Исо 9001 требования к закупкам

Полезная информация

Выполнение ГОСТ ISO 9001 (ИСО 9001), пункт 7.4.2 «Информация по закупкам»

Информация по закупкам должна описывать заказанную продукцию, включая, где это необходимо:

а) требования к официальному одобрению продукции, процедур,

процессов и оборудования;

б) требования к квалификации персонала;

в) требования к системе менеджмента качества.

1. Организация должна обеспечить, чтобы технические или другие требования на закупаемые материалы, комплектующие и оборудование содержат все данные и требуемые характеристики, необходимые для закупки (номенклатуру необходимой продукции, ее объемы, сметную стоимость покупки и доставки, качественные показатели, технические условия, сроки и места назначения поставок, рекомендуемых поставщиков, общие требования к поставщикам).

2. Информация о закупках и поставках может содержаться в заявках на закупку, в получаемой от Заказчика рабочей, проектно-сметной, контрактной, тендерной и другой документации.

3. Если заказчик не предоставляет никаких требований и информации по закупкам, организация сама определяет эти требования и информацию для закупок, например, после разработки типовой технологической карты и согласования ее с заказчиком организация определяет требования и информацию по необходимым закупкам оборудования, материалов, комплектующих и т.п.

4. Информация по закупкам, где это необходимо, описывает требования к официальному одобрению продукции, процедур, процессов и оборудования поставщика, требования к квалификации персонала поставщика. Требования к системе менеджмента качества поставщика могут быть изложены в проектно-сметной документации, договоре (контракте) на поставку, в тендерной документации или в других документах.

Организация должна обеспечивать достаточность установленных требований к закупкам до их сообщения поставщику.

Организация должна обеспечить, чтобы при выполнении всех действий или процедур по закупкам была уверенность в достаточности установленных требований к закупкам до их сообщения поставщику (например, согласование с заказчиком марки закупаемых электродов и их производителя, до того, как она заключит договор с поставщиком, или предварительное согласование заявки на материалы с производственными подразделениями). Необходимо, чтобы все заявки на закупаемые материалы (или другая информация, передаваемая поставщику) содержала необходимый (установленный) объем требований.

Реализация данного пункта стандарта входит в состав услуг: » Разработка системы качества (СМК) по ИСО 9001 «, «Внедрение системы качества по ИСО 9001», оказываемых Специализированным консалтинговым центром «Систус Консалт».

Полезная информация

Выполнение ГОСТ ISO 9001 (ИСО 9001), пункт 7.4.1 «Процесс закупок»

Организация должна обеспечивать соответствие закупленной продукции установленным требованиям к закупкам. Тип и степень управления, применяемые по отношению к поставщику и закупленной продукции, должны зависеть от ее воздействия на последующие стадии жизненного цикла продукции или готовую продукцию.

1. Организация должна разработать механизмы обеспечения соответствия закупленной продукции (работ, услуг) установленным требованиям к закупкам (не обязательно документированные).

Требования к продукции (работ, услуг), необходимые для производства могут содержаться, например, в проектно-сметной, контрактной, тендерной, закупочной или другой документации.

2. Организация должна демонстрировать то, что тип и степень управления, применяемые по отношению к поставщику и закупленной продукции, должны зависеть от ее воздействия на последующие стадии жизненного цикла продукции или готовую продукцию.

К таким свидетельствам могут относиться установленные в договорах поставок периодические проверки со стороны организации технологического процесса изготовления закупаемой продукции на предприятии поставщика, объем входного контроля, участие организации в контроле качества готовой продукции у поставщика, участие при отгрузке на базе поставщика, порядок сдачи и приемки продукции и др. Тип и степень управления поставщиками могут меняться в зависимости от практики взаимодействия с ними.

Примечания.

1. Требования пункта 7.4 применимы в следующих случаях:

  • организация закупает сырье, материалы, оборудование, готовые разделы проектов (для проектных организаций) и др., которые подлежат преобразованию (переработке, использованию) и которые будут входить в состав конечной продукции или в результаты работ (услуг);
  • организация закупает работы и услуги, необходимые для изготовления продукции, выполнения работ или оказания услуг и предназначенные для потребителя. Например, закупка услуг по окраске изделий, которые организация изготовила для потребителя.

2. Требования пункта 7.4 не применимы в случаях закупок материалов, комплектующих, оборудования или услуг, не предназначенных для потребителя (закупка рабочей одежды, запасных частей для строительной техники и технологического оборудования, измерительного оборудования, услуг по обучению персонала (в том случае если услугой организации не являются консультационные услуги или услуге по экспертизе), услуг по ремонту оборудования, услуг по поверке средств измерения и т. п.).

ГОСТ ISO 9001-2011

Организация должна оценивать и выбирать поставщиков на основе их способности поставлять продукцию в соответствии с требованиями организации. Должны быть разработаны критерии отбора, оценки и повторной оценки. Записи результатов оценивания и любых необходимых действий, вытекающих из оценки, должны поддерживаться в рабочем состоянии (4.2.4).

1. Организация должна документально оформить критерии отбора, оценки и повторной оценки поставщиков. Критерии могут устанавливаться в закупочной документации (в случаях проведения торгов), во внутренней документации организации (регламентах, стандартах, приказах и т.п.).

2. Организация должна проводить оценивание и выбор поставщиков на основе их способности поставлять продукцию в соответствии с требованиями организации.

3. Организация должна иметь записи результатов оценивания и любых необходимых действий, вытекающих из оценки. Такими записями могут являться протоколы конкурсной комиссии, перечни приемлемых (или одобренных) поставщиков, протоколы оценивания поставщиков и др. записи.

Организация должна управлять такими записями в соответствии с п. 4.2.4 стандарта.

Примечания.

1. Как правило, с помощью критериев отбора организация отбирает ряд потенциальных поставщиков конкретной продукции. Критерии оценки позволяют организации осуществить оценивание отобранных поставщиков и выбрать наиболее приемлемого поставщика или поставщиков под конкретную поставку. Используя критерии повторной оценки, организация получает данные о том, что выбранные поставщики по-прежнему являются приемлемыми и применяет соответствующие меры в их отношении (продолжение сотрудничества, исключение из списка одобренных и отказ от дальнейшего сотрудничества, увеличение объема закупок, изменение договорных условий и т.д.).

2. Как правило, организация оценивает поставщиков отдельно по видам поставляемой продукции, что позволяет сравнивать результаты оценивания для проведения выбора наиболее приемлемого поставщика.

3. Организация должна проводить оценку и повторную оценку поставщика независимо от того, является ли он одним из многочисленных потенциальных поставщиков конкретной продукции, или единственным и уникальным поставщиком продукции.

4. Организация должна осуществлять закупку только у тех поставщиков, которые были выбраны по результатам оценки (в том случае если документально не установлены ситуации, когда допускается иное).

Реализация данного пункта стандарта входит в состав услуг: » Разработка системы качества (СМК) по ИСО 9001 «, «Внедрение системы качества по ИСО 9001», оказываемых Специализированным консалтинговым центром «Систус Консалт».

Требование заказчиками сертификатов систем менеджмента качества в корпоративных закупках (Исютин-Федотков Д.В.)

Дата размещения статьи: 16.03.2017

В ряде закупок заказчики требуют от участников представить в составе заявки копию документа, подтверждающего добровольную сертификацию систем менеджмента качества (далее — СМК) поставщика (подрядчика, исполнителя). Практика свидетельствует, что такие действия заказчиков в целом правомерны. Тем не менее при наличии определенных обстоятельств данное требование к участникам закупки не всегда положительно оценивается антимонопольным органом. Анализ решений, вынесенных по результатам обжалования действий заказчиков, устанавливавших в документации о закупке рассматриваемые требования, свидетельствует о том, что требования заказчиков могут быть квалифицированы как:

— правомерные, если это не запрещено положением о закупке заказчика;

— неправомерные, если такое требование является одновременно обязательным и квалификационным;

— неправомерные, если в документации о закупке не указана сфера действия сертификата.

При установлении в документации о закупке требования приложить в составе заявки копию документа, подтверждающего добровольную сертификацию СМК участника, заказчик должен учитывать ряд обстоятельств:

— Закон N 223-ФЗ не содержит запретов на установление заказчиком требований к участникам о необходимости в составе заявки представлять копии документа, подтверждающего добровольную сертификацию СМК. Заказчик самостоятельно в положении о закупке устанавливает критерии и порядок оценки и сопоставления заявок для проведения процедур закупок товаров, работ, услуг и осуществляет оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые указаны в документации и предусмотрены положением о закупке ;

— в соответствии с ч. 1 ст. 17 Закона N 135-ФЗ при проведении торгов, запроса котировок цен на товары, запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции;

— качества, свойства, сфера применения и иные существенные характеристики закупаемых товаров, работ, услуг должны однозначно позволять заказчику аргументировать необходимость установления требования о наличии СМК у участников;

— заказчик в документации о закупке должен четко и понятно для всех устанавливать требование о наличии СМК у участников, т.е. с указанием области сертификации, а также дальнейшего порядка оценки сертификата закупочной комиссией.

См. также письмо Минэкономразвития России от 07.10.2015 N ОГ-Д28-13054 // Режим доступа: http://zakupki-inform.ru/44-fz/pisma-i-raz-yasneniya-po-44-fz/pismo-minekonomrazvitiya-rossii-ot-07-10-2015-og-d28-13054.html.

Рассмотрим на конкретных примерах позиции антимонопольного органа.

Позиция 1. Установление заказчиком в документации о закупке требования приложить в составе заявки копию документа, подтверждающего добровольную сертификацию СМК участника, правомерно.

Решение Архангельского УФАС России от 03.12.2012 по делу N 46т-12.

Требование о представлении сертификата по стандарту ISO 9001:2008 было установлено заказчиком в виду выполнения ремонтных работ в общежитиях. Сертификат по стандарту ISO 9001:2008 подтверждает, что деятельность участника закупки по предоставлению услуг соответствует требованиям международного стандарта ISO 9001:2008 (ГОСТ Р ИСО 9001-2008). В этом стандарте установлены требования к построению, организации и функционированию системы менеджмента качества в организации, что позволяет обеспечить стабильное качество предоставляемых услуг (выполнение ремонтных работ).

Общежития являются особо значимыми социальными объектами. К данным объектам предъявляются повышенные требования со стороны контролирующих и иных органов, в результате чего для участников закупки было установлено требование о наличии сертификата по стандарту ISO 9001:2008, который будет гарантировать выполнение работ с качеством, соответствующим международным стандартам.

Требование о представлении участниками закупки указанного сертификата не является действием, которое приводит или может привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции в нарушение ст. 17 Закона N 135-ФЗ, а направлено на привлечение квалифицированных участников закупки. Указанное требование предъявляется в равной степени ко всем участникам закупки без исключений и преференций, что, по мнению Архангельского УФАС России, соответствует п. 6 ст. 3 Закона N 223-ФЗ.

Требование аукционной документации о наличии сертификата по стандарту ISO 9001:2008 установлено в соответствии с Положением о закупках. Указанное требование нельзя назвать неизмеряемым, оно предъявляется в равной степени ко всем участникам закупки и, как следствие, не противоречит принципам и положениям Закона N 223-ФЗ.

В указанном выше примере заказчик обосновал комиссии антимонопольного органа необходимость наличия СМК у участника через важность предмета закупки. С нашей точки зрения, закупая товары, работы, услуги, к которым предъявляются повышенные и обоснованные требования по качеству, безопасности, заказчики вправе устанавливать требование о наличии СМК у участников.

Читайте так же:  Как писать заявление на командировку образец

Решение Краснодарского УФАС России от 30.12.2015 по делу N 353-Т/2015.

Требование в части предъявления к участнику закупки наличия копии сертификатов ISO 9001:2008 и ISO 14001:2004 (от производителя либо представителя производителя), выданных на собственную фабрику/завод-производитель резиновых элементов (а не на офис, осуществляющий продажи), гарантирует заказчику закупки качество предмета закупки, а также возможность контроля изготовления предмета закупки непосредственно на заводе. Наличие действующих договорных отношений с официальным представителем, дилером товаров, работ, услуг по предмету закупки, в том числе полной цепочки: участник закупки — субподрядчик (соисполнитель) — производитель (исполнитель) — является гарантией качества товара и его безопасности при эксплуатации.

Вышеуказанное относится также и к требованию о наличии копии сертификата ISO 9001:2008 (от производителя либо представителя производителя), выданного на собственное проектное бюро/компанию по разработке и проектированию систем отбойных устройств (а не на офис, осуществляющий продажи), как необходимому условию качества товара. Обратное исключало бы возможность подтвердить квалификацию лиц, проектировавших отбойные устройства.

Касательно требования о предоставлении подтверждения (сертификат) «GermanlscherLloyd» согласно нормам PIANC (ПМАКС) к отбойным устройствам установлено, что PIANC — (Permanent International Associationon Navigation Congress) — Постоянная международная ассоциация конгрессов по судоходству (ПМАКС) — неполитическая, некоммерческая техническая организация. Цели Ассоциации — содействие развитию морского и речного судоходства, поощрение прогресса в конструировании, проектировании, строительстве, модернизации, содержания и эксплуатации речных и морских путей, подходов к портам, каналов, речных и морских портов, прибрежных районах. Сертификат PIANC является требованием заказчика по причине схватывания большего количества специальных тестов и анализа характеристик с учетом применения практики использования отбойных устройств. Наличие у завода сертификата PIANC подтверждает, что отбойное устройство будет проанализировано и испытано необходимое количество раз и опробовано в требуемом объеме, определенном организацией, которая специально создана для данных работ.

В указанном примере наличие сертификатов СМК напрямую связано с качеством товара, равно как и в другом деле, когда для заказчика были важны требования к качеству, техническим характеристикам товара, работы, услуги, к их безопасности, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы .

Решение Санкт-Петербургского УФАС России от 14.08.2015 по делу N Т02-412/15.

Заказчики должны понимать, что установление в документации о закупке требования приложить в составе заявки копию документа, подтверждающего добровольную сертификацию СМК, будет правомерным, если предмет закупки требует наличия такой СМК у потенциальных участников и заказчик может пояснить необходимость такого требования. Если заказчик не может аргументировать наличие рассматриваемого требования в документации о закупке, то антимонопольный орган обоснованно признает установленное заказчиком требование как ограничивающее возможность участия в закупке.

Решение Московского областного УФАС России от 09.12.2015 по делу N 07-32-8298эп/15.

Осуществление закупки путем проведения запроса предложений на поставку наборов столовых приборов для обеспечения рейсов «А».

Заявитель в жалобе указывает, что установленное заказчиком требование о том, что система менеджмента качества поставщика должна соответствовать требованиям ГОСТ ISO 9001-2011 (ISO 9001:2008) нарушает его права.

Комиссия установила, что в пункте 2.2 технического задания документации запроса предложений заказчик установил требование к участникам закупки, что система менеджмента качества поставщика должна соответствовать требованиям ГОСТ ISO 9001-2011 (ISO 9001:2008) с предоставлением соответствующих документов.

Вместе с тем ГОСТ ISO 9001-2011 (ISO 9001:2008) является добровольным и необязательным для применения на территории Российской Федерации.

Иного обоснования включения данного требования к участникам закупки заказчиком не представлено.

Следовательно, установленное требование ограничивает возможность участия в закупки лиц, не применяющих систему менеджмента качества соответствующую требованиям ГОСТ ISO 9001-2011 (ISO 9001:2008).

Позиция 2. Установление в документации о закупке требования приложить в составе заявки копию документа, подтверждающего добровольную сертификацию СМК правомерно, если предъявление такого требования не запрещено положением о закупке.

Позиция антимонопольного органа очевидна. Некоторые заказчики в своих положениях о закупке запретили устанавливать в качестве отборочного критерия наличие сертификата добровольных систем сертификации. Соответственно, появление рассматриваемого требования в документации о закупке ФАС России расценит как нарушение.

Решение Архангельского УФАС России от 25.07.2014 по делу N 35т-14.

Заказчик включил в документацию о закупке требование о представлении в составе заявки документов, подтверждающих соответствие участника закупки требованиям международных стандартов, описывающих требования к системе менеджмента качества организаций и предприятий.

В соответствии с Положением о закупке организатор (заказчик) не вправе устанавливать в качестве отборочного критерия наличие сертификата добровольных систем сертификации.

Таким образом, комиссия Архангельского УФАС России принимает довод заявителя жалобы о необоснованности внесения заказчиком в условия документации требований о представлении сертификатов соответствия требованиям международных стандартов.

Позиция 3. Установление в документации о закупке требования приложить в составе заявки копию документа, подтверждающего добровольную сертификацию СМК, неправомерно, если такое требование является одновременно обязательным и квалификационным.

Позиция антимонопольного органа понятна. Если заказчик одновременно указанное требование устанавливает как обязательное («входное») для допуска к процедуре закупке, а потом оценивает дополнительно как квалификационный критерий, то это обоснованно расценивается как ограничение круга участников закупки.

Решение ФАС России от 11.02.2016 по делу N 223ФЗ-53/16.

В документации о закупке заказчиком установлено, что участник закупки должен обладать системой менеджмента качества деятельности по предмету конкурса. В подтверждение наличия системы менеджмента качества деятельности по предмету конкурса участник в составе заявки представляет:

— действующий сертификат соответствия системы менеджмента качества стандарту ISO (с приложениями (при их наличии), а также с приложением документов, подтверждающих прохождение ежегодного инспекционного контроля, если прохождение такого контроля является обязательным) или иным стандартам (при наличии) либо распоряжение, приказ, иной организационно-распорядительный акт, подтверждающий введение на предприятии собственной системы менеджмента качества, с приложением положения о качестве или иного документа, содержащего описание системы.

На заседании комиссией ФАС России установлено, что данное требование является подтверждением опыта и установление данного опыта в качестве допуска к участию в закупочной процедуре является ограничением круга участников закупки. Изучив материалы дела, комиссия ФАС России пришла к выводу, что установление вышеуказанных требований в качестве обязательных требований к участникам конкурса и отказ в допуске участникам конкурса в случае несоответствия им ограничивает круг участников закупки, противоречит Положению о закупке и нарушает ч. 1 ст. 2 Закона N 223-ФЗ.

Кроме того, в соответствии с документацией о закупке наличие у участника системы менеджмента качества деятельности по предмету открытого конкурса сертифицированной на соответствие требованиям стандарта ISO, иным стандартам является также критерием оценки, за который участнику присваивается максимальное количество баллов (10% от количества присвоенных баллов по критериям N N 1, 2).

Установленный заказчиком порядок оценки заявок по критерию наличия системы менеджмента качества не позволяет объективно присвоить заявке максимальное количество баллов.

Позиция 4. Установление в документации о закупке требования приложить в составе заявки копию документа, подтверждающего добровольную сертификацию СМК, неправомерно, если отсутствует четкое указание сферы действия сертификата.

При установлении каких-либо требований к участникам закупки и документам, предъявляемым в составе заявок, заказчики должны описывать их четко и понятно. В указанном ниже примере заказчик не определил сферу действия сертификата, т.е. не определил, на какие именно работы (услуги) сертификат соответствия СМК необходимо представить участнику закупки в составе заявки на участие в закупке.

Решения ФАС России от 10.02.2016 N 223ФЗ-36/16, от 05.02.2016 N 223ФЗ-38/16.

В документации о закупке установлено, что участник должен иметь систему менеджмента качества поставки и/или производства контрольно-измерительного оборудования. В подтверждение наличия системы менеджмента поставки и/или производства контрольно-измерительного оборудования участник в составе заявки должен представить:

— действующий сертификат соответствия системы менеджмента качества стандарту ISO (с приложениями (при их наличии), а также с приложением документов, подтверждающих прохождение ежегодного инспекционного контроля, если прохождение такого контроля является обязательным) либо распоряжение, приказ, иной организационно-распорядительный акт, подтверждающий введение на предприятии собственной системы менеджмента качества, с приложением положения о качестве или иного документа, содержащего описание системы.

Вместе с тем положения документации не определяют, на какие именно работы (услуги) участником закупки должен быть представлен в составе заявки сертификат соответствия системы менеджмента качества стандарту ISO.

Таким образом, требование к участникам о наличии СМК с подтверждением в составе заявки соответствующим сертификатом может повлечь за собой определенные риски для заказчиков, если:

— в положении о закупке заказчика установлен исчерпывающий перечень требований к участникам и требования о наличии СМК нет в таком перечне;

— в положении о закупке заказчика установлен прямой запрет на требование сертификатов СМК от участников;

— предмет договора не предполагает наличия СМК у участника закупки, а у заказчика нет обоснования необходимости требовать сертификаты СМК как на этапе закупки, так и на этапах обжалования действий заказчика;

— в документации о закупке смешиваются обязательные требования (например, к опыту) через сертификацию СМК и требования по критериям, оцениваемые также через наличие СМК;

— в документации о закупке не определена область сертификации СМК, т.е. заказчик устанавливает требование о наличии сертификата СМК, но не указывает, какой именно необходим сертификат и в какой сфере.

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:

Вернуться на предыдущую страницу

Законодательная база Российской Федерации

Бесплатная консультация
Федеральное законодательство

  • Главная
  • «СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА. ТРЕБОВАНИЯ. ГОСТ ИСО 9001-2011» (утв. Приказом Ростехрегулирования от 22.12.2011 N 1575-ст)
  • На момент включения в базу документ опубликован не был

7.4.1. Процесс закупок

Организация должна обеспечивать соответствие закупленной продукции установленным требованиям к закупкам. Тип и степень управления, применяемые по отношению к поставщику и закупленной продукции, должны зависеть от ее воздействия на последующие стадии жизненного цикла продукции или готовую продукцию.

Организация должна оценивать и выбирать поставщиков на основе их способности поставлять продукцию в соответствии с требованиями организации. Должны быть разработаны критерии отбора, оценки и повторной оценки. Записи результатов оценивания и любых необходимых действий, вытекающих из оценки, должны поддерживаться в рабочем состоянии (4.2.4).

Решение и предписание по делу 08/4871-17 (Государственное казённое учреждение «Капитальное строительство»; Закрытое акционерное общество «А2 Инжиниринг»)

по делу № 08/4871-17 о нарушении

законодательства об осуществлении закупок

Резолютивная часть решения объявлена 12 декабря 2017 года.

Решение изготовлено в полном объеме 15 декабря 2017 года.

Комиссия по контролю в сфере закупок города федерального значения Севастополя (далее – Комиссия) Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополь (далее – Управление) в составе:

в присутствии представителей:

Общества с ограниченной ответственностью «А2 Инжиниринг»: .

Государственного казенного учреждения «Капитальное строительство»: .

рассмотрев жалобу Общества с ограниченной ответственностью «А2 Инжиниринг» (далее – Заявитель) на действия Государственного казённого учреждения «Капитальное строительство» (далее – Заказчик) при проведении открытого конкурса на оказание услуги по разработке проектно-сметной документации по объекту: «Строительство многофункционального культурно-досугового центра, Северная сторона», извещение № 0874200000117000122 (далее – Конкурс), рассмотрев представленные сторонами материалы, заслушав пояснения представителей Заказчика, Заявителя в соответствии со статьями 99, 106 Федерального закона от 05 апреля 2013 года №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), руководствуясь Приказом ФАС России от 19 ноября 2014 года № 727/14 «Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Административный регламент) ,

Читайте так же:  Документы для налогового вычета на квартиру от работодателя

Извещение о проведении Конкурса, конкурсная документация размещены на официальном сайте http :// zakupki . gov . ru в единой информационной системе информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее — ЕИС).

По мнению Заявителя, Заказчиком установлены субъективные критерии оценки.

Заказчик с доводами Заявителя не согласился по основаниям, изложенным в представленных возражениях на жалобу Заявителя.

Пояснения представителей Заявителя, Заказчика в ходе рассмотрения настоящей жалобы и представленные сторонами документы подтверждают следующие обстоятельства.

В соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе, конкурсная документация должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с Законом о контрактной системе.

Частью 1 статьи 32 Закона о контрактной системе предусмотрено, что для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии:

1) цена контракта;

2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;

3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;

4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.

Согласно конкурсной документации, Заказчиком установлен нестоимостной критерий:

  1. Квалификация участника закупки, выраженная в опыте участника по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема, по объему выполненных работ.
  2. Квалификация участника закупки, выраженная в обеспеченности участника закупки материально-техническими ресурсами.
  3. Квалификация участника закупки, выраженная в наличии деловой репутации у участника закупки.
  4. Квалификация участника закупки, выраженная в обеспеченности участника закупки трудовыми ресурсами.

По нестоимостным критериям определены следующие значения:

«…Присвоение баллов по показателям осуществляется на основании таблицы:

Квалификация участника закупки, выраженная в опыте участника по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема, по объему выполненных работ

500 % от начальной (максимальной) цены контракта и более

350 % от начальной (максимальной) цены контракта и более, но менее 500% от начальной (максимальной) цены контракта

200 % от начальной (максимальной) цены контракта и более, но менее 350% от начальной (максимальной) цены контракта

100 % от начальной (максимальной) цены контракта и более, но менее 200 % от начальной (максимальной) цены контракта

Менее 100 % от начальной (максимальной) цены контракта или не предоставление подтверждающих документов

Квалификация участника закупки, выраженная в обеспеченности участника закупки трудовыми ресурсами

Сотрудники с опытом работы по специальности 5лет и более – 25человек и более, Сотрудники с опытом работы по специальности 10 лет и более – 15 человеки более, Сотрудники с опытом работы по специальности 20лет и более – 5человек и более

Сотрудники с опытом работы по специальности 5 лет и более – менее 25человек, Сотрудники с опытом работы по специальности 10 лет и более – 15 человек и более, Сотрудники с опытом работы по специальности 20 лет и более – 5 человек и более

Сотрудники с опытом работы по специальности 5 лет и более – 25 человеки более, Сотрудники с опытом работы по специальности 10 лет и более – менее 15 человек, Сотрудники с опытом работы по специальности 20 лет и более – 5 человек и более

Сотрудники с опытом работы по специальности 5 лет и более – 25 человеки более, Сотрудники с опытом работы по специальности 10 лет и более – 15 человек и более, Сотрудники с опытом работы по специальности 20 лет и более – менее 5 человек

Сотрудники с опытом работы по специальности 5 лет и более – 25 человеки более, Сотрудники с опытом работы по специальности 10 лет и более – менее 15 человек, Сотрудники с опытом работы по специальности 20 лет и более – менее 5 человек

Сотрудники с опытом работы по специальности 5 лет и более – менее 25 человек, Сотрудники с опытом работы по специальности 10 лет и более – 15 человек и более, Сотрудники с опытом работы по специальности 20 лет и более – менее 5 человек

Сотрудники с опытом работы по специальности 5 лет и более – менее 25 человек, Сотрудники с опытом работы по специальности 10 лет и более – менее 15 человек, Сотрудники с опытом работы по специальности 20 лет и более – 5 человек и более

Сотрудники с опытом работы по специальности 5 лет и более – менее 25человек, Сотрудники с опытом работы по специальности 10 лет и более – менее 15 человек, Сотрудники с опытом работы по специальности 20 лет и более – менее 5 человек

Квалификация участника закупки, выраженная в обеспеченности участника закупки материально-техническими ресурсами

Компьютер – 20 шт. и более, Принтер – 5 шт. и более, САПР–системы – 10комплектов и более

Компьютер – менее 20 шт., Принтер – 5 шт. и более, САПР-системы – 10 комплектов и более

Компьютер – 20 шт. и более, Принтер – менее 5 шт., САПР-системы – 10 комплектов и более

Компьютер – 20 шт. и более, Принтер – 5 шт. и более, САПР-системы – менее 10 комплектов

Компьютер – 20 шт. и более, Принтер – менее 5 шт., САПР-системы – менее 10 комплектов

Компьютер – менее 20 шт., Принтер – 5 шт. и более, САПР-системы – менее 10 комплектов

Компьютер – менее 20 шт., Принтер – менее 5 шт., САПР-системы – 10 комплектов и более

Компьютер – менее 20 шт., Принтер – менее 5 шт., САПР-системы – менее 10 комплектов

Квалификация участника закупки, выраженная в наличии деловой репутации у участника закупки

Наличие Сертификата ИСО 9001; Наличие Сертификата ИСО 14001; Наличие Сертификата OHSAS 18001

Отсутствие Сертификата ИСО 9001; Наличие Сертификата ИСО 14001; Наличие Сертификата OHSAS 18001

Наличие Сертификата ИСО 9001; Отсутствие Сертификата ИСО 14001; Наличие Сертификата OHSAS 18001

Наличие Сертификата ИСО 9001; Наличие Сертификата ИСО 14001; Отсутствие Сертификата OHSAS 18001

Отсутствие Сертификата ИСО 9001; Отсутствие Сертификата ИСО 14001; Наличие Сертификата OHSAS 18001

Наличие Сертификата ИСО 9001; Отсутствие Сертификата ИСО 14001; Отсутствие Сертификата OHSAS 18001

Отсутствие Сертификата ИСО 9001; Наличие Сертификата ИСО 14001; Отсутствие Сертификата OHSAS 18001

Отсутствие Сертификата ИСО 9001; Отсутствие Сертификата ИСО 14001; Отсутствие Сертификата OHSAS 18001

2. Документы и сведения, предоставляемые участником в качестве подтверждения квалификации, порядок оценки и присвоения баллов.

2.1. По показателю «Квалификация участника закупки, выраженная в опыте участника по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема, по объему выполненных работ» работами сопоставимого характера будут являться выполненные проектные или проектно-изыскательские работы за период с 01.01.2014 до момента подачи заявки; работами сопоставимого объема будут являться выполненные проектные или проектно-изыскательские работы с ценой договора 19 000 000 (девятнадцать миллионов рублей) 00 копеек и более.

Наличие опыта подтверждается документами, предоставляемыми участником в составе заявки: заполненной формой «Опыт участника по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема» (приложение № 4к части I.Конкурсной документации); заполненной формой «исполненный контракт/договор» (форма заполняется для каждого контракта/договора) (приложение № 4.1. к части I. Конкурсной документации), копиями заключенных и исполненных контрактов/договоров на выполнение работ сопоставимого характера за период с 01.01.2014 до момента подачи заявки, с приложением копий дополнительных соглашений и изменений к таким договорам (при наличии), копий актов выполненных работ, копий накладных (при наличии), копий счетов-фактур (при их обязательном наличии в соответствии с НК РФ), копиями иных документов, составленных в результате исполнения таких договоров, копиями пояснительных записок проектов.

В случае несоответствия сумм указанных в исполненных контрактах/договорах и отчетных документах (актах приема-передачи, накладных, счетах-фактур), к таким контрактам/договорам, комиссия не будет учитывать весь контракт/договор.

В случае предоставления неполного комплекта документов по контракту/договору и/или не предоставления форм «Опыт участника по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема» и «Исполненный контракт/договор», либо выявления несоответствия сведений в представленных документах формам «Опыт участника по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема» и «Исполненный контракт/договор», комиссия не будет учитывать объем по такому контракту/договору.

В случае выявления, в представленных документах, недостоверной информации, начисление баллов по данному показателю не производиться.

2.2. Для целей расчета баллов по показателю комиссия учитывает совокупный объем по представленным контрактам/договорам, удовлетворяющим требованиям настоящего пункта.

По показателю «Квалификация участника закупки, выраженная в обеспеченности участника закупки трудовыми ресурсами», Для целей начисления баллов:

— сотрудники участника закупки должны соответствовать следующим критериям: Наличие высшего инженерно-строительного образования; наличие опыта работы по специальности – согласно параметрам оценки.

Подтверждающие документы, предоставляемые участником в составе заявки: копия штатного расписания участника; заполненная форма «Наличие квалифицированных трудовых ресурсов» приложение № 5 к части I. Конкурсной документации; заполненная форма «Специалисты участника» (форма заполняется для каждого специалиста) приложение № 5.1 к части I. Конкурсной документации; копиями дипломов об образовании специалистов, копиями трудовых книжек специалистов, копиями документов, подтверждающих наличие трудовых отношений со специалистом: трудовой договор и, при наличии, приказ о приеме на работу.

В случае предоставления не полного пакета документов в отношении специалиста, не предоставлении формы «Специалисты участника», в отношении конкретного специалиста, несоответствия сведений в форме «Специалисты участника» предоставляемым документам, комиссия не засчитывает наличие такого специалиста. В случае не предоставление формы «Наличие трудовых ресурсов» либо не предоставления штатного расписания — начисление баллов по данному критерию не производится.

В случае выявления, в представленных документах, недостоверной информации, начисление баллов по данному показателю не производиться.

2.3. По показателю «Квалификация участника закупки, выраженная в обеспеченности участника закупки материально-техническими ресурсами»: для целей начисления баллов: Компьютер должен соответствовать требованиям: объем оперативной памяти – не менее 2 Гб, емкость жесткого диска – не менее 500 Гб; Принтер должен соответствовать требованиям – формат печати – А4 и более; Под системами автоматизированного проектирования Заказчик будет понимать программные продукты, отнесенные к САПР системам в определении ГОСТ 23501.101-87.

Читайте так же:  Пенсия за орден

Подтверждающие документы, предоставляемые участником в составе заявки: заполненная форма «Наличие материально-технических ресурсов» с приложениями в отношении каждой единицы материально-технического ресурса, по форме приложений №6 – 6.3. к части I. Конкурсной документации, копии документов, подтверждающих приобретение основного средства (накладную и/или акт приема передачи), копии карточек учета основных средств (Форма ОС-6), копию «шильды» завода-изготовителя, расположенную на оборудовании (в случае, если компьютер является сборным – предоставляется фотография серийного номера материнской платы), содержащую серийный и/или заводской номер оборудования.

В отношении специализированных компьютерных программных продуктов – средств автоматизированного проектирования (САПР систем):

— копии документов, подтверждающих право неисключительного использования программного продукта (САПР системы) (копии лицензий);

— документы, подтверждающие приобретение права неисключительного использования программного продукта.

В случае предоставления не полного пакета документов в отношении единицы материально-технологического ресурса, не предоставления приложений к форме «Наличие материально-технических ресурсов» в отношении материально-технического ресурса, несоответствия информации содержащейся в приложении к форме «Наличие материально-технических ресурсов» в отношении материально-технического ресурса предоставляемым участникам документам, комиссия не засчитывает наличие такого материально-технического ресурса.

В случае выявления, в представленных документах, недостоверной информации, не предоставлении формы «Наличие материально-технических ресурсов» начисление баллов по данному показателю не производиться.

2.4. По показателю «Квалификация участника закупки, выраженная в наличии у участника закупки деловой репутации»для целей начисления баллов:

Под наличием сертификата ИСО 9001 понимается наличие сертификата подтверждающего наличие у участника системы менеджмента качества применительно к проектированию.

Под наличием сертификата ИСО 14001 понимается наличие сертификата подтверждающего наличие у участника системы экологического менеджмента применительно к проектированию.

Под наличием сертификата OHSAS 18001 понимается наличие сертификата подтверждающего наличие у участника системы менеджмента безопасности труда и охраны здоровья применительно к проектированию.

Наличие деловой репутации подтверждается документами, предоставляемыми участником в составе заявки:

— заполненной формой «Наличие системы менеджмента качества», по форме приложения № 7к части I. Конкурсной документации;

— копией документа подтверждающего соответствие системы менеджмента качества, требованиям ГОСТ ISO 9001-2015 (или ГОСТ ISO 9001-2011);

— копиейописания/положения системы менеджмента качества.

— копией сертификатов аттестации сотрудников участника на соответствие стандарту ГОСТ ISO 9001-2015 (или ГОСТ ISO 9001-2011).

— заполненной формой «Наличие системы экологического менеджмента», по форме приложения № 8 к части I. Конкурсной документации;

— копией документа подтверждающего соответствие системы экологического менеджмента, требованиям ГОСТ Р ISO 14001-2007;

— копией описания/положения системы экологического менеджмента.

— копией сертификатов аттестации сотрудников участника на соответствие стандарту ГОСТ Р ISO 14001-2007.

— заполненной формой «Наличие системы менеджмента безопасности труда и охраны здоровья», по форме приложения № 9к части I. Конкурсной документации;

— копией документа подтверждающего соответствие системы менеджмента безопасности труда и охраны здоровья, требованиям ГОСТ 12.0.230-2007;

— копией описания/положения системы менеджмента безопасности труда и охраны здоровья.

— копией сертификатов аттестации сотрудников участника на соответствие стандарту ГОСТ 12.0.230-2007.

2.5. Отсутствие документов, подтверждающих квалификацию участника, не является основанием для отклонения заявки участника.

2.6. В случае установления недостоверности информации, содержащейся в документах, представленных участником конкурса, конкурсная комиссия отстраняет такого участника от участия в конкурсе на любом этапе его проведения…».

Учитывая, что критерии оценки устанавливаются Заказчиком с целью выявления участника закупки способного наиболее качественно выполнить предусмотренные контрактом работы, Заказчик вправе установить показатели, которые отражают наиболее важные аспекты деятельности участников.

В тоже время, Комиссией Управления установлено, что для подтверждения опыта участникам Конкурса необходимо представить копии заключенных и исполненных контрактов/договоров на выполнение работ сопоставимого характера за период с 01.01.2014 года до момента подачи заявок, с приложением копий дополнительных соглашений и изменений к таким договорам (при наличии), копий актов выполненных работ, копий накладных (при наличии), копий счетов-фактур (при их обязательном наличии в соответствии с НК РФ), копиями иных документов, составленных в результате исполнения таких договоров, копиями пояснительных записок проектов.

Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что для подтверждения опыта необходимо представить исполнение договора с неотъемлемыми приложениями к таким договорам и иные документы, с копиями пояснительных записок проектов.

При этом, Заказчиком не конкретизировано какие именно иные документы необходимо участникам закупки предоставлять в составе заявки, а пояснительная записка проектов не является неотъемлемой частью договора, в связи с чем, истребование данных документов является избыточным.

На основании вышеизложенного, Комиссия Управления приходит к выводу, что Заказчиком нарушено требование пункта 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе, выраженное в истребовании избыточных документов для подтверждения опыта участников.

Дополнительно Комиссией Управления установлено следующее.

1. В соответствии с пунктами 6,7,8 статьи 42 Закона о контрактной системе, в извещении об осуществлении закупки должна содержаться, в том числе, информация о сроке, месте и порядке подачи заявок участников закупки; размере и порядке внесения денежных средств в качестве обеспечения заявок на участие в закупке, а также условия банковской гарантии (если такой способ обеспечения заявок применим в соответствии с настоящим Федеральным законом); размере обеспечения исполнения контракта, порядке предоставления такого обеспечения, требования к такому обеспечению (если установление требования обеспечения исполнения контракта предусмотрено статьей 96 настоящего Федерального закона).

Изучением информации содержащейся в ЕИС, Комиссией Управления установлено, что в извещении об осуществлении закупки установлено следующее:

«…Порядок подачи заявок : В соответствии с документацией.

Порядок предоставления обеспечения исполнения заявки, требования об обеспечении заявки на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), условия банковской гарантии: В соответствии с документацией.

Порядок предоставления обеспечения исполнения контракта, требования к обеспечению, информация о банковском сопровождении контракта: В соответствии с документацией…».

На основании изложенного, Комиссия Управления приходит к выводу, что извещение не содержит информации, предусмотренной Законом о контрактной системе, что является нарушением пунктов 6, 7, 8 Закона о контрактной системе.

Исследовав представленные материалы, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом , Комиссия Управления

1. Признать жалобу Общества с ограниченной ответственностью «А2 Инжиниринг» на действия Государственного казённого учреждения «Капитальное строительство» при проведении открытого конкурса на оказание услуги по разработке проектно-сметной документации по объекту: «Строительство многофункционального культурно-досугового центра, Северная сторона», извещение № 0874200000117000122 , обоснованной в части.

2. Установить в действиях Заказчика нарушение пункта 9 части 1 статьи 50, пунктов 6-8 статьи 42 Закона о контрактной системе.

3. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений.

4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Крымского УФАС России для рассмотрения вопроса о наличии в действиях должностных лиц Заказчика признаков административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрено частями 1.4, 4.2 статьи 7.30 КоАП.

В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.

Дела об обжаловании решения контрольного органа в сфере закупок подведомственны арбитражному суду.

В рамках досудебного (внесудебного) обжалования могут быть обжалованы действия (бездействие) контрольного органа, его должностных лиц и решений, принятых (осуществляемых) ими в ходе исполнения контрольных функций в ФАС России, в порядке, предусмотренном Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным Приказом ФАС России от 19 ноября 2014 года № 727/14.

по делу № 08/4871-17 о нарушении

законодательства об осуществлении закупок

15 декабря 2017 года г. Севастополь

Комиссия по контролю в сфере закупок города федерального значения Севастополя (далее – Комиссия) Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополь (далее – Управление) в составе:

руководствуясь статьей 99 Федерального закона от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), Приказом ФАС России от 19 ноября 2014 года № 727/14 «Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд», на основании своего решения от 12 декабря 2017 года по делу № 08/4871-17 по жалобе Общества с ограниченной ответственностью «А2 Инжиниринг» (далее – Заявитель) на действия Государственного казённого учреждения «Капитальное строительство» (далее – Заказчик) при проведении открытого конкурса на оказание услуги по разработке проектно-сметной документации по объекту: «Строительство многофункционального культурно-досугового центра, Северная сторона», извещение № 0874200000117000122 (далее – Конкурс) ,

  1. Государственному казенному учреждению города Севастополя «Капитальное строительство»:
    1. При рассмотрении и оценке заявок участников Конкурса, не оценивать такие документы как пояснительная записка проектов, а также иные документы представление участниками для подтверждения опыта;
    2. Продолжить процедуру определения исполнителя (подрядчика) путем проведения Конкурса, в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе и с учетом решения по делу №08/4871-17 от 12 декабря 2017 года.
    3. в срок до 25 декабря 2017 года исполнить настоящее предписание и представить в адрес Управления документальное подтверждение исполнения настоящего предписания.

Предписание может быть обжаловано в суде (Арбитражном суде) в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Примечание: в соответствии с частью 23 статьи 99 Закона о контрактной системе, контракт не может быть заключен до даты исполнения предписания об устранении нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.

Согласно части 25 статьи 99 Закона о контрактной системе, в случае поступления информации о неисполнении выданного в соответствии с пунктом 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе предписания, контрольный орган в сфере закупок вправе применить к не исполнившему такого предписания лицу меры ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с частью 7 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 года № 195–ФЗ (далее – КоАП РФ ) , н евыполнение должностным лицом заказчика, должностным лицом уполномоченного органа, должностным лицом уполномоченного учреждения, членом комиссии по осуществлению закупок, оператором электронной площадки, специализированной организацией в установленный срок законного предписания, требования органа, уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок, за исключением органов, указанных в частях 7.1 и 7.2 статьи 19.5 КоАП, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — пятисот тысяч рублей.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.