Курсовая работа государственная собственность

Оглавление:

Управление государственной собственностью

Главная > Курсовая работа >Государство и право

ФГАОУ ВПО «Казанский (Приволжский) Федеральный университет

Кафедра государственного и муниципального образования

Управление государственной собственностью

Глава 1. Теоретические основы управления государственной собственностью

1.1 Понятие государственной собственности

1.2. Объекты, относящиеся исключительно к федеральной собственности

1.3. Цели, задачи и принципы управления государственным имуществом

Глава 2. Система управления государственной собственностью

Глава 3. Повышение эффективности управления государственной собственностью

Список использованной литературы

В Российской Федерации государственная собственность долгое время оставалась ведущей формой собственности и имела наибольший удельный вес. Концентрация имущества в государственной собственности и, как следствие, ограничение имущественной сферы и правомочий других собственников, исключение частной собственности как таковой не дало положительных результатов.

В настоящее время законодательством закреплено равенство всех участников гражданских правоотношений, включая и государство (ст. 2 ГК РФ). Условиями, обеспечивающими равенство субъектов в отношениях собственности, явилось лишение государства ряда преимуществ (отказ от нераспространения исковой давности на требования о возврате государственного имущества из чужого незаконного владения и некоторых других льгот) и закрепление за всеми собственниками равного права на защиту их собственности (п. 4 ст. 212 ГК РФ).

Действующее законодательство рассматривает государственную и частную собственность не как противостоящие друг другу формы собственности, а как две составляющие экономических отношений собственности, не имеющие политической окраски.

В сложной системе экономических отношений государственная собственность представляет собой форму собственности, имеющую целью общенародное присвоение имущества, обособленного от имущества других организаций и граждан. Совпадение общенародных и государственных интересов в сфере присвоения материальных благ основывается на конституционном положении, согласно которому носителем и единственным источником власти в РФ является ее многонациональный народ (ч.1 ст.3 Конституции РФ).

Актуальность выбранной темы заключается в том, что постоянно идет реформирование и разделение прав владения на объекты федеральной собственности.

Таким образом, в курсовой работе можно поставить цель исследования, заключающуюся в рассмотрении основных объектов федеральной собственности и правомерности применяемых в ней принципов и методов управления.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

Понять что же такое государственная собственность;

Классифицировать объекты государственной собственности по признакам, определяющим специфику управления;

Выявить цели, задачи и принципы управления государственным имуществом;

Рассмотреть систему управления государственной собственностью;

Объяснить роль принципов управления федеральной собственностью с целью ее оптимального и эффективного использования.

Объектом исследования в данной работе является вся государственная собственность, принадлежащая РФ.

Предмет исследования – государственные мероприятия по оперативному управлению федеральной собственностью, с целью минимизации затрат на ее содержание, а также максимизации прибыли от ее использования, а также для привлечения иностранного капитала.

Теоретическую и методологическую основу работы составили опубликованные научные труды зарубежных и российских экономистов, социологов и политологов, а также нормативные акты и постановления Правительства РФ по вопросам управления государственной собственностью.

В структуру работы входят введение, три раздела, заключение и список использованной литературы – 32страницы.

Глава 1. Теоретические основы государственной собственности.

1.1. Понятие государственной собственности

Государственной собственностью в РФ является имущество, принадлежащее на праве собственности РФ (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам РФ – республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта РФ).

Земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью.

Имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с ГК РФ ст. 294, 296.

Средства соответствующего бюджета и иное государственное имущество, не закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями, составляют государственную казну РФ, казну республики в составе РФ, казну края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа.

Отнесение государственного имущества к федеральной собственности и к собственности субъектов РФ осуществляется в порядке, установленном законом.

1.2 Объекты, относящиеся исключительно к федеральной собственности 1

Объекты, составляющие основу национального богатства страны:

Ресурсы континентального шельфа, территориальных вод и морской экономической зоны Российской Федерации.

Охраняемые или особым образом используемые природные объекты (заповедники, в том числе биосферные, национальные природные парки, курорты, а также заказники, имеющие общереспубликанское значение).

Объекты историко-культурного и природного наследия и художественные ценности, учреждения культуры общероссийского значения, расположенные на территории Российской Федерации.

Объекты, необходимые для обеспечения функционирования федеральных органов власти и управления и решения общероссийских задач:

Государственная казна Российской Федерации (средства республиканского бюджета Российской Федерации, Пенсионного фонда Российской Федерации, фонда социального страхования и других государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, Центрального банка Российской Федерации; золотой запас, алмазный и валютный фонды).

Имущество вооруженных сил, железнодорожных, пограничных и внутренних войск, органов безопасности, органов внутренних дел Российской Федерации и других учреждений, финансирование которых осуществляется из республиканского бюджета Российской Федерации, а также расположенных на территории Российской Федерации учреждений, финансировавшихся из государственного бюджета СССР.

Высшие учебные заведения, научно-исследовательские учреждения, предприятия и другие объекты Российской Академии наук, отраслевых академий наук, Министерства образования Российской Федерации, Министерства науки и технической политики Российской Федерации, Министерства здравоохранения Российской Федерации, государственных научных центров.

Предприятия и объекты геологической, картографо-геодезической, гидрометеорологической службы, контроля за состоянием и охраны окружающей природной среды и природных ресурсов.

Предприятия и учреждения санитарно-эпидемиологической и ветеринарной службы, службы защиты растений.

Предприятия патентной службы, стандартизации и метрологии, машиноиспытательные станции и полигоны.

Государственные запасы и мобилизационные резервы, а также предприятия, обеспечивающие их сохранение.

Предприятия исправительно-трудовых учреждений и лечебно-трудовых профилакториев Министерства внутренних дел Российской Федерации. 2

Объекты оборонного производства:

Все предприятия, производящие системы и элементы вооружения, взрывчатые и отравляющие вещества, расщепляющиеся и радиоактивные материалы, ракетные носители, космические и летательные аппараты, военное снаряжение, предприятия и объекты, обеспечивающие обслуживание, запуск и сопровождение космических аппаратов, осуществляющие НИР и ОКР в указанных областях — независимо от доли военных заказов.

Защищенные рабочие помещения запасных пунктов управления всех органов государственной власти и управления, а также объекты связи и инженерной инфраструктуры, предназначенные для использования в особый период.

Объекты отраслей, обеспечивающих жизнедеятельность народного хозяйства России в целом и развитие других отраслей народного хозяйства:

Предприятия добывающей промышленности, за исключением добычи местного сырья (определяемого в соответствии с законодательством Российской Федерации).

Предприятия топливно-энергетического комплекса.

Предприятия и объекты электроэнергетики

Предприятия и объекты отраслей железнодорожного, воздушного и трубопроводного транспорта, речного и морского флота, предприятия газификации.

Федеральные автомобильные дороги общего пользования и обслуживающие их организации.

Предприятия связи, телевизионные и радиопередающие центры.

Государственные племенные и конные заводы и совхозы, селекционно-гибридные центры, государственные семенные инспекции и лаборатории по сортоиспытанию сельскохозяйственных культур, сортоиспытательные станции и участки, предприятия и хозяйства по производству ценных и анадромных видов рыб, серпентарии.

Предприятия фармацевтической промышленности, промышленности медико-биологических препаратов.

Предприятия и организации по производству спиртовой и ликеро-водочной продукции.

Государственная собственность на землю

Курсовая работа

Выполнена в 2018 году, 41 страница

СОДЕРЖАНИЕ

ГЛАВА 1 ПОНЯТИЕ И СОДЕРЖАНИЕ ПРАВА СОБСТВЕННОСТИ НА ЗЕМЛЮ 6

1.1 Понятие права и объекты государственной собственности на землю 6

1.2 Содержание права государственной собственности на землю 13

1.3 Возникновение и осуществление права государственной собственности на землю 20

ГЛАВА 2 ФОРМЫ И ОСОБЕННОСТИ ПРАВА ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОБСТВЕННОСТИ НА ЗЕМЛЮ 23

2.1 Формы права государственной собственности на землю 23

2.2 Особенности государственной собственности на землю 25

ГЛАВА 3 ПРОБЛЕМЫ РАЗГРАНИЧЕНИЯ ЗЕМЕЛЬ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 28

3.1 Правовое и законодательное понятие неразграниченных земель Российской Федерации. 28

3.2 Проблемы разграничения государственной собственности на землю 32

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 39

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Нормативные правовые акты

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2014. – № 31. – Ст. 4398.
  2. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая: федеральный закон от 30.11.1994 г. № 51-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1994. – № 32. – Ст. 3301.
  3. Земельный кодекс Российской Федерации: федеральный закон от 25.10.2001 г. № 136-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2001. – № 44. – Ст. 4147.
  4. Федеральный закон от 21.07.1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1997. – № 30. – Ст. 3594.
  5. Федеральный закон от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2001. – № 44. – Ст. 4148.
  6. Федеральный закон от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2007. – № 31. – Ст. 4017.
  7. Об утверждении Положения о порядке управления и распоряжения земельными участками, находящимися в собственности Красногорского муниципального района, и земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена: решение Совета депутатов Красногорского муниципального района Московской области от 23.04.2015 № 344/31.

Литература

  1. Аверьянова Н. Н. Земельное право в вопросах и ответах: учеб. пособие. 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Проспект, 2016. – 96 с.
  2. Агафонов В. Б. Земельное право: учебник для бакалавров / отв. ред.: Н. Г. Жаворонкова, О. А. Романова. – М.: Проспект, 2014. – 352 с.
  3. Агафонова Н. Н., Артеменков С. В. и др. Гражданское право: учебник. 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Проспект, 2015. – 816 с.
  4. Алексеев С. С., Степанов С. А. Гражданское право: учебник. 4-е изд., перераб и доп. – М.: Проспект; Екатеринбург: Институт частного права, 2014. – 440 с.
  5. Боголюбов С. А. Земельное право: учебник. 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Проспект, 2014. – 376 с.
  6. Варламов А.А Основы кадастра недвижимости /А.А. Варламов, С.А. Гальченко. — М.: Изд. Академия.2013.
  7. Горемыкин В.А. Современный земельный рынок России: Практическое пособие. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2013. – С. 21.
  8. Дамдын О.С. Право собственности на землю // Молодой ученый. – 2011. – № 5. – Т. 1. – С. 180.
  9. Зейналова Л.М., Правкин С.А. Особенность государственного регулирования деятельности морских портов в российской Федерации, Современные проблемы использования потенциала морских акваторий и прибрежных зон материалы XI Международной научной конференции. 2015.
  10. Романов В. И. Право собственности на землю в России: понятие, содержание, история становления // Марийский юридический вестник. Йошкар-Ола, 2005. – Вып. 4. – С. 123–131.
  11. Романов В. И., Мустакимов Н. С. Право частной собственности и иные виды прав на землю: учебно-методическое пособие (модуль) по Земельному праву России. – Йошкар-Ола, 2010. – 254 с.
  12. Тихонов А. В. Правовое регулирование распоряжения федеральным имуществом позаконодательству Российской Федерации: автореф. дис. … канд. юрид. наук. – М., 2013.
  13. Шараф А. Э. О разграничении понятий «земля» и «земельный участок» // Вестник тисби. Казань, 2008. – Вып. 3. – С. 57–61.

ИНФОРМАЦИЯ О ПОКУПКЕ ЭТОЙ РАБОТЫ

Эта работа была выполнена по индивидуальному заказу и была успешно защищена. В интернете эта работа не выложена, только краткое содержание этой странице для ознакомления.

Каждая работа перед отсылкой клиенту проверяется на актуальность законодательства. Мы можем дополнить работу свежими источниками литературы, добавить свежую судебную практику, изменить оформление по Вашей методичке. Это все входит в стоимость готовой работы.

Стоимость данной работы вы можете назначить сами. Отправьте заявку ниже и укажите свою цену. Если цена справедливая и соответствует качеству работы, мы готовы продать вам эту работу по указанной вами стоимости.

Оплатить можно на карточку Сбербанка, на Яндекс.Деньги, на кошелек Qiwi, в любом отделении Евросети или Связного и т.д.

Государственная собственность и ее роль в современной экономике

Главная > Курсовая работа >Экономическая теория

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Кафедра экономической теории

На тему: “Государственная собственность и ее роль в современной экономике”

1. Понятие, сущность и система государственной собственности…………….4

1.1. Виды государственной собственности…………………………………. 4

1.2. Отношения между государственной и частной собственностью……….6

2. Роль и значение государственной собственности в России…………………9

2.1. Проблемы эффективного использования государственной собственности в России…………………………………………………………..9

2.2. Дальнейшие перспективы развития государственного сектора в России…………………………………………………………………………. 15

3. Государственная собственность за рубежом и в Росси – сравнительный анализ……………………………………………………………………………..17

3.1. Государственная собственность в Европе………………………………17

3.2. Сравнительный анализ государственной собственности в России и Европе…………………………………………………………………………….23

Там, где есть экономическая деятельность, там всегда присутствует проблема собственности. Везде и всюду мы постоянно наталкиваемся на один общий коренной вопрос: кому принадлежит экономическая власть, кто является хозяином земли, фабрики, духовного богатства?

Общепризнанно, что вопрос собственности – это один из самых главных вопросов, определяющих существования и пути развития человеческого общества. От того, как и кем, он поставлен, решается и регулируется в данный момент времени, в том числе и в данный исторический промежуток времени, зависит благополучие, а очень часто и само существование любого общества.

Собственность принадлежит к числу таких понятий, вокруг которых на протяжении многих веков скрещиваются лучшие умы человечества.

Собственность как экономическое отношение начало формироваться еще на заре становления человеческого общества. На монополизации различных объектов собственности держатся все важнейшие формы внеэкономического и экономического принуждения к труду.

Экономическое принуждение к труду исходит из собственности на капитал.

Освобождение от личной зависимости привело, с одной стороны, к юридическому равноправию всех граждан, а с другой стороны, к новому типу отношений: экономической власти одних и экономической зависимости других.

Государство как социальное явление существует уже не одно тысячелетие. За это время оно показало себя как эффективное средство организации жизни людей. Помимо политических и социальных функций у государства также есть экономическая. Государство может осуществлять непосредственное управление предприятиями, некоторыми особо важными отраслями народного хозяйства. Здесь оно выступает собственником средств производства, производителем материальных благ.

В данной курсовой работе рассматривается именно государственная собственность, проводится исследование и анализ структуры собственности: ее социальной, юридической и экономической сторон; рассматриваются формы государственной собственности; изучается взаимодействие государственной и частной собственности; проводится сравнительный анализ государственной собственности в России и Европе.

1. ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ И СИСТЕМА ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОБСТВЕННОСТИ

В экономике ХХ века большое внимание уделяется государственной собственности. В нее входят обычно некоторые крупные промышленные предприятия, банки, а также предприятия тех отраслей, которые обслуживают производство и социально-бытовую сферу — грузовой транспорт, энергетика, связь и т.д. Создание государственных предприятий обусловлено отчасти желанием ускорить научно-технический прогресс. Вместе с тем государство иногда берет на себя перевооружение слабых звеньев экономики. Государственным предприятием признается унитарное предприятие – коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество, которое является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе и между работниками предприятия. Имущество унитарного предприятия принадлежит ему на праве оперативного управления или хозяйственного ведения и отражается на самостоятельном балансе.

Читайте так же:  Адвокат пожидаева самара

1.1. Виды государственной собственности

Основой любой экономической системы являются соответствующие ей отношения собственности. Собственность как экономическая категория включает следующие моменты:

– Субъекты собственности – стороны отношений собственности;

– Объект собственности, по поводу которого складываются отношения между субъектами;

– Система отношений между субъектами;

– Экономическая реализация сложившихся отношений между субъектами на микроуровне – через конкретные способы присвоения объектов и на макроуровне – через функционирование системы хозяйства в совокупности ее элементов.

Выделяют экономическое и юридическое содержание собственности. Экономическое содержание собственности на средство производства отражает способ соединения факторов производства – труда (работника) со средствами производства (капиталом, землей) – внеэкономический или экономический (прямой или опосредованный отношениями найма).. Основные этапы эволюции способов соединения факторов производства:

1. Внеэкономический способ соединения факторов производства, присущий эпохам рабовладения и феодализма, основывается на положении работника как объекта собственности владельца основного фактора производства – земли.

2. Экономическое, опосредованное соединение факторов производства появляется в условиях экономической свободы работника, вынужденного для соединения с принадлежащим капиталисту средствами производства продавать свой фактор производства – труд, рабочую силу.

3. Ренессанс внеэкономического соединения в условиях тоталитарного государства, когда работник должен обладать штампом о прописке в паспорте для соединения со средствами производств, являющимися государственной собственностью, распределение специалистов, ведомственное жилье, борьба с тунеядством и др.

4. Прямое экономическое соединение работника-собственника с принадлежащими ему средствами производства, получившее широкое распространение в условиях возрождения малого бизнеса в странах с развитой рыночной экономикой и в постсоциалистических странах.

Экономическая собственность существует там, где она реализуется. Формами реализации собственности выступают: присвоение дохода со своих факторов производства и участие в управлении использованием собственности. Ниже приведена таблица «Структура форм собственности» 1 .

Выделяют следующие виды государственной собственности:

1. Федеральная государственная собственность – находится в ведении центральных, общегосударственных органов управления.

2. Региональная государственная собственность – находится в ведении органов региональных органов управления: республик, краев, областей и других образований в составе государства.

3. Муниципальная государственная собственность – находится в ведении органов местного самоуправления. Объектом муниципальной собственности могут быть предприятия местной промышленности, коммунального хозяйства, объекты бытового обслуживания, местный транспорт.

Можно также выделить смешанную собственность – она одновременно находится в ведении частных лиц и государственных органов управления разного уровня с разной долей участия.

1.2. Отношения между государственной и частной собственностью

Рассмотрение системы отношений собственности позволяет ответить на вопрос, в чьих интересах осуществляется экономическая деятельность

Система отношения собственности включает, прежде всего, два полюсных отношения – присвоение и отчуждение. Присвоение как элемент системы отношений собственности выражается в том, что никто не может использовать средства производства, не вступая в отношения с их собственником. Отчуждение – это лишение данного лица возможности использовать некий предмет в потреблении, что и происходит в процессе продажи объекта собственности. Между этими полюсами внутренней структуры отношений собственности располагаются отношения владения, пользования и распоряжения. Владение представляют собой неполной присвоение, позволяющее владельцу присваивать часть дохода от использования не принадлежащих ему средств производства. Пользование объектами собственности – это оперирование средствами производства в производственном процессе. Под распоряжением объектами собственности понимается управление использованием собственности, которое в настоящее время является прерогативой менеджеров.

В разных странах и в разные периоды истории соотношение между частной и государственной собственностью различно и постоянно меняется с помощью процессов национализации и приватизации.

Национализация – перевод собственности из ведения частных лиц в государственное ведение. В частности, применяется, когда значительно повышается стратегическая значимость для государства объектов данной собственности, когда частные собственники не могут обеспечить производство необходимого для государства и общества продукта или когда они в результате преступного или небрежного руководства разрушают предприятия, производящие необходимый государству и обществу продукт.

Приватизация – процесс перехода от государственной к частной собственности путем выкупа или передачи имущества государственных предприятий трудовым коллективам, отдельным гражданам с одновременным переводом в акционерные, коллективные, частные предприятия. Целью приватизации может быть повышение эффективности экономической системы и разгрузки государственных органов управления на основе создания и расширения частной формы собственности на средства производства и класса собственников. Критериями приватизации и передачи предприятия в конкретные руки, в частности, могут быть максимальная уплачиваемая будущим собственником цена и сохранение или повышение показателей эффективности предприятия, таких, как: объем выпуска и качество продукции, величина издержек, объем уплачиваемых в государственный бюджет налогов, число занятых, модернизация предприятия, уровень заработной платы работников.

Одна из точек зрения предполагает, что свободный доступ всех к ресурсам общества означал бы нехозяйственное, неэффективное использование. Отношения собственности необходимы, поскольку ресурсы общества ограничены. Ограниченность ресурсов требует, чтобы у них были конкретные хозяева, т.е. собственники. Собственник или субъект собственности – это, прежде всего хозяин, т.е. тот, кто ценит ресурсы выше других и поэтому способен наиболее эффективно использовать их и извлекать из них максимальную пользу. И в этой точке зрения более значимая, ведущая роль отводится частной собственности на средства производства.

Выделяя отдельные элементы исторического опыта, некоторые авторы считают, что, когда экономическая система функционирует на базе государственной собственности на средства производства, ее эффективность ниже, чем в том случае, когда основу составляет частная собственность на средства производства. В настоящее время не существует экономических систем, базирующихся только на каком-либо одном виде собственности. Каждый из этих видов необходим и играет определенную роль.

Государственная собственность

Общее понятие государственной собственности в Российской Федерации. Объекты, составляющие основу национального богатства страны. Цели, задачи и принципы управления государственным имуществом. Основные проблемы управления государственной собственностью.

Подобные документы

Зависимость способа управления государственной собственностью от объекта собственности. Схема аппарата государственного управления госимуществом в РФ. Формирование статистики собственности. Передача госсобственности трудовым коллективам за плату.

контрольная работа, добавлен 11.09.2009

Цели, задачи и принципы управления государственным имуществом в России. Реформирование и разделение прав владения на объекты федеральной собственности. Основные функции Федерального агентства по управлению имуществом в пределах установленных полномочий.

курсовая работа, добавлен 21.01.2014

Исследование общеметодологических основ управления государственной собственностью. Изучение задач и принципов системы управления государственным имуществом. Государственная политика и нормативно-правовое регулирование в сфере имущественных отношений РФ.

курсовая работа, добавлен 16.10.2013

Характеристика структуры государственной собственности: цели, инструменты, органы регулирования, нормативно-правовая база. Эффективность использования государственной собственности в Российской Федерации. Знакомство с основными критериями управления.

курсовая работа, добавлен 05.03.2012

Содержание, формы и принципы управления государственной собственностью. Методы повышения эффективности управления государственным и муниципальным имуществом на примере ГСУ МО «Фонд имущества Московской области». Направления контроля в данной сфере.

курсовая работа, добавлен 01.12.2014

Задачи управления и распоряжения муниципальным имуществом. Перепрофилирование объектов государственной и муниципальной собственности. Внутренний и внешний контроль над распоряжением государственной и муниципальной собственности и её использованием.

контрольная работа, добавлен 18.09.2012

Общее понятие и содержание процесса государственного управления собственностью. Цели, задачи и критерии эффективности управления государственной собственностью. Система критериев Эффективности государственного управления собственностью государства.

реферат, добавлен 11.10.2010

Основные цели и принципы управления государственным имуществом в Российской Федерации. Выбор форм и методов использования собственности. Обеспечение эффективности и профессионализма управления. Частные структуры управления муниципальным имуществом.

контрольная работа, добавлен 21.07.2011

Характеристика механизма управления государственной собственностью в Российской Федерации. Исследование схемы аппарата государственного управления госимуществом. Преобразование форм собственности. Национализация имущества юридических и физических лиц.

реферат, добавлен 19.04.2015

Собственность: определение, цели и принципы управления государственной и муниципальной собственностью. Нормативно-правовое регулирование государственной и муниципальной собственностью. Состав областного имущества и анализ поступления доходов бюджета.

Государственная собственность в РФ

Реформирование и разделение прав владения на объекты федеральной собственности. Понятие государственной собственности. Экономическое содержание отношений собственности. Государственная собственность как объект управления: пути эффективного использования.

Подобные документы

Собственность как экономическая категория. История возникновения собственности. Изучение прав собственности в экономической теории. Варианты их классификации. Разделение права собственности на несколько правомочий. Классификация форм собственности.

реферат, добавлен 16.11.2016

Понятие и основные теории собственности. Государственная собственность: Содержание и основные формы приватизации. Муниципальная собственность: проблемы эффективного использования, понятие и состав, порядок формирования муниципальной собственности.

курсовая работа, добавлен 17.10.2014

Определение государственной собственности. Объекты, относящиеся исключительно к федеральной собственности. Основные обязанности органов государственной власти по вопросам управления государственным имуществом, их цели, задачи и принципы управления.

реферат, добавлен 16.09.2015

Понятия собственности и права собственности как древнейших юридических понятий. Общие положения и содержание права собственности. Собственность физических и юридических лиц. Государственная и муниципальная собственность. Защита имущественных прав.

курсовая работа, добавлен 07.06.2010

Функции, задачи и критерии эффективности управления государственной собственностью. Реформирование и разделение прав владения на объекты федеральной собственности. Изучение методики оценки объектов недвижимости, земельных ресурсов и других элементов.

курсовая работа, добавлен 04.12.2012

Юридическое закрепление и регулирование отношений собственности как экономической категории. Понятие и содержание права государственной и муниципальной собственности. Субъекты и объекты права. Приватизация государственного и муниципального имущества.

курсовая работа, добавлен 04.06.2009

Развитие учения о собственности. Смешение понятий собственности как экономической категории с ее частной формой проявления. Теория прав собственности. Право частной и государственной собственности. Формы собственности. Понятия собственности в Украине.

реферат, добавлен 24.11.2008

Характеристика понятия и сущности государственной собственности, анализ ее основных объектов, функций, целей и задач. Изучение видов и форм государственной собственности в Российской Федерации. Органы управления государственной собственностью в России.

курсовая работа, добавлен 16.03.2017

Право государственной собственности как принадлежность правомочий владения, пользования, распоряжения государству. Муниципальная собственность на землю. Право частной собственности на землю. Права на земельные участки лиц, не являющихся собственниками.

реферат, добавлен 07.09.2010

Понятие собственности, его объект и предмет. Характеристика и главные задачи правомочия владения, пользования и распоряжения. Процесс отнесения государственного имущества к федеральной собственности. Право собственности физических и юридических лиц.

Государственная собственность и государственное предпринимательство в системе современного хозяйствования — курсовая работа

1. Сущность государственной собственности и государственного предпринимательства и их роль в экономике

1.1 Понятие и сущность государственной собственности

1.2 Понятие государственного предпринимательства и его формы

2. Развитие государственной собственности и государственного предпринимательства в современной модели хозяйствования

2.1 Государственное предпринимательство в условиях рыночной экономики

2.2 Основные тенденции развития государственной собственности в современной рыночной экономике

3. Совершенствование форм государственной собственности и государственного предпринимательства

3.1 Повышение эффективности государственного предпринимательства как метода регулирования экономики

3.2 Перспективы развития государственной собственности

Долгое время господствовала точка зрения, что для нашего общества формами собственности должны быть государственная и кооперативно-колхозная, причём первая выполняет ведущую роль. Эволюция этих форм собственности виделась в слиянии и установлении единой общенародной собственности. В этих условиях роль личной собственности принижалась, а частная собственность отвергалась вообще. Однако жизнь опровергла эту точку зрения и доказала, что для прогресса обществу необходимо многообразие форм собственности. И сейчас в России идут реформы, в том числе и реформирование государственной собственности.

Тема развития государственной собственности актуальна, прежде всего, тем, что в настоящей России необходимо определить значение государственной собственности в переходной экономике, определить, что должна включать в себя категория «государственная собственность» и какую роль она должна играть. Важность этой темы обуславливается также тем, что государственная собственность является одной из характеристик общественно-экономического строя, ее рассмотрение позволит ответить на вопрос: каковы тенденции развития экономики нашей страны.

Рынок, свободный от какого бы ни было вмешательства государства может быть только теоретической абстракцией. Экономическая же реальность состоит в том, что государство выступает активным участником рыночных отношений. Уже в период свободной конкуренции значительная часть производительных сил перерастает рамки классической частной собственности и государство вынуждено было брать на себя содержание больших экономических структур: железных дорог, почты, телеграфа и т.д. В условиях монополистической конкуренции, когда производство стало характеризоваться большой сложностью, капитало- и энергоемкостью, сами монополии оказались заинтересованными в усилении регулирующей роли государства, в постоянной поддержке с его стороны на внутреннем и внешнем рынках. Сегодняшнее усилие межгосударственной интеграции ведет к тому, что общие экономические процессы перешагивают национальные границы, формируют новые социально-экономические задачи, связанные с обороной, наукой, экологией, воспроизводством рабочей силы. Рыночный механизм не в состоянии разрешить все проблемы экономического роста. Наряду с двигательными силами в нем заложены и элементы, сдерживающие экономическое развитие. Это наблюдалось и раньше, когда равновесие в экономике достигалось при неполной занятости ресурсов и, прежде всего рабочей силы. Поэтому, говоря в настоящее время о рыночной экономике, мы говорим и о роли государства в общем и о государственном предпринимательстве. Каково же значение государственного предпринимательства? Что входит в содержание государственного предпринимательства, и какие тенденции государственное предпринимательство переживает в современной России?

1. Сущность государственной собственности и государственного предпринимательства и их роль в экономике

1.1 Понятие и сущность государственной собственности

В экономике ХХ? века велико значение государственной собственности. В нее входят обычно некоторые крупные промышленные предприятия, банки, а также предприятия тех отраслей, которые обслуживают производство и социально-бытовую сферу — грузовой транспорт, энергетика, связь и т.д. Создание государственных предприятий обусловлено отчасти желанием ускорить научно-технический прогресс. Вместе с тем государство иногда берет на себя перевооружение слабых звеньев экономики.

Этот вид собственности существует на 3-х уровнях:

На уровне всей федерации — федеральная собственность.

На уровне субъектов федерации (их 89). Каждый из них имеет свою региональную собственность.

Муниципальная собственность (собственность на уровне отдельного города, округа, села и т.д., кроме Санкт-Петербурга и Москвы, которые выступают как субъекты федерации).[12,с.58]

Сейчас развернулся процесс приватизации крупных государственных предприятий. Причина этого процесса заключается в неэффективности, тяжелом финансовом положении данных предприятий. Но, как правило, приватизация не распространяется на железные дороги, гидростанции, почту, каналы, портовые сооружения, имеющие большое значение для нормального функционирования экономики в целом.

Представления о собственности формировались в науке и жизни в течение тысяч лет, при этом, собственность стала, прежде всего, официальным объектом правовой, юридической природы и философии. Долгое время собственность как особое общественное отношение являлась непосредственным предметом юриспруденции (прежде всего гражданского права), однако, с дальнейшим развитием общественного производства собственность становится наряду с юридической также и определяющей экономической категорией.

Понятие отношения собственности включает в себя с одной стороны отношение собственника к своей вещи, т.е. имущественное отношение между субъектом и объектом. Субъект собственности (собственник) это активная сторона отношения собственности, обладающая объектами собственности, владеющая ими, распоряжающаяся и пользующаяся ими. Отмечу, что собственность не может быть бессубъектной. Что касается бесхозных объектов, предметов, вещей, не имевших или потерявших своего собственника, то они прекращают быть собственностью. Объект собственности это пассивная сторона отношений собственности в виде предметов природы, вещества, энергии, информации, имущества, духовных, интеллектуальных ценностей, целиком или в какой-то степени принадлежащих собственнику. Часто объект собственности называется просто собственностью.

В свою очередь первичные отношения собственности служат материальной предпосылкой отношений между субъектами собственности, т.е. субъектных отношений. Последние представляют собой экономические отношения, возникающие в связи с собственностью, и отражающие имущественные взаимосвязи субъекта с другими субъектами.

В самом деле, собственность невозможно представить без того, чтобы одни индивиды или их группы относились к конкретным вещам, условиям и продуктам производства как к своим, а прочие — как к чужим. Из этого с очевидностью следует, что собственность — это отношение индивида к вещи. При этом, поскольку речь идёт об отношении разных людей к одной и той же конкретной вещи, то имеются основания говорить о собственности как об отношениях между индивидами по поводу вещей. Будучи законодательно урегулированы государством, они приобретают форму права собственности, которое включает полномочия собственника владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом.

Читайте так же:  Признание факта и признание иска в арбитражном процессе

При более полном развертывании определения собственности, как экономической категории, различные экономисты исходили из разных оснований статичности или динамичности этой категории, основных ее проявлений в повседневной практике, ее классового и исторического характера и так далее. С моей точки зрения, наиболее функциональным, с точки зрения настоящего исследования является определение через основные проявления хозяйственного господства собственника над вещью: владение, пользование, распоряжение.

В самом общем виде собственность можно определить как отношения между экономическими агентами по поводу присвоения экономических ресурсов и потребительских благ. Также в самом общем виде можно констатировать, что присвоение экономических ресурсов является первичным, определяющим по отношению к присвоению потребительских благ. Вследствие этого в любом обществе, любой стране расслоение населения на богатых и бедных вытекает главным образом из разного отношения людей к экономическим ресурсам как своим или чужим.

Понять сущность собственности можно, если рассмотреть ее во взаимосвязи со всеми другими экономическими отношениями общества: производством, распределением, обменом и потреблением благ. Именно собственность наиболее полно отражает социально-экономический характер эпохи.

Все действующие экономические системы различаются по их отношению, прежде всего к собственности на средства производства.[21,с.29] Различают несколько исторических типов собственности, характеризующихся различными методами соединения производителя и средств производства, а также распределения произведенного общественного продукта между членами общества.

Принято различать первобытнообщинный, рабовладельческий, феодально-крепостнический и капиталистический типы собственности. До недавнего времени в качестве особого выделяли также социалистический тип собственности, для чего, по-видимому, достаточных оснований не было. Ни в одной из стран мира, входивших некогда в социалистическое содружество, социализм на самом деле построен не был. Непосредственные производители в этих странах по-прежнему подвергались эксплуатации, воссоединения средств производства с работниками производства в действительности не произошло. Тот тип собственности, который в условиях тоталитарного режима (иногда неприкрытого, но в ряде случаев завуалированного) в этих странах утвердился, причудливо сочетал в себе характерные черты, свойственные типам собственности, как предшествующих эпох, так и ныне существующих.

Таким образом, собственность, как экономическая категория, определяется как отношение индивидов либо сообщества индивидов к принадлежащей им вещи, как к своей, которая выражается во владении, пользовании и распоряжении ею, а также в устранении воздействия всех иных субъектов в ту сферу хозяйственного господства, на которую распространяется власть собственника, то есть как общественное отношение по поводу владения и распоряжение вещью.

1.2 Понятие государственного предпринимательства и его формы

Государственное предпринимательство является важной составляющей картины предпринимательского бизнеса во всех странах с рыночно ориентированной экономикой. Его особенности в современной России обусловливаются наличием трех обстоятельств.[37,с.130]

Во-первых, в Российской Федерации современное государственное предпринимательство выступает как продолжение прежних экономических отношений, присущих дореформенной российской экономике, базировавшейся на почти повсеместном огосударствлении (национализации) предприятий.

Во-вторых, в России, как и в других странах, где развиваются рыночные отношения, существует объективная необходимость государственного предпринимательства и существования государственного сектора экономики.

В-третьих, в России сильны традиции вмешательства в экономику органов государственной власти и управления, основанные на государственнических традициях российских чиновников, полагающих, как правило, что именно им и только им присуще правильное понимание закономерностей функционирования и развития всех аспектов национальной экономики, включая и национальное предпринимательство.

В-четвертых, в России традиционно силен государственнический менталитет. Широкие массы населения зачастую испытывают к государственному предпринимательству больше доверия, чем к любой организационно-правовой форме негосударственного предпринимательства, особенно в результате многочисленных фактов мошенничества со стороны различных компаний, основанных «новыми русскими».

Во всем мире государственное предпринимательство представляет собой противоречивое явление. С одной стороны, во многих странах государственный бюджет и местные бюджеты часто содержат свободные финансовые ресурсы, которые вполне могли бы инвестироваться в предпринимательский бизнес, развиваемый непосредственно принадлежащими государству (или муниципальным образованиям) предпринимательскими фирмами. С другой стороны, в этом случае органы государственной власти и управления объективно оказываются в двойственном положении, организуя предпринимательскую деятельность принадлежащих им фирм, они, вместе с тем, обязаны выполнять роль арбитра деловых отношений между всеми субъектами предпринимательского бизнеса, в том числе и ими созданными.

Чтобы преодолеть, а впоследствии — постоянно преодолевать возникающие здесь неизбежные коллизии деловых интересов, прежде всего, между своими — принадлежащими государству (муниципальным образованиям) предпринимательскими фирмами и чужими — негосударственными субъектами предпринимательского бизнеса, в разных странах применяются различные подходы. Общей чертой указанных подходов является обеспечение эффективности функционирования государственных предприятий.

Такая эффективность понимается неоднозначно. Эффективным может быть признано:

— использование временно свободных бюджетных ресурсов на началах возвратности;

— возможность установления жесткого контроля над вполне определенными предпринимательскими фирмами со стороны уполномоченных государственных исполнительных органов;

— государственное субсидирование убыточных компаний ради противодействия монополизации рынка другими фирмами;

— государственное субсидирование убыточных отраслей национальной экономики.[40,с.70]

При использовании второго, третьего и четвертого критериев эффективности государственное предпринимательство может рассматриваться и как временная мера, и как постоянное явление. Первый из перечисленных критериев эффективности обусловливает постоянную потребность в государственном предпринимательстве. Необходимость государственного предпринимательства в рыночно ориентированных странах обычно сочетается с разумной достаточностью масштабов государственной предпринимательской деятельности и наличием публичного общественного контроля функционирования государственных предпринимательских фирм.

Аналогом ведомственных (бюджетных) предприятий, распространенных в странах Западной Европы можно считать организационно-правовую форму российского предпринимательства, которая называется государственные и муниципальные унитарные предприятия.

В длинном названии данной организационно-правовой формы исходное значение имеет понятие унитарности. В общем смысле данное понятие отражает факт принадлежности таких юридических лиц одному-единственному собственнику. Унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на имущество, закрепленное за ней собственником. Имущество унитарного предприятия является неделимым и не может быть распределено по вкладам, долям, паям и акциям между любыми лицами, в том числе между работниками предприятия.

Государственные унитарные предприятия создаются (учреждаются) непосредственно государством в лице своих уполномоченных органов. Таковыми могут быть органы государственного управления — министерства и ведомства. Муниципальные унитарные предприятия учреждаются, по закону, органами местного самоуправления.[36,с.433]

Особой разновидностью унитарных предприятий являются унитарные государственные и муниципальные учреждения, которые осуществляют виды деятельности, обычно выделяемые в качестве некоммерческих. Таковыми выступают, например, государственные образовательные учреждения, государственные научно-исследовательские институты.

Всякое унитарное предприятие всегда отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом. Между тем, собственник имущества предприятия, созданного на праве хозяйственного ведения, не отвечает по обязательствам принадлежащего ему унитарного предприятия за исключением случаев банкротства такого предприятия по вине собственника его имущества. В этих случаях на собственника имущества унитарного предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, может быть возложена субсидиарная ответственность по его обязательствам. Самыми известными федеральными государственными унитарными предприятиями, основанными на праве хозяйственного ведения, являются предприятие Промэкспорт и Государственная компания Росвооружение.

Рассматриваемая организационно-правовая форма предпринимательства не предполагает наличия у субъектов бизнеса общей правоспособности. Унитарные предприятия не вправе совершать сделки, противоречащие целям и предмету их деятельности, такие сделки являются ничтожными. Вместе с тем, законодательством России установлены виды деятельности, которые могут осуществлять только и исключительно государственные предприятия. Таковыми являются, к примеру, производство оружия и боеприпасов, наркотических и ядерных веществ, переработка радиоактивных элементов и драгоценных металлов.

Российское законодательство не запрещает унитарным предприятиям делать свой собственный бизнес, не обязательно совпадающий с интересами конкретного кабинета министров. Поэтому государство предпочитает не отвечать по обязательствам таких предприятий (кроме федеральных казенных предприятий). Вместе с тем, государство не предполагает ограничивать свои собственнические полномочия, вещное право на имущество такого предприятия.

Ограниченная самостоятельность унитарных предприятий обусловила и специфическое название данной организационно-правовой формы предпринимательства. Это единственная форма, именуемая предприятием. Фирменное наименование унитарного предприятия всегда должно содержать указание на собственника его имущества, а фирменное наименование предприятия, основанное на праве оперативного управления, должно содержать указание на то, что данное предприятие является казенным.

Наряду с унитарными предприятиями, аналог которых называются в странах с рыночно ориентированной экономикой бюджетным (ведомственным) предприятием, в указанных странах развиваются и иные формы государственного предпринимательства, которые порой оказываются весьма эффективными. Более того, государственное предпринимательство развивается в странах, как правило, не в форме ведомственных предприятий. Куда большее распространение получили государственные (публичные) корпорации и акционерные общества со смешанным капиталом.

Наиболее распространенной организационно — правовой формой государственного предпринимательства является во всем мире публичная корпорация[33,с.52]. Под публичной корпорацией (от английского public corporation — буквально: общественная корпорация; государственный сектор экономики обычно трактуется в англоговорящих странах именно как сектор общественной экономики — в противоположность частному сектору) понимается специфический тип акционерного общества. Специфика эта содержится в том, что такие корпорации всегда создаются только на основе правительственных указов в форме акционерных обществ, все акции которых принадлежат государству. Стопроцентное владение акциями публичных корпораций позволяет государству осуществлять в случае необходимости финансирование деятельности таких корпораций на началах возвратности выделяемых ресурсов. Степень риска подобных операций для государства обычно уравновешивается возможностью централизованно контролировать деятельность публичных корпораций на систематической основе.

Как правило, такие акционерные корпорации не входят в систему органов государственного управления, они лишь согласовывают с ними планы своей деятельности и представляют отчеты для контроля своей деятельности со стороны уполномоченных государственных органов. Единоличные руководители публичных корпораций назначаются государством, однако, ни они сами, ни остальной персонал не считается государственными служащими. В случае необходимости публичная корпорация может быть легко преобразована в смешанное акционерное общество.

В некоторых развитых рыночно ориентированных странах публичные корпорации являются отраслевыми лидерами среди крупнейших промышленных фирм (например, Рено и Эльф-Акитэн во Франции, ИРИ и ЭНИ в Италии).

В России публичных корпораций нет. Есть, правда, организационно-правовая форма предпринимательства, наименование которой очень похоже на публичную корпорацию, а именно государственная корпорация. Государственной корпорацией признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная Российской Федерацией на основе имущественного взноса, который в результате передачи становится собственностью государственной корпорации.

Федеральный закон России «О некоммерческих организациях» к сожалению, не содержит указаний на характер взаимоотношений государства и государственной корпорации и на порядок управления государственной корпорацией. Он содержит лишь запись об отсутствии необходимости составления каких-либо учредительных документов государственной корпорации наподобие учредительных документов иных юридических лиц, а также предусматривает, что государственная корпорация не отвечает по обязательствам Российской Федерации, а Российская Федерация не отвечает по обязательствам государственной корпорации.

Государственная корпорация является весьма экзотической организационно-правовой формой предпринимательства, данная форма представлена в настоящее время разве что Государственной инвестиционной корпорацией (Госинкор), действующей в России с 1993 года.[26,с.125]

Важнее всего то, что, будучи некоммерческой организацией, государственная корпорация никак не может оказаться при этом акционерным обществом, поскольку всякие АО вместе с другими хозяйственными обществами трактуются российским законодательством исключительно как коммерческие организации. Тем самым, многообещающее корпоративное наименование данной разновидности субъектов предпринимательского бизнеса не получает должного развития в содержании деятельности такого рода юридических лиц.

Между тем, именно в России существуют наиболее крепкие традиции государственного акционерного предпринимательства. На протяжении длительной, многовековой истории акционерного бизнеса в России самыми известными, авторитетными и ответственными акционерами оказывались либо государственные чиновники, либо само российское государство. Первые русские акционерные общества, учрежденные еще во времена Петра Великого, как правило, состояли исключительно из государевых слуг. Здесь важно подчеркнуть, что само участие государства в деятельности акционерной предпринимательской фирмы в качестве акционера, владеющего всеми акциями АО, является организационно-правовой формой, более эффективной, чем унитарное предприятие.

Государственное акционерное предпринимательство довольно широко представлено в странах с рыночно ориентированной экономикой, прежде всего в отраслях, имеющих особо важное значение для экономики, либо в отраслях, требующих больших капиталовложений. В указанных отраслях частные фирмы, общества с ограниченной ответственностью или негосударственные корпорации не всегда могут обеспечить достаточную норму прибыли для расширенного воспроизводства без постоянного привлечения ресурсов государственного бюджета на началах возвратности.

В России государственное акционерное предпринимательство представлено, как правило, в формах участия государства в качестве мажоритарного акционера, владеющего контрольными пакетами акций, в ряде крупных акционерных обществ, многие из которых являются так называемыми естественными монополиями. Таковыми являются предпринимательские фирмы в отдельных добывающих отраслях экономики (концерн Газпром) в электроэнергетике (РАО Единые энергетические системы России), в сфере информационного бизнеса (телевизионная компания ВГТРК), в сфере ювелирного бизнеса (АО Алмазювелирэкспорт). В отдельных акционерных обществах российское государство является мажоритарным акционером, не имеющим контрольного пакета акций (АО Автоваз, ВАО Автоэкспорт).

Подобные подходы к участию государства в деятельности акционерных обществ широко представлены за рубежом — в участии в так называемых смешанных акционерных компаниях (компаниях со смешанным капиталом). В отдельных странах любые акционерные фирмы с участием государственного капитала автоматически относятся к государственному сектору экономики (Великобритания, Франция), в других — к нему относятся лишь акционерные компании, в которых в руках государства оказывается более 50% акций данных компаний (Япония, Италия), в третьих — фирмы, в которых государству принадлежит контрольный пакет акций независимо от величины данного пакета (США, Канада).[32,с.15]

Дело в том, что в ряде стран (Великобритания, Франция) любое участие государства в деятельности акционерной фирмы обусловливает необходимость утверждения в должности (и даже назначения на должность) руководителей такой фирмы органами государственного управления независимо от размеров участия государства в уставном капитале фирмы. И в отличие от российских унитарных предприятий такие компании обязаны ежегодно издавать публичные годовые отчеты о своей производственной, коммерческой и финансовой деятельности, что позволяет (и не только государственным органам) корректировать, направлять их деятельность, а при необходимости — подвергать их реорганизации и даже ликвидации.

С учетом деятельности смешанных акционерных компаний государственный сектор экономики, к примеру, в Великобритании, охватывает черную металлургию, добычу угля, средства связи, транспорт, аэрокосмическую промышленность, снабжение электричеством, газом. В целом же на государственный сектор британской экономики приходится порядка 25% валового внутреннего продукта, а также общего числа всех занятых.[32,с.15]

2 Развитие государственной собственности и государственного предпринимательства в современной модели хозяйствования

2.1 Государственное предпринимательство в условиях рыночной экономики

На протяжении ХХ столетия формировалась и расширялась непосредственная предпринимательская деятельность государства, приобретал все большее значение государственный сектор в экономике. В развитых странах на предприятиях, принадлежащих государству, производится от одной пятой до трети валового национального продукта.

Государственное предпринимательство осуществляется в тех областях, где деятельность противоречит природе частных фирм или же требуются огромные вложения средств и риск. Основное отличие от частного предпринимательства состоит в том, что первоочередная цель государственного предпринимательства состоит не в получении дохода, а в решении социально-экономических задач, таких как:

· обеспечение необходимых темпов роста,

· сглаживание циклических колебаний,

· стимулирование научно-технического прогресса, и т.д.

Данная форма регулирования обеспечивает поддержку малорентабельных предприятий и отраслей хозяйства, которые жизненно важны для воспроизводства. Это, прежде всего отрасли экономической инфраструктуры: энергетика, транспорт, связь.

Но не только это: государства осваивают программы по развитию атомной энергии, радиоэлектронной промышленности, созданию ЭВМ, освоению космоса. Государственные инвестиции в экономику, в отдельных странах достигли огромных размеров: в Швеции — до 1/4, Италии и Великобритании — до 1/3, в Австрии и Франции — свыше 40 % общего объема капитальных вложений. Практически на средства государства ведутся фундаментальные научные исследования.[20,с.26]

Читайте так же:  Ходатайство истца о рассмотрении дела без его участия

Располагая финансами, государство выступает по отношению к частному сектору в качестве заказчика на производство продукции и одновременно ее покупателя, что придает определенную стабильность рынку.

К проблемам, решаемым государственным предпринимательством, относятся также:

предоставление населению льгот в различных областях социальной инфраструктуры,

помощь жизненно важным науко- и капиталоемким отраслям экономики в целях ускорения научно-технического прогресса и укрепления на этой основе позиций страны в мировом хозяйстве,

проведение региональной политики создания в экономически отсталых районах промышленных предприятий,

увеличение числа рабочих мест,

охрана окружающей среды путем внедрения безотходных технологий,

строительство очистных сооружений,

развитие фундаментальных научных исследований,

производство товаров, являющееся по закону государственной монополией.

Государственное предприятие, пусть даже наделенное самыми широкими правами и ответственностью, всегда отстает от частного в степени хозяйственной самостоятельности. В деятельности госпредприятия наверняка присутствуют как рыночные, так и нерыночные, идущие от государства, мотивы. Политические мотивы переменчивы, они зависят от правительства, распоряжений министерств и т.д. Поэтому госпредприятия часто оказываются в сложной и неясной обстановке, предсказать которую намного сложнее, чем рыночную конъюнктуру.

Если исходить из мирового опыта, то все задачи, которые могут и должны разрешаться на уровне современного государства, можно свести к следующим [29,с.34-35]:

1. Обеспечение развития базовых отраслей: энергетики, металлургической, топливной промышленности, стимулирование новых отраслей.

2. Стратегическое прогнозирование развития науки и техники, долгосрочное прогнозирование развития хозяйства в целом, оценка социально-экономических последствий научно-технического прогресса с общенациональных позиций.

3. Координация усилий общества по охране и оздоровлению окружающей среды.

4. Создание производственной и социальной инфраструктуры: транспорт, связь, культура, образование, здравоохранение.

5. Выработка и обеспечение социальных гарантий, особенно для групп населения, которые не могут в полной мере заниматься общественно-полезным трудом.

6. Поддержание в нормальном состоянии денежной и финансовой системы.

Ни одна из перечисленных задач не может быть решена на уровне предприятия, корпорации, отрасли хозяйства или региона. Это прерогатива исключительно государства.

2.2 Основные тенденции развития государственной собственности в современной рыночной экономике

До 80-х годов развитие государственной собственности имело циклический характер: в периоды кризисов проводилась национализация предприятий, в период подъема — распродажа государственной собственности. Но в целом доля государственной собственности увеличивалась.

Современному этапу эволюции рыночной системы, наступившему в 70-80-е годы ХХ в., присущи новые тенденции развития государственной собственности. Речь идет о тенденциях, определяемых долгосрочной динамикой экономических событий в странах, имеющих наиболее развитую и сложную структуру государственного регулирования. Одна из тенденций — снижение доли государственной собственности. В основе такого процесса лежат две основные причины. Первая — изменившиеся условия общественного воспроизводства, прежде всего, возросший динамизм изменений структуры и объема платежеспособного спроса, усиление потребности в гибком реагировании производства на меняющуюся рыночную, технологическую и социальную ситуацию. Государственные предприятия, отличающиеся слабостью внутренних импульсов к инновациям, оказывались неспособными к оперативной структурной перестройке. Вторая причина — низкая экономическая эффективность госпредприятий, обусловленная спецификой их функций, экономического положения, особенностями системы управления госсектором.

Давая ее содержательную характеристику, следует обратить внимание на следующие принципиальные моменты:

— госпредприятия решают задачи, как общеэкономические (например, поддержка отраслей, важных с точки зрения национальной экономики, но хиреющих из-за непривлекательности для частного капитала, обеспечение нормального функционирования экономической инфраструктуры), так и социальные (предоставление населению льготных услуг в сфере образования, здравоохранения, социального обеспечения, расширения трудоустройства безработных и др.). Их постановка и реализация в значительной степени ограничивают возможности достижения микроэкономической эффективности;

— госпредприятия в период, предшествовавший широкомасштабной приватизации, с одной стороны, как правило, не имели свободы маневра на рынке, не могли самостоятельно изменять свой производственный профиль, диверсифицировать производство, с другой, были полностью исключены из конкурентной борьбы. Отсутствие сколько-нибудь экономически обоснованных финансовых ограничений позволяло использовать госбюджет для систематического покрытия их убытков и в то же время усиливало налоговую нагрузку на других экономических субъектов, ограничивая их стимулы к развитию бизнеса;

— системе управления госпредприятиями присущ ряд генетических, в принципе неустранимых дефектов. В их числе: бюрократизация управленческой деятельности, проявляющаяся в доминировании частных интересов государственных служащих над общественными, превращении задачи воспроизводства государственного управления в конечную цель, практически не связанную с состоянием и направленностью изменений, происходящих в национальной экономике; относительная длительность процессов сбора, переработки, анализа информации, необходимой государственным органам для принятия решений. Такая информация оказывается зачастую недостоверной, поскольку отражает уже прошедший временной период. Сужение государственного сектора осуществляется в тесной связи с другой тенденцией, отражающей качественные изменения в характере хозяйственной деятельности госпредприятий и механизме управления ею. Речь идет о коммерциализации существенной части предприятий государственного сектора. Действуя в рыночной среде, в условиях конкуренции, они нуждаются в управлении, сориентированном на рыночные критерии эффективности (максимизация прибыли и стоимости активов, выживаемость и др.). Главной причиной, обусловившей появление и развитие названной тенденции, стало усложнение экономики, потребовавшее повышения разнообразия способов и методов ее государственного регулирования.

Многообразны формы ее проявления и результаты действия. Обратим внимание на наиболее значимые из них [12,с.59]:

— разделение госпредприятий в зависимости от целевой функции — на некоммерческие и предпринимательские, с последующим применением в оценке деятельности последних показателей эффективности, апробированных в частном секторе;

— перевод госпредприятий с режима публичного права к регулированию их деятельности нормами частного права;

— повышение уровня экономической самостоятельности госпредприятий.

Третья тенденция развития государственной собственности отражает процесс проникновения государственного капитала в частный сектор, и наоборот. Она свидетельствует о появлении принципиально новой характеристики современной смешанной экономики, которую отличает не традиционно параллельное, преимущественно обособленное функционирование государственной и частной собственности, а их тесное взаимодействие.

Смешанные предприятия обладают потенциалом для разрешения противоречий, имманентных рыночной системе хозяйствования: между ориентацией на текущую конъюнктуру рынка и долгосрочными целями развития экономики, ее ключевых отраслей и региональных формирований, между мотивами прибыльности и социальной эффективности. Такая возможность обеспечивается тем, что государством, как правило, устанавливаются определенные ориентиры (экономические, социальные), достижение которых «включает» действие разнообразных льгот — по налогам, кредитам и др. Такие предприятия, являясь полностью погруженными в рыночные условия, имея коммерческие цели и в то же время находясь в поле действия экономических интересов государства, позволяют последнему с гораздо меньшим запаздыванием и издержками, чем при использовании традиционных форм хозяйствования, отслеживать изменения в механизме предпринимательской деятельности и вносить коррективы в ее экономические и правовые условия.

Взаимодействие государственной собственности с частной осуществляется в разных формах:

— интеграции капиталов в рамках отдельной фирмы (предприятия);

— рыночного предложения и использования государственного капитала (например, посредством долевого участия государства в финансировании перспективных для национальной экономики инвестиционных проектов, предоставления им долгосрочных кредитов по ставке, обеспечивающей определенную рентабельность государственного капитала, передачи государственного имущества в коммерческое использование частным физическим и юридическим лицам и др.).

3 Совершенствование форм государственной собственности и государственного предпринимательства

3.1 Повышение эффективности государственного предпринимательства как метода регулирования экономики

Государство может способствовать решению макрозадач путём сосредоточения усилий на избранном направлении. Поворот к рынку в нашей стране поставил дилемму двух выборов: социалистического переустройства плановой экономике в сторону рынка на базе общественных форм собственности, или отказа от последних, глобальной приватизации и регресса к капиталистической модели. Однако независимо от этого при любой рыночной модели возникает вопрос о роли государства в экономике, необходимость его воздействия на хозяйственную деятельность автономных предпринимателей, основаниях и пределах допустимого государственного вмешательства в неё.

Одной из форм государственного предпринимательства являются казённые предприятия.

Казенными называются предприятия (заводы, фабрики, хозяйства), принадлежащие «казне», то есть государственные предприятия.

Они находятся под прямым государственным управлением по вопросам производства (директивное планирование, задания), политики цен, финансов, материального стимулирования персонала. Казенные предприятия не вправе отказаться от заключения государственного контракта на поставку товаров для государственных нужд. Соответственно они обязаны заключать конкретные договоры с организациями — потребителями товаров или услуг. Имущество казенного предприятия закрепляется за ним на праве оперативного управления.

Одновременно государство принимает на себя ответственность по обязательствам этой категории предприятий и оказывает им необходимую финансовую помощь, защищает от банкротства, предоставляет льготы по госзакупкам и др. Следовательно, рассматриваемые предприятия представляют собой фактически бюджетные организации и исключаются из рыночной системы ведения хозяйства, хотя и испытывают определенное ее влияние.

Нормальное функционирование казенных предприятий поддерживается жесткой дисциплинарной ответственностью, но едва ли они смогут претендовать на достаточно высокую экономическую эффективность. Расходы по их содержанию составят весомую часть государственного бюджета.

Из сказанного следуют, по меньшей мере, два вывода:

— численность казенных предприятий необходимо свести к разумному минимуму;

— применительно к ним целесообразно разработать специальную систему управления.

Казалось бы, решение проблемы управления казенными предприятиями можно найти на путях заимствования опыта управления государственными предприятиями в развитых странах. Однако в разных странах он различен и учитывает конкретные особенности данной страны. Поэтому предложения о перенесении на российскую почву соответствующего опыта США или Франции едва ли приемлемы. Необходимо самостоятельно вписаться в существующую систему органов управления и учитывать собственный исторический опыт.

Пожалуй, единственной общей чертой управления государственными предприятиями во всех странах является осуществление этого управления соответствующими министерствами или (наряду с министерствами) специальными постоянно действующими комиссиями (например, федеральная комиссия по атомной энергии в США).

Сохранив административную подчиненность предприятий, необходимо исключить прежние наиболее существенные недостатки командной системы. К их числу следует отнести, прежде всего, отсутствие у руководства предприятием стимулов к проявлению инициативы и риску, а также фактически отсутствие ответственности за последствия принимаемых вышестоящими органами решений. Современный хозяйственный руководитель казенного предприятия не должен становиться передаточной инстанцией для реализации приказов и указаний работников государственного аппарата. Он и здесь вправе иметь определенную самостоятельность. За вышестоящей инстанцией следует сохранить лишь контроль за его действиями.[16,с.39]

Средством преодоления указанных и иных недостатков существовавшей ранее системы управления может быть:

— во-первых, коллегиальность в принятии важнейших хозяйственных решений высококомпетентными лицами;

— во-вторых, применение конкурсной системы подбора руководящих кадров;

— в-третьих, использование в ряде случаев независимых экспертных оценок.

Практическая реализация этих положений видится в следующем [34,с.38]:

Стратегические решения по управлению казенным предприятием должны приниматься в вышестоящем органе коллегиально.

В рамках принятых решений руководителю предприятия должна быть гарантирована определенная степень самостоятельности, без чего не может проявиться предпринимательская активность менеджера.

Подбор менеджеров должен проводиться на основании конкурса программ претендентов. Преимущество получают программы, наиболее полно отражающие требования государственной промышленной политики.

Заключение с хозяйственным руководителем контракта, в котором реально гарантируются его права и четко установлены его обязанности, а с предприятием — «контракт плана», в котором содержится программа его деятельности.

Как показывает зарубежная практика, программы деятельности государственных предприятий составляются таким образом, чтобы государственные субсидии на их реализацию были минимальными, а расходы покрывались за счет средств от успешной предпринимательской деятельности. В этих целях необходима не только определенная свобода менеджера, но и создание заинтересованности персонала в достижении положительных результатов работы (индивидуальной, подразделения, предприятия в целом). Можно и нужно использовать как давно применяемые (например, бригадная организация труда), так и новые (например, участие в прибылях) формы управления производством.

Ответственность государства по долгам предприятия должна быть не прямой, а субсидиарной. Исходя из вышеизложенного, один из вариантов схемы управления казенными предприятиями мог бы выглядеть следующим образом.

При отраслевом органе управления образуется комиссия (комитет, совет) по управлению казенными предприятиями. Организация такого органа в системе Госкомимущества нецелесообразна, поскольку управление казенным предприятием требует знания отраслевых особенностей производства. Вместе с тем в состав этих комиссий в целях недопущения превалирования ведомственных интересов желательно включать не менее 50 процентов независимых специалистов (экономистов, финансистов, представителей Госкомпрома, ГКАП и др.). Сформированная таким образом комиссия могла бы исполнять функции постоянно действующей конкурсной комиссии по подбору руководящих кадров, разрабатывать условия конкурса, программу деятельности предприятия, осуществлять контроль. Наряду с «внешним» управлением в организационную структуру предприятия необходимо ввести органы, через которые персонал имел бы возможность принимать участие в управлении производством.

Гражданско-правовой характер контракта в принципе дает возможность федеральным органам устанавливать права и обязанности руководителя по управлению предприятием без оглядки на законодательные ограничения, установленные ТК РФ.

В государственные коммерческие предприятия входят предприятия, не преобразованные в АО и на базе которых не созданы казенные предприятия. Имущество закреплено за ними на праве полного хозяйственного ведения. Государственные коммерческие предприятия находятся на полном коммерческом расчете, имеют широкую самостоятельность и практически те же права, что и частные предприятия (за исключением права назначать руководителя и осуществлять операции с государственным имуществом).

В отличие от казенных предприятий АО с государственным капиталом участвуют в конкуренции. Их основной задачей является получение прибыли (коммерческие функции). Они могут быть объявлены банкротами, поскольку самостоятельно отвечают по своим долгам. Вместе с тем эти АО в критической ситуации могут рассчитывать на финансовую помощь государства. Последнее обстоятельство выводит государственные АО из жестких последствий конкуренции, что снижает стимулы эффективного функционирования. И, тем не менее, неверна установка на то, что государственное предприятие обречено на неэффективность. Нужно сделать все возможное, чтобы оно приносило прибыль не меньшую, чем предприятия частного сектора. По критерию участия в капитале и влияния государственных органов на управление можно выделить две группы АО: АО, в которых 100 процентов капитала принадлежит государству, и АО, в которых государству принадлежит контрольный пакет акций или золотая акция.

В качестве общей цели создание АО со 100-процентным государственным капиталом призвано решить задачу совмещения достаточно плотной зависимости предприятия от структур государственного управления и достаточной самостоятельности для достижения коммерческих целей.

Государственное влияние на промышленную политику предприятия обеспечивается отходом от традиционной организационной структуры управления АО. Выпадает один из главных ее элементов — собрание акционеров. Его функции должен, видимо, выполнять совет директоров, состав которого определяется собственником — государством.

Целесообразно ввести в состав совета директоров наряду с представителями отраслевого органа управления представителей администрации предприятия, трудового коллектива, местных органов власти. И конечно, высококвалифицированных специалистов (менеджеров, финансистов и т.п.). Представители трудящихся избираются трудовым коллективом, представители местного органа управления назначаются этим органом, все остальные назначаются отраслевым органом управления.

АО со 100-процентным государственным капиталом несет самостоятельную имущественную ответственность. Создается возможность обращения взыскания по долгам на имущество такого предприятия.

Наделение хозяйственной самостоятельностью и установление ответственности по своим долгам создает объективные предпосылки «рыночного поведения» соответствующих фирм. Тем не менее достаточная эффективность деятельности таких АО сомнительна, имея в виду, что решения, принимаемые органом, в котором доминируют представители государства, могут тормозить действия администрации в улучшении коммерческих результатов. Таким образом, государственная промышленная политика может проводиться с помощью рассмотренной организационно-правовой формы достаточно эффективно, но должна корректироваться с учетом коммерческих задач АО.

Более перспективны АО, в которых государству принадлежит контрольный пакет акций. Такое акционирование при его правильном проведении решит три основные задачи.

Во-первых, поскольку оно проводится применительно к крупным предприятиям с высокой стоимостью основных фондов, на рынок ценных бумаг поступает значительное количество акций и создаются условия для реализации ваучеров через чековые аукционы.

Во-вторых, сохраняется возможность воздействия на стратегию и тактику акционированных предприятий .