и цель познания 265
О единстве теории и практики — 265. Внутренняя логика развития знания — 269.
3. Что есть истина? 270
Красота и ценность истины — 270. Истина, заблуждение и ложь — 271. Относительная и абсолютная истина — 274. Конкретность истины —
276. О критериях истинного знания — 277.

Глава VIII. ФИЛОСОФИЯ МЫШЛЕНИЯ 281
1. Интеллектуально-чувственное созерцание —
Ощущения, восприятия, представления — 281. Познавательный смысл чувственных впечатлений 283.
2. Мышление: сущность, уровни и формы 284
Переход от ощущения к мысли — 284. Особенности мышления — 285. Единство чувственного и рационального — 287. Основные формы мышления — 288. О логичности мысли: логика диалектическая и формальная — 291.
3. Творческая активность человеческого духа 295
Что такое творчество — 295. Продуктивная сила воображения — 297. Интуиция — 299. Творчество и личность — 302.
4. О приемах и методах мышления 303
Анализ и синтез — 303. Абстрагирование и идеализация — 304. Обобщение и ограничение — 305. Абстрактное и конкретное — 306. Историческое и логическое — 307. Аналогия — 308. Моделирование — 309. Формализация и математизация — 309.
5. Эмпирический и теоретический уровни научного познания 311
Понятия эмпирического и теоретического — 311. Постановка проблемы и исследовательская программа — 312. Наблюдение и эксперимент —
313. Роль приборов в научном исследовании — 315. Его величество господин факт — 316. Описание и объяснение — 318. Гипотеза и ее роль в развитии научного знания — 319. Теория как высшая форма целостного научного знания — 321. О научном предвидении — 323.

ВОПРОСЫ СОЦИАЛЬНОЙ ФИЛОСОФИИ 326

Глава IX. ИСТОРИЯ СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКОЙ МЫСЛИ —
1. Из истории домарксистской социальной философии —
Социально-философская мысль в Западной Европе — 326. Социальнофилософская мысль в России — 331. Общая характеристика домарксистской социальной философии — 333.
2. Сущность материалистического понимания общества 334
Формирование и предмет социальной философии марксизма — 334. Взаимосвязь диалектического и исторического материализма — 337. Развитие общества — закономерный исторический процесс — 338. Объективное и субъективное в историческом процессе. Проблема социального детерминизма — 341. Стихийное и сознательное в истории — 344.
3. Зарубежная социальная философия XX столетия 346
Философия истории — 347. Франкфуртская школа неомарксизма — 350. Эмпирическая социология — 351. Социология структурно-функционального анализа — 352. Кризис буржуазной социально-философской мысли — 354.

Глава X. ПРИРОДА И ОБЩЕСТВО 357
1. Взаимодействие общества и природы —
Возникновение общества — 357. Природная среда — естественное условие жизни общества — 358. Проблемы экологии — 361.
2. Демография: социально-философские проблемы 365
Понятие демографической системы общества — 365. Современная демографическая ситуация в мире — 367.

Глава XI. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СФЕРА ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА: СО ЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЙ АСПЕКТ 371
1. Материальное производство: понятие и основные элементы 372
Общая характеристика общественного производства — 372. Потребности и интересы в системе материального производства — 373. Производительные силы — 375.
2. Техника и научно-технический прогресс 377
Понятие техники — 377. Научно-технический прогресс: сущность и основные направления — 378.
3. Производственные отношения: сущность и структура 383
Понятие производственных отношений — 383. Диалектика производительных сил и производственных отношений — 386.
4. Общественно-экономическая формация 389
Понятие общественно-экономической формации. Базис и надстройка —
389. Понятие исторической эпохи — 395.
5. Социальная революция 396
Понятие социальной революции — 396. Тины социальных революций —
399. Перестройка как особая форма революционного преобразования нашего общества — 400.

Глава XII. СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ 402
1. Классы и классовые отношения —
Общая характеристика социальной сферы общества — 402. Возникновение классов и их основные характеристики. Ленинское определение классов — 402. Классы и иные социальные группы общества — 406.
2. Нации и национальные отношения 406
Род, племя, народность, нация — 406. Национализм и интернационализм — 408. Нации при социализме — 409.
3. Семья и быт 410
Брак и семья — 410. Сфера быта — 414.

Глава XIII. ПОЛИТИЧЕСКАЯ СФЕРА ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА 415
1. Политика, государство, право —
Политика: содержание и функции — 415. Государство: сущность и происхождение — 417. Понятие права — 419. Основные исторические типы государства и права — 420. Формы правления и государственного устройства. Политический режим — 421.
2. Политическая система современного общества 423
Политическая система буржуазного общества — 423. Политическая система общества в переходный период от капитализма к социализму —
425. Общенародное государство — 426. Партия в политической системе советского общества — 428. Развитие социалистической демократии — 429. Демократия и дисциплина — 430.

Глава XIV. СОЦИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ 433
1. Социальная информация и управление —
Общество и проблема управления — 433. Понятие социальной информации — 434. Понятие социального управления — 434. Субъект и объект управления — 437.
2. Типы управления и их воздействие на социальное развитие . 439
Типы социального управления — 439. Принципы социального управления при социализме — 442. Управление как фактор социального развития — 446.

Глава XV. ФИЛОСОФСКОЕ ПОНИМАНИЕ ЧЕЛОВЕКА 448
1. Человек — личность — общество —
Общее понятие человека — 448. Человек как биопсихосоциальное существо — 453. Человек и среда его обитания: от Земли до космоса — 457. Человек как личность — 461. Личность, коллектив, общество — 466.
2. Человек в потоке истории 467
Конкретно-историческое понимание личности — 467. Феномен отчуждения — 470. Активизация человеческого фактора и гармоническое развитие личности — 472.

Глава XVI. ДУХОВНАЯ СФЕРА ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА 477
1. Общественное сознание: сущность и уровни —
Общественное сознание и его преобразовательная сила — 477. Общественное и индивидуальное сознание — 479. Обыденно-практический и теоретический уровни общественного сознания — 482. Общественная психология и идеология — 484.
2. Политическое сознание 485
Понятие политического сознания — 485. Уровни политического сознания — 487. Основные типы современного политического сознания — 489.
3. Правосознание 492
Понятие правосознания — 492. Правосознание в буржуазном и социалистическом обществах — 495.
4. Нравственное сознание 498
Понятия нравственного сознания и морали — 498. Нравственность и свобода воли как моральная категория — 502. Структура нравственного сознания и категории морали — 503. Исторические типы нравственного сознания и морали — 505.
5. Эстетическое сознание 514
История становления эстетического сознания — 514. Природа и функции эстетического сознания — 519. Искусство: сущность и социальные функции — 522. Специфика искусства. Искусство и наука — 526. Искусство и философия — 532.
6. Религиозное сознание 534
Религия, религиозное сознание и атеизм — 534. Религиозное сознание: причины возникновения и устойчивости — 536. Религия и философия —
540.
7. Научное осознание мира и мир науки 543
Понятие науки — 543. Социальные функции науки. Превращение ее в непосредственную производительную силу — 545. Наука, философия и мировоззрение — 548.
8. Философия культуры 551
Понятие культуры — 551. Мир ценностей — 554. Культура и природа —
555. Культура и цивилизация — 558. Культура и сознание — 562. Проблема типологии культур — 564.

Читайте так же:  Доверенность директору на заключение договора

Глава XVII. ИСТОРИЧЕСКИЙ ПРОГРЕСС И ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОСТИ 569
1. Прогресс — исторически необходимое направление развития общества —
История развития идеи общественного прогресса — 569. Марксистская концепция прогресса и проблема его критериев — 574. Смысл истории и идеалы прогресса — 577.
2. Диалектика мирового развития в современную эпоху 579
Специфика современной исторической ситуации — 579. Диалектика развития социализма на современном этапе — 581. Глобальные проблемы человечества и судьбы общественного прогресса — 583.

ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ В КРАТКОМ ИЗЛОЖЕНИИ УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

В КРАТКОМ ИЗЛОЖЕНИИ

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

научно-методическим советом университета

История философии в кратком изложении : учебное

пособие / Г.В. Хомелев. – СПб. : Изд-во СПбГЭУ, 2013. – 207 с.

Учебное пособие представляет собой краткое систематизированное изложение основных этапов развития философской мысли, ее главных направлений, течений и школ.

Пособие рекомендуется студентам и аспирантам, изучающим курс философии, истории и философии науки в рамках соответствующих вузовских программ.

Рецензенты : д-р филос. наук, проф. кафедры гуманитарных наук Санкт-Петербургского государственного университета кино и телевидения А.И. Тимофеев

канд. филос. наук, доц. кафедры философии Санкт-Петербургского государственного экономического университета А.А. Рябов

Хомелев Геннадий Владимирович

ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ В КРАТКОМ ИЗЛОЖЕНИИ

Редактор Т.И. Рубцова

Подписано в печать 27.05.13. Формат 60х84 1/16.

Усл. печ. л. 12,9. Тираж 290 экз. Заказ 236. РТП изд-ва СПбГЭУ.

Издательство СПбГЭУ. 191023, Санкт-Петербург, Садовая ул., д. 21.

ВВЕДЕНИЕ: Философия, ее предмет и метод.

Специфика философского познания .

Мировоззрение и его исторические формы. Философия и мировоззрение. Предмет философии. Понятие метода в философии. Специфика формы философского познания. Специфика результатов философского познания. Основной вопрос философии. Философия и наука

Глава I. ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА .

1.1. Философия Древней Индии. 1.1.1. Общая характеристика.

1.1.2. Источники: веды, их структура и содержание. 1.1.3. Основные философские идеи вед. 1.1.4. Философские школы: Санкхъя, Йога, Ведан-

та, Буддизм. 1.2. Философия Древнего Китая. 1.2.1. Общая характе-

ристика. 1.2.2. Источники. 1.2.3. Основные идеи и школы: даосизм и конфуцианство

Глава II. ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕГО ЗАПАДА.

2.1. Общая характеристика. 2.1.1.

Особенности философского миро-

воззрения. 2.1.2. Основные этапы развития. 2.2. Ранний период. 2.2.1. Содержание этапа (основные тенденции). 2.2.2. Философские школы: пифагорейская школа, милетская школа, школа античной диалектики (диалектика Гераклита), элейская школа. 2.3. Классический период. 2.3.1. Содержание этапа (основные тенденции). 2.3.2. Философские школы: Эмпедокл и Анаксагор: плюрализм начал бытия, школа античных софистов, Сократ и сократические школы, школа античных атомистов, философия Платона, философское учение Аристотеля: дуализм материи и формы. 2.4. Эпоха эллинизма. 2.4.1. Содержание этапа: особенности философского мировоззрения. 2.4.2. Основные течения и школы: скептицизм, стоицизм, эпикуреизм, академия Платона, неоплатонизм

Глава III. ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКАЯ

3.1. Общий характер средневековой философии. 3.2. Идейные источники. 3.3. Основные черты западноевропейского средневекового мировоззрения. 3.4. Ключевые философские проблемы. 3.5. Основ-

ные этапы развития. 3.5.1. Ранний период, или период патристики. Содержание этапа. Учения и школы: Тертуллиан, Ориген, Августин Аврелий. 3.5.2. Период формирования схоластики. Содержание этапа. Основные учения и тенденции. Иоанн Скот Эриугена: у истоков теологического рационализма. Формирование противоположности рационалистической и мистической теологии. 3.5.3. Период расцвета схоластики. Содержание этапа. Томизм: философское учение Фомы Аквинского. 3.5.4. Период поздней схоластики. Содержание этапа. Основные течения: Д. Скот и В. Оккам

Глава IV. ФИЛОСОФИЯ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ:

ПАНТЕИЗМ И ДИАЛЕКТИКА .

4.1. Общая характеристика эпохи Возрождения. 4.2. Особенности философского мировоззрения. 4.2.1. Возрождение ценностей антич-

ной культуры. 4.2.2. Переходный характер философского мировоззрения. 4.2.3. Пантеизм. 4.2.4. Диалектические идеи. 4.2.5. Антропоцентризм и абстрактный гуманизм

Глава V. ФИЛОСОФИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ .

5.1. Общий характер и основные особенности. 5.2. Проблема источника знаний и метода познания: эмпиризм и рационализм. 5.2.1. Эмпиризм. 5.2.2. Рационализм. 5.3. Особенности материализма XVII–XVIII веков: учение о материи и движении. 5.4. «Монадология» Г.В. Лейбница. 5.5. Субъективный идеализм Дж. Беркли и скептицизм Д. Юма

Глава VI. НЕМЕЦКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ

6.1. Основные черты. 6.2. Философское учение И. Канта. 6.3. Философия Г. Гегеля: система и метод. 6.4. Антропологический материализм Л. Фейербаха

Глава VII. МАРКСИСТСКАЯ ФИЛОСОФИЯ .

7.1. Источники и основные идеи. 7.2. Состав и содержание марксистской философии

Глава VIII. РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ .

8.1. Общая характеристика. 8.2. Основные особенности. 8.2.1. Он-

тологизм. 8.2.2. Идея синтеза знания, чувства и воли. 8.2.3. Антропологизм

Глава IX. СОВРЕМЕННАЯ ЗАРУБЕЖНАЯ

9.1. Общая характеристика: источники, главные течения и проблемы. 9.2. Неопозитивизм. 9.3. Экзистенциализм. 9.3.1. М. Хайдеггер:

онтология и экзистенциальная аналитика бытия. 9.3.2. Ж.-П. Сартр: бытие и ничто, человек и свобода

Философия, ее предмет и метод. Специфика философского познания

Термин философия ( φιλοσοφια ) по преданию древних ввел Пифагор (VII в. до н. э.). Это слово образовано путем сочетания двух греческих слов φιλια (филиа) – любовь , σοφια (софия)

– мудрость . Таким образом, философия, согласно этимологическому значению термина, есть «любовь к мудрости». С этой точки зрения сущность философии состоит в удовлетворении извечной человеческой потребности в совершенном знании, каковой является мудрость. Причем, согласно данному пониманию предназначения философии, сама она не есть мудрость, а только искание мудрости, стремление к ней, которое в смысле силы страсти можно уподобить любви.

Как возникает философия? Это отдельная и большая проблема. Ее рассмотрение предполагает анализ конкретных исторических предпосылок и некоторых дофилософских форм мировоззрения (например, мифологии, религии и мистицизма).

Мировоззрение: мифология, религия, мистицизм, философия

Мировоззрение можно определить как совокупность зна-

ний человека о мире, убеждений , верований , ценностей и со-

ответствующих им ценностных представлений.

В качестве исторических форм мировоззрения обычно рас-

сматривают мифологию , религию , мистицизм и философию .

Мифология. Мифология представляет собой мировоззрение соответствующее ранним ступеням развития человечества. Оно имеет свои отличительные особенности. Во-первых, это такой способ объяснения действительности, когда объективное и субъективное еще не осознаются в своем отличии друг от друга и не различаются. Субъективное рассматривается как объективное (например, сон принимается за действительность); а объективное, в свою очередь, может восприниматься как нечто субъективное (например, камень, который чувствует, видит, слышит, обладает душой). Во-вторых, для мифологии характерна такая объективация психических феноменов, когда они принимаются за нечто реаль-

ное, самодеятельное и самосущее. Фантазия принимается за реальность, вымысел за действительность. На этой почве возникают мифы и мифологическое мировоззрение.

Миф – это повествование, отличительные особенности которого состоят:

1) в аллегорическом , иносказательном или образно — символи-

ческом способе представления событий и явлений, ценностей и моделей поведения, законов природного или социального космоса,

а также в соответствующем способе их описания и объяснения;

2) в перенесении на явления окружающего мира свойств, при-

сущих человеку (так называемый антропоморфизм );

3) в отсутствии различия объективного и субъективного , т.е.

того, что есть в самой действительности и того, что есть только в представлении воспринимающего субъекта 1 ;

4) в особом дологическом мышлении , когда понятия выступа-

ют в форме чувственных представлений и образов . В этом отно-

шении особенностью дологического (мифологического) мышления является: а) нарушение законов логики 2 ; б) замещение причинных связей различных явлений связями ассоциативными , например, по аналогии или сходству в каком-либо отношении.

Религия. Религиозное мировоззрение связано с верой в Бога . Многовековое существование религии доказывает, что религиозность явление отнюдь не случайное. Религия существует именно потому, что удовлетворяет некоторые человеческие потребности . Поэтому в различных состояниях религиозного сознания человечества, в конкретных особенностях его религиозной жизни выражается сущность самого человека.

Что же представляет собой религиозная потребность и как она связана с религиозным сознанием?

В самом общем виде можно сказать, что религиозная потребность – это постоянная, извечная человеческая потребность в не-

преходящем , духовно — возвышенном и совершенном . Она выражает-

ся в стремлении человека в жизни – к бессмертию , в познании – к

1 Это различие с точки зрения целей научного познания является обязательным.

2 Основными законами логики являются закон тождества , закон исключенного третьего и закон непротиворечия . Нарушение этих законов приводит к тому, что предмет в одно и то же время может быть и самим собой и чем-то иным самого себя.

абсолютной истине , в морали – к абсолютному благу или добру , в творчестве – к абсолютному совершенству и красоте . Религия помогает человеку преодолевать исторически изменчивые, несовершенные формы бытия и возвышает человеческое существо в его устремлении к непреходящему , совершенному , вечному .

Поскольку абсолютное (непреходящее, совершенное, вечное) полагается целью конечного, т.е. смертного человека, то и основной формой, выражающей отношение человека к абсолютному, будет не знание, а вера .

Религиозное сознание в своей развитой форме есть сознание бесконечности и вечности жизни в Боге. В этом смысле религиозный человек – это человек, который верит в возможность обрести бессмертие (спасение), познать абсолютную истину, стать на путь совершенного добра и красоты через обожение , или, как это выражает православный вероучитель Игнатий Брянчининов, стать «богом по благодати» 3 .

Мистицизм. Мистическое значит невидимое , сокрытое ,

тайное . Мистику чаще всего относят к сфере личного духовного опыта, тогда как мистицизм рассматривают как общее мировоззрение, исходящее из того, что в человеческом существе, в его внутреннем космосе пересекаются два мира: видимый и невидимый, рационально (рассудочно) познаваемый и непознаваемый. Последний, будучи непостижимым, открывается человеку в его личном опыте («Царствие Божье внутри нас есть»). Этот высший план бытия, сокрытый в тайне, духовно переживается в особых экстатических состояниях человеческой души, когда сокрытое становится открытым для данного лица . Убеждение в существовании этих двух различных миров, видимого и невидимого , или двух планов бытия одной и того же мира является характерной чертой онтологии мистицизма .

Развитая форма религиозного мировоззрения, а к таковым можно отнести только религию откровения , предполагает мистицизм. Так, например, христианский мистицизм выражается в символическом представлении о реальности всего сущего, началом которого было Слово: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Оно было в начале у

3 Святитель Игнатий Брянчининов. Слово о человеке. Гл. Сотворение человека. – М.: Изд-во Свято-Введенского монастыря Оптиной Пустыни, 1997.