Договор о сетевом взаимодействии доу и школы

Организация сетевого взаимодействия в ДОУ

Сетевое взаимодействие в рамках ФГОС дошкольного образования

Тема сетевого взаимодействия неновая. Детские сады и раньше сотрудничали со школами и другими организациями на договорной основе или на основе личных контактов. Руководителям и педагогам дошкольных учреждений необходимо знать, какие изменения произошли в нормативно-правовой базе, какие документы необходимы для организации сетевого взаимодействия.

Чтобы помочь руководителям ДОУ разобраться в нормативно-правовой базе, видах и вариантах сетевого взаимодействия, «Академия профессионального развития» провела 26 октября вебинар «Сетевое взаимодействие образовательной организации в контексте реализации ФГОС ДО».

Вебинар провела Ольга Евгеньевна Веннецкая, кандидат педагогических наук, ведущий научный сотрудник Российской академии образования, Почётный работник СПО, участник разработки программ «Миры детства» (2015), Примерной образовательной программы подготовки ребёнка к школе (2008), руководитель инновационных площадок РАО.

Ольга Веннецкая считает, что сетевое взаимодействие поможет расширить образовательное пространство и реализовать стандарт дошкольного образования.

В 2006 году Ольга Евгеньевна защитила кандидатскую диссертацию «Педагогические условия организации формирования культуры двигательной деятельности у детей старшего дошкольного возраста». В диссертации исследуется проблема развития двигательной активности детей в детском саду при участии других социокультурных учреждений.

– Взаимодействие социокультурных учреждений в образовательном процессе учреждения даёт возможность создать условия для развития личности ребёнка старшего дошкольного возраста, – считает Ольга Веннецкая.

Исследование проходило с 1999 по 2005 годы. В эксперименте приняли участие 217 детей, 70 педагогов, 200 родителей, 40 медработников, 30 руководителей спортивных организаций и 100 студентов педагогического колледжа города Сарапула Удмуртской Республики.

​​​​​​​– Двигательная деятельность детей в модели образовательного процесса наполнена новым содержанием, поэтому стала разнообразной, интересной и, как результат, предпочитаемой детьми, – заключает Веннецкая.

На вебинаре Веннецкая поделилась знаниями и опытом с педагогами из Москвы, Нижнего Новгорода, Санкт-Петербурга, Челябинска и других городов России. Она объяснила участникам, почему так необходимо сегодня сетевое взаимодействие.

Нормативно-правовые акты

Сама образовательная политика РФ ориентирует на сетевое взаимодействие образовательных организаций с социокультурными и другими организациями.

По программе развития образования планируется к 2018 году создать современные условия предоставления дошкольного образования для всех детей с учётом ФГОС.

Не каждое дошкольное учреждение в состоянии реализовать задачи ФГОС из-за дефицита кадров, финансовых или материально-технических ресурсов.

Ольга Веннецкая отмечает, что в законе «Об образовании» 1992 года говорилось о том, что ДОУ самостоятельно организует образовательный процесс, в новом же законе говорится о совместной с другими учреждениями организации образовательного процесса. Современная образовательная ситуация также предполагает организацию сетевого взаимодействия.

Тенденции в российском образовании

Глобализация

Развитие высоких технологий и переход к информационному обществу коснулись и образования. Родители понимают, что один детский сад не даст того образования, которое требуется человеку XXI века – чем шире образовательный процесс, чем больше в нём задействовано образованных взрослых, тем эффективнее для ребёнка проходит социальная адаптация. В условиях глобализации возникает вопрос индивидуализации образования.

Индивидуализация

ФГОС дошкольного образования ставит задачу построения образовательного процесса с учётом индивидуальных способностей и потребностей ребёнка, который становится субъектом образования. Индивидуализация дошкольного образования требует создания необходимых условий для раскрытия потенциала ребёнка.

Конкуренция

Демографический прогноз Росстата до 2035 года показывает негативные тенденции в демографии. Уже в 2018 году ожидается снижение коэффициента рождаемости. Детей будет меньше, и родители буду выбирать тот детский сад, который заявит о себе, предложит лучшие условия для развития ребёнка и разнонаправленный образовательный процесс.

Интеграция

Принцип интеграции в образовании означает взаимосвязь всех компонентов процесса обучения, следовательно, физическое, познавательное, речевое, социально-коммуникативное и художественно-эстетическое направления развития не рассматриваются по отдельности.

Непрерывность

Преемственность предполагает непрерывность личностно-ориентированного подхода. Непрерывное образование означает постоянное совершенствование знаний, умений и навыков человека, для этого ему ещё в дошкольном возрасте необходимо развить самостоятельность, активность и формировать мотивацию к учению. Чтобы этого добиться, не следует ограничивать ребёнка в одном образовательном процессе.

Виды сетевого взаимодействия

Ольга Веннецкая выделяет два вида сетевого взаимодействия:

  1. «Вертикаль» предполагает взаимосвязь содержания образования и методов работы с разными возрастными группами, объединение организаций вокруг базовой школы или детского сада, то есть формируется центр на основе потенциала учреждения основного образования. Такое сотрудничество подкрепляется концепцией, общей программой, положением и договором о совместной деятельности.

Примеры: сотрудничество ДОУ с педагогическим колледжем, общеобразовательной школой и производственными предприятиями.

  1. «Горизонталь» – объединение образовательных организаций на основе интеллектуальных и методических ресурсов. Участники взаимодействия создают единое образовательное пространство с единым уставом, концепцией, программой и учредительным договором.

Примеры: партнёрство дошкольных организаций, объединённых по одной теме и использующих ресурсы друг друга, взаимодействие ДОУ с родителями, организациями дополнительного образования и социокультурными организациями.

5 вариантов сетевого взаимодействия

Ассоциация

Ольга Веннецкая предлагает рассматривать ассоциацию как объединение опыта:

– Обмениваясь опытом, мы поднимаем знания, мы знакомимся с новым опытом других педагогов, то есть ассоциация в принципе сама по себе является горизонтальным сетевым взаимодействием, которое позволяет обобщить то, что наработано уже и применить это в своей образовательной практике.

Ассоциация – это объединение на договорной основе нескольких образовательных организаций, которые ориентируются на развитие и сотрудничество.

Корпорация

Корпорация предполагает головное объединение. Например, объединение директоров дошкольных организаций, вокруг которых сосредотачиваются маленькие структурные отделения.

Пример : корпоративный детский сад.

Франчайзинговые сети

– Слово «франчайзинг» к нам также пришло из бизнеса и предполагает, что у какого-то предприятия есть конкретный проект, объясняет Веннецкая. Этот проект они уже запатентовали, и они его могут продавать другим предприятиям.

Эксперт рассказала, как это может быть реализовано в дошкольном образовании:

– У вас в дошкольной образовательной организации есть педагог, который, например, обучает детей плаванию или учит детей рисовать нетрадиционным способом. Вы можете делиться этой методикой с другими образовательными организациями, заключив при этом договор на франчайзинговую сеть, в которой все понимают, что головной участник этой сети находится в данной образовательной организации. Он может организовать курсы по подготовке к данной технологии, семинары для родителей и в то же время он может распространять свою конкретную технологию среди других образовательных организаций.

Специальные проекты

Проекты, как правило, кратковременные. Договор о сотрудничестве заключается на реализацию конкретного проекта. Например, если на территории детского сада нет спортивной площадки, то руководство ДОУ может использовать площадку другого детского сада или школы.

Консорциум

Консорциум предполагает объединение нескольких образовательных организаций, которые разрабатывают свою конкретную программу обучения.

На сегодняшний день в условиях глобализации образования детские сады объединяются со школами и разрабатывают образовательную программу, которая предполагает обучение как детей начальной, средней школы, так и детей дошкольного возраста.

– Я хочу обратить ваше внимание на разработку образовательной программы в рамках консорциума. Образовательная программа для объединённой группы в консорциуме одна, но она имеет модульные основы, отмечает Веннецкая. – Объясняю, почему одна: среда одна, кадры одни, следовательно, вам нужно разработать модуль дошкольной образовательной организации (в рамках чего и как вы реализуете стандарт), начальной школы и средней школы. И эта программа будет состоять из нескольких модулей, но она будет направлена на единство подходов, единство средств, единство условий.

Этапы создания образовательных программ сетевого взаимодействия

В договоре о сетевой форме реализации образовательной программы указывают:

  • вид, уровень и направленность образовательной программы;
  • статус обучающихся и правила приёма;
  • условия и порядок осуществления образовательной деятельности, распределение обязанностей между организациями, порядок реализации программы, характер и объём ресурсов каждой организации;
  • срок действия договора.

Сетевые образовательные программы разрабатываются в четыре этапа:

  1. Анализ. Изучение запросов родителей, достижений детей, кадрового потенциала, материально-технического и нормативно-правового обеспечения. На этом этапе выявляются существующие проблемы.
  2. Разработка. Проектирование программы, подготовка РППС и образовательного содержания.
  3. Реализация. Проведение занятий по программе, отслеживание результатов и корректировка планов.
  4. Итог. Анализ опыта сотрудничества.

Как оценить эффективность сетевого взаимодействия?

Вопросы участников

Вопрос: А какой вариант, если ДОУ и учреждение дополнительного образования?

Ответ: Если ДОУ и учреждение дополнительного образования, то это может быть вариант ассоциации, а может быть вариант консорциума – в зависимости от того, какой тип вы определите: горизонтальный или вертикальный.

Ассоциацией будет сотрудничество детского сада и организации дополнительного образования для дошкольников – горизонтальное сетевое взаимодействие. Если ДОУ сотрудничает с организацией дополнительного образования для детей всех возрастов, то это будет консорциум – вертикальное сетевое взаимодействие.

Вопрос: Ограничен ли спектр программ, которые могут быть реализованы по сети?

Ответ: Спектр программ в сетевом взаимодействии не может быть ограничен, однако, для реализации каждой программы должны быть созданы условия в соответствии с ФГОС, если таковых нет, значит, не может быть реализована образовательная программа.

Оптимизировать работу дошкольного учреждения вам поможет Международная конференция «Вопросы управления дошкольной образовательной организацией».

Методическая разработка по теме:
Договор о сотрудничестве между школой и ДОУ

общепринятая форма договора между ОУ и ДОУ

Предварительный просмотр:

Договор о сотрудничестве между начальной школой и дошкольным образовательным учреждением

Договор о сотрудничестве
между начальной школой и дошкольным образовательным учреждением

Государственное образовательное учреждение _________________________ (далее – школа) в лице директора ____________________________________ и дошкольное образовательное учреждение
(Ф.И.О.)

(далее – ДОУ) __________________________ в лице заведующей __________________ заключили
(Ф.И.О.)

1. Предмет договора

Осуществление взаимодействия учреждений образования: школы и ДОУ с целью обеспечения преемственности учебно-воспитательного процесса, социокультурной адаптации дошкольника к условиям новой ведущей деятельности – школьного обучения, или учебной деятельности.

2. Цель договора

Совместная разработка и реализация моделей взаимодействия образовательных учреждений, обеспечивающих преемственность:

  1. в программах, передовых педагогических технологиях;
  2. формах и методах работы педагогов с детьми;
  3. осуществлении педагогического сотрудничества с родителями.

3. Обязанности сторон

3.1. ДОУ обязуется:

3.1.1. Обеспечить психологическую готовность детей к школьному обучению.

3.1.2. Вести диагностическое наблюдение за уровнем психофизического развития детей. Результаты диагностических срезов отражать в рабочих дневниках, протоколах. Обобщать и представлять в виде итоговых таблиц на совместных со школой конференциях и педагогических советах.

3.1.3. Участвовать в совместных со школой теоретических и практических семинарах с целью повышения профессионального уровня педагогов и обеспечения таким образом оптимального уровня качества содержания образования.

3.1.4. Ознакомить воспитателей и специалистов выпускных групп с вариантами коррекции практических умений и навыков будущих первоклассников.

3.1.5. Оказывать родителям консультационно-диагностическую помощь в решении вопросов социальной адаптации детей к условиям школьной жизни.

3.1.6. Ознакомить родителей с программой подготовительной группы и первого класса школы, проводить открытые занятия и другие методические мероприятия.

3.1.7. Регулярно проводить открытые просмотры разных видов деятельности в выпускных группах для учителей начальных классов с последующим совместным анализом и обсуждением.

3.1.8. В соответствии с совместным планом работы и основным направлением деятельности образовательных учреждений проводить спортивные и театрализованные праздники.

3.2. Школа обязуется:

3.2.1. Изучить систему работы ДОУ, ознакомиться с индивидуальными картами развития выпускников.

Читайте так же:  Подача заявление в загс на 2018 год

3.2.2. Комплектовать первые классы на дифференцированной основе и обеспечить преемственность в работе на уровне начального звена школы.

3.2.3. Проводить в течение года (совместно со специалистами ДОУ и родителями выпускников) консультационно-методическую работу, направленную на обеспечение успешной адаптации детей к условиям школы, используя взаимопосещение, совместные семинары и т. д.

3.2.4. В процессе школьного обучения продолжать работу по обеспечению физического, психического и эмоционального благополучия детей, развитию их творческих способностей в разных видах деятельности.

3.2.5. Совместно обсуждать итоги успеваемости выпускников (по полугодиям), причины
неуспеваемости, проблемы дезадаптации.

3.2.6. Проводить открытые уроки учителей начальных классов для воспитателей, специалистов ДОУ с целью демонстрации лучших образцов педагогических технологий и обмена опытом.

3.2.7. Проводить ознакомительные встречи педагогов начальных классов с будущими первоклассниками и их родителями.

3.2.8. Участвовать в родительских собраниях, проводимых в ДОУ по вопросам подготовки детей к школе.

3.2.9. Оказывать ДОУ практическую помощь силами старшеклассников, проводить в каникулярное время совместные мероприятия с целью разновозрастного общения и личностного развития детей.

4. Срок действия договора

4.1. Срок действия договора истекает по окончании учебного года и должен быть перезаключен после корректировки годовых планов с согласия обеих сторон.

4.2. Срок действия договора:

  1. начало: 1 сентября 2010 г.;
  2. окончание: 1 июня 2011 г.

Договор о сотрудничестве между ДОУ и школой

Татьяна Шварц
Договор о сотрудничестве между ДОУ и школой

Наш детский сад осуществляет тесное взаимодействие с близлежащей школой. Предлагаю познакомиться с договором о сотрудничестве

МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №.» в лице заведующего., действующего на основании Устава МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №.», с одной стороны, и МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № в лице директора., действующего на основании Устава МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №, с другой стороны, заключили настоящий договор о педагогическом и методическом сотрудничестве.

1. ПРЕДМЕТ ДОГОВОРА

1.1. Предметом договора является сотрудничество по обеспечению преемственности в воспитании, обучении и развитии детей, заключающееся в:

а)становлении психологической службы для детей дошкольного и младшего школьного возраста и их родителей (законных представителей);

б)выборе единых концептуальных подходов к определению целей, задач и содержания образования;

в)общем характере и стиле организации образовательной среды, стимулирующей познавательную активность детей;

г)принятии обеими сторонами идей гуманистической педагогики.

1.2. Стороны действуют на основании Закона «Об образовании в Российской Федерации», Концепции содержания непрерывного образования, Конвенции о правах ребенка, приказов, положений, инструкций Министерства образования и науки Российской Федерации, Федеральных государственных образовательных стандартов начального общего и дошкольного образования.

2. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ СТОРОН.

2.1. Стороны берут на себя обязанности по организации учебно-воспитательного процесса в соответствии с целями и задачами непрерывного образования детей дошкольного и младшего школьного возраста, а именно:

-воспитание нравственного человека;

-охрана и укрепление физического и психологического здоровья детей;

-сохранение и поддержка индивидуальности ребенка;

-физическое, психологическое и социальное развитие детей.

2.2. Взаимодействие сторон осуществляется на трех уровнях:

-психологическая служба учреждений;

-практическое взаимодействие педагогов МБДОУ и МБОУ.

2.3. Стороны обязуются на всех уровнях обеспечивать образовательную деятельность в соответствии с требованиями ФГОС начального общего и дошкольного образования.

МБДОУ «ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №.»

3.1. Организацию психолого-педагогической работы с воспитанниками направить на:

-приобщение детей к ценностям здорового образа жизни;

-обеспечение эмоционального благополучия каждого ребенка, развитие его положительного самоощущения;

-развитие инициативности, любознательности, произвольности, способности к творческому самовыражению;

-развитие первичных представлений о социальных нормах и культурных традициях общения, объектах окружающего мира;

-стимулирование коммуникативной, познавательной, игровой, трудовой и другой активности детей в различных видах деятельности;

-развитие компетентности в сфере отношений к миру, людям, к себе; включение детей в различные виды сотрудничества со взрослыми, сверстниками, детьми других возрастов;

-развитие эмоционально-волевой сферы дошкольников.

3.2. Своевременно информировать педагогический коллектив школы:

-об изменениях, происходящих в структуре МБДОУ;

-программно-методическом обеспечении педагогического процесса МБДОУ;

— о предполагаемом контингенте детей, поступающем в МБОУ.

3.3. Систематически изучать программы и методики школы по предметам. 3.4. Строить образовательный процесс в МБДОУ с учетом педагогических технологий, используемых в МБОУ.

3.5. Обеспечить взаимодействие МБДОУ с учителями начальных классов МБОУ:

-готовить информацию для совместных методических и педагогических советов;

-участвовать в семинарах, проводимых школой;

-проводить открытые мероприятия для учителей начальных классов;

-предоставлять методическую литературу по дошкольному образованию для использования в школе.

МБОУ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №

4.1. Направить психолого-педагогическое сопровождение детей на:

-осознанное принятие здорового образа жизни и регуляцию своего поведения в соответствии с ним;

-готовность к активному взаимодействию с окружающим миром (эмоциональную, интеллектуальную, коммуникативную, деловую и др.);

-желание и умение учиться, готовность к образованию и самообразованию;

-формирование инициативности, самостоятельности, навыков сотрудничества в разных видах деятельности.

4.2. Индивидуализировать процесс обучения (особенно в случаях отставания или опережающего развития ребенка).

4.3. Регулярно анализировать динамику образовательного процесса, корректировать планы работы с учетом рекомендаций педагогов-психологов, учителей-логопедов и других специалистов.

4.4. При организации образовательного процесса использовать педагогические технологии, которые способствуют физическому и психическому развитию, укреплению и оптимизации здоровья детей.

4.5. Строить образовательный процесс в МБОУ с опорой на реальные достижения детей в дошкольном возрасте и с учетом образовательных технологий МБДОУ.

4.6. Своевременно информировать МБДОУ об изменениях, происходящих в структуре МБОУ, кадровом, методическом обеспечении и др.

4.7. Принимать участие в проведении мероприятий в соответствии с планом совместной работы.

5.1. МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №.» имеет право:

-запрашивать и получать информацию о каждом ребенке-выпускнике МБДОУ, касающуюся его личностного, интеллектуального, физического развития, социальной адаптации и уровня школьной успешности;

-присутствовать на уроках в школе в период адаптации учащихся первых классов;

-вносить (при необходимости) предложения по поводу оптимизации учебного процесса на уроке;

-совещательного голоса при выборе программ, систем обучения для работы с выпускниками МБДОУ.

5.2. МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № имеет право:

-выбирать образовательные программы с учетом реальных возможностей детей и перспектив развития МБОУ;

-присутствовать на занятиях с детьми старшего дошкольного возраста, мероприятиях, проводимых в МБДОУ, определенных планом совместной работы;

-вносить (при необходимости) рекомендации и предложения по организации разных видов детской деятельности в МБДОУ;

-совещательного голоса при корректировке дошкольного образования по следующим образовательным областям: познавательное, речевое, физическое, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое развитие.

6. РЕАЛИЗАЦИЯ ДОГОВОРА

6.1. Назначать по одному лицу с каждой стороны, ответственному за реализацию настоящего договора.

7. СРОК ДЕЙСТВИЯ ДОГОВОРА

7.1. Настоящий договор вступает в силу с момента его подписания сторонами и действует в течение учебного года.

7.2. Договор считается пролонгированным на следующий срок, если ни одна из сторон не заявит о расторжении или изменении условий договора в письменном виде не позднее, чем за месяц до истечения срока действия договора.

7.3. Договор, кроме того, может быть расторгнут в следующих случаях:

-по инициативе одной из сторон в случае невыполнения другой стороной условий настоящего договора;

-досрочно по взаимному согласию сторон;

-в иных, предусмотренных законодательством Российской Федерации, случаях.

8. РАЗРЕШЕНИЕ СПОРОВ

8.1. При возникновенни споров стороны принимают меры к их урегулированию в соответствии с законодательством Российской Федерации

9. РЕКВИЗИТЫ СТОРОН

Указываются реквизиты сторон, договор подписывается заведующим МБДОУ и директором МБОУ

Новогодние поделки Ю. Настя 4,6 лет; «Домик Деда Мороза» МБДОУ №15 «Дюймовочка» комбинированного вида г. Старый Оскол Белгородской обл. Ш. Лиза 4,6 лет «Сладкая.

Образец информации о показателях деятельности педагогических работников для определения размера стимулирующих выплат Заведующему МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию.

Система работы по осуществлению преемственности между дошкольным и школьным звеном общего образования в рамках сетевого взаимодействия

Поступление ребенка в школу – переломный момент в жизни дошкольника. О значимости и сложности периода, связанного с переходом в школу, в отечественной психолого-педагогической литературе говорили Л.И. Божович, Л.А. Венгер, В.В. Холмовский, И.В. Дубровина. Исследователи утверждают взаимосвязь между целенаправленной работой по осуществлению преемственности и уровнем готовности детей к школе. Проблема преемственности в обучении и воспитании многозначна. Как философская категория преемственность рассмотрена в трудах Г. Гегеля, Э.А. Баллера, В.Т. Мещерякова и др. Преемственность как дидактическая категория явилась объектом исследования различных ученых (Ю.К. Бабанский, Ш.И. Ганелин, Б.С. Гершунский, С.М. Годник, В.В. Давыдов, М.А. Данилов, Л.В. Занков, В.К. Кудрявцев, Э.М. Кузьмина, В.Н. Максимова, В.Э. Татарин, Д.П. Эльконин и др.)

Преемственность как философская категория используется для обозначения происходящего при любом развитии процесса, состоящего в перенесении видоизмененных в соответствии с новыми условиями определенных черт, сторон, предшествующей стадии развивающего объекта в его новую стадию и образование его устаревших черт, сторон, несоответствующих уже новой обстановке.

Следовательно, преемственность означает связь между различными этапами или ступенями, как бытия, так и позиции. Сущность этой связи состоит в сохранении тех или иных элементов или отдельных сторон его организации при изменении целого как системы, то есть при переходе его из одного состояния в другое.

В педагогической науке значительное место занимают исследования преемственных связей между различными звеньями образовательной цепи: связь школы и детского сада, отдельных ступеней школы, вуза и средней специальной школы и др.

В “Концепции содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено)” выделены приоритеты в содержании образования на каждом из этих этапов возрастного развития с учетом современной социальной ситуации; определены психологические и педагогические условия реализации непрерывности образования; обозначен вклад каждой образовательной области в развитие дошкольника и младшего школьника; даны возрастные характеристики ребенка к началу и концу его обучения в школе.

В настоящее время довольно часто нарушаются взаимосвязи между дошкольным учреждением и школой. И это не потому что нет работы между начальной школой и ДОУ, а потому, что нарушилась преемственность учебных программ, учебников, появилось много программ по учебным, образовательным дисциплинам и развивающим нетрадиционным авторским курсам. В основном это явление расценивается как положительное, но оно порождает много проблем. Вот почему появляется необходимость рассмотрения вопроса о методической преемственности, преемственности развивающей среды, стиля взаимодействия детей и взрослых.

Отталкиваясь от современной трактовки понятия “преемственность”, которое сегодня характеризуется более широко — как “непрерывный процесс воспитания и обучения ребенка, имеющий общие и специфические цели для каждого возрастного периода”, можно выделить ведущие дидактические принципы и организационно – педагогические условия построения преемственной развивающей образовательной системы, в которой обозначены важнейшие аспекты проблемы преемственности: целевой, содержательный, технологический, психологический, управленческий и структурно – организационный [1]. Одним из путей организации эффективного взаимодействия по обеспечению преемственности является сетевое взаимодействие дошкольного учреждения и школы. Сетевая модель позволяет создать единое образовательное пространство, в котором каждое учреждение, являясь уникальным по своим целям, содержанию, методам и формам деятельности, дополняет другое, вносит свой вклад в развитие личности ребенка.

Понятия: сеть, партнерство, сетевое взаимодействие, сетевые эффекты получили сегодня широкое распространение в педагогической практике.

Анализируя понятие “сеть”, “сетевое”, нельзя не обратиться к работам социолога М.М. Чучкевича, давшего определение сетевой организации и описавшего ее основные характеристики. М.М. Чучкевич считает, что сетевая организация — это объединение независимых индивидов, социальных групп и/или организаций, действующих скоординировано на продолжительной основе по достижению согласованных целей и имеющих общий корпоративный имидж и корпоративную инфраструктуру [2]. Нельзя не согласиться с основными характеристиками сетевой организации, выделенными М.М.Чучкевичем:

Читайте так же:  Субсидия на оплату коммунальных услуг иркутск

Объединяющая цель — в сетевых организациях представляет собой достаточно сложный феномен, несущий в себе смысл основной идеи сети — конкурентного сотрудничества. Оно строится на индивидуальном прогрессе каждого члена сети, недостижимом за ее пределами. Относительно независимая организация вступает в сетевую организацию, переходя из поля конкуренции в поле конкурентного сотрудничества с другими независимыми членами только потому, что видит конкретную прагматическую пользу для себя в рамках сети, недостижимую вне ее поля деятельности.

Множественность уровней взаимодействия — совместная работа в рамках сети осуществляется не по административным каналам, а напрямую между теми организациями и людьми, которые и должны вместе решать необходимые вопросы. Взаимодействие возникает непосредственно по линиям актуальной потребности в сотрудничестве. В этой связи и появляется множественность уровней общения, поскольку каждый член сети может осуществлять контакты как с членами своей ячейки (уровня) сети, так и с представителями других уровней.

Добровольность связей — принимает разные формы в зависимости от типа сетевой организации и степени независимости ее членов. Подразумевается, что сотрудники организации, опираясь на ограниченное, но реально присутствующее право выбора партнеров по проектной команде и принятие ответственности за свою ресурсную позицию, достаточно самостоятельно определяют структуру своего взаимодействия в рамках организации по конкретным проектам.

Независимость членов сети — представители организации имеют определенную степень свободы, достаточную для возможности расставлять приоритеты по характеру и направленности собственной деятельности, и нести ответственность за конечный результат.

Множественность лидеров — понятие лидерства в сети не совпадает с привычными представлениями о нем в организациях, построенных по принципу административной иерархии. Лидер в сетевом сообществе — это любой человек или организация, являющаяся носителем финансового, производственного, коммуникативного, экспертного или любого иного ресурса. Необходимым условием основной позиции в сети является готовность ее участника к использованию своего ресурса для достижения общих целей, естественно, параллельно с реализацией собственных задач. В организациях, построенных по сетевым принципам, профиль системы лидерства практически постоянно находится в процессе изменения. Для определенного статуса в сети нужно иметь необходимый для работы ресурс (включая знания, навыки работы и т.п.). Именно этот факт обеспечивает множественность уровней ведущих ролей.

В практической педагогике начало использования термина “сетевой” относится к последней четверти 20 века, когда метод сетевого планирования был заимствован из экономической науки и перенесен в педагогическую практику Ю.А. Конаржевским. А.И. Адамский применительно к сфере образования выделил следующие характеристики сетевого взаимодействия. В центре сетевого взаимодействия, по его мнению, находится не информация сама по себе, а “персона” (актор) и “событие” (артефакт).

Персонами могут выступать авторские коллективы, носители инновационных педагогических технологий. Второй компонент — “событие” — предполагает ориентацию на решение некоторой задачи, для чего оно и инициируется лицами, заявляющими, таким образом, об актуальной потребности в решении этой задачи. Сетевое взаимодействие ОУ, по его мнению, несет в себе коренное отличие от иерархического, функционирующего в современной системе образования, так как нормы деятельности не задаются сверху, а естественным образом выращиваются внутри сети ОУ [3].

В настоящее время всё большее развитие получает сетевое взаимодействие, осуществляемое между различными учебными структурами: “сад-школа”, “школа-школа”, “школа-ВУЗ” и другие. Такое взаимодействие позволит каждому участнику образовательного процесса лучше ориентироваться в тех важных изменениях, которые касаются учебных программ, дополнительных образовательных услуг, предпрофильного и профильного обучения, взаимодействия с различными ВУЗами страны.

Цель сетевого взаимодействия “ДОУ – школа”: обеспечение преемственности учебно-воспитательного процесса, социокультурной адаптации дошкольника к условиям новой ведущей деятельности – школьного обучения. Преемственность рассматривается как непрерывный двусторонний процесс, где школа – преемник, опирающийся на достижения ребёнка и инициатор координатор взаимодействия.

Задача: совместная разработка и реализация модели взаимодействия образовательных учреждений, обеспечивающих преемственность в применении образовательных программ и технологий, форм и методов работы педагогов с детьми, в осуществлении сотрудничества с родителями.

В целом схема организации сетевого взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и школы может быть следующей:
1. Сбор и анализ информации о возможностях образовательных учреждений по обеспечению преемственности.
2. Заключение договора о сотрудничестве между участниками сетевого взаимодействия создание органа, управляющего взаимодействием между участниками сети (например, координационного совета).

3. Составление проекта совместной деятельности по обеспечению преемственности.

4. Осуществление образовательного процесса с использованием привлеченных ресурсов сетевого взаимодействия.

Задачи, решаемые в рамках взаимодействия между ОУ и ДОУ:

  • обеспечение полноценного взаимодействия игровой и учебно-познавательной деятельности в педагогическом процессе
  • формирование у старших дошкольников основы умения учиться
  • создание условий для возникновения у детей интереса к обучению в школе
  • создание условий для успешной адаптации дошкольников к условиям школьного обучения
  • способствование физическому и психическому развитию детей, поддержания их здоровья
  • обеспечение сотрудничества педагогов и родителей.

Сетевая модель взаимодействия “дошкольное образовательное учреждение – школа” позволяет охватить все основные аспекты преемственности дошкольного и начального звена:

Целевая преемственность обеспечивается согласованием целей воспитания, обучения и развития на уровне детского сада и начальной школы, т.е. подчиненность всего воспитательно-образовательного процесса общей идее становления личности ребенка, развитию его общеинтеллектуальных умений, креативности, инициативности, любознательности, самосознания и самооценки.

Содержательная преемственность обеспечивается созданием сопряженных учебных планов и программ, их согласованием по отдельным ведущим образовательным областям с учетом ведущей деятельности и возросшей компетентности воспитанников.

С целью выравнивания стартовых возможностей детей 6,5 и 7 лет на этапе их перехода к обучению применяется Программа коррекционно – развивающей работы с детьми 5-5,5 лет, которая представляет собой систему игровых занятий, направленных на психологическую подготовку воспитанников старших групп детского сада к поступлению в школу на основе индивидуального подхода в соответствии с “зоной ближайшего развития”.

Технологическая преемственность обеспечивается отбором общих средств обучения, выработкой общих подходов к организации воспитательно-образовательного процесса в подготовительных и старших группах детского сада и начальных классах, при которой обучение дошкольников осуществляется на основе специфических для этого возраста видов детской деятельности. Вырабатываются и соблюдаются единые для детского сада и начальной школы принципы организации предметно — развивающей среды игровых комнат, учебных классов и кабинетов.

Психологическая преемственность обеспечивается совершенствованием форм и методов воспитательно-образовательной работы в детском саду и в школе с учетом общих возрастных особенностей, характерных для детей младшего школьного возраста в целом. При этом и в детском саду и в школе обеспечивается адекватное этому возрасту сочетание интеллектуальных, двигательных и эмоциональных нагрузок с опорой эмоционально-положительное общение. Администрацией и педагогами – психологами детского сада и школы согласовываются нормы и критерии оценки способностей детей на смежных этапах обучения.

Управленческая и структурно-организационная преемственность обеспечивается реализацией общих подходов к управлению и организацией работы по осуществлению преемственных связей, которые вырабатываются участниками процесса в ходе проведения совместных мероприятий: мини-педсоветов, Круглых столов, семинаров-практикумов, совместных заседаний психолого-медико-педагогических консилиумов, методических совещаний специалистов, совместных мероприятий, работы субботней школы, организации шефской помощи школа – дошкольное общеобразовательное учреждение.

Таким образом, идея сетевого взаимодействия дошкольных образовательных учреждений и школ находит место в реальном пространстве, выступая системосвязующим фактором обеспечения преемственности в обучении и воспитании.

На основе вышеизложенного можно сделать вывод, что: сетевое взаимодействие открывает широкие возможности для обеспечения процесса преемственности между дошкольным и начальным школьным звеном общего образования.

МОДЕЛЬ СЕТЕВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В РАЗНОУРОВНЕВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СИСТЕМАХ (НА ПРИМЕРЕ МБДОУ г. ИРКУТСКА ДЕТСКОГО САДА № 129)

заведующий МБДОУ г. Иркутска детской сад № 129,

MODEL NETWORKING IN MULTI-LEVEL EDUCATIONAL SYSTEM (FOR EXAMPLE MBDOU IRKUTSK KINDERGARTEN NUMBER 129)

Elena Bulavkina

head MBDOU Irkutsk kindergarten number 129,

АННОТАЦИЯ

В статье актуализируется проблема эффективной сетевой организации взаимодействия в соответствии федеральными образовательными стандартами дошкольного образования, ориентированного на достижение нового качества образовательных результатов в разноуровневых образовательных системах.

ABSTRACT

The article actualizes the problem of an effective network of interaction according to federal educational standards of preschool education, designed to contribute to a new quality of educational outcomes at different levels of educational systems.

Ключевые слова: модель сетевого взаимодействия в образовательных системах; новое качество образовательных результатов; сетевая организация взаимодействия разноуровневых образовательных систем.

Keywords: model of networking in education systems, network organization of interaction of different levels of educational systems; a new quality of educational outcomes.

Современные тенденции развития системы образования в России связаны с обновлением его содержания, принципов, методов организации в соответствии с запросами общества. Одной из функций образовательных организаций является обеспечение базы для осуществления образовательного процесса. Организация сетевого взаимодействия является одним из возможных путей решения проблемы оптимизации образовательного процесса в разноуровневых образовательных системах.

В настоящее время в нашей стране сетевое взаимодействие в сфере образования понимается как горизонтальное взаимодействие между образовательными организациями по распространению функционала и ресурсов. Сетевое взаимодействие сегодня становится современной высокоэффективной инновационной технологией, которая позволяет образовательным организациям не только выживать, но и динамично развиваться.

Обратимся к теории организации сетевого взаимодействия образовательных организаций. Ч. Сноу и Р. Майлз являются основоположниками подхода организационных форм анализа сетевых организаций. Их концепция рассматривает сетевую структуру как стратегически тактическое организационное решение, а сетевая организация – является новым этапом в развитии организационных структур [7].

Проблемы сетевой организации в своих работах исследовали М.М. Чучкевич, А.И. Адамский, Ю.А. Конаржевский, Е.В. Василевская, С.В. Тарасов, Н.С. Бугрова, Е.В. Четошкина, О.А. Брылева, Е.В. Рачкова и др. В педагогической науке начало использования понятия «сеть» относится к 70–80-м годам XX века. Тогда метод сетевого планирования был заимствован из экономической науки и перенесен в педагогическую практику. По мнению Ю.А. Конаржевского, метод сетевого планирования позволяет: повысить эффективность управленческой деятельности руководителя образовательного учреждения, дает возможность сосредоточить свое внимание в каждый данный момент времени на наиболее ответственных участках образовательного процесса [5].

В педагогической практике идея сетевого взаимодействия образовательных учреждений возникла в конце 1990-х годов XX века. А.И. Адамский определяет образовательную сеть как совокупность субъектов образовательной деятельности, предоставляющих друг другу собственные образовательные ресурсы с целью повышения результативности и качества образования [1].

Как отмечает Т.А. Жданко, сетевое взаимодействие «наиболее оптимальный способ взаимодействия между образовательными системами (учреждениями), позволяющий действовать совместно, сохраняя свои интересы и автономность» [3, с. 231].

По мнению Е.В. Рачковой организация сетевого взаимодействия позволяет решить задачи, поставленные перед ДОО, и существенно увеличить ресурсное обеспечение (интеллектуальное, финансовое, социальное, информационное) [8].

В.Л. Глазычев определил, что для обеспечения нового качества образовательных результатов является модель сетевой организации взаимодействия разноуровневых образовательных систем [4]. Т.В. Живокоренцева в своих исследованиях, следуя за В.Л. Глазычевым, под сетевой организацией взаимодействия разноуровневых образовательных систем рассматривала создание инфраструктуры, в рамках которой возможно взаимодействие образовательных организаций разного уровня и типа по созданию проблемного поля согласованного «выращивания» инновационной образовательной практики, ориентированной на достижение нового качества образовательных результатов на уровне каждого из участников сетевого взаимодействия [4]. В рамках такой инновационной образовательной практики инфраструктура сохраняет самостоятельность, интересы и амбиции каждой организации – участника сетевого взаимодействия – и создает качественно иную образовательную действительность на основе организации проектно-ориентированного взаимодействия ее субъектов [4].

Таким образом, сетевая организация взаимодействия разноуровневых образовательных систем рассматривается ни как взаимодействие в сети Интернет, а как взаимодействие, обеспечивающее развитие образовательной системы внутри сети за счет предоставляемых ресурсов (интеллектуальных, кадровых, материально-технических, информационных и др.), отсутствующих и не доступных вне сети, как механизм достижения нового качества образовательных результатов, согласованности интересов и потребностей субъектов образовательной деятельности и общества в целом [2, с. 237].

Читайте так же:  Пояснительная записка 8 кузовлев

Сетевое взаимодействие разноуровневых образовательных систем может осуществляться в рамках пространственной организации, в образовательном и воспитательном пространствах образовательной организации. Ссылаясь на определение воспитательного пространства, данное Д.В. Григорьевым, И.В. Кулешовой, П.В. Степановым, можно заключить в рамках сетевого подхода, что проектирование воспитательного пространства – это превращение воспитательных возможностей образовательных и необразовательных учреждений, организаций, сообществ, органов управления в сеть значимых педагогических, регулируемых и организуемых событий, действий, акций [6, с. 237].

Согласно идеям интеграции, образовательные организации могут создавать взаимодействие, которое обладает большей насыщенностью, чем каждая отдельно взятая организация. В практике развития образования сложились и успешно реализуются разные модели взаимодействия.

Учитывая сложившуюся ситуацию в современном образовательном пространстве, педагогический коллектив МБДОУ г. Иркутска детский сад № 129 разработал модель сетевого взаимодействия на паритетной кооперации образовательных и иных организаций с целью привлечения дополнительных образовательных ресурсов. Модель сетевого взаимодействия не имеет юридического лица, реализация модели сетевого взаимодействия строится на основе договора о совместной деятельности между организациями с определением конкретных направлений в работе.

Структура модели сетевого взаимодействия предполагает наличие трех уровней:

  1. Уровень стратегического планирования;
  2. Координационный уровень;
  3. Уровень участников сети.

Уровнем стратегического планирования определяются основные стратегические цели ДОО, а также политика и стратегия получения ресурсов для достижений целей.

Процесс стратегического планирования включает в себя: распределения ресурсов, выработку механизмов адаптации к внешней среде, внутреннюю координацию действий.

В условиях, когда центром сетевого взаимодействия выступает коллектив педагогов дошкольной организации, организационно-управлен­ческая схема сетевого взаимодействия выстраивается относительно дошкольной образовательной организации, интегрированной в сеть. На уровне стратегического планирования реализацией модели сетевого взаимодействия занимается проектно-целевая рабочая группа, включающая заведующего дошкольной организации, старшего воспитателя, учителей-логопедов, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре, педагога-психолога.

Координационный уровень включает в себя создание координационного совета на базе дошкольной образовательной организации, в которую входят участники сети: кафедра педагогики и лингводидактики ФГБОУ ВО «МГЛУ» ЕАЛИ, Педагогический институт Иркутского государственного университета, МБОУ г. Иркутска СОШ № 26, Попечительский совет Благотворительный фонд «Мир роботов», Областное государственное автономное учреждение здравоохранения «Иркутская государственная детская поликлиника № 1», Областное государственное автономное учреждение здравоохранения «Иркутская государственная детская поликлиника № 2», Иркутский спортивный комплекс «Вымпел», спортивный комплекс «Труд», Отделение пропаганды БДД ОГИБДД МУ МВД России «Иркутское», Отдел надзорной деятельности г. Иркутска по Октябрьскому округу, Администрация г. Иркутска по Октябрьскому округу и др. Целью деятельности координационного совета является координация деятельности сетевой организации взаимодействия по созданию нормативно-правовых, организационных, кадровых, научно-методических, информационных условий.

Так, например, педагогический коллектив МБДОУ г. Иркутска детский сад № 129 совместно с преподавателями кафедры педагогики и лингводидактики ФГБОУ ВО «МГЛУ» ЕАЛИ решает задачи научного сопровождения деятельности ДОО, преподаватели кафедры помогают в разработке образовательных технологий, осуществляют обучение сотрудников. Важно отметить, что на этом уровне участники решают задачи позиционирования сети, привлечение дополнительных ресурсов и поиска возможностей для дошкольной образовательной организации.

Уровень участника сети включает в себя организации, которые заинтересованы в сетевом взаимодействии. Вступление в сеть означает не только получение доступа ко всем ее возможностям и ресурсам, но и внесение в нее собственного вклада. Вклад выражается в активном участии в деятельности сети, особой организации информационных потоков внутри организации и вне ее, в переходе к социальному позиционированию организации в сфере дошкольного образования, в том числе, через анализ своих сильных и слабых сторон и определение перспективного плана развития.

Реализация модели сетевого взаимодействия осуществляется за счет следующих механизмов: сетевой проект, сетевой конкурс, сетевое обучение и сетевой договор.

Сетевой проект чаще всего возникает по инициативе координационного центра. На этапе формулировки и запуска проекта ведущая роль отводится координационному центру, и это принципиальный момент, ведь если обнаруженная проблема не решается на уровне организации, необходимо привлечь ресурс более высокого уровня (научный, организационный и т. п.). Сетевой проект реализуется на базе организаций – участников сети, для которых решение обозначенной в проекте проблемы представляется важным. В рамках сети может одновременно действовать несколько сетевых проектов, однако в связи с их разнообразием (управленческие, образовательные, социальные и т. п.) за реализацию проектов в конкретном организации отвечают разные группы специалистов (психологи, педагоги, медики, тренеры и др.). Это позволяет снижать общую нагрузку и дифференцировать участников проектов в соответствии с их специализацией.

Сетевой конкурс представляет собой механизм, обратный сетевому проекту, так как в данном случае инициатива исходит от конкретного участника сети (организации или сотрудника организации). В целом сетевой конкурс сродни повышению квалификации, однако в условиях сети основные темы задаются потребностями сети и динамически изменяются в зависимости от реализуемых в данный момент проектов.

Сетевой договор нацелен на взаимодействие с внешними по отношению к сети организациями и предполагает установление наиболее комфортных условий для участников сети. Договор определят права и обязанности, а также ответственность участников взаимодействия.

Таким образом, использование механизмов сетевого взаимодействия позволяет дошкольной образовательной организации выступать в новом качестве – ответственного и активного партнера содержательного взаимодействия с различными организациями и коллегами организаций.

Модель сетевого взаимодействия предполагает использование ресурсов нескольких образовательных организация и иных учреждений, обеспечивающих возможность участникам образовательного процесса активно принимать участие в деятельности различного уровня и направленности.

Деятельность организаций в пространстве сетевой организации взаимодействия строится с учетом социального заказа, запросов воспитанников и их родителей (законных представителей), а также с учетом требований ФГОС ДО.

Цель сетевой организации – обеспечение нового качества образовательных результатов ДОО путем эффективной сетевой организации взаимодействия в соответствии ФГОС ДО.

Задачи сетевой организации:

  1. Создание нормативной базы, регламентирующей деятельность сетевой организации взаимодействия в ДОО;
  2. Определение основных направлений деятельности сетевой организации взаимодействия;
  3. Поиск и осуществление форм эффективного взаимодействия ДОО для организации образовательной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС ДО.

В рамках сетевой организации взаимодействия нами определены направления в работе с организациями, опишем их.

МБДОУ г. Иркутска детский сад № 129 является «пилотной» экспериментальной площадкой Евразийского лингвистического института в г. Иркутске – филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Московский государственный лингвистический университет». Сотрудничество с кафедрой педагогики и лингводидактики является механизмом повышения профессионального уровня педагогического коллектива через обобщение и представление опыта работы на чтениях, семинарах, научно-практических конференциях окружного, муниципального и регионального уровней.

В целях адаптации детей при поступлении в школу, а также решения задач основных направлений развития ребенка, нами организована преемственность с МБОУ г. Иркутска СОШ № 26. Совместно с педагогами начальной школы разработаны преемственные формы взаимодействия дошкольной организации, родителей и школы.

В работе с детьми: экскурсии в школу, посещение школьного музея, посещение библиотеки, знакомство и взаимодействие дошкольников с учителями и учениками начальной школы, участие в совместной образовательной деятельности, игровых программах, участие в выставках рисунков и поделок, встречи и беседы с бывшими воспитанниками детского сада (ученики начальной и средней школы), совместные праздники (День знаний, посвящение в первоклассники, выпускной в детском саду и др.), спортивные соревнования дошкольников и первоклассников, участие в театрализованной деятельности (в летний оздоровительный период).

Взаимодействие педагогов: совместные педагогические советы (ДОО и школа), семинары, мастер-классы, круглые столы педагогов ДОО и учителей школы, проведение диагностики по определению готовности детей к школе, открытые показы образовательной деятельности в ДОО и открытых уроков в школе, педагогические и психологические наблюдения.

Сотрудничество с родителями: совместные родительские собрания с педагогами ДОО и учителями школы, круглые столы, дискуссионные встречи, вечера вопросов и ответов, консультации с педагогами ДОО и школы; встречи родителей с будущими учителями; Дни открытых дверей, творческие мастерские.

Для достижения целей охраны здоровья детей и педагогов, формирования основы культуры здоровья, администрация дошкольной образовательной организации привлекает к активному сотрудничеству организации здравоохранения, культуры и спорта: Областное государственное автономное учреждение здравоохранения «Иркутская государственная детская поликлиника № 1», Областное государственное автономное учреждение здравоохранения «Иркутская государственная детская поликлиника № 2», Иркутский спортивный комплекс «Вымпел», спортивный комплекс «Труд».

Обеспечение безопасности жизнедеятельности становится актуальной проблемой. В соответствии с ФГОС ДО безопасность выделена в отдельную образовательную область. Поэтому в МБДОУ г. Иркутска детском саду № 129 в рамках модели сетевого взаимодействия систематизирована работа в данном направлении. Педагоги организуют встречи с сотрудниками ГИБДД, ОГПН № 1, инспектором в комиссии по делам несовершеннолетних.

Для совершенствования эффективной деятельности дошкольной организации сетевое взаимодействие включает в себя работу с органами местного самоуправления. К ним относятся Администрация г. Иркутска, Администрация Октябрьского округа г. Иркутска. Инициатором творческого подхода в работе с образовательными организациями выступает Благотворительный фонд поддержки гражданских инициатив А.С. Битарова. Активное участие в деятельности дошкольного учреждения принимает депутат Думы города Иркутска, главный врач клинической больницы № 1 Л.А. Павлюк. Нами разработано положение о проведении традиционного ежегодного Окружного спортивного мероприятия «Веселые старты», где Л.А. Павлюк выступает не только в качестве спонсора соревнований, но и членом жюри. С целью формирования у населения Иркутской области идеологии здорового образа жизни, укрепления физического и духовного здоровья населения в Центре здоровья при МУЗ КБ № 1 г. Иркутска работникам МБДОУ г. Иркутска № 129 предоставляется возможность пройти бесплатное медицинское обследование.

Реализация модели сетевого взаимодействия ДОО предполагает решение задач приобщения детей к искусству, эстетической стороне окружающей действительности, организовано сотрудничество с экскурсионным Агенством «Нерпенок». Сотрудники Агенства «Нерпенок» совместно с педагогами ДОО организуют ознакомительные, тематические экскурсии в театры, музеи, храмы, выставочные залы г. Иркутска. В результате сетевого взаимодействия с учреждением дополнительного образования ШРР «Созвучие», в ДОО функционируют кружки: хореографии, изостудии, сказкотерапии.

Таким образом, модель сетевого взаимодействия МБДОУ г. Иркутска детского сада № 129 показывает, что активная позиция дошкольной образовательной организации влияет на личную позицию педагогов, детей, родителей, делает учебно-воспитательный процесс более эффективным, открытым и полным.

На наш взгляд, модель сетевой взаимодействия в МБДОУ г. Иркутска детского сада № 129 позволяет:

  • использовать максимум возможностей для развития интересов детей и их индивидуальных особенностей (у детей появляется желание и возможность посещать спортивные секции, кружки, студии, детские библиотеки, театры);
  • решить многие образовательные задачи за счет интеграции различных форм работы (тем самым повышается качество образовательных услуг и уровень реализации ФГОС ДО);
  • способствовать росту профессионального мастерства всех специалистов дошкольной образовательной организации, работающих с детьми, поднимает статус ДОО;
  • активно включаться в образовательный процесс всем участникам образовательных отношений, что позволяет повысить его качество и качество ресурсообеспечения (кадрового обеспечения – за счет привлечения специалистов по дополнительному образованию (музыкантов, художников, спортсменов); финансового обеспечения – за счет спонсорской помощи; программно-методического обеспечения – за счет создания совместных образовательных проектов);
  • создать обратную связь между участниками сети, входящими в состав модели сетевой организации взаимодействия для достижения нового качества образовательных результатов, согласованности интересов и потребностей субъектов образовательной деятельности и общества в целом;
  • сделать ДОО открытой системой, что соответствует современной образовательной политике Министерства образования и науки РФ и, в частности, национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» (2010).

Таким образом, организация модели сетевого взаимодействия в МБДОУ г. Иркутска детского сада № 129 является эффективным способом качественного изменения системы ресурсного обеспечения, управления, а также способствует обновлению содержания образования в ДОО.