Договор на обслуживание путей

Договор на обслуживание путей

Глава VII. ДРУГИЕ ВИДЫ ДОГОВОРОВ НА ТРАНСПОРТЕ

§ 1. Договоры на эксплуатацию железнодорожных подъездных путей необщего пользования

Железнодорожным подъездным путям необщего пользования в Уставе железнодорожного транспорта посвящена гл. IV.

В соответствии со ст. 2 УЖТ железнодорожные пути необщего пользования — это железнодорожные подъездные пути, примыкающие непосредственно или через другие железнодорожные подъездные пути к железнодорожным путям общего пользования и предназначенные для обслуживания определенных пользователей услугами железнодорожного транспорта на условиях договоров или выполнения работ для собственных нужд.

Железнодорожные подъездные пути необщего пользования, их сооружения и устройства должны обеспечивать ритмичную погрузку и выгрузку грузов, маневровую работу в соответствии с объемом перевозок, а также рациональное использование железнодорожного подвижного состава, его сохранность.

Конструкция и состояние сооружений и устройств, расположенных на железнодорожных путях необщего пользования, должны соответствовать строительным нормам и правилам и обеспечивать пропуск вагонов с допустимой на железнодорожных путях общего пользования нормой технической нагрузки, а также пропуск локомотивов, предназначенных для обслуживания железнодорожных путей необщего пользования.

В соответствии с п. 4 ст. 16 Федерального закона от 10 января 2003 г. N 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» открытие для постоянной эксплуатации нового железнодорожного пути необщего пользования и подача на такой железнодорожный путь железнодорожного подвижного состава осуществляются после принятия такого железнодорожного пути в эксплуатацию созданной в установленном порядке комиссией, в состав которой входят представитель федерального органа исполнительной власти в области железнодорожного транспорта, владелец железнодорожного пути необщего пользования и владелец инфраструктуры, к которой примыкает такой железнодорожный путь. Порядок обслуживания железнодорожного пути необщего пользования устанавливается его владельцем по согласованию с перевозчиками, осуществляющими перевозки по такому железнодорожному пути.

Формы договора (по эксплуатации железнодорожного пути необщего пользования или на подачу и уборку вагонов) определяются в зависимости от принадлежности железнодорожного пути необщего пользования и локомотива, обслуживающего данный железнодорожный путь.

Договоры на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования заключаются:

— между перевозчиком и владельцем железнодорожного пути необщего пользования при обслуживании такого пути локомотивом владельца железнодорожного пути необщего пользования;

— между перевозчиком и владельцем железнодорожного пути необщего пользования при обслуживании такого пути локомотивом перевозчика;

— между перевозчиком и контрагентом при обслуживании его локомотивом перевозчика. В этом случае договор может быть заключен только при согласии основного владельца железнодорожного пути необщего пользования на пропуск вагонов для перевозок контрагента по своей территории. Данное согласие удостоверяется подписью и печатью указанного владельца железнодорожного пути необщего пользования в договоре на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования.

Договоры на подачу и уборку вагонов заключаются:

— между перевозчиком и пользователем железнодорожного пути необщего пользования при обслуживании его локомотивом перевозчика;

— между перевозчиком и пользователем железнодорожного пути необщего пользования при обслуживании такого пути локомотивом пользователя;

— между перевозчиком и контрагентом при обслуживании его локомотивом перевозчика.

Отношения между контрагентом и владельцем, пользователем железнодорожного пути необщего пользования, которые осуществляют его обслуживание своим локомотивом, регулируются отдельным договором между ними (п. 2.2 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования).

Указанные договоры являются самостоятельными видами договоров, заключенных на железнодорожном транспорте, и не являются разновидностью договоров об организации перевозок грузов, как это утверждает В.В. Витрянский [204].

Статья 798 ГК РФ устанавливает, что перевозчик и грузовладелец при необходимости осуществления систематических перевозок грузов могут заключать долгосрочные договоры об организации перевозок, т.е. стороны при обоюдном согласии могут заключать подобный договор. Это обстоятельство нашло свое подтверждение в п. 1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда N 30, который устанавливает, что, «поскольку заключение договора об организации перевозок не является обязательным, при отказе одной из сторон заключить такой договор другая сторона не вправе требовать его заключения в судебном порядке». И далее, в п. 2 Постановления особо подчеркивается, что заключение договоров на подачу и уборку вагонов и на эксплуатацию железнодорожных подъездных путей обязательно как для перевозчика, который является владельцем инфраструктуры, так и для владельца подъездного пути, грузоотправителя, грузополучателя, что нехарактерно для сторон долгосрочного договора. При неосновательном уклонении одной из сторон от заключения этих договоров вторая сторона вправе в соответствии с п. 4 ст. 445 ГК РФ обратиться в арбитражный суд с заявлением об обязании заключить договор. Суд принимает заявление к рассмотрению на общих основаниях.

Все сказанное позволяет сделать вывод о том, что: во-первых, эти договоры не могут рассматриваться как разновидность договоров об организации перевозок грузов (ст. 798 ГК РФ); во-вторых, эти договоры являются самостоятельными видами договоров, заключаемых на железнодорожном транспорте.

Сторонами в этих договорах являются владельцы путей необщего пользования и перевозчик (железная дорога), а также грузоотправители и грузополучатели (в тех случаях, когда железнодорожный подъездной путь принадлежит перевозчику). Договор на эксплуатацию железнодорожного подъездного пути необщего пользования и договор на подачу и уборку вагонов являются договорами возмездными.

Возмездность этих договоров заключается в том, что подача и уборка вагонов осуществляются за плату, при этом стороны, заключая эти договоры, имеют права и обязанности, соблюдение которых обязательно (взаимность).

Указанные договоры являются консенсуальными, так как они признаются заключенными в момент достижения соглашения между перевозчиком и владельцами подъездных путей необщего пользования, а действия по подаче и уборке вагонов, расчеты между сторонами совершаются во исполнение уже возникшего обязательства.

На каждый железнодорожный подъездной путь необщего пользования его владельцем совместно с перевозчиком после окончания строительства и приема такого пути в эксплуатацию составляется Инструкция о порядке обслуживания и организации движения на железнодорожном подъездном пути необщего пользования. Инструкция подписывается перевозчиком или владельцем инфраструктуры, владельцем железнодорожного пути необщего пользования. В данной инструкции указываются: весовая норма и длина составов (поездов), допускаемых к обращению на железнодорожном подъездном пути необщего пользования, максимально допустимая скорость движения, тип локомотива, порядок маневровых передвижений, положение стрелочных переводов, наличие и расположение сигналов, нормы закрепления вагонов и другие условия, связанные с обеспечением безопасности движения поездов.

Указанная инструкция пересматривается при изменении технического оснащения железнодорожного подъездного пути необщего пользования и технологии его работы.

Каждый железнодорожный подъездной путь необщего пользования должен иметь технический паспорт, план и продольный профиль, чертежи искусственных сооружений. В техническом паспорте указываются технические характеристики рельсов, шпал, балласта, земляного полотна, искусственных сооружений, весовых приборов, обустройств и механизмов, предназначенных для погрузки, выгрузки, очистки, промывки вагонов, маневровых устройств, лебедок, промышленных станций, горок, полугорок, вытяжных путей, устройств сигнализации, централизации, блокировки и связи, используемых при поездной и маневровой работе, и других обустройств и механизмов. Эта документация предъявляется комиссии по приему железнодорожного пути необщего пользования в эксплуатацию. После ввода в эксплуатацию новых объектов или их закрытия владелец железнодорожного подъездного пути необщего пользования вносит в технический паспорт соответствующие изменения и один экземпляр технического паспорта передает владельцу инфраструктуры, сообщая ему обо всех внесенных в паспорт изменениях с приложением соответствующих документов. Владелец инфраструктуры вносит изменения в техническо-распорядительный акт (ТРА) станции примыкания, составляет приложение к нему — ведомость железнодорожного подъездного пути необщего пользования.

Владелец инфраструктуры и перевозчик с согласия владельца или пользователя железнодорожного подъездного пути необщего пользования могут в соответствии с договором за плату использовать, в том числе для проведения маневровых работ и временного размещения вагонов, принадлежащий ему или используемый им железнодорожный подъездной путь необщего пользования (ст. 63 УЖТ).

В соответствии с заключенными договорами (на эксплуатацию железнодорожных подъездных путей, подачу и уборку вагонов) владельцы инфраструктуры и перевозчики осуществляют:

— перевозку грузов, а также перемещение железнодорожных вагонов от приемосдаточных путей станций железных дорог до погрузочно-разгрузочных фронтов;

— механизированную погрузку и выгрузку грузов, перевозимых в железнодорожном подвижном составе, а также в контейнерах;

— складские работы (перемещение грузов с фронта выгрузки на склад и со склада на фронт погрузки, перемещение грузов внутри склада).

Объем и перечень выполняемых работ и услуг, оказываемых владельцами инфраструктуры и перевозчиками, в которых нуждается владелец подъездного пути, определяются договорами.

При обслуживании железнодорожного подъездного пути необщего пользования локомотивом владельца подъездного пути необщего пользования вагоны подаются локомотивом перевозчика (владельца инфраструктуры) только на выставочные пути данного подъездного пути необщего пользования. Дальнейшее их продвижение и расстановка по фронтам погрузки и выгрузки осуществляются локомотивом владельца подъездного пути. Технология работы железнодорожного подъездного пути необщего пользования (подача и уборка вагонов и т.д.) определяется не его принадлежностью к организации или физическому лицу, а принадлежностью локомотива, с помощью которого производится подача и уборка вагонов и иная маневровая работа на железнодорожном подъездном пути необщего пользования.

Подача, уборка вагонов и маневровая работа для грузоотправителей, грузополучателей, имеющих склады и погрузочно-разгрузочные площади на железнодорожных подъездных путях необщего пользования, принадлежащих железной дороге, регулируются договорами, связанными с подачей и уборкой вагонов (ст. 56 УЖТ). За работу локомотива, принадлежащего владельцу инфраструктуры, по подаче и уборке вагонов взимается сбор в размере, указанном в тарифном руководстве. Расстояние, за которое взыскивается плата (сбор) за подачу и уборку вагонов, указывается в договоре, связанном с подачей и уборкой вагонов.

Заключение договоров, связанных с эксплуатацией железнодорожного подъездного пути необщего пользования либо с подачей и уборкой вагонов, является обязательным как для владельца инфраструктуры, перевозчика, так и для владельца подъездного пути, грузоотправителя, грузополучателя. Поэтому при неосновательном уклонении одной из сторон от заключения этих договоров другая сторона вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением об обязании заключить договор. Арбитражному суду подведомственны также и заявления о рассмотрении разногласий по таким договорам без представления письменного соглашения сторон о передаче разногласий на разрешение арбитражного суда, если начальник дороги и владелец подъездного пути не пришли к соглашению по имеющимся между ними разногласиям (Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 6 октября 2005 г. N 30, п. 2).

Читайте так же:  Подоходный налог на мрот

Договоры, связанные с эксплуатацией железнодорожных подъездных путей необщего пользования, и договоры, связанные с подачей и уборкой вагонов, разрабатываются с учетом технологии работы железнодорожной станции, к которой примыкает железнодорожный подъездной путь, и технологии работы железнодорожного подъездного пути необщего пользования, а в соответствующих случаях с учетом единых технологических процессов (ст. 58 УЖТ).

Необходимость разработки единого технологического процесса работы железнодорожного подъездного пути необщего пользования и станции примыкания определяется владельцем инфраструктуры и перевозчиком и владельцем железнодорожного подъездного пути необщего пользования. При разработке такого единого технологического процесса могут быть использованы методические рекомендации по разработке единых технологических процессов работы железнодорожных подъездных путей и железнодорожных станций примыкания, утверждаемые МПС России.

При наличии у одного владельца или пользователя нескольких железнодорожных подъездных путей необщего пользования с отдельными примыканиями к станции (нескольким станциям) договор об эксплуатации железнодорожного подъездного пути необщего пользования или договор о подаче и уборке вагонов заключается, как правило, отдельно на каждый железнодорожный подъездной путь необщего пользования примыкания. По согласованию с владельцем инфраструктуры и владельцем или пользователем железнодорожного подъездного пути необщего пользования может заключаться один договор.

В соответствии со ст. 58 Устава железнодорожного транспорта договорами об эксплуатации железнодорожных подъездных путей необщего пользования и договорами о подаче и уборке вагонов устанавливаются порядок подачи и уборки вагонов, а также технологические сроки оборота вагонов.

При расчете технологических сроков оборота вагонов могут быть использованы методические рекомендации по определению технологического времени на выполнение погрузочно-разгрузочных операций с грузовыми вагонами, утверждаемые федеральным органом исполнительной власти в области транспорта России.

В настоящее время действуют Методические рекомендации по определению технологического времени на выполнение погрузочно-разгрузочных операций с грузовыми вагонам, утв. указанием МПС России от 5 марта 2001 г. N Е-313у.

Технологическое время на выполнение погрузочно-разгрузочных операций в местах необщего пользования — это время, затрачиваемое на погрузку и выгрузку грузов механизированным или немеханизированным способами с учетом затрат времени на подготовительные, вспомогательные и заключительные операции.

Технологическое время используется при:

— разработке технологического процесса работы грузовой станции;

— разработке единого технологического процесса работы железнодорожного подъездного пути необщего пользования и железнодорожной станции примыкания;

— расчете оборота вагонов;

— расчете интервала времени, через который осуществляется подача и уборка вагонов на/с железнодорожный подъездной путь необщего пользования;

— определении перерабатывающей способности железнодорожного подъездного пути, которое учитывается при приеме заявок грузоотправителей по перевозке грузов в части соответствия размеров погрузки выгрузочным возможностям грузополучателей.

До заключения договора об эксплуатации железнодорожного подъездного пути необщего пользования или договора о подаче и уборке вагонов владелец железнодорожного подъездного пути представляет владельцу инфраструктуры, перевозчику документы, подтверждающие права на железнодорожный подъездной путь, а владелец инфраструктуры назначает уполномоченного представителя для разработки указанных договоров.

Договоры об эксплуатации железнодорожного подъездного пути необщего пользования и договоры о подаче и уборке вагонов заключаются с учетом данных технического паспорта железнодорожного подъездного пути необщего пользования, плана железнодорожного подъездного пути необщего пользования, его продольного профиля и чертежей искусственных сооружений.

Перед заключением договора об эксплуатации железнодорожного подъездного пути необщего пользования или договора о подаче и уборке вагонов и определением его условий владелец инфраструктуры, перевозчик совместно с владельцем или пользователем железнодорожного подъездного пути производят обследование железнодорожного подъездного пути и его технической оснащенности. Результаты обследования оформляются актом обследования железнодорожного подъездного пути необщего пользования.

Акт обследования железнодорожного подъездного пути необщего пользования подписывается сторонами, участвующими в его составлении. При необходимости к обследованию железнодорожного подъездного пути необщего пользования привлекаются ревизор по безопасности движения, дорожный мастер дистанции пути и другие причастные работники владельца инфраструктуры, перевозчика. Обследование железнодорожного подъездного пути необщего пользования возглавляют перевозчик и уполномоченный представитель владельца или пользователя железнодорожного подъездного пути необщего пользования.

Владелец инфраструктуры, перевозчик, владелец или пользователь железнодорожного подъездного пути необщего пользования, участвующий в обследовании, подписывают акт обследования железнодорожного подъездного пути необщего пользования, а в случае несогласия с данными, внесенными в акт, подписывают его и письменно излагают в нем либо на отдельном листе, прилагаемом к акту обследования железнодорожного подъездного пути необщего пользования, свое мотивированное мнение.

Акт обследования железнодорожного подъездного пути необщего пользования составляется в необходимом количестве экземпляров, по одному экземпляру для каждой из сторон, участвующих в обследовании.

По просьбе перевозчика к предназначенным для него экземплярам акта обследования железнодорожного подъездного пути необщего пользования владельцем или пользователем железнодорожного подъездного пути необщего пользования прилагается план железнодорожного подъездного пути с нанесенными на нем местами погрузки и выгрузки и с указанием специализации железнодорожных путей и складских площадей.

Заключение договоров. Договоры, связанные с эксплуатацией железнодорожных путей, и договоры, связанные с подачей и уборкой вагонов, заключаются сроком не более чем на пять лет (ст. 64 УЖТ). Заключение таких договоров осуществляется в следующем порядке:

а) проекты договоров об эксплуатации железнодорожного подъездного пути необщего пользования или договора о подаче и уборке вагонов разрабатываются и подписываются уполномоченным представителем перевозчика.

Перечень уполномоченных представителей перевозчика, в функциональные обязанности которого входит подготовка и заключение договоров на эксплуатацию железнодорожного подъездного пути необщего пользования и договоров на подачу и уборку вагонов, а также проведение обследования железнодорожного пути необщего пользования, устанавливает перевозчик.

Два экземпляра подписанного проекта договора перевозчик направляет на подпись владельцу или пользователю железнодорожного подъездного пути необщего пользования, который подписывает проект полученного договора и возвращает его перевозчику в месячный срок. Указанный срок исчисляется: при пересылке проекта договора с нарочным — с даты расписки адресата в получении договора с указанием должности и фамилии принявшего его лица; при пересылке по почте с уведомлением — с даты получения адресатом проекта договора, указанной в уведомлении. Если при подписании проекта договора у владельца или пользователя железнодорожного подъездного пути необщего пользования возникнут возражения по его условиям, то наряду с подписанием проекта договора он составляет протокол разногласий и два его экземпляра вместе с подписанным проектом договора направляет перевозчику. Наличие разногласий оговаривается в проекте договора;

б) перевозчик в течение месяца с даты получения протокола разногласий обязан рассмотреть его. О дате рассмотрения разногласий перевозчик должен заблаговременно известить владельца или пользователя железнодорожного подъездного пути необщего пользования.

В соответствии со ст. 64 Устава железнодорожного транспорта разногласия по договору об эксплуатации железнодорожного подъездного пути необщего пользования и по договору о подаче и уборке вагонов рассматриваются и разрешаются сторонами таких договоров.

При недостижении договоренности разногласия рассматриваются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (в арбитражном суде). Пленум Высшего Арбитражного Суда РФ в Постановлении N 30 специально отметил (п. 2), что сроки, в течение которых оставшиеся неурегулированными разногласия по упомянутым договорам могут быть переданы на рассмотрение арбитражного суда, Уставом железнодорожного транспорта не предусмотрены.

При этом следует иметь в виду, что арбитражный суд возвращает без рассмотрения заявление о рассмотрении разногласий, если истцом не будут представлены доказательства соблюдения доарбитражного порядка разрешения разногласий непосредственно между сторонами, подписавшими договор. По вопросам обеспечения безопасности движения и сохранности железнодорожного подвижного состава решения принимает владелец инфраструктуры.

При непредставлении перевозчиком за один месяц до окончания срока действия договора проекта нового договора владелец или пользователь железнодорожного подъездного пути необщего пользования имеет право направить перевозчику свой проект договора. Порядок и сроки рассмотрения данного проекта договора аналогичны порядку и срокам, установленным при направлении проекта договора перевозчиком.

При невозврате одной из сторон подписанного проекта договора в месячный срок заключение договора в обязательном порядке осуществляется лишь в том случае, если организации имеют железнодорожные подъездные пути необщего пользования или грузоотправители и грузополучатели имеют склады и погрузочно-разгрузочные площадки на железнодорожных подъездных путях, принадлежащих железной дороге. Во всех остальных случаях действуют положения гл. 28 ГК РФ.

Статья 64 Устава железнодорожного транспорта допускает, что договорами, связанными с эксплуатацией железнодорожных подъездных путей необщего пользования, и договорами, связанными с подачей и уборкой вагонов, может быть предусмотрен порядок изменений условий таких договоров до истечения срока их действия в случаях изменений технического оснащения либо технологии работы железнодорожной станции или железнодорожных подъездных путей необщего пользования.

До разрешения спорных вопросов в суде действуют условия прежнего договора, связанного с эксплуатацией железнодорожных подъездных путей необщего пользования, либо договора, связанного с подачей и уборкой вагонов.

Следует иметь в виду, что отношения по эксплуатации железнодорожных подъездных путей между владельцами подъездных путей необщего пользования и организациями железнодорожного транспорта помимо Устава железнодорожного транспорта (гл. IV) и договоров регулируются и другими нормативными актами. К их числу относятся Правила эксплуатации и обслуживания железнодорожных подъездных путей необщего пользования и инструктивные указания Государственного арбитража СССР от 31 мая 1976 г. N И-1-14 «О практике разрешения споров, возникающих при заключении и исполнении договоров на эксплуатацию железнодорожных подъездных путей и на подачу и уборку вагонов» [205]. Эти указания применяются в части, не противоречащей действующему законодательству Российской Федерации.

Устав железнодорожного транспорта устанавливает порядок регулирования взаимоотношений между контрагентом (грузоотправителем или грузополучателем, которые в пределах железнодорожного подъездного пути необщего пользования, принадлежащего другому грузоотправителю или грузополучателю, имеют свои склады либо примыкающие к указанному железнодорожному пути свои железнодорожные подъездные пути необщего пользования) и владельцем железнодорожного подъездного пути необщего пользования, примыкающего к железнодорожным путям общего пользования (ст. 60 УЖТ). Эти отношения регулируются заключенным между ними договором, в котором, если подъездные пути обслуживаются локомотивом владельца подъездного пути, определяются порядок обслуживания контрагента этим локомотивом, участие контрагента в ремонте и содержании подъездных путей, расчеты по платежам, связанным с их амортизацией, и т.п. Перевозчики в таких договорах в качестве стороны не участвуют.

Заключение договоров, связанных с обслуживанием контрагентов, имеющих на железнодорожном подъездном пути ветвевладельца свои склады и погрузочно-разгрузочные площадки либо свои железнодорожные подъездные пути необщего пользования, примыкающие к железнодорожным подъездным путям ветвевладельца, является обязанностью как этих сторон, так и перевозчика, если организация железнодорожного транспорта обслуживает подъездной путь ветвевладельца своим локомотивом (ст. 60 УЖТ, п. 3 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда N 30).

Читайте так же:  Регистрация ооо под ключ москве

Контрагент освобождается от обязанности заключить такой договор, если представит доказательства, что он не осуществляет и не будет осуществлять работы, связанные с погрузкой и выгрузкой грузов в свои склады и на подъездных путях и перевозкой их по железной дороге.

В тех случаях, когда контрагент обслуживается, как и владелец железнодорожного подъездного пути необщего пользования, локомотивом перевозчика, между ним и перевозчиком заключается договор по подаче и уборке вагонов. При этом заключение такого договора возможно лишь с согласия владельца железнодорожного подъездного пути необщего пользования на пропуск вагонов контрагента по своим путям. Указанные отношения между владельцем подъездного пути и контрагентом регулируются договором, в котором определяется порядок пропуска владельцем подъездного пути необщего пользования вагонов контрагента и расчетов за использование подъездного пути (ст. 60 УЖТ).

Условия договора. Безусловно, одним из основных условий договоров на эксплуатацию железнодорожных подъездных путей необщего пользования и подачу и уборку вагонов являются условия, связанные с порядком подачи вагонов, контейнеров, иных транспортных средств под погрузку и выгрузку и их уборки с подъездных путей, а также время их нахождения на подъездных путях.

При обслуживании железнодорожного подъездного пути необщего пользования локомотивом владельца вагоны, контейнеры подаются локомотивом, принадлежащим перевозчику на установленные в соответствии с заключенным договором выставочные железнодорожные пути. Дальнейшая расстановка транспортных средств осуществляется локомотивом владельца подъездного пути.

В тех случаях, когда железнодорожные подъездные пути необщего пользования обслуживаются локомотивом, принадлежащим перевозчику, транспортные средства (вагоны, контейнеры) подаются и убираются перевозчиком на железнодорожный подъездной путь необщего пользования к местам их погрузки и выгрузки.

Местом погрузки, выгрузки называется часть железнодорожных подъездных путей необщего пользования, примыкающая к крытым и открытым складам и предназначенная для погрузки и выгрузки грузов.

Максимальное количество подаваемых вагонов на места погрузки, выгрузки определяется по полезной длине складского, погрузочно-разгрузочного железнодорожного подъездного пути, оно должно быть обязательно отражено в заключенных договорах.

При сдаче вагонов на выставочных железнодорожных путях максимальное количество подаваемых вагонов определяется по полезной длине выставочного железнодорожного пути.

Передача вагонов на железнодорожный подъездной путь необщего пользования удостоверяется подписями работников сдающей и принимающей сторон в памятке приемосдатчика и в ведомости подачи и уборки вагонов. Следует иметь в виду, что эти два документа имеют весьма важное значение при определении времени нахождения транспортных средств на подъездных путях ветвевладельца либо у складских помещений грузополучателя. На основании этих документов фактически определяется время, в течение которого транспортные средства находились у ветвевладельца или грузополучателя, была ли задержка при их погрузке или выгрузке. Подача и уборка вагонов на железнодорожный подъездной путь необщего пользования и возврат вагонов с железнодорожного подъездного пути необщего пользования производятся по уведомлению, расписанию или через установленные интервалы времени.

Расчет интервала времени, через который осуществляется подача и уборка вагонов, зависит от технологии основного производства, технической оснащенности и технологии работы железнодорожного подъездного пути необщего пользования и станции примыкания.

Основными факторами, определяющими величину интервала времени, могут быть: время, необходимое на выполнение приемосдаточных операций, на подачу и уборку вагонов на железнодорожный подъездной путь необщего пользования, на операции по погрузке, выгрузке и перестановке вагонов. Причем эти условия должны быть обязательно отражены в договорах.

О времени подачи вагонов перевозчик уведомляет владельца или пользователя железнодорожного подъездного пути необщего пользования не позднее чем за 2 часа до подачи вагонов. Передача уведомлений о времени подачи вагонов производится круглосуточно по телефону с записью в книгу уведомлений. Это обстоятельство, безусловно, должно учитываться владельцами подъездных путей, так как их условия в договорах о том, что они и их склады работают до 18.00, являются несостоятельными.

Владелец или пользователь железнодорожного подъездного пути необщего пользования обязан назначить своих представителей, ответственных за прием уведомлений, и письменно сообщить начальнику станции их фамилии и номера телефонов.

Порядок и сроки передачи уведомлений о времени подачи вагонов утверждаются перевозчиком. Для записи уведомлений на станции ведется книга уведомлений о времени подачи вагонов под погрузку или выгрузку.

При уборке вагонов по уведомлению срок уборки исчисляется с момента передачи уведомления.

При уборке вагонов по расписанию или через установленные интервалы сроком уборки считается время, предусмотренное расписанием или интервалом.

Время нахождения вагонов под погрузкой, выгрузкой в случае обслуживания железнодорожного подъездного пути необщего пользования локомотивом, принадлежащим перевозчику, исчисляется с момента фактической подачи вагонов к месту погрузки или выгрузки грузов до момента получения станцией от грузоотправителей, грузополучателей уведомления о готовности вагонов к уборке.

Время нахождения вагонов на железнодорожных подъездных путях необщего пользования, обслуживаемых локомотивом владельца этих путей, исчисляется с момента передачи владельцу железнодорожных подъездных путей необщего пользования вагонов на железнодорожных выставочных путях до момента их возвращения на железнодорожные выставочные пути.

Учет времени нахождения вагонов на железнодорожном подъездном пути необщего пользования осуществляется по ведомостям подачи и уборки вагонов на основании памяток приемосдатчика. Порядок заполнения ведомостей подачи и уборки вагонов и памяток приемосдатчика устанавливается соответствующей инструкцией по ведению станционной коммерческой отчетности.

Любая задержка вагонов на станции в ожидании подачи их на железнодорожный подъездной путь необщего пользования под выгрузку, перегрузку по причинам, зависящим от грузополучателя, владельца или пользователя железнодорожного подъездного пути необщего пользования, а также задержка подачи вагонов в соответствии с принятой заявкой на перевозку грузов по причинам, зависящим от грузоотправителя, владельца или пользователя железнодорожного подъездного пути необщего пользования, оформляются актом общей формы с включением в него номеров задержанных вагонов. Фактом задержки является невозможность подачи перевозчиком вагонов в срок, установленный договором.

Задержка вагонов на железнодорожном подъездном пути необщего пользования вследствие непреодолимой силы, военных действий, блокады, эпидемии, которые вызвали перерыв движения на железнодорожном подъездном пути, и иных обстоятельств, при которых запрещено проводить операции по погрузке, выгрузке грузов, а также аварий, которые произошли у грузоотправителя, грузополучателя, владельца или пользователя железнодорожного подъездного пути необщего пользования и в результате которых прекращено осуществление их основной производственной деятельности, оформляется актом общей формы.

К акту общей формы должно быть приложено заключение компетентных органов о причине и квалификации обстоятельства, в результате которого нельзя было производить операции по погрузке, выгрузке на железнодорожном подъездном пути необщего пользования.

[204] См.: Витрянский В.В. Договор перевозки. С. 340, 341. См. также: Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право. Кн. 4. М.: Статут, 2003. С. 350.

[205] См.: Систематизированный сборник. С. 244.

Почему необходимо заключать договор на текущее обслуживание и ремонт железнодорожного пути

Осуществлять общее содержание путей необщего пользования в надлежащем состоянии — дело крайне важное. Однако такая задача далеко не каждому хозяйственнику под силу. Не все руководители промышленных предприятий могут позволить себе держать дополнительный штат специализированных работников, в чьи обязанности входило бы текущее обслуживание ж/д путей и, тем более, их своевременный ремонт.

Зачем путям необщего пользования обслуживание

На железнодорожном полотне практически круглогодично много чего необходимо выполнять из того, что неспециалисту может показаться не существенным. Мы даже не заикаемся о пресловутой снегоборьбе! Ведь, как известно, зима у нас всегда приходит неожиданно.

Но и в другое время года содержание путей требует постоянного внимания и незамедлительных действий:

регулировки и обслуживания стрелочных переводов;
ремонта шпал;
очистки рельсов от мазута и грязи;
удаления растительности на самих ж/д путях и насыпи;
скашивания кустарников в припутевой полосе;
поливки гербицидами и т. д.

Можно ещё долго продолжать. Дело даже не в том, что обслуживать ЖД пути требуют различные инструкции и нормативы. На железнодорожные пути необщего пользования точно также влияют и погодные факторы, и нагрузки от локомотивов и поездных составов. Если элементарно не поддерживать ж/д полотно в исправном и рабочем состоянии, можно получить большие проблемы в виде схода подвижного состава.

Единая Промышленная Компания вовсе не заинтересована в подобном развитии ситуации — аварий и ЧП на железной дороге хватает и так. Именно поэтому мы предлагаем свои услуги по текущему содержанию пути всем заинтересованным компаниям из любого уголка нашей страны.

Но чтобы впоследствии никому из нас не было “мучительно больно”, настоятельно рекомендуем сторонам заключать договор на техническое обслуживание и ремонт ЖД пути. И даже если впоследствии вы обратитесь в другую компания, помните — договор на текущее обслуживание и ремонт железнодорожного полотна необщего пользования ОБЯЗАТЕЛЕН. Как и на любые другие услуги, связанные с железной дорогой.

Чем обусловлена необходимость заключения договоров

Не будем разбирать все юридические тонкости, почему нужен договор на содержание и текущий ремонт. Применительно к рассматриваемой теме и нас, и вас должен интересовать договор подряда на услуги по содержанию ж/д пути.

Договор подряда на выполнение работ по уходу за железнодорожным полотном необщего пользования регулирует права и обязанности каждой из сторон — заказчика работ и исполнителя (подрядчика). Одновременно договор технического обслуживания и ремонта ЖД путей регламентирует:

порядок сдачи/приёмки оказанной услуги,
сроки выполнения и оплату,
ответственность каждой из сторон друг перед другом и др.

Содержание путей непосредственно связано с безопасностью поездного движения. Поэтому, чтобы не пополнять печальную статистику арбитража по спорам, договор подряда на оказание услуг крайне желательно оформлять при содействии грамотных юристов, с тщательным прописыванием не только предмета договора, но и всех важных пунктов (речь о них ниже), несоблюдение которых любой стороной может привести к судебным разбирательствам. Вот зачем нужен договор на техническое обслуживание и ремонт ж/д пути.

Содержание договора об оказании услуг

Согласно арбитражной практике, согласованным договор подряда на выполнение работ по текущему уходу за железнодорожным полотном считается, если в нём указан вид конкретных услуг, их объём или содержание. Помимо этого, в договор технического обслуживания и ремонта ЖД пути можно прописать указание на овеществление результата работ, например, на отремонтированный участок ж/д полотна.

А сейчас рассмотрим содержание договора об оказании услуг по ТО железнодорожного пути подробнее. Ниже мы представим перечень пунктов, которые самым тщательным образом должны быть согласованы между сторонами и оговорены в договоре подряда на услуги текущего обслуживания ЖД путей:

Читайте так же:  Отзыв на исковое заявление о разделе совместно нажитого имущества

предмет договора — наименование работ, их перечень и/или объём;
сроки выполнения — начальный и конечный. При этом оговариваются и промежуточные сроки завершения отдельных этапов (частей) работ;
цена договора — (размер оплаты) включает компенсацию подрядчику его издержек, а также причитающееся ему вознаграждение;
оплата — её способы и сроки;
возможность/невозможность привлечения субподрядчиков (третьей стороны) к выполнению работ;
ответственность сторон — определяется в соответствии с действующим законодательством РФ;
контроль работ со стороны заказчика;
порядок приёмки-передачи объекта работ — подписание акта сдачи-приёмки обязательно для обеих сторон.

Это основные пункты. В некоторых случаях предусматривается указание в договоре на выполнение работ прочих условий и гарантий. К договору прилагаются необходимые приложения (смета, технические задания, акты, схемы и т. п.) и реквизиты сторон. Договор на текущее обслуживание и ремонт железнодорожного пути составляется в 2-х экземплярах (по одному для заказчика и подрядчика) и подписывается каждой из сторон.

Заключив договор подряда на услуги по содержанию железнодорожного пути с ЕПК-РЖД, вы можете быть уверены в высоком качестве и профессиональном исполнении всех затребованных работ нашими специалистами. Наши услуги носят официальный характер, деятельность компании сертифицирована, все необходимые допуски и разрешения оформлены.

ООО «ЕПК» — Ваш ЖЕЛЕЗНОдорожный партнер!
Звоните нам: +7 (812) 966-90-04
8-800-500-79-89 — звонки по России бесплатно

Договор на техническое обслуживание железнодорожного пути необщего пользования

Автор документа

на техническое обслуживание железнодорожного пути необщего пользования

г. ______________ «____»_____________ 20__ г.

_____________________________________________, именуемое в дальнейшем «Заказчик», в лице __________________________________________, действующего на основании __________________________________, с одной стороны, и ______________________________________ , именуемое в дальнейшем «Подрядчик», в лице _________________________ , действующего на основании __________________ , с другой стороны, в дальнейшем при совместном упоминании именуемые «Стороны», заключили настоящий Договор о нижеследующем:

1. Предмет договора.

1.1. Подрядчик предоставляет услуги по техническому обслуживанию и контролю состояния железнодорожного подъездного пути необщего пользования, примыкающие к станционным путям станции ______________ в объёме текущего содержания (перечень работ текущего содержания прилагается – Приложение № 1 к Договору), протяжённостью _______ км пути и ___ (______) стрелочных переводов (далее – услуги), а Заказчик эксплуатирует железнодорожный подъездной путь и оплачивает оказанные услуги, согласно прилагаемой к настоящему Договору калькуляции (Приложение № 2 к Договору).

1.2. К техническому обслуживанию подъездной путь принимается после подписания актам приёма-передачи с указанием пространственного расположения, заключения о состоянии пути и обустройств. Пространственное расположение, техническое состояние подъездного пути и обустройств определяется Подрядчиком в присутствии Заказчика в соответствии с «Паспортом железнодорожного подъездного пути», составленного, согласованного и зарегистрированного в установленном порядке.

2. Обязанности сторон.

2.1. Обязанности Заказчика:

2.1.1. Заказчик обязан использовать железнодорожный подъездной путь и стрелочные переводы по их прямому назначению.

2.1.2. Заказчик обязан допускать представителя Подрядчика для проведения осмотра железнодорожного подъездного пути.

2.1.3. Заказчик назначает своего представителя, уполномоченного осуществлять непосредственный контроль над процессом оказания услуг, принимать от Подрядчика и подписывать Акты приёма-сдачи оказанных услуг, давать Подрядчику указания и распоряжения о режиме оказания услуг, а также письменно информирует Подрядчика о таком назначении с указанием полномочий, должности и имени представителя.

2.1.4. Заказчик подписывает в течении пяти рабочих дней с момента получения от Подрядчика, составленные в соответствии с пунктом 3.4 Договора оригиналы Актов приёма-сдачи оказанных услуг и направляет их в адрес Подрядчика, либо в течении пяти рабочих дней с момента получения направляет письменный мотивированный отказ от подписания Акта.

2.1.5. Заказчик обязан своевременно в установленном Договором порядке производить оплату услуг Подрядчика.

2.2 Обязанности Подрядчика:

2.2.1. Подрядчик обязан осуществлять техническое обслуживание железнодорожного подъездного пути и стрелочных переводов в соответствии с нормами и допусками, установленными ПТЭ РФ, «Инструкцией по текущему содержанию железнодорожных путей» № ЦП-774 от 01.07.2000 г., «Правилами и технологией выполнения основных работ при текущем содержании пути» № ЦПТ-52 от 30.06.1997 г.

2.2.2. Подрядчик выполняет работы, неучтённые в Приложении № 1 данного Договора, на основании дополнительного соглашения и сметы, утверждённой Сторонами.

2.2.3. Подрядчик осуществляет систематический надзор за состоянием пути, анализ причин появления неисправностей и выполнение необходимых работ в установленные сроки.

2.2.4. Подрядчик обеспечивает соблюдение правил техники безопасности при оказании услуг, на железнодорожном пути собственными работниками, машинами и механизмами.

2.2.5. Подрядчик несёт полную ответственность за соблюдение государственных нормативных требований по охране труда при оказании услуг на железнодорожных путях необщего пользования.

2.2.6. Подрядчик выполняет требования пожарной безопасности при оказании услуг.

2.2.7. Подрядчик участвует в комиссиях по плановому осмотру подъездных путей представителями ОАО «РЖД».

2.2.8. Подрядчик подаёт предложения по проведению подъёмочного, среднего и капитального ремонтов, замене элементов пути, не соответствующих нормативным документам по безопасности движения, содержания и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования.

3. Платежи и расчёты по Договору.

3.1. Заказчик ежемесячно оплачивает оказываемые услуги по настоящему Договору согласно прилагаемой калькуляции.

3.2. Заказчик ежемесячно оплачивает услуги Подрядчика по безналичному расчёту путём перечисления денежных средств на расчётный счёт Подрядчика. Датой исполнения обязательства Заказчика по оплате услуг Подрядчика считается день перечисления причитающихся Подрядчику денежных средств на расчётный счёт Подрядчика.

Заказчик оплачивает услуги до 15 (пятнадцатого) числа месяца, следующего за месяцем, в котором были оказаны принятые по акту приёма-передачи услуги, на основании счетов, выставляемых Подрядчиком.

3.3. Подрядчик предоставляет Заказчику не позднее третьего числа каждого месяца, следующего за месяцем, в котором услуги были оказаны, два оригинала Акта приёма-передачи оказанных услуг, счет-фактуру, а также Сводную накладную использованных при оказании услуг материалов.

3.4. В случае изменения затрат на используемые машины и механизмы, а также увеличения региональных коэффициентов на заработную плату, стоимость оказываемых услуг может быть изменена по соглашению Сторон. Стоимость оказываемых услуг может пересматриваться не чаще одного раза в полугодие.

4. Ответственность по Договору.

4.1. За неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по настоящему Договору Стороны несут ответственность в соответствии с действующим законодательством РФ.

4.2. Подрядчик отвечает за весь ущерб, возникающий в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением своих договорных обязательств. Ответственность Подрядчика имеет место независимо от получения требования-напоминания со стороны Заказчика о необходимости надлежащего выполнения договорных обязательств. В случае просрочки оказания услуг по Договору Подрядчик уплачивает неустойку в размере __ процента от стоимости не оказанных вовремя услуг за каждый день задержки до фактического выполнения обязательств с момента письменного уведомления стороны. Если услуги оказываются с недостатками по вине Подрядчика, то Подрядчик по письменному требованию Заказчика в согласованные сроки должен принять все меры по устранению недостатков с целью надлежащего предоставления всего объёма услуг. Заказчик имеет право подавать такие письменные требования в течение срока действия настоящего Договора. За задержку подвижного состава по подаче к фронтам погрузки (выгрузки) по вине Подрядчика (ненадлежащее текущее содержание) ответственность возлагается на Подрядчика с возмещением возникших убытков.

4.3. При возникновении между Заказчиком и Подрядчиком спора по поводу объёмов, качества, недостатков оказанных услуг или причин возникновения недостатков по требованию любой из сторон может быть назначена экспертиза. Расходы на экспертизу, если иное предварительно не согласовано сторонами в письменном виде, оплачиваются Сторонами в равных долях. После получения результатов экспертизы все расходы потерпевшей стороны на её проведение возмещаются стороной, виновной в ущербе.

4.4. Ни одна из Сторон не вправе передать свои права и обязанности по настоящему Договору третьей стороне без письменного согласия на то другой Стороны.

4.5. Во всём, что не предусмотрено настоящим Договором, Стороны руководствуются действующим гражданским законодательством РФ.

4.6. За нарушения Заказчиком сроков оплаты услуг, установленных пунктом 3.2. настоящего Договора, Заказчик уплачивает Подрядчику неустойку в размере __ процента от стоимости принятых по Акту не оплаченных услуг за каждый день просрочки с момента письменного уведомления стороны.

5. Условия конфиденциальности.

5.1. Вся организационная, финансовая и технологическая информация, касающаяся Сторон и (или) услуг, оказываемых в соответствии с настоящим Договором, получаемая в связи с оказанием упомянутых услуг, является конфиденциальной. Эта информация не должна передаваться ни одной из Сторон каким-либо третьим лицам без письменного согласия другой Стороны. Общедоступная информация не считается конфиденциальной, её опубликование или передача третьим лицам регулируется соответствующими правовыми нормами.

5.2. Ответственность Подрядчика за раскрытие информации, получаемой при выполнении настоящего Договора, относится также ко всем лицам, которые выступают от имени Подрядчика, к уполномоченным лицам, представителям, а также ко всем лицам оказывающим помощь, которые могут иметь прямой или косвенный доступ к такой информации, которая в данном определении выступает как производственная (коммерческая) тайна.

6. Особые условия Договора.

6.1. Стороны вправе расторгнуть настоящий Договор в одностороннем порядке, уведомив об этом другую сторону за 30 (тридцать) дней до предполагаемой даты расторжения с указанием причин расторжения Договора.

6.2. Все споры и разногласия по настоящему Договору Стороны решают в претензионном порядке. При не достижении согласия сторонами спор передаётся на разрешение Арбитражного суда _________________.

6.3. Стороны не несут ответственности, предусмотренной настоящим Договором, если невозможность выполнения ими полностью или частично условий Договора наступила в силу форс-мажорных обстоятельств – действий непреодолимой силы, иных явлений стихийного характера и военных действий, находящихся вне контроля партнёров по Договору.

7. Срок действия Договора.

7.1. Настоящий Договор вступает в силу с момента его подписания и действует до «___»___________ 20__ года.

7.2. Пролонгация настоящего Договора осуществляется путём подписания дополнительного соглашения.

7.3. Настоящий Договор составлен в двух экземплярах, имеющих равную юридическую силу, по одному для каждой из Сторон.

7.4. Все Приложения, изменения и дополнения к Договору являются его неотъемлемой частью.

Приложения к Договору:

Приложение № 1 – перечень работ, выполняемых Подрядчиком, в объёме текущего содержания пути.

Приложение № 2 – сводный расчёт стоимости технического обслуживания пути и стрелочных переводов в месяц.