Федеральный закон о статусе мировых судей российской федерации

Оглавление:

Федеральный закон о мировых судьях Российской Федерации

В российской правовой системе учрежден институт мировых судей. В чем заключаются его особенности? Какие нормативные акты регулируют деятельность соответствующих судебных учреждений?

Что представляет собой институт мировых судей?

Прежде чем рассматривать то, какой действует закон о мировых судьях в России, изучим немного особенности соответствующего правового института.

Прежде всего, стоит отметить, что мировые судьи работают на уровне первой инстанции. Основная их специализация — рассмотрение споров, связанных с правонарушениями с небольшим ущербом, а также имущественных исков с небольшой стоимостью. Одной из целей обращения сторон спора в соответствующее учреждение может быть заключение мирового соглашения — юридического акта о признании участниками правоотношений отсутствия взаимных претензий.

Законодательство РФ о мировых судах

Рассмотрим теперь то, каким образом деятельность соответствующих правовых институтов регулируется российским законодательством. Главный источник права здесь — Федеральный Закон 188-ФЗ «О мировых судьях», принятый 17.12.1998 года. Он регулирует в целом все ключевые нюансы организации работы судей, а также обеспечения деятельности соответствующих учреждений. По сути, это одновременно и Закон о назначении мировых судей, и правовой акт, определяющий подсудность дел соответствующим инстанциям, а также источник норм, который определяет то, каким образом полномочия данных учреждений распределяются территориально.

Изучим теперь более подробно основные положения ФЗ № 188.

Определение мировых судей в соответствии с законодательством

Закон о мировых судьях относит соответствующий правовой институт к судам общей юрисдикции, которые осуществляют деятельность на уровне субъектов РФ, и при этом являются частью судебной системы государства. Данный нормативный акт содержит формулировки, по которым полномочия, а также порядок работы мировых судей, равно как и критерии установления их должностей, определяются Конституцией России, ФКЗ «О судебной системе» и иными нормативными источниками на федеральном уровне, в то время как порядок назначения, а также осуществления деятельности судей могут устанавливаться на уровне правовых актов в субъектах.

При этом региональный правовой акт или же нормативный источник на уровне ФЗ не должен включать формулировки, которые бы противоречили тем, что содержит какой-либо федеральный конституционный закон. О мировых судьях современные эксперты рассуждают как о значимом правовом институте, поэтому его регулирование может осуществляться на самом высоком уровне действия российских правовых актов. Но так или иначе значительный объем положений, регламентирующих деятельность соответствующих учреждений, сосредоточен именно в ФЗ № 188.

Закон о мировых судьях в России содержит формулировки, по которым те постановления, что приняты на уровне данного правового института и имеют статус вступивших в законную силу, а также иные нормативные акты судов являются обязательными для всех российских органов власти, учреждений, физических и юридических лиц и потому должны исполняться на всей территории РФ.

В соответствии с нормами ФЗ-188 мировые судьи, а также члены их семей имеют гарантии, связанные со статусом граждан, осуществляющих деятельность на уровне рассматриваемого правового института. Речь идет о гарантиях: независимости судей, неприкосновенности, материального обеспечения, социальной поддержки.

Изучим то, какие компетенции мировых судей установлены законодательством РФ. Выше мы отметили, что ФЗ № 188 — это фактически закон подсудности мировых судей. Именно в его положениях определены ключевые компетенции представителей соответствующих инстанций.

Компетенции судей

Федеральный закон о мировых судьях № 188-ФЗ устанавливает следующие компетенции для представителей инстанций, о которых идет речь:

  • уголовные дела, связанные с правонарушениями, которые предусматривают наказание не более 3 лет лишения свободы — в соответствии с положениями ст. 31 УПК РФ;
  • дела, связанные с оформлением судебных приказов;
  • споры о расторжении брака — в случае, если между супругами отсутствуют разногласия по поводу детей;
  • споры о распределении между супругами имущества, стоимость которого не превышает 50 000 рублей;
  • прочие дела, которые возникают в области семейных правоотношений, за исключением тех, которые связаны с оспариванием права отцовства или материнства, об установлении соответствующих прав или их лишении либо ограничении, об усыновлении или же удочерении детей, а также связанные с иными разногласиями о детях, вопросами о признании брака между гражданами недействительным;
  • споры имущественного характера между гражданами, если речь не идет о наследовании, а также активах, являющихся продуктом интеллектуальной деятельности — при условии, что стоимость иска не превышает 50 000 рублей;
  • дела, связанные с установлением порядка пользования тем или иным имуществом;
  • дела, имеющие отношение к административным правонарушениям в случае, если их рассмотрение прямо отнесено к компетенции мирового судьи законом.

Не считая приведенного перечня компетенций, к подсудности в рамках рассматриваемого правового института, законом могут быть отнесены иные дела. Закон о мировых судьях РФ также содержит формулировку, по которой в судах на соответствующем уровне могут быть рассмотрены дела в рамках вновь открывшихся обстоятельств при том, что ранее были приняты и вступили в силу те или иные решения на уровне первой инстанции. Судья, представляющий институт права, о котором идет речь, рассматривает споры, которые относятся к его компетенции единолично.

Изучим теперь то, каким образом законодательство РФ регулирует деятельность участков, на которых функционируют мировые суды.

Судебные участки по законодательству о мировых судах

ФЗ № 188, как мы отметили выше — Закон о создании участков мировых судей. Какие нормы он включает в части регулирования организации работы соответствующих учреждений?

Он определяет, что работа судей, представляющих соответствующий правовой институт, осуществляется в пределах установленных границ конкретного района на отдельных участках. Закон о мировых судьях содержит формулировку, по которой общее количество людей этой профессии, а также участков в том или ином субъекте РФ определяется на уровне федерального законодательства, но по инициативе региональных органов власти при согласовании ВС РФ. Или же по инициативе ВС РФ, но при согласовании с органом власти субъекта РФ.

Участки, о которых идет речь, а также должности судей должны создаваться, а также упраздняться посредством издания региональных правовых актов. Предполагается, что на 1 участке будет обслуживаться от 15 до 23 тыс. граждан. В случае, если в муниципалитете — менее 15 тысяч человек, то в нем формируется 1 судебный участок. Дела, рассмотренные на соответствующем уровне, должны быть обязательно переданы в юрисдикцию другого учреждения в случае, если планируется упразднение того или иного участка или же должности судьи.

В предусмотренных законом случаях председатели районных судов могут передавать дела, которые в общем случае находятся в компетенции судьи на определенном участке, на рассмотрение учреждениями на иных территориях. Федеральный закон о мировых судьях включает формулировку, по которой по данной схеме могут быть переданы уголовные, гражданские дела, а также те, что связаны с административными правонарушениями, рассмотрением исковых заявлений и выдачей судебных приказов.

Назначение на должность мирового судьи: требования к кандидатам

Изучим то, каким требованиям должны соответствовать граждане, претендующие на получение должности мирового судьи. Главный источник права, который определяет соответствующие критерии — Закон РФ «О статусе судей». В этом смысле данные требования ничем не отличаются от тех, что установлены к представителям судебных органов, а также к кандидатам на соответствующие должности, для других инстанций. Однако применяться данные нормы должны с учетом положений ФЗ № 188. В частности, таковые могут касаться порядка назначения или же избрания граждан на должность мирового судьи.

Избрание мировых судей

Рассматриваемая процедура осуществляется при участии законодательного органа власти на уровне субъекта РФ или же населения, которое проживает на соответствующем судебном участке. При этом порядок избрания мировых судей должен быть установлен правовым актом, принятым в регионе. Закон о мировых судьях РФ включает формулировку, по которой не позднее, чем за 6 месяцев до того, как истекут полномочия действующего судьи, а в случае, если они прекращаются досрочно — не позднее, чем через 10 дней после появления вакансии судьи, должно быть объявлено о том, что соответствующая позиция открыта. Информация об этом размещается в СМИ.

В соответствующих объявлениях отражаются сведения о времени, а также месте приема заявлений от граждан, претендующих на должность судьи, а также о том, когда и где данные документы будут рассматриваться. Срок полномочий судьи, который будет назначен по итогам рассмотрения заявлений, должен начинаться не ранее того дня, который следует за днем, в когда прекратились полномочия действующего судьи.

Срок полномочий судьи

Федеральный закон о мировых судьях в РФ устанавливает конкретные сроки полномочий представителя рассматриваемого учреждения. Так, мировой судья назначается или же избирается на свою должность не более, чем на 5 лет. При этом власти региона РФ вправе уменьшить данный срок. По его истечению, однако, гражданин вправе вновь претендовать на занятие должности мирового судьи. В случае если гражданин был избран на соответствующую позицию повторно, то срок его полномочий также не должен превышать 5 лет или же являться равным тому, что определен в региональных правовых актах. Мировой судья может осуществлять свою деятельность до того, как ему исполнится 70 лет. После — его полномочия прекращаются в соответствии с законодательством.

Прекращение полномочий судьи

Закон о деятельности мировых судей, таким образом, содержит формулировки, по которым полномочия представителей соответствующих учреждений могут прекращаться. Можно отметить, что перечень оснований для этого определен Законом РФ «О статусе судей», но в ходе применения положений данного НПА должны учитываться нормы, зафиксированные в ФЗ № 188.

Полномочия мирового судьи прекращаются:

  • в последний день того месяца, в котором истекают его полномочия или же того месяца, в котором судье исполняется 70 лет;
  • на следующий день после того дня, когда вступает в силу решение коллегии судей, в соответствии с которым полномочия представителя рассматриваемого учреждения прекращаются досрочно.

Кроме того, полномочия судьи могут приостанавливаться коллегией в рамках иных механизмов, предусмотренных положениями Закона РФ «О статусе судей».

В случае если полномочия судьи были приостановлены или же прекращены, а также при временном отсутствии гражданина на соответствующей должности, исполнение его трудовых обязанностей осуществляет мировой судья, который работает на другом участке в том же районе. При этом издается отдельное постановление председателя суда по соответствующему району. В случае если на данной территории работает только 1 мировой судья, то его полномочия передаются на уровень инстанции, осуществляющей деятельность в ближайшем районе.

В предусмотренных законом случаях исполнение обязанностей судьи, представляющего рассматриваемое учреждение, может быть возложено на судей, которые находятся в отставке. При этом не имеет значение то, на каком участке они работали ранее.

Рассмотрим теперь, каким образом Закон о статусе мировых судей регламентирует порядок обеспечения деятельности соответствующих инстанций.

Обеспечение деятельности судей

Главную роль в поддержке мировых судей играют их аппараты. Его структура, а также штатное расписание должны определяться в законах, принимаемых на уровне субъекта РФ. Сотрудники аппарата при этом имеют статус государственных служащих и работают в соответствии с законодательством, в юрисдикции которого — регулирование правоотношений на госслужбе.

Финансирование работы мировых судей осуществляется при участии Судебного департамента, который работает при ВС РФ. Данная структура отвечает за перечисление судьям зарплаты, вознаграждений, предоставление им различных социальных привилегий, предусмотренных законодательством РФ.

За материальное обеспечение деятельности представителей соответствующих учреждений отвечают структуры на уровне исполнительной власти региона РФ. При этом в установленных законом случаях к решению данной задачи также может подключаться Судебный департамент, который работает при ВС РФ. Данная структура также отвечает за возмещение издержек по спорам, которые рассматриваются мировыми судьями.

Итак, мы изучили основные положения, которые содержит Федеральный закон о мировых судьях Российской Федерации. Полезно будет также рассмотреть оценку деятельности данного правового института со стороны экспертов.

Институт мировых судей в России: оценки экспертов

Прежде всего, в среде юристов распространена точка зрения, по которой статус мирового судьи, по сути, носит двойственный характер. С одной стороны, их деятельность осуществляется в рамках субъекта РФ, и потому регламентируется положениями региональных источников права. С другой — представитель соответствующего учреждения также входит в единую судебную систему государства и издает постановления от имени Российской Федерации.

Как отмечают эксперты, принятие закона о мировых судьях в России сопровождалось дискуссиями на предмет роли представителей данных правовых институтов в системе органов власти. Так, в одной из популярных концепций содержались тезисы, по которым мировой суд должен осуществлять свою деятельность на уровне первой инстанции и, таким образом, приобретать полномочия, характеризующие работу, в частности, районных судов, что повышало бы эффективность судопроизводства. При этом необходимо было обеспечить распространение юрисдикции решений соответствующих учреждений и на федеральном уровне. Таким образом, в среде экспертов также получила распространение точка зрения, по которой работа мировых судей должна была в большей степени отражать федеральный уровень рассмотрения вопросов деятельности данных структур. В частности, на соответствующем уровне могли приниматься решения о назначении судей, о финансовом и материальном обеспечении их деятельности.

Читайте так же:  Защита прав потребителей в егорьевске

Так или иначе принятие закона о мировых судьях было осуществлено в тех формулировках, по которым двойственность их деятельности в целом сохранилась. Выше мы рассмотрели положения ФЗ № 188 о том, что, с одной стороны, работа представителей данных судебных учреждений связана с принятием решений от имени Российской Федерации, с другой — порядок обеспечения их деятельности в значительной степени зависит от результатов работы законодателей в регионах. Данный механизм может рассматриваться экспертами как в достаточной мере эффективный, поскольку, с одной стороны, не ограничивает юрисдикцию решений мировых судей, с другой — учитывает региональную специфику правоотношений.

Кроме того, можно отметить, что и на уровне главного федерального нормативного акта — ФЗ № 188, содержатся формулировки, ограничивающие возможности регионов принимать нормы, значительно отличающиеся от тех, что отражают интересы федерального центра. Например, в части установления предельных сроков полномочий мирового судьи. Он не может, как мы уже знаем, длиться более 5 лет, однако, конкретная его продолжительность может быть меньшей предельного значения, и это зависит от позиции регионального законодателя.

Так или иначе, правовой институт мировых судей рассматривается экспертами как исключительно значимый с точки зрения развития юриспруденции в России, повышения правовой культуры граждан, совершенствования системы государственного управления. Закон о мировых судьях является в достаточной мере сбалансированным правовым актом, который, с одной стороны, предоставляет значимый объем полномочий регионам в части регулирования деятельности данных учреждений, с другой — содержит формулировки, способствующие сохранению целостности государственной судебной системы РФ с точки зрения расширения юрисдикции решений мировых судей, а также обеспечения поддержки их деятельности федеральными структурами.

Федеральный закон от 17 декабря 1998 г. N 188-ФЗ ‘О мировых судьях в Ро

Федеральный закон от 17 декабря 1998 г. N 188-ФЗ«О мировых судьях в Российской Федерации»(с изменениями от 19 июня, 22 августа, 30 ноября 2004 г., 14 февраля, 5 апреля 2005 г., 11 марта 2006 г., 2 марта 2007 г.)

Принят Государственной Думой 11 ноября 1998 года

Одобрен Советом Федерации 2 декабря 1998 года

Статья 1. Мировые судьи в Российской Федерации

1. Мировые судьи в Российской Федерации (далее — мировые судьи) являются судьями общей юрисдикции субъектов Российской Федерации и входят в единую судебную систему Российской Федерации. Полномочия, порядок деятельности мировых судей и порядок создания должностей мировых судей устанавливаются Конституцией Российской Федерации, Федеральным конституционным законом «О судебной системе Российской Федерации», иными федеральными конституционными законами, настоящим Федеральным законом, а порядок назначения (избрания) и деятельности мировых судей устанавливается также законами субъектов Российской Федерации.

Федеральным законом от 19 июня 2004 г. N 50-ФЗ в пункт 2 статьи 1 настоящего Федерального закона внесены изменения

См. текст пункта в предыдущей редакции

2. Мировые судьи осуществляют правосудие именем Российской Федерации. Порядок осуществления правосудия мировыми судьями устанавливается федеральным законом.

3. Вступившие в силу постановления мировых судей, а также их законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и другие обращения являются обязательными для всех без исключения федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.

Статья 2. Гарантии статуса мировых судей

1. На мировых судей и членов их семей распространяются гарантии независимости судей, их неприкосновенности, а также материального обеспечения и социальной защиты, установленные Законом Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации» и иными федеральными законами.

2. Утратил силу с 1 января 2005 г.

См. текст пункта 2 статьи 2

Федеральным законом от 14 февраля 2005 г. N 2-ФЗ в статью 3 настоящего Федерального закона внесены изменения

См. текст статьи в предыдущей редакции

Статья 3. Компетенция мирового судьи

1. Мировой судья рассматривает в первой инстанции:

1) уголовные дела о преступлениях, за совершение которых максимальное наказание не превышает трех лет лишения свободы, подсудные ему в соответствии с частью первой статьи 31 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации;

2) дела о выдаче судебного приказа;

3) дела о расторжении брака, если между супругами отсутствует спор о детях;

4) дела о разделе между супругами совместно нажитого имущества независимо от цены иска;

5) иные возникающие из семейно-правовых отношений дела, за исключением дел об оспаривании отцовства (материнства), об установлении отцовства, о лишении родительских прав, об усыновлении (удочерении) ребенка;

6) дела по имущественным спорам при цене иска, не превышающей пятисот минимальных размеров оплаты труда, установленных федеральным законом на день подачи заявления;

7) дела, возникающие из трудовых отношений, за исключением дел о восстановлении на работе и дел о разрешении коллективных трудовых споров;

8) дела об определении порядка пользования имуществом;

9) дела об административных правонарушениях, отнесенные к компетенции мирового судьи Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и законами субъектов Российской Федерации.

1.1. Кроме дел, перечисленных в пункте 1 настоящей статьи, федеральными законами к подсудности мирового судьи могут быть отнесены и другие дела.

2. Мировой судья рассматривает дела по вновь открывшимся обстоятельствам в отношении решений, принятых им в первой инстанции и вступивших в силу.

3. Мировой судья единолично рассматривает дела, отнесенные к его компетенции настоящим Федеральным законом.

Статья 4. Судебные участки

1. Мировые судьи осуществляют свою деятельность в пределах судебных участков.

2. Общее число мировых судей и количество судебных участков субъекта Российской Федерации определяются федеральным законом по законодательной инициативе соответствующего субъекта Российской Федерации, согласованной с Верховным Судом Российской Федерации, или по инициативе Верховного Суда Российской Федерации, согласованной с соответствующим субъектом Российской Федерации.

Общее число мировых судей и количество судебных участков в субъектах Российской Федерации определено Федеральным законом от 29 декабря 1999 г. N 218-ФЗ

3. Судебные участки и должности мировых судей создаются и упраздняются законами субъектов Российской Федерации.

Федеральным законом от 11 марта 2006 г. N 36-ФЗ в пункт 4 статьи 4 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2007 г.

См. текст пункта в предыдущей редакции

4. Судебные участки создаются из расчета численности населения на одном участке от 15 до 23 тысяч человек. В административно-территориальных образованиях с численностью населения менее 15 тысяч человек создается один судебный участок.

5. Судебный участок или должность мирового судьи не могут быть упразднены, если отнесенные к компетенции этого мирового судьи дела не были одновременно переданы в юрисдикцию другого судьи или суда.

Статья 5. Требования, предъявляемые к мировому судье

1. Мировым судьей может быть гражданин Российской Федерации, достигший возраста 25 лет, имеющий высшее юридическое образование, стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет, не совершивший порочащих его поступков, сдавший квалификационный экзамен и получивший рекомендацию квалификационной коллегии судей соответствующего субъекта Российской Федерации.

От сдачи квалификационного экзамена и представления рекомендации квалификационной коллегии судей соответствующего субъекта Российской Федерации освобождаются лица, имеющие стаж работы в должности судьи федерального суда не менее пяти лет.

Федеральным законом от 2 марта 2007 г. N 24-ФЗ в пункт 2 статьи 5 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу по истечении тридцати дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

См. текст пункта в предыдущей редакции

2. Мировой судья не вправе быть депутатом представительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, принадлежать к политическим партиям и движениям, осуществлять предпринимательскую деятельность, а также совмещать работу в должности мирового судьи с другой оплачиваемой работой, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности. При этом указанная деятельность не может финансироваться исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации. Мировой судья не вправе входить в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории Российской Федерации их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации.

3. Утратил силу с 1 января 2005 г.

См. текст пункта 3 статьи 5

Статья 6. Порядок назначения (избрания) на должность мировых судей

Мировые судьи назначаются (избираются) на должность законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации либо избираются на должность населением соответствующего судебного участка в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации.

Статья 7. Срок полномочий мирового судьи

1. Мировой судья назначается (избирается) на должность на срок, установленный законом соответствующего субъекта Российской Федерации, но не более чем на пять лет. По истечении указанного срока лицо, занимавшее должность мирового судьи, вправе снова выдвинуть свою кандидатуру для назначения (избрания) на данную должность.

Федеральным законом от 5 апреля 2005 г. N 33-ФЗ пункт 2 статьи 7 настоящего Федерального закона изложен в новой редакции, распространяющейся на мировых судей, назначенных (избранных) на данную должность по истечении срока полномочий прежде назначенных (избранных) судей

См. текст пункта в предыдущей редакции

2. При повторном и последующих назначениях (избраниях) на должность мирового судьи мировой судья назначается (избирается) на срок, устанавливаемый законом соответствующего субъекта Российской Федерации, но не менее чем на пять лет. В случае, если в течение указанного срока мировой судья достигнет предельного возраста пребывания в должности судьи, он назначается (избирается) на должность мирового судьи на срок до достижения им предельного возраста пребывания в должности мирового судьи — 70 лет.

Федеральным законом от 30 ноября 2004 г. N 142-ФЗ статья 8 настоящего Федерального закона изложена в новой редакции

См. текст статьи в предыдущей редакции

Статья 8. Прекращение, приостановление полномочий мирового судьи и замещение временно отсутствующего мирового судьи

Федеральным законом от 5 апреля 2005 г. N 33-ФЗ пункт 1 статьи 8 настоящего Федерального закона изложен в новой редакции

См. текст пункта в предыдущей редакции

1. Полномочия мирового судьи прекращаются в случаях и порядке, которые установлены Законом Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации.

2. Полномочия мирового судьи могут быть приостановлены решением квалификационной коллегии судей субъекта Российской Федерации в случаях и порядке, которые установлены Законом Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации».

3. При прекращении или приостановлении полномочий мирового судьи, а также в случае временного отсутствия мирового судьи (болезнь, отпуск и иные уважительные причины) исполнение его обязанностей возлагается на мирового судью другого судебного участка того же судебного района постановлением председателя соответствующего районного суда. Если в данном судебном районе создана одна должность мирового судьи, то при прекращении или приостановлении полномочий мирового судьи, а также в случае временного отсутствия мирового судьи (болезнь, отпуск и иные уважительные причины) исполнение его обязанностей постановлением председателя вышестоящего суда или его заместителя возлагается на мирового судью, осуществляющего свою деятельность в ближайшем судебном районе.

Статья 9. Аппарат мирового судьи

1. Аппарат мирового судьи обеспечивает его работу. Структура и штатное расписание аппарата мирового судьи устанавливаются в порядке, предусмотренном законом субъекта Российской Федерации.

2. Работники аппарата мирового судьи являются государственными служащими соответствующего субъекта Российской Федерации.

О проверке конституционности пункта 2 статьи 9 и пункта 3 статьи 10 настоящего Федерального закона см. Определение Конституционного Суда РФ от 4 октября 2001 г. N 182-О

См. схему «Аппарат суда»

Статья 10. Финансирование и материально-техническое обеспечение деятельности мировых судей

Федеральным законом от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ в пункт 1 статьи 10 настоящего Федерального закона изложен в новой редакции, вступающей в силу с 1 января 2005 г.

См. текст пункта в предыдущей редакции

1. Обеспечение заработной платы мировых судей и социальных выплат, предусмотренных для судей федеральными законами, является расходным обязательством Российской Федерации и осуществляется через органы Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации.

О финансировании мировых судей см. Федеральный закон от 10 февраля 1999 г. N 30-ФЗ

2. Должностной оклад мирового судьи устанавливается в размере 60 процентов от должностного оклада Председателя Верховного Суда Российской Федерации. Должностной оклад мирового судьи, осуществляющего деятельность в городах федерального значения, устанавливается в размере 64 процентов от должностного оклада Председателя Верховного Суда Российской Федерации.

Федеральным законом от 19 июня 2004 г. N 50-ФЗ в пункт 3 статьи 10 настоящего Федерального закона внесены изменения

См. текст пункта в предыдущей редакции

3. Материально-техническое обеспечение деятельности мировых судей осуществляют органы исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации.

Федеральным законом от 30 ноября 2004 г. N 144-ФЗ статья 10 настоящего Федерального закона дополнена пунктом 4

4. Возмещение издержек, покрываемых за счет федерального бюджета, по делам, рассматриваемым мировыми судьями, осуществляется через органы Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации.

См. схему «Финансирование судов»

Статья 11. Символы государственной власти в зале судебных заседаний мировых судей

См. также Указ Президента РФ от 29 мая 2006 г. N 530 «Об использовании Государственного герба Российской Федерации на бланках и печатях мировых судей в Российской Федерации»

1. В зале судебных заседаний мировых судей помещаются Государственный флаг Российской Федерации и изображение Государственного герба Российской Федерации, а также может устанавливаться флаг и помещаться изображение герба соответствующего субъекта Российской Федерации.

Читайте так же:  2 Ответственность за нарушение обязательств

2. При осуществлении правосудия мировой судья заседает в мантии и (или) имеет другой отличительный знак своей должности, предусмотренный законом соответствующего субъекта Российской Федерации.

Статья 12. Заключительные положения

1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

2. Установить, что до назначения (избрания) на должность мировых судей дела, относящиеся к компетенции мировых судей, рассматриваются районными судами.

Правовые консультации

Федеральный закон о мировых судьях 1998 г

Федеральный закон от 17 декабря 1998 г. N 188-ФЗ «О мировых судьях в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями)

Федеральный закон от 17 декабря 1998 г. N 188-ФЗ
«О мировых судьях в Российской Федерации»

С изменениями и дополнениями от:

19 июня, 22 августа, 30 ноября 2004 г., 14 февраля, 5 апреля 2005 г., 11 марта 2006 г., 2 марта 2007 г., 22 июля 2008 г., 11 февраля, 8, 23 декабря 2010 г., 18 июля 2011 г., 2 октября, 25 декабря 2012 г., 4 марта 2013 г., 21 июля 2014 г., 5 апреля 2016 г., 18 апреля 2018 г.

Принят Государственной Думой 11 ноября 1998 года

Одобрен Советом Федерации 2 декабря 1998 года

См. комментарий к настоящему Федеральному закону

17 декабря 1998 г.

Мировые судьи в РФ являются судьями общей юрисдикции субъектов РФ и входят в единую судебную систему РФ.

К подсудности мировых судей относятся отдельные уголовные дела, дела по имущественным спорам при цене иска, не превышающей 500 МРОТ, дела о разделе между супругами совместно нажитого имущества, дела, возникающие из трудовых отношений, за исключением дел о восстановлении на работе и дел о разрешении коллективных трудовых споров, а также другие категории дел, определенные ФЗ.

Мировые судьи осуществляют свою деятельность в пределах судебных участков.

ФЗ закреплен порядок назначения (избрания) на должность мирового судьи, срок осуществления полномочий, порядок прекращения и приостановления полномочий, установлены требования, предъявляемые к мировому судье, регламентированы вопросы финансирования.

ФЗ вступает в силу со дня официального опубликования.

Федеральный закон от 17 декабря 1998 г. N 188-ФЗ «О мировых судьях в Российской Федерации»

Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования

Текст Федерального закона опубликован в «Российской газете» от 22 декабря 1998 г. N 242, в Собрании законодательства Российской Федерации от 21 декабря 1998 г. N 51 ст. 6270

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 18 апреля 2018 г. N 76-ФЗ

Изменения вступают в силу с 18 июля 2018 г.

Федеральный закон от 5 апреля 2016 г. N 103-ФЗ

Федеральный закон от 21 июля 2014 г. N 276-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2015 г.

Федеральный закон от 4 марта 2013 г. N 20-ФЗ

Федеральный закон от 25 декабря 2012 г. N 269-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2013 г.

Федеральный закон от 2 октября 2012 г. N 164-ФЗ

Федеральный закон от 18 июля 2011 г. N 240-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 23 декабря 2010 г. N 370-ФЗ

Федеральный закон от 8 декабря 2010 г. N 338-ФЗ

Федеральный закон от 11 февраля 2010 г. N 6-ФЗ

Федеральный закон от 22 июля 2008 г. N 147-ФЗ

Федеральный закон от 2 марта 2007 г. N 24-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении тридцати дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 11 марта 2006 г. N 36-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2007 г.

Федеральный закон от 5 апреля 2005 г. N 33-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 14 февраля 2005 г. N 2-ФЗ

Федеральный закон от 30 ноября 2004 г. N 144-ФЗ

Федеральный закон от 30 ноября 2004 г. N 142-ФЗ

Федеральный закон от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2005 г.

Федеральный закон от 19 июня 2004 г. N 50-ФЗ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 17 декабря 1998 года №188-ФЗ

О мировых судьях в Российской Федерации

(В редакции Федеральных законов Российской Федерации от 19.06.2004 г. №50-ФЗ, 22.08.2004 г. №122-ФЗ, 30.11.2004 г. №142-ФЗ, №144-ФЗ, 14.02.2005 г. №2-ФЗ, 05.04.2005 г. N33-ФЗ, 11 марта 2006 г. N36-ФЗ, 02.03.2007 г. N24-ФЗ, 22.07.2008 г. N147-ФЗ, 11.02.2010 г. N6-ФЗ, 08.12.2010 г. №338-ФЗ, 23.12.2010 г. №370-ФЗ, 18.07.2011 г. №240-ФЗ, 02.10.2012 г. №164-ФЗ, 25.12.2012 г. №269-ФЗ, 04.03.2013 г. №20-ФЗ, 21.07.2014 г. №276-ФЗ, 05.04.2016 г. №103-ФЗ, 18.04.2018 г. №76-ФЗ)

Статья 1. Мировые судьи в Российской Федерации

2. Мировые судьи осуществляют правосудие именем Российской Федерации. Порядок осуществления правосудия мировыми судьями устанавливается федеральным законом.

3. Вступившие в силу постановления мировых судей, а также их законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и другие обращения являются обязательными для всех без исключения федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.

Статья 2. Гарантии статуса мировых судей

Статья 3. Компетенция мирового судьи

1) уголовные дела о преступлениях, за совершение которых максимальное наказание не превышает трех лет лишения свободы, подсудные ему в соответствии с частью первой статьи 31 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации;

Правовая основа деятельности
Перечень нормативных правовых актов, определяющих полномочия, задачи и функции Судебного департамента

Федеральный закон от 17 декабря 1998 г. № 188-ФЗ «О мировых судьях в Российской Федерации»

2. Мировые судьи осуществляют правосудие именем Российской Федерации. Порядок осуществления правосудия мировыми судьями устанавливается федеральным законом.
3. Вступившие в силу постановления мировых судей, а также их законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и другие обращения являются обязательными для всех без исключения федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.

5) иные возникающие из семейно-правовых отношений дела, за исключением дел об оспаривании отцовства (материнства), об установлении отцовства, о лишении родительских прав, об ограничении родительских прав, об усыновлении (удочерении) ребенка, других дел по спорам о детях и дел о признании брака недействительным;

6) дела по имущественным спорам, за исключением дел о наследовании имущества и дел, возникающих из отношений по созданию и использованию результатов интеллектуальной деятельности, при цене иска, не превышающей пятидесяти тысяч рублей;
7) утратил силу;
8) дела об определении порядка пользования имуществом;
9) дела об административных правонарушениях, отнесенные к компетенции мирового судьи Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и законами субъектов Российской Федерации.
1.1. Кроме дел, перечисленных в пункте 1 настоящей статьи, федеральными законами к подсудности мирового судьи могут быть отнесены и другие дела.
2. Мировой судья рассматривает дела по вновь открывшимся обстоятельствам в отношении решений, принятых им в первой инстанции и вступивших в силу.
3. Мировой судья единолично рассматривает дела, отнесенные к его компетенции настоящим Федеральным законом.

4. Судебные участки создаются из расчета численности населения на одном участке от 15 до 23 тысяч человек. В административно-территориальных образованиях с численностью населения менее 15 тысяч человек создается один судебный участок.
5. Судебный участок или должность мирового судьи не могут быть упразднены, если отнесенные к компетенции этого мирового судьи дела не были одновременно переданы в юрисдикцию другого судьи или суда.

1. Полномочия мирового судьи прекращаются в случаях и порядке, которые установлены Законом Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации.
2. Полномочия мирового судьи могут быть приостановлены решением квалификационной коллегии судей субъекта Российской Федерации в случаях и порядке, которые установлены Законом Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации».
3. При прекращении или приостановлении полномочий мирового судьи, а также в случае временного отсутствия мирового судьи (болезнь, отпуск и иные уважительные причины) исполнение его обязанностей возлагается на мирового судью другого судебного участка того же судебного района постановлением председателя соответствующего районного суда. Если в данном судебном районе создана одна должность мирового судьи, то при прекращении или приостановлении полномочий мирового судьи, а также в случае временного отсутствия мирового судьи (болезнь, отпуск и иные уважительные причины) исполнение его обязанностей постановлением председателя вышестоящего суда или его заместителя возлагается на мирового судью, осуществляющего свою деятельность в ближайшем судебном районе.
Исполнение обязанностей мирового судьи может быть возложено на судью, находящегося в отставке, в порядке, предусмотренном статьей 7.1 Закона Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации».

1. Обеспечение заработной платы мировых судей и социальных выплат, предусмотренных для судей федеральными законами, является расходным обязательством Российской Федерации и осуществляется через органы Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации.
2. Должностной оклад мирового судьи устанавливается в размере 60 процентов от должностного оклада Председателя Верховного Суда Российской Федерации. Должностной оклад мирового судьи, осуществляющего деятельность в городах федерального значения, устанавливается в размере 64 процентов от должностного оклада Председателя Верховного Суда Российской Федерации.
3. Материально-техническое обеспечение деятельности мировых судей осуществляют органы исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации. Мероприятия по включению информационных ресурсов мировых судей в объединенные базы данных и банки данных, установление единых технических требований к функционированию информационных систем и использованию информационно-телекоммуникационных сетей, функционирующих на основе единых принципов и общих правил, осуществляются Судебным департаментом при Верховном Суде Российской Федерации и органами Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации.
4. Возмещение издержек, покрываемых за счет федерального бюджета, по делам, рассматриваемым мировыми судьями, осуществляется через органы Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации.

ФЗ о мировых судьях в Российской Федерации

Мировой судья – лицо, выполняющее функции суда первой инстанции. Полномочия мирового судьи ограничены, под его юрисдикцией проходят малозначительные дела. В Российской Федерации указанные уполномоченные лица являются частью единой судебной системы.

Описание закона о мировых судьях

Федеральный закон «О мировых судьях» N 188 ФЗ принят Госдумой 11 ноября и одобрен Советом Федерации 1998 года. Рассматриваемый нормативный акт вступил в силу 17 декабря того же года.

Действительным Федеральным законом регламентируется юридические отношения в сфере деятельности мировых судей. Настоящий закон состоит из 12 статей, последние изменения в положения которых были внесены 5 апреля 2016 года.

Согласно тексту п. 1 ст. 1 ФЗ-188, вступление на рассматриваемую должность определяется Конституцией Российской Федерации. Мировые судьи уполномочены действовать от имени Российской Федерации. Все официальные заявления и обращения данных уполномоченных лиц беспрекословно выполняются Федеральными органами, юридическими и частными лицами (п. 3, ст. 1).

Указанный служитель закона и члены его семейства объявляются неприкосновенными. Им обеспечивается социальная и юридическая защита и денежное обеспечение, утверждённые законом Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации» и другими нормативными актами (п. 1, ст. 2).

Под юрисдикцию мирового судьи попадают (п.1, ст. 3):

  • Уголовные преступные деяния, за которые предусмотрено наказание в виде лишения свободы сроком не более 3 лет;
  • Бракоразводные процессы при отсутствии спора об опеке над несовершеннолетним ребёнком;
  • Процессы раздела общего имущества между супругами, если цена иска не превышает сумму в 50 000 рублей;
  • Дела об административных нарушениях;
  • Дела о предоставлении судебного постановления.

Все дела, находящиеся в пределах его компетенции, данный служитель закона рассматривает лично (п. 3, ст. 3). Описываемая юридическая деятельность происходит на судебных участках, относящихся к определённым субъектам Российской Федерации.

Судебные участки создаются и ликвидируются согласно положениям нормативных актов субъектов РФ (ст. 4). Эти юридические формирования создаются по принципу определённого расчёта населения (на один участок – 15 000 – 23 000 граждан). На территории субъектов РФ с общей численностью населения менее 15 000 граждан создаётся единичный судебный участок.

Мировой судья избирается гражданами РФ, населяющими пункт, на который будут распространяться его судейские полномочия (п. 1, ст. 6). Уведомление об открытой вакансии появляется не позднее чем за полгода до истечения должностных полномочий предыдущего судьи. Компетентное лицо устанавливается на рассматриваемую должность на пятилетний срок (ст. 7), по истечении которого гражданин вправе выдвинуть свою кандидатуру на второй срок. Максимальный возраст пребывания в рассматриваемой должности — 70 лет.

Полномочия данного вершителя правосудия заканчиваются (п. 2 ст. 8):

  • По окончанию месяца, в котором заканчивается назначенный срок исполнения должностных полномочий;
  • В течении последнего дня месяца, в котором служитель закона достигает возраста 70 лет;
  • Через 24 часа после утверждения решения о досрочной отставке мирового судьи.

    При уважительной причине отсутствия мирового судьи (болезнь, отпускной период) его замещает другой служитель закона соответствующей должности (п. 3 ст. 8).

    Расходным обязательством государства является обеспечение должностных лиц рассматриваемой квалификации ежемесячными денежными выплатами. Также мировым судьям, в случае необходимости, предлагается программа по улучшению условий проживания (п. 1 ст. 10).

    Ответственность за предоставление материально-технической основы для результативной деятельности действительного служителя закона возлагается на органы исполнительной власти субъектов РФ. Все судебные издержки возмещаются за счёт государственного бюджета (п. 4, ст. 10).

    В зале судебных заседаний мирового судьи в обязательном порядке должна находиться государственная символика. В помещении размещается флаг и качественное изображение Государственного герба РФ. Дополнительно могут устанавливаться гербы и флаги соответствующих городов или регионов (п. 1, ст. 11). Форменной одеждой судьи во время процессов свершения правосудия является мантия, согласно действительному закону о мировых судьях.

    До назначения уполномоченного мирового судьи на рассматриваемую должность, правосудие по делам первой инстанции вершится районным судом.

    Скачать текст ФЗ-188

    Для подробного ознакомления с нюансами должности мирового судьи, сферой его полномочий и порядком исполнения обязанностей, необходимо ознакомиться с действительным законом. Актуальный текст Федерального закона «О мировых судьях» N 188 ФЗ можно скачать по ссылке:

    Так же часто приходится прибегать в разрешении конфликтных ситуаций к положениям закона о медиации.

    Изменения в законе РФ о мировых судьях РФ

    Последние существенные поправки в ФЗ-188 внесены 22 марта 2016 года Федеральным законом «О внесении изменений в Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

    Изменения затронули пункт 6 статьи 4. В новой редакции текст указанного пункта гласит о том, что глава районного суда для обеспечения нормальной должностной нагрузки на уполномоченного работника судопроизводства, уполномочен передать часть дел другому лицу соответствующей компетенции.

    К таким делам относятся:

  • Уголовные;
  • Административные;
  • Гражданские;
  • Дела о взыскании задолженностей.
  • Читайте так же:  Опз отчетность

    Ранее немаловажные поправки в действительный закон вносились 4 марта 2013 года нормативным актом N 20-ФЗ. В результате изменений, пункт 4 статьи 8 актуального федерального закона ФЗ-188 утверждает, что на находящегося в отставке служителя закона могут возлагаться служебные обязанности в случае необходимости. Принципы, порядок и причины этого явления утверждаются нормативами статьи 7.1 закона Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации».

    Статья 8 дополнена абзацем, утверждающим, что территориальные принципы привлечения отставного вершителя правосудия к возвращению к должностным обязанностям значения не имеют. Таким образом, если судья до отставки служил в одном судебном районе, в связи с возвращением в должность, он может быть утверждён в любом районе по месту требования.

    Федеральный закон от 17.12.1998 N 188-ФЗ (ред. от 18.04.2018) «О мировых судьях в Российской Федерации»

    О МИРОВЫХ СУДЬЯХ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    11 ноября 1998 года

    2 декабря 1998 года

    Статья 1. Мировые судьи в Российской Федерации

    1. Мировые судьи в Российской Федерации (далее — мировые судьи) являются судьями общей юрисдикции субъектов Российской Федерации и входят в единую судебную систему Российской Федерации. Полномочия, порядок деятельности мировых судей и порядок создания должностей мировых судей устанавливаются Конституцией Российской Федерации, Федеральным конституционным законом «О судебной системе Российской Федерации», иными федеральными конституционными законами, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами, а порядок назначения (избрания) и деятельности мировых судей устанавливается также законами субъектов Российской Федерации.

    Статья 2. Гарантии статуса мировых судей

    1. На мировых судей и членов их семей распространяются гарантии независимости судей, их неприкосновенности, а также материального обеспечения и социальной защиты, установленные Законом Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации» и иными федеральными законами.

    2. Утратил силу. — Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ.

    Статья 3. Компетенция мирового судьи

    1. Мировой судья рассматривает в первой инстанции:

    2) дела о выдаче судебного приказа;

    3) дела о расторжении брака, если между супругами отсутствует спор о детях;

    4) дела о разделе между супругами совместно нажитого имущества при цене иска, не превышающей пятидесяти тысяч рублей;

    6) дела по имущественным спорам, за исключением дел о наследовании имущества и дел, возникающих из отношений по созданию и использованию результатов интеллектуальной деятельности, при цене иска, не превышающей пятидесяти тысяч рублей;

    7) утратил силу. — Федеральный закон от 22.07.2008 N 147-ФЗ;

    8) дела об определении порядка пользования имуществом;

    9) дела об административных правонарушениях, отнесенные к компетенции мирового судьи Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и законами субъектов Российской Федерации.

    1.1. Кроме дел, перечисленных в пункте 1 настоящей статьи, федеральными законами к подсудности мирового судьи могут быть отнесены и другие дела.

    2. Мировой судья рассматривает дела по вновь открывшимся обстоятельствам в отношении решений, принятых им в первой инстанции и вступивших в силу.

    3. Мировой судья единолично рассматривает дела, отнесенные к его компетенции настоящим Федеральным законом.

    Статья 4. Судебные участки

    1. Деятельность мировых судей осуществляется в пределах судебного района на судебных участках.

    2. Общее число мировых судей и количество судебных участков субъекта Российской Федерации определяются федеральным законом по законодательной инициативе соответствующего субъекта Российской Федерации, согласованной с Верховным Судом Российской Федерации, или по инициативе Верховного Суда Российской Федерации, согласованной с соответствующим субъектом Российской Федерации.

    3. Судебные участки и должности мировых судей создаются и упраздняются законами субъектов Российской Федерации.

    4. Судебные участки создаются из расчета численности населения на одном участке от 15 до 23 тысяч человек. В административно-территориальных образованиях с численностью населения менее 15 тысяч человек создается один судебный участок.

    5. Судебный участок или должность мирового судьи не могут быть упразднены, если отнесенные к компетенции этого мирового судьи дела не были одновременно переданы в юрисдикцию другого судьи или суда.

    6. Председатель районного суда в целях обеспечения равномерности нагрузки на мировых судей в случае, если нагрузка на мирового судью превышает среднюю нагрузку на мирового судью по судебному району, вправе мотивированным распоряжением передать часть уголовных, гражданских дел, дел об административных правонарушениях, исковых заявлений и заявлений о вынесении судебного приказа по требованиям о взыскании обязательных платежей и санкций, поступивших к мировому судье одного судебного участка, мировому судье другого судебного участка того же судебного района.

    Статья 5. Требования, предъявляемые к мировым судьям и кандидатам на должность мировых судей

    К мировым судьям и кандидатам на должность мировых судей предъявляются требования, которые в соответствии с Законом Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации» предъявляются к судьям и кандидатам на должность судей, с учетом положений настоящего Федерального закона.

    Статья 6. Порядок назначения (избрания) на должность мировых судей

    1. Мировые судьи назначаются (избираются) на должность законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации либо избираются на должность населением соответствующего судебного участка в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации.

    2. Не позднее чем за шесть месяцев до истечения срока полномочий мирового судьи, а в случае досрочного прекращения полномочий мирового судьи — не позднее чем через десять дней после дня открытия вакансии мирового судьи объявляется об открытии вакансии мирового судьи в средствах массовой информации с указанием времени и места приема заявлений от претендентов на должность мирового судьи, а также времени и места рассмотрения поступивших заявлений. При этом срок полномочий вновь назначенного (избранного) мирового судьи начинается не ранее дня, следующего за днем прекращения полномочий действующего мирового судьи.

    Статья 7. Срок полномочий мирового судьи

    1. Мировой судья назначается (избирается) на должность на срок, установленный законом соответствующего субъекта Российской Федерации, но не более чем на пять лет. По истечении указанного срока лицо, занимавшее должность мирового судьи, вправе снова выдвинуть свою кандидатуру для назначения (избрания) на данную должность.

    2. При повторном и последующих назначениях (избраниях) на должность мирового судьи мировой судья назначается (избирается) на срок, устанавливаемый законом соответствующего субъекта Российской Федерации, но не менее чем на пять лет. В случае, если в течение указанного срока мировой судья достигнет предельного возраста пребывания в должности судьи, он назначается (избирается) на должность мирового судьи на срок до достижения им предельного возраста пребывания в должности мирового судьи — 70 лет.

    Статья 8. Прекращение, приостановление полномочий мирового судьи и замещение временно отсутствующего мирового судьи

    1. Полномочия мирового судьи прекращаются в случаях и порядке, которые установлены Законом Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации», с учетом требований настоящей статьи.

    1.1. Днем прекращения полномочий мирового судьи является:

    1) последний день месяца, в котором истекает срок полномочий мирового судьи;

    2) последний день месяца, в котором мировой судья достигает предельного возраста пребывания в должности мирового судьи;

    3) следующий день после дня вступления в силу решения квалификационной коллегии судей о досрочном прекращении полномочий мирового судьи.

    2. Полномочия мирового судьи могут быть приостановлены решением квалификационной коллегии судей субъекта Российской Федерации в случаях и порядке, которые установлены Законом Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации».

    3. При прекращении или приостановлении полномочий мирового судьи, а также в случае временного отсутствия мирового судьи (болезнь, отпуск и иные уважительные причины) исполнение его обязанностей возлагается на мирового судью другого судебного участка того же судебного района постановлением председателя соответствующего районного суда. Если в данном судебном районе создана одна должность мирового судьи, то при прекращении или приостановлении полномочий мирового судьи, а также в случае временного отсутствия мирового судьи (болезнь, отпуск и иные уважительные причины) исполнение его обязанностей постановлением председателя вышестоящего суда или его заместителя возлагается на мирового судью, осуществляющего свою деятельность в ближайшем судебном районе.

    Исполнение обязанностей мирового судьи может быть возложено на судью, находящегося в отставке, в порядке, предусмотренном статьей 7.1 Закона Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации», с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

    Мировой судья, находящийся в отставке, может быть привлечен к исполнению обязанностей мирового судьи независимо от того, на каком судебном участке какого судебного района соответствующего субъекта Российской Федерации он исполнял обязанности мирового судьи до почетного ухода или почетного удаления с должности, а судья федерального суда, находящийся в отставке, — независимо от того, в суде какого уровня на территории какого субъекта Российской Федерации он осуществлял правосудие в качестве судьи федерального суда.

    Статья 9. Аппарат мирового судьи

    1. Аппарат мирового судьи обеспечивает его работу. Структура и штатное расписание аппарата мирового судьи устанавливаются в порядке, предусмотренном законом субъекта Российской Федерации.

    2. Работники аппарата мирового судьи являются государственными служащими соответствующего субъекта Российской Федерации.

    3. Руководство деятельностью аппарата мирового судьи осуществляет мировой судья соответствующего судебного участка.

    4. Перемещение работника аппарата мирового судьи на иную должность, применение к нему мер поощрения и взыскания, а также утверждение графика отпусков работников аппарата мирового судьи осуществляется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации по согласованию с мировым судьей соответствующего судебного участка.

    Статья 10. Организационное обеспечение деятельности мировых судей

    1. Организационное обеспечение деятельности мировых судей осуществляется органами исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации. Под организационным обеспечением деятельности мировых судей понимаются мероприятия кадрового, финансового, материально-технического, информационного и иного характера, направленные на создание условий для полного и независимого осуществления правосудия.

    2. Обеспечение ежемесячного денежного вознаграждения, ежеквартального денежного поощрения мировых судей, других выплат, осуществляемых за счет средств фонда оплаты труда, социальных выплат, предусмотренных для судей федеральными законами, а также обеспечение нуждающихся в улучшении жилищных условий мировых судей жилыми помещениями является расходным обязательством Российской Федерации и осуществляется через органы Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации.

    3. Материально-техническое обеспечение деятельности мировых судей и оплата труда работников аппарата мировых судей в процессе исполнения бюджета субъекта Российской Федерации производятся в полном объеме по соответствующим статьям расходов бюджетной классификации в соответствии с законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации на текущий финансовый год и плановый период.

    4. Совет судей субъекта Российской Федерации взаимодействует с высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации при разработке проекта бюджета субъекта Российской Федерации в части расходов на материально-техническое обеспечение деятельности мировых судей и оплату труда работников аппарата мировых судей. При наличии разногласий высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации прилагает к проекту бюджета субъекта Российской Федерации предложения совета судей субъекта Российской Федерации вместе со своим заключением.

    5. Уменьшение размера бюджетных средств субъекта Российской Федерации, выделенных на материально-техническое обеспечение деятельности мировых судей и оплату труда работников аппарата мировых судей в текущем финансовом году или подлежащих выделению на очередной финансовый год, не более чем на 5 процентов может осуществляться только с согласия совета судей субъекта Российской Федерации.

    Уменьшение размера бюджетных средств субъекта Российской Федерации, выделенных на материально-техническое обеспечение деятельности мировых судей и оплату труда работников аппарата мировых судей в текущем финансовом году или подлежащих выделению на очередной финансовый год, более чем на 5 процентов может осуществляться только с согласия конференции судей субъекта Российской Федерации.

    6. Мероприятия по включению информационных ресурсов мировых судей в объединенные базы данных и банки данных, установление единых технических требований к функционированию информационных систем и использованию информационно-телекоммуникационных сетей, функционирующих на основе единых принципов и общих правил, осуществляются Судебным департаментом при Верховном Суде Российской Федерации и органами Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации.

    7. Возмещение издержек, покрываемых за счет федерального бюджета, по делам, рассматриваемым мировыми судьями, осуществляется через органы Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации.

    Статья 11. Символы государственной власти в зале судебных заседаний мировых судей

    1. В зале судебных заседаний мировых судей помещаются Государственный флаг Российской Федерации и изображение Государственного герба Российской Федерации, а также может устанавливаться флаг и помещаться изображение герба соответствующего субъекта Российской Федерации.

    2. При осуществлении правосудия мировой судья заседает в мантии и (или) имеет другой отличительный знак своей должности, предусмотренный законом соответствующего субъекта Российской Федерации.

    Статья 12. Заключительные положения

    1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

    2. Установить, что до назначения (избрания) на должность мировых судей дела, относящиеся к компетенции мировых судей, рассматриваются районными судами.